Банкинг – это что?
Интернет-банкинг — комплекс средств для управления банковскими счетами через Интернет. Идеологически интернет-банкинг может осуществляться как посредством «тонкого клиента» (на стороне пользователя не устанавливается дополнительное программное обеспечение, операционные страницы обрабатываются обычным интернет-браузером), так и посредством «толстого клиента» (требующего установки на компьютер пользователя специального программного обеспечения, осуществляющего отображение информации, передачу в банк команд и шифрование всего передаваемого содержимого). В большинстве случаев частным клиентам не требуется установка дополнительных программ, поэтому клиент не привязан к определённой операционнй системе и может использовать как PC-совместимый компьютер, так и MAC или всевозможные портативные устройства (телефоны, коммуникаторы, планшеты). Операции производятся через сайт самого банка, на который можно зайти, используя стандартный интернет-браузер (Microsoft Internet Explorer, Mozilla FireFox и т. п.). Клиентам — юридическим лицам традиционно банк предлагает «толстый клиент» — предоставляет для проведения операций через Интернет специальное программное обеспечение (клиент-банк), которое устанавливается на компьютер организации.
Подтверждение дистанционно переданных операций производится (в зависимости от возможностей банка и предпочтений пользователя) электронно-цифровой подписью, одноразовым паролем (из таблицы либо карты переменных кодов или с генератора паролей, сообщение пришедшим по СМС), специальным платёжным паролем или «ПИН2» в терминологии некоторых банков.
Тарифы на банковские операции (перевод со счета на счет в другом банке, конвертация, оплата услуг и т. д.) в интернет-банке, как правило, ниже, чем в обычном банковском отделении. Это связано с тем, что клиент по сути сам выполняет роль операциониста, а банковским подразделением для него служит сайт.
В Альфа-Банке за операцию по переводу денег через Интернет на счет в другом банке возьмут 0,3% от суммы (минимум 20 рублей максимум 150 рублей), в то время как в обычном отделении тариф составит 1,4% (минимум 169 рублей, максимум 1 690). Нередко за распространенные операции в интернет-банке взимают фиксированную и, скорее, символическую сумму. Так «Авангард» и Банк Москвы за перевод денег на счет в другом кредитном учреждении снимут 10 рублей, а Банк24.ру – 15 рублей.
Обычно наиболее низкие тарифы банк устанавливает в момент запуска услуги интернет-банкинга. По этой причине клиенты довольно часто меняют интернет-банки — в погоне за наименьшими комиссиями на интересующую их в данный момент банковскую операцию.
Управление счетом через Интернет (из-за низких комиссий) считается наиболее дешевым, однако если следовать всем требованиям экспертов по безопасности, клиенту потребуется завести отдельный компьютер, используемый только для подключения к сайту интернет-банка. Это делает интернет-операции далеко не такими выгодными, как принято считать. Кроме того, за саму услугу интернет-банкинга банк (в редком случае) может взимать абонентскую плату; в ВТБ 24, в частности, она составляет 300 рублей в год.
Вследствие несоблюдения клиентами всех многочисленных рекомендаций по безопасности (которые банк обычно перечисляет в специальной памятке, выдаваемой пользователю при подписании договора о подключении к услуге интернет-банкинга) нередки случаи мошенничества с банковскими счетами, управление которыми осуществляется через Интернет.
Сервисы :
Рейтинг интернет-банков
Хакеры атаковали банки
Нормативные документы
Интернет-банкинг: инструкция по применению
Тарифы онлайн
«Имеющий пальцы да поставит себе антивирус»
Исход из офлайна
Интернет-банк – это комплекс современных технологических решений, позволяющих клиентам дистанционно управлять своими банковскими счетами через интернет. Он избавляет от необходимости посещения банка для совершения транзакций, получения выписок и иной информации.
Содержание
Как работает интернет-банк
Возможны два формата предоставления услуги: через браузер на компьютере или с помощью специального моибльного программного обеспечения.
Первый вариант обычно предоставляется частным лицам и называется «тонкий клиент». Все необходимые действия совершаются непосредственно на сайте банка с помощью обычного браузера. Это снимает зависимость от конкретной операционной системы и позволяет работать не только с персонального компьютера, но также с планшета, смартфона или иного мобильного устройства. Идентификация пользователей осуществляется по логину/паролю, часто с дополнительным подтверждением через СМС, также требуется подтверждение каждой совершаемой транзакции.
Юридическим лицам обычно предлагают работать в режиме «толстого клиента», что подразумевает необходимость установки на компьютер пользователя соответствующего программного обеспечения. В данном случае подготовка платежей и прочие необходимые операции выполняются на компьютере клиента, после чего эта информация в зашифрованном виде передается на исполнение в банк.
Функциональные возможности
Перечень функций, опций и режимов работы зависит от конкретного банка. В большинстве случаев к ним относятся:
- оплата услуг и товаров (мобильная связь, покупки в онлайн-магазинах, интернет, коммунальные платежи, погашение штрафов);
- получение выписок по счетам, включая просмотр информации об остатках и движении денежных средств за указанные интервалы времени;
- оформление заявок на получение банковских карточек, а также на депозиты и кредиты;
- переводы средств со счета на счет или с карты на карту;
- конвертирование денежных средств.
Банки постоянно работают над совершенствованием возможностей системы, добавляя новые услуги и предоставляя расширенные сервисы.
Преимущества
Технология намного упрощает процессы банковского обслуживания клиентов и имеет следующие преимущества:
- возможность совершать транзакции, получать информацию, выполнять иные действия по своим счетам/картам из любого места, где есть интернет;
- отсутствие необходимости тратить время на личное посещение банка;
- сниженные тарифы на многие банковские операции, поскольку клиент не пользуется услугами операциониста, а совершает их самостоятельно.
Часть банков практикую выдачу кредитов через интернет-банк. В этом случае клиенту нужно лишь оформить онлайн-заявку, указав паспортные и другие необходимые данные. В случае одобрения деньги переведут на карту или доставят курьером, что позволяет получить финансирование в короткий срок и не выходя из дома.
Недостатки
Проблемы с использованием сервиса обычно обусловлены невнимательностью и неосторожностью пользователей, в частности – ошибками при формировании платежей, а также несоблюдением правил безопасности, в результате чего данные для доступа к счету попадают к злоумышленникам.
Следует учитывать, что пользоваться системой можно только при наличии доступа в интернет. Если воспользоваться интернетом невозможно, для совершения операций и выполнения иных действий по счету придется лично обратиться в банк.
В настоящее время банковский сектор подвержен большой конкуренции. Каждое кредитное учреждение прикладывает максимальные усилия для привлечения новых клиентов и удержания старых. Для этого используются лояльные условия банковских продуктов, снижение процентных ставок, а также оптимизация и удобство обслуживание. Для обеспечения последнего была разработана онлайн система интернет-банкинг. Она делает работу с банковскими услугами максимально удобной и быстрой. В данной статье поговорим о том, что такое интернет-банкинг, какие он имеет особенности, а также как к нему подключиться.
Что такое интернет-банкинг?
Интернет-банкинг – это вид дистанционного обслуживания клиентов с предоставлением им доступа к собственным счетам и услугам банка посредством сети интернет. Как правило, такой доступ предоставляется каждому владельцу кредитной или дебетовой карты, а также юридическим лицам, открывшим расчетные счета в одном из банков. Данная система предназначена для самостоятельного совершения финансовых операций без посещения отделений банка.
В России первые прообразы современных онлайн-банкингов с ограниченным функционалом появились более 20 лет назад. Если на начальных этапах подобным сервисом могли похвастаться не многие кредитные учреждения, то сегодня интернет-банкинг стал неотъемлемой частью всех коммерческих банков. Интуитивный интерфейс, обширный функционал и простота использования являются ощутимыми плюсами для будущих клиентов.
Особенности интернет-банкинга.
Несомненно, удаленный доступ ко всем операциям по счетам и банковским картам очень удобен. Это экономит много времени и сил, поскольку весь функционал доступен, не выходя из дома, или из любого другого места при наличии интернет соединения. Более того, он доступен круглосуточно.
За предоставление доступа к личному кабинету не взимается дополнительная плата. Интернет-банкинг идет как бесплатное дополнение к оформленной банковской услуге. Однако, большинство кредитных учреждений взимают комиссию за СМС-оповещение, от которого часто нельзя отказаться. Поскольку, вместе с информированием клиента на его номер приходят СМС с кодами подтверждения при в ходе в личный кабинет и проведения каждой финансовой транзакции.
В свою очередь, интернет-банкинг обладает широкими возможностями, среди которых:
1. Создание валютных счетов.
2. Проверка баланса.
3. Управление картой:
- Пополнение;
- Перевыпуск;
- Блокировка;
- Смена ПИН-кода.
4. Подключение дополнительных услуг, например, овердрафт, СМС-информирование и другие.
5. Просмотр истории операций, поступлений и списаний с детализацией за выбранный период.
6. Осуществление переводов.
- С карты на карту;
- Физическим лицам;
- Юридическим лицам;
7. Осуществление платежей различного рода:
- Оплата мобильной связи, интернета, домашнего телефона и телевидения;
- Квитанции ЖКХ;
- Оплата государственных услуг;
- Пополнение электронных кошельков;
- Погашение кредитов;
- Оплата штрафов;
- Оплата транспорта и путешествий;
- Покупки в интернет магазинах;
- Оплата счетов;
- И другие.
8. Создание шаблонов.
9. Просмотр реквизитов и данных по счетам и картам.
10. Заказ справок и выписок онлайн.
11. Смена тарифов банковского обслуживания.
Стоит отметить, что функционал интернет-банка может дублировать мобильный банк. Он также предоставляется на бесплатной основе и представляет собой мобильное приложение, устанавливаемое на смартфон или планшетный компьютер.
Как подключиться и войти в систему?
Прежде чем обзавестись доступом к онлайн сервисам банка, необходимо стать его клиентом: открыть счет или оформить пластиковую карточку. Вместе с предоставленной услугой сотрудниками финансовой организации будет дана информация по порядку входа в интернет-банкинг. Как правило, доступ предоставляется по умолчанию. Однако, в некоторых учреждениях для получения логина и пароля потребуется заполнить соответствующее заявление. В иных случаях, например, в Сбербанке получить данные для авторизации можно самостоятельно, воспользовавшись ближайшим банкоматом.
Чтобы воспользоваться дистанционной системой клиенту банка необходимо иметь:
- Логин и пароль для авторизации.
- Интернет подключение.
- Компьютер, ноутбук или любой портативный девайс с поддержкой браузера и возможностью выхода в интернет.
- Мобильный телефон, привязанный к карте или открытому счету с подключенной услугой СМС-информирования.
Если минимальные условия выполнены, то пользователь может осуществить подключение и вход в интернет-банкинг. Для этого нужно:
1. Перейти на официальный сайт банка, клиентом которого он является.
2. Перейти в соответствующий раздел. На разных сайтах он может называться по-разному. Например, «Сбербанк-Онлайн», «Альфаклик», «Интернет-Банк», или просто «Войти».
3. Ввести парольную пару и нажать кнопку «Войти».
4. Пройти дополнительную идентификацию вводом полученного СМС-кода.
5. Попасть в интерфейс онлайн сервиса и начать им пользоваться.
Как видно, процедура подключения и входа в личный кабинет предельно проста.
Насколько безопасен интернет-банкинг?
В свою очередь, онлайн сервис устроен таким образом, что вся информация хранится в базах данных банка, а все вычислительные процессы происходят на его серверах. Клиенту же через веб-интерфейс или мобильное приложение предоставляется итоговая информация. А также, посылать ряд команд через функциональные кнопки. Как следствие, основная степень защиты обеспечивается силами самого банка и является крайне надежной.
Тем не менее, вероятны случаи утечки информации и потери аккаунта и денежных средств. Как правило, это происходит по вине самого клиента. Поэтому в первую очередь о соблюдении мер безопасности следует думать ему.
Повышенное внимание и следование простым правилам при пользовании банковскими продуктами может исключить возникновение негативных последствий.
Для этого необходимо:
- Использовать лицензионное программное обеспечения, программы защиты от вирусов и официальные приложения.
- Использовать сложные пароли на вход в сервисы.
- Для доступа к интернет-банкингу использовать только официальные сайты банков.
- Проверять наличие защищенного соединения при подключении к сайту https.
- Не разглашать персональные данные, логин и пароль, даже сотрудникам банка.
- Игнорировать звонки, СМС, электронные письма с просьбой код подтверждения, пароль и другую конфиденциальную информацию, а также не переходить по ссылкам из писем.
- Привязанный к счету или карте телефон должен быть оформлен на самого клиента, а не на третьих лиц, родственников, а также знакомых.
- Не пользоваться общественными сетями для доступа в личный кабинет. Например, в кафе, торговом центре, метро и т.д.
- В случае утери или кражи пластиковой карты или мобильного телефона незамедлительно информировать об этом банк.
- При платежах через интернет пользоваться только проверенными сервисами и платежными системами.
Плюсы онлайн-банкинга.
Дистанционная банковская система получила широкое распространение и признание среди клиентов различных банков. Несомненно, это произошло благодаря наличию следующих преимуществ:
- Оперативность и простота использования для всех категорий граждан;
- Бесплатное предоставление услуги;
- Доступность в любое время суток, а также с любого устройства с браузером, подключенного к интернету;
- Экономия времени;
- Наличие всего необходимого функционала;
- Высокая степень защиты.