3 признака конституции
Содержание
Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:
1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ, принимаем Конституцию РФ». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г.
Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;
3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;
4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.
Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:
1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ.
Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.
Характерно, что ст. 15 Конституции РФ не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции РФ, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.
2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России.
Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.
4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.
Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.
Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.
Конституции СССР и РСФСР: исторические условия разработки и принятия, особенности содержания и структуры.
Причинами замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР.
Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.
Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь была отделена от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. Высшим органом государственной власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК), которым руководил двухпалатный Президиум ВЦИК.
Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Она сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата.
Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП (б). Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. . Высшим органом государственной власти Советского союза стал двухпалатный Верховный совет СССР.
Определим понятие Конституции как Основного Закона государства. Понятие конституции отражает её сущностные характеристики.
Конституция представляет собой политико-правовой акт, который устанавливает основы конституционного строя РФ, принципы взаимоотношений человека и государства, основы федерального устройства, порядок образования и принципы функционирования высших органов государственной власти.
Конституция – это основной закон государства, нормы которого обязательны для исполнения всеми субъектами правовых отношений на всей территории России. Все законы и остальные акты принимаются на основе и в соответствии с Основным законом государства.
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе государства. От всех других правовых актов она отличается следующими чертами:
– особый субъект, который устанавливает основной закон государства или от имени которого она принимается;
– учредительный характер конституционных положений;
– всеохватывающий характер конституционной предписаний;
– особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия и внесения поправок, специфические формы охраны и т.п.
Рассмотрим более подробно вышеуказанные особенности Конституции как Основного Закона государства.
Во-первых, она является актом, который обычно принимается народом или от его имени.
Во-вторых, особенность субъекта, принимающего конституцию, предопределяет и такую сущностную черту конституции как её учредительный характер. Так как народ в демократическом государстве признается единственным источником власти, то только он обладает и её высшим проявлением – учредительной властью.
Учредительная власть подразумевает право принимать конституцию и тем самым устанавливать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Лишь учредительная власть может изменить основы устройства общества и государства.
Именно на признании учредительной природы основного закона государства основываются особый порядок её принятия и верховенство.
Учредительная природа конституции состоит и в том, что её предписания выступают в качестве первоосновы, то есть для установления положений конституции не существует правовых ограничений.
В-третьих, важной чертой конституции является особый предмет конституционного регулирования, а именно особенность того спектра общественных отношений, на которые она воздействует.
Конституционное регулирование имеет всеохватывающий характер, что не характерно иному нормативному правовому акту. Основной закон государства затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную и другие. Она либо регулирует в данных сферах базовые общественные отношения, либо подвергает их своему воздействию в полной мере.
В-четвертых, конституцию отличают и особые юридические свойства.
Они зависят от вышеперечисленных особенностей и черт конституции и выражаются:
– в верховенстве основного закона государства;
– в высшей юридической силе;
– в роли как ядра правовой системы государства и системы права;
– в особой охране конституции;
– в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в неё поправок.
Указанные юридические свойства нашли последовательное отражение в Конституции РФ 1993 года.
Конституция — основной закон государства.Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Признаки Конституции:
1) Высшая юридическая сила. Все нормативные правовые акты на территории России не должны противоречить Конституции РФ.
2) Особый порядок принятия и изменения. Конституция РФ принимается либо посредством референдума, либо Конституционным Собранием.
3) Нормотворческая база текущего законодательства. С принятием конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней.
Виды конституций:
1. по форме выражения:
Писаная конституция — нормативный правовой акт, целостно регулирующий вопросы конституционного значения. Писаная конституция может быть единым и единственным актом, например Конституция США. Однако она может представлять собой несколько актов (их частей), содержательно дополняющих друг друга и формально провозглашенных составными частями единой конституции. Так, современная Конституция Франции включает Конституцию 1958 г., Декларацию 1789 г., преамбулу Конституции 1946 г.
Неписаная конституция — совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев (например, конституции Великобритании, Новой Зеландии). Составляющие неписаную конституцию источники не дают каждый по отдельности цельную модель общественно-государственной жизни в своих странах. Они формально не соединены между собой в рамках единого акта или официального свода актов и не отграничивают себя от других правовых источников по признаку особой юридической силы.
2. По субъектам принятия:
Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти), например Конституция Катара. Дарованной конституцией являлись основные государственные законы Российской империи 1906 г., введенные в действие актом императора.
Народная конституция может приниматься на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).
Функции конституции:
Учредительная функция.Она проявляется в создании условий для развития новых общественных отношений путем учреждения формы правления государственных институтов.
Внешнеполитическая функция заключается в определении основных направлений внешней политики и в обеспечении информации об обществе и государстве для внешнего мира.
Организационная функция состоит в регламентации основных параметров организации и деятельности государственных институтов.
Политическая функция выражается в определении основ конституционного строя, отношений между личностью и государством, а также в определении принципов избирательной системы.
Идеологическая функция Конституция призвана воздействовать на духовную сферу жизни общества, формирование его нравственных ценностей.
Юридическая функция Конституция призвана выполнять роль основы действующей правовой системы. Эта функция проявляется в признании конституционных норм:
Вопрос № 38 «Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, виды и функции»
Подзаконный нормативно-правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконный нормативный акт — принятый компетентными органами и лицами, и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.
Классификация ПНПА:
По сфере действия:
общие (действуют на территории всего государства)
местные (действуют в отдельной местности)
ведомственные (действуют внутри ведомств)
локальные (внутриорганизационные)
По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):
— указы Президента Российской Федерации;
— постановления Правительства Российской Федерации,
— государственных комитетов, администраций;
— приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
Функции ПННА:
1. обеспечивают вступление закона в силу. К такого рода актам относятся указы главы государства о промульгации (обнародовании) закона;
2. обеспечивают исполнение закона на территории страны. Данная функция в большей степени характерна для постановлений правительства и министерств;
3. детализируют исполнение закона на территории определенной части государства или для определенной категории лиц.
Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.
Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.
Отличия конституции от других правовых актов
— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.
— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.
— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.
Виды конституций |
|
писаная |
неписаная |
существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции) |
существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии) |
реальная |
фиктивная |
адекватно отражает реальное конституционное строение |
не соответствует фактическим условиям, является декларативной |
народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.) |
октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.) |
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.
Функции конституции
Наименование |
Ее сущность |
Политическая |
Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие |
Правовая |
Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства |
Гуманистическая |
Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права |
Учредительная |
Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти |
Мировоззренческая |
Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права |
Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:
Смена политического режима в государстве |
Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства |
Образование |
=> Принятие новой конституции
Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.
Этапы конституционного развития России
Этапы |
Год принятия |
Основной закон российского государства |
Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция) |
||
Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) |
||
Конституция РСФСР |
||
Конституция РСФСР |
||
Конституция РСФСР |
||
1989—1993 |
Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г. |
|
Конституция Российской Федерации (РФ) |
Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.
Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).
Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.
Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.
Особенности Конституции РФ
Особенности, |
Их подтверждение |
Принимается народом (или от его имени) |
12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ |
Имеет учредительный характер |
В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства |
Обладает высшей юридической властью |
Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону |
Имеет всеохватывающий характер |
Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений |
Является основой для всех иных источников права |
Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней |
Отличает особый порядок охраны |
Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции |
Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок |
Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей. Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу. Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия. После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования |
По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:
Преамбула
Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Первый раздел
№ |
Название главы |
Конституционные статьи |
Предмет регулирования |
Основы конституционного строя |
1—16 |
Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии |
|
Права и свободы человека и гражданина |
17—64 |
Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина |
|
Федеративное устройство |
65—79 |
Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации |
|
Президент Российской Федерации |
80—93 |
Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности |
|
Федеральное Собрание |
94—109 |
Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса |
|
Правительство Российской Федерации |
110—117 |
Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству |
|
Судебная власть |
118—129 |
Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ |
|
Местное самоуправление |
130—133 |
Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления |
|
Конституционные поправки и пересмотр Конституции |
134—137 |
Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр |
Второй раздел
Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Основные задачи Конституции РФ |
|
Преобразование России в демократическое правовое государство |
Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами |
Основы конституционного строя России.
Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.
Признаками конституционного строя являются:
- верховенство права;
- широкие права и свободы человека, их гарантированность;
- участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
- разделение властей.
Защита конституционного строя обеспечивается:
- особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
- неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.
Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:
- демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
- нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
- российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
- патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:
- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
- государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
- федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти «сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
- Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
- установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
- идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
- Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).