Доступная среда программа
Среди 146-миллионного населения Российской Федерации 9% граждан имеют инвалидность, у многих она диагностирована с детства. Это ставит перед государством и обществом сложные задачи адаптации этих людей в современную жизнь. Для этого в 2008 году была разработана Программа «Доступная среда» для инвалидов. Действие ее впоследствии было продлено до 2025 года.
Рассмотрим ее основные параметры, а также промежуточные итоги реализации по состоянию на 2020 год.
Содержание
- Законодательная база
- Этапы программы
- Подпрограммы «Доступной среды»
- Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
- Последние изменения
- Этапы
- Какие подпрограммы включает в себя программа «Доступная среда» на 2016 — 2020 годы?
- 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
- 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.
- Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности
- 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.
- Постановления Правительства РФ
- Указы Президента и Постановления Правительства РФ
- Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств
- ГОСТы
- Своды правил и СНиПы
- Продление программы «Доступная среда» до 2020 года
Законодательная база
Федеральную целевую программу «Доступная среда» (ФЦП) впервые утвердили распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года. В основу ее разработки была положена конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006.
Внедрение в практику заявленных мероприятий и приоритетов показало, что достичь целей в краткие сроки не получится. К усовершенствованию программы, корректировке ее текста Правительство РФ возвращалось еще дважды.
Были изданы документы, продлевающие действие программы, а также корректирующие и конкретизирующие задачи исполнителей:
- Распоряжение от 21.07.2014 № 1365;
- Постановление от 01.12.2015 № 1297;
- Распоряжение Правительства РФ от 23.02.2018 г. № 308-р
Указанные правительственные акты регулируют деятельность органов местного и федерального уровня по созданию доступной среды для инвалидов.
В регионах создаются собственные программы, имеющие ту же цель. Их финансирование происходит из бюджета субъекта федерации. Скачать для просмотра и печати
Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г.
Распоряжение Правительства РФ №1365-Р
Постановление Правительства Российской Федерации (ПП РФ) № 1297 от 01.12.15 г.
Этапы программы
Так как мероприятия реализуются уже довольно длительное время, то некоторые этапы считаются выполненными, другие либо действуют сейчас, либо ждут своей очереди.
В настоящее время программа включает пять этапов:
- 2011-1012 годы. В этот период создавалась нормативно-правовая база, которая ныне предоставляет возможности для:
- реализации мероприятий;
- инвестирования средств в конкретные объекты.
- 2013-2015 годы. Создание материальной базы за счет федеральных средств. А именно:
- строительство, реконструкция центров реабилитации;
- их оснащение необходимыми техническими средствами;
- приобретение специального оборудования для учреждений:
- здравоохранения;
- образования.
- 2016-2018 годы. Реализация основных задач программы. Контроль за внедрением заявленных целей и приоритетов. Корректировка взаимодействия:
- федеральных и региональных ведомств;
- организаций — исполнителей и органов власти.
В 2016 г. включено дополнительно направление – создание реабилитационной инфраструктуры. В 2018 г. в Свердловской области, Пермском крае действуют пилотные проекты, позволяющие формировать реабилитационные системы.
- 2020 годы:
- Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.
- Подведение итогов.
- Анализ результатов.
- Выработка решений по поводу дальнейшей деятельности в сфере создания условий для нормальной жизни граждан с ограниченными возможностями.
- Финансирование регионов (на сумму до 400 млн р.) для оснащения реабилитационных центров.
- 2021-2025 годы:
- отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
- закупки оборудования в реабилитационные центры,
- обучения специалистов,
- разработки ИС.
- отработка пилотных проектов по сопровождаемому проживанию, в том числе учебному (тренировочному), для обучения лиц с инвалидностью навыкам самостоятельной жизни; С 2021 г. ключевым направлением станет реабилитация. 18 субъектов РФ будет профинансировано из федерального бюджета для:
Точный перечень мероприятий будет определяться в ходе бюджетирования в соответствующие бюджетные периоды.
Ответственным исполнителем программы заявлено Министерство труда и социальной защитыРФ. На это ведомство возложена задача по координации деяльности иных многочисленных исполнителей мероприятий. К примеру:
- Министерства связи и массовых коммуникаций РФ;
- Министерство образования и науки РФ:
- Пенсионного фонда;
- Фонда соцстрахования и других.
Цели и задачи ФЦП «Доступная среда»
Мероприятия задумывались для обеспечения:
- равного доступа инвалидов к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам;
- объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.
То есть ФЦП имеет три направления воздействия, сводящиеся к одному: преодолению разделения населения по критериям физических возможностей.
Заявленные цели
Цель мероприятий правительство видит в создании законодательных условий для того чтобы повысить уровень и качество жизни людей с ограничениями в социальной сфере на основании самостоятельной экономической активности.
Ожидаемые результаты:
- Увеличение количества инфраструктурных объектов для граждан с физическими отклонениями, в том числе:
- реабилитационной направленности;
- транспортных объектов;
- социальной направленности.
- Выявление и анализ мнений граждан по проблемам инвалидов, ожидается рост числа лиц с ограниченными возможностями, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов.
- Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в субъектах РФ.
- Увеличение численности инвалидов, получивших реабилитационные и абилитационные мероприятия.
- Работа по подготовке кадровой базы специалистов по работе с инвалидами:
- обучение;
- стимулирование к профессиональной деятельности;
- повышение квалификации.
- Трудоустройство граждан из числа лиц с физическими отклонениями.
- Обеспечение медучреждений специализированным оборудованием для обслуживания пациентов с ограниченными возможностями, увеличение численности бюро медико-социальных экспертиз.
Без поддержки населения эффективность программы окажется низкой. Необходима работа всего общества над реализацией госпрограммы.
Вопросы финансирования ФЦП
В области выделения средств программа основана на принципах софинансирования. То есть деньги выделяются из федерального и региональных бюджетов. В настоящее время действует следующее правило вливания средств из центра:
- Субъекты, с долей дотаций из федерального бюджета в последние три года на уровне 40% и ниже, получают на реализацию мероприятий ФЦП не более 95%;
- к ним относятся: Республика Крым и г. Севастополь.
- Другие — не больше 70%.
В 2019 году на финансирование мероприятий была запланирована сумма в размере 50 683 114,5 тыс. руб. Для сравнения: ранее выделялось 47 935 211,5 тыс. руб.
Подпрограммы «Доступной среды»
Сложные задачи необходимо делить на сегменты, чтобы конкретизировать и детализировать их реализацию.
Для этого в ФЦП выделены следующие подпрограммы:
- Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. В том числе:
- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми;
- обеспечение доступности инвалидов к объектам и услугам в наиболее важных сферах жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения (социальная защита, здравоохранение, культура, образование, транспорт, информация и связь, физическая культура и спорт);
- формирование методической базы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам инвалидов.
- Совершенствование комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов. А именно:
- определение потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных мероприятиях;
- формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов;
- формирование и поддержание нормативно-правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Особое внимание планируется уделить детям-инвалидам;
- формирование условий для развития комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов;
- формирование современной отрасли по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями.
- Совершенствование государственной системы медико-социальной экспертизы:
- выработка и внедрение объективных методик медэкспертизы;
- повышение доступности и качества предоставление государственной услуги медико-социальной экспертизы.
К 2016 году доля объектов, доступных для инвалидов, увеличилась до 45% (для сравнения показатель 2010 г. — 12%). За пятилетие своего существования программа позволила модернизировать под нужды и физические возможности инвалидов свыше 18.000 социально значимых для них объектов.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.
Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.
Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.
- Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
- В стране увеличилось количество центров реабилитации.
- В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
- На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
- Работают телеканалы с сурдопереводом.
- Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
- Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач. Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору.
Что делается для детей-инвалидов
В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.
Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.
В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:
- В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
- В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
- постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
- проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
- Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
- логопедии;
- олигофренопедагогике;
- сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.
Промежуточные успехи регионов
На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.
Например:
- В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
- В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.
Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.
Последние изменения
Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.
Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.
В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.
В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Проект «Доступная среда» – это многоцелевая всероссийская программа, главной задачей которой является помощь в адаптации людей, имеющих определенные физические ограничения связанные с состоянием здоровья. Простыми словами данный проект – это ряд различных мероприятий, поддерживаемых на государственном и местном уровнях, направленных на интеграцию инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества.
Нужно сказать, что проект реализуется с 2011 года. Срок окончания выполнения всех мероприятий назначен на 2020 год. Изначально планировалось завершить реализацию гораздо раньше, но как показала практика – это невозможно по многим объективным причинам, поэтому срок был смещен. В статье речь пойдет о том, как реализовывалась и будет реализовываться программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы.
Этапы
Актуальный перечень мероприятий для создания доступной среды напрямую зависит от этапа реализации. Некоторые из них уже реализованы, другие исполняются в настоящее время, а третьи только будут реализованы в будущем. Нам интересен период с 2016 по 2020 годы. На него пришлось два этапа:
- Третий этап – завершение всех основных задач под контролем региональных властей Российской Федерации. Период выполнения 2016-2018 годы.
- Четвертый этап – подведение итогов, а также опросы среди населения на предмет оставшихся нерешенных проблем. В конце срока реализации чиновники должны отчитаться о выполненной работе и сообщить о проблемных моментах, которые разрешить не получилось.
Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы координируется Министерством труда и соцзащиты РФ. Нужно отметить, что помимо этого Мин. труда в реализации участвует целый ряд других учреждений.
Нормативные акты
Существует немало таких документов, но к основным из них, изданным на высочайшем государственном уровне, следует отнести:
- Постановление, изданное Правительством 01.12.2015 под номером 1297.
- Распоряжения высшего коллегиального исполнительного органа государственного управления РФ, изданные 21.07.2014 и 26.11.2012.
Узнать о том, как осуществляется организация доступности для инвалидов можно из отчетов ответственных сотрудников, подготавливаемых каждый год. В них содержатся данные статистики, результаты и информация об израсходованных средствах.
Цели и задачи
Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы призвана решить ряд задач:
- Оценка и улучшение качества жизни МГН.
- Организация равного доступа к каждому социально значимому объекту.
- Модернизация работы государственных учреждений.
Помимо вышесказанного планируется изменение точки зрения на инвалидность в целом. Мало того, чтобы инвалиды ощущали себя полноценными членами общества. Каждый представитель социума должен считать также.
Главная цель, которую позволит достичь программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы, заключается в организации беспрепятственного доступа на любой объект. Достичь подобного можно только одним путем – с помощью установки специального оборудования. Нужно отметить, что приобрести его можно в нашей компании. Мы предлагаем полный спектр необходимого оборудования по низким ценам. Например, у нас можно купить недорогие перила для инвалидов.
Какие подпрограммы включает в себя программа «Доступная среда» на 2016 — 2020 годы?
Реализация рассматриваемого проекта подразумевает исполнение ряда подпрограмм. Среди них особенно следует выделить обеспечение равного доступа на объекты и к услугам, имеющим первоочередное значение для МГМ. Чтобы добиться этого нужно реализовать ряд мероприятий:
- Субтитрование всех передач, транслируемых на федеральных телеканалах.
- Финансирование спортивным учреждениям, деятельность которых направлена на адаптированные физкультуры и спорта для МГН.
- Подготовка кадров для работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью.
- Установка в общеобразовательных учреждениях специализированного оборудования.
- Приведение общественных зданий и сооружений к соответствию нормам современных СНиП.
Помимо вышесказанного имеется необходимость усовершенствования механизма, который регулирует предоставление услуг в области реабилитации.
Сферы жизнедеятельности
В первую очередь программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы коснется внешнего вида населенных пунктов России. Разумеется, это не означает, что все ограничится лишь установкой пандусов в местах где, имеются препятствия в виде перепадов высот. Речь идет об универсальном дизайне, позволяющему глухому или слепому человеку ориентироваться в пространстве наравне с другими прохожими.
Преображение коснется и помещений. Внутри зданий появятся информационные табло и таблички, оснащенные надписями, выполненными с помощью шрифта Брайля. В каждом помещении общественного предназначения появятся целевые зоны.
Простыми словами программа «Доступная среда» в которой предусмотрены мероприятия на 2016-2020 годы – это по сути не только подведение итогов, но и доведение всего начатого до логического завершения. Нужно отметить, что главным стопором реализации является волокита с финансированием и поиском его источников в целом. К счастью в последние годы подобной проблемы не наблюдается поэтому уже в скоро времени каждый социально значимый объект будет доступен благодаря концепции универсального дизайна.
Если имеется необходимость сберечь средства при реализации программы на отдельно взятом объекте, то идеальным решением может стать обращение в нашу компанию. Мы не только поставляем все необходимое оборудование, но и оказывает целый комплекс услуг в данной сфере. В первую очередь речь идет о строительно-монтажных работах, экспертизах доступности и паспортизации объектов. Структурные подразделения нашей организации имеются в каждом регионе Российской Федерации, таким образом мы способны обеспечить высокую скорость доставки купленной продукции и проведения монтажа.
Российская Федерация присоединилась к конвенции ООН «О правах инвалидов» в 2008 году и ратифицировала данную конвенцию в мае 2012 года. По итогам колоссальной работы, проведенной в системе нормативно-правовых актов, более 700 документов на международном, федеральном и региональном уровнях претерпели изменения, либо были созданы новые. На сегодняшний день нормативно-правовая база по организации доступной среды для людей с инвалидностью и маломобильных групп населения достаточно обширна. Ниже приведён список основных документов, на которые необходимо опираться при создании безбарьерной среды для людей с инвалидностью.
181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:
- Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
- Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
- на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
- на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
- на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
- на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты
195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 г.
Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» гласит о том, что владельцы социально-значимых объектов, нарушающие нормы и требования по созданию доступной среды для МГН или уклоняющиеся от исполнения этих требований, могут понести предусмотренную законом административную ответственность в виде штрафных санкций.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Федеральные законы в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности
Федеральные законы РФ в области доступной среды по приоритетным сферам деятельности необходимы для обеспечения доступности предпочтительных объектов и услуг, а именно: участие в референдумах и выборах, получение образования, проезд в общественном транспорте, занятия физкультурой и спортом, предоставление государственных и муниципальных услуг и т.д.
- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
- Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»
- Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.
Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает необходимость адаптации для инвалидов объектов по предоставлению указанных услуг, в соответствии с требованиями закона «О социальной защите инвалидов».
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает: 12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Постановления Правительства РФ
Постановления Правительства РФ регламентируют для каждого органа исполнительной власти порядок и сроки разработки плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в различных сферах деятельности.
- Постановление Правительства РФ № 1297 от 1 декабря 2015 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».
- Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».
Указы Президента и Постановления Правительства РФ
Указы президента и постановления Правительства РФ касаются вопросов утверждения перечня документов, которые являются обязательными для соблюдения ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Здесь собраны документы, которые касаются проектирования строящихся объектов, капитального ремонта и реконструкции объектов с обеспечением доступа для людей с инвалидностью.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
- Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 599 «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности».
Нормативно-правовые акты Министерств и ведомств
НПА министерств и ведомств утверждают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг. Для этого каждое министерство разрабатывает свои «дорожные карты» по повышению значений показателей доступности объектов и услуг.
- Приказ Минтруда России от 30.07.2015 № 527н «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Минтруда России от 14.01.2016 № 4 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Фонда социального страхования Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и предоставляемых на них услуг»
- Приказ Министерства труда РФ от 01.10.2015 № 680 «Об утверждении Плана мероприятий Пенсионного фонда Российской Федерации («дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг».
- Приказ Министерства образования РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования»
- Приказ Министерства спорта РФ от 24 августа 2015 г. № 825 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере физической культуры и спорта, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи»
ГОСТы
ГОСТы – государственные стандарты Российской Федерации, которые учитывают все требования и условия доступности и безопасности среды, адаптированной для людей с ограниченными возможностями здоровья.
- ГОСТ Р 51090-97. Cредства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов
- ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения
- ГОСТ Р 51083-2015 «Кресла-коляски. Общие технические условия»
- ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры»
- ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению»
- ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»
- ГОСТ Р 50646-2012 «Услуги населению. Термины и определения»
- ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»
- И многие другие.
Своды правил и СНиПы
Своды правил и СНиПы напрямую касаются определенных обязательных положений по проектированию зданий и сооружений с учетом их доступности для людей с ограничениями по здоровью.
- СП 59.13330.2012 «Актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
- СП 59.13330.2016 «Свод правил доступность зданий и сооружений для МГН»
- СП 136.13330.2012 (с Изменением №1) «Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения»
- СП 137.13330.2012 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»
- СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»
- СП 139.13330.2012 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования»
- СП 140.13330.2012 «Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения»
- И многие другие.
Продление программы «Доступная среда» до 2020 года
Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Программа включала создание большой методической базы, проведение глобальных научно-исследовательских работ, вследствие чего было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 годы.
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями:
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
- Министерство связи и массовых коммуникаций РФ
- Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
- Федеральное медико-биологическое агентство
- Фонд социального страхования РФ
- Министерство образования и науки РФ
- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
- Министерство промышленности и торговли РФ
- Министерство транспорта РФ
- Министерство финансов РФ
- Министерство спорта РФ
- Министерство культуры РФ
- Пенсионный фонд РФ
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
- Федеральная служба государственной статистики
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы ставит перед собой цели: создать правовые, экономические и институциональные условия, способствующие интеграции инвалидов в общество, а также повысить уровень их жизни.
Задачи программы:
- создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
- обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству
- обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы
Подпрограмма «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг» является основополагающей и максимально обширной. Ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство труда и социальной защиты РФ, 9 министерств и ведомств помогают реализовывать комплексный подход и взаимодействие в создании доступной среды. Её главными направлениями работы являются:
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми
- оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения
- формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта