Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Дисквалификация как административное наказание

03.09.2020 by admin

При совершении административных нарушений, в зависимости от их вида, применяются различные наказания. Одно из них — это лишение права занимать определенные должности. В чем заключается дисквалификация как административное наказание, каковы особенности её применения — об этом более подробно будет рассказано в этой статье.

Содержание

  • Что это такое
  • Кем назначается наказание
  • Протокол об административном правонарушении
  • Решение суда о дисквалификации
  • На кого распространяется дисквалификация
  • Основания дисквалификации
  • Смягчающие обстоятельства
  • Отягчающие обстоятельства
  • Срок действия санкции
  • Как исполняется
  • Последствия дисквалификации
  • Реестр дисквалифицированных лиц
  • Зачем нужна выписка из реестра дисквалифицированных лиц?
  • Что означает дисквалификация?
  • Как получить выписку из реестра дисквалифицированных лиц?
  • Проверка на дисквалификацию
  • Дисквалифицированные лица могут дорого обойтись
  • Как проверить быстро и не обжечься на дисквалификации
  • Когда и зачем нужна справка
  • Получение документов из РДЛ в электронном виде
  • Какие документы нужны
  • За что и на сколько попадают в список дисквалифицированных лиц

Что это такое

В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.

Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:

  • государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
  • должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
  • предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • работа, связанная с подготовкой спортсменов;
  • деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
  • проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
  • при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
  • работа в сфере управления многоквартирными домами.

Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.

Согласно второй части статьи 3.11 срок действия этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.

Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.

Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:

  1. Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
  2. Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
  3. Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
  4. Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
  5. Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
  6. Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
  7. Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.

Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.

Кем назначается наказание

Нарушения, за которые предусмотрено проведение административной дисквалификации, рассматриваются судом. Наказание назначается в результате всестороннего и объективного рассмотрения обстоятельств дела. При этом не только взвешиваются поступки виновного, но и анализируются обстоятельства, в которых он действовал.

Необходимо, чтобы назначенное наказание соответствовало правонарушению. При этом продолжительность дисквалификации должна находиться в пределах, предусмотренных законом.

Протокол об административном правонарушении

По факту нарушения составляется протокол. Который в дальнейшем становится основанием для административного рассмотрения. Этот документ должен содержать следующую информацию:

  1. В начале документа указывают место и дату, когда происходило составление протокола.
  2. Необходимо зафиксировать данные лица, оформившего протокол — должность, фамилию, имя, отчество.
  3. Указывают личные данные человека, совершившего нарушение.
  4. Если есть, переписываются данные свидетелей или потерпевших.
  5. Подробно фиксируется суть произошедшего, место и время нарушения.
  6. Приводится статья КоАП, которая рассматривает этот вид нарушения закона.
  7. В протоколе должна быть изложена позиция лица, которое обвиняется по вопросу рассматриваемого происшествия.
  8. В обязательном порядке должно быть зафиксировано, что обвиняемому были разъяснены его права и обязанности.
  9. Если это необходимо для разъяснения дела, то могут быть добавлены другие сведения.
  10. В конце документа ставятся подписи лица, его оформившего, обвиняемого. Также ставятся подписи свидетелей и потерпевших, если они имеются.

Решение суда о дисквалификации

При наличии нарушения, подпадающего под дисквалификацию, оформление происходит в несколько этапов.

При этом предпринимаются следующие шаги:

  1. Как только нарушение было обнаружено, составляется протокол. Это делают контролирующие службы, которые обладают соответствующими полномочиями.
  2. Пока происходит рассмотрение дела или жалобы на принятое судебное решение, обвиняемый имеет возможность по-прежнему работать на своём месте.
  3. Материал о сделанном правонарушении отправляется в районный суд.
  4. Судебное рассмотрение должно происходить в присутствии виновного. Однако, если он был уведомлен о времени и месте заседания, но не явился, то суд может работать в его отсутствие.
  5. Если обвиняемый сочтет нужным, он может подать жалобу.
  6. После того, как решение было принято и вступило в законную силу, трудовой договор виновного в обязательном порядке должен быть расторгнут.
  7. Информация о виновном помещается в Реестр дисквалифицированных лиц.
  8. Если лицо, подвергнувшееся наказанию, скрывает этот факт на месте работы, то суд передает данные службе судебных приставов, которые обеспечат выполнение приговора. Кроме этого, виновному в этом случае грозит штраф в сумме 5000 рублей.

На кого распространяется дисквалификация

Это наказание относится к лицам, исполняющим трудовые обязанности, которые связаны со следующими сферами деятельности:

  • государственная или муниципальная служба;
  • вопросы, относящиеся к сертификации;
  • обеспечение деятельности спортсменов, в том числе медицинское и вопросы организации соревнований;
  • работа в исполнительных руководящих органах юридических лиц;
  • работа в медицинской сфере;
  • производство или продажа фармацевтических препаратов.

Если сотрудники выполняют работу ненадлежащим образом, законодательство может предусматривать для них административную дисквалификацию.

Основания дисквалификации

Этот вид наказания предусматривается рядом статей Административного Кодекса. Среди наиболее распространенных причин его назначения — наказание руководителя предприятия, за нарушение прав работников, предусмотренных трудовым законодательством. Можно также привести такие примеры:

  1. Продажа фирмой товаров или предоставление услуг, которые не соответствуют стандартам качества.
  2. Несоблюдение законов, относящихся к государственной ценовой политике.
  3. Государственный служащий не выполняет правила, относящиеся к выдаче субсидий.
  4. Должностными лицами нарушаются правила, относящиеся к возврату кредитов юридическим лицом.
  5. Повторное нарушение прав сотрудников в сфере трудового законодательство. В этом случае речь идёт о точно таком же, которое было сделано в прошлый раз. Это наказание применяется и в том случае, если они произошли в различных организациях.
  6. Умышленно даются ложные сведения при оформлении регистрации юридических лиц.

Наказание будет более суровым в тех случаях, когда его применяют повторно.

Смягчающие обстоятельства

При рассмотрении дела в суде могут быть приняты во внимание различные смягчающие обстоятельства. В качестве таковых могут быть рассмотрены следующие вещи:

  1. Если виновный искренне раскаивается в том, что он сделал, судья может счесть это основанием для назначения минимальной продолжительности наказания. Нужно отметить, что у судьи нет права вообще отменить рассматриваемое наказание. Он может только выбрать такой его срок, который, по его мнению будет наиболее справедливым и будет находиться в разрешенных законом пределах.
  2. Если человек, совершивший нарушение и нанесший ущерб возместил пострадавшим людям и организациям нанесённый ущерб, сделав это полностью или хотя бы частично. В первом случае суд имеет право рассмотреть возможно полной отмены дисквалификации.

Приведенные основания не исчерпывают всех возможных причин для смягчения приговора. Однако в других случаях они носят индивидуальный характер и рассматриваются исходя из конкретных обстоятельств дела.

Нужно учитывать, что после вынесения судебного решения, если оно будет по мнению пострадавших необоснованно мягким, они имеют право подать апелляцию и дело будет рассмотрено повторно.

Отягчающие обстоятельства

Иногда на тяжесть приговора могут иметь отягчающие обстоятельства. При их наличии продолжительность дисквалификации может быть увеличена. В этом качестве может рассматриваться следующее:

  1. Если виновный ранее привлекался по этой же статье, то при повторном нарушении он получит более строгое наказание.
  2. Человек, совершивший правонарушение ранее неоднократно получал замечание, связанные с его деятельности и, несмотря на это, продолжал злоупотреблять своим служебным положением.
  3. Иногда правонарушение совершается в то время, когда происходят катастрофические события, имеющие глобальный или локальный характер. Примеров такой ситуации может быть растрата бюджетных средств, выделенных для пострадавших.

При наличии этих и аналогичных отягчающих обстоятельств суд обычно назначает максимальное наказание за сделанное нарушение. Однако если наряду с отягчающими имеются смягчающие обстоятельства, то срок дисквалификации может быть уменьшен.

Срок действия санкции

В статье 3.11 во второй части рассматриваются временные пределы, в которых должен находиться срок дисквалификации. Судья проводит объективное рассмотрение обстоятельств дела и выбирает тот срок наказания, который считает обоснованным. Период времени, на который производится дисквалификация должен иметь продолжительность от 6 месяцев до трех лет.

Решение приобретает юридическую силу после того, как истекает срок, предусмотренный для подачи жалобы. Это происходит после истечения семи суток после получения обвиняемым копии судебного документа. Если он подает жалобу, то необходимо исполнить решение с даты его объявления.

Как исполняется

Рассматриваемое наказание может быть применено только к физическим лицам, занимающимся определёнными видами деятельности. Как только решение суда вынесено, до его вступления в силу остаётся ещё семь дней. Это сделано для того, чтобы была возможность обратиться с жалобой.

На повторное рассмотрение дело обычно уходит два месяца. Если речь идёт об её рассмотрении, то в этом случае решение вступает в законную силу в тот же день, когда оно принято.

Последствия дисквалификации

После того, как судебное решение об этом было принято, происходит прекращение действия трудового договора с виновным лицом. Его увольняют с текущей должности без права выполнять аналогичную работу в других местах в течение времени, которое назначено при определении меры наказания.

В Административном кодексе предусмотрена возможность устройства на работу во время срока действия приговора суда, однако это становится возможным только в том случае, если вышестоящий орган сочтет это возможным. На практике такие ситуации возникают очень редко.

Если виновным является директор фирмы, то исполнение решения о дисквалификации не является требованием об увольнении. Допустимым вариантом является предложение ему работы, относительно которой запрещение не действует.

При смене директора необходимо уведомить об этом налоговую инспекцию в течение трех суток.

Реестр дисквалифицированных лиц

Если судом после рассмотрения дела было принято решение о дисквалификации бывшего руководителя, его данные вносят в особый реестр. В нём содержатся тысячи лиц, которым по приговору суда не разрешено занимать определенные должности.

Этот документ находится в ведении Федеральной налоговой службы. В 2014 году было объявлено о том, что Реестр дисквалифицированных лиц находится в публичном доступе. По личным данным можно определить, включен ли определенный человек в этот список.

Должно быть так, что при приёме не должность руководителя происходит проверка кандидата на наличие в этом реестре. Однако на практике это происходит не во всех случаях. В декабре 2018 года этот список насчитывал 9888 человек. Если такого человека принять на должность, то в результате виновных ждет административное наказание, а для предприятия гарантируется повышенное внимание надзорных органов.

При обнаружении нарушения будут назначены (статья 14.23 КоАП) следующие штрафы:

  1. Если должностное лицо дисквалифицировано, но работает, несмотря на запрет, ему придется выплатить 5000 рублей.
  2. Организация или фирма, нанявшие на работу такого человека, облагаются штрафом в сумме, которая может доходить до 100 тысяч рублей.

Договор, на котором стоит подпись дисквалифицированного лица, имеет высокие шансы быть признанным недействительным в суде. Однако такому лицу можно оформлять этот документ в случае, если на него оформлена доверенность.

В Реестре хранятся следующие данные о виновном лице:

  • время и место рождения, фамилия, имя и отчество;
  • должность, которую ранее занимал виновный;
  • прежнее место, где он работал до вынесения приговора;
  • статья КоАП, в соответствии с которой было принято судебное решение;
  • кто и когда составил протокол о произведенном нарушении;
  • указываются данные судьи, который рассмотрел дело и принял решение о наказании виновного;
  • срок действия наказания;
  • указания начальной и конечных дат периода, в течение которого действует дисквалификация.

Если возникает необходимость проверить кандидата на получение должности, то это может сделать любой желающий. Для этого нужно посетить сайт Федеральной налоговой службы. Реестр легче всего найти, воспользовавшись поиском. Чтобы правильно составить запрос, нужно указать данные того лица, которое необходимо проверить.

Есть возможность за получением соответствующего документа. Он может представлять собой выписку из Реестра или подтверждение того факта, что этот человек в документе отсутствует.

При дисквалификации должностное лицо теряет право занимать определённые должности в течение срока, установленного судом. На это время данные о нем помещают в соответствующий государственный реестр. Однако это не лишает его права работать на других должностях.

О дисквалификации как административном наказании смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Зачем нужна выписка из реестра дисквалифицированных лиц?

Реестр дисквалифицированных лиц, составляемый налоговыми инспекциями, и имеющий законодательную силу, содержит в себе данные о лицах, подвергшихся дисквалификации. Дисквалификация — это юридическое наказание, длящееся от полугода до трех лет в зависимости от постановления суда. Лица, подвергшиеся наказанию, не могут войти в совет директоров компании, пойти работать в муниципальное или государственное учреждение, а также занимать где бы то ни было руководящие должности. Подвергнуться дисквалификации могут лица различных профессий и занимающие различные должности.

В реестр дисквалифицированных лиц чаще всего можно попасть вследствие:

  • нахождения под следствием;
  • в ходе судебного разбирательства;
  • банкротства предприятия;
  • не исполнения предписаний судебных или налоговых инстанций.

Предоставление информации из реестра дисквалифицированных лиц может потребоваться в следующих ситуациях:

  • регистрация нового юридического лица;
  • устройство на работу на официальных основаниях;
  • реорганизация предприятия;
  • по запросу при заключении деловой сделки и т. д.

Для того чтобы получить такой документ напрямую в налоговой необходимо будет подать заявление на выписку из реестра дисквалифицированных лиц, а затем ждать около недели пока заявка будет обработана и выполнена. При этом следует учитывать, что регистрация заявления может растянуться до двух недель. В таком случае, выписка из реестра дисквалифицированных лиц будет на руках у запрашивающего ее лица в лучшем случае через неделю, в худшем — через месяц. При этом не все лица могут себе позволить ждать выписку так долго, в таком случае можно воспользоваться услугами специалистов, предоставляющих справку об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц в сжатые сроки.

Что означает дисквалификация?

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Оно оформляется постановлением о дисквалификации, которое выносит суд (ст. 32.11 КоАП РФ).

Граждане, которые были дисквалифицированы за какие-либо нарушения законодательства, не имеют права управлять юридическим лицом (организацией). Срок дисквалификации зависит от вида совершенного нарушения и составляет от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Например, если соискатель на должность генерального директора ранее занимал руководящую должность и был дисквалифицирован за нарушение трудового законодательства сроком на один год (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ), то его нельзя принимать на работу генеральным директором организации до окончания срока дисквалификации.

Заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо до 100 тыс. руб. Кроме того, дисквалифицированное лицо может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. за управление организацией в течение срока дисквалификации (ст. 14.23 КоАП РФ).

Как получить выписку из реестра дисквалифицированных лиц?

Наша готова предложить своим клиентам услуги по предоставлению сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц. У нас можно сделать запрос на заказ интересующих данных, и получить полный комплект документов, заверенный печатями. Мы предоставляем как выписку, так и справку об отсутствии в реестре дисквалифицированных лиц, причем в самые короткие сроки. Если для получения списка дисквалифицированных руководителей из налоговой потребуется ожидать не менее 5 рабочих дней, то «Аргументус» предоставит информацию в течение одного дня. Так что если вам срочно нужны сведения из реестра о дисквалификации без простаивания очередей в налоговой, то обращайтесь к нашим специалистам!

Проверка на дисквалификацию

Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц», далее — Положение о формировании и ведении реестра (в ред. 06.05.2011). Ранее такие функции выполняло Министерство внутренних дел РФ (п. 1 Постановления Правительства РФ N 483, п. 2 Положения о формировании и ведении Реестра (ред. от 08.08.2009). Однако Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» предусмотрел передачу этих функций (как непрофильных для МВД России) другому органу (ч. 1 ст. 54).

— фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;

— полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации (ИНН), в которой дисквалифицированное лицо работало во время совершения административного правонарушения, должность, которую занимало дисквалифицированное лицо в этой организации;

— статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения;

— наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации;

— срок дисквалификации;

— даты начала и истечения срока дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации.

Лицо считается исключенным из Реестра по истечении срока дисквалификации или при наличии в ФНС России вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

ФНС России обязана вносить сведения в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня получения копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.

Дисквалифицированные лица могут дорого обойтись

В армии руководителей примерно 10 тысяч дисквалифицированных «топов» — не такой уж и большой показатель. Вероятность столкнуться с дисквалифицированным руководителем оценивается многими как невысокая, поэтому нередко работодатели не проверяют своих будущих управленцев по Реестру дисквалифицированных лиц. А напрасно! Во-первых, за прием на работу дисквалифицированного лица предусмотрено прямое наказание «рублем», во-вторых, если компанией — вашим контрагентом руководит дисквалифицированное лицо, то вас могут ждать неприятности со стороны надзорных органов.

Какие последствия ждут тех, кто проигнорировал дисквалификацию:

  1. Если дисквалифицированное лицо управляет компанией в период срока дисквалификации, ему грозит административный штраф в размере 5 тысяч рублей.
  2. Если работодатель заключает с дисквалифицированным лицом договор (контракт) на управление юридическим лицом, то юрлицу грозит штраф в размере до 100 тысяч рублей.
  3. Если руководитель компании-контрагента окажется дисквалифицированным лицом, то вас могут обвинить в непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента. А это, в свою очередь, грозит проверкам со стороны надзорных органов, доначислением налога на прибыль и т.п. Также договор, подписанный дисквалифицированным лицом, может быть оспорен в суде.

Как проверить быстро и не обжечься на дисквалификации

Упростить процесс проверки лица поможет СБИС «Все о проверит на дисквалификацию. При необходимости факт проверки можно подтвердить отчетом о должной осмотрительности, который также можно подготовить с помощью СБИС.

А снизить риск попадания в число дисквалифицированных призван сервис СБИС Электронная отчетность. С ним сдача отчетности быстрее и проще, все предписания надзорных органов — на контроле. Подробнее обо всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты. Оставьте заявку на сайте и получите ответы на свои вопросы уже сегодня.

Когда и зачем нужна справка

Она нужна не всегда. ФНС предоставляет открытый доступ к актуальным сведениям реестра по запросу онлайн. Получают справку об отсутствии информации о физическом лице в РДЛ:

  • при регистрации ООО, ОАО и иных юридических образований;
  • при приеме на работу;
  • при устройстве на работу;
  • при реорганизации и перерегистрации компании;
  • при заключении сделок.

ВАЖНО! Работодатель не несет прямой ответственности, если не проверит кандидата на должность на предмет дисквалификации. Но по ч. 2 ст. 14.23 КоАП за заключение с таким лицом трудового договора предусмотрен штраф до 100 000 рублей.

При заключении договора на управление организацией, по статье 32.11 КоАП, представитель обязан запросить информацию о наличии или отсутствии дисквалификации соискателя. Есть ответственность и у гражданина, если он руководит юридическим лицом в период наказания. Размер административного штрафа по п. 1 ст. 14.23 КоАП составляет 5 000 рублей.

Получение документов из РДЛ в электронном виде

Услуга в электронном виде до сих пор доступна не на всей территории РФ. Вот инструкция, как получить в налоговой справку об отсутствии дисквалификации, используя сайт ФНС или госуслуг:

  1. Пройдите авторизацию на сайте ФНС или госуслуг.
  2. Сайт госуслуг после запроса переадресует вас на сайт налоговой службы.
  3. На странице запрашиваемой услуги необходимо ввести основные реквизиты запроса.
  4. Вы получите доступ к сведениям реестра по вашему запросу, плата за доступ к сведениям, содержащимся в РДЛ, не взимается. Но если, кроме информации, нужен заверенный ответ, придется доплатить.
  5. Нужный документ предоставят в течение 5 дней указанным вами способом.

ВАЖНО! При подаче заявления через интернет, кроме даты и подписи заявителя, в обращении понадобится квалифицированная электронная подпись.

Электронная справка или выписка, заверенная электронной подписью сотрудника ФНС РФ, придет в личный кабинет налогоплательщика. Эта форма ответа приравнивается законодательством к официальному документу на бумажном носителе (ч. 1 ст. 6 № 63-ФЗ от 06.04.2011 в редакции от 23.06.2016 «Об электронной подписи»).

В 2020 году порядок получения справок и выписок из реестра собираются усовершенствовать: начнут выдавать в электронном виде бесплатно.

Какие документы нужны

Запрос сведений из РДЛ подается:

  • физическим лицом для получения справки или выписки для себя;
  • государственным органом;
  • юридическим лицом для принятия кадрового или управленческого решения.

В Приказе ФНС РФ № НД-7-14/700 от 31.12.2014 перечислены реквизиты и документы, которые необходимо предоставить при формировании запроса из РДЛ. Для организации:

  • полное юридическое наименование заявителя;
  • реквизиты заявителя (ОГРН, ИНН, адрес).

Для гражданина:

  • Ф.И.О.;
  • дата, место рождения и адрес.

Информация о запрашиваемом: Ф.И.О., дата и место рождения.

Заявитель указывает предпочтительный способ получения ответа: почтой или электронным письмом.

ВАЖНО! Государственные органы и граждане получают заверенные документы из РДЛ бесплатно. Юридические лица оплачивают пошлину в размере 100 рублей за справку.

За что и на сколько попадают в список дисквалифицированных лиц

Дисквалификация физлица – это вид административного наказания. Дисквалификация лишает управленца права находиться в исполнительном органе управления юрлица, входить в совет директоров или наблюдательный совет, занимать должность руководителя юрлица.

Решение о дисквалификации выносится мировыми судьями. Наказание за дисквалификацию предусмотрено сроком от 6 месяцев до 3 лет. Анализ Реестра дисквалифицированных лиц показывает, что чаще всего суды лишают права управлять предприятием на 1-2 года. Самое мягкое наказание – дисквалификация на полгода – встречается крайне редко. Самое строгое наказание – дисквалификация «по полной» на 3 года – встречается тоже не часто, но все же больше, чем дисквалификация на полгода.

За что чаще всего лишают права управлять предприятием:

  • Повторное или многократное нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Должностное лицо не предоставило сведения или предоставило заведомо ложные сведения об ИП или юридическом лице для внесения в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  • Должностное лицо нарушило законодательство о труде и об охране труда, если ранее это лицо уже подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение.
  • Должностное лицо не выполнило в срок законное предписание (решение, представление, постановление) служб, осуществляющих государственный или муниципальный надзор и контроль.

ПОНЯТИЕ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ

Дисквалификация как новый вид административного наказания была установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), вступившим в силу с 1 июля 2002 г. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 2 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация устанавливается судом на срок от шести месяцев до трех лет.

К КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНА ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

В соответствии с п. 3 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Это означает, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам, наделенным правомочиями должностного лица, действующим в коммерческих и некоммерческих организациях, а также к индивидуальным предпринимателям, в том числе осуществляющим полномочия арбитражных управляющих.

Таким образом, дисквалификации могут быть подвергнуты:

· должностные лица, выполняющие руководящие функции в коммерческих и некоммерческих организациях (директор, генеральный директор, президент, вице-президент, их заместители);

· индивидуальные предприниматели;

· арбитражные управляющие (лица, назначенные арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В отношении индивидуальных предпринимателей полагаем необходимым указать следующее. В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом установлено, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Вместе с тем возникают вопросы в отношении применения норм КоАП РФ о дисквалификации к индивидуальным предпринимателям. В частности, индивидуальный предприниматель отстраняется от выполнения функций, указанных в ст. 3.11 КоАП РФ. Но он не всегда занимает должность в исполнительном органе юридического лица или управляет им как менеджер. Он может быть просто собственником «бизнеса» и при этом нарушать требования законодательства о труде. Данный вопрос КоАП РФ недостаточно урегулирован.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ КОАП РФ УСТАНАВЛИВАЕТ ДИСКВАЛИФИКАЦИЮ В КАЧЕСТВЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Дисквалификация может быть применена судом за совершение следующих административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

· повторное нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27);

· фиктивное банкротство (ч. 1 ст. 14.12);

· преднамеренное банкротство (ч. 2 ст. 14.12);

· сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (ч. 1 ст. 14.13);

· неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 2 ст. 14.13);

· невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (ч. 3 ст. 14.13);

· ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

· совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22).

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ГЕНЕРАЛЬНОМУ ДИРЕКТОРУ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, НАРУШИВШЕМУ ПОВТОРНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Согласно ст. 356 ТК РФ органы федеральной инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.

Основания для возбуждения административного дела в отношении генерального директора

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Статьей 357 ТК РФ установлено, что правовые инспекторы труда имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности и соответственно запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Применительно к генеральному директору это означает, что решение выносит судья общей юрисдикции в отличие, к примеру, от арбитражных управляющих, где решение выносит судья арбитражного суда.

Исполнение решения суда о привлечении генерального директора к административной ответственности в виде дисквалификации

В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ лицо, привлеченное к административной ответственности, должно немедленно исполнить постановление о дисквалификации и прекратить управление юридическим лицом. Из буквального толкования данной нормы следует, что работодатель должен немедленно расторгнуть с дисквалифицированным лицом трудовой договор (контракт).

В этой связи следует обратить внимание на порядок увольнения руководителя организации, подвергнутого дисквалификации. В ТК РФ сегодня нет основания увольнения, дословно формулирующего эту ситуацию. В проекте изменений к ТК РФ запланировано дополнить ч. 1 ст. 83 новым пунктом 8 следующего содержания: «8) дисквалификация работника в соответствии с федеральным законом, влекущая невозможность исполнения работником трудовых обязанностей». Однако эти изменения еще только ждут своего принятия Государственной Думой. А пока в подобный случаях используется п. 14 ст. 81 ТК РФ, которым предусмотрено, что трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, в частности, разумеется, и Кодексом об административных правонарушениях. Таким образом, именно по этому основанию — по п. 14 ст. 81 ТК РФ и должен быть уволен дисквалифицированный генеральный директор.

Также может возникнуть вопрос в отношении немедленного исполнения решения суда в случае обжалования дисквалифицированным лицом решения суда, поскольку право на обжалование гарантируется законом лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Согласно КоАП РФ решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок. Если в течение этого срока не была заявлена жалоба, решение вступает в законную силу и подлежит немедленному исполнению. Если же жалоба своевременно подана и принята к рассмотрению, исполнение решения откладывается до принятия вышестоящим судом решения по жалобе.

Правовые последствия для дисквалифицированного лица

Основные правовые последствия дисквалификации физического лица — прекращение с дисквалифицированным лицом договора на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом и запрет в течение определенного времени на заключение нового договора на осуществление такой деятельности.

Следует обратить внимание на санкции, которые предусмотрены законом в случае нарушения дисквалифицированным лицом указанного выше запрета. В соответствии с ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ установлено, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалификацированных лиц. В случае неисполнения этой обязанности на основании ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ юридическое лицо за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно за неприменение последствий его действия может быть подвергнуто административному штрафу в размере до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Для того чтобы будущий работодатель смог выполнить требования ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, законом предусмотрено формирование специального реестра дисквалифицированных лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством РФ.

При этом реестр состоит из поступающих из судов общей юрисдикции и арбитражных судов постановлений судей о дисквалификации соответствующих должностных лиц. Так, согласно ч. 4 ст. 32.11 КоАП РФ копия вступившего в законную силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц. Согласно данному постановлению реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и ее территориальными органами в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

В ходе проведения административной реформы на основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) была упразднена. При этом некоторые функции, исполнявшиеся ФСФО России в части государственного регулирования несостоятельности (банкротства) организаций, была возложена на Федеральную налоговую службу. В частности, постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» на ФНС России возложены функции по представлению интересов государства при банкротстве предприятий и организаций.

Однако до настоящего времени не внесены изменения в постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 в части определения органа, уполномоченного формировать и вести реестр дисквалифицированных лиц. Принимая во внимание, что ФНС России ведет государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, полагаем, что ведение реестра дисквалифицированных лиц следует также возложить на ФНС России.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 копии постановлений судов направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган. Согласно п. 4 вышеуказанного постановления информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, предоставляется за плату в размере одного минимального размера оплаты труда. В реестре содержатся следующие сведения о дисквалифицированном лице:

· фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;

· в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

· дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП РФ);

· срок дисквалификации;

· даты начала и истечения срока дисквалификации.

Срок предоставления информации, содержащийся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Практический аспект носит также выяснение вопроса о пределах ограничения возможности трудиться дисквалифицированным лицом, т.е. на какие должности распространяется запрет. Согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалифицированному лицу запрещается занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. При этом законодатель не раскрывает понятие «руководящие должности», что может создать неясность в применении данной нормы на практике.

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ДИСКВАЛИФИКАЦИИ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ, ИСПОЛНЯЮЩЕМУ ОБЯЗАННОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО И СОВЕРШИВШЕМУ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ БАНКРОТСТВЕ

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим в том числе процедуры банкротства и иные полномочия, установленные законодательством о несостоятельности (банкротстве), т.е. к арбитражным управляющим.

Согласно ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), влечет наложение административного штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Возбуждение административного дела в отношении арбитражного управляющего в случае совершения им неправомерных действий при банкротстве

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции РФ. Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 2 и 3 данной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 28 июня 2002 г. № 182 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять

протоколы об административных правонарушениях» руководители территориальных органов Минюста России, их заместители, начальники отделов по работе с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Основания для возбуждения административного дела

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В отношении арбитражного управляющего таким поводом для возбуждения дела могут явиться результаты проверки деятельности арбитражного управляющего, в ходе которой уполномоченное должностное лицо выявит факты, свидетельствующие о совершении арбитражным управляющим административного правонарушения. Следует обратить внимание, что заявление уполномоченного федерального органа для привлечения арбитражного управляющего к ответственности в виде дисквалификации должно быть подано в арбитражный суд.

Из судебной практики

На практике возбуждение дела в отношении арбитражного управляющего может быть связано с неисполнением этим должностным лицом требований законодательства о несостоятельности (банкротстве). Так, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в 2004 г. была рассмотрена жалоба индивидуального предпринимателя на решения судов первой и апелляционной инстанций о привлечении его к ответственности в виде дисквалификации. Как следует из материалов дела, территориальным органом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Костромской области в 2003 г. была проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя в качестве арбитражного управляющего комбината, признанного судом несостоятельным и в отношении которого было открыто конкурсное производство. По мнению территориального органа, арбитражный управляющий не исполнил в установленный срок решения собрания кредиторов о реализации имущества комбината и искусственно затягивал процедуры конкурсного производства. Усмотрев в действиях арбитражного управляющего состав правонарушения по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, Управление составило протокол об административном правонарушении и обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о привлечении правонарушителя к административной ответственности. Решением суда индивидуальный предприниматель был признан виновным в совершении правонарушения и ему назначено наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решений судов, указав следующее.

Правила, применяемые в период конкурсного производства, установлены в ст. 124–149 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В ст. 130 указанного Закона предусмотрено, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Однако судом было установлено, что индивидуальный предприниматель нарушил сроки проведения работы по своевременной и надлежащей оценке активов должника и, осуществив два вида оценки имущества должника (по рыночной цене и ликвидационной стоимости), искусственно затянул процедуры проведения собрания кредиторов, организаций торгов и продажи имущества при наличии реальных претендентов на приобретение имущества. В результате в установленный срок конкурсного производства решения кредиторов не исполнены, торги не проведены, имущество не реализовано, срок конкурсного производства был вынужденно продлен.

При таких обстоятельствах, по мнению кассационной инстанции суда, суд правомерно привлек индивидуального предпринимателя, исполнявшего обязанности арбитражного управляющего, к административной ответственности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20 августа 2004 г. № А31-1440/20).

Учитывая вышеизложенные положения законодательства о применении дисквалификации, следует отметить, что введение дисквалификации как нового вида административного взыскания имеет положительное значение для предотвращения нарушений должностными лицами требований законодательства, в частности законодательства о труде, охране труда, требований законодательства о банкротстве. Вместе с тем имеются и неясности в применении норм КоАП РФ, в том числе связанные с несогласованностью с ТК РФ в части прекращения трудового договора с дисквалифицированным лицом. Поэтому вопрос применения дисквалификации требует дальнейшей законодательной доработки и совершенствования.

Post navigation

Previous Post:

Заработок на маршрутке

Next Post:

Виды спроса

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes