Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Безработным считается

12.08.2020 by admin

Большинство россиян даже не замечают того подвоха, который таит этот вопрос. Давайте вспомним официальную статистику, согласно Росстату, уровень безработицы составляет меньше 5%. Данный показатель держится на этом уровне уже много лет и все депутаты с гордостью рассказывают об этом на каждом углу. Еще бы, у нас безработица даже меньше, чем в большинстве стран Европы(9,5%) и США(5,2%).

Все ли так просто? Конечно, нет. Уровень безработицы в 5% говорит о том, что в стране почти 4 млн безработных. А теперь давайте вспомним те цифры, которые приводили наши чиновники, когда повышали пенсионный возраст, вводили налог для самозанятых и при предложении обязать безработных платить страховые взносы. Цифры там фигурировали разнообразные, но довольно большие: 18 млн, 20 млн, свыше 30 млн безработных.

А теперь почувствуйте разницы: когда нужно отчитаться об уровне занятости, так у нас 4 млн безработных, а как только нужно обложить кого-то налогами или прочими платежами, так их становится 18-30 млн. Почему так получается?

Все очень просто. Стоит просто разобраться кого считают официально безработным в России. Делаю акцент на том, что именно в нашей стране, потому что в других государствах определяют иначе.

Итак, безработным считается тот гражданин, у которого в данный момент нет места работы, он занимается его поиском и, теперь самое главное, состоит на учете в местных органах занятости. Т.е. если вы не зарегистрировались в ЦЗН, как безработный, то вы им не являетесь. А значит, в зависимости от ситуации, вас можно приписать в любую категорию граждан.

Отсюда и такой разброс в цифрах. А с недавних пор, если вы не трудоустроены, и не имеете официальную бумажку о том, что вы безработный, то теперь вы — самозанятый гражданин.

Огромная просьба: ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Так я пойму, что вам понравилось и продолжу выпускать интересные статьи. Спасибо.
Также мы можете поделиться данным материалом в своих соцсетях.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного. В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.

Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости — регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия «первичная регистрация безработных граждан» напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с целью поиска подходящей работы. В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы. К их числу относятся: 1) справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовой стаж; 4) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь, у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой. Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе как условия его признания безработным не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ. Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования. Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду. Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности. Например, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ обязанности по выплате заработной платы. Корреспондирующей праву на трудоустройство гражданина на подходящей работе является и обязанность органов службы занятости зарегистрировать гражданина с целью поиска подходящей работы. Естественно, отказ от реализации данного права влечет отсутствие обязанности у органов службы занятости проводить указанную регистрацию. В связи с изложенным условие о готовности гражданина приступить к подходящей работе как атрибут для его признания безработным не может рассматриваться в качестве ограничения права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведь отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для него неблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а не обязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечь возникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданина безработным. В соответствии с названной нормой безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста. Как уже отмечалось, на основании ст. 63 ТК РФ трудоспособными могут быть признаны и лица, которые не достигли возраста 16 лет. В силу чего у них возникает право требовать признания за ними статуса безработного гражданина. Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту, за выслугу). Хотя эти лица не осуществляют деятельность, но они имеют доход в виде государственной пенсии. В связи с чем они не вписываются в перечень обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного гражданина. Следует заметить, что основанием для отказа в признании гражданина безработным является получение им пенсии на основании федерального законодательства. Получение пенсии в соответствии с региональным законодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Основанием для такого отказа в п. 3 ст. 3 названного Закона указан отказ гражданина в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), — отказ от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды. Перечисленные виды отказа гражданина также свидетельствуют о нежелании воспользоваться правом на трудоустройство или обучение. Соответственно не возникает и корреспондирующая данному праву обязанность по признанию гражданина безработным. К числу оснований для отказа в признании гражданина безработным относятся его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации его в качестве безработного. Нельзя не заметить, что отказ гражданина от явки в органы службы занятости без уважительных причин при наличии двух вариантов подходящей работы равнозначен отсутствию желания реализовать право на трудоустройство. Поэтому использование данного основания для отказа в регистрации гражданину в качестве безработного не противоречит правовому понятию безработного гражданина. Тогда как неявка на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы не вытекает из правового понятия безработного гражданина в качестве основания для отказа в признании его безработным. Процессуальное законодательство не позволяет ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере занятости, по одним формальным соображениям.

В связи с чем неявка гражданина на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы как основание для отказа в его регистрации безработным вступает в противоречие с правовым понятием безработного гражданина. Следовательно, должно применяться общее понятие, которое не позволяет отказать гражданину в регистрации в качестве безработного по формальным соображениям.

Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного в п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» названо осуждение судом к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным.

Последним препятствием для признания гражданина безработным в рассматриваемом Законе названо предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработным. Указанные документы должны влиять на доказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. Например, гражданин может скрыть факт получения им пенсии за выслугу лет на основании федерального законодательства. Данный факт исключает возможность признания гражданина безработным. В связи с чем непредставление гражданином документа о получении данной пенсии является законным основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. В этом случае гражданин получает доход, что не позволяет признать его безработным. Сведения, которые не влияют на признание гражданина безработным, не могут стать законным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного гражданина. Таким образом, предоставление недостоверных документов и данных может стать основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного только тогда, когда содержащиеся в них сведения опровергают рассмотренные обстоятельства, доказанность которых позволяет признать гражданина безработным. Нами рассмотрены обстоятельства, доказанность которых не позволяет принять решение о признании гражданина безработным. Напомним, что перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» исчерпывающим образом.

Доказанность рассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина, влечет возникновение у него права на получение статуса безработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Безработные граждане

(англ. unemployed, citizens out of work) — по законодательству РФ трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»**). При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее — организации) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Всеобщая декларация прав человека (ст. 1) и вслед за ней Конституция РФ* (ч. 3 ст. 37), конституции и уставы (основные законы) субъектов РФ устанавливают право каждого человека на защиту от безработицы. Механизм реализации этого права в РФ определяется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и рядом др. нормативных актов. Порядок регистрации Б.г. определяется Правительством РФ. Напр., постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 г. № 458 утвержден Порядок регистрации безработных граждан**, устанавливающий последовательность регистрации и снятия с регистрационного учета Б.г.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. В случае представления справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Решение о признании инвалида безработным принимается органами службы занятости в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»**. В этой сфере принимаются и ведомственные акты.

Не могут быть признаны Б.г. следующие категории граждан: а) не достигшие 16-летнего возраста; б) которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от 2-х вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — в случае 2-х отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; в) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; г) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, др. недостоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка Б.г. осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку имеют безработные инвалиды, Б.г. по истечении 6-месячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Размеры стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки по направлению органов службы занятости, установлены ст. 29 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Государство гарантирует Б.г.: выплату пособия по безработице, в т.ч. в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в т.ч. в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в др. местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в др. местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением гос-ных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж.

Все виды пособий и др. выплат безработным подлежат индексации в соответствии с Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»**. См. также Занятые граждане; Материальная помощь безработным.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

Все население страны можно разделить на две группы: экономически активное и экономически неактивное население.

Экономически активное население — это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. Рынок труда обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

Потоки, формирующие рынок труда

На схеме стрелками представлены направления перемещения людей из одной категории в другую. Стрелки, идущие от категории «занятые», показывают уменьшение данной группы за счет того, что люди по каким-либо причинам оставляют свою прежнюю работу, но не могут мгновенно найти другую (стрелка к категории «безработные») или вообще прекращают трудовую деятельность, выходя на пенсию, либо руководствуясь иными причинами (стрелка к категории «экономически неактивное население»). Занятость увеличивается, если часть добровольно неработающего населения устраивается на работу (стрелка от категории «экономически неактивное население»), либо если, часть безработных находит работу (стрелка от категории «безработные»). Часть безработного населения может отчаяться найти работу и выбыть из состава рабочей силы (стрелка от «безработных» к «экономически неактивному населению»), либо наоборот, часть добровольно незанятых решит работать и начнет поиск (стрелка от «экономически неактивного населения» к «безработным»).

В краткосрочном периоде, когда предложение капитала фиксировано, объем национального производства напрямую зависит от количества используемого труда. Очевидно, что чем большее количество людей занято в производстве, тем больший объем может быть произведен. Из схемы видно, что в создании национального продукта участвует не все население страны, а лишь некоторая его часть. Возникает вопрос, какое наибольшее число работников может быть использовано в экономике страны, чтобы объем национального производства был максимальным. Данный показатель называют полной занятостью.

Полная занятость — это существующая в течение длительного времени ситуация, при которой рынок труда находится в равновесии. Это означает, что все люди, желающие работать, заняты в производственном процессе и увеличить число работающих ненасильственными методами невозможно. Тем самым можно говорить и о максимальном объеме производства, поскольку все доступные в данный момент экономические ресурсы используются на полную мощность.

В плановой экономической системе под полной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы. Полной занятости соответствует определенный уровень «естественной безработицы» — не более 3,5-6,5% от общей численности рабочей силы.

Содержание

  • Занятые
      • Коэффициент занятости
  • Безработные
      • Коэффициент безработицы
  • Показатели состава занятых лиц в экономике
      • Учет занятых лиц по полу
      • Распределение занятых лиц по возрасту
      • Распределение занятых по образованию
    • Группы занятий
      • По статусу занятости

Занятые

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Коэффициент занятости

Коэффициент занятости показывает соотношение числа занятых человек в экономике к числу экономически активного населения.

Занятые лица включают:

  • наемных работников в трудоспособном возрасте
  • лиц, работающих на себя
  • работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)
  • работодателей
  • членов кооперативов
  • колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве
  • наемных работников пенсионного возраста
  • работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные

К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:

  • не имели работы (другого доходного занятия);
  • занимались поиском работы в любой форме;
  • были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).

В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.

Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.

Коэффициент безработицы

Соотношение количества безработных к числу экономически активного населения.

Сумма коэффициента занятости и коээффициента безработицы равна единице.

Показатели состава занятых лиц в экономике

Российская статистика имеет большой опыт изучения состава занятых лиц. В статистических ежегодных сборниках публикуется информация о распределении занятых лиц по различным признакам.

Учет занятых лиц по полу

По состоянию на конец ноября 2000 г. из числа занятых в российской экономике 64686 тыс. чел. мужчины составляли 33375 тыс. чел., или 51,6%. По регионам, отраслям экономики эти показатели существенно различаются.

Распределение занятых лиц по возрасту

Средний возраст занятых лиц на конец ноября 2000 г. составлял 40,6 лет, среди них средний возраст мужчин — 39,2; женщин — 41,8 года. Почти половина всех занятых (48,9%) имеет возраст от 20 до 39 лет включительно; 30,4% имеют возраст от 40 до 49 лет включительно; в возрасте старше 50 лет — 19,1% (от 64686 тыс. занятых лиц).

Распределение занятых по образованию

высшее профессиональное — 21,7%; неполное высшее профессиональное — 4,5; среднее профессиональное — 28,7; начальное профессиональное — 11,0; среднее (полное) общее — 23,5; среднее общее и начальное — 10,7%.

Систематически статистические органы изучают распределение занятых по отраслям экономики: по каждой отрасли экономики определяют число занятых и удельный вес в общей численности занятых. Из общей среднегодовой численности занятых лиц в 2000 г. (64600 тыс. чел.) было занято: в промышленности — 22,7%; в сельском хозяйстве — 13,0; в строительстве — 7,9; в оптовой и розничной торговле и общественном питании — 14,6%. За годы рыночной экономики произошли значительные изменения в распределении занятых по отраслям на российском рынке труда. Снизился удельный вес занятых в промышленности (29,6% в 1992 г.), а также занятых в строительстве (11,0% в 1992 г.). Увеличился удельный вес занятых лиц в торговле и общественном питании (7,9% в 1992 г.), в управлении (с 1,9 до 4,5%).

Статистика изучает распределение занятых лиц по формам собственности. За период с 1992 по 2000 г. на российском рынке труда произошло существенное перераспределение занятых лиц по формам собственности. Удельный вес занятых лиц в организациях государственной и муниципальной собственности снизился с 68,9 до 38,1%, а доля занятых на предприятиях частной формы собственности возросла с 19,5 до 45,0%, смешанная российская собственность возросла с 10,5 до 14,1%, собственность общественных и религиозных организаций не изменилась и осталась на уровне 0,8%, иностранная, совместная российская и иностранная увеличилась с 0,3 до 2,0%, но составляет очень незначительную долю.

Группы занятий

В зависимости от вида выполняемой работы или занятия работника, его квалификации и в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) занятые лица распределяются по следующим основным группам занятий:

  • руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей организаций, учреждений и предприятий;
  • специалисты высшего уровня в области различных наук (естественных, инженерных, биологических, сельскохозяйственных и др.);
  • специалисты среднего уровня квалификации по различным видам деятельности (в сфере образования, здравоохранения, в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности и др.);
  • служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом;
  • служащие сферы обслуживания;
  • рабочие жилищно-коммунального хозяйства;
  • квалифицированные работники сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства, производящие продукцию для личного потребления;
  • рабочие металлорежущей и машиностроительной промышленности;
  • профессии рабочих транспорта и связи;
  • неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр.

Приведенный неполный перечень групп и подгрупп занятий дает представление о важности такого изучения занятых лиц. Общероссийский классификатор занятий разработан на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ), что позволяет использовать информацию о распределении по занятиям для международных сравнений по вопросам занятости экономически активного населения.

По статусу занятости

По статусу занятости все занятое население распределяется на две группы: работающие по найму и работающие не по найму.

Работающие по найму (наемные работники) — это лица, деятельность которых осуществляется под непосредственным контролем работодателя (или уполномоченных работодателем лиц). Об условиях труда и его оплаты они заключают трудовой договор (контракт) с руководителем организации любой формы собственности или отдельным лицом.

Работающие не по найму — это лица, занятые на собственных предприятиях. Они отвечают за состояние дел на предприятии. Их вознаграждение зависит от финансовых результатов деятельности.

В составе работающих не по найму следующие группы:

  • работодатели (нанимают работников самостоятельно или с деловыми партнерами, это может быть юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, но использующий труд наемных работников);
  • самостоятельно занятые (работают самостоятельно без привлечения наемных работников на постоянной основе);
  • члены производственных кооперативов (каждый член кооператива на равных правах участвует в решении производственных и управленческих вопросов);
  • неоплачиваемые семейные работники (деятельность этих лиц возглавляет живущий в этом домашнем хозяйстве родственник, степень их участия в предпринимательской деятельности различна по времени, участию в решении различных вопросов).

Post navigation

Previous Post:

Согаз выплаты

Next Post:

Сулейман керимов биография личная

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes