Что такое аффектация?
Содержание
Аффектация – что это такое?
Часто можно слышать такой термин, как «аффектация», «состояние аффекта». Что это значит и в каком контексте этот термин актуален?
Характеристика аффектации
Аффектация – это состояние эмоционального возбуждения, которое проявляется в речи человека, его поведении, в различных реакциях. Иногда в данном значении применяют слово «кривляние», когда кто-то демонстрирует свои внутренние реакции очень выраженно, чересчур подчеркнуто.
Почему люди себя так ведут? В большинстве случаев это желание произвести определенное впечатление, привлечь к себе внимание. Неестественность реакций и поведения связаны с тем, что субъекту необходимо как-то потрясти, заинтересовать аудиторию, привлечь внимание к своей проблеме, а истинные чувства не соответствуют тому, что происходит в душе человека на самом деле. Говоря простым языком – человек откровенно лицемерит или пытается выдать желаемое за действительное.
Когда можно наблюдать аффектацию? На самом деле это определение не несет в себе ничего негативного во всех случаях. Например, оратор может прибегать к аффектации как к сильному инструменту воздействия на людей и регулировать реакцию аудитории на те, или иные высказывания. Инструменты аффектации – голос, жесты, интонации голоса.
Плюсы и минусы
Наличие аффектации можно отметить практически везде – на театральной сцене, в кино или других видах искусства (литература, живопись). Однако присутствие таких реакций часто отмечается критиками негативно.
Однако надо отметить, что такие приемы все-таки очень действенны и выполняют свою функцию. Внезапная реплика, эмоциональный выброс, резкое движение – все это делает выступление ярким, запоминающимся. Иногда излишний пафос создает нужную атмосферу, повышенное восприятие. Особенно часто можно наблюдать работу аффектации на сцене – во время стенд-апов, комедийных шоу, в театре.
К аффектации прибегают дети, когда хотят привлечь внимание взрослых к своим потребностям – преувеличенно выражают недовольство, плачут напоказ, капризничают и «дуются». Взрослым, которые демонстрируют аффектацию, также иногда говорят, что они «ведут себя как дети».
Аффектация часто раздражает окружающих людей, так как выглядит очень наигранно, неискренне – если ситуация не разворачивается в комедийном или юмористическом контексте. Кроме того, «изображение» преувеличенного чувствования – это всегда попытка манипулирования (пусть и неосознанная в некоторых случаях). Люди чувствуют эти попытки и негативно воспринимают на подсознательном уровне.
Казус в театре
Особенно явно распознают аффектацию животные, одомашненные или прирученные. Есть известный случай с собачкой одного актера. Он приехал на репетицию и начал декламировать текст.
Собака была известна тем, что всегда чувствовала приближение окончания репетиции и спектаклей, сразу начинала вертеться и собираться домой. Связано это было, видимо, с изменением в состоянии окружающих людей. Во время спектакля люди сидели в некотором напряжении, направив внимание на сцену, а актеры декламировали на сцене свои тексты.
Как только это распределенное внимание переключалось, люди начинали собираться и разговаривать друг с другом расслабленно, собака понимала – спектакль окончен, сейчас хозяин заберет ее домой. Со сцены она чувствовала искусственность, заученность, неестественность поведения. Как только актеры заканчивали выступление – они сразу становились другими, это был сигнал для нее.
Но однажды произошел курьезный случай. В город приехал настоящий мастер – очень знаменитый актер, который на сцене настолько вжился в роль, что собака «поверила» ему и собралась домой во время спектакля. Таков был уровень таланта, что даже чутье подвело животное – собака не нашла аффектации во время актерской игры. С тех пор в театральной среде прижилась поговорка: «Будешь играть фальшиво – собачка не выйдет». Нужно играть так, чтобы даже тонко чувствующие животные не заподозрили фальши.
Аффектация в разных сферах деятельности
Этот метод иногда применяют там, где требуется в служебных целях привлечь внимание, обеспечить перевес голосов или объяснить что-то, что непонятно другим через рациональные каналы. Выбирают особый стиль жестикуляции, лексику, чтобы управлять вниманием аудитории. Главная задача – чтобы аффектация была полезной, а не наигранной и неубедительной.
В целом же аффектация часто воспринимается как негативное явление – субъект не осознает, что переборщил с эмоциональностью. Распространены политическая, религиозная аффектация. Иногда люди переигрывают с эмоциями на похоронах, свадьбах – пытаются отразить силу своих эмоций, что зачастую выглядит неуместно.
В психологии к социально-психологическим феноменам принято относить все те изменения в поведении человека, которые происходят под воздействием других людей – даже при одном их присутствии. Как правило, к разряду социально-психологических феноменов относят лишь многократно проверенные экспериментально закономерности, а не просто наблюдения и догадки. Социально-психологический феномен должен обладать некоторой устойчивостью: он характерен для людей разного возраста, социального статуса, разных социальных, в том числе этнических, групп.
Принято считать, что социально-психологические феномены стали изучаться после того, как в начале двадцатого века психолог Норманн Триплет, прогуливаясь в парке, заметил, что велосипедисты едут быстрее, если в парке есть люди (это объясняется тем, что велосипедисты были озабочены мнением окружающих о своих физических кондициях). Это положило начало серии экспериментов, в которых испытуемые занимались разными делами то наедине с собой, то в присутствии наблюдателей. Так родился вывод о том, что с механической, физически тяжелой работой человек справляется лучше, если на него смотрят, а с той, что требует творческих и интеллектуальных затрат, — без свидетелей.
На сегодняшний день выявлено огромное количество социально-психологических феноменов (разной степени полезности). Примеры:
– конформность,
– социальная фасилитация,
– социальная ингибиция,
– социальное давление,
– диффузия ответственности,
– групповая поляризация,
– эмоциональное заражение,
– социальная леность,
– ослабленное самосознание.
Аутгрупповой фаворитизм Стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать чужой группе (аутгруппе) в ущерб собственной (ингруппе). Противоположен ингрупповому фаворитизму. Власть Одно из ключевых понятий политической психологии, отражает ресурс влияния одних людей над другими. Имеется большое количество определений власти. Самое общее, данное Б. Расселом, гласит: «Власть — достижение намеченного эффекта». Групповая идентификация Отождествление себя с обобщенным образом члена какой-либо социальной группы или общности, за счет которого происходит принятие, часто некритическое, ее целей и ценностей. Групповое мышление Стиль мышления людей, которые полностью идентифицируют себя с конкретной социальной группой. При этом создается ситуация, когда единомыслие становится большей ценностью, чем следование логике и рациональному выбору решений. Деиндивидуализация Социально-психологический феномен – утрата индивидами самосознания и самобытности; возникает в групповых ситуациях, которые гарантируют анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке. Ингрупповой фаворитизм Стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Коллективное мышление Социально-психологический феномен: должным образом замотивированная социальная группа и при определенной организации ее работы способна на интеллектуальные прорывы, которые не может обеспечить индивидуальное мышление. Культурный шок Состояние социальной изоляции, тревоги и депрессии, развивающееся при внезапном изменении среды обитания (попадание в условия чуждой культуры или возвращение к своей после длительного перерыва) или вынужденной необходимости приспосабливаться к различным традициям и устоям общества. Состояние часто встречается среди иммигрантов, но может развиваться и при радикальных изменениях общества. Сдвиг риска Понятие социальной психологии, обозначающее более высокий уровень рискованности действий, на которые решается группа, в сравнении с действиями отдельных ее членов, выступающих автономно. Социальная ингибиция Социально-психологический феномен, заключающийся в снижении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается в присутствии других людей. Социальная фасилитация Социально-психологический феномен, заключающийся в повышении производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования. Социальное доказательство Признание истинности или ложности того или иного суждения без опоры на собственный аппарат критического мышления, но с учетом общественного мнения. Теорема Томаса Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям. Физиогномическая редукция Феномен социального восприятия, основанный на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности. Хоторнский эксперимент Феномен социальной психологии. Проведенный специалистами Гарвардского университета (Э. Мэйо и др.) эксперимент на предприятии Вестерн электрик в Хоторне показал, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками. Эффект Рингельмана Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Эффект наглядности Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если человек уже имел с ним дело и может вспомнить из своего опыта соответствующие примеры, особенно при их яркой эмоциональной окрашенности.
См. также
Социальная психология
- Взаимодействие двух людей
- Восприятие человека человеком
- Группа
- Группа референтная
- Группы
- Источники социального прогресса
- Коммуникация
- Конфликт
- Манипуляция
- Насилие и ненасилие
- … и другое