Диспозитивный метод правового регулирования
ВВЕДЕНИЕ
Право всегда регулирует общественные отношения, пользуясь различными методами. Каждая отрасль права имеет свой собственный метод, под которым понимается совокупность определенных способов и средств правового воздействия на волю и поведение участников регулируемых общественных отношений. Метод находится в неразрывном единстве с предметом правового регулирования. Если предметом отрасли является круг регулируемых общественных отношений, то метод показывает, с помощью каких средств, приемов и способов осуществляется это правовое регулирование.
Управленческие административные отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают властных отношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.
Основное содержание метод административного права
Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.
Право всегда регулирует общественные отношения, пользуясь различными методами. Каждая отрасль права имеет свой собственный метод, под которым понимается совокупность определенных способов и средств правового воздействия на волю и поведение участников регулируемых общественных отношений. Метод находится в неразрывном единстве с предметом правового регулирования. Если предметом отрасли является круг регулируемых общественных отношений, то метод показывает, с помощью каких средств, приемов и способов осуществляется это правовое регулирование.
Считается, что в административном праве используются три юридических возможности, первые две из которых, представляют собой «императивный», а третья — «диспозитивный» метод административного права:
Предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Это наиболее характерное средство для административно-правового регулирования общественных отношений (характерные примеры — правила дорожного движения, пожарной безопасности и др.).
Запрет — это те же предписания, но отрицательного характера, а именно возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения (например, Дисциплинарный устав ВС России, КоАП РФ, законодательство Омской области об административной ответственности).
Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.) Подготовлен для системы КонсультантПлюс, Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс. 2009..
Совокупность названных способов составляет содержание метода отрасли права, но удельный вес каждого из них в той или иной отрасли права различный. Например, в гражданском праве преобладает дозволение. Для административного же права характерно то, что большая часть его норм, регулирующих возникновение, изменение и прекращение управленческих общественных отношений, имеет повелительный (императивный) характер. Это обусловлено сущностью регулируемых общественных отношений. Как уже указывалось, по своей сути они являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть — подчинение». Нормы в виде распоряжений (повелений) выражают государственную волю, побуждают и принуждают участников управленческих общественных отношений к определенному виду действий или видам правомерного поведения. Особо следует подчеркнуть, что данное требование в равной мере распространяется на органы исполнительной власти и в тех случаях, когда они излагают свои нормативные правовые акты в целях реализации задач и функций государства. Эти правомерные действия они вправе совершать на основании закона или соответствующего подзаконного акта, но при этом обязаны действовать в пределах своей компетенции и с соблюдением установленных процедур.
Нормы административного права ориентированы, прежде всего, на удовлетворение не частных, личных, а публичных интересов — интересов людей, государства и общества; определение способов защиты rivo-личных интересов и мер ответственности за их нарушение; прямое применение административных санкций.
Общественные отношения, регулируемые нормами административного права, всегда предполагают неравенство их участников, жесткое подчинение волн управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является орган исполнительной власти.
Субъект принятия обязательных решений не связан с согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не исключает возможности участия будущего адресата в обсуждении проекта решения и учета его мнения, а также общественного мнения, которое всегда расширяет социальную базу административных решений.
Административная деятельность (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. В системе управленческих административных связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Это неравенство право не может и не стремится устранить. Законодатель, воспринимая его как объективную необходимость и регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности административно-правового метода регулирования.
Можно утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями:
- 1) путем использования власти, обеспечения преобладания одной воли;
- 2) путем согласования, договора.
Метод административного права, характеризующий способ регулирующего воздействия на общественные отношения, отличается рядом особенностей. Он включает в себя иерархичность, т.е. выполнение предписаний, приказов, команд, требований, запретов вышестоящих органов и должностных лиц нижестоящими. Этот метод может быть сопоставлен с методами гражданско-правового регулирования. Учет этих различий особенно необходим тогда, когда нормы административного и гражданского права регулируют одну и ту же группу общественных отношений (например, отношения в области разграничения государственной собственности, инвестиций, торговли регулируются и административным, и гражданским правом).
Для гражданско-правового регулирования характерно историческое равенство воль сторон; отсюда широкое применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воль сторон: воля одной из них главенствует над волей другой стороны. Это имеет место во взаимоотношениях органов исполнительной власти и предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти и граждан. В административно-правовых отношениях одна сторона очень часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне, именно она — первая сторона — принимает юридически обязательные решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить принуждение к ней. Хотя нередко вопрос решается по инициативе второй стороны отношения (пример тому — заявление гражданина о предоставлении жилой площади), но решение принимает именно орган исполнительной власти. Вторая сторона не может отказаться от исполнения предписания органа, осуществляющего такую власть, и вправе лишь обжаловать его в компетентный государственный орган.
Данный метод предполагает состояние подчиненности воли одной стороны по отношению к воле другой, причем это состояние может быть достигнуто не только на добровольной, но и на принудительной основе. Этот метод предполагает возможность заставить подчиняться воле властвующего лица с использованием самых решительных мер, вплоть до применения оружия, например отражение посягательства на охраняемый объект. Метод административного права — это метод одностороннего властвования, например инспектор ГИБДД самостоятельно, без согласования и без какой-либо санкции привлекает к ответственности нарушителя правил дорожного движения, выехавшего на перекресток на красный сигнал светофора. Этот метод характеризуется юридическим неравенством сторон, например, руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель общественного порядка. Объем юридических полномочий их различен; с одной стороны, наличие всех прав и обязанностей, предусмотренных законом, для выполнения управленческих функций, с другой — преимущественно обязанность выполнить предъявляемые требования, понести наложенное дисциплинарное или административное взыскание. Вместе с тем здесь необходимо подчеркнуть их равенство перед законом, т.е. руководитель и подчиненный, начальник милиции и нарушитель обладают определенными правами и несут соответствующие обязанности, в равной мере подлежащие безусловному выполнению.
Наконец, следует отметить и такую особенность метода административного права, как безоговорочная, лишенная какой-либо диспозитивности обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобязательность соблюдения правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц, либо только специальных субъектов административного права — водителей автомототранспорта, военнослужащих, охотников, должностных лиц и т.д.
Итак, если суммировать все сказанное о методе административного права, то его можно определить как метод «власти и подчинения”, приказа и исполнения, команды и выполнения. Данный метод административного права является приоритетным, преобладающим, превалирующим. Но не единственным. Не все отношения в сфере исполнительной власти построены по схеме «власть — подчинение”, т.е. по вертикали.
В административном праве существует немало ситуаций, когда необходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне, например два министерства — МПС и МВД. Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.
Вот тогда и возникает потребность в иных методах административно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административное право, будучи самостоятельной отраслью российского права, является по своему характеру фундаментальным правом, тесно взаимосвязанным с другими отраслями права, и во многих случаях наряду с другими правовыми отраслями служит фундаментом для возникновения и функционирования многих уже сложившихся или сравнительно новых отраслей права либо правовых образований, совокупностей, в первую очередь таких как финансовое право, трудовое право, а также налоговое право и ряд других.
Характерная особенность административного права — тесное взаимодействие с другими отраслями российского права.
Необходимо подчеркнуть взаимодействие с конституционным правом, его основополагающий характер для развития и эффективного функционирования административного права. Многие нормы конституционного права (в первую очередь Конституция РФ), являются юридической основой административного права. Даже при схематичном взгляде эта органическая взаимосвязь очевидна.
Поскольку конституционное право — ведущая отрасль российского права, оно закрепляет принципы организации и деятельности исполнительной власти, ее систему, место, правовые основы субъектов государственной власти — законодательной, судебной. Эти взаимосвязи в той или иной степени регламентируются ст. 3, 5, 10, 11, 71—72, 83—88, 102-103,111, особенно ст. 117,125 Конституции РФ.
Тесное взаимодействие норм конституционного права и административного права отчетливо проявляется в ч. 2 ст. 85, согласно которой Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательством РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Румынина В.В..Основы права, 2006г. Москва»Форум»87,256
Глубокая связь административного права с финансово-кредитным правом наблюдается, в частности, в конституционном праве (например, назначение на должность Председателя Центрального банка РФ, принятие Государственной Думой Закона о федеральном бюджете и обязательное рассмотрение этого закона в Совете Федерации).
В нормах административного права находят свои начала нормы и положения финансового права. В частности, это видно из Положения I о Министерстве финансов, которое является одновременно источником административного и финансового права. Например, для развития финансового права чрезвычайно важной является функция федерального органа исполнительной власти по изданию методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов и осуществления ими своих функций.
К сказанному относительно взаимосвязей административного и финансового права нужно добавить следующее. Финансовое право регулирует отношения в сфере финансовой деятельности. При этом финансовое право широко применяет метод прямого приказа, характерный для административно-правового регулирования. Как отмечалось, нормы, регулирующие статус финансовых органов (Министерство финансов, Финансовое управление и т.д.), являются одновременно нормами и административного, и финансового права. Организация деятельности финансовых органов определяется административным правом, которое преимущественно регулирует управленческие отношения в сфере финансов, в то время как финансовое право — сами финансовые отношения, являющиеся особой разновидностью экономических отношений.
Административное право тесно связано с гражданским и трудовым правом. Например, административное право и гражданское право нередко регулируют одни и те же отношения, но применяют разные методы регулирования. Довольно часто это бывают имущественные отношения. Что касается различий в методах их регулирования, то здесь характерно юридическое равенство воли сторон; отсюда широкое применение договорных форм. Административно-правовой метод предполагает неравенство воли сторон: воля одной обычно главенствует над волей другой. В административно-правовых отношениях одна сторона обычно наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй: именно она (первая сторона) принимает управленческие решения, осуществляет государственный контроль за действиями другой, может в предусмотренных законом случаях применить к ней принуждение.
Нормы административного права, регулирующие государственную службу, и нормы трудового права, определяющие порядок приема и прохождения этой службы, тесно пересекаются, подчас трудно пронести границу между ними. Некоторые стороны статуса государственных служащих (проведение конкурсов и аттестаций, присвоение классных чинов и рангов, введенных применительно к сферам и отраслям vправления) регламентируются нормами административного права. Миронов А.Н.Административное право, Москва,ИД «Форум»-инфра -М,2008г.,22,302
Весьма глубока и органична связь административного права с таможенным правом — новой комплексной правовой отраслью. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, и другие моменты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами административно-правового характера.
Многогранна связь между административным правом и налоговым правом. Установление основ налоговой системы РФ, статус, организации налоговой службы, положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы и ряд других аспектов налогового дела и налогового права регулируются нормами административного права.
Таким образом, отчетливо видна и проявляется многосторонняя глубокая связь административного права со многими отраслями российского права — конституционным, гражданским, финансовым, трудовым, таможенным, налоговым. Эта взаимосвязь норм различных отраслей права является закономерным явлением, отражающим сложный процесс формирования и функционирования правовой системы, в том числе административного права России, в новых социально-экономических и политических условиях.
Список используемой литературы
Поскольку право является важным социальным регулятором, объективно существуют различные средства воздействия на регулируемые общественные отношения. В качестве инструментария регулирования отношений в правовой системе выступает метод правового регулирования. Как известно, методы представляют собой способы, средства правового воздействия на сознание и поведение людей, деятельность организаций, учреждений и предприятий. Эти способы служат достижению целей, которые определены в правовых актах и рассчитаны на получение желаемых результатов. Методы применяются не изолированно друг от друга, а комплексно, поскольку в противном случае не удается обеспечить эффективность правового воздействия. Причем их использование должно происходить не эпизодически, а систематически, постоянно, в процессе целенаправленной деятельности.
Выбор метода правового регулирования зависит от трех оснований:
- – порядка установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
- – средств их обеспечения (санкций);
- – степени самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений (уголовное, административное, налоговое, таможенное право). Для него характерны несколько признаков.
Во-первых, применение в отношениях субъектов права властных полномочий. Это означает, что решения, издаваемые правовые акты и нормы принимаются органом, уполномоченным управлять, и реализуются субъектами управления исходя из иерархии подчиненности. Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы. Однако это не означает, что у адресата отсутствует возможность влиять на принятие публичного акта. Для этих целей используются инициативные предложения, учет мнения будущего адресата, участие в обсуждении проекта решения широкого круга заинтересованных субъектов. Кроме того, необходимо непременное обобщение материалов общественного мнения, которое в настоящее время может быть оперативно проведено, например, посредством голосования в сети Интернет.
Во-вторых, строгое следование субъектов публичного права законам. Используя полученные властные полномочия на выполнение управленческих и иных функций, субъекты публичного права действуют по своему усмотрению в оговоренных законом пределах.
Особое значение при применении императивного метода имеет контроль за деятельностью управляющего субъекта со стороны общества. Здесь используется другой правовой принцип – четкое определение перечня полномочий, которые позволят субъектам публичного права совершать юридически значимые действия и открытость публичных систем. До недавнего времени в Российской Федерации наиболее закрытыми считались структуры Минобороны России, МВД России и т.д. Как известно, все это привело к существенным негативным последствиям (коррупции, нарушениям прав и свобод граждан), что вызвало необходимость проведения кардинальных реформ данных структур.
В-третьих, выполнение обязательных для государственных органов, должностных лиц и т.д. требований по регулированию их деятельности для достижения тех или иных целей. Обязательства носят, как правило, характер общенормативной ориентации, когда утверждается положение об органах, устанавливаются их задачи, функции и полномочия и т.д. В иных же случаях обязанность приобретает смысл конкретного предписания, поручения совершить то или иное юридически значимое действие (выделить средства, принять решение, назначить или отстранить от должности руководителя и т.п.).
В-четвертых, выражение императивного метода правового регулирования может проявляться в запрещении каких-либо действий. Запреты в общем или конкретном виде определяют зону возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вхождения в эту зону. Такой способ воздействия вызывается к жизни необходимостью обеспечить публичные интересы, т.е. интересы людей, государства и общества.
Например, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства. Подобный запретительный смысл можно обнаружить в ряде конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина (ст. 17, 21, 29, 30, 34, 35, 40, 47, 50, 51, 54 Конституции РФ).
В-пятых, сочетание в публичном праве убеждения и принуждения. Специалисты (С. С. Алексеев, Д. Н. Бахрах, Ю. А. Тихомиров и др.) выделяют методы управления прямого и косвенного воздействия, что позволяет гибко влиять на происходящие общественные процессы и поведение людей. Первая группа методов отличается прямым воздействием на волю людей, которым адресованы предписания, директивностью указаний, однозначностью команд, не оставляющих исполнителям возможностей широкого выбора вариантов решений и действий. Названные методы прочно обеспечены проверочными и контрольными аппаратами.
Все это способствует чаще всего быстрому достижению поставленных целей, хотя и сопровождается подчас социальными издержками и жесткостью в отношениях людей. Поэтому не менее полезны методы косвенного воздействия, позволяющие формировать благоприятные для субъектов права ситуации, управомочивать их совершать широкий круг действий, стимулировать активную деятельность и выбор оптимальных вариантов поведения. Нетрудно представить, насколько эффективнее эти методы с точки зрения использования человеческого фактора, поскольку они способствуют осознанному включению населения, партий, общественных организаций и движений в процессы властвования и управления, формируют самоуправленческий механизм.
Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно принятым соглашением урегулировать свои взаимоотношения.
Диспозитивность – это один из основных демократических принципов права. Он означает, что участники правоотношений могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. Сфера действия данной категории охватывает большинство отраслей права (гражданское, семейное, трудовое).
При этом диспозитивность, например в гражданском праве, нс тождественна диспозитивности в других отраслях права. Юридическая модель диспозитивности наполняется своим специфическим содержанием, адекватным предмету правового регулирования каждой отрасли права.
В общей теории права диспозитивность исследуется не в качестве принципа, а как один из методов правового регулирования. При диспозитивном регулировании «правовая энергия» поступает на соответствующий участок общественных отношений не только «сверху», от государственных органов, но и путем совершения правомерных действий самими участниками общественных отношений. Сообразно этому положение субъектов характеризуется отношениями координации, приданием конститутивного юридического значения их правомерному взаимодействию.
В содержание диспозитивного метода включается стремление к регулированию лишь основных линий поведения, предоставление значительной свободы участникам общественных отношений, отказ от тщательной и детальной регламентации.
Диспозитивный метод допускает возможность урегулирования действий сторон по их усмотрению, пределы которого определяются законом. К наиболее общим чертам диспозитивного метода следует отнести следующие.
Во-первых, диспозитивность предоставляет участникам общественных отношений возможность самостоятельного осуществления правового регулирования, предоставляя им свободу в выборе конкретных юридических форм поведения.
Во-вторых, диспозитивный метод допускает возможность установления содержания конкретных правоотношений субъектами по своему усмотрению. Одним из юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношений в этом случае, является волеизъявление субъектов общественных отношений.
Вполне понятно, что указанные выше общие черты диспозитивности конкретизировались в отраслевых юридических науках применительно к особенностям предметов и методов соответствующих отраслей права. Первая попытка усмотреть диспозитивность не только в процессуальных, но и в материальных отраслях права была предпринята О. А. Красавчиковым. С его точки зрения без диспозитивности в гражданском материальном праве нс было бы оснований для рассуждений о данной категории в праве процессуальном.
Аналогичный подход к раскрытию содержания понятия диспозитивности характерен и для работ В. Ф. Яковлева, по мнению которого диспозитивность – эго возможность субъектов гражданского права по своему усмотрению приобретать субъективные гражданские права и обязанности, определять в известных пределах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Гражданским законодательством установлены рамки диспозитивности, разные для различных субъектов права и групп правоотношений. Рамки гражданской диспозитивности фиксируются различными способами, прежде всего путем определения содержания гражданской правоспособности как четко очерченного комплекса правовых возможностей.
Несколько специфично понимание диспозитивности в науке трудового права. Так, по мнению А. И. Процевского, метод правового регулирования раскрывается только в характере правовых норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование – это воздействие, метод – способ такого воздействия. Так, метод правового регулирования трудовых отношений складывается как из способа, при котором сторонам предоставлена известная инициатива (диспозитивное регулирование), так и из способа, при котором государство прямо и непосредственно регламентирует поведение участников отношений (императивное регулирование). При этом диспозитивные нормы трудового права (олицетворяющие диспозитивный метод правового регулирования) могут быть классифицированы следующим образом: нормы, устанавливающие лишь границы усмотрения для субъектов нормативного соглашения, т.е. правовые принципы, и нормы, устанавливающие один или несколько вариантов поведения.
В науке семейного права метод диспозитивности либо вообще не упоминается, либо определяется как дозволительно-императивный (при этом допускается возможность конкретизированного диспозитивного регулирования, осуществляемого с помощью так называемых ситуационных норм, которые наделяют возможностью выбора правовых решений с учетом конкретных обстоятельств не самих участников семейных отношений, а правоприменительные органы).
Как отмечают специалисты, диспозитивный метод в сфере правовых отношений основывается на следующих принципах их регулирования:
- – равенство субъектов правовых отношений, выражающееся прежде всего в независимости их воли. Разумеется, оно не является абсолютным как в смысле объема конкретных правоотношений, в которые вступают их участники, так и в смысле особенностей правоспособности юридических и физических лиц. Заключение договоров наиболее ярко выражает равнопартнерские отношения субъектов права;
- – самостоятельность участников правовых отношений и свободное осуществление ими своих прав. Решения принимаются по принципу «дозволено все, что не запрещено». Не допускается вмешательство в дела субъектов права или воспрепятствование им. Иными словами, речь идет о гарантированной законом возможности юридического или физического лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать или уступить другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право. При этом субъект самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам и возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне.
Предмет правового регулирования — это общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права.
Метод правового регулирования — это способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет регулирования той или иной отрасли права. Существуют два диаметрально противоположных метода правового регулирования — императивный и диспозитивный.
Императивный (авторитарный) метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для сторон общественных отношений правил поведения, исключающих свободу выбора поведения (обязывающие и запрещающие нормы).
Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений, свободой выбора поведения каждой из сторон, договорными отношениями между ними.
Императивный и диспозитивный методы правового регулирования в чистом виде используются в отраслях права, чаще всего имеют место различные сочетания этих методов. Тем не менее каждой отрасли права преимущественно присущ тот или иной метод регулирования. Существуют и такие отрасли права, в которых оба метода используются приблизительно поровну.
Отрасль права — категория исторически изменчивая и отражает объективные процессы, происходящие в сфере правового регулирования. Со временем некоторые отрасли права за ненадобностью правового регулирования могут исчезать либо могут формироваться новые отрасли права. Например, в современных условиях перестала существовать такая отрасль, как колхозное право, и наоборот, начинают развиваться такие отрасли права, как налоговое право, коммерческое право, предпринимательское право, арбитражное процессуальное право и др.
Отрасли права целесообразно делить на основные, являющиеся полностью сформировавшимися, устоявшимися во времени, и неосновные — новые, начинающие развиваться отрасли права, производные от основных отраслей, вытекающие из них. Основные отрасли права признаются всеми учеными, а право на существование неосновных отраслей является вопросом дискуссионным.
В современном российском праве выделяют следующие основные отрасли права.
1. Конституционное право. В современный период развития общества эта отрасль называлась государственным правом. Употребляется такое название отрасли иногда и в настоящее время. Конституционное право регулирует отношения, обусловленные конституционным строем, под которым понимается строй, где признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственный механизм действует в соответствии с принципом разделения властей. Такое понимание конституционного строя вытекает из положений Французской декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Конституционное право, таким образом, регулирует две большие группы общественных отношений — отношения, связанные с правами и свободами человека и гражданина, и отношения, связанные с организацией и функционированием государственного механизма (системы органов государственной власти), а также органов местного самоуправления.
Метод регулирования в конституционном праве по преимуществу императивный. При регулировании прав и свобод человека и гражданина используется смешанный метод: граждане, реализуя свои права и свободы, вправе пользоваться или не пользоваться ими (например, право избирать и быть избранным), но все остальные граждане, юридические лица, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать осуществлению этих прав и свобод.
2. Административное право — одна из крупнейших отраслей российского права. Предмет регулирования в административном праве — общественные отношения в сфере деятельности исполнительных органов государственной власти (правительства, федеративных министерств, иных федеральных органов власти, правительств и администраций субъектов РФ и т. д.). В этой отрасли в наибольшей мере, чем в остальных, используется императивный метод регулирования. В административном праве имеется множество запрещающих норм, в том числе предусматривающих ответственность за совершение административных правонарушений, много обязывающих норм и мало управомочивающих норм.
До революции 1917 г. эту отрасль права часто называли полицейским правом.
В последнее время из синтеза конституционного и административного права начинает развиваться муниципальное право. Его выделение связано с тем, что, согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления (муниципальные органы) не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, общественные отношения, возникающие в сфере деятельности исполнительных органов местного самоуправления, не могут регулироваться административным правом, а конституционным правом регулируются лишь общие отношения, основные вопросы местного самоуправления (гл. 8 Конституции Российской Федерации). Муниципальное право пока еще нельзя отнести к основным отраслям права. Оно производно и вытекает из конституционного права, а в сфере регулирования деятельности исполнительных органов местного самоуправления, оно имеет много общего с административным правом и по существу использует тот же императивный метод регулирования.
3. Гражданское право. Эта отрасль права, так же как административное право, является одной из крупнейших в российском праве. В то же время эти отрасли значительно различаются между собой по методу правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования по преимуществу диспозитивный. Например, отношения собственности могут регулироваться как административным, так и гражданским правом. Но административным правом регулируются отношения собственности, связанные с иерархическим подчинением собственников, владельцев и пользователей имущества, например когда собственник — государство, а владелец и пользователь — государственное унитарное предприятие. В гражданском праве отношения собственности регулируются на основе равенства сторон, на основе договора между ними. Свобода договора является одним из важнейших принципов гражданского права (ст. 1 ГК РФ).
Предмет гражданско-правового регулирования — общественные отношения, связанные с правом собственности, договорными и иными обязательствами участников отношений, другими имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые могут иметь стоимостную оценку. Например, это могут быть отношения, связанные с честью, достоинством, деловой репутацией лица, которому может быть причинен моральный вред, подлежащий денежному, материальному вознаграждению.
4. Трудовое право. Предмет регулирования данной отрасли права — общественные отношения, возникающие между работодателем и наемным работником по поводу применения труда последнего.
Нормами трудового права устанавливаются условия приема на работу и увольнения с нее, режим рабочего времени и времени отдыха, поощрение и взыскание сотрудников и т. д.
Метод правового регулирования в трудовом праве — смешанный. С одной стороны, гражданин волен в выборе вида труда, ряда занятий, предприятия, а принудительный труд, согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 2 КЗОТ, запрещен; работодатель также волен выбирать наиболее подходящего ему работника, т. е. используется диспозитивный метод. С другой стороны, после заключения трудового договора (контракта) и у работника и у работодателя появляются определенные права и обязанности по отношению друг к другу, которые устанавливаются нормами императивного характера.
5. Семейное право. Предмет регулирования семейного права — личные неимущественные и связанные с ним имущественные отношения, возникающие из состояния брака и принадлежности к семье.
Первая группа отношений, регулируемых семейным правом, носит сугубо личный характер, не имеет стоимостной оценки. Права и обязанности членов семьи (супругов, детей) неотчуждаемы. Эти отношения — вступление в брак, выбор фамилии, расторжение брака и др. регулируются преимущественно при помощи диспозитивного метода.
Семейно-правовые отношения второго вида — имущественные, например режим общей собственности супругов, отношения, связанные с разделом имущества, алиментные отношения — регулируются в основном при помощи императивного метода.
6. Уголовное право. Предмет уголовно-правового регулирования — общественные отношения, возникающие между государством и физическим лицом по поводу совершения им преступления. Уголовное право делится на две части — Общую и Особенную. В Общей части уголовного права содержатся нормы-принципы, нормы-дефиниции, охранительные нормы, не содержащие определенных правил поведения, поэтому метод правового регулирования здесь вообще отсутствует, а некоторые нормы Общей части являются управомочивающими. Например, право на необходимую оборону (ст. 37 УК РФ), право на причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ). Это норма диспозитивного характера, использующая такие права, но они содержат и обязанность государства не препятствовать осуществлению этих прав, не привлекать таких лиц к уголовной ответственности.
Нормами Особенной части уголовного права предусмотрена ответственность за совершение отдельных видов преступлений. Это запрещающие нормы права; они содержат безусловные требования со стороны государства — не совершать определенные деяния.
Метод правового регулирования Особенной части уголовного права — чисто императивный. В целом можно сказать, что метод регулирования УП преимущественно императивный.
Неосновные отрасли права, т. е. те, которые только начинают формироваться, в свое время выделились из перечисленных основных отраслей права и представляли собой (или, по мнению многих, продолжают представлять собой) подотрасли права. Подотрасль права — это крупная совокупность правовых норм, реализующих сходные общественные отношения внутри отрасли права и имеющих тенденцию к выделению в самостоятельную отрасль права. Так, из гражданского права в свое время выделились жилищное право, коммерческое, предпринимательское, торговое право. Из административного права — финансовое право, налоговое право, таможенное право. Из уголовного права — уголовно-исполнительное право (в советский период оно называлось исправительно-трудовым правом).
В современном административном праве имеется крупная подотрасль, связанная с административными правонарушениями, которая еще не признается самостоятельной отраслью.
Все перечисленные отрасли (как основные, так и неосновные) являются материальными отраслями права, или отраслями материального права. Кроме них существуют еще и процессуальные отрасли, предметом регулирования которых служат общественные отношения по поводу применения норм материального права в процессе разрешения юридических дел и споров, по преимуществу в суде.
В отечественном праве давно существуют две такие отрасли — гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право.
Гражданское процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения гражданских, семейных, жилищных и иных дел в суде. Эта отрасль в свое время была подотраслью материального гражданского права и с течением времени выделилась в самостоятельную отрасль.
Уголовно-процессуальное право по предмету регулирования шире, чем гражданское процессуальное право, поскольку регулирует не только процесс рассмотрения уголовного дела в суде, но и стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования преступлений компетентными (несудебными) органами дознания и предварительного следствия.
Уголовно-процессуальное право также в свое время было подотраслью материального уголовного права.
В связи с созданием специализированных арбитражных судов развивается новая процессуальная отрасль — арбитражное процессуальное право. Арбитражные суды рассматривают экономические дела и споры, возникающие как из гражданско-правовых, так и административно-правовых отношений между юридическими лицами и гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя. Поэтому арбитражное процессуальное право, в отличие от гражданского процессуального права и уголовно-процессуального права, не являлось подотраслью материального права, а сразу же сформировалось как самостоятельная отрасль.
Правосудие в России осуществляется не только в форме гражданского, административного и уголовного судопроизводства, но и путем конституционного судопроизводства, которое входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных судов) субъектов Российской Федерации. Конституционное процессуальное право пока еще находится в рамках материального конституционного права.
То же самое можно сказать и об административном процессуальном праве вне арбитражного рассмотрения административных дел. Оно остается подотраслью материального административного права.
Кроме деления отраслей права на материальные и процессуальные существует и деление их на отрасли публичного и частного права. Если метод правового регулирования по преимуществу императивный, то это — отрасли публичного права (конституционное право, административное право, уголовное право и все вытекающие из них неосновные отрасли, как материальные, так и процессуальные, муниципальное право, хозяйственное право, налоговое право и другие отрасли, вытекающие из административного права, уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право).
К таким отраслям следует отнести также гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное право.
Если метод правового регулирования — диспозитивный, то это отрасли частного права (гражданское право и все вытекающие из него неосновные отрасли).
Следующим элементом системы права является институт права, или правовой институт. Его определение внешне схоже с определением подотрасли права. Это также крупная совокупность норм права внутри отрасли или подотрасли права, однако в отличие от подотрасли институт права (правовой институт) неразрывно связан с соотвётствующей отраслью, не имеет тенденции к выделению в самостоятельную отрасль и не может быть выделен в таковую. Так, в конституционном праве выделяют институт основных прав и свобод человека и гражданина, институт Президента Российской Федерации (т. е. все нормы, посвященные статусу Президента) и т. д.
В гражданском праве выделяются: институт собственности, институт подряда. Некоторые институты гражданского права являются настолько крупными, что определяются словом «право», — так же как отрасль или подотрасль. Например, обязательственное право, наследственное право. Причем обязательственное право, так же как и самостоятельная отрасль уголовного права, имеет две части — Общую и Особенную.
В уголовном праве выделяются: институт соучастия, институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, институт наказания и некоторые другие институты Общей части уголовного права, институты отдельных видов преступлений Особенной части уголовного права.
К полному списку ответов по Теории Государства и Права
Содержание
Понятие правового метода
Метод правового регулирования — есть совокупность, средств, способов, приемов юридического воздействия на поведение людей. ( проф. Перевалов В.Д.)
Метод правового регулирования — как совокупность приемов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. (проф. Лазарев В.В)
Метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. (проф Комаров С.А.)
Структура методов правового регулирования внимает в себя следующие элементы:
а) установление границ регулируемых общественных отношений;
б) издание нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности субъектов правовых отношений, предписания о должном и возможном их поведении;
в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правосубъектностью: право- и дееспособностью;
г) определение мер ответственности на случай нарушения установленных правовых предписаний.
Виды методов правового регулирования:
Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.
Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.
Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:
1) конституционное право
2) административное право
3) финансовое (бюджетное, налоговое) право
4) уголовное право,
5) гражданско-процессуальное право
6) арбитражно-процессуальное право
7) уголовно-процессуальное право
Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:
— между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом;
— между судьей и участниками судебного процесса;
— между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.
Диспозитивный метод (автономный, метод координации, метод равенства сторон)
Диспозитивный метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.
Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.
В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями.
Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:
1) гражданское право
2) трудовое право
3) семейное право
4) жилищное право
Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:
— между покупателем и продавцом,
— между кредитором и должником,
— между супругами,
— между родителями и детьми,
— между работником (сотрудником) и работодателем.
Определение 1
Налоговое право – это определенная совокупность правовых и финансовых норм, которые регулируют все общественные отношения по взиманию и установлению налогов в пользу бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, здесь речь и идет и о иных фондах страны: муниципальные целевые фонды, внебюджетные фонды, взимание средств в пользу которых происходит на основании предусмотренных случаев с определенных организаций и физических лиц.
Стоит отметить, что под самим термином «налогового права» понимаются три основные позиции, которые также определяются на основании законодательства страны:
- Налоговое право – это отдельная отрасль законодательства.
- Налоговое право – это подотрасль науки, которая занимается рассмотрением и регулированием системы финансового права.
- Налоговое право – это определенная учебная дисциплина.
Само по себе налоговое право тесно связано с законодательными и иными государственными актами и нормами, которые приняты и существуют на территории Российской Федерации.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Предмет и метод налогового права 420 руб.
- Реферат Предмет и метод налогового права 240 руб.
- Контрольная работа Предмет и метод налогового права 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Предмет налогового права
Стоит отметить, что все подотрасли, так же как и отрасли права могут быть различны в соответствии с предметом своего регулирования. Предмет налогового права – это определенная совокупность однородных неимущественных и имущественных отношений, которые носят общественные характер. Важно понимать, что эти отношения складываются между конкретными налогоплательщиками, государством и прочими лицами, в отношении которых установлены те или иные налогообложения. Здесь можно говорить не только о процессах взимания, но и процессах установления тарифа налогообложения, процессов его ведения и взимания определенного налога в пользу государства и его фондов.
Сфера налогового регулирования подразумевает под собой некоторые общественные отношения:
- Отношения, которые касаются установки, взимания и введения сборов и налогов.
- Отношения, которые возникают в результате определенного процесса его исполнения некоторыми лицами.
- Отношения, которые возникают в результате определенного налогового контроля, а также контроля, который ведется за процессами соблюдения установленного налогового законодательства.
- Отношения, которые возникают в виду процесса, направленного на обжалование актов налогового органа, его действий или же наоборот его бездействия.
- Отношения, которые возникают в результате в процессе возникновения защиты определенных интересов, которые установлены на основании законов страны.
- Отношения, которые возникают в результате привлечения к ответственности за определенное налоговое правонарушение.
Стоит отметить, что основными признаками отношений, которые наделены отличием, и составляют всю систему налогового права сегодня признаны следующие позиции. Во-первых, это их имущественный характер. Во-вторых, это направленность на образование муниципальных и государственных финансовых ресурсов Российской Федерации. В-третьих, это наличие и существование обязательных участников, а также субъектов, которые воздействуют на существование способов и средств налогообложения в стране.
Метод налогового права
Определение 2
Метод налогового права – это определенная совокупность юридических способов, средств, приемов, которые имеют возможность отразить свое своеобразие. Кроме того, они воздействует на данную подотрасль налогового права, а также на отношение всей налоговой сферы.
Основными методами налогового права на территории Российской Федерации сегодня признаны следующие позиции:
- Метод властных предписаний. Основа этого метода создана при помощи волевого установления процедур управления всей системой.
- Метод согласования и рекомендаций. Метод связан с установлением и разъяснением функций налогового права.
- Диспозитивный метод. Правовое воздействие, которое основано на равноправии двух и более сторон.