Что такое репатриация?
Репатриация — это понятие все чаще и чаще встречается в мире бизнеса и политики. Слово в переводе с латыни означает возвращение кого-то или чего-то в родные места из другой страны. В международном праве понятие репатриация было определено на Женевской конвенции в 1949 году.
Подразумевается, что каждый человек с рождения имеет неприкосновенное право на возвращение в места, где он родился. Давно это понятие ассоциировалось с Израилем и Германием, когда возвращали соотечественников в родные места.
Термин применим не только к людям (эмигрантам, беженцам, военнопленным), но и к денежным средствам, которые были заработаны за рубежом или к сфере искусства, когда культурные ценности возвращаются из дальних стран на свою историческую родину.
Содержание
- Кто такой репатриант
- Репатриация граждан в России
- Привилегии
- Некоторые моменты
- Репатриация денежных средств
- Денежные расчеты при репатриации
- Налог на репатриацию дохода
- Финансовая амнистия
- Валютная политика России
- Репатриация капиталов в России
- Репатриация валюты в других странах
- Как чаще всего происходит репатриация прибыли из России?
- Существуют ли какие-либо ограничение на выплату дивидендов?
- Мы объявили о выплате дивидендов. Обязаны ли мы платить налог на прибыль?
- В некоторых странах имеются промежуточные компании для транзитного перечисления доходов. Есть ли такие компании в России?
- Мы хотели бы избежать двойного налогообложения. Существует ли какая-то альтернатива выплате дивидендов?
- Каковы ограничения по процентам?
- Как вам может помочь Аккаунтор?
- Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ
- Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки
- Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей
- Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют
- Итоги
Кто такой репатриант
Термин репатриант применяется к лицам, которые вынуждены были покинуть свою страну. К ним относятся беженцы, военнопленные, эмигранты. Причем возвращаясь на Родину, эти люди получают обратно все свои гражданские права.
Каждая страна имеет свои особенности при применении репатриации. Например, Израиль дал название программе по возвращению Алия, Казахстан назвал программу Нурлы Кош, а Армения — Еркир.
Польша использует название — Репатриация репрессированных поляков. Под действие этой программы попадают люди, репрессированные при СССР и сосланные в Азию или за Урал.
Репатриация граждан в России
В Российской Федерации закон о репатриации был принят в 2006 году. Но, до сих пор не начал полноценно функционировать. После 2006 года он был переработан, а с 2012 года получил статус бессрочного, наряду с программой репатриации.
Она подразумевает свод правил и положений, определяющих, что принимать участие в программе могут:
- лица с бывшим гражданством СССР;
- лица, проживающие в бывших союзных республиках;
- граждане России, проживающие в других странах;
- выходцы из СССР и их потомки.
В соответствии с Законом, репатриант может вернуть свои гражданские права намного быстрее иностранца, так как фактически он от них не отказывался. То есть не нужно получать гражданство заново, нужно его восстановить.
В связи с этим были упрощены некоторые бюрократические процедуры. К тому же к репатриантам применяется ряд льгот. Они быстрее решают вопрос с проживанием и недвижимостью, с трудоустройством и т.д.
Почему такие преимущества дает государство репатриантам? Потому что оно заинтересовано в возвращении людей, особенно если это специалисты высокого профиля, ценные трудовые кадры, способные и готовые сделать вклад в экономику страны.
Идеальный репатриант — это сильный и энергичный человек, не достигший пенсионного возраста.
Привилегии
В обновленном варианте Закона прописаны положения, дающие репатрианту неплохой шанс начать новую успешную жизнь. Так, например, государство оказывает финансовую помощь в виде разовых выплат и компенсации расходов за переезд на Родину.
Российская программа позволяет возвращающимся ввозить в страну багаж без оплаты пошлины. Также переселенцам компенсируется часть аренды жилой площади в течение 6 месяцев.
Некоторые моменты
В связи с тем, что многие репатрианты при возвращении желают поселиться в Санкт-Петербурге или в Москве, власти страны приняли законодательные нормы, которые делят регионы на разные категории.
- Категория «А» — приоритетная, включающая в себя приграничные земли. При репатриировании в этот регион государство выплачивает большие «подъемные».
- Категория «Б» — подразумевает привлечение квалифицированного репатрианта для освоения и реализации крупномасштабного проекта. Обычно такие регионы испытывают дефицит рабочей силы.
- Категория «В» — для стабильных экономических регионов. Здесь нужны люди для повышения численности населения. Государство оказывает существенную помощь таким репатриантам.
Следует учесть, что переселенец должен владеть русским языком и профессиональными навыками. Причем опыт работы — это скорее преимущество, а не обязательное условие при наличии образования.
Репатриация денежных средств
Это понятие означает возвращение в родную страну денежных средств, доходов от инвестиций за границей. Возвращается капитал для его инвестирования в экономику родного государства.
Таким способом правительство и ЦБ пытаются контролировать инфляцию и курс национальной валюты. Экономическая стабилизация, а также благоприятный инфляционный фон — вот главная цель репатриации капитала.
В трансграничном движении денежных средств, как правило, участвуют не только страны, куда этот капитал ввозится, но и те государства откуда этот капитал вывозится. Так, например денежный поток может облагаться рядом налогов.
В целях стимулирования возвращения денег на родину, страны готовы применять репрессивные законодательные меры и так называемую «белую» амнистию» капиталов. Этот вопрос очень актуален для России, где регулярно вывозится капитал от 2 до 2,5 млр долл ежемесячно.
То есть страна готова объявить амнистию лицу, которое вывезло незаконно капитал за границу. Также при наличии политических рисков, государство дает дополнительные гарантии и страховую защиту при перемещении средств.
Существуют страны-экспортеры капитала и страны-импортеры. Последние действуют в зависимости от экономической ситуации в стране. При стабилизации ограничения в вопросе ввоза и вывоза капитала ослабевают, но когда наступает кризис — финансовый оборот строго лимитируется.
Денежные расчеты при репатриации
В репатриации капиталов участвуют резиденты РФ, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. Они обязаны контролировать поступление от иностранных субъектов денежные средства за товары или услуги на счета уполномоченных банков.
Это касается и предоплаты за непоставленные товары или услуги. Не требуют репатриации случаи, в которых денежные отношения базируются на исполнении долговых или кредитных обязательствах.
Обязанность резидента признается исполненной сразу, как только денежные средства поступают на его счет в уполномоченном банке.
Налог на репатриацию дохода
На данный момент нет единых международных правил для регулирования возврата налога. Законодательство некоторых государств взимает налог на доходы нерезидентов при фактическом выводе средств за границу.
Уплатить его обязан тот, кто перечисляет нерезиденту дивиденды, проценты, роялти. Это применимо обычно к пассивному доходу.
Существует компенсация в виде налоговых вычетов при условии уплаты гражданином за границей налогов в казну иностранного государства.
Каждая страна имеет сложную систему сбора процентов в свою казну. На это влияет множество факторов. Например, Украина будет обращать внимание на юрисдикцию того государства, откуда появился инвестор. Некоторые страны ЕС применяют ставку налога в 10%. А Кипр установил налоговую ставку в размере 0%.
Финансовая амнистия
Существует три источника, подлежащих амнистии:
- Неучтенные доходы в крупном размере, находящиеся в национальной экономике.
- Получение задолженности от лиц-должников по уплате налогов.
- Вывезенный из страны капитал. На сегодняшний день он оценивается в десятки миллиардов долларов в год.
Для России репатриация средств является актуальной темой. Запад активно борется с нелегальным отмыванием денежных средств и в том числе под пристальное внимание попадают крупные российские капиталы.
Даже при условии полной законности, может быть произведен арест или заморозка счетов до выяснения путей получения дохода. Такие жесткие меры стали предпосылками к возвращению вывезенного капитала на родину — в Россию.
Конечно, если он не был получен преступным экономическим путем. В этом случае владельца ждут правовые наказания или условия применения финансовой амнистии. Речь в этом случае не идет о криминальном капитале, полученном преступным путем.
Под амнистию попадают преступления в экономической сфере средней тяжести и нарушающие интересы коммерческих организаций.
Валютная политика России
Одна из составляющих Российской валютной политики — обязанность репатриации выручки от внешней торговли. Это призвано повысить золотовалютный резерв страны и поддержать состояние платежного баланса государства. Следует отметить, что такой вид ограничения используется в 101 стране.
Определяет валютные отношения Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который планируется детализировать для обеспечения более жесткого контроля за участниками процесса репатриации.
Репатриация капиталов в России
В 2005 году впервые в России прошла амнистия капиталов. На тот момент В.В. Путин говорил о размере вывезенных денежных средств в 300 млрд долларов. Удалось вернуть всего 3,7 млрд рублей.
Условием амнистии была уплата 13% -ого налога с возвращенной суммы.
Однако, несмотря на российское гражданство и происхождение, многие предприниматели предпочитали оставаться иностранными, причем нужно отметить, что Запад не имел желания расставаться с этим капиталом, так как репатриация создавала для их банков угрозу банкротства.
На фоне всего этого была создана Финансовая полиция для борьбы с коррупцией и нелегальным уходом российского капитала за границу.
Ведомство выполняло три функции:
- финансовую разведку
- оперативноразыскную деятельность
- финансовый контроль
Подобные ведомства существуют во многих странах — Италии, Австрии, Белоруссии, Британии, Сингапуре, Казахстане.
Репатриация валюты в других странах
В 2001 году Италия успешно провела амнистию, вернув на родину примерно 61 млрд долларов. Условия возврата были на выбор — в виде единовременной выплате 2,5% от возвращаемой суммы или покупки акций родных компаний на 12% от этой же суммы.
После такой операции налоговое законодательство резко ужесточило меры. После чего капитал начал уходить в офшоры, чтобы избежать налоговых выплат. Тогда в 2009 году последовала очередная амнистия и тарифный барьер возврата составил всего 6 % денежных средств.
В итоге общая сумма возвращенных капиталов страну составила 95 млрд долларов. Это был несомненный выдающийся успех.
Ирландия в 1998 году смогла вернуть 1,5 млрд долларов. Великобритания в 2007 году всего лишь 400 млн фунтов стерлингов. США за два периода — 2009 и 2011 года возвратила в казну 4,4 млрд долларов.
Под этим термином понимается, в частности, возвращение на родину военнопленных, интернированных и гражданских лиц, оказавшихся в результате военных действий за пределами своей страны.
В ходе 2-й мировой войны значительные массы людей вынужденно покидали свою родину или были насильно угнаны на принудительные работы. Только из республик СССР на территории европейских стран за годы Великой Отечественной войны по различным причинам оказалось ок. 6 млн человек. Весной 1944 г. советские войска вышли на государственную границу СССР и начали освобождение Европы. 24 августа 1944 г. ГКО издал постановление «Об организации приема возвращающихся на родину советских граждан, насильно уведенных немцами, а также по разным причинам оказавшихся за пограничной линией между СССР и Польшей». Для приема перемещенных лиц были организованы проверочно-фильтрационные лагеря и пункты (ПФЛ и ПФП). В начале октября 1944 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принимает Постановление о возвращении на Родину советских граждан. Уполномоченным СНК по делам репатриации граждан СССР из Германии и оккупированных ею стран был назначен генерал-полковник Ф. И. Голиков. Управление Уполномоченного СНК отправило на все действующие фронты своих представителей и организовало фронтовые сборно-пересыльные пункты (ФСПП) для гражданских репатриантов. Была создана мощная инфраструктура — от репатриационных миссий за рубежом до служб, отвечающих за прием репатриированных на местах. Проверка гражданских лиц, возвращающихся домой через ФСПП, проводилась на проверочно-фильтрационных пунктах. Бывшие военнопленные и лица, бежавшие из плена, проходили предварительную проверку на армейских сборных пунктах и по ее результатам направлялись либо в запасные части действующей армии, либо для дополнительной проверки в спецлагеря НКВД в тыловые районы страны. До 1944 г. проверку прошли 317 тыс. бывших военнопленных. В действующую армию было возвращено до 70 % от этого числа; аресту и отправке в штрафные роты и батальоны подверглись 19 тыс. человек (6%). По данным на кон. 1946 г., из общего числа зарегистрированных бывших военнопленных (1 млн 836 тыс. человек) в ряды Вооруженных Сил возвратилось ок. 1 млн. 230 тыс. Число арестованных и переданных органам НКВД достигло 283 тыс. человек. Остальные были отправлены либо в специальные рабочие батальоны, либо по месту жительства. В результате продвижения войск Антигитлеровской коалиции в глубь оккупированных Германией территорий среди освобожденных от фашистской неволи оказывались граждане различных государств. В целях содействия обмену бывшими военнопленными и гражданскими лицами, оказавшимися под контролем союзных войск, на Крымской конференции 11 февраля 1945 г. было подписано двустороннее «Соглашение относительно военнопленных и гражданских лиц, освобожденных войсками, находящимися под советским командованием, и войсками, находящимися под британским командованием или под командованием Соединенных Штатов Америки». Позднее аналогичные соглашения были подписаны с Бельгией (март 1945 г.) и Францией (июнь 1945 г.). Согласно данным соглашениям, предусматривалась передача Советскому Союзу состоявших в немецких вооруженных формированиях, национальных частях вермахта и т. п. лиц, сдавшихся или взятых в плен союзными войсками. Вопросы хода репатриации, проблемы и пути их решения обсуждались и на Берлинской (Потсдамской) конференции (17 июля-2 августа 1945 г.). 23 мая 1945 г. в городе Галле (Германия) был подписан «План передачи через линию войск бывших военнопленных и гражданских лиц, освобожденных Красной Армией и войсками союзников». Для приема репатриантов советские органы подготовили 9 приемно-передаточных пунктов (для обмена репатриантами с союзниками), 100 лагерей, 57 фронтовых СПП, 142 госпиталя, 35 приграничных СПП, 249 приемно-распределительных пунктов в республиках, областях, районах и другие подразделения. Поток людей, хлынувший через демаркационные зоны, был огромен. Если за весь 1944 г. через советские органы репатриации прошло ок. 1 млн человек, то только за первые 2 недели с момента подписания «Плана передачи» советской стороной от командования союзников было принято более 620 тыс., а передано союзникам — ок. 171 тыс. человек. Всего же за 1945 г. в СССР возвратилось более 4,5 млн советских граждан. В последующие годы поток репатриантов неизменно снижался. Общее число возвращенных на Родину в 1946-1951 гг. составило чуть более 250 тыс. человек. Всего к нач. 1953 г. на Родину вернулось ок. 5,5 млн советских граждан, т. е. практически все, кто изъявлял на это желание. По некоторым данным, число не возвратившихся в СССР людей (оставшихся жить в западных и других странах) составило ок. 0,5 млн человек. Вместе с уменьшением числа репатриированных, снижалась и штатная численность аппарата Управления по делам репатриации. Окончательно оно было упразднено 1 марта 1953 г. Судьба многих десятков тысяч репатриантов (прежде всего бывших советских военнопленных) оказалась трагичной. Значительное их число, пройдя ужасы немецких концлагерей, попало в советские лагеря ГУЛАГа; оставшиеся на свободе дискриминировались при приеме на работу и поступлении на учебу; к ним с подозрением относились в государственных органах и в обществе в целом. Причем в большинстве случаев отправка в лагеря и ущемление гражданских прав было следствием не сотрудничества этих людей с врагом, а лишь самого факта пребывания в немецком плену, в котором они оказались в результате поражения советских войск, особенно в начальный период войны. Необходимо отметить, что долгое время после войны права многих бывших советских военнопленных, репатриированных на Родину, были ущемлены. Лица, побывавшие в лагерях НКВД или в специальных рабочих батальонах, не имели права жить в Москве и Ленинграде, не могли устроиться на хорошую работу или поступить в высшее учебное заведение, выехать за границу. Постановление ЦК КПСС и Совмина об устранении последствий нарушений законности в отношении бывших военнопленных (июнь 1956 г.) во многом не выполнялось. Конкретные меры по исправлению такой ситуации были приняты лишь в нач. 1990-х гг. в результате работы Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. Справедливость в отношении военнопленных и репатриированных (не совершавших воинских преступлений, но ущемленных в своих правах) восторжествовала в январе 1995 г., когда был подписан Указ Президента РФ «О восстановлении законных прав российских граждан — бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период». Они получили удостоверения участников Великой Отечественной войны и некоторые льготы. Действие этого указа не распространяется на тех граждан, которые служили в годы войны в строевых и специальных формированиях вермахта, в полиции и на изменников Родины. Параллельно с возвращением на родину советских граждан проходила репатриация иностранных военнопленных, содержащихся в лагерях ГУПВИ НКВД. Первая партия немецких военнопленных (225 тыс. человек) была отправлена на родину в июне 1945 г. В первую очередь подлежали отправке больные, инвалиды и нетрудоспособные военнопленные. Не подлежали репатриации лица, служившие в войсках СС, СА, СД, гестапо или осужденные за зверства на территории СССР — вне зависимости от состояния их здоровья. В кон. 1946 г. началась репатриация и японских военнопленных. Репатриацией иностранных военнопленных занимались не только органы НКВД, но и аппарат Управления по делам репатриации. К январю 1950 г. из более чем 3 млн военнопленных немецкой армии и их союзников, содержащихся в лагерях НКВД на конец войны, в СССР остался только 30 771 военнопленный, из которых — 30 062 осужденных военных преступника. Из почти 500 тыс. взятых в плен военнослужащих японской армии к нач. 1950 г. в лагерях находилось 4573 человека, осужденных за военные преступления. Последние осужденные военнопленные германской и японской армий были отправлены на родину соответственно 16 января и 23 декабря 1956 г.
Исторические источники:
Внешняя политика Советского Союза: Документы и материалы. 1945 год. М., 1949;
Внешняя политика Советского Союза: Документы и материалы. 1946 год. М., 1952;
Репатриация советских граждан: Сборник официальных документов. М., 1945.
Автор статьи: Соколов Д. К.
Репатриация — это понятие все чаще и чаще встречается в мире бизнеса и политики. Слово в переводе с латыни означает возвращение кого-то или чего-то в родные места из другой страны. В международном праве понятие репатриация было определено на Женевской конвенции в 1949 году.
Подразумевается, что каждый человек с рождения имеет неприкосновенное право на возвращение в места, где он родился. Давно это понятие ассоциировалось с Израилем и Германием, когда возвращали соотечественников в родные места.
Термин применим не только к людям (эмигрантам, беженцам, военнопленным), но и к денежным средствам, которые были заработаны за рубежом или к сфере искусства, когда культурные ценности возвращаются из дальних стран на свою историческую родину.
Термин репатриант применяется к лицам, которые вынуждены были покинуть свою страну. К ним относятся беженцы, военнопленные, эмигранты. Причем возвращаясь на Родину, эти люди получают обратно все свои гражданские права.
Каждая страна имеет свои особенности при применении репатриации. Например, Израиль дал название программе по возвращению Алия, Казахстан назвал программу Нурлы Кош, а Армения — Еркир.
Польша использует название — Репатриация репрессированных поляков. Под действие этой программы попадают люди, репрессированные при СССР и сосланные в Азию или за Урал.
В Российской Федерации закон о репатриации был принят в 2006 году. Но, до сих пор не начал полноценно функционировать. После 2006 года он был переработан, а с 2012 года получил статус бессрочного, наряду с программой репатриации.
Она подразумевает свод правил и положений, определяющих, что принимать участие в программе могут:
- лица с бывшим гражданством СССР;
- лица, проживающие в бывших союзных республиках;
- граждане России, проживающие в других странах;
- выходцы из СССР и их потомки.
В соответствии с Законом, репатриант может вернуть свои гражданские права намного быстрее иностранца, так как фактически он от них не отказывался. То есть не нужно получать гражданство заново, нужно его восстановить.
В связи с этим были упрощены некоторые бюрократические процедуры. К тому же к репатриантам применяется ряд льгот. Они быстрее решают вопрос с проживанием и недвижимостью, с трудоустройством и т.д.
Почему такие преимущества дает государство репатриантам? Потому что оно заинтересовано в возвращении людей, особенно если это специалисты высокого профиля, ценные трудовые кадры, способные и готовые сделать вклад в экономику страны.
Идеальный репатриант — это сильный и энергичный человек, не достигший пенсионного возраста.
В обновленном варианте Закона прописаны положения, дающие репатрианту неплохой шанс начать новую успешную жизнь. Так, например, государство оказывает финансовую помощь в виде разовых выплат и компенсации расходов за переезд на Родину.
Российская программа позволяет возвращающимся ввозить в страну багаж без оплаты пошлины. Также переселенцам компенсируется часть аренды жилой площади в течение 6 месяцев.
В связи с тем, что многие репатрианты при возвращении желают поселиться в Санкт-Петербурге или в Москве, власти страны приняли законодательные нормы, которые делят регионы на разные категории.
- Категория «А» — приоритетная, включающая в себя приграничные земли. При репатриировании в этот регион государство выплачивает большие «подъемные».
- Категория «Б» — подразумевает привлечение квалифицированного репатрианта для освоения и реализации крупномасштабного проекта. Обычно такие регионы испытывают дефицит рабочей силы.
- Категория «В» — для стабильных экономических регионов. Здесь нужны люди для повышения численности населения. Государство оказывает существенную помощь таким репатриантам.
Следует учесть, что переселенец должен владеть русским языком и профессиональными навыками. Причем опыт работы — это скорее преимущество, а не обязательное условие при наличии образования.
Это понятие означает возвращение в родную страну денежных средств, доходов от инвестиций за границей. Возвращается капитал для его инвестирования в экономику родного государства.
Таким способом правительство и ЦБ пытаются контролировать инфляцию и курс национальной валюты. Экономическая стабилизация, а также благоприятный инфляционный фон — вот главная цель репатриации капитала.
В трансграничном движении денежных средств, как правило, участвуют не только страны, куда этот капитал ввозится, но и те государства откуда этот капитал вывозится. Так, например денежный поток может облагаться рядом налогов.
В целях стимулирования возвращения денег на родину, страны готовы применять репрессивные законодательные меры и так называемую «белую» амнистию» капиталов. Этот вопрос очень актуален для России, где регулярно вывозится капитал от 2 до 2,5 млр долл ежемесячно.
То есть страна готова объявить амнистию лицу, которое вывезло незаконно капитал за границу. Также при наличии политических рисков, государство дает дополнительные гарантии и страховую защиту при перемещении средств.
Существуют страны-экспортеры капитала и страны-импортеры. Последние действуют в зависимости от экономической ситуации в стране. При стабилизации ограничения в вопросе ввоза и вывоза капитала ослабевают, но когда наступает кризис — финансовый оборот строго лимитируется.
В репатриации капиталов участвуют резиденты РФ, занимающиеся внешнеторговой деятельностью. Они обязаны контролировать поступление от иностранных субъектов денежные средства за товары или услуги на счета уполномоченных банков.
Это касается и предоплаты за непоставленные товары или услуги. Не требуют репатриации случаи, в которых денежные отношения базируются на исполнении долговых или кредитных обязательствах.
Обязанность резидента признается исполненной сразу, как только денежные средства поступают на его счет в уполномоченном банке.
На данный момент нет единых международных правил для регулирования возврата налога. Законодательство некоторых государств взимает налог на доходы нерезидентов при фактическом выводе средств за границу.
Уплатить его обязан тот, кто перечисляет нерезиденту дивиденды, проценты, роялти. Это применимо обычно к пассивному доходу.
Существует компенсация в виде налоговых вычетов при условии уплаты гражданином за границей налогов в казну иностранного государства.
Каждая страна имеет сложную систему сбора процентов в свою казну. На это влияет множество факторов. Например, Украина будет обращать внимание на юрисдикцию того государства, откуда появился инвестор. Некоторые страны ЕС применяют ставку налога в 10%. А Кипр установил налоговую ставку в размере 0%.
Существует три источника, подлежащих амнистии:
- Неучтенные доходы в крупном размере, находящиеся в национальной экономике.
- Получение задолженности от лиц-должников по уплате налогов.
- Вывезенный из страны капитал. На сегодняшний день он оценивается в десятки миллиардов долларов в год.
Для России репатриация средств является актуальной темой. Запад активно борется с нелегальным отмыванием денежных средств и в том числе под пристальное внимание попадают крупные российские капиталы.
Даже при условии полной законности, может быть произведен арест или заморозка счетов до выяснения путей получения дохода. Такие жесткие меры стали предпосылками к возвращению вывезенного капитала на родину — в Россию.
Конечно, если он не был получен преступным экономическим путем. В этом случае владельца ждут правовые наказания или условия применения финансовой амнистии. Речь в этом случае не идет о криминальном капитале, полученном преступным путем.
Под амнистию попадают преступления в экономической сфере средней тяжести и нарушающие интересы коммерческих организаций.
Одна из составляющих Российской валютной политики — обязанность репатриации выручки от внешней торговли. Это призвано повысить золотовалютный резерв страны и поддержать состояние платежного баланса государства. Следует отметить, что такой вид ограничения используется в 101 стране.
Определяет валютные отношения Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который планируется детализировать для обеспечения более жесткого контроля за участниками процесса репатриации.
В 2005 году впервые в России прошла амнистия капиталов. На тот момент В.В. Путин говорил о размере вывезенных денежных средств в 300 млрд долларов. Удалось вернуть всего 3,7 млрд рублей.
Условием амнистии была уплата 13% -ого налога с возвращенной суммы.
Однако, несмотря на российское гражданство и происхождение, многие предприниматели предпочитали оставаться иностранными, причем нужно отметить, что Запад не имел желания расставаться с этим капиталом, так как репатриация создавала для их банков угрозу банкротства.
На фоне всего этого была создана Финансовая полиция для борьбы с коррупцией и нелегальным уходом российского капитала за границу.
Ведомство выполняло три функции:
- финансовую разведку
- оперативноразыскную деятельность
- финансовый контроль
Подобные ведомства существуют во многих странах — Италии, Австрии, Белоруссии, Британии, Сингапуре, Казахстане.
В 2001 году Италия успешно провела амнистию, вернув на родину примерно 61 млрд долларов. Условия возврата были на выбор — в виде единовременной выплате 2,5% от возвращаемой суммы или покупки акций родных компаний на 12% от этой же суммы.
После такой операции налоговое законодательство резко ужесточило меры. После чего капитал начал уходить в офшоры, чтобы избежать налоговых выплат. Тогда в 2009 году последовала очередная амнистия и тарифный барьер возврата составил всего 6 % денежных средств.
В итоге общая сумма возвращенных капиталов страну составила 95 млрд долларов. Это был несомненный выдающийся успех.
Ирландия в 1998 году смогла вернуть 1,5 млрд долларов. Великобритания в 2007 году всего лишь 400 млн фунтов стерлингов. США за два периода — 2009 и 2011 года возвратила в казну 4,4 млрд долларов.
Как чаще всего происходит репатриация прибыли из России?
Если вы владеете капиталом в российской компании, являясь либо акционером российской корпорации или участником российского общества с ограниченной ответственностью, прибыль, полученная в России, может выплачиваться инвесторам в качестве дивидендов.
Акционеры могут объявлять распределение прибылей ежеквартально, каждые полгода или один раз в год.
Существуют ли какие-либо ограничение на выплату дивидендов?
Да. Распределение дивидендов строго ограничивается законом. Например, прибыли не могут быть распределены между инвесторами, если:
- акционер сделал неполный взнос в капитал;
- компания является неплатежеспособной или станет таковой в результате распределения прибылей;
- чистая стоимость активов компании является отрицательной или станет таковой в результате распределения прибылей.
Мы объявили о выплате дивидендов. Обязаны ли мы платить налог на прибыль?
Да. Как правило, дивиденды считаются доходом, облагаемым налогом.
Обратите внимание, что на иностранных инвесторов могут распространяться договоры об избежании двойного налогообложения, заключенные между Россией и их страной резидентства. Согласно многим подобным договорам, иностранные инвесторы могут выплачивать налог на прибыль с дивидендов в своей стране резидентства.
Помните, что договоры об избежании двойного налогообложения могут предусматривать дополнительные конкретные требования, например, минимальный взнос в капитал, максимальную ставку налога для дивидендов и т.д. Поэтому мы настоятельно рекомендуем обратиться за помощью к консультанту по вопросам налогообложения при применении положений таких договоров к доходам в виде дивидендов.
Если иностранные инвесторы (как нерезиденты, так и иностранные компании) решают выплачивать налог на дивиденды в России, они должны выплачивать налог на распределяемую прибыль по ставке 15%.
В некоторых странах имеются промежуточные компании для транзитного перечисления доходов. Есть ли такие компании в России?
Компания-кондуит — это особая коммерческая структура, учрежденная с целью избежания двойного налогообложения. Такие компании не выплачивают налог на прибыль организаций. Прибыль компании распределяется среди собственников, которые выплачивают налог на доходы.
Российские корпорации и общества с ограниченной ответственностью не могут избежать двойного налогообложения. Это означает, что компании выплачивают налог на полученную прибыль, после чего акционеры также выплачивают налог на дивиденды.
Двойное налогообложение, вероятно, единственный недостаток распределения прибылей через дивиденды.
Мы хотели бы избежать двойного налогообложения. Существует ли какая-то альтернатива выплате дивидендов?
Некоторые компании скрывают распределяемую прибыль как проценты или вознаграждение.
Например, материнская компания предоставляет заём российскому дочернему обществу и получает процент или предоставляет такой компании управленческие услуги и получает вознаграждение.
Российская компания затем удерживает проценты и вознаграждение как производственные расходы, что, в свою очередь, приводит к уменьшению налогооблагаемого дохода, в результате чего фактически распределяемые средства не облагаются налогом на уровне корпорации.
Доход по процентам и вознаграждению за оказываемые услуги, получаемый акционерами, затем облагается налогом на доход, но только после того, как он будет получен акционерами.
Следует помнить, что использование таких методов ограничивается, и в некоторых случаях они могут рассматриваться как незаконные сделки.
12.08.2020 Разъяснения ФНС по контролю расходов на внутригрупповые услуги
Каковы ограничения по процентам?
Российские правила недостаточной капитализации ограничивают удержание выплат по процентам, налагая размер отношения заемного капитала к собственному 3:1.
Если сумма процентов по какому-либо долгу превышает данное соотношение, проценты не удерживаются в целях налогообложения.
Как вам может помочь Аккаунтор?
Специалисты «Аккаунтор Раша» по вопросам налогообложения могут предоставить вам консультативные услуги и разработать наиболее подходящую и законную схему репатриации прибыли из России. Мы обладаем 25-летним опытом в области оптимизации налогообложения и консультирования иностранных компаний любого размера, включая 500 компаний из списка Fortune в России, и будем рады помочь вам. Вы можете смело обращаться к нам с любыми вопросами.
Репатриация иностранной валюты — это зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. Подробнее о том, что представляет собой репатриация и в чем ее экономический смысл, читайте в этой статье.
Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ
О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает 2 аспекта:
- Резиденты — участники международных контрактов при осуществлении экспорта товаров обязаны обеспечить получение на свои счета в РФ выручки по таким контрактам. Причем данная выручка может быть как в инвалюте, так и в рублях РФ.
- Резиденты — участники международных контрактов при заключении соглашений об импортных поставках должны обеспечить соответствие уплаченных зарубежным контрагентам сумм и фактической стоимости полученных по импорту товаров. Если же денег по контракту уплачено больше, чем получено товаров — «излишки» следует вернуть в РФ.
Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.
Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки
Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.
Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».
Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:
- Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
- Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.
Зачем требуют паспорт сделки таможне, узнайте подробнее: «В чем суть валютного контроля в таможне».
Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей
Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.
В данном случае в качестве контрольных моментов:
- тоже оформляются паспорта сделок по импортным контрактам;
- действует система обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, отслеживающими переводы денег и фактические поставки товаров (об этом также рассказывается в предлагаемой выше статье о валютном контроле на таможне).
Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют
Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. Если рассмотреть проекты законов, разработанные и обсуждаемые в 2016 году, то можно сделать вывод о том, что меры по репатриации валютной выручки являются самым приоритетным направлением в законотворчестве в РФ.
В части обеспечения государством репатриации средств от экспортно-импортных контрактов с участием резидентов РФ законы будут все более детализироваться и ужесточаться.
Еще о перспективах валютного законодательства смотрите в материале «Изменения в валютном законодательстве с 2017 года».
Итоги
Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшему совершенствованию валютного законодательства РФ в данном вопросе.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.