Административная ответственность должностных лиц
В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнение либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
В соответствии с примечание к ст. 2.4 КоАП РФ должностные лица несут административную ответственность (если законом не установлено иное) так же, как и совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать такие функции, как руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и мер дисциплинарной ответственности к подчиненным, а под административно-хозяйственными – такие как управление и распоряжение имуществом или денежными средствами и др.
Нормы особенной части КоАП РФ построены таким образом, что в отдельных случаях в диспозиции или санкции тех или иных статей указываются конкретные должностные лица, выступающие в качестве субъектов административной ответственности. В частности, в диспозиции ст. 5.29 КоАП РФ «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных договоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения» в качестве субъекта правонарушения напрямую указывается работодатель, в диспозиции ст. 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» – руководитель учреждения, в диспозиции ст. 8.16 «Невыполнение правил ведения судовых документов» – капитан судна.
Наличие у должностных лиц права совершать те или иные действия властного характера в некотором роде и предопределяет особенности их административной ответственности. Причем наступать она может не только за их собственные фактические противоправные действия либо бездействие, но также и за бездействие в форме необеспечения соблюдения правил и норм иными лицами, если это входит в круг их служебных обязанностей. В частности, директор магазина, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.4 КоАП РФ за нарушение его продавцами правил торговли, выражающихся в продаже товаров с нарушением санитарных правил или без соответствующих сертификатов на товары.
12
Основные направления государственной политики в области охраны труда.
· признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий
· установление единых норм требований по охране труда для предприятий всех форм собственности, независимо от среды хозяйственной деятельности
· государственное управление деятельностью в области охраны труда, гос надзор и контроль за соблюдением законов в области охраны труда
· защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве
· проведение эффективной налоговой политики
· применение эк санкций в целях соблюдения предприятиями требований по охране труда(штрафы)
Определение охраны труда. Система правовых актов РФ.
Охрана труда – система законодательных актов, соц-экономич., организ-технич., лечебно-профилактич. мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда.
Система правовых актов РФ (которые должны соблюдаться федер.органами исполнительной власти, а также предприятиями всех форм собственности):
· гос стандарты РФ
· сист. Стандарты безопасности труда
· отраслевые стандарты
· санитарные правила и инструкции по технике безопасности
Главные надзорные органы по охране труда.
Гос управление охраны труда осуществляет гос орган, полномочия которого опр-ся президентом РФ и по его поручению Правительством РФ;
Главный надзорный орган по охране труда – федеральная инспекция труда при Мин.Здравоохранении и Соц.Развитии, контролирующих выполнения законодат о труде и охране труда силами гос инспекций труда, являющихся его территориальными органами;
Надзорные органы:
· гос-ые
· санит.-эпидемиологический надзор (за выполнение предприятиями и орг-ми санитарно-гигиенич норм и правил)
Гос технич. надзор (контролирует прав.устройства и эксплуатации электрич. и теплоиспольз-ых установок)
Гос пожарный надзор – контролирует выполнение требований пожарной профил-ки при проектир-ии и эксплуатации произв. Помещений
Федер надзор РФ по ядерной и радиац безоп-ти — контр-ет источники ионизир-их излучений
Прогнозируемый риск. Четыре методических подхода к определению риска.
Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п. Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.
Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.
Существуют 4 метод. подхода к определению риска:
· инженерный, опирающ. на статистику и вероятностныйый анализ безопасности
· модельный основан на построении моделей воздействия вредн. факторов на человека
· экспертный, при котором вероятность соб-ий опр-ся данными экспертизы
· социальный основан на опросе населения
Защитные и предохранительные устройства.
Защитные (оградит.)устройства: к ним относятся ср-ва защиты, препятствующие попаданию чел-ка в опасн. зоны; они применяются для изоляции систем привода машин и агрегатов, зоны обработки заготовок, станков, прессов, ударных элементов машин. Конструктивно-оградит устройства могут быть: стационарными, подвижными и переносными.
Предохранительные устройства: предназначены для автоматич отключения подвижных агрегатов и машин при отклонении от норм. режима работы, к ним относ-ся: ограничители хода, изготовл-ых в виде упора, концевых выключателей, ограничителей скорости с тормозными устройствами и т.д.
Виды ответственности должностных лиц.
Должностные и административные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда несут ответственность: дисциплинарную, административную, уголовную и материальную.
· Дисциплинарная ответственность — дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу по спец-ти на срок до 3х месяцев) налагается в порядке подчиненности вышестоящей администрацией.
· Административная ответственность — выражается в применении административных взысканий :предупреждение, денежный штраф, взыскиваемый из заработной платы, лишение удостоверений (прав) — налагаются административными комиссиями, техническими инспекторами профсоюзов, органами Госгортехнадзора, энергонадзора, санитарного и пожарного надзоров.
· Уголовная ответственность — к ней привлекают органы прокуратуры. За нарушение правил охраны труда по ст.140 УК РФ виновное должностное лицо наказывается лишением.Согласно УК РФ лица, виновные в нарушении правил : а)при производстве строительных работ (санитарных, эксплуатации строительных механизмов);б)на взрывоопасных предприятиях наказываются :исправительными работами на срок до 1 года или штрафом до 300 руб. или увольнением от должности; в)при перевозке, использовании учета и хранении взрывчатых веществ согласно ст.217 УК РФ — лишения свободы или исправительными работами до 1 года, а при тяжких последствиях — до 7 лет; г)пожарной безопасности — ст.215 (вред здоровью, ущерб — лишение свободы на срок до 3 лет, гибель людей, тяжкие последствия до 5 лет.
· Материальная ответственность — выражается во взыскании с виновного лица сумм, выплачиваемых предприятием потерпевшему лицу или органам соцстраха.
Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности не исключает материальной ответственности.
В соответствии со ст. 2.4 КаАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения административного правонарушения вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения возложенных на него служебных обязанностей. Нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление вредных для общества последствий.
Понятие должностного лица как субъекта административной ответственности закреплено в КоАП РФ впервые. Ранее действовавший КоАП РСФСР не содержал понятия должностного лица.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
К числу организационно-распорядительных функций относятся, например, такие, как: управление работниками и служащими, назначение на должность и увольнение с должности, применение мер поощрения и дисциплинарной ответственности. Административно-хозяйственными являются полномочия по распоряжению имуществом и денежными средствами организаций. Распорядительными полномочиями публичного характера, т.е. полномочиями представителя власти, наделены лица, осуществляющие государственный контроль или надзор.
Кроме того, в отдельных статьях Особенной части КоАП РФ законодатель указывает, какие лица из вышеуказанного перечня подлежат административной ответственности.
Наряду с указанными лицами к должностным лицам как субъектам административной ответственности КоАП РФ относит также совершивших административное правонарушение в связи с выполнением организационно-хозяйственных функций руководителей и других работников иный (нежели государственные и муниципальные) организаций, атак же лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (если законом не установлено иное)
Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что, во-первых, фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой; во-вторых, в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан; в-третьих, к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания, в частности дисквалификация, в-четвертых, особенность ответственности должностного лица заключается также в том, что он может быть привлечен к ответственности не только за свои собственные деяния, но и за деяния, совершенные находящимся в его подчинении работником.
Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
15. В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное (часть 4 статьи 14.1, часть 2 статьи 14.4, часть 1 статьи 14.25 КоАП РФ). К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции.
<Письмо> ФСС РФ от 29.03.2013 N 15-03-11/08-3737 «О работе по привлечению должностных лиц страхователей и банков к административной ответственности»
Должностные лица на основании статьи 2.4 КоАП подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно нормам указанной статьи должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Приказ Минприроды России от 28.12.2015 N 565 (ред. от 03.04.2017) Об утверждении форм, содержания и порядка представления отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений
173. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица в соответствии со статьей 2.4 КоАП.
174. В графах 1, 2 и 3 указываются сведения о количестве находящихся в производстве на 01.01 отчетного года дел об административных правонарушениях в отношении соответственно граждан, должностных лиц, юридических лиц и по которым на 01.01 отчетного года не вынесено постановление или определение. Показатели граф 1 — 3 заполняются в отчете за первое полугодие и остаются без изменений в отчете за второе полугодие.
<Письмо> ФАС России от 24.12.2015 N ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета»
Примечание к статье 2.4 КоАП РФ дополняется положением о том, что к административной ответственности в качестве должностных лиц помимо лиц, допускающих нарушения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут также быть привлечены лица, допускающие нарушения при осуществлении функций по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 КоАП РФ.
<Письмо> ФАС России от 28.12.2015 N АЦ/75923/15 <О применении Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ и статьи 7.32.3 КоАП РФ>
В соответствии со статьей 2.4 КоАП лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Приказ ФМС России от 08.11.2010 N 400 (ред. от 13.07.2015) «По делопроизводству в системе ФМС России» (вместе с «Инструкцией по делопроизводству в системе ФМС России»)
<*> Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1.
Указание ФССП России от 11.09.2015 N 2-у «По организации работы по внесению в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представлений о принятии мер по устранению причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению»
При определении должностного лица как субъекта правонарушения необходимо руководствоваться положениями статьей 2.4, 2.5, 24.5, 28.9 КоАП РФ.
Для выявления административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.6 КоАП РФ, необходимо организовать учет сведений о внесенных Представлениях, организациях и должностных лицах, в адрес которых направлены Представления, сроках рассмотрения Представлений, установленных частью 2 статьи 29.13 КоАП РФ, а также получение ответов на них.
Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 N 2726-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Штеренгарца Евгения Рафаиловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
В соответствии со статьей 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1); юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2); назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3). Данный Кодекс предусматривает также, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4).
<Письмо> Роспотребнадзора от 22.09.2005 N 0100/7716-05-32 «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
В соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (см. примечание к ст. 2.4 Кодекса), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и соответствующего должностного лица. Причем, поскольку КоАП РФ не предусматривает в данном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, к юридическому и должностному лицу может быть применена любая мера наказания в пределах санкции соответствующей статьи.