Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Борьба с коррупцией в России

21.07.2020 by admin

Борьба с коррупцией в России напрямую связана с выработкой концептуальной антикоррупционной политики. Безусловно, кроме идей по борьбе с коррупцией необходима четкая программа и политическая воля высших должностных лиц.

Представляется, что основными мерами по снижению коррупции в России будут являться минимизация основных факторов, способствующих коррупции.

Антикоррупционная программа должна обеспечивать системное применение экономических, социальных, правовых, организационных, воспитательных и других мер. В данном учебнике эти меры раскрываются с учетом норм Федерального закона «О противодействии коррупции».

Экономика и сфера финансов. Совершенствование механизмов и разумное сужение сфер государственного присутствия в экономике должны уменьшать проявления коррупции. Тот же эффект дает наведение порядка в сфере государственных финансов. Вот только несколько направлений этой работы.

  • 1. Резкое сокращение объема функций, выполняемых органами государственного и муниципального управления в хозяйственной деятельности. Акцент должен быть смещен на первоочередное выполнение государственным аппаратом задач по охране собственности граждан и юридических лиц, обеспечение свобод по реализации предпринимательской инициативы.
  • 2. Укрепление и обеспечение открытости бюджетной сферы. Переход к реальным и реализуемым бюджетам ликвидирует ситуацию дефицита средств, при которой резко расширяется сфера «личного усмотрения» при принятии решений чиновниками.
  • 3. Обеспечение реализации контрактных прав, прав собственников и акционеров, установление прозрачности деятельности предприятий для акционеров и другие подобные меры дают возможность предпринимателям апеллировать к закону и уменьшают шанс появления поводов использования чиновниками взяток как средства защиты своих коммерческих интересов.
  • 4. Совершенствование налогового законодательства уменьшает теневую (следовательно, в более высокой степени зараженную коррупцией) зону экономики, ограничивает возможности попадания предпринимателей в тиски шантажа со стороны служащих налоговых органов.
  • 5. Уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета, внедрение современных форм отчетности облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для ограничения низовой коррупции.

Социальная сфера. 1. Коммерциализация части социальных (в том числе коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный и дефицитный рынок услуг в нормальный.

2. Делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов) – одно из самых эффективных средств противодействия низовой коррупции. Общественные организации, получающие по конкурсу и на условиях контракта право на реализацию отдельных государственных функций, более подвержены общественному контролю, менее бюрократизированы. Кроме того, они актуально направлены больше на решение основной задачи, а не на укрепление института, как это свойственно бюрократическим системам. Тем самым решаются сразу три важные задачи: ограничивается низовая коррупция, повышается эффективность реализации социальных функций государства, возрастает доверие общества к власти.

Правовые меры. Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

Это одна из ключевых задач при реализации антикоррупционной программы, актуальность которой вряд ли нуждается в обосновании. Здесь необходимо:

  • • совершенствовать работу всей судебной системы;
  • • гарантировать достойное обеспечение судей;
  • • усовершенствовать систему подготовки и отбора кадров;
  • • укрепить арбитражные суды, обеспечить бо́льшую процедурную и информационную надежность их работы;
  • • развить административную юстицию.

Политическая воля государства на устранение и предупреждение коррупции отражается прежде всего в системе норм законодательства РФ.

Правовое регулирование должно затрагивать два уровня:

  • 1) меры по предупреждению коррупции и контролю над ней как за явлением, имеющим экономический, политический, управленческий, правовой, этический аспект;
  • 2) меры по предупреждению, выявлению, доказыванию и наказанию виновных и их соучастников по конкретным фактам коррупции, а также меры по устранению и возмещению вреда.

Реализация антикоррупционной программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться:

  • • подготовкой и принятием ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть: закон о лоббизме, о парламентской этике, о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (существует опыт применения подобного законодательства в Италии), о борьбе с организованной преступностью;
  • • дополнением законодательства о декларировании доходов и расходов имущества высшими должностными лицами и государственными служащими. Задача – обеспечение прозрачности доходов государственных (муниципальных) служащих, иных должностных лиц и членов их семей. В этой связи в ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» отмечено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю). Статья 8.1 данного Закона гласит, что лица, замещающие (занимающие) должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ или нормативными актами Центрального банка РФ, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами ЦБ РФ. Статья 7.1 Закона «О противодействии коррупции» устанавливает запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
  • • дополнением в основы законодательства о государственной службе. Например, введение ограничений для чиновников на переход на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией; введение норм, позволяющих увольнять с государственной (муниципальной) службы лиц за коррупционные деяния, не повлекшие существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций;
  • • дополнениями в действующее законодательство, в результате которых будут признаваться недействительными сделки, договоры, полученные от органов власти лицензии и разрешения, если установлено, что они обязаны своим появлением коррупционным действиям;
  • • совершенствованием выборного законодательства;
  • • развитием административного законодательства: коррупционные деяния, не являющиеся преступлениями, должны быть переведены из разряда дисциплинарных в разряд административных проступков. Нормы административного права должны обеспечивать всесторонний общественный контроль за деятельностью публичных должностных лиц и органов власти.

Укрепление местного самоуправления. Можно значительно уменьшить низовую коррупцию, введя реальную зависимость системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления (очень показателен в этом вопросе финский опыт).

Однако местное самоуправление должно развиваться параллельно с борьбой с коррупцией и организованной преступностью. В противном случае местное самоуправление попадет под контроль преступности.

Укрепление независимых контрольных структур. К числу таковых, по мнению экспертов, могут относиться следующие.

Федеральное Собрание при условии жесткой процедурной регламентации при осуществлении контрольных функций. В противном случае сами эти функции могут стать источником коррупции.

Счетная палата РФ – влиятельный контрольный орган в России. Уже сейчас его активность приносит казне в 20 раз больше, чем затрачивается на его финансирование.

Институт Уполномоченного по правам человека – также эффективное средство ограничения коррупции. Очевидный пример, относящийся к его сфере ведения, – обеспечение прав граждан на информацию о деятельности государственных органов.

Реформа исполнительной власти. На этом направлении предполагается решение следующих задач.

  • 1. Оздоровление государственного и муниципального аппарата, жесткая регламентация прав, обязанностей и ответственности чиновников.
  • 2. Усиление гласности в деятельности органов власти с целью получения населением информации об их планах, о решениях и действиях. Цель – налаживание общественного контроля за властью. Возможности населения получать информацию должны обеспечиваться законодательно предусмотренной обязанностью властей предоставлять эту информацию и неукоснительными санкциями за ее нарушение.
  • 3. Четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг повышает эффективность управления и способствует снижению коррупции.
  • 4. Введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом. Сейчас у нас в отличие от большинства других стран основная часть подобных решений принимается коллегиально, а коллективная безответственность – замечательный щит для коррупции.

На значимость этих мер указал В. В. Путин: «Не нужно стесняться повышать материальное благосостояние, заработную плату чиновников, но их деятельность должна быть прозрачной, открытой и абсолютно понятной обществу».

  • 5. Создание надлежащей системы государственных закупок и управления публичными финансами, основывающейся на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений. Там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги.
  • 6. Уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг. Рынок коррупционных услуг функционирует по законам «экономики дефицита», поэтому необходимо всячески облегчать доступ граждан к государственным услугам.
  • 7. Избавление от внебюджетных фондов, осуществляющих выплаты чиновникам. Бюджетное недофинансирование органов исполнительной власти заставляет их создавать внебюджетные фонды, пополняемые за счет отчислений, связанных, как правило, с выполнением ведомством своих функций (платежи, штрафы и т.п.). Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции.
  • 8. Совершенствование конституционной системы сдержек и противовесов. Пока объективно сохраняется зависимость (особенно материальная) законодательной и судебной властей от исполнительной, слаб парламентский контроль за исполнительной властью.

Реформа государственной службы. Чтобы противостоять коррупции, нужно прежде всего реформировать всю нынешнюю систему государственной службы, превратив ее в службу гражданскую, где чиновник, получая достойное вознаграждение и социальную защиту от государства, будет работать в интересах граждан и общества, опираясь на Конституцию РФ и законы. Эксперты выделяют в этой области следующие задачи.

  • 1. Создание системы набора, прохождения и продвижения по службе, выхода в отставку служащих, основывающейся на следующих принципах:
    • • эффективность и прозрачность, безупречность работы, справедливость и личные способности;
    • • надлежащая процедура отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются наиболее уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротация в надлежащих случаях таких кадров на этих должностях;
    • • установление справедливых окладов и надлежащего вознаграждения с учетом уровня экономического развития страны;
    • • осуществление образовательных и учебных программ с тем, чтобы служащие могли удовлетворять требованиям правильного, добросовестного и надлежащего выполнения публичных функций.
  • 2. Отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных «политических назначенцев» дает полезный эффект. Присутствие в окружении начальника карьерных чиновников, меньше зависимых от воли этого начальника, уменьшает возможность его коррупционного поведения.
  • 3. Принятие этического кодекса государственного служащего, содержащего стандарты поведения, что позволит формировать на государственной службе моральную обстановку, при которой уменьшается вероятность коррупционных действий. Такой кодекс не должен быть совокупностью призывов общего характера, он должен содержать конкретные стандарты поведения, нарушение которых повлечет вполне определенные (императивные) меры юридической ответственности, поощрять неподкупность, честность и ответственность должностных лиц.
  • 4. Создание работающего механизма разрешения конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе.
  • 5. Усиление роли закона в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого могут понадобиться, в частности, следующие меры:
    • • разграничение компетенций чиновников;
    • • уменьшение сферы действия личного усмотрения;
    • • установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам всегда и полностью известны их права и обязанности чиновников;
    • • ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонение от предписанного законами поведения;
    • • обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов власти.

Как отметил В. В. Путин, «надо поставить чиновника в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества».

6. Повышение престижа государственной службы. Необходимо избавляться от вредного мифа «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции. Большая ответственность в этом процессе должна лечь на СМИ. Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии. Здесь можно объединить усилия государства и активность негосударственных организаций.

Поддержка институтов гражданского общества. Как уже отмечалось, коррупция в России глубоко встроена в систему социальных отношений, истоки ее лежат в общественном устройстве и имеют социально-психологический характер. Поэтому победить коррупцию можно только с привлечением к этой борьбе всего общества, каждого гражданина. Без участия общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку на нижних уровнях управления коррупция малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, она может быть потеснена только при напоре снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества.

Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей. Это участие следует укреплять с помощью таких мер, как:

  • • усиление прозрачности процессов принятия решений и содействие вовлечению населения в эти процессы;
  • • обеспечение эффективного доступа населения к информации;
  • • проведение мероприятий по его информированию, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществление программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах;
  • • уважение, поощрение и защита свободы поиска, получения, опубликования и распространения информации о коррупции.

Реализуя программу борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь предпринимательские, и независимые СМИ. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе навыков антикоррупционного поведения. Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах.

Институциональные меры. Власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, предпринимались отдельные достаточно жесткие меры, но большого эффекта они, к сожалению, не дали. Существуют специальные организации, занимающиеся проблемами противоборства коррупции, например Комиссия по противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрании РФ, Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ, Национальный антикоррупционный комитет. Насколько эффективна их деятельность и необходимо ли создавать еще какие-либо подобные учреждения для реализации антикоррупционной программы – вопрос сложный и дискуссионный. Здесь главное, на наш взгляд, заключается в том, чтобы поскорее оставить в прошлом пустые разговоры, шумиху и «кампанейщину» в этой сфере и перейти к точным и реалистичным мерам борьбы и предупреждения коррупции.

Укрепление правоохранительной системы. Коррумпированность правоохранительных органов, недостаточная квалификация кадров, занимающихся борьбой с коррупцией, называются в числе главных препятствий для реализации антикоррупционной программы. Поэтому совершенствование их работы – одна из первоочередных задач. При ее решении необходимо:

  • • повышение заработной платы работников правоохранительных органов (к этой категории целесообразно относить, естественно, налоговые и таможенные службы). В дальнейшем их содержание должно превосходить содержание работников гражданских служб;
  • • повышение уровня технического обеспечения, внедрение современных информационных технологий;
  • • кадровое обновление;
  • • нравственное и профессиональное воспитание сотрудников, повышение их образовательного уровня, в том числе в сфере причин, условий, борьбы и предупреждения коррупции.

Ослабление влияния коррупции на политику. Первая задача – уменьшить влияние коррупции на процесс выборов. Борьба за чистоту и прозрачность выборных процедур, прежде всего финансирования избирательных кампаний, абсолютно прагматична. Для этого необходимо пересмотреть нынешнее выборное законодательство и практику.

Вторая задача – уменьшить влияние коррупции на деятельность законодательных органов. Для этого надо упростить процедуру привлечения депутатов к уголовной ответственности. Понадобится ужесточить контроль за процедурной стороной законотворчества. Очень важен усиленный общественный контроль за деятельностью законодательных органов.

Воспитание, пропаганда и образование. Этот комплекс мер очень важен, так как ни один закон не в состоянии работать в обществе, в котором низки нравственные и моральные устои. Он должен реализовываться по следующим направлениям:

  • • популяризация примеров успешных антикоррупционных программ в других странах;
  • • борьба в СМИ с мнением о том, что Россия обречена на коррупцию;
  • • стимулирование деятельности общественных организаций, отслеживающих случаи, практику и методологию коррупции в России и распространяющих полученную ими информацию;
  • • разработка, постоянное применение и использование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей;
  • • создание системы «локальной гласности» для информирования населения о действиях наиболее «выдающихся представителей» низовой коррупции (главным образом, силами общественных организаций);
  • • постоянное информирование общества о ходе реализации антикоррупционной программы (выпуск бюллетеней, информационных материалов и т.п.);
  • • изучение в рамках образовательных программ (в школах, вузах) такого явления, как коррупция, ее опасности, причин и условий, мер противодействия и предупреждения;
  • • формирование порицания и нетерпимости к пей, воспитание ответственности и взаимного участия в строительстве демократического государства, традиций гражданского общества.

Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения следующих мер:

планирования и координации деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;

установления ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных и приравненных к ним лиц в целях предотвращения проявлений коррупции и их выявления;

обеспечения правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля, а также надзора за этой деятельностью;

совершенствования системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;

проведения мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);

обеспечения гласности в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, если иное не предусмотрено актами законодательства;

восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

установления правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных и приравненных к ним лиц;

предоставления в установленном законодательными актами порядке государственным должностным и приравненным к ним лицам гарантий и компенсаций, связанных с ограничениями, установленными настоящим Законом и иными законодательными актами в сфере борьбы с коррупцией;

применения процедур приема на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости;

принятия кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих и иных государственных должностных лиц;

недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных актами законодательства;

проведения в установленном порядке криминологической экспертизы проектов правовых актов, ранее принятых (изданных) правовых актов, а также криминологических исследований коррупционной преступности в целях ее оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по ее предупреждению и профилактике;

сочетания борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции;

упрощения административных процедур и сокращения их числа;

вынесения на общественное (всенародное) обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;

организации антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Меры борьбы с коррупцией реализуются в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполнительных комитетах, местных администрациях районов в городах посредством создания и деятельности комиссий по противодействию коррупции в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

⇐ Предыдущая12345

Борьба с коррупцией превратилась в тему, на которой легко собирают политические очки даже самые бестолковые и лицемерные деятели. Но воровство государственных средств является серьезной проблемой, которая наносит ущерб каждому россиянину, и борьба с этим отвратительным явлением требует сложной системной работы.

Кто и как ловит казнокрадов? На эти и многие другие вопросы ответили специалисты, принявшие участие в пресс-конференции Медиагруппы «Патриот».

Для тех, кто пропустил прямую трансляцию мероприятия, Федеральное агентство новостей подготовило небольшой обзор.

Содержание

  • Ужесточить наказание
  • Россия — лидер по борьбе с коррупцией
  • Запад делает из России монстра
  • Взяточничество и коррупционные правонарушения
    • Что можно называть коррупцией
    • Что за это грозит
  • Борьба с коррупцией в России
    • От Петра и дальше – история борьбы с коррупцией в России
    • Кто и как борется с коррупцией в России сейчас
    • Насколько успешно получается бороться с коррупцией
  • Куда жаловаться, если требуют взятку

Ужесточить наказание

Глава партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин считает, что в России недостаточное наказание за коррупцию.

«Коммунисты всегда выступали за введение высшей меры наказания. В международной практике давно применяют , тот же Сингапур. Один из корней коррупции — капиталистическое расслоение общества. Безусловно, у нас недостаточная борьба с коррупцией, недостаточное наказание», — считает Сурайкин.

Также он прокомментировал коррупционный рейтинг, составленный Transparency International, согласно которому Россия сейчас находится на 136-м месте.

«Международные рейтинги используются как политический инструмент для борьбы с РФ: чем больше будем отстаивать свою независимость на международной арене, тем претенциознее и грязнее будут они», — пояснил Сурайкин.

По его словам, так же жестко надо бороться и с мошенниками, зачастую коррупция и есть элемент мошенничества.

«В законодательстве это не четко прописано. Часто коррупционные сделки превращаются в мошенничество, где наказания меньше», — добавил Сурайкин.

Россия — лидер по борьбе с коррупцией

Депутат Госдумы Анатолий Выборный обратил внимание, что перелом в борьбе с коррупцией в России наступил в 2008 году. В этот год были приняты базовые законы по противодействию коррупции.

«За эти годы, с точки зрения законодательного развития, РФ продвинулась далеко вперед. Сегодня даже опережаем развитые страны. Если говорить о правоприменении, то здесь еще есть над чем работать. С 2008 года принято более сотни нормативных актов. Половина из них — федеральные законы. На первом этапе — усилили наказание за коррупцию, криминализировали коммерческий подкуп. Мы также ввели ряд новых правил, которые неизвестны были нашему праву, — это институт декларирования», — рассказал Выборный.

Политик также прокомментировал разговоры об огромных вознаграждениях для топ-менеджеров крупных компаний.

«Я совершенно не против, чтобы люди зарабатывали большие деньги, но надо смотреть на реалии. Если социально-экономическая ситуацию улучшается, почему бы не выплатить некие дивиденды, а если ухудшается, то получается элемент социальной несправедливости», — считает политик.

Запад делает из России монстра

Сопредседатель регионального штаба ОНФ Самарской области Вадим Нуждин прокомментировал «борьбу» блогера Алексея Навального с коррупцией.

«Я считаю его закоренелым уголовником. Все его расследования не относятся к борьбе с коррупцией. Миллионы граждан меня поддержат, поскольку мы доводим свои расследования до конца. Наши расследования на голову выше, поскольку ведут к конкретным результатам», — пояснил Нуждин.

Говоря о чиновниках, Вадим Нуждин отметил, что их деятельность должна быть настолько прозрачной, чтобы у них не возникало даже мыслей о коррупции. Пока не будет жесткой позиции у правоохранителей, чиновники будут воровать.

«Система, которая сейчас существует, говорит о том, что поймали — значит зафиксировали. В некоторых европейских регионах местные элиты настолько срослись с властью, что их невозможно выявить и посадить. Судить о том, что там лучше, там хуже, не имеет смысла, нужно работать везде», — добавил Нуждин.

Вадим Нуждин также не остался в стороне от рейтинга Transparency International. По его мнению, Западу очень выгодно делать из России монстра.

«Если они внимательно посмотрят на то, что твориться у них, увидят, что проблем у них больше чем у нас», — заключил Нуждин.

УДК 342

12.00.00 Юридические науки

СПОСОБЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ

UDC 342 Legal science

METHODS FOR FIGHTING CORRUPTION IN RUSSIA

Алехин Виталий Петрович

кандидат юридических наук, доцент кафедры

уголовного права, доцент ВАК

БРШ-код: 3007-4053

Alyokhin Vitaly Petrovich

Associate Professor of Criminal Law, Associate

Professor WAC

SPIN-code: 3007-4053

Ситько Николай Геннадиевич студент 4 курса юридического факультета, SPIN-код: 8740-1934 j blxperts@gmail. com

ФГОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет» Краснодар, Россия

Статья посвящена такой проблеме в современной России как коррупция. Авторы акцентируют внимание на степень коррумпированности органов государственной власти. Также приводятся социологические опросы и статистические данные, благодаря которым представляется возможным провести сравнительные параллели с предыдущими годами, а также узнать причины и способы борьбы с коррупцией. По мнению авторов, бороться с коррупцией необходимо комплексно, используя комплекс мер. Однако самой актуальной мерой представляется ужесточение санкционных мер за коррупционные преступления. И все же, авторы приходят к мнению, что борьба с коррупцией очень сложное явление

Sitko Nicholay Gennadievich 4th year student of the Faculty of Law, SPIN-code: 8740-1934 j blxperts@gmail. com

«Kuban State Agrarian University», Krasnodar, Russia

Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ, ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ, ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, НЕГАТИВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА

йо1: 10.21515/1990-4665-129-057

Способы борьбы с коррупцией в России

С каждым годом тема коррупции в России все больше и больше привлекает внимание общественности. Очевидно, что это не случайность, учитывая тот факт, что исследователи фиксируют крайне негативную сложившуюся ситуацию в данной сфере. Коррупция является тормозом для ускоренной динамики развития экономики страны, служит причиной углубления социальной дифференциации общества. Основной целью

Keywords: CORRUPTION, PUBLIC TRUST, CAUSES AND CONDITIONS, NEGATIVE SOCIAL PHENOMENA, POLITICAL ELITE

коррупции является получение незаконной дополнительной прибыли. В связи с этим, все чаще представители законодательной, исполнительной власти ведут разговоры о недопустимо высоком уровне коррупции в нашей стране.

В предыдущем абзаце мы довольно часто употребляли слово «коррупция», для дальнейшего понимания проблематики необходимо раскрыть данное понятие. Коррупция — это «незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из него возможностей в интересах других лиц с целью получения личной выгоды». Как отметил президент России: » С каждым разом масштабы коррупции растут. Она стала, привычным, обыденным явлением, которое характеризует саму жизнь нашего общества». «И речь, идет не просто о мелких взятках. «Речь о тяжелой болезни, которая вредит нашей экономике и разлагает общество». Поэтому одна из основных задач, стоящих, сегодня перед страной — кардинальное снижение уровня коррупции. «Ее решение напрямую связaнo с зaщитoй права сoбственнoсти в стрaне, с укреплением прaвoвoй, судебной системы, расширением свoбoды предпринимательства, — указал глава государства. -Фактически решение этой стратегический задачи связано с большинством задач, которые мы поставили перед собой».

Исследование данной проблемы сопряжено с некоторыми трудностями, так коррумпированные лица, обладая существенными властными полномочиями и административными ресурсами, могут воспрепятствовать попыткам проникнуть в их криминальную деятельность. По заявлению первого заместителя генерального прокурора Александра Буксмана, годовой рынок коррупции в стране составляет $300 млрд. в год. По заявлению главы МВД Владимира Колокольцева, самыми коррумпированными сферами в Российской Федерации являются строительство и содержание автодорог, сфера госзакупок, образование,

здравоохранение, наука и культура. Приведем некоторые факты коррупции в данных сферах, так Счетная палата РФ в 2015 году провела мониторинг и выявила более 400 нарушений законодательства о госзакупках на общую сумму в 112 млрд рублей. Ранее поступило предложение засекретить госзакупки крупных компаний, что и так повысит коррумпированность данной сферы, так как прозрачность аукционов и тендеров близка к нулю, что в совокупности с узаконенной по новым правилам «гостайной» создает поле для безнаказанной коррупции, взяток и откатов. Очень показателен пример коррумпированности здравоохранения, когда Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев обратил внимание на цену на томографы. По подсчетам на этом российский бюджет потерял 3,5 млрд рублей. В ходе прокурорской проверки закупок было возбуждено 17 уголовных дел. В процессе проверки выяснилось, что при закупке 170 томографов была завышена цена в некоторых регионах в 2-3 раза и общая сумма покупки составила 7,5 млрд рублей.

По мнению экспертов, коррупция составляет порядка 25% процентов ВВП. Это весьма внушительная сумма, которую каждый год теряет бюджет России. При этом, как отмечают в Департаменте экономической безопасности МВД РФ, цели получения взятки меняются, так если раньше чиновники брали, чтобы действовать в обход закона или «закрывать глаза» на нарушение законодательства, то сейчас взятки берутся за исполнение прямых обязанностей .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитики подчеркивают, что коррупция в России давно перешла в бизнес. Так если в 1990-х годах предприниматели могли платить различным преступным группировкам, чтобы обеспечить себе «крышу», то сейчас эту функцию выполняют должностные лица.

На данный момент вся система госзакупок и других услуг, оказываемых Правительству РФ непосредственно связаны с взятками и «откатами». В связи с этим, очевидно, что затраты на общественные

проекты (ремонт и строительство дорог) в разы выше, чем в европейских странах. Население страны вынуждено нести издержки, связанные с коррупцией. Официальная статистика Росстата зафиксировала рост случаев коррупции с 2,7 тысяч в 1990 году до 13,1 в 2009 году. Можно констатировать тот факт, что уровень коррупции увеличился в 4,5 раза. Однако, стоит отметить, что 65% осужденных по коррупционным делам получили лишь условное наказание, что означает- фактически они избежали наказания.

Также за последние 20 лет изменилась и реакция общественности. Так в 1990-е годы коррупционные преступления получали широкую огласку (достаточно вспомнить закупку пластиковых стульев для стадиона «Лужники» у компании супруги мэра Москвы Елены Батуриной или гонорар за книгу о приватизации, полученный рядом правительственных чиновников), то начиная с 2009 года данные преступления широко не обсуждаются.

Для установления причин коррупции необходимо вспомнить историю, ведь коррупция в нашей стране, как и попытки борьбы с ней, явление, отнюдь не новое. Так в Новгороде 12 века приглашенный князь должен был подписать с вече договор, в соответствии с которым он и его родственники не имели права владеть земельными наделами на территории Новгородского государства. Такое соглашение было весьма полезным, так как предотвращало появление коррупции со стороны князя, и препятствовало зарождению олигархического класса из представителей финансовой верхушки, которые либо уже владели, либо старались приобрести земельные наделы в Новгородском государстве.

Однако все попытки борьбы с коррупцией были сведены на нет во время правления Династии Романовых. Ни для кого не секрет, что Петр I и Екатерина II любили приглашать в Россию иностранцев, которые в последствии становились их фаворитами, получавшими весьма щедрые

подарки от трона. Так, по оценкам историков, Екатерина II затратила на подарки фаворитам около 90 млн рублей. Хотя годовой бюджет России составлял 16 млн рублей.

Как мы можем заметить, что данная проблема для России — феномен не новый. На сегодняшний день существуют несколько основных причин этого явления:

1) Экономические причины коррупции — это, прежде всего низкие заработные платы госслужащих и большие возможности влиять на деятельность фирм и граждан. По мнению аналитиков, коррупция особенно быстро развивается в тех странах, где у чиновников есть возможность распоряжаться какими-либо дефицитными благами.

2) Институциональные причины коррупции — как принято считать, что коррупция возрастает из-за высокого уровня закрытости работы государственных ведомств, громоздкой системы отчетности, слабой кадровой политики государства, которая допускает в различные сферы управление не компетентных граждан, а также возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы.

Рост коррупции порождает за собой и совершении других преступлений экономической и коррупционной направленности .

3) Социально-культурные причины коррупции — причиной коррупции является деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, в совокупности дающие пассивность в отношении своеволия «власть имущих».

Анализ социологических опросов показал, что большинство опрошенных утверждают о запредельном уровне коррупции в

Научный журнал КубГАУ, №129(05), 2017 года России .(табл .1)

Как вы считаете, сегодня уровень коррупции в России высокий или низкий?

Затрудняюсь ответить 9,3%

Следующая статистика демонстрирует нам тот факт, что граждане замечают изменения в антикоррупционной деятельности государства, что не может не вселять уверенность в возможное искоренение этого явления (табл.2). Понижению уровня коррупции в России способствовали реформы, проведенные Президентом РФ Путиным В.В. Так в 2006 году были подписаны законы о ратификации двух важнейших международных конвенциях по противодействию коррупции: Конвенция ООН против коррупции и Конвенция совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Также проведенная реформа образования, в частности введение ЕГЭ, снизила уровень коррупции в высшей школе, количество взяток при поступлении в ВУЗы сильно уменьшилось . Также были подписаны законы, 223-ФЗ, который обеспечивает прозрачность закупок для государственных корпораций. В декабре 2012 года В.В.Путин подписал закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Как вы считаете, в последнее время борьба с коррупцией усиливается или не усиливается?

Не усиливается

Усиливается

48,8%

Затрудняюсь ответить

14,8%

В Российской Федерации антикоррупционная деятельность регулируется ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 №273-ФЗ. Он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Законодатель постоянно проводит изменения и добавляет новые составы преступлений, субъекты, тем самым позволяя лучше бороться с коррупцией. Изменения связаны непосредственно с необходимостью выполнения Россией международно-правовых обязательств, а именно ст. 1 Конвенции ОЭСР «По борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок». В связи с этим в Государственную Думу РФ в мае 2016 года поступило предложение дополнить УК РФ наказаниями за посредничество в коммерческом подкупе. Так изменения были добавлены ФЗ от 03.07.2016 №324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который установил изменения, позволяющие признавать

получением взятки, коммерческим подкупом, оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования такие случаи, когда за совершение действий (бездействия) в интересах дающего или иных лиц имущество передается не должностному лицу, либо лицу выполняющему управленческие функции, а другому физическому или юридическому лицу.

Также ФЗ устанавливает уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, обещание или предложение такого посредничества. На наш взгляд, в части 5 статьи 184 УК РФ необходимо добавить легальное определение «посредничества в совершении деяний, предусмотренных частями 1-4 статьи 184 УК РФ», тогда как в статьях 204.1 УК РФ и 291.1 УК РФ расшифровка имеется. Также законодатель устанавливает посредничество в совершении деяний, предусмотренных частями 1-4 статьи 184 УК РФ, только в значительном размере. Тогда как, посредничество в коммерческом подкупе и посредничество во взяточничестве имеет градацию в значительном, в крупном, в особо крупном размерах. Есть еще один вопрос, например, лицо совершившие посредничество в передаче или получении спортсменом взятки на сумму более 150 тысяч рублей, будет ли привлекаться к ответственности по этой статьи, хотя такая сумма будет квалифицироваться как «крупный размер». В связи с этим, считает, что часть 184 УК РФ необходимо дифференцировать ущерб в крупном и особо крупном размере.

Еще одной новеллой является установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тысяч рублей. В дополнение к этому предусмотрена повышенная ответственность лиц, ранее имевших судимость за взяточничество или коммерческий подкуп. По мнению законодателя, квалифицирующий состав будет выполнять превентивную

функцию для последующих совершений преступлений. Также были установлены размеры коммерческого подкупа, так значительным признается сумма более 25 тыс. рублей, крупным более 150 тыс. рублей и особо крупным более 1 млн. рублей. Было определено, что освобождение от уголовной ответственности может получить лицо, в случае активного способствования раскрытия преступления, либо если лицо после совершения преступления добровольно сообщило об этом в орган, уполномоченный возбудить уголовное дело. На наш взгляд, это мнение законодателя вполне оправдано.

В кодекс были введены новые понятия «мелкий коммерческий подкуп» и «мелкое взяточничество» — статьи 204.2 и 292.2 УК РФ соответственно, предусматривающие уголовную ответственность за коммерческий подкуп, дачу или получение взятки, размер которых не превышает 10 тыс. руб. Законодатель так объясняет данное решение — в 2012-2015 годах большинство уголовных дел по факту коммерческого подкупа, даче или получении взятки возбуждались, когда сумма была примерно равна 10000 рублей. Законодатель устанавливает более мягкое наказание, нежели предусмотрено ч. 1 ст. 204, ч. 1 ст. 290, ч. 1 ст. 291 УК РФ, по причине небольшой общественной опасности таких деяний и принимая во внимание принцип справедливости при назначении уголовного наказания за данные деяния. По нашему мнению, если данное деяние обладает небольшой общественной опасностью, то была ли необходимость в криминализации? Либо можно было отнести данное деяние к ведению КоАП РФ?

После вступления изменений в силу возникло много вопросов касательно квалификации мелкого коммерческого подкупа, если эти деяния были совершены при наличии квалифицирующих признаков. Верховный суд дал некоторые разъяснения: Если лицо совершило деяние предусмотренное частями 1-4 статьи 204, частями 1,3,4,5 статьи 290,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частями 1,3,4 статьи 291 УК РФ ( в редакциях действовавших до 15 июля 2016 года), если предмет коммерческого подкупа или размер взятки составил сумму, не превышающую десять тысяч рублей, то вступившие в законную силу приговоры подлежат пересмотру с переквалификацией действий осужденных. Также перед Верховным Судом РФ встал еще один вопрос: «Может ли быть привлечено к ответственности по статьям 204.2 или 291.2 УК РФ лицо, оказавшее посреднические услуги при передаче предмета коммерческого подкупа на сумму, не превышающую десяти тысяч рублей, либо взятки, размер которой не превышает десяти тысяч рублей?». Ответ был сформирован так, лицо не будет привлечено к уголовной ответственности, так как ответственность наступает только за посредничество в коммерческом подкупе или во взяточничестве, если сумма подкупа или размер взятки будут превышать 25 тысяч рублей.

На наш взгляд, антикоррупционное законодательство нуждается в детализации, в постоянном взаимодействии с научными учреждениями и профессиональными научными сотрудниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, анализ коррупционных мероприятий. По мнению авторов, Российской Федерации не достает специализированного органа по борьбе с коррупцией. По нашему мнению, было бы целесообразно создать единый орган по борьбе с коррупционными преступлениями, а также ввести должность Уполномоченного по борьбе с коррупцией. Также следует учитывать опыт государств, которые успешно борются с коррупцией, на примере Италии, Гонконга, Сингапура:

1. Независимость судебной системы и неотвратимость наказания;

2. Предоставляется амнистия для чиновников, которые легализовали свои активы, предварительно заплатив налог;

3.Меритократия — прием чиновников на работу на конкурсной основе;

4.Частая ротация государственных служащих.

Список литературы:

3. http://ria.ru/economy/20110201/329132334.html

4. Российский статистический ежегодник. 2011. Пункт 10.1

5. Выступление председателя Верховного суда РФ В. Лебедева на совещании председателей судов субъектов Российской Федерации, 27 января 2009 г. — Среди осужденных за взяточничество преобладают милиционеры // Коммерсантъ. 28.01.2009

6. Коррупция в России как бизнес. //Институт современной России.

7. Ю. В. Кузовков. «История коррупции в России». Интернет-версия. Москва,

8. Алехин В.П. Уголовно-правовая борьба с терроризмом в современных условиях // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 201б. № 118. С. 891.

9. Телефонный опрос граждан РФ 18 лет и старше по случайной выборке номеров мобильных и стационарных телефонов, 3-8 июня 2014. Статистическая погрешность не превышает 3,8%// Социологическая служба борьбы с коррупцией

10. Антикоррупционная политика / Под ред. Г.А.Сатарова — М.: Фонд ИНДЕМ, РА «СПАС», 2004

II.Алексеева А.П., Иванов А.С. Обзор изменений в антикоррупционном законодательстве // Вестник ВИ МВД России. 201б. №3. С.91-9б

12. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности): проект федерального закона № 1079243-б // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: сайт. — URL: http://asozd2.duma.gov.ru/ addwork/scans.nsf/ (дата обращения: 31.05.201б).

13. http://procrf.ru/news/474185-verhovnyiy-sud-rf-otvetil-na-voprosyi-sudey.html

3. http://ria.ru/economy/20110201/329132334.html

4. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2011. Punkt 10.1

6. Korrupcija v Rossii kak biznes. //Institut sovremennoj Rossii.

7. Ju. V. Kuzovkov. «Istorija korrupcii v Rossii». Internet-versija. Moskva, 2010.

10. Antikorrupcionnaja politika / Pod red. G.A.Satarova — M.: Fond INDEM, RA «SPAS», 2004

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11.Alekseeva А.Р., Ivanov А.Б. ОЬ20Г 12шепеп1] V antikorrupcionnom zakonodatel’stve // Vestnik VI МУБ Rossii. 2016. №3. Б.91-96

Давать и брать взятки нельзя – это запрещено законом и нечестно по отношению к обществу. Но многих это не останавливает: для них государство подготовило разные виды наказания – от увольнения с работы до многомиллионных штрафов и 12 лет тюрьмы. Рассказываем, как боролись с коррупцией в России и что происходит сейчас.

Взяточничество и коррупционные правонарушения

Что можно называть коррупцией

Мы привыкли называть взяточников коррупционерами, и наоборот. Хотя в действительности между взяточничеством и коррупцией нельзя поставить знак равенства. Чтобы понимать, за что посадили (или не посадили) того или иного чиновника, важно понимать, что такое коррупция и что еще она включает.

Коррупция – это общее название ситуаций, когда должностное лицо получает какую-то противоправную выгоду, пользуясь своим служебным положением. И неважно, занимает это лицо государственную должность или занимается закупками в частной компании – использование служебного положения для личной выгоды есть коррупция.

Взяточничество является формой коррупции. Это предоставление или получение выгоды, в обмен на действие, которого взяточник не имел права совершать в силу своих полномочий.

Другими словами, как «благодарность» автомобилиста сотруднику дорожной полиции взамен на отказ от штрафа, так и чемодан с деньгами для чиновника в обмен на выбор исполнителя государственного контракта являются взяточничеством.

Вообще, взяточничество достаточно интересное явление – в нем обе стороны (тот, кто дает и тот, кто берет взятку) получают какую-то выгоду: например, чиновник получает деньги, предприниматель получает государственный контракт.

Страдают в этой ситуации лишь общественные отношения (например, бюджет тратит на закупку больше денег).

Но взяточничество не ограничивается дачей и получением взяток. Согласно Уголовному кодексу РФ есть 4 вида таких преступлений:

А понятие коррупции еще шире, и может включать в себя самые разные виды правонарушений. Так, с 2009 года действует Федеральный закон 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который предполагает санкции за не самые «очевидные» коррупционные нарушения. Например, чиновника могут уволить по таким основаниям:

  • наличие неурегулированного конфликта интересов (например, чиновник заключает контракт со своим родственником-предпринимателем);
  • непредоставление информации о доходах и имуществе – своих и членов семьи;
  • получение оплаты за участие в управлении коммерческой организации;
  • ведение предпринимательской деятельности;
  • участие в управлении иностранными НКО.

За такие нарушения чиновника вряд ли привлекут к уголовной ответственности, но он будет уволен с государственной службы из-за утраты доверия.

Что за это грозит

Коррупция в России существует на разных уровнях и в разных сферах деятельности. С одной стороны, преподаватель заставляет студентов покупать его учебники, а с другой – топ-чиновник катается на яхте, принадлежащей олигарху. Чаще всего коррупция в России проявляется на таможне, в налоговых органах (хоть переход на новое ПО и лишил инспекторов возможности вмешиваться в работу системы), в правоохранительных органах и в образовании.

Регулярно становится известно о задержаниях чиновников с крупными суммами денег, но почему-то кажется, что масштабы коррупции не меняются. Может ли быть причиной недостаточно строгое наказание за такие преступления?

Самое жесткое наказание предполагается за непосредственно получение взятки:

  • за ее получение должностным лицом – штраф от 20- до 50-кратной суммы взятки, лишение права занимать должность до 3 лет, лишение свободы до 3 лет;
  • если сумма больше 25 тысяч рублей – штраф до 1,5 миллионов рублей или до 60-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 6 лет;
  • если взятка получена за незаконные действия – штраф до 2 миллионов рублей или до 70-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 3 до 8 лет;
  • если все это сделал чиновник (государственный служащий) – штраф до 3 миллионов рублей или до 80-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 5 до 10 лет;
  • если это все совершила группа лиц, или было вымогательство взятки, или ее сумма более 150 тысяч рублей – штраф до 4 миллионов рублей или до 90-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 7 до 12 лет;
  • если сумма взятки превысила 1 миллион рублей – штраф до 5 миллионов рублей или до 100-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

По всем статьям предусматривается также лишение права занимать определенные должности, срок этого лишения доходит до 15 лет по самым серьезным обвинениям.

Дачу взятки Уголовный кодекс расценивает чуть менее строго: в самом «легком» варианте это будет штраф до 500 тысяч рублей или от 15- до 30-кратной суммы взятки, а также лишение свободы на срок до 2 лет. Если же дать взятку в миллион и более, штраф составит до 4 миллионов рублей (или до 90-кратной суммы взятки), а в тюрьму можно сесть на срок от 8 до 15 лет.

А если у гражданина вымогали взятку, и он добровольно рассказал об этом правоохранителям, его могут освободить от ответственности (но ровно до тех пор, пока об этом факте в правоохранительных органах не узнают самостоятельно).

Примерно похожие санкции ожидают тех, кто был посредником при передаче взятки, или занимался коммерческим подкупом.

Однако наказание грозит не только по УК РФ, коррупционные правонарушения наказываются и согласно КоАП РФ, причем наказание по ним могут нести и юридические лица. Так, согласно КоАП РФ, наказать могут за такое:

  • подкуп избирателей – штраф от 12 до 25 тысяч рублей на граждан и до 500 тысяч на юридических лиц;
  • невыполнение требований законодательства о закупках – штраф для должностных лиц от 30 до 100 тысяч рублей;
  • ограничение конкуренции органами власти – штраф от 15 до 50 тысяч рублей, дисквалификация до 3 лет.

Также есть достаточно обширный перечень оснований для увольнения чиновника за утерю доверия.

Борьба с коррупцией в России

От Петра и дальше – история борьбы с коррупцией в России

Коррупция опасна для общества и для государства. Считается, что возникла она с возникновением самого государства, и известна с Древнего мира. «Продажа» власти была свойственна и России, причем не одно столетие.

Первый документ, который был создан для борьбы с коррупцией в России – это указ Петра I от 1714 года, который ужесточил наказание за корыстные злоупотребления на службе государству. Одной из мер по борьбе с мздоимством тогда стало ограничение нахождения в должности воевод – не более 2 лет. Указ вводил уголовную ответственность тем, кто был пособником в совершении корыстных злоупотреблений по службе.

Тогда же были введены понятия:

  • лихоимство – принятие взятки должностным лицом за действия или бездействие по службе, если это нарушало обязанности должностного лица;
  • мздоимство – если должностное лицо брало деньги за те действия, которые входили в его обязанности.

Борьба с коррупцией продолжалась (хоть и не так активно) и в период правления Екатерины II. Историки говорят, что ее политика была направлена на обеспечение принципа неотвратимости за совершенные корыстные злоупотребления.

Несмотря на все принимаемые меры, коррупцию побороть так и не удавалось – она и в период царствования Романовых была источником процветания мелких государственных служащих.

Власти искали все новые пути избавления от взяточничества. В 1845 году принято «Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных», в нем за корыстные преступления предусматривалась уголовная ответственностью. В частности, за получение не предусмотренного законом вознаграждения должностное лицо могло получить такие виды наказания:

  • лишение свободы на срок от 1 до 3 лет;
  • сечение розгами от 70 до 80 ударов;
  • отдача в арестантские роты на срок от 2 до 5 лет.

Все это сохранилось и в «Уголовном уложении» России образца 1903 года. Этот документ был уже более прогрессивным – в частности, в нем уже было дано определение должностного лица.

В 1918 году установилась советская власть, и первым ее правовым актом стал Декрет Совета народных комиссаров «О взяточничестве». За него предусматривалась тюремный срок вместе с принудительными работами в 5 лет и более. Но, как и во всем остальном, более тяжелым наказание было для тех взяткодателей, которые относились к имущему классу – их имущество полностью конфисковывалось.

Уголовный кодекс от 1922 года был еще более жестким – взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью и за него полагался расстрел. Однако с первых дней существования советской власти коррупция продолжала свое существование.

Естественно, что коррупция существовала и в 1930-1950-е годы, хоть о ней и не было широко известно. Кроме того, уже тогда формируется шикарный образ жизни партийной элиты – что тоже, в некотором роде, считается злоупотреблением властью.

Злоупотребления были везде – и в системе НКВД, и в судебной системе. В 1948 году оказалось, что суды насквозь пронизаны коррупцией.

Но во времена правления Брежнева коррупция становилась только сильнее. Официально до 1980-х годов о ней говорить было не принято, но за эти годы количество регистрируемых сообщений о взяточничестве выросло в 25 раз – однако обо всех этих пороках говорили как о пережитках прошлого.

После распада СССР проблема коррупции в России становилась все более актуальной. К началу 2000-х зарубежные журналисты писали, что в стране такие коррупция и бандитизм, которым нет аналогов в истории.

Но попытки бороться с ней были – с 1992 года действовал Указ президента «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» – он запрещал чиновникам заниматься бизнесом, и обязал их декларировать свои доходы. Законопроект «О борьбе с коррупцией» не смог пройти голосование – его с 1992 по 1998 годы лишь передавали по разным инстанциям.

Следующий нормативный акт – Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ…» вышел только в 2005 году, он обязал размещать информацию обо всех государственных закупках в интернете.

Соответствующий закон – 273-ФЗ «О противодействии коррупции» – был принят и подписан лишь в 2008 году. Он регулирует различные аспекты работы госслужащих, в том числе основные положения антикоррупционной политики.

Тем не менее, говорить о победе над коррупцией еще совсем рано – только за первые 8 месяцев текущего года она принесла ущерб экономике на сумму более 100 миллиардов рублей.

Кто и как борется с коррупцией в России сейчас

В России нет единого органа, который занимался бы всеми делами в сфере коррупции. Так, выявляют такие преступления и привлекают виновных к ответственности органы прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы. Координирует эту работу генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Полномочия в этой сфере есть у самих органов государственной власти – например, если государственного служащего склоняют к получению взятки, он должен сообщить об этом своему работодателю, который сообщит об этом в соответствующий орган.

Оперативную работу по экономическим преступлениям, в том числе по коррупции, ведет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК). Считается, что это управление имеет преемственность от ОБХСС.

Что касается непосредственно борьбы с коррупцией, на уровне государства считается, что более эффективным мероприятием является ее профилактика.

Вообще же работает целый комплекс мер по антикоррупционной политике:

  • «идеологические» меры – продвижение идеи о том, что взятки – плохо.

    Например, в России 9 декабря каждого года отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

  • правовые меры – создание нормативных актов по противодействию коррупции, антикоррупционная экспертиза других нормативных актов;
  • кадровые меры – более жесткие требования к чиновникам;
  • организационные меры – развитие контроля, борьба с бюрократией, передача части полномочий негосударственному сектору.

Законодательство России предполагает 4 вида ответственности за коррупционные правонарушения:

  • уголовная ответственность – применяется к тем, кто виноват в совершении преступления;
  • административная ответственность – применяется в отдельных случаях, прописанных в законе (есть около 20 составов таких правонарушений);
  • гражданско-правовая ответственность – когда с нарушителя требуют возместить убытки или ущерб в другой форме. А еще это случай, когда государственный служащий обязан передать государству подарки дороже определенной суммы;
  • дисциплинарная ответственность – включает замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.

На первый взгляд, закон достаточно объемный, и должен работать на уменьшение уровня коррупции в стране. А что же происходит на самом деле?

Насколько успешно получается бороться с коррупцией

Коррупция – не зарплата и не ВВП, цифрами ее измерить очень сложно. Чтобы понять, насколько успешно страна борется с коррупцией, используют оценочные показатели. Самый известный из них – Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index), который каждый год рассчитывается международной неправительственной организацией Transparency International.

В 2018 году Россия заняла 138 место из 180 стран мира, что показывает не очень эффективную борьбу с коррупцией. При этом выше 60 места Россия вообще не поднималась:

Кстати, не стоит считать, что в 2000 году ситуация была лучше – просто тогда Transparency International оценивала Индекс восприятия коррупции по 90 странам – и 82 место означает не очень хорошее положение.

Россия по ИВК в 2018 году получила 28 баллов из 100 возможных – столько же, сколько Нигерия, Мавритания, Кения, Коморы, Бангладеш и Уганда. Некоторые страны СНГ разместились выше – больше всего баллов получила Армения – 35, у Молдавии 33 балла, у Украины – 32, у Казахстана – 31 балл. Среди лидеров рейтинга – Эстония, у нее 20 место.

Но Transparency International вряд ли серьезно будет восприниматься чиновниками – российское подразделение организации объявлено иностранным агентом.

Что касается статистики от правоохранительных органов, то они оперируют количеством выявленных случаев. Так, в прошлом году за 10 месяцев было выявлено 27 143 преступления коррупционной направленности – и только 3 171 из них связано с получением взятки. Еще 2 251 случай – это дача взятки.

Больше всего коррупционных преступлений фиксируется в Челябинской области, Татарстане, Москве и Краснодарском крае. Чаще всего «на горячем» попадаются сотрудники МВД, местные чиновники, военнослужащие и должностные лица других государственных учреждений.

Самыми громкими делами в части взяточничества стали дела в отношении полковника МВД Дмитрия Захарченко (у которого нашли несколько миллиардов рублей, по некоторым данным – это «общак» коррупционеров), бывших губернаторов Коми (Гайзер) и Сахалинской области (Хорошавин), бывшего министра экономического развития (Улюкаев).

А сколько Россия теряет из-за коррупции? Мнения разделились:

  • в мировых масштабах коррупция каждый год обходится экономике в 1,5-2 триллиона долларов – это 2% мирового ВВП. И это, по словам Кристин Лагард, лишь «верхушка айсберга»;
  • председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов говорит, что около 30% бюджета страны в разной степени вовлечены в коррупционный оборот (чаще всего через госзакупки);
  • бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков оценивает потери в 8-10 триллионов рублей;
  • Счетная палата насчитала потерь на 1,5 триллиона рублей в год.

В любом случае, официально даже самые низкие оценки показывают, что Россия теряет минимум 10% от федерального бюджета из-за коррупции. А это говорит, что до полной победы над ней еще очень далеко.

Куда жаловаться, если требуют взятку

Чиновники обычно говорят о каких-то абстрактных вещах – антикоррупционной политике, корпоративной этике, конфликте интересов. Но обычные россияне могут регулярно сталкиваться с требованием заплатить «в карман» и не знать, что делать в этой ситуации.

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

  1. попытаться записать разговор. Желательно самому не провоцировать собеседника на взятку – он сам должен сказать, чего хочет. Также желательно зафиксировать, какие гарантии решения проблемы он дает;
  2. тянуть время. Сразу давать деньги нежелательно, лучше всего договориться на передачу оговоренной суммы в другое время и в другом месте;
  3. если взятку требует чиновник или преподаватель – дальше нужно обратиться в полицию. В заявлении о факте вымогательства нужно указать данные этого лица, что он требует и за какие действия, где должна пройти передача денег;
  4. если вымогатель – полицейский или сотрудник ГИБДД – желательно обратиться в управление собственной безопасности МВД, в Следственный комитет или даже в ФСБ.

Телефон доверия МВД обычно написан на патрульных автомобилях, часто номера пишут в разных местах, чтобы их запомнили. В налоговой службе есть телефон доверия +7 (495) 913 00 70. В Следственный комитет можно позвонить по телефону 8 (800) 100 12 60. Оба номера работают круглосуточно.

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

Кто-то считает, что заявлять о взяточниках «некрасиво». Но эти же люди потом возмущаются, что все органы власти в стране насквозь коррумпированы. Поэтому выбор простой – если кто-то не хочет добросовестно выполнять свою работу, ему на этой работе не место.

Post navigation

Previous Post:

Следователь допрос

Next Post:

Ограничения конкуренции

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes