Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Адвокатура и адвокатская деятельность

27.08.2020 by admin

Коллаж: Legal.Report

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству определился с тем, каким будет обновленный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Среди прочего в нем будет прописан гонорар успеха. Исключаются ограничения для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах. А 5-летний стаж адвокатской деятельности, необходимый для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшается до 3 лет.

Законопроект о внесении изменений в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» уже долгое время вызывает бурные дискуссии в профессиональном сообществе. В первом чтении он был принят Госдумой в начале этого года, после чего началась настоящая «битва» за поправки. По этому поводу Комитет по государственному строительству и законодательству провел парламентские слушания, в которых приняли участие сами адвокаты, представители Минюста, Верховного суда и Генпрокуратуры. Кроме того, поправки многократно обсуждались и дорабатывались межведомственной рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства. Кстати, самые революционные поправки не нашли поддержки в Госдуме (о критике так называемого «законопроекта Клишаса» в адвокатском сообществе читайте на Legal.Report ).

В итоге были найдены решения по большинству спорных моментов. 24 октября Комитет по госстроительству и законодательству на своем заседании одобрил согласованные поправки.

Ключевым моментом станет введение гонорара успеха. Это условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Уточняется, что гонорары успеха не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.

Председатель комитета Павел Крашенинников напомнил, что гонорары успеха применяются во многих государствах и применялись в России в дореволюционный период. Он отметил, что такой механизм позволяет получить квалифицированную юридическую помощь гражданам, которые на момент заключения соглашения с адвокатом ограничены в денежных средствах, но в случае выигрыша смогут выплатить причитающееся адвокату вознаграждение.

Кроме того, законодательное закрепление гонораров успеха позволит обеспечить прозрачность деятельности адвокатов и пополнить бюджет как самих адвокатов, так и государства, сказал в ходе заседания Павел Крашенинников.

Исключается ограничение для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах субъектов РФ (так называемое «крепостное право»), которое предлагалось законопроектом в редакции первого чтения.

Вышеназванное предложение о введении «крепостного права» обуславливалось недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса в определенных субъектах РФ. Для исключения таких злоупотреблений предложено ввести в качестве первого этапа квалификационного экзамена единое тестирование, которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов. Данное правило позволит сделать условия получения статуса адвоката равными во всех адвокатских палатах.

Устанавливается, что Совет Федеральной палаты адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда — с использованием автоматизированной информационной системы. Такое распределение дел между защитниками по назначению исключает влияние любых заинтересованных лиц и направлено на борьбу с так называемыми «карманными адвокатами», снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки между адвокатами. Данный порядок уже применяется во многих регионах, и представляется целесообразным закрепить его в законе, сообщил на заседании комитета Павел Крашенинников.

Вводится правило о том, что адвокат, лишенный статуса по неблаговидным причинам (неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем, разглашение конфиденциальной информации доверителя, нарушение норм Кодекса профессиональной этики, совершение умышленного преступления), не может быть представителем в суде.

Такое правило позволит оградить граждан от недобросовестных лиц, которые, лишившись статуса адвоката за неприемлемые деяния, продолжают вести противоправную деятельность, но уже в качестве представителя стороны в суде, пояснил Павел Крашенинников.

Предлагается повысить полугодовое ограничение на возобновление статуса адвоката в случае его приостановления по личному заявлению — до 1 года, но не больше 10 лет.

Действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности, необходимом для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшает этот срок до 3 лет.

Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.

В части формирования совета палаты адвокатов (региональных и федеральной) предусматриваются следующие новации:

— член совета палаты не может одновременно замещать должность члена квалификационной комиссии;

— на собрании адвокатов при очередной ротации членов совета адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры в состав совета палаты адвокатов (сейчас все кандидатуры предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом).

Закрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.

Сохраняется положение законопроекта о возможности избрания президента палаты адвокатов на третий и последующий сроки на собрании (конференции) адвокатов.

Если в редакции первого чтения предусматривалось, что президент адвокатской палаты (в т. ч. федеральной) вправе самостоятельно выдвигаться на третий срок для участия в выборах президента палаты, то поправками предлагается изменить это процедуру, уточнив, что адвокаты, участвующие в собрании (конференции), вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.

Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будет входить президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.

В части дисциплинарного надзора предлагается установить, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату.

Кроме того, предложено дополнить закон об адвокатской деятельности новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой:

— лицо, статус которого был прекращен решением совета палаты субъекта РФ, в течение месяца вправе обратиться в ФПА;

— комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, рассматривает дело в течение месяца и направляет заключение в совет ФПА;

— по результатам рассмотрения совет ФПА оставляет решение без изменения, либо изменяет решение самостоятельно, либо отменяет решение.

Срок вступления закона в силу предлагается установить с 1 марта 2020 года, за исключением отдельных положений, для реализации которых потребуется более длительный период времени.

Учебные задачи:

  • – формирование общих теоретических знаний об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации;
  • – усвоение правовых основ организации и деятельности адвокатуры как органа, оказывающего юридическую помощь в Российской Федерации;
  • – уяснение структуры адвокатуры России, форм адвокатских образований и порядка их образования;
  • – уяснение видов юридической помощи, оказываемой адвокатами;
  • – усвоение правового статуса адвоката.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны:

знать

  • – содержание понятия «юридическая помощь» и место адвокатуры в системе правоохранительных органов в Российской Федерации;
  • – задачи и принципы организации и деятельности адвокатуры в Российской Федерации;
  • – содержание различных видов юридической помощи, оказываемой адвокатами;
  • – структуру и систему органов адвокатуры в Российской Федерации;
  • – формы адвокатских образований и порядок их образования;
  • – правовой статус адвоката;

уметь

  • – работать с нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и деятельность адвокатуры в Российской Федерации;
  • – ориентироваться в компетенции различных органов адвокатуры;

владеть

  • – юридической терминологией;
  • – навыками анализа правозащитной деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи.

Ключевые слова: юридическая помощь; адвокатура; адвокатская деятельность; права и свободы человека и гражданина; бесплатная юридическая помощь; принципы адвокатской деятельности; адвокатская палата; адвокатские образования; адвокатский кабинет; коллегия адвокатов; адвокатское бюро; юридические консультации; правовой статус адвоката.

Содержание

  • Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности
  • Римская империя
  • Россия
  • Беларусь
  • Германия
    • XIX век
  • Франция
  • Англия
  • Библиография
    • О французской адвокатуре
    • Об английской адвокатуре
    • О немецкой адвокатуре
  • См. также
  • Ссылки
  • Литература

Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и является институтом гражданского общества. Адвокатура призвана защищать права, свободы и интересы граждан и юридических лиц, а также обеспечивать доступ к правосудию. Уровень развития адвокатуры – индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 3 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатура – негосударственное и некоммерческое добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, обладающих статусом адвоката, созданное для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их нрав и законных интересов (ст. 3 указанного Закона).

Таким образом, сущность адвокатуры заключается в том, что это:

  • – негосударственная структура. Она не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, не создается государством и не финансируется государством;
  • – добровольное объединение юристов – профессионалов, обладающих статусом адвоката, организованное на основании закона, в целях оказания юридической помощи всем, кто в ней нуждается;
  • – некоммерческая организация. Адвокатура не преследует цель извлечения прибыли. Вознаграждение адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь адвокатами оказывается бесплатно;
  • – институт гражданского общества.

Адвокатура призвана представлять и защищать не государственный, а частный интерес. Свои функции она осуществляет путем оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав и свобод.

Адвокатура организована и действует на основе следующих принципов: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Принцип законности означает, что организация и деятельность адвокатуры должны соответствовать действующему законодательству. Органы адвокатуры и формы адвокатских образований создаются в строгом соответствии с Законом об адвокатской деятельности. Адвокат обязан осуществлять защиту и представительство своего доверителя только законными средствами, добиваться восстановления нарушенного права доверителя законными средствами.

Принцип независимости адвокатуры выражается прежде всего в том, что органы государства (в том числе Минюст России, прокуратура РФ, МВД России, суд) не вправе вмешиваться в организацию и функционирование адвокатских образований. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов являются компетенцией органов самоуправления адвокатуры. Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры организованы не при судах, а по территориальному принципу.

Адвокатские образования и органы самоуправления адвокатуры также не могут вмешиваться в производство по конкретному делу. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Он самостоятельно принимает решения и осуществляет действия, входящие в круг его профессиональных полномочий.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

Принцип самоуправления адвокатуры выражается в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, через свои органы самоуправления (съезды, конференции, собрания, советы адвокатских палат, ревизионные комиссии, квалификационные комиссии, президентов). Наиболее важные вопросы адвокатской деятельности обсуждаются на Всероссийском съезде адвокатов, конференциях (собраниях) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ, решения которых являются обязательными для исполнения адвокатским сообществом. Органы самоуправления адвокатуры формируются адвокатами самостоятельно, без вмешательства извне.

Принцип корпоративности адвокатуры заключается в том, что адвокатура представляет единый социальный институт, основанный на добровольном союзе лиц, объединенных общими интересами, задачами и целью обеспечить профессиональную защиту доверителей. Все лица, занимающиеся адвокатской деятельностью, являются членами профессиональной единой корпорации. Каждый адвокат является членом одной адвокатской палаты субъекта РФ, а адвокатская палата субъекта РФ является членом

Федеральной палаты адвокатов РФ. Адвокаты обязаны соблюдать правила, установленные адвокатской корпорацией (Кодекс профессиональной этики адвоката, утвержденный первым Всероссийским съездом адвокатов, устав и решения органов адвокатуры). Корпоративность как принцип организации и деятельности адвокатуры оберегает ее от возможного вмешательства извне, обеспечивает адвокатам уверенность и защищенность своей деятельности.

Принцип равноправия адвокатов выражается в том, что лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката, и избравшее форму адвокатского образования, становится полноправным членом профессиональной корпорации. Адвокат вправе осуществлять любой вид юридической помощи, предусмотренной законом, представлять доверителя в любых органах государственной власти, судах, в органах местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. При этом объем полномочий адвоката не зависит от стажа его работы по юридической специальности, продолжительности его адвокатской практики. Адвокат вправе по своему усмотрению избрать любую форму адвокатского образования, предусмотренную законом.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатской деятельности, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию (п. 1 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности).

Адвокатская деятельность включает различные виды юридической помощи:

  • – дача консультаций и справок по правовым вопросам, как в устной, так и письменной форме;
  • – составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • – представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • – участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • – участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • – участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • – представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • – представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставами, документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • – участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • – участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать и иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Адвокаты иностранных государств могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только но вопросам права данного иностранного государства. Для занятия адвокатской деятельностью адвокаты иностранных государств должны пройти регистрацию в федеральном органе государственной власти в области юстиции в специальном реестре. Положение о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, утверждено постановлением Правительством РФ от 19 сентября 2003 г. № 584.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

  • – работниками юридических служб юридических лиц (организаций), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • – участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
  • – нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (п. 3 ст. 1 Закона об адвокатской деятельности).

Действие указанного Закона не распространяется также на органы и лиц, которые осуществляют представительство в силу закона. В этом случае они руководствуются отраслевым законодательством Российской Федерации – ГПК, УПК РФ и др.

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, и компенсация адвокату расходов, связанных с исполнением поручения, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением.

Оплата труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве но назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливается Правительством РФ, в частности постановлениями Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» и от 23 июля 2005 г. № 445 «О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами».

Адвокаты могут быть участниками государственной системы бесплатной юридической помощи и оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи (ст. 15, 20 Закона о бесплатной юридической помощи) (подробнее об этом см. параграф 31.2 данного учебника).

При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются упомянутым выше Законом и Законом об адвокатской деятельности.

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Этот список адвокатов ежегодно опубликовывается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключенного в соответствии со ст. 25 Закона об адвокатской деятельности.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см., например, Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. № 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»; постановление правительства Москвы от 4 декабря 2007 г. № 1040-ПП «О мерах по реализации Закона г. Москвы «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве»).

Совет адвокатской палаты субъекта РФ определяет размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и (или) участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения (п. 6 ч. 3 ст. 31 Закона о бесплатной юридической помощи).

Федеральным законом от 02.12.2019 N 400-ФЗ внесен целый ряд существенных изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
1. Тестирование при проведении квалификационного экзамена будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов тестирования.
Требования к единой автоматизированной информационной системе тестирования устанавливаются советом Федеральной палаты адвокатов. Данные изменения вступят в силу с 1 марта 2022 года.
2. Внесены изменения в порядок приостановления и прекращения статуса адвоката.
Лицо, статус адвоката которого прекращен, и адвокат, статус которого приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты обязаны сдать свои удостоверения в территориальный орган юстиции, который выдал данные удостоверения.
Статус адвоката может быть приостановлен, если самим адвокатом подано заявление о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в совет адвокатской палаты. В этом случае статус возобновлется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через один год и не позднее чем через десять лет после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката.
Лицо, статус адвоката которого прекращен по определенным основаниям, не вправе быть представителем в суде, за исключением случаев участия его в процессе в качестве законного представителя. Такими основаниями являются:
— вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем;
— нарушение адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката;
— незаконное использование и (или) разглашение информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством требований к адвокатскому запросу.
Данные изменения вступают в силу с 1 марта 2021 года.

3. Изменены нормы об учреждении и деятельности адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро.
Учредительным документом адвокатских коллегий является только устав (ранее и учредительный договор).
Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее 3 лет, вправе учредить адвокатский кабинет. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов; при этом в числе учредителей должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 3 лет. Ранее указанные сроки были более продолжительными — 5 лет.
Учредители коллегии адвокатов заключают между собой договор об учреждении коллегии адвокатов, определяющий порядок совместной деятельности по ее учреждению и условия передачи ими коллегии адвокатов своего имущества. Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом.
Адвокаты до учреждения адвокатского бюро заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро (партнерами). Партнерский договор не представляется для госрегистрации адвокатского бюро. В Законе указано, какая информация должна быть указана в партнерском договоре (порядок принятия решений партнерами, распределение вознаграждения, избрание управляющего партнера и прочее).
4. Статья о порядке заключения соглашения об оказании юридической помощи пополнилась новыми положениями. В соглашение может включаться условие, согласно которому размер выплаты доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юрпомощи (за исключением юридической помощи по уголовному делу и по делу об административном правонарушении).
5. Адвокатская палата для обеспечения доступа адвокатов к информации о своей деятельности обязана вести сайт и размещать на нем определенную информацию (о финансовой отчетности, о принятых советом адвокатской палаты решениях и др.).
6. Внесен целый ряд новых норм в положения статьи, определяющий порядок деятельности совета адвокатской палаты и порядок избрания президента адвокатской палаты.

7. С 1 марта 2021 года предусмотрена возможность автоматизированного распределения адвокатов, направляемых для участия в уголовных делах по назначению.
8. Закон дополнен новой статьей, которой определяется порядок рассмотрения дисциплинарного дела в ФПА. Решение совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в ФПА лицом, статус адвоката которого был прекращен, в течение месяца со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о принятом решении.
Комиссия по этике и стандартам в течение месяца принимает жалобу к рассмотрению. Указанная Комиссия обязана в течение месяца со дня принятия жалобы рассмотреть дисциплинарное дело и направить заключение и дисциплинарное дело в совет ФПА, который обязан рассмотреть их в течение месяца.
По результатам рассмотрения дисциплинарного дела совет ФПА вправе:
1) оставить решение без изменения;
2) изменить решение;
3) отменить решение и принять новое решение.
При рассмотрении дисциплинарного дела в ФПА течение сроков применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности начинается заново со дня поступления в ФПА дисциплинарного дела.
9. Изменения вступают в силу с 1 марта 2020 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Со дня вступления в силу Закона от 02.12.2019 N 400-ФЗ учредительные договоры коллегий адвокатов и адвокатских бюро, созданных до дня вступления в силу Закона, признаются неотъемлемой частью их уставов.

Старинное здание адвокатской палаты Линкольнс-инн в Лондоне.

Адвокатура (лат. advocatus, что значит призванный) — социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.

Подобно судейской, адвокат есть общественная должность, задача которой заключается в том, чтобы оберегать права частного лица. Но в то время, когда судья оберегает эти права в силу своей государственной власти, адвокат может помочь только тем, что он предоставляет свое знание законов в распоряжение клиента и старается дать тяжбе благоприятное для последнего направление. Отсюда понятно, что везде, где знание права перестает быть общим достоянием и для этого образуется особое сословие юристов, там и адвокатура должна сомкнуться в тесный кружок юридически образованных защитников.

Римская империя

Таким образом, в Риме, где в эпоху Республики достаточно было личного влияния какого-нибудь хорошо знакомого с законами патрона или оратора, чтобы выставить перед судом притязания партии в надлежащем свете, в эпоху Империи, при большем развитии законодательства, образовалась уже замкнутая коллегия защитников (corpus togatorum), для вступления в которую нужно было быть внесённым в матрикулы и, кроме того, при некотором благородстве происхождения, требовалось ещё предварительное выдержание экзамена по праву. Такое устройство адвокатуры в эпоху империи легло потом в основание всех её позднейших видоизменений.

В средние века отступления от этого устройства главным образом делались в двух направлениях: с одной стороны, возник надзор над адвокатами и недоверчивое контролирование их деятельности со стороны судов, хотя такой контроль, строго запрещённый в императорское время, совершенно несовместим с самим понятием об адвокатском звании как совершенно независимом от судьи; с другой стороны, тогда сложилось представление, что адвокат — только низший судебный чиновник, содействующий интересам правосудия по назначению от государства.

Россия

Основная статья: Адвокатура в России

Беларусь

Адвокатура в Беларуси, как и юстиция в целом, имеет глубокие исторические корни и традиции, прошла сложный и длительный путь развития. Уже в ХVI столетии этот институт получил законодательную регламентацию. Первые нормы об адвокатах («прокураторах») и их деятельности содержались в Статуте Великого княжества Литовского 1529 г. Статут 1566 г. сформулировал правила адвокатской этики, установил уголовную ответственность за нарушение адвокатами своих обязанностей, а также предписывал суду назначать адвоката тому, кто в этом нуждался. В Статуте 1588 г., которым завершилась судебная реформа феодальной Беларуси, содержались нормы об оказании бесплатной адвокатской помощи «людям убогим». Дореволюционные адвокаты являлись наиболее либеральной группой буржуазной интеллигенции. В состав адвокатуры входило немало передовых юристов того времени, в том числе лишенный преподавания в университетах за свои демократические взгляды профессор уголовного права, «король белорусской адвокатуры» В.Д.Спасович. Лучшие адвокаты выступали защитниками в политических процессах. Уголовная защита рассматривалась как общественное служение. В таком качестве дореволюционная адвокатура просуществовала до октябрьских событий 1917 г. В советское время становление и развитие адвокатуры было сложным и противоречивым. В этих условиях основополагающее значение для развития адвокатуры в Белорусской ССР имел декрет Совнаркома БССР об организации правозащиты на суде от 26 ноября 1921 г., которым для защиты интересов лиц, участвовавших в гражданских и уголовных делах, при Наркомате юстиции БССР учреждался институт правозащиты. Ряд организационных вопросов, связанных с действием института правозащиты, получил разрешение в Положении о юридических консультациях и бюро коллегии правозащитников, изданном 25 марта 1922 г. Юридически окончательно институт адвокатуры в республике был утвержден 26 июня 1922 г. с принятием Положения об адвокатуре. Месяц спустя, 26 июля того же года, в его развитие Наркомат юстиции БССР своим постановлением утвердил Положение о коллегии защитников, подробно регламентировавшее вопросы организации и деятельности этого объединения.

Германия

Эти отступления в связи с усиливающимся канцелярским характером судопроизводства в Германии мало-помалу совершенно исказили значение адвокатуры. Постепенно все более и более утрачивалось представление, что адвокатура хотя и общественное звание, но в то же время есть свободная профессия, свободное искусство — её стали рассматривать как государственную должность, подобно другим подлежащую надзору высших властей. В значительной степени это недоверчивое отношение объясняется и самой испорченностью адвокатского сословия, которое к концу XVIII века под влиянием канцелярщины в судах не только впало в совершенное крючкотворство, но часто возмутительнейшим образом высасывало соки из своих клиентов. Это обстоятельство побудило Фридриха Великого отменить в 1780 году в Пруссии институт адвокатов как свободных защитников сторон и назначить вместо них так называемых ассистенцратов, которые обязаны были помогать сторонам своими юридическими советами, но как государственные чиновники. Однако такое неестественное устройство не могло, конечно, долго продержаться. Уже общий судебный устав для Пруссии в 1793 году должен был снова признать добровольно избираемых сторонами так называемых юстиц-комиссаров, которые, однако, в сущности, были ничем иным, как подведомственными судьям правительственными чиновниками, назначение которых при известном суде и с обозначением определенного местожительства находилось исключительно в руках министра юстиции и которые были подчинены при исполнении своих обязанностей довольно строгому контролю даже низших судебных инстанций. Подобным же образом сложилось устройство адвокатуры и в немецкой Австрии и в Баварии, где адвокаты также были лишь правительственными чиновниками.

XIX век

Однако это искусственное средство поднятия значения адвокатского сословия оказалось недействительным. Начиная с середины XIX века, именно с уничтожения письменного порядка судопроизводства, реформа адвокатуры в Германии стала одним из самых жгучих вопросов, разрешение которого, наконец, дано было вступившим 1 октября 1879 года в силу «Уставом адвокатуры» в смысле освобождения последней от правительственного контроля. Главнейшие пункты этого устава следующие: в адвокаты может быть допущен лишь тот, кто имеет право и на занятие судейской должности, причём получивший это право в одном союзном государстве сохраняет его и в других союзных государствах. Вопрос о допущении в адвокаты решается местным судом в распорядительном заседании, которое, однако, предварительно справляется с мнением главы адвокатской камеры. Отказ к допущению может быть мотивирован лишь причинами, указанными в законе: неспособность к занятию общественных должностей, несовместные со званием и достоинством адвокатского занятия, недостойный образ жизни, физическая или умственная слабость и т. п.

Адвокат должен иметь свое местопребывание при том суде, к которому он приписан. Допущенный к практике при суде адвокат может вести защиту во всех судах в пределах государства во всех тех случаях, когда защита не обязательна. В противном же случае защиту может принять на себя только специально уполномоченный адвокат. Допущенные к практике в пределах судебного округа образуют «адвокатскую камеру», находящуюся при оберландсгерихте. Допущение к адвокатуре и её запрещение при имперском суде зависит от президента имперского суда. Практика при последнем несовместна с практикой ни при каком другом суде.

В тех странах Германии, где адвокатура являлась ещё государственной должностью, она часто соединялась с нотариатом. Такое соединение разнородных функций подвергалось неоднократным нападкам со стороны общественности.

Зато, с другой стороны, нельзя оправдать деление адвокатских обязанностей на простое представительство сторон (прокуратура) и на защиту перед судом (адвокатура в узком смысле). Именно такое деление практиковалось во Франции и Англии в конце XIX века, хотя и там подвергалось критике.

Франция

Во Франции avoué строго отличалось от avocat. Первый следил за всем ходом процесса и является представителем стороны перед судом; он имеет характер чиновника и как бы получает свою должность от правительства, хотя и имеет право продать её, но так, что как будто бы сам представляет правительству своего преёмника; avocat же называется тот, который во время словесного обсуждения дела защищает перед судом своего клиента; право на эту защиту основано на допущении дисциплинарной камеры, даваемом по достижении лицензиата, юридической учёной степени и выдержании трёхлетнего искуса. Адвокаты заносятся в матрикулы и образуют barreau данного суда. Особенное положение занимают во Франции avocats à la cour de cassation, которые могут защищать лишь при Парижском кассационном суде, соединяют в своем лице функции avoué и avocat и образуют замкнутую коллегию с ограниченным числом членов (60).

Англия

В Англии французским avoués соответствуют attorneys, отличающиеся от собственно адвокатов-защитников, barristers (at law). Как во Франции, так и в Англии наибольшей интеллигентностью отличается именно это последнее сословие, хотя условие для допущения к практике «барристеров» здесь ещё легче, чем во Франции. В обеих странах высокое социальное значение, которым пользуются адвокаты (avocats и barristers), основано на корпоративной, способствующей развитию особенного сословного чувства чести организации адвокатских союзов («судебных иннов») и на свободе конкуренции, которая, подавляя влияние людей незначительных, открывает более способным людям широкую арену деятельности.

Библиография

О французской адвокатуре

Об английской адвокатуре

О немецкой адвокатуре

  • Бешорнер, «Reform des Advocatenstandes» (Лейпц., 1840);
  • Леонгардт, «Zur Reform des Civilprozesses in Deutschland» (Ганнов., 1865);
  • Гнейст, «Freie Advocatur» (Берл., 1867),
  • Жак, «Die freie Advocatur und ihre legislative Organisation» (Вена, 1868), содержит в приложении обзор тогдашнего состояния адвокатуры в отдельных германских государствах.
  • Мейер, «Die Rechtsanwaltsordnung vom 1 Iuli 1878 erläutert» (Берл., 1879);
  • Мейер, «Die Gehührenordnung für Rechtsanwälte vom 7 Iuli 1879 erläutert» (Берл., 1879);
  • Зигель, «Die gesammten Materialien zu der Rechtsanwaltsordnung» (Лейпц., 1883).

См. также

  • Адвокатура в России
  • День адвокатуры
  • Гражданское общество
  • Правовое государство

Ссылки

  • Адвокатура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Адвокатская палата города Москвы | Адвокатура
  • Информационная система, цель которой — объединение информации о профессиональном сообществе адвокатов – Адвокатуре, освещение деятельности адвокатов и адвокатских образований, а также информирование граждан об институте адвокатуры

Литература

  • П.Д. Баренбойм, Роль московской адвокатуры в формулировании понятий правового государства и гражданского общества, журнал «Адвокат», № 9, 2010
Право
Доктрина права Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права
Основные отрасли права Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право
Комплексные отрасли права Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право
Подотрасли и институты права Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право
Юридические дисциплины Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право
Юриспруденция Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы
Категория · Портал · Проект

Post navigation

Previous Post:

Коэффициент дифференциации доходов

Next Post:

Консервация здания

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes