Доследственной проверки
На рассмотрении в Конституционном Суде находится жалоба Елены Шведовой, в которой она просит признать не соответствующими Конституции РФ ряд норм УПК. Поводом послужили приобщение ее сообщения о преступлении к уголовному делу, возбужденному в отношении нее же, и связанные с этим негативные последствия.
Представитель заявительницы Игорь Исаев рассказал об обстоятельствах, при которых проявилась правовая неопределенность.
В 2013 г. Елена Шведова была оправдана по 18 обвинениям в мошенничестве. Одним из истцов выступал Терентьев. Из его заявления о преступлении следовало требование к Шведовой о возвращении денежных средств в размере 4 млн 900 тыс. руб., взятых последней по распискам 2008 и 2009 гг. В суде был установлен факт возвращения денежных средств Терентьеву, что подтверждалось распиской о возврате долга и его показаниями. Однако в 2016 г. по заявлению Терентьева было возбуждено новое уголовное дело по факту хищения Шведовой денежных средств в размере 10 млн руб., переданных на основании расписки от 2013 г. Кроме того, он потребовал вернуть возвращенные ему 4 млн 900 тыс. руб., которые ранее были предметом рассмотрения судом, оправдавшим Шведову, но следователь не посчитал возможным сделать их предметом расследования в рамках данного уголовного дела.
В связи с этим Шведовой было сообщено следователю о совершении в отношении нее Терентьевым двух преступлений – о попытке незаконно получить денежные средства в размере 4 млн 900 тыс. руб. и о даче заведомо ложных показаний. Следователь вынес постановление о выделении материалов из уголовного дела с целью проведения проверки и принятия процессуального решения по сообщению о преступлении.
Позже было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Терентьева, которое суд первой инстанции признал законным, а апелляция отменила. После этого материал проверки по сообщению Шведовой о преступлении был приобщен заместителем прокурора к материалам уголовного дела, возбужденного в отношении нее по заявлению Терентьева. Защитники Шведовой обратились в суд с жалобой на это решение, а также на бездействие при проверке сообщения о преступлении, неуведомление о принятом по результатам проверки решении и на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Игорь Исаев рассказал «АГ», в каким выводам пришли суды первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Частями 1 и 3 ст. 144 УПК РФ допускается приобщение сообщения о преступлении к уголовному делу. В таком случае изложенные в нем обстоятельства подлежат проверке следственным путем, указанные в сообщении действия лица, совершившего преступление, подлежат оценке по результатам расследования уголовного дела, а срок проверки сообщения о преступлении не ограничен конкретными сроками, поскольку решение по сообщению о преступлении может быть вынесено как по завершении расследования, так и по итогам рассмотрения уголовного дела судом.
Частью 1 ст. 146 УПК РФ в случае соединения материала проверки по сообщению о преступлении с уголовным делом процессуальное решение по результатам доследственной проверки, в том числе постановление о возбуждении уголовного дела, не должно выноситься при наличии повода и оснований незамедлительно, а может быть вынесено лишь по результатам расследования при принятии окончательного решения по уголовному делу.
Согласно ч. 5 ст. 148 и ч. 1 ст. 125 УПК РФ в случае приобщения материала проверки по сообщению о преступлении к уголовному делу вопрос о законности вынесенных в рамках уголовного дела процессуальных решений, в том числе постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, не может разрешаться судом, а решается следователем, его вынесшим, по результатам расследования и принятия окончательного решения по уголовному делу.
Кроме того, в случае вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении в рамках расследования уголовного дела обжалование такого постановления до вынесения окончательного решения невозможно, а доводы о бездействии при проведении проверки не могут быть признаны состоятельными, поскольку постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не может быть обжаловано в суд и должно быть проверено на законность следователем. При этом после вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела доследственная проверка может быть продолжена, что лишает заявителя права и фактической возможности ознакомиться с материалом проверки с целью дальнейшего мотивированного обжалования.
Данные выводы судов послужили причиной обращения в Конституционный Суд с жалобой (есть в распоряжении «АГ»). В ней Игорь Исаев указал, что положения ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ, допуская приобщение заявления о преступлении к уголовным делам, лишают потерпевших права на охрану законом и гарантий государственной защиты прав и свобод, поскольку исключают обязанность проведения должностными лицами проверки сообщения о преступлении в принципе, а также в срок, не превышающий 30 суток. Срок проведения проверки может определяться не только сроком расследования этого уголовного дела, но и сроком его рассмотрения по существу в суде.
Кроме того, согласно тексту жалобы, положения указанной нормы лишают подозреваемого и потерпевшего права на защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом. В случае приобщения материала проверки к уголовному делу потерпевший (заявитель), будучи подозреваемым по уголовному делу, не может быть опрошен в качестве потерпевшего, поскольку это лишало бы его права на защиту как подозреваемого. В свою очередь, потерпевший по уголовному делу лишается права на защиту как фактический подозреваемый в рамках проверки сообщения о преступлении.
Положения ч. 1 ст. 146 УПК РФ в случае проведения проверки по заявлению о преступлении в рамках возбужденного в отношении заявителя уголовного дела позволяют должностным лицам при наличии повода и оснований не возбуждать уголовное дело, что препятствует доступу потерпевших к правосудию и лишает их гарантии на государственную защиту прав и свобод.
Также в жалобе указано, что ч. 5 ст. 148 и ч. 1 ст. 125 УПК РФ противоречат Конституции РФ, поскольку после вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в рамках расследования уголовного дела указанные нормы лишают потерпевшего права обжаловать такое решение до окончания расследования и вынесения окончательного решения. Также потерпевший на период расследования уголовного дела лишен права и фактической возможности ознакомления с материалами проведенной по сообщению о преступлении проверки, лишен возможности мотивировать свое несогласие с ее результатом – постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку порядок ознакомления с материалами уголовного дела не подразумевает ознакомление с материалами проверки сообщения о преступлении на стадии предварительного расследования.
Комментируя решение обратиться в КС РФ, Игорь Исаев отметил: «Очевидно, что обжалуемые нормы соответствуют положениям Конституции РФ, а Конституционный Суд призван в данном случае исполнить одну из присущих ему функций – растолковать порядок применения этих норм права».
Адвокат, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин отметил, что правовой неопределенности в указанных статьях Уголовно-процессуального кодекса нет. «Статья 145 УПК РФ предусматривает только три возможных решения по результатам проверки заявления о преступлении: возбудить уголовное дело, отказать в его возбуждении и передать сообщение по подследственности – для принятия в последующем двух указанных выше решений. Практика допускает приобщение сообщения о совершении преступления к уголовному делу, ранее возбужденному по тому же факту, о котором идет речь в сообщении. Иной трактовки закона нет и не должно быть», – пояснил он. Адвокат добавил, что в деле, о котором идет речь, прокурор, принявший решение об отказе в возбуждении уголовного дела и суд, согласившийся с этим решением, явно нарушили право на доступ к правосудию.
С ним согласилась адвокат, партнер АБ «ЗКС» Дарья Шульгина. Более того, по ее словам, отмеченная в жалобе проблема носит системный характер: незаконное приобщение заявлений о преступлении к материалам уголовного дела встречается часто, что влечет за собой нарушение положений ч. 1 ст. 145 УПК РФ. «В рассматриваемой ситуации проблема проявилась ярко, и я не могу согласиться с решениями судов общей юрисдикции», – отметила она.
Эксперты пришли к выводу, что Конституционный Суд не примет жалобу к рассмотрению. «Правовая позиция КС РФ в данном случае сведется к тому, что в обжалуемых нормах закона правовой неопределенности нет, а вопрос их правоприменения относится к компетенции суда общей юрисдикции», – уверен Борис Золотухин. Дарья Шульгина добавила, что ранее Конституционный Суд поправлял правоприменителей, но в настоящее время чаще оставляет подобные жалобы без рассмотрения, указывая, что заявителем по существу выражается несогласие с принятыми процессуальными решениями, а их проверка в компетенцию КС РФ не входит. «У меня подобная позиция вызывает вопросы, в том числе связанные с целесообразностью функционирования данного органа, уклоняющегося от конкретных оценок. К сожалению, практика такова, и далеко не всегда адвокаты в силах на данную практику положительно повлиять», – заключила адвокат.
До того как будет принято решение о возбуждении либо отказе в начале производства по уголовному делу, согласно требованиям статей 144-145 УПК, правоохранительными органами выполняется доследственная проверка заявления или сообщения о преступлении. Это необходимо, чтобы выявить, присутствует ли действительно состав правонарушения. Далее рассмотрим подробнее, каков порядок доследственной проверки.
Содержание
- Общие сведения
- Задачи
- Основные требования
- Основания
- Полномочия сотрудников
- Права лиц
- Обязанности участников
- Дополнительные мероприятия
- Сообщения СМИ
- Принятие сообщения
- Статус потерпевшего
- Прочие сведения
- В заключение
- Проверка заявлений и сообщений о преступлении (доследственная проверка)
- Права участников предварительной проверки заявлений и сообщений
- Сроки проверки заявлений и сообщений о преступлении
- Решения, принимаемые по результатам проверки
- Сроки рассмотрения сообщения о преступлении
- Процессуальные действия до возбуждения уголовного дела
- Какое решение принимается по результатам проверки
- Права заявителя (потерпевшего) в ходе доследственной проверки
- Кто поможет заявителю (потерпевшему)
Общие сведения
Проведение доследственной проверки считается крайне важной стадией уголовного процесса. С этого этапа фактически начинается вся деятельность правоохранительной структуры по обнаружению, пресечению и предупреждению преступлений. Эта стадия связана с требованиями ФЗ, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.
Задачи
Доследственная проверка, сроки которой ограничены тремя, десятью и тридцатью днями, выполняется правоохранительными органами для выявления признаков правонарушения или отсутствия состава преступления. На данной стадии осуществляется опрос свидетелей. Материал доследственной проверки (протоколы, документы и прочие бумаги), согласно УПК, процессуально не являются доказательствами. Тем не менее впоследствии он станет неотъемлемым элементом уголовного дела. Доследственная проверка позволяет установить взаимосвязь между действиями лица и последствиями, наступившими в их результате.
Основные требования
Доследственная проверка осуществляется согласно правилам, изложенным в ст. 144 УПК. В ходе мероприятия орган дознания, дознаватель, руководитель уполномоченного отдела должны принять и установить достоверность сообщения о готовящемся либо уже совершенном правонарушении. Решение о дальнейших действиях должно быть принято в течение 72 часов с того момента, как поступило заявление.
Основания
Доследственная проверка осуществляется по:
- Явке с повинной.
- Сообщению или заявлению о правонарушении.
- Результатам проведения какого-либо иного мероприятия, предусмотренного законодательством.
По завершении доследственной проверки выносится одно из следующих решений:
- Возбудить уголовное дело.
- Направить сообщение по подследственности.
- Отказать в начале производства.
Полномочия сотрудников
В ходе мероприятий должностные лица имеют право на:
- Ознакомление с материалами доследственной проверки.
- Истребование образцов для осуществления сравнительного исследования.
- Назначение судебной экспертизы.
- Получение заключения исследований.
- Самостоятельное проведение осмотра места событий, документов и предметов.
- Привлечение к расследованию узкопрофильных специалистов.
- Поручение органу дознания осуществление оперативно-розыскных мероприятий.
Права лиц
Все, кто участвует в производстве процессуальных мероприятий, имеют определенные юридические возможности. В частности, они могут реализовать свои права в той области, где могут затрагиваться их интересы. Это касается возможности воспользоваться адвокатской помощью, отказаться свидетельствовать против родственников или себя. Участники мероприятий могут также обжаловать поведение (бездействие либо действие) следователя, органов дознания и прочих уполномоченных лиц. Это право установлено гл. 16 УПК.
Обязанности участников
По ст. 161 УПК все лица, привлеченные к доследственной проверке, предупреждаются о неразглашении сведений производства. После того как будет принято сообщение, при наличии необходимости обеспечивается безопасность участников. Защита свидетелей и прочих лиц осуществляется по установленным правилам.
Дополнительные мероприятия
Все данные, полученные в ходе проверки, могут использоваться в качестве доказательства при соблюдении условий, предписанных в ст. 89 и 75 УПК. В случае поступления от защиты или потерпевшего ходатайства об осуществлении дополнительных мероприятий или повторной экспертизы, оно должно быть удовлетворено даже после возбуждения производства.
Сообщения СМИ
Такие заявления проверяются по поручению прокурора органом дознания. По первому требованию редакция СМИ обязана предоставить все имеющиеся у нее данные, если источник не предоставил сведения на условиях анонимности. Могут быть истребованы материалы, документы, фотографии, информация о лице, сообщившем о преступлении.
Принятие сообщения
При подаче заявления лицо получает соответствующий документ. В нем проставляется время и дата, а также сведения о лице, которое приняло сообщение. Согласно ст. 125 и 124 УПК, при отказе в приеме сообщения заявитель вправе обжаловать поведение должностного лица. В ст. 318 установлены правила рассмотрения судьей сообщения от потерпевшего либо его представителя. О решении, принятом по заявлению, органы, уполномоченные на доследственную проверку, сообщают лицу, его подавшему, в соответствии с предписаниями закона. Кроме этого, гражданину разъясняются правила обжалования принятого решения по сообщению.
Статус потерпевшего
Он приобретается лицом, заявившем о преступлении, совершенном в отношении него, или чьи интересы и права были нарушены, после того, как будет возбуждено производство по уголовному делу и вынесено постановление. С этого момента у гражданина появляются соответствующие обязанности и права, предусмотренные статьями 42-45.
Прочие сведения
Для потерпевшего этап доследственной проверки начинается или с момента подачи им заявления о возбуждении дела, или по факту совершения противоправных действий в отношении него. Сообщение выражает реакцию гражданина на поведение, затронувшее его интересы и права, со стороны неизвестных лиц или подозреваемого. Особое значение на этом этапе имеет юридически верное изложение всех обстоятельств события, описание примет, действий. Как правило, потерпевший находится в беспокойном состоянии. При изложении обстоятельств случившегося следует в первую очередь успокоиться, постараться вспомнить подробности происшествия. Желательно обратиться к сотрудникам полиции как можно скорее. Вполне вероятно, что по «горячим следам» удастся задержать нарушителей.
На практике не всегда возможно сразу сообщить о случившемся. В любом случае необходимо постараться запомнить как можно больше деталей. Если удалось разглядеть лицо преступника, то следует рассказать все его особенности. Изложение фактов лучше осуществлять в хронологической последовательности. Начать нужно с времени, места, пути следования. Если нарушители что-то говорили потерпевшему, нужно постараться воспроизвести их слова как можно точнее. Также нужно указать тот момент, когда было совершено нападение.
В заключение
Сложно преувеличить то значение, которое имеет для правоохранительных и судебных органов доследственная проверка. Именно на этой стадии формируется и затем оформляется первичная информация о произошедшем событии. Все полученные сведения впоследствии будут использованы в ходе расследования. Эти данные приобретают определенную процессуальную форму. Вся информация имеет доказательственное значение, позволяющая выявить, пресечь преступную деятельность правонарушителя, привлечь его к ответственности за содеянное. Вследствие этого от того, как будет оформлена и проанализирована принятая информация и обстоятельства в ходе проверки, определенным образом будет зависеть и дальнейший ход дела. Правоохранительные органы, в свою очередь, должны адекватно отреагировать на сообщение о преступлении или его угрозе. Сотрудники должны со всем вниманием отнестись к гражданину и информации, которую он предоставляет. Наиболее полную картину можно получить, задавая потерпевшему вопросы, касающиеся обстоятельств происшествия. Чем больше будет получено данных, тем легче впоследствии установить личность преступника и найти его.
Проверка заявлений и сообщений о преступлении (доследственная проверка)
Как отмечалось в предыдущих публикациях, информация, содержащаяся в сообщении (заявлении) о преступлении сама по себе, не является достаточной для возбуждения уголовного дела.
До тех пор, пока сотрудники правоохранительных органов не проверят эту информацию, они, как правило, не могут сделать вывод о наличии признаков преступления, а значит и о наличии оснований для возбуждения уголовного дела. Другими словами, необходимо ответить на вопрос: имело на самом деле место событие преступления?
Поэтому принятие законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела по признакам того или иного преступления, в большинстве случаев невозможно без получения дополнительной информации.
С этой целью проводится предварительная проверка, или, как ее еще называют – доследственная проверка заявлений и сообщений о преступлениях.
Одним из первых развернутое определение предварительной проверки дал Н.Г. Шурухнов. По его мнению, «предварительная проверка – это основанная на законе и подзаконных актах деятельность уполномоченных уголовно-процессуальным законодательством компетентных государственных органов и должностных лиц, направленная на сбор дополнительных сведений (материалов), характеризующих проверяемое событие, которые необходимы для принятия законного и обоснованного процессуального решения по поступившему заявлению или сообщению о преступлении».
Деятельность лиц, осуществляющих предварительное следствие и дознание, по проверке сообщений о преступлении заключается, прежде всего, в проверке типичных версий, т.е. в выяснении вопроса: что произошло?
Так, например, если в дежурную часть поступило сообщение об обнаружении трупа человека, сам по себе данный факт не может являться основанием для возбуждения уголовного дела. Необходимо провести проверку и установить, что на самом деле произошло – убийство, самоубийство, несчастный случай или естественная смерть.
В случае подтверждения общей типовой версии о том, что смерть потерпевшего все-таки наступила в результате убийства, необходимо будет выдвинуть и проверить частные версии не только о месте его совершения, о способе причинения смерти и других обстоятельствах, имеющих для расследования произошедшего события. Однако проверка этих версий в полном объеме, как правило, осуществляется в ходе расследования преступления после возбуждения уголовного дела.
С целью проверки заявлений и сообщений о преступлении законодатель наделил должностных лиц правоохранительных органов правом осуществлять следующие проверочные действия (ч. 1 ст. 144 УПК РФ):
- получать объяснения, т.е. производить опрос граждан;
- получать образцы для сравнительного исследования;
- истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ (по всей видимости, речь идет о следственном действии – выемка); назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок. Однако, если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению;
- производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование;
- требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов;
- давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий
В следующих статьях проблемы, связанные с проведением некоторых из этих мероприятий будут рассмотрены подробнее.
Если сообщение о преступлении распространено в средствах массовой информации, согласно ч. 2 ст. 144 УПК РФ его проверку проводят:
- по поручению прокурора орган дознания;
- по поручению руководителя следственного органа следователь.
При этом редакция или главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания, имеющиеся в их распоряжении документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении. Однако данные о лице, предоставившем указанную информацию, могут быть переданы только в том случае, если это лицо не поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
Следует согласиться с Н.Г. Шурухновым, который считает, что при всем многообразии условий, возникающих при проведении предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении, она должна отвечать ряду общетактических требований, которые позволяют более успешно решать поставленные задачи.
К числу таких требований он относит:
- Планирование проведения предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлениях;
- Взаимодействие следователя с органом дознания при проверке первичных данных о преступлениях;
- Ограничение предварительной проверки наименьшим числом проверочных действий;
- Использование тактических приемов при проведении проверочных действий;
- Недопустимость разглашения данных предварительной проверки .
Вместе с тем, говорить о том, что предварительная проверка должна проводиться во всех без исключения случаях нельзя, так как ее проведение без надобности, прежде всего, отрицательно сказывается на последующем расследовании преступления. В связи с этим, вполне справедливо высказывание С.В. Бородина, который отмечает, что «предварительная проверка не должна проводиться при наличии данных, прямо указывающих на признаки преступления. В таких случаях она фактически подменяет расследование, приводит к утрате возможности сбора и закрепления доказательств в порядке, установленном процессуальным законом».
Права участников предварительной проверки заявлений и сообщений
Статья 144 УПК РФ закрепляет не только права сотрудников правоохранительных органов при проведении проверочных действий, направленных на получение оснований для возбуждения уголовного дела, но наделяет правами и других лиц, участвующих в производстве процессуальных действий, осуществляемых в ходе такой проверки. Часть 2 данной статьи закрепляет следующие положения:
- лицам, участвующим в проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и решения затрагивают их интересы. В частности, им разъясняется следующие права:
- не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, закрепленное ст. 51 Конституции РФ. Круг этих лиц определен п. 4 ст. 5 УПК РФ (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки);
- пользоваться помощью адвоката
- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа.
При этом участники процессуальных действий, проводимых в ходе доследственной проверки заявлений и сообщений о преступлении, могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства.
При необходимости обеспечить безопасность участника досудебного производства, в том числе при приеме сообщения о преступлении, применяется положение ч. 9 ст. 166 УПК РФ, т.е. такое лицо участвует в процессуальных проверочных действиях «под псевдонимом».
Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения в случае возбуждения уголовного дела могут быть использованы в качестве доказательств.
Сроки проверки заявлений и сообщений о преступлении
По общему правилу, сотрудник, которому поручено проведение доследственной проверки заявления или сообщения о преступлении обязаны принять, проверить и принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения (ч. 1 ст. ст. 144 УПК РФ).
Вместе с тем, руководитель следственного органа либо начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить этот срок до 10 суток. А при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятийруководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
В любом случае предварительную проверку необходимо проводить как можно быстрее. Она не должна подменять собой предварительное следствие; задача предварительной проверки — получение данных о наличии или отсутствии признаков преступления, а не выявление всех его обстоятельств.
К сожалению, по разным причинам не всегда в рамках установленного законом срока представляется возможным закончить проверку и принять обоснованное решение по ее результатам.
Чтобы внешне соблюсти букву закона практика идет по пути вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а затем по его отмене. После отмены постановления о возбуждении срок, установленный статьей 144 УПК РФ, начинают считать заново. Во многих случаях такие постановления выносятся, а затем отменяются неоднократно. В связи с этим общий срок проверки заявлений и сообщений о преступлениях исчисляется месяцами.
По сути, — это манипулирование на уровне руководителей органов дознания и прокуратуры, следствия и руководителей следственного органа сроками проверки сообщений о преступлении.
Таким образом, можно сделать вывод, что предварительная проверка заявлений (сообщений) о преступлениях должна служить одной из гарантий законного и обоснованного возбуждения уголовного дела. Однако она должна проводится лишь в случае действительной необходимости. Если признаки преступления с достаточной ясностью содержаться в самом заявлении (сообщении) о преступлении, то уголовное дело должно возбуждаться немедленно.
Решения, принимаемые по результатам проверки
Статья 145 УПК РФ устанавливает, что по результатам предварительной проверки заявлений и сообщений о преступлении в зависимости от того, представилось ли возможным установить основания для возбуждения уголовного дела, должно быть принято одно из следующих решений:
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности;
О принятом решении в обязательном порядке должно быть сообщено заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
В каких случаях выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а в каких необходимо его возбуждать? Ответ на этот вопрос – в следующих публикациях.
Литература
Чтобы не пропускать новые материалы, подпишитесь на наши страницы:
Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин провел прием граждан в режиме видео-конференц-связи. В нем приняли участие руководители ряда подразделений центрального аппарата, а также руководители и сотрудники территориальных следственных управлений, в чьем производстве находятся уголовные дела и материалы проверок, ставшие предметом внимания главы ведомства. Александр Бастрыкин лично выслушал жителей Ставропольского края, Ярославской области и Республики Карелия.
Две заявительницы из Ставропольского края, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратились к Председателю СК России по вопросу ненадлежащей реализации их права на получение жилья. По их словам, они вынуждены на протяжении длительного времени обивать пороги муниципалитетов края, добиваясь предоставления положенных им квадратных метров. Представители краевого следственного управления доложили о проведении процессуальной проверки по факту ненадлежащего исполнения должностными лицами министерства имущественных отношений Ставропольского края своих обязанностей. Александр Бастрыкин поручил руководителю регионального СУ СК России возбудить уголовное дело о халатности, расследование по которому поручить аппарату следственного управления. Глава ведомства дал указание оказать максимально возможную поддержку девушкам и помочь добиться предоставления жилья. Вместе с тем Председатель СК России поручил проанализировать и доложить о ситуации с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем в регионе в целом. При этом он подчеркнул важность оперативного реагирования на подобные факты и принятия необходимых мер к восстановлению нарушенных прав этой категории граждан.
Еще один житель Ставропольского края попросил главу СК России помочь разобраться в обстоятельствах смерти его дочери, тело которой было обнаружено весной 2018 года в ее же квартире. По словам мужчины, его дочь погибла после утечки газа при использовании газового котла. По мнению отца, следователями допущена волокита, не приняты меры к установлению лиц, виновных в смерти дочери, а также за прошедший период не дана оценка безопасности использования этого оборудования. Председатель СК России указал на необходимость передать дело в подразделение по расследованию особо важных дел регионального управления и поручить имеющему соответствующий опыт следователю. Кроме того, глава ведомства дал указание сотрудникам Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) СК России оказать содействие в установлении обстоятельств произошедшего и помочь следователю определиться с необходимыми экспертизами.
Женщина из Ярославской области пожаловалась на неоднократные решения об отказе в возбуждении уголовного дела по факту получения ее супругом смертельной травмы. Мужчина скончался в больнице спустя два месяца после того, как был госпитализирован с травмами с места работы — ООО ОП «ЯШЗ-Безопасность» в городе Ярославле, где трудился старшим охранником. Кроме того, вдова посетовала на нерасторопность региональных следователей и отсутствие результата предварительного расследования. Указанное уголовное дело по решению Александра Бастрыкина передано в центральный аппарат СК России для дальнейшего тщательного расследования. Содействие в установлении обстоятельств гибели мужчины поручено Главному управлению криминалистики (Криминалистическому центру) СК России.
Также к Александру Бастрыкину обратились родственники пропавшего 17-летнего молодого человека в связи с расследованием уголовного дела о его безвестном исчезновении в городе Костомукше Республики Карелия. Согласно их позиции региональные следователи упустили время на первоначальном этапе поисков и не приняли достаточных мер к розыску пропавшего. Выслушав родственников, глава ведомства поручил следователям центрального аппарата принять уголовное дело к своему производству для дальнейшего оперативного и всестороннего расследования, подключиться следователям-криминалистам Главного управления криминалистики (Криминалистического центра) к установлению всех обстоятельств.
По результатам личного приема Председатель Следственного комитета назначил служебные проверки в отношении ряда сотрудников, в чьем производстве находились обсуждаемые в рамках приема материалы. Ход рассмотрения всех принятых жалоб и заявлений взят главой СК России на личный контроль.
Сроки рассмотрения сообщения о преступлении
В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, срок рассмотрения любого сообщения, в том числе заявления о преступлении, составляет 3 суток со дня его поступления.
По мотивированному ходатайству срок проведения доследственной проверки может быть продлен до 10, а в дальнейшем до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
Процессуальные действия до возбуждения уголовного дела
Процессуальные действия, которые проводятся в ходе доследственной проверки, перечислены в статье 144 УПК РФ. К ним относятся:
- осмотр места происшествия, документов и пр.;
- получение объяснений;
- получение образцов для сравнительного исследования;
- истребование документов и предметов, изъятие их в порядке, установленном УПК РФ;
- назначение необходимых судебных экспертиз, участие в их производстве и получение заключений эксперта в разумный срок;
- освидетельствование;
- производство документальных проверок, ревизий, исследований документов и пр., привлечение к участию в этих действиях специалистов;
- направление органу дознания обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Необходимость и целесообразность проведения тех или иных процессуальных действий зависит от обстоятельств происшедшего и от наличия достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Важно! Заявитель вправе в ходе проверки заявлять ходатайства о проведении тех или иных процессуальных действий. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств.
Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.
Какое решение принимается по результатам проверки
В соответствии со ст. 145 УПК РФ, по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения по подследственности.
Права заявителя (потерпевшего) в ходе доследственной проверки
- Получать документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия;
- давать объяснения;
- отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников;
- представлять доказательства;
- заявлять ходатайства и отводы;
- давать объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
- пользоваться помощью переводчика бесплатно;
- иметь представителя;
- участвовать с разрешения следователя или дознавателя в процессуальных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
- знакомиться с протоколами процессуальных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
- знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта;
- приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке ст. 123–125 УПК РФ;
- получать уведомление о принятом по результатам проверки решении;
- получать копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
- получать копию постановления о возбуждении уголовного дела;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Кто поможет заявителю (потерпевшему)
Статьей 15 УПК РФ закреплен принцип состязательности сторон в уголовном судопроизводстве, согласно которому:
- функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо;
- стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.
При этом закон к стороне обвинения относит прокурора, следователя (дознавателя) и потерпевшего. То есть получается, что права и интересы потерпевшего защищают и прокурор, и следователь (дознаватель).
Однако в действительности все бывает иначе. Довольно часто потерпевшему приходится самостоятельно защищать свои права и законные интересы, записываясь на прием к высокопоставленным руководителям и закидывая следователя и прокуратура жалобами и ходатайствами.
Вместе с тем есть довольно эффективный способ защиты прав потерпевшего, предоставленный законом, однако не нашедший широкого распространения.
В соответствии со статьей 45 УПК РФ, в качестве представителя потерпевшего могут быть допущены:
- адвокаты;
- один из близких родственников потерпевшего, о допуске которого ходатайствует потерпевший;
- иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший.
Представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и потерпевший.
Личное участие в уголовном деле потерпевшего не лишает его права иметь по этому уголовному делу представителя.
Таким образом, потерпевший вправе пригласить для защиты своих интересов не только адвоката, но и любого юриста, родственника, знакомого и пр., заявив ходатайство о допуске соответствующего лица в качестве своего представителя. Это соответствует определению Конституционного суда РФ от 05.12.2003 № 446-О.
Бороться за права вдвоем всегда легче. При этом опытный юрист (а это может быть и ваш родственник) всегда поможет задать правильный вопрос в ходе очной ставки или при назначении экспертизы подготовит грамотное ходатайство и мотивированную жалобу.
Продолжение следует…
О том, как правильно составить заявление о преступлении и каким образом направить его в полицию, прочитать можно здесь –
Пособие по безработице. Что нового по состоянию на 1 июня 2020 года –
Развод во внесудебном порядке мирным путем –