Что отличает государство от других?
Типология государств
Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.
Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:
О наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
о суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;
О многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;
О стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;
О монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;
о право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;
О публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;
о наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.
В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.
Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.
Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть надгосударственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.
Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, в то время как правительства приходят и уходят.
С функциональной точки зрения государство призвано решить ряд задач в сферах внутренней и внешней политики.
Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства:
о хозяйственная — организация и регулирование экономической жизни;
о стабилизационная — поддержание стабильности и мира в обществе;
о координационная — обеспечение общественного согласия и единства;
о социальная — социальное обеспечение, справедливое распределение благ;
О культурно-воспитательная — поддержка культуры и духовных ценностей;
о правовая — нормотворчество, защита конституционного строя, прав, законности;
о экологическая — охрана природы, обеспечение здоровой окружающей среды.
Внешние функции государства:
О отстаивание национальных интересов на международном уровне — обеспечение взаимовыгодного международного сотрудничества, координация усилий в решении глобальных проблем человечества, обеспечение работы ряда надгосударственных организаций — ООН, Совета Европы и т.д.;
О организация обороны и охрана государственной безопасности — защита государственного суверенитета, осуществление военных действий против других государств и т.п.
Типологии государств отражают их функциональное, историческое, культурное многообразие. Ниже перечислены некоторые основания для классификации государств и соответствующие им типы:
о по форме правления различают — монархии (абсолютные и конституционные), республики (президентские, парламентские, смешанные);
О по форме государственно-территориального устройства — унитарные, федеративные, конфедеративные;
О по социально-классовому характеру — рабовладельческие, феодальные, буржуазные (или капиталистические), социалистические;
О по уровню экономического развития — развитые, транзитивные (или с переходной экономикой), развивающиеся (или «третий мир»);
О по уровню политической устойчивости — политически стабильные, политически неустойчивые;
о по политическому режиму — демократические, авторитарные, тоталитарные;
О по направленности политики — социальные, правовые, военные, полицейские и т.д.;
О по этапам технологического развития — традиционные (аграрные), индустриальные, информационные (постиндустриальные);
О по роли государства — минимальные (государство как «ночной сторож»), патерналистские (государство как «опекун»);
о по отношению к религии — атеистические, светские, клерикальные, теократические.
Наиболее распространены типологии, учитывающие формы правления и формы государственного устройства.
Под формой государственного правления понимают порядок формирования высших органов государственной власти, их структуру и характер взаимоотношений с населением (рис. 8.1).
Монархия является формой правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю и обычно передается по наследству. Правитель (император, король, царь и т.д.) пользуется своей властью, как правило, пожизненно. В абсолютной монархии в руках правителя концентрируется вся власть: монарх ничем не ограничен и никому не подотчетен. В конституционной монархии власть наследственного правителя ограничена конституцией. Конституционная монархия может быть парламентской, когда правительство несет ответственность перед парламентом, а власть монарха является символической, и дуалистической, когда правительство несет ответственность перед монархом, а парламент разделяет власть с монархом.
Рис. 8.1. Формы правления
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам. Источником власти в республике считается народ. В президентской республике правительство несет ответственность перед президентом. Президент избирается всенародно и является главой и государства, и правительства. Он также обладает широкими полномочиями: является главнокомандующим, может ввести чрезвычайное положение и т.д. В парламентской республике правительство формируется парламентским большинством и несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентом и имеет ограниченные полномочия. В смешанной, или полу президентской, республике правительство назначается в ходе согласительной процедуры между парламентом и президентом и несет равную ответственность перед ними. При этом президент и парламент избираются независимо друг от друга. Примером президентской республики могут служить США, парламентской — Германия, смешанной — Российская Федерация.
Под формой государственного устройства понимают административно-территориальное устройство страны и характер распределения полномочий между центральными и местными органами государственной власти.
Рис. 8.2. Формы государственного устройства
Унитарное государство является цельным и однородным государственным образованием, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками государственного суверенитета. У такого государства единая конституция, общее законодательство и гражданство. Как правило, унитарные государства формируются в странах с мононациональным населением.
Федерация есть устойчивый союз субъектов (земель, республик и т.д.), самостоятельных в пределах своих полномочий, распределенных между ними и центром, и имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, а иногда — свои конституции и гражданство. Пределы полномочий центра и субъектов федерации определяются федеральной конституцией, но в чрезвычайных ситуациях федеральный центр может вмешаться в дела субъекта федерации. Обычно интересы членов федерации представляет отдельная палата в парламенте.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, созданный на временной основе для обеспечения их общих интересов. В конфедерации в компетенцию союзных органов обычно передается ограниченный круг вопросов, определенный договорами: развитие коммуникаций, режим границ, некоторые вопросы обороны и внешней политики. При этом в каждом государстве существуют свои законодательные, исполнительные, судебные органы, армии, налоговые системы и т.д.
Примером унитарного государства можно считать Японию, федерации — США. Конфедерацией были Швейцария до 1848 г. и Австро-Венгрия до 1918 г. Признаки конфедерации присутствуют в Союзном государстве России и Белоруссии и в некоторой степени — в Европейском Союзе.
В ст. 1 Конституции Российской Федерации записано: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ
- 1. Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.
- 2. Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.
- 3. Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.
- 4. По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.
ВОПРОСЫ
- 1. Чем государство отличается от других субъектов политической деятельности? В чем проявляется их сходство?
- 2. Приведите конкретные примеры деятельности государства по обеспечению своих социальных функций.
- 3. Почему, по вашему мнению, республиканская форма правления постепенно становится более распространенной в современном мире, чем монархическая?
- 4. Какие признаки позволяют отнести Россию к федеративным государствам?
- В редких случаях монарх может избираться. Выборная монархия существовала в Византии, на определенных этапах — в Польше, Дании и Норвегии, сейчас — вМалайзии, Саудовской Аравии, Ватикане. По сути выборная монархия являетсяпереходной формой от монархии к республике.
1. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества
Государство — это организация (механизм) непосредственного политического властвования. Все другие общественные организации, которые, входя в политическую систему общества, участвуют в отправлении власти опосредованно, т. е. через непосредственное участие самого государства, осуществляют «сотрудничество» с ним в различных формах.
Признаки:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт — подданство или гражданство);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
11) наличие государственных символов — герба, флага, гимна
Итак, взятые в совокупности указанные признаки государства объясняют его особенное место и ведущую роль в политической системе общества.