2 классификация потребностей
Известный американский психолог Абрахам Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности духовного уровня, если у него есть недостаток в простых вещах. К примеру, он не нуждается в признании и уважении, если ему негде жить.
Таким образом, можно выделить первичные потребности по Маслоу, без удовлетворения которых личность не развивается.
Основные физиологические потребности человека по Маслоу
Человек рождается с уже определенными стремлениями. Однако существуют определенные желания, направленные на поддержку жизнеобеспечения. К физиологическим потребностям по А. Маслоу относится, в первую очередь, потребность в выживании.
Среди физиологических потребностей по Маслоу инстинкт выживания наиболее мощный. Только при наличии еды, воды и защиты человек способен думать об удовлетворении других желаний.
Второй важной физиологической потребностью по классификации А. Маслоу является потребность в безопасности. Сразу после удовлетворения примитивных нужд человек испытывает потребность в финансовой, эмоциональной и физической безопасности. Это значит, что он не хочет быть бедным, зависимым или нуждающимся в таких простых вещах, как еда и жилье.
Только после удовлетворения физиологических потребностей личность начинает нуждаться в:
- комфорте;
- свободном времени;
- любви;
- уважении;
- самореализации.
В основе такой классификации лежит предположение, что поведение и мотивация человека определяются базовыми потребностями.
Первичные и вторичные потребности по Маслоу
В теории американского психолога выделяют первичные и вторичные желания человека.
Первичными потребностями согласно классификации Маслоу являются потребности в жизнеобеспечении и безопасности. Жизнеобеспечение – это элементарные нужды (вода, воздух, одежда, жилье, еда, секс). К безопасности относят чувство защищенности и стабильности. Эти потребности первичны, потому что при выборе между утолением голода и уважением окружающих большинство людей выберут еду.
Ко вторичным потребностям относятся:
- Социальные нужды – общение, совместная деятельность и т.д.
- Престиж – признание общества, уважение, карьерный рост, хорошая репутация и т.д.
- Духовность – самореализация, самоутверждение, саморазвитие и т.д.
В соответствии с теорией Маслоу человек не будет нуждаться в удовлетворении духовных потребностей без получения всех остальных.
Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Потребность — вид функциональной или психологической нужды, или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.
Потребности человека — осознанные или неосознанные условия обеспечения жизнедеятельности человека или нужда его в объектах и явлениях, без которых он испытывает дискомфорт, ухудшающий состояние его здоровья. Потребности человека выступают источником его активности. Они обусловлены его воспитанием (социализацией) в широком смысле этого слова — приобщением к миру культуры, представленной как предметно (материальные потребности человека), так и духовно, функционально (духовные потребности человека, в том числе эстетические потребности).
Потребности человека представляют собой самую неоднозначную категорию исследования и обуславливаются, помимо общей с животными первой сигнальной системы, наличием сложной психической организации, представленной второй сигнальной системой — мышлением и речью.
Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Первоначально это состояние носит расплывчатый характер, точно неясна причина такого состояния, но на следующем этапе оно конкретизируется, и становится ясно какие именно товары или услуги необходимы. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В последний входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.
Потребность человека характеризует его конкретную нужду, принявшую специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности и желания человека очень разнообразны, но возможности их удовлетворения обычно ограничены. По основным своим признакам все потребности человека можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, положительные и отрицательные, прямые и косвенные, общие и особенные, постоянные и временные, обычные и чрезвычайные, беспрерывные и прерывные, настоящие и будущие, индивидуальные и коллективные, частные и государственные и т.д. Конкретные потребности людей выражаются в тех или иных объектах, позволяющих удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества и человека.
По мере развития общества растут и потребности людей. Производители пытаются сформировать прочную связь между выпускаемыми товарами и потребностями человека. Тот или иной товар пропагандируется и рекламируется как средство удовлетворения одной или нескольких специфических нужд человека. Однако потребитель выбирает только тот товар, который доставит ему наибольшее удовлетворение при имеющихся финансовых возможностях. Так потребность в дальнейшем превращается в спрос или запрос на конкретный товар. Спрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью людей на определенный товар. На рынке под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребность или нужду человека и предлагается с целью его приобретения и использования или потребления.
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения посредством рынка. Каждый человек выступает, с одной стороны, как потребитель различного рода благ, производимых предприятием, а с другой, как обладатель рабочей силы, знаний, умений и способностей, необходимых различным предприятиям и организациям для осуществления своей экономической деятельности. Взаимодействие потребителей и производителей, равновесие спроса и предложения осуществляется с помощью и посредством системы рынков, включающей не только рынок потребительских товаров и услуг, но и рынок экономических ресурсов, в том числе — рынок труда.
Механизм взаимодействия между потребностями человека и мотивами его поведения одним из первых был рассмотрен американским психологом А. Маслоу, разработавшим так называемую иерархию потребностей. Теория иерархического построения потребностей показывает, как потребности воздействуют на мотивацию человека к труду и как воздействовать на человека, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определенным образом. По этой теории все потребности людей можно разделить на пять основных категорий.
- 1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания человека. Они включают потребности в пище, воде, жилье, одежде, отдыхе и многие другие естественные потребности людей.
- 2. Потребности в безопасности и уверенности, в будущем определяются необходимостью защиты людей от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, сохранения их здоровья и стабильного уровня жизни и, конечно, наличия интересной и высокооплачиваемой работы и т.д.
- 3. Социальные потребности выражают желание человека быть причастным к общению с другими людьми, чувствовать их поддержку и привязанность и т.д.
- 4. Потребности в уважении предполагают необходимость признания личных достижений человека, уважительного отношения на производстве к персоналу и во всех сферах жизни и т.д.
- 5. Потребности самовыражения включают возможность самореализации человека, стремление его к развитию своего внутреннего потенциала, творческих способностей и т.п.
Пути удовлетворения пяти ступеней (уровней) потребностей по Маслоу следующие:
- 1. Пища, жилье, одежда, вода, отдых и другие естественные надобности.
- 2. Защищенность, уверенность в завтрашнем дне, сохранение устойчивости, доходов и возможностей.
- 3. Общность (групповая), одобрение, дружба, контакт с окружающими.
- 4. Профессиональная компетентность, самостоятельность в принятии решений, самоуважение, репутация, статус.
- 5. Реализация своего потенциала, получение новой информации, знаний, полномочий и т.д.
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с её объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от её предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая её сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется. Неудовлетворенность потребностей — один из источников стресса.
Развитие и формирование потребностей человека — это процесс объективный, определяется действием всеобщего экономического закона возвышения потребностей. Государство в определенной степени воздействует на процесс формирования потребностей через свою социально-экономическую политику: обязательное бесплатное среднее образование; специальное высшее образование, страховая медицина, пропаганда здорового образа жизни, рационального питания; контроль качества товаров и услуг и т. д.
потребность социальный классовый общественный
Потребности выполняют различные функции. Выделяют четыре вида функций: побудительная, познавательная, оценочная, мировоззренческая .
Побудительная функция потребностей. Потребности побуждают человека к деятельности, поскольку получение доступа к тому, в чем он нуждается, предполагает разнообразную деятельность.
Познавательная функция потребностей. В процессе потребления изучаются (познаются) качества объектов потребления, их характеристики.
Оценочная функция потребностей. Потребности, их качественные и количественные характеристики являются критерием оценки объектов процессов потребления.
Мировоззренческая функция потребностей. Характер и направленность потребностей влияют на мировоззрение, образ жизни человека.
Гармоничность и разумность потребностей обусловливает психологическую устойчивость человека.
Особую роль в жизни человека играют психологические потребности, связанные с деятельностью человека. В связи с этим в психологии выделяют две основные функции потребностей личности: сигнальную и побуждающую. Первая функция состоит в том, что возникновение потребности сигнализирует человеку о появлении дефицита, изменении состояния (физического или психического), нужности чего-то. Именно измененное состояние, осознаваемое либо неосознаваемое человеком, является сигналом, запускающим деятельность.
Вторая функция состоит в побуждении активности, деятельности для удовлетворения потребности с целью устранения или усиления состояния дефицитности. Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.
У истоков этого процесса была политическая экономия, которая положила начало определению предмета экономической теории как самостоятельной области знаний. Затем представления о предмете экономической теории постоянно менялись и были далеко не однозначными. Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Микроэкономика — исследование поведения фирмы, домохозяйства в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных решений, исследование воздействия государства на фирмы, а также анализ интересов индивидов и конъюнктуры частных рынков.
Методы:
1. Логический — исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический переход от простого к сложному.
2. Научной абстракции — состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления.
3. Исторический — предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели.
4. Диалектический — дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития.
5. Сравнение — позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений.
Практикуется также использование гипотезы, которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.
Задача:
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность экономических явлений (раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов.)
Функции:
Познавательная функция. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития.
Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству.
Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук.
Прогностическая функция. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом.
Критическая функция. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма).
Потребности и их свойства.
Потребность — это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.
Потребности подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека(одежда, питание, жилье), и вторичные, к которым относятся все остальные( досуг).
К материальным потребностям относятся услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности (стрижка волос). Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), другие — в ограниченном. Последние называются экономические блага.
Свойства потребностей:
а) Необратимость потребностей — они изменяются только в одном направлении — в сторону роста;
б) С ростом благосостояния доля расходов на первичные потребности сокращается, а на вторичные — растет (закон Энгеля). Установлена закономерная связь: чем выше доход человека, тем меньше удельный вес расходов на продукты питания и материальное обеспечение;
в) Высшие потребности отдельного человека и всех людей в принципе неудовлетворимы (безграничны);
г) Потребности выступают внутренним импульсом деятельности человека
Широкую известность получила теория иерархии потребностей, которую предложил американский психофизиолог русского происхождения А. Маслоу в 1943 году. Маслоу выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеней. Основанием пирамиды являются фундаментальные потребности (рис. 13).
Рисунок 13.
Пирамида потребностей Маслоу
Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Первый уровеньпотребностей человека — физиологические потребности:
1. дышать
2. есть
3. пить
4. выделять
5. спать, отдыхать.
Физиологические потребности являются необходимыми для выживания и включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
Второй уровень– потребность в надежности и безопасности:
6. быть чистым
7. одеваться, раздеваться
8. поддерживать температуру
9. быть здоровым
10. избегать опасностей, болезней, стрессов
11. двигаться.
Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Третий уровень – социальные потребности:
12. общаться
Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
Четвертый уровень – потребность в уважении и самоуважении
13. достижение успеха:
Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
Пятый уровень – потребность в самовыражении
14. играть, учиться, работать.
Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребность в кислороде — нормальном дыхании, одна из основных физиологических потребностей человека. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным, появляется одышка, кашель. Продолжительная гипоксия приводит к цианозу, кожа и видимые слизистые приобретают синюшный цвет. Поддержание этой потребности должно стать для сестры приоритетной задачей. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.
Потребность в пищетакжеимеет большое значение для сохранения здоровья и хорошего самочувствия. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена регулярным употреблением пищи, богатой животными жирами и холестерином. Рацион, содержащий много круп и растительной клетчатки, снижает риск рака толстого кишечника. Высокое содержание белка в пище способствует заживлению ран.
Медсестра должна обучить пациента и дать рекомендации по рациональному и адекватному питанию для удовлетворения данной потребности. Больному рекомендуется ежедневно употреблять фрукты и овощи, каши, молочные продукты, обезжиренные мясо, рыбу, птицу, меньше сливочного масла, сливок, но ограничить употребление яичных желтков, сахара, сладких продуктов, соли, алкогольных напитков.
Пищу лучше варить, печь, но не жарить.
Неудовлетворенная потребность в пище приводит к нарушению здоровья человека.
Потребность в жидкости — это ежедневное употребление 1,5-2 л жидкости ежедневно: вода, напитки, первые блюда, фрукты, овощи. Такое количество восполняет потери в виде мочи, кала, пота, испарений при дыхании. Чтобы сохранить водный баланс, человек должен употреблять жидкости больше, чем он выделяет, в противном случае появляются признаки обезвоживания, но не более 2 литров, чтобы не вызвать нарушения функций органов и систем. От умения медсестры предвидеть опасность обезвоживания или образования отеков зависит здоровье пациента.
Потребность в выделении продуктов жизнедеятельности. Удовлетворение ряда других потребностей может быть отложено, но нельзя отложить выделение продуктов жизнедеятельности на долгое время. Многие пациенты считают данный процесс интимным и не обсуждают эти вопросы с персоналом. При удовлетворении нарушенной потребности медсестра должна обеспечить ему возможность уединения, уважать право пациента на конфиденциальность.
Потребность в сне и отдыхе — при недосыпании уменьшается уровень глюкозы в крови, ухудшается питание мозга и замедляются мыслительные процессы; рассеивается внимание, ухудшается память. У человека, который не спал полночи, вдвое уменьшается количество клеток крови, отвечающих за фагоцитоз, иммунную защиту.
Больному человеку сон более необходим, поскольку способствует улучшению его самочувствия. Несмотря на то что восприимчивость человека к внешним раздражителям во время сна снижена, это достаточно активное состояние.
На сон человека могут оказывать влияние такие факторы, как физическое недомогание, лекарства, наркотики, образ жизни, эмоциональный стресс, окружающая среда и физическая нагрузка. Любое заболевание, сопровождающееся болью, физическим недомоганием, тревогой и депрессией, приводит к нарушению сна.
Медицинская сестра должна ознакомить пациента с действием назначенных лекарственных средств и их влиянии на сон.
Отдых — состояние пониженной физической и психической активности. Отдыхать можно во время длительной прогулки, чтения книг или при выполнении специальных релаксирующих упражнений. В лечебном учреждении отдыху может помешать громкий шум, яркий свет, присутствие других людей.
Необходимость отдыха и сна для жизнедеятельности человека дадут возможность сестре оказать пациенту помощь и удовлетворить доступными ей средствами его потребность во сне.
Потребность в движении. Ограничение подвижности или неподвижность создают много проблем для человека. Такое состояние может быть продолжительным и постоянным. Оно может быть обусловлено травмой с последующим наложением шины, вытяжением конечностей с применением специальных аппаратов, болью при наличии хронических заболеваний, остаточных явлений нарушения мозгового кровообращения (инсульта).
Неподвижность — один из факторов риска развития пролежней, нарушения функции опорно-двигательного аппарата, работы сердца и легких. При длительной неподвижности наблюдаются изменения в системе пищеварения: диспепсия, метеоризм (вздутие живота), анорексия (потеря аппетита), понос или запоры. Интенсивное натуживание во время дефекации может привести к геморрою, инфаркту миокарда, тромбоэмболии легочной артерии, остановке сердца. Неподвижность, особенно в лежачем положении, нарушает мочевыделение и может привести к инфекции мочевого пузыря, лоханок, к образованию камней в мочевом пузыре и почках.
Главная проблема неподвижности, что пациент не может общаться с окружающей средой, которая оказывает значительное влияние на формирование личности. От степени и продолжительности неподвижности у пациента могут появиться проблемы в психосоциальной сфере; падает способность к обучению, снижается мотивация, скудеют чувства и эмоции.
Сестринская помощь, направленная на максимально возможное восстановление подвижности, самостоятельности при движении с использованием костылей, палок, протезов, имеет огромное значение для улучшения качества жизни пациента.
Сексуальная потребность. Она не прекращается даже при заболевании или достижении преклонного возраста. На сексуальное здоровье человека могут влиять его болезнь, дефекты развития. Многие люди говорят на эту тему неохотно даже при наличии серьезных сексуальных проблем. Решение имеющихся или потенциальных сексуальных проблем может помочь пациенту добиться гармонии во всех аспектах здоровья. Необходимо при беседе с пациентом иметь твердую основу знаний для понимания здоровой сексуальности и наиболее распространенных ее нарушений; понимать, как влияет на сексуальность ориентация, культура, религиозные убеждения человека; научиться определять проблемы, выходящие за рамки сестринской компетенции, и рекомендовать пациенту помощь специалиста (врача-сексолога, сексопатолога, андролога).
Потребность в безопасности.Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Каждый из нас нуждается в крове, одежде и в том, кто может оказать помощь. Пациент чувствует себя в безопасности, если кровать, кресло или каталка зафиксированы, покрытие пола в палате и в коридоре сухое и на нем нет посторонних предметов, помещение в темное время суток достаточно освещено; при плохом зрении есть очки. Пациент должен быть одет соответственно погоде, а в жилище достаточно тепло, и при необходимости ему будет оказана помощь. Пациент должен быть уверен, что он в состоянии не только обеспечить свою безопасность, но и не причинить вреда окружающим. Не должны провоцироваться стрессовые ситуации.
Социальные потребности- это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь. Люди хотят, чтобы их любили, понимали. Никто не желает быть покинутым, нелюбимым и одиноким. Если это случилось, значит, социальные потребности человека не удовлетворены.
При тяжелой болезни, нетрудоспособности или в преклонном возрасте часто возникает вакуум, социальные контакты теряются. В таких случаях потребность в общении не удовлетворена, особенно у пожилых и одиноких людей. Нужно всегда помнить о социальных потребностях человека, даже в тех случаях, когда он предпочитает не говорить об этом. Помогая пациенту решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.
Потребность в самоуважении и уважении.Общаясь с людьми, мы не можем быть равнодушными к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Труд должен приносить удовлетворение, а отдых — быть насыщенным и интересным. Чем выше уровень социально-экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении. Нетрудоспособные и пожилые пациенты теряют это чувство, так как больше мало для кого представляют интерес, некому радоваться их успеху, а поэтому у них нет возможности удовлетворить свою потребность в уважении.
Потребность в самовыражении — это наивысший уровень потребностей человека. Удовлетворяя свою потребность в самовыражении, каждый верит, что он делает лучше, чем другие. Для одного самовыражение — это написание книги, для другого — вырастить сад, для третьего — воспитание детей.
Медицинская сестра, составляя план ухода за пациентом, должна помочь в меру своей компетентности.
Дата добавления: 2016-03-15; просмотров: 10033;