Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Дискуссия

21.07.2020 by admin

Содержание

  • Дискуссия – что это такое простыми словами
  • Групповая дискуссия
  • Аргументированность дискуссии
  • Этапы ведения дискуссии
  • Правила ведения дискуссии
  • Тематика дискуссий
  • Дискуссия в учебе
  • Дискуссия – что это?
  • Характерные черты публичной дискуссии
  • Дискуссия как инструмент педагогики
  • Краткое резюме
  • Групповая дискуссия
  • Аргументированность дискуссии
  • Примечания
  • См. также

Дискуссия – что это такое простыми словами

Дискуссия – процесс выяснения истины посредством аргументированного спора.

Дискуссия подразумевает обсуждение определенной темы с разных сторон и приведение доводов, которые логически обосновывают позиции участников спора.

Данное понятие используется не только в быту, но и на сложных научных собраниях, где ученые мирового уровня могут дискутировать на темы, важные для мирового сообщества.

Групповая дискуссия

В рамках групповой психотерапии используется такой вид обсуждения проблем, как групповая дискуссия. В ходе нее происходит общение «пациентов» между собой, что помогает решать их внутренние проблемы за счет появления взгляда со стороны.

Кроме того, данный термин используется в социологии – для сбора информации об отношении людей о проблемах разного рода.

Такой подход позволяет более точно выявить характеристики проблем, важных для группы людей, нежели обычный опрос.

Аргументированность дискуссии

С точки зрения логики дискуссия рассматривается как нечто, требующее точного логичного обоснования и корректной аргументации. По аргументации дискуссии можно разделить на 4 группы:

  • Аподиктическая. Производится для выявления истины, все аргументы логически согласованы.
  • Эристическая. Происходит, когда хотя бы у одного из оппонентов есть цель убедить другого в своей правоте.
  • Софистическая. Сам смысл слова «софистика» подразумевает, что данный вид дискуссии строится на заведомо ложных аргументах и манипуляции. В данном виде дискуссии основная цель – победить в споре.
  • Диалектическая дискуссия. Претендует только на достижение правдоподобия высказываемых тезисов.

Этапы ведения дискуссии

  • Первичный контакт между оппонентами.
  • Выявление темы разговора.
  • Обсуждение мнений и деталей отношения к поставленной проблеме со стороны каждого из участников.
  • Поиск вариантов решения проблемы.
  • Анализ прошедшего разговора и выделение выводов, главных мыслей.
  • Нахождение устраивающего оппонентов решения проблемы.

Далеко не всегда дискуссия происходит по этим этапам, однако в таком случае ее продуктивность значительно снижается и к консенсусу спорящие не приходят.

Правила ведения дискуссии

Не существует обязательных правил того, как нужно спорить с другими людьми. Однако есть ряд закономерностей, которые позволят не только выразить эмоции и высказать свою позицию, но и продуктивно завершить разговор, который, кстати, может длиться и много часов.

Основополагающий фактор, влияющий на продуктивность – это взаимоуважение. Только при соблюдении этого условии разговор пройдет цивилизованно и будет полезен.

Внимание – ключ к пониманию проблемы другого человека. Наиболее частая ошибка при ведении дискуссии – игнорирование большой части сказанного собеседником.

Краткость – сестра таланта. Не стоит растягивать каждую мысль на 20 минут.

Последовательность и логика. Все приводимые доводы должны быть структурированы и по своей сути составлять цельную позицию с минимумом противоречий.

Все аргументы и высказывания должны быть честны. Часто бывает так, что мы врем даже сами себе и не понимаем, что приводя аргументы, которые грешат против истины, мы только запутываем собеседника, что проблему не решает.

Нельзя перебивать человека. Если не следовать этому правилу, дискуссия будет длиться бесконечно и, скорее всего, совсем не продуктивно.

Тематика дискуссий

Темы дискуссий могут быть различны. Как в бытовом, так и профессиональном плане существует бесконечное множество вопросов, которые необходимо обсуждать в разные периоды жизни.

Очевидно одно: нужно не просто обсуждать проблему, но и осознанно искать пути ее решения.

Дискуссия в учебе

Сегодня в педагогике используется такая форма подачи информации, как учебная дискуссия. Этот метод подразумевает обсуждение вопросов, связанных с новой областью знаний.

Учитель предлагает ученикам обсудить ту или иную проблему, найти способ достижения определенной цели.

Это очень важная составляющая учебного процесса, потому что в ходе нее ученики имеют возможность получить опыт коммуникации в ходе спора, а кроме того, они учатся видеть любую проблему с разных сторон и решать ее разными, в том числе нестандартными, способами.

Данная форма коммуникации развивает мышление ребенка. Кроме того, обсуждение различных вопросов способствует лучшему усвоению материала и поэтому используется как в начальном и среднем, так и в высшем образовании.

Дискуссия – отличный способ найти решение проблемы, затрагивающей множество людей. Она задействует зоны мозга, отвечающие за логику, что позволяет развивать мышление и способствует улучшению способности к коммуникации.

А кроме того, аргументированная дискуссия способствует улучшению понимания жизненной ситуации собеседника.

Дискуссия – это целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной темы (проблемы). Она предполагает совместное исследование, обмен идеями и суждениями. Выявляет многообразие точек зрения обучающихся, формирует собственный взгляд на проблему.

Дискуссия является одной из эффективных технологий группового взаимодействия. Она нацелена на коллективный обмен мнениями, вариантами решений, сопоставление информации, предложений, идей. Применяется в обсуждении вопросов, тем, задач на которые нет однозначного ответа, существуют различные способы их решения. В социальных и гуманитарных науках это может быть рассмотрение различных теоретических позиций относительно одного явления, различных интерпретаций одного и того же события. В естественно-математических и технических науках дискуссия может применяться в поиске, анализе разных вариантов, способов решения поставленных задач.

Участие обучающихся в дискуссии обеспечивает глубокое, осознанное, осмысленное, личностное освоение знаний с долгосрочным эффектом за счет активного, заинтересованного, эмоционального обсуждения, в которое они включаются в поисках научного знания. Дискуссия стимулирует их творчество, умение находить нестандартные решения.

Помимо познавательной цели, дискуссия направлена на развитие личностных качеств обучающихся, коммуникативных умений, умений осуществлять анализ информации, выстраивать аргументированное доказательство своих идей и взглядов.

В процессе проведения дискуссии преподавателем создаются условия для открытого выражения участниками дискуссии своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме, возможности изменения своих установок в процессе группового взаимодействия.

Независимо от характера высказываемых мнений (дополняющие или противоположные) основой дискуссии является выявление, сопоставление многообразия позиций, мнений, вариантов решений. Дискуссия позволяет увидеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному, что на одну проблему можно посмотреть с разных сторон, найти много вариантов ее решения.

Успех дискуссии во многом зависит от особенностей ее организации и проведения.

Традиционно в ней принято выделять следующие этапы: подготовительный и мотивационно-ориентировочный (ориентировка), основной (оценка) и рефлексивно-оценочный (консолидация).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАПЫ (ОРИЕНТИРОВКА)

В рамках дискуссии данные этапы заключают в себе в большей степени самостоятельную (в основном внеаудиторную) работу преподавателя и обучающихся. Состоят они из следующих шагов:

1. Определение места проведения занятия-дискуссии в учебном процессе. Преподаватель может применить ее на следующих этапах изучения темы:

— на начальном этапе изучения темы для определения уровня имеющихся знаний обучающихся по теме, выявления существующих представлений об изучаемом объекте (явлении), дальнейшего выстраивания плана обучения;

— в середине изучения темыдля промежуточного контроля знаний, определения степени освоения, понимания материала обучающимися, выявления аспектов, требующих дополнительного разбора, проработки;

— при завершении изучения темыдля выявления степени освоения материала, контроля и оценки знаний, анализа глубины понимания темы.

2. Определение темы дискуссии, составление плана предстоящего занятия.

3. Сообщение темы и цели дискуссии (основной дискуссионный вопрос) обучающимся.

4. Предоставление списка источников информации по проблеме (при необходимости), уточнение понятийного аппарата.

5. Информирование обучающихся о технологии проведения дискуссии (правила участия в дискуссии, формат выступлений).

Правила участия в дискуссии (можно подготовить и раздать обучающимся или продемонстрировать на экране):

— рассуждать объективно, логично, последовательно;

— каждое высказывание подкреплять фактами, аргументировать;

— дать возможность высказаться каждому участнику;

— учитывать каждое мнение, позицию;

— вести обсуждение только по теме дискуссии без «перехода на личность”;

— уважительно относиться друг к другу;

— время выступления каждого участника 5-7 минут.

Формат выступлений:

— устное сообщение;

— сообщение с презентацией;

— сообщение с раздаточным материалом и др.

6. Определение преподавателем необходимых материалов и оборудования для проведения дискуссии:

— аудитория с необходимой техникой (проектор, интерактивная доска и т.п.);

— компьютерный класс;

— просторная аудитория с возможностью перемещения мебели (при работе в группах);

— раздаточные материалы (для обратной связи, рефлексии, памятки и т.п.);

— и др.

7. Формирование групп(при необходимости) для представления различных мнений (решений, позиций) по теме дискуссии.

8. Анализ информации по теме.

9. Мотивация обучающихся к активному участию в дискуссии.

ОСНОВНОЙ ЭТАП (ОЦЕНКА)

Перед началом необходимо напомнить обучающимся о правилах участия в дискуссии. Далее, на протяжении всей работы группы, преподаватель выступает в роли модератора (ведущего): следит за выполнением основных правил участия в дискуссии, координирует деятельность участников, направляет ход дискуссии в нужном направлении, контролирует соблюдение регламента выступления, совместно с обучающимися анализирует и оценивает предлагаемые альтернативы.

Непосредственное проведение дискуссии представляет собой аудиторную работу преподавателя-модератора и обучающихся. Можно выделить следующие шаги данного этапа:

1. Выступление участников, предъявление ими своих аргументированных мнений, решений (с представлениями фактов, примеров, доказательств своей точки зрения, позиции), что способствует обмену и сбору идей по теме.

2. Совместное обсуждение (перекрестный опрос участниками друг друга с целью выявления сильных и слабых сторон каждой позиции), что способствует погружению в тему и более глубокому ее анализу.

3. Подведение итогов, анализ и оценка полученных вариантов решений.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (КОНСОЛИДАЦИЯ)

Этот этап завершает работу по обсуждаемой теме и заключается в подведении ее итогов, консолидации выработанных решений. В нем можно выделить следующие шаги:

1. Упорядочение, систематизация, совместная оценка и анализ полученных результатов.

2. Сопоставление целей дискуссии с полученными результатами.

3. Формулировка выводов об эффективности проделанной работы, осуществление контроля знаний, умений обучающихся по теме дискуссии (тестирование, контрольная работа, эссе и т.п.).

4. Самооценка обучающихся об участии в дискуссии, выявление приобретенных профессиональных знаний и умений, личностных качеств.

5. Самооценка преподавателя о проведении дискуссии, достижении поставленных целей обучения.

Дополнительные источники информации о дискуссии:

1. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. В. С. Кукушина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: МарТ, Феникс, 2010. — 333 с.: ил. 2. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2010. — С. 143-167. 3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С. 151-161; То же . — URL: http://www.alleng.ru/d/ped/ped028.htm(11.04.2016).

26 июля 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Известная поговорка гласит: «Сколько людей, столько и мнений». Она довольно близко отражает суть слова «дискуссия» – синонима к словам диспут (что это?) или полемика.

Но в отличие от них, это наиболее продуктивная форма спора, обмен мнениями, направленный на поиск истины или компромиссного решения. Узнаем подробнее, что такое дискуссия, каковы её характерные черты и области применения.

Дискуссия – что это?

Дискуссия – это вид спора, в рамках которого обсуждается какая-либо проблема с целью достичь компромиссного решения. Произошло от слова discussio, употребляющегося в латинском языке в значении «рассмотрение», «исследование».

В толковом словаре под редакцией Ушакова приведено следующее определение понятия:

Дискуссия – это обсуждение спорного вопроса с целью выяснения разных точек зрения; прения сторон. Например, дискуссия учёных-биологов о влиянии сахара на организм человека.

Участники дискуссии – лица, обладающие теоретическими и практическими знаниями по обсуждаемым вопросам и имеющие компетенцию принимать или рекомендовать какое-либо решение.

В отличие от других видов споров (диспута или полемики), цель дискуссии – достигнуть согласия её участников по спорному вопросу, найти определённый компромисс, ориентированность на поиск истины или оптимального решения.

Истина обычно рождается из различных точек зрения и мнений участников.

Дискуссии могут проводиться публично или в тесном семейном кругу. Простейший жизненный пример – помощь ребёнку в решении сложной задачи по математике: родители, бабушки и дедушки предлагают разные варианты решения для поиска единственно правильного ответа.

Характерные черты публичной дискуссии

Публичная дискуссия представляет собой последовательные выступления участников относительно спорного общественно значимого вопроса или проблемы.

Например, учёные могут обсуждать теории происхождения человека, а историки – неоднозначное влияние татаро-монгольского ига на судьбу и развитие России.

Публичная дискуссия имеет следующие характерные признаки:

  1. место и время мероприятия обговариваются заранее;
  2. в процесс обсуждения включены ведущий и несколько участников;
  3. аргументированность позиции: обсуждая вопрос, каждая сторона, доказывает и обосновывает свою точку зрения общеизвестными аргументами, фактами, тезисами (что это такое?);
  4. общение участников протекает как взаимодействие партнёров, а не как противников в споре;
  5. обсуждение включает в себя выслушивание всех участников сторон, высказывание собственного мнения, а также применение методов невербального общения (жесты, мимика);
  6. при решении проблемы применяется анализ, совместная деятельность, направленные на поиск наилучшего решения по обсуждаемому вопросу.

Если в какой-либо ситуации возникают различные точки зрения и необходимо определиться с выбором верного пути решения – это повод организовать дискуссию.

Обсуждать можно также новые кинофильмы, ролики, книги, текущую ситуацию в стране, мире.

Альтернативный подход к решению проблемы создает условия для столкновений различных мнений участников обсуждения дискуссионных вопросов, но цели навязать своё мнение нет, как нет и агрессивных методов ведения спора.

Дискуссия предполагает высокую культуру ведения спора и свободу мнений. В её процессе очень важно в совершенстве овладеть искусством говорить и слушать своего собеседника.

Дискуссия как инструмент педагогики

В педагогике дискуссия рассматривается как одна из форм образовательной деятельности, побуждающая к развитию осмысленного мышления и проявлению инициативы обучающихся.

Представляет собой равноправное обсуждение педагогом и учениками прочитанных книг, последствий тех или иных исторических событий, проблем различного характера, ситуации в школе. Результатом совместных обсуждений является лучшее понимание учебного материала и новый взгляд на изучаемые или происходящие события.

Учебная дискуссия строится на равноправном сотрудничестве обучающихся и преподавателя с целью углубленного и разностороннего обсуждения идей, точек зрения.

Для педагога важен «конечный результат» дискуссии как формы обучения – сформировать высокую культуры общения обучающихся и побудить их к поиску альтернативных вариантов решения проблем и выхода из сложных ситуаций.

Краткое резюме

Таким образом, дискуссия, как и полемика или диспут – это спор. Но спор продуктивный, направленный на поиск верного ответа на вопрос.

Часто в городах создаются специальные дискуссионные клубы, где каждый желающий, имеющий определённую точку зрения на какую-либо проблему или ситуацию, может прийти, высказаться и узнать мнения других людей.

Проводить дискуссии полезно, особенно для подрастающего поколения. Вот почему эта форма обучения набирает всё большую популярность в педагогике.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану (Н. Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского нажима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. «Демократическая альтернатива» проявилась и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР. В нем, в частности, наряду с признанием авторитета государственной собственности, допускалась существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда. В ходе обсуждения этого проекта номенклатурными работниками в центре и на местах звучали идеи необходимости децентрализации экономической жизни, предоставления больших прав регионам и наркоматам. «Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов в силу их неэффективности.

В оправдание этих позиций приводились, как правило, два аргумента: во-первых, относительное ослабление государственного давления над производителем в годы войны, что дало положительный результат; во-вторых, проводилась прямая аналогия с восстановительным периодом после гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и приоритетного развития легкой и пищевой промышленности.

Однако в этих дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Это означало и возврат довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям и диспропорциям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Под дискуссией также может подразумеваться публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Групповая дискуссия

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

Аргументированность дискуссии

В логической теории и теории аргументации дискуссия исследуется не со стороны её психологической или социологической функции, а по содержанию, по аргументационному арсеналу. В соответствии с классификацией аргументации, предложенной ещё Аристотелем, различают четыре разновидности дискуссии:

  • Аподиктическая дискуссия — дискуссия с целью достижения истины. Такая дискуссия соблюдает логические правила вывода.
  • Диалектическая дискуссия — дискуссия, которая претендует лишь на достижение правдоподобия.
  • Эристическая дискуссия — дискуссия с целью склонить оппонента к своему мнению (либо спор ради спора).
  • Софистическая дискуссия (софистический спор) — дискуссия с целью победить любым путем. В такой дискуссии используются логические уловки — софизмы (в том числе основанные на манипулировании смыслом слова), введение собеседника в заблуждение и т. д.

Примечания

  1. А. Ивин. «Логика».

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
Дискуссия

  • Полемика
  • Эристика
  • Диалектика
  • Диспут
  • Дебаты
  • Прения
  • Дискуссия о профсоюзах

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Post navigation

Previous Post:

Религиозная группа

Next Post:

Технологии подбора персонала

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes