Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Действие актов во времени

16.07.2020 by admin

Конспект лекции: Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта (НПА) – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

Временной период действия НПА ограничивается моментами вступления его силу, прекращением действия.

Вступление в юридическую силу:

  • 1) Называется конкретная дата введения НПА в действие;
  • 2) Вводится в действие с момента его опубликования;
  • 3) Вводится в действие с момента его принятия;
  • 4) Вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение);
  • 5) Вступает в силу с момента его подписания;
  • 6) Вводится в действие поэтапно;
  • 7) Вступает в силу с момента получения адресатом;
  • 8) Если срок вступления в силу в НПА не указан, он вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Утрата юридической силы:

  • 1) НПА прекращает свое действие по истечении срока, на который был принят;
  • 2) При прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом НПА);
  • 3) В связи с изменением обстоятельств, на которые НПА был рассчитан;
  • 4) При фактической отмене (принимается другой НПА без отмены первого).

Обратная сила закона – распространение действия НПА на те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу.

Исключения из общего правила:

  • 1) НПА имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;
  • 2) НПА смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

По степени завершенности наступивших в соответствии с прежним НПА правовых последствий различают:

  • — ревизионная обратная сила — действие НПА распространяется на факты, по которым юридические последствия уже наступили, происходит пересмотр этих юридических последствий;
  • — простая обратная сила – НПА пересмотра завершенных юридических последствий не предполагает.

Переживание НПА — это когда старый акт, отмененный новым, в какой-то мере продолжает действовать и после утраты юридической силы.

Принципы: немедленное действие правовых норм; норма, ухудшающая правовое положение, должна иметь только перспективное действие; норма, улучшающая правовое положение имеет обратную силу; исключения из этих правил возможны только при наличии специальных коллизионных норм.

Действие НПА в пространстве:

  • 1) Территориальное – НПА государства распространяется на всю территорию данного государства;
  • 2) Экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

Территория РФ:

  • — часть суши, определенная государственной границей;
  • — внутренние водоемы;
  • — внешние водоемы (12 морских миль=22.2 км);
  • — прилегающий континентальный шельф, воздушное пространство над территорией государства;
  • — воздушные суда РФ;
  • — морские суда под флагом РФ;
  • — космические объекты;
  • — территория дипломатических представительств РФ за рубежом.

Действие НПА по кругу лиц:

  • 1) Распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;
  • 2) НПА может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, инвалидов);
  • 3) Действие НПА ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Действие нормативного правового акта — это способность нормативного правового акта порождать те юридические последствия, которые в нем предусмотрены. Эта способность имеет свои пределы. Пределы действия нормативного правового акта обычно устанавливаются по трем основным измерениям: времени, пространстве (территории), кругу лиц. Иногда добавляют и четвертое измерение — определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативном правовом акте нормы права, и в этом случае говорят о предметном действии нормативных правовых актов.

Действие во времени.

Временные пределы действия нормативных правовых актов определяются моментом обретения ими юридической силы (вступления их в силу) и моментом утраты юридической силы. Практика выработала ряд способов определения этих моментов.

В России они вступают в силу одним из следующих способов:

  • 1) с момента, указанного в самом нормативном правовом акте (по истечении определенного времени с момента опубликования);
  • 2) с момента, указанного в ином нормативном правовом акте (в случае, когда принимается отдельный специальный нормативный правовой акт о введении в действие закона);
  • 3) в результате указания в тексте нормативного правового акта на конкретную календарную дату, с которой нормативный правовой акт вступает в силу;
  • 4) в результате указания на обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (с момента подписания, с момента опубликования и т.д.);
  • 5) в результате применения общих правил вступления нормативных правовых актов в силу (в Российской Федерации нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу но истечении 10 дней со дня их официального опубликования, нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти — по истечении 7 дней со дня их официального опубликования);
  • 6) с момента наступления определенных событий (чрезвычайной ситуации, военного положения).

Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативном правовом акте, или в специально сопутствующем документе.

Нормативный правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.

Нормативные акты утрачивают силу:

  • 1) по истечении срока, указанного в самом нормативном правовом акте (самоотмена);
  • 2) в силу прямого указания специально принятого нормативного правового акта или указания государственного органа об отмене конкретного акта (прямая отмена);
  • 3) в связи с изданием нового нормативного правового акта такой же или большей юридической силы и регулирующего те же общественные отношения (косвенная отмена);
  • 4) на основании изменения обстановки, исчезновения общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты (казуальная отмена).

Разновидностью утраты силы нормативным правовым актом является приостановление его действия.

Действие нормативного правового акта во времени происходит в соответствии с тремя специальными правилами (принципами):

  • — прямого действия (действия вперед);
  • — обратного действия (действия назад);
  • — переживания закона.

Для принципа прямого действия характерно следующее:

  • 1) акт действует вперед, т.е. распространяет свою юридическую силу на те общественные отношения, которые возникли после введения его в действие;
  • 2) это общее правило действия нормативных актов во времени, т.е. типичный, основной вариант действия нормативного правового акта;
  • 3) многовариантность введения нормативного правового акта в действие.

Различают перспективное действие — нормы права распространяются

только на те правовые отношения, которые возникают после вступления ее в действие, и проспективное действие — нормы права распространяются на правоотношения, возникшие раньше, чем нормативный правовой акт получил юридическую силу, но в части тех прав и обязанностей участников правоотношения, которые возникли после вступления его в силу.

Принцип действия назад. Действие нормативного правового акта на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу, в правоведении называется обратной силой.

Обратная сила нормативного правового акта (ретроактивность) — это

распространение действия нового нормативного правового акта на отношения и порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до наделения их юридической силой.

Обратное действие закона — исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе. По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право, и выражается он формулой «закон обратной силы не имеет».

По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним нормативным правовым актом различают: ревизионную обратную силу и простую обратную силу.

Ревизионная обратная сила — это распространение действия нормативного правового акта на факты, юридические последствия которых уже наступили. В связи с чем происходит пересмотр этих юридических последствий. Например, при декриминализации деяния осужденное лицо подлежи г освобождению от отбывания наказания. Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий нс предполагает. Например, увеличение в 2009 г. суммы имущественного налогового вычета при приобретении недвижимости и предание этой норме обратной силы (распространение на сделки, совершенные в 2008 г.) не распространяется на тех, кто уже воспользовался этим вычетом.

Обратную силу закон может получить только в двух случаях:

  • — при прямом указании об этом в самом нормативном правовом акте;
  • — если вновь принятый нормативный правовой акт улучшает положение субъекта права или устраняет его ответственность.

Нормативный правовой акт никогда не может быть наделен обратной силой, если он вводит ответственность или иным образом ухудшает положение субъекта права.

Явлением, противоположным обратной силе, является переживание нормативного правового акта.

Переживание закона (ультраактивность) — это продолжение распространения на общественные отношения регулятивного воздействия норм права после официальной утраты ими юридической силы.

То есть старый, уже юридически отмененный документ, в какой-то мере остается действовать и в дальнейшем. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Такая ситуация возможна в тех случаях, когда регулируемые прежним нормативным правовым актом правоотношения являются длящимися и продолжают существовать после принятия нового акта (семейные, трудовые, пенсионные и т.д.).

Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетанием двух принципов: территориального и экстерриториального.

Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории государства, властями которого норма была принята. Этот принцип тесно связан с государственным суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией. Соответственно, территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном, процессуальном законодательстве.

Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами:

  • — положением во властной иерархии (территориальной компетенцией) государственного органа, издавшего нормативный правовой акт, и
  • — территорией государства.

Территориальная компетенция государственного органа, издавшего нормативный правовой акт, предполагает, что:

  • 1) акты центральных органов власти действуют на всей территории государства;
  • 2) нормативные акты административно-территориальных единиц и местных органов власти имеют силу на подведомственной им территории.

В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическим и территориальным устройством. В качестве общего правила нормативные акты, принятые органами власти субъектов РФ, действуют на их территории, акты органов власти местного самоуправления — на территории муниципального образования.

Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями.

Экстерриториальное действие нормативного правового акта — это распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию другого государства.

В общем виде экстерриториальность обусловлена нахождением на территории одного государства дипломатических представительств другого государства. В соответствии с нормами международного права на территорию таких представительств распространяется суверенитет «государства-флага».

Также экстерриториальный принцип характеризуется тем, что:

  • 1) всегда применяется в порядке исключения в силу особого закрепления в нормах международного права или национального законодательства, основанного на взаимной договоренности государств;
  • 2) его развитие обусловлено развитием международных связей прежде всего в экономике и культуре;
  • 3) широкое применение данный принцип находит в международном частном нраве, он используется также в гражданском, торговом, семейном, международном публичном праве;
  • 4) выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможно применение актов уголовно-правового характера на территории другого государства, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, где распространяется юридическая сила этого акта. Однако из этого правила имеются исключения:

  • 1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах, обладать избирательным правом);
  • 2) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по законодательству государства пребывания;
  • 3) некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие и на граждан (подданных) государства, которые находятся за его пределами (например, законодательство о гражданстве, уголовное законодательство).

Граждане России в случае совершения преступления за границей несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание на территории другого государства, то российский суд может его смягчить или освободить от него полностью.

Критерии и основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству, подданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, судьи и т.п.), иные основания (например, инвалидность).

С действием нормативных правовых актов по круг}’ лиц тесно связано понятие «иммунитет». Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.

Иммунитет (англ, immunity, от лат. immunitas — освобождение от чего- либо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых предписаний. Это особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой неприкосновенностью. Целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных и иных официальных обязанностей. Круг лиц, на которых распространен иммунитет, определен в нормах международного права, конституциях и законах государства.

В международном нраве известны, в частности: иммунитет государства, иммунитет военных кораблей, иммунитет дипломатический, иммунитет морских государственных торговых судов. В национальном различается иммунитет парламентский (депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский. В финансовом праве известно понятие налогового иммунитета.

Для действия нормативного правового акта по предмету характерно ограничение его сферой и спецификой регулируемых общественных отношений (предметом правового регулирования), волевым характером общественных отношений и внешней выраженностью. Действие нормативного правового акта по предмету правового регулирования может быть: общим, отраслевым, специальным.

Общее действие. Неограниченное действие по предмету действия имеют нормы конституции. Они распространяются на все без исключения отношения, которые существуют в обществе в области государственной юрисдикции. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека.

Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом регулирования данной отрасли права. Так, гражданское законодательство распространяется на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административное законодательство — на управленческие, властноорганизирующие отношения.

Специальное действие. В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действуют в первую очередь специальные нормы.

В предмет правового регулирования входят только волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов или последствий, но повлиять на их ход нормы права не в состоянии.

Предметное действие нормативного правового акта по характеру выражения ограничено внешнеобъективированными деяниями в форме действия или бездействия. Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, чувства, эмоции, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом».

Пределы действия нормативных актов по предмету опре­деляются кругом общественных отношений, которые урегулированы данным актом, отраслью законодательст­ва, к которой он относится, и разновидностью (общие или специальные) содержащихся в нем правовых норм.

Нормы Конституции РФ имеют неограниченное дейст­вие по предмету — они прямо распространяются на все правовые отношения, возникающие в государстве.

Действие отраслевых кодексов и законов ограничено рамками предмета данной отрасли законодательства. Так, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса нормы граж­данского законодательства применяются к имуществен­ным и личным неимущественным отношениям между равноправными субъектами и не распространяются на имущественные отношения, основанные на властном под­чинении, — налоговые, финансовые, административные.

Из этого правила есть исключения, когда закон предус­матривает возможность применения положений одной от­расли законодательства для отношений, урегулированных другой отраслью. Например, согласно ст. 11 Налогового кодекса институты, понятия и термины гражданского, се­мейного и других отраслей законодательства, используе­мые в настоящем Кодексе, если им не дано определение в самом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В границах одной и той же отрасли законодательства дей­ствует приоритет специальных норм перед общими.

Суть этого правила в следующем. Нормативный акт мо­жет содержать общие положения по определенному кругу общественных отношений (например, по отношениям, связанным с заключением и исполнением договора купли-продажи) и одновременно предусматривать особые, спе­циально установленные для конкретных случаев правила (например, по купле-продаже недвижимости). В ситуаци­ях, касающихся этой конкретной разновидности отноше­ний, в первую очередь будут применяться специальные нормы. Так, согласно ст. 454 Гражданского кодекса к дого­вору купли-продажи недвижимости как к разновидности договоров купли-продажи общие положения о купле-про­даже применяются, если иное не предусмотрено правила­ми настоящего Кодекса об этом виде договора.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубли­кования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Законы РФ, другие н.п.а. (нормативно-правовые акты) высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, еслив тексте акта не указано иное.

Н.п.а. Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Акты министерств вступают в силу по истечение 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно–правового акта другим актом, устанавлива­ющим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового за­кона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имуществен­ный спор возник до вступления в силу нового закона.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени – «переживание закона», когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.

В пространстве (суша, вода, недра, воздушное пространство) нормативно–правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства (акты федеральных органов)

б) действовать лишь на какой–то точно определенной части страны (акты субъектов федерации; акты муниципальных органов)

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет государства распростра­няется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Прин­цип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государ­ства в соответствии с нормами международного права могут находиться уча­стки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Однако из этого правила имеются ис­ключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно–правовые акты Российской Федерации распро­страняют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно–правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве, по кругу лиц.

Каждый нормативный акт действует во времени, в пространстве и касается определенного круга лиц.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. В соответствии с ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ актов палат Федерального Собрания». Данные нормативно – правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования в официальном источнике (Собрание законодательства, Российская газета, Парламентская газета), если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Например: УК РФ принят в мае 1996 году, вступил в силу с 1 января 1997 года.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер вступает в силу по истечении 7 дней после их первого официального опубликования.

Акты Министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции.

Начало действия некоторых актов определяется моментом их приятия или официального опубликования. Например: акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не предусмотрено самим актом.

Нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан срок введения их в действие.

Прекращение нормативно-правового акта, связывается со следующими обстоятельствами:

— истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

— в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

— в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений (КЗоТ в ТК).

Вопрос о действии нормативно-правового акта во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектах.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы. Нормативный документ действует в отношении них обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие, за исключением:

— когда в самом нормативном акте указано, что его предписание распространяется на общественные отношения, возникшие до его принятия;

— когда нормативный акт смягчает или вовсе отменяет уголовную ответственность.

Во-вторых, нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы, могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (регулирование длящихся правоотношений).

Действие нормативно-правового акта в пространстве – это территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Например:

— акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом;

— акты субъектов – на территории субъектов;

— акты органов местного самоуправления действуют в пределах границ муниципальных образований.

Действие нормативного акта по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило в соответствии, с которым нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан государства, так и на иностранцев).

Однако из этого правила есть исключение:

— действующее законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за границей;

— адресность нормативного акта производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории – юрисдикции правотворческого органа. Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресовываться лишь конкретной категории лиц;

— свои особенности имеет действие нормативно-правовой акт, в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

1) им не предоставляются некоторые права, и не возлагаются определенные обязанности (право избирать, и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных силах РФ);

2) представители иностранных государств (главы государств, правительств, дипломатический персонал, посольств) наделяются правом дипломатического иммунитета.

Несмотря на эти изъятия, в России признается, и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека, согласно общепризнанным нормам и принципам международного права.

Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве — это ограничение действия нормативного акта только той территорией, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего правотворческого органа. Эти пределы определяются на основе территориального и экстерриториального принципов.

В соответствии с территориальным принципом действие нормативного правового акта распространяется на всю территорию в пределах государственных или административных границ деятельности правотворческого органа. Так, федеральные законы и иные нормативные акты федеральных органов власти действуют на всей территории России, акты субъектов РФ — только на территории этих субъектов Российской Федерации, а акты муниципальных образований применяются только в границах этих административных единиц.

Характерным примером территориального принципа действия законодательного акта может служить ст. 13 Трудового кодекса Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3014; СЗ РФ 2002. № 30. Ст. 3033; СЗ РФ 2003. № 27 (ч. 1). Ст. 2700. РФ о действии законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве. Согласно указанной статье правовые акты, принятые на федеральном уровне, распространяют свое действие на трудовые и непосредственно связанные с ними отношения на всю территорию Российской Федерации, если только в самих этих актах не предусмотрено иное (ч. 1 статьи). Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ (ч. 2). Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования (ч. 3). Локальные нормативные акты организаций, касающиеся вопросов регулирования трудовых правоотношений, действуют только в пределах принявших их организаций (ч. 4).

Формулируется принцип территориальности и в Уголовном Кодексе РФ (ст.11 УК РФ), при этом допускаются иные варианты действия УК РФ в пространстве, если таковые будут предусмотрены международным договором. Согласно данной статье УК РФ распространяет свое действие на деяния, совершенные на территории РФ, в пределах территориальных вод РФ (ширина 12 морских миль), а также совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Так, преступление считается совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно опасные последствия наступили на территории РФ.

Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.

Таким образом, территория государства включает в себя:

  • 1. часть суши (сухопутная территория) с внутренним водным пространством (реки, озера и т.п.) в пределах границ государства;
  • 2. внутренние воды. Статья 1 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. (СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833) относит к внутренним морским водам России воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат Российской Федерации согласно перечню, установленному Правительством РФ, а так же морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Под территориальным морем понимается морской пояс, прилежащий к сухопутной территории государства или его внутренним морским водам в пределах до 12 морских миль. Во внутренних водах государство в соответствии с международным морским правом в полном объеме осуществляет свои суверенные права и регламентирует порядок любых видов деятельности, в отличие от территориального моря, где суверенные права государств в определенной степени ограничены;
  • 3. воздушное пространство над территорией государства, под которым понимается пространство над сухопутной территорией и водной территорией, в том числе и над территориальными водами. Боковые пределы воздушного пространства государства ограничиваются государственными сухопутными и морскими границами. В теории международного права верхним пределом суверенного воздушного пространства предлагается считать границу между воздушным и космическим пространством на высоте 100-110 км от уровня Мирового океана;
  • 4. воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом или гербом государства;
  • 5. космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;
  • 6. так называемая «квазитерритория» (территория посольств или консульств, пользующихся особым правовым режимом).

В Российской Федерации континентальный шельф и исключительная экономическая зона не включаются в состав территории государства, однако нужно помнить, что по ст. 11 УК РФ его действие распространяется на преступления, совершенные в пределах континентального шельфа или в исключительной экономической зоне, иными словами, считается совершенным на территории Российской Федерации. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 253-254.

В соответствии с Конституцией РФ определяется порядок действия на территории России норм международного права. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В соответствии с федеративным устройством государства, в России действует приоритет федерального законодательства, осуществляемого органами федеральной власти в пределах их компетенции, над законодательством субъектов РФ и местными, муниципальными нормативными актами.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а так же в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержаться в Конституции (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999. С. 95.

Экстерриториальность действия нормативного правового акта означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территориальных границ деятельности этого субъекта.

Иными словами, применение на территории Российской Федерации законодательства иностранных государств в некоторых случаях допускается, но лишь настолько, насколько это допускается национальным законодательством и определено в межгосударственном соглашении.

Порядок, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов не распространяется на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

Экстерриториальность выступает в форме иммунитета дипломатических консульских представителей, а также возможности применения актов уголовно-правового характера на территории другого субъекта Федерации, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 254.

Post navigation

Previous Post:

Защитим детей

Next Post:

Расскажи о себе ответ

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes