Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Декларация промышленной безопасности

12.07.2020 by admin

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обес-печению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

— Сергей Борисович, какими нормативными актами устанавливается и регламентируется разработка деклараций промышленной безопасности?
— Основанием для разработки данного документа является ст. 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Порядок разработки деклараций промышленной безопасности регламентирован РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяются Постановлением правительства РФ № 526 от 11.05.1999 г.

— Для каких объектов обязательна разработка деклараций промышленной безопасности?
— Обязательной разработка деклараций промышленной безопасности является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 Закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции. В некоторых случаях разработка деклараций промышленной безопасности может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

При проведении проверок Ростехнадзор проверяет достоверность и актуальность сведений, указанных в декларации промышленной безопасности.

— В каких ситуациях она разрабатывается повторно?
— Возможна и повторная разработка деклараций промышленной безопасности на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:
— истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промышленной безопасности;
— внесение в технологический процесс изменений;
— увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20 %;
— внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
— получение лицензии на эксплуатацию;
— исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее декларации промышленной безопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

— Из чего состоит декларация промышленной безопасности? Какие сведения она должна отражать?
— Содержание декларации промышленной безопасности охватывает следующие разделы:
— титульный лист;
— информация об организации, разработавшей документ;
— первый раздел посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается декларация промышленной безопасности. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
— во второй раздел входят данные об опасности объекта — перечень содержащихся на нем опасных веществ, применяемой технологии производства, анализ возможных рисков аварийных ситуаций;
— третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промышленной безопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
— четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса, указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
— последний раздел декларации промышленной безопасности посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.
Также декларация промышленной безопасности должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.
— В каких случаях проводят экспертизу декларации промышленной безопасности? В какие ведомства предприятие обязано направить декларацию промышленной безопасности?
— После разработки и оформления декларации промышленной безопасности и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию декларации в контролирующей организации, в качестве которой выступает Ростехнадзор. Первоначально декларация промышленной безопасности проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования декларация промышленной безопасности проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор декларация промышленной безопасности вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение пяти дней с момента ее поступления. После согласования декларация действует на объекте в течение десяти лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Представленная в Ростехнадзор декларация промышленной безопасности вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение пяти дней с момента ее поступления.

— Что такое реестр деклараций промышленной безопасности? С какой целью он ведется?
— Государственная услуга по ведению реестра деклараций промышленной безопасности предоставляется Ростехнадзором на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 г. № 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов», в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 г. № 257. Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Государственная услуга предоставляется структурным подразделением Центрального аппарата Ростехнадзора. За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

— Какие недостатки выявляются Ростехнадзором в декларациях промышленной безопасности?
— При проведении проверок Ростехнадзор проверяет достоверность и актуальность сведений, указанных в декларации промышленной безопасности на предмет:
— внесения изменений в технологический процесс;
— увеличения количества опасных веществ на объекте более чем на 20 %;
— соответствия объемов опасных веществ данным декларации.

Прежде чем ответить на вопрос «Зачем нужна декларация ОПО?», необходимо выяснить «Нужна ли вашему ОПО декларация?» и «Что такое ДПБ?». Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта — это письменный документ, оформленный согласно требований РД-03-14-2005, содержащий информацию, с указанием факторов повышенного риска и опасностей на объекте повышенной опасности и мер по контролю за ними, в котором дается обоснование мерам, принятым для обеспечения безопасности на объекте.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (c изменениями) и РД-03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений» (c изменениями). Разработка декларации промышленной безопасности обязательна для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых находятся опасные вещества, т.е. объектов, указанных в пункте 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». При это если опасный производственный объект относится к I или II классу опасности, но на нем нет опасных веществ, то для таких объектов декларация промышленной безопасности не разрабатываются. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, который согласно Градостроительному кодексу относится к особо опасным и технически сложным объектам капстроительства, а также в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию такого опасного производственного объекта.

В действительности, декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство опасного производственного объекта, на котором опасные вещества не находятся, а могут находиться, и класс опасности такому объекту еще не присвоен. Кроме декларации промышленной безопасности в составе проектной документации или документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию такого опасного производственного объекта, декларация разрабатывается или перерабатывается для эксплуатируемого опасного производственного объекта в предусмотренных случаях, в частности, при изменении технологических процессов на опасном производственном объекте, при изменении требований промышленной безопасности, при указанном в комментируемом пункте несоответствии сведений (при наличии предписания Ростехнадзора или его территориального органа) независимо от характера и масштабов этих несоответствий. Несмотря на то, что декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, понятно, что декларация промышленной безопасности в составе проектной документации на строительство опасного производственного объекта не может быть утверждена руководителем эксплуатирующей организации, т.к. этот объект не только не введен в эксплуатацию, но и строительство его не начато, т.е. эксплуатировать нечего. Имеется в виду не эксплуатирующая организация, а организация, предполагающая эксплуатировать опасный производственный объект.

Декларация промышленной безопасности позволяет:

  • выявить перечень наиболее опасных составляющих и/или производственных участков декларируемого объекта, определить показатели риска аварий для них;
  • выяснить наиболее значимые факторы, влияющие на показатели риска;
  • провести обобщенную оценку обеспечения промышленной безопасности и достаточности мер по предупреждению аварий на декларируемом объекте;
  • сформировать перечень основных мер, направленных на уменьшение риска аварий.

При этом особое внимание следует уделять тому, чтобы использованные в Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта физико-математические модели и методы расчета последствий аварий и показателей риска были обоснованы; результаты анализа риска возможных аварий на декларируемом объекте, а также полнота учета факторов, влияющих на итоговые результаты, были правильны и достоверны; вероятности реализации сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границы декларируемого объекта, а также последствия воздействия поражающих факторов на персонал, население, другие объекты, окружающую среду, были правомерны и сопоставимы со значениями, получаемыми для аналогичных объектов; меры, направленные на предотвращение проникновения на декларируемый объект посторонних лиц, были приведены в необходимом и достаточном объеме.

Обобщив всё вышесказанное, можно сказать, что декларация предназначена:

  • для всесторонней оценки риска аварии и связанной с ней угрозы, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварий, а также разработки мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте;
  • для информирования органов Ростехнадзора о готовности эксплуатирующей организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на указанном объекте;
  • для информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, организаций и гражданского населения об авариях, которые могут возникнуть на опасном производственном объекте, размерах зон действия поражающих факторов, способов оповещения и действиях гражданского населения в случае возникновения аварий.

Экспертиза промышленной безопасности

Декларация промышленной безопасности (ДПБ) это документ, который направлен на всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз.

В России с 1995 года, проводится Декларирование промышленной безопасности. Разрабатывается Декларация промышленной безопасности в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации, действующей на территории РФ, основным документом является Федеральный закон РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Декларация промышленной безопасности разрабатывается для опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (таблицы 1 и 2 приложения № 2), а также для опасных производственных объектов, обязательность декларирования которых установлена в нормативных правовых актах Ростехнадзора.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (из приложения 2 к Федеральному закону Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Наименование опасного вещества Предельное количество опасного вещества, (т)
Аммиак 500
Нитрат аммония 2500
Акрилонитрил 200
Хлор 25
Оксид этилена 50
Цианистый водород 20
Фтористый водород 50
Сернистый водород 50
Диоксид серы 250
Триоксид серы 75
Алкилы 50
Фосген 0,75
Метилизоцианат 0,15
Воспламеняющиеся газы 50
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах 50 000
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу 200
Токсичные вещества 200
Высокотоксичные вещества 20
Окисляющие вещества 200
Взрывчатые вещества 20
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды 200

Разработка декларации промышленной безопасности включает в себя:

  • оценку риска аварии и связанной с нею угрозы;
  • оценку принятых мер по предупреждению аварий;
  • оценку готовности к локализации и ликвидации последствий аварий;
  • разработку мероприятий, направленных на минимизацию масштаба последствий аварий;
  • разработку мероприятий, направленных на минимизацию ущерба от аварий.

Содержание Декларации промышленной безопасности:

  • титульный лист;
  • данные об организации – разработчике декларации;
  • оглавление;
  • раздел 1 «Общие сведения»;
  • раздел 2 «Результаты анализа безопасности»;
  • раздел 3 «Обеспечение требований промышленной безопасности»;
  • раздел 4 «Выводы»;
  • раздел 5 «Ситуационные планы»;
  • обязательные приложения к декларации:
  • приложение № 1 «Расчетно-пояснительная записка»;
  • приложение № 2 «Информационный лист».

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Основные нормативные документы при разработке Декларации промышленной безопасности:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 № 526 «Об утверждении Правил представления деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Постановление Госгортехнадзора России от 27.10.2000 № 61 «Об утверждении Изменения № 1 к «Правилам экспертизы декларации промышленной безопасности»;
  • ПБ 03-314-99 «Правила экспертизы декларации промышленной безопасности»;
  • ПБ 03-246-98 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»;
  • РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений»;
  • РД 03-298-99 «Положение о порядке утверждения заключения экспертизы промышленной безопасности»;
  • РД 04-271-99 «Положение о порядке прохождения поступающих в Госгортехнадзор России деклараций промышленной безопасности»;
  • РД 03-357-00 «Методические рекомендации по составлению декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта»;
  • РД 03-418-01 «Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»;
  • PД 03-496-02 «Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах».

Декларация промышленной безопасности подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Экспертизе промышленной безопасности подлежит:

  • декларация промышленной безопасности.

Кромк того экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • проектная документация на строительство (техническое перевооружение, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, ликвидация или консервация) опасного производственного объекта;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте;

Внимание! Оформленная Декларация промышленной безопасности с заключением экспертизы по ней далее направляется на рассмотрение и утверждение в управление Центрального аппарата Ростехнадзора, которое осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом опасном производственном объекте.

Этапы выполнения работ по составлению и регистрации и утверждению Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта:

  • 1 этап. Разработка Декларации промышленной безопасности;
  • 2. Регистрация и утверждение Декларации промышленной безопасности в Ростехнадзоре.

Общая стоимость услуг по разработке Декларации промышленной безопасности определяется следующими составляющими:

  • размером объекта (определяется по составу и количеству оборудования на объекте;
  • технологической сложностью оборудования и техноологических процессов;
  • количеством наименований опасных веществ на объекте;
  • сроками разработки Декларации;
  • состоянием исходных данных в материалах и документации.

Уважаемые господа, если Вы хотите подробно ознакомиться с трудоемкими и сложными процедурами сертификации, процессами оформления и получения всех видов Сертификатов, Деклараций о соответствии, Свидетельств о Государственной регистрации, Отказных писем в Таможенном союзе, или в любой из его стран, а также процедурами получений Разрешений на применение технических устройств (оборудования), технологий и материалов Ростехнадзора Российской Федерации, Госпромнадзора Республики Беларусь или Министерства по Чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, тогда с этой информацией Вы можете ознакомиться на нашем сайте, простым нажатием соответствующей клавиши меню.

Если, Вам необходимо сэкономить свое время, сократить финансовые затраты, сроки оформления и получения всех необходимых разрешительных документов на продукцию обращайтесь к специалистам Группы компании ООО «ГостНорм».

Декларирование промышленной безопасности
В настоящее время весьма эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера является декларирование промышленной безопасности. Она является одним из ключевых элементов системы управления промышленной безопасностью, поскольку эта процедура требует всесторонней оценки всех остальных элементов системы управления промышленной безопасности в эксплуатирующей организации и сведения информации об их функционировании в единый документ.
Одной из основных задач декларирования является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в части обеспечения безопасности и информированности об этом надзорных органов и органов местного самоуправления.
Основы декларирования промышленной безопасности опасных производств определяет Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.). В соответствии с положениями этого закона:
— разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварий и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварий и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте;
— устанавливается обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества ( воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные и вещества, представляющие опасность для природной среды). Обязательной разработке декларации промышленной безопасности подлежат опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. и указанные в табл. 2.4.1 и 2.4.2
Таблица 2.4.1

Таблица 2.4.2
Объемы опасных веществ, определяющие обязательность разработки декларации промышленной безопасности

Обязательность разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, не подпадающих под требования, установленные в ст.14 и приложении 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», может быть установлена Правительством Российской Федерации или в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» от 17 июля 1992 г. Госгортехнадзором России;
декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;
декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.
Рекомендации по организации процесса декларирования и требования к структуре и содержанию декларации безопасности представлены в приложении № 4 к статье 5.2 утвержденного приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 № 222/59 «Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации».
«Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации» — основной организационно-методический документ в системе нормативных и методических документов, регламентирующих процедуру декларирования безопасности в России. Он определяет:
* основные принципы идентификации промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности;
* принципы формирования и утверждения перечня промышленных объектов, подлежащих декларированию безопасности;
* типовую структуру и состав разделов и приложений декларации безопасности;
* требования к включенным в декларацию безопасности сведениям;
* порядок разработки, утверждения и представления декларации безопасности;
* порядок уточнения и пересмотра декларации безопасности;
* особенности разработки декларации безопасности для проектируемого промышленного объекта;
* особенности разработки декларации безопасности для действующего объекта на этапе его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации;
* особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений.
Декларация безопасности промышленных объектов состоит из ряда структурных элементов, требования к которым сводятся к следующему:
1. Титульный лист. Он является первой страницей декларации безопасности. На нем приводятся следующие сведения: регистрационный номер декларации безопасности; гриф утверждения декларации безопасности; наименование декларации безопасности; место и дата составления декларации безопасности.
2. Аннотация. Она содержит: сведения о разработчиках декларации безопасности и краткое изложение основных разделов декларации безопасности с обязательным указанием основных опасностей.
3. Оглавление. Оно включает наименование всех разделов и приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы декларации безопасности.
4. Раздел «Общая информация». Он содержит: общие сведения о промышленном объекте и общие меры безопасности.
В свою очередь общие сведения о промышленном объекте включают: краткие сведения о промышленном объекте; обоснование идентификации особо опасных производств, входящих в состав объекта, подлежащего декларированию промышленного объекта; описание месторасположения промышленного объекта; данные о персонале и проживающем вблизи населении; страховые данные.
При этом краткие сведения о промышленном объекте содержат: полное и сокращенное наименование организации; наименование вышестоящего органа, министерства или ведомства (при наличии); наименование должности руководителя организации; полный почтовый адрес организации, телефон, факс, телетайп; краткое описание организации.
Обоснование идентификации особо опасных производств включает: перечень особо опасных производств, идентифицированных в соответствии с принципами, установленными в разделе 3 настоящего Порядка, с указанием потенциально опасных веществ и их количеств для каждого производства; сведения о включении объекта в Перечень Российской Федерации с повышенной опасностью, подлежащих декларированию.
Описание месторасположения промышленного объекта содержит следующие данные: размеры и границы территории промышленного объекта; наличие и границы запретных и санитарно-защитных зон; данные о топографии района расположения промышленного объекта и сведения о природно-климатических условиях в районе расположения промышленного объекта.
Данные о персонале и проживающем вблизи опасного объекта населении должны включать: сведения о численности и размещении персонала промышленного объекта; сведения о численности персонала на окружающих объектах и/или организациях, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае промышленной катастрофы (гидродинамической аварии) на подлежащем декларированию безопасности промышленном объекте; сведения о размещении населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае промышленной катастрофы (гидродинамической аварии) на промышленном объекте; наличие и вместимость находящихся в возможной зоне действия поражающих факторов мест массового скопления людей (больниц, детских садов и детских яслей, школ, жилых домов, стадионов, кинотеатров, вокзалов, аэропортов и др.).
Весьма важными являются страховые данные, которые включают: наименование и адрес организации, в которой застрахован промышленный объект; вид страхования; максимальный размер застрахованной ответственности за нанесенный ущерб физическим и юридическим лицам в случае аварии; порядок возмещения ущерба в случае аварии.
Говоря об общих мерах безопасности следует отметить, что они должны включать: перечень необходимых и/или действующих лицензий на осуществление на промышленном объекте видов деятельности, связанных с повышенной опасностью; характеристику системы контроля за безопасностью на промышленном объекте, сведения об организации служб технического надзора и техники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб; характеристику системы мероприятий по проведению сбора данных о травматизме, аварийности на промышленном объекте, а также осуществлению анализа их основных причин; характеристику профессиональной и противоаварийной подготовки персонала с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности; мероприятия по обучению персонала способам защиты и действиям при авариях; перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение промышленной безопасности; перечень основных нормативных документов, регламентирующих требования по безопасному ведению работ.
5. Раздел «Анализ безопасности промышленного объекта», как правило, должен содержать: данные о технологии и аппаратурном оформлении; анализ опасностей и риска; меры по обеспечению безопасности и противоаварийной устойчивости.
В свою очередь данные о технологии и аппаратурном оформлении включают: характеристику опасного вещества; описание технологии; описание технических решений, направленных на обеспечение безопасности; характеристику пунктов управления.
При этом характеристика опасного вещества предусматривает: наименование вещества, химические формулы, состав, данные о взрывопожароопасности, токсикологические данные, качественное описание свойств опасного вещества, меры защиты и первой помощи, а описание технологии должно содержать: принципиальную технологическую схему с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса; план размещения основного технологического оборудования, в котором обращается опасное вещество; перечень оборудования, в котором обращается опасное вещество; данные о распределении опасных веществ.
Описание технических решений, направленных на обеспечение безопасности, должно предусматривать: решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ; решения, направленные на предупреждение развития промышленных аварий и локализации выбросов опасных веществ; решения по обеспечению взрывопожаробезопасности; описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и др.
Характеристика же пунктов управления процессом должна содержать: сведения о расположении и оборудовании пункта управления; характеристику противоаварийной устойчивости пункта с точки зрения безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии.
Раздел должен включать материалы по анализу опасностей и риска, в том числе: сведения об известных авариях; анализ условий возникновения и развития аварий; оценку риска аварий и чрезвычайных ситуаций; блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и развития аварий; выводы.
Сведения об известных авариях должны содержать: данные об авариях и неполадках, имевших место на особо опасном производстве; данные об авариях, имевших место на других аналогичных объектах, или авариях, связанных с обращающимся потенциально опасным веществом.
Материалы по анализу условий возникновения и развития аварий должны включать: выявление возможных причин возникновения и развития аварийных ситуаций с учетом отказов и неполадок оборудования, возможных ошибочных действий персонала, внешних воздействий природного и техногенного характера; определение сценариев возможных аварий; оценку количества опасных веществ, способных участвовать в аварии; обоснование применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета.
В свою очередь оценка риска аварий и чрезвычайных ситуаций должна предусматривать: определение возможных последствий аварий и чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности; определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварии; оценку возможного числа пострадавших, с учетом смертельно пораженных среди персонала и населения в случае аварии; оценку величины возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае аварии, а блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения и развития аварий должна содержать изображение постадийного развития аварий на разных уровнях в зависимости от масштабов и тяжести последствий.
Выводы по анализу опасностей и риска должны включать:
— основные результаты анализа опасностей и риска;
— перечень разработанных мер по уменьшению риска аварий.
6. Раздел «Обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций» должен содержать: описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; описание средств и мероприятий по защите людей; порядок организации медицинского обеспечения.
При этом перечисленные материалы должны включать: описание системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций; схемы и порядок оповещения о чрезвычайных ситуациях; требования к передаваемой при оповещении информации.
Описание средств и мероприятий по защите людей содержит: характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; характеристику мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях; характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Описание организации медицинского обеспечения в случае чрезвычайных ситуаций включает: сведения о составе сил медицинского обеспечения на промышленном объекте; порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим.
7. Раздел «Информирование общественности» должен содержать:
порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях;
порядок представления информации, содержащейся в декларации безопасности.
8. Приложение «Ситуационный план» должен содержать обозначения:
промплощадки промышленного объекта с экспликацией зданий и сооружений с указанием количества работающих;
организаций, населенных пунктов, мест массового скопления людей (больниц, детских садов и детских яслей, школ, жилых домов, стадионов, кинотеатров, вокзалов, аэропортов и др.), находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной аварии;
зон возможного поражения, определенных в разделе «Анализ безопасности промышленного объекта» с указанием численности людей в этих зонах и времени достижения поражающих факторов.
9. Приложение «Информационный лист» может представляться отдельно от декларации безопасности по запросам граждан и общественных организаций и содержать: наименование организации, деятельность которой связана с повышенной опасностью производства; сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью; краткое описание производственной деятельности; перечень и основные характеристики опасных веществ; краткую информацию о возможных авариях, чрезвычайных ситуациях и их последствиях; информацию о способах оповещения населения при авариях и необходимых действиях населения при промышленной катастрофе; сведения об источниках получения дополнительной информации.
В отдельный раздел выносятся вопросы, касающиеся специфики декларирования безопасности проектируемых и действующих промышленных объектов.
В документе «Методические указания по проведению анализа риска опасных промышленных предприятий» содержатся общие сведения о процедуре анализа безопасности и о применении различных методов анализа риска.
Наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории, декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.
Территориальные органы управления РСЧС на основе общефедеральных требований должны разрабатывать с учетом специфики территории собственные дополнительные требования к форме и содержанию декларации безопасности, утверждать их специальным нормативным правовым актом органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны координировать и контролировать работу по декларированию безопасности опасных производственных объектов, взаимодействовать с территориальными органами Госгортехнадзора России, задачами которых являются:
— контроль установленных Правительством Российской Федерации сроков декларирования действующих опасных производственных объектов;
— взаимодействие по вопросам декларирования промышленной безопасности с территориальными органами министерств и ведомств, органами местного самоуправления;
— контроль правильности проведения экспертизы декларации промышленной безопасности;
— контроль правильности и целесообразности уточнения или разработки декларации вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Вопрос от 21.11.2019:

В управление поступило обращение по вопросу: предусмотрена ли обязательность разработки декларации промышленной безопасности в случае, если эксплуатируется объект 2-го класса опасности (по количеству расплава) и в технологии используются опасные вещества в количествах соответствующих 3-ему классу опасности?

Ответ: Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) установлена обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ (ч. 2 статьи 14 Федерального закона № 116-ФЗ).

Таким образом, декларация промышленной безопасности разрабатывается только для опасных производственных объектов I и II классов опасности, предусмотренных п. 1 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.

Для опасных производственных объектов, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более обязательность разработки декларации промышленной безопасности нормативно не установлена.

Письмо Ростехнадзора от 08.07.2019 N 11-00-15/6613 «О рассмотрении обращения»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 8 июля 2019 г. N 11-00-15/6613 О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, зарегистрированное в Ростехнадзоре 5 июля 2019 г. N 100/12483, сообщает.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ) устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в Приложении N 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 116-ФЗ декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Таким образом, разработка декларации промышленной безопасности в составе документации на консервацию опасного производственного объекта является обязательной для опасного производственного объекта II класса опасности (за исключением опасных производственных объектов, на которых используются взрывчатые вещества при проведении взрывных работ).

Начальник Правового управления Д.А.ЯКОВЛЕВ

Вопрос:

Для разработки деклараций промышленной безопасности ОПО чаще всего привлекаются специализированные организации. Процедура заключения договора в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 занимает 1-2 месяца, на разработку самой декларации, проведение экспертизы и внесение ее в реестр необходимо еще минимум 3-4 месяца. Исходя из сказанного, возникают вопросы:
Почему не учитываются данные обстоятельства при проверке вновь зарегистрированных ОПО?
В какие сроки должна быть разработана и внесена в реестр декларация промышленной безопасности на вновь зарегистрированный ОПО?

Ответ: Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасного производственного объекта» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (далее — Федеральный закон 116-ФЗ) декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта. Наличие в проектной документации декларации определяется техническим заданием на проектирование, утвержденным руководителем. За полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, несет ответственность руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект (пункт 5 статьи 14 Федерального закона 116-ФЗ).

Строительство объектов капитального строительства осуществляется при наличии проектной документации, прошедшей государственную экспертизу. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности.

Согласно пункту 3.1. статьи 14 Федерального закона 116-ФЗ декларация разрабатывается вновь в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте.

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте (пункт 1 статьи 14 Федерального закона 116-ФЗ).

Указанные операции имеют временные затраты, в параллель с которыми разрабатывается декларация. Объект не вводится в эксплуатацию при отсутствии проектной документации, отсутствии строительной готовности и получения разрешений на ввод в эксплуатацию.

Согласно п. 7 Федерального закона 116-ФЗ декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующих документов, что не может существенно повлиять на временные параметры.

На практике возможны индивидуальные (исключительные) моменты с оформлением декларации. Однако без декларации промышленной безопасности (оценки риска аварий, угрозы жизни людей, оценки готовности к авариям) эксплуатация опасных производственных объектов I, II классов опасности не допускается.

Post navigation

Previous Post:

Что такое митинг определение?

Next Post:

Виды экономические системы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes