Экологический вред
С целью улучшения рационального использования при родных ресурсов определяется экономический эффект природоохранных мероприятий, который должен включать в себя не только экономию годового объема текущих затрат за счет осуществления природоохранных мероприятий, но и общий предотвращенный ущерб.
Ущерб, наносимый природе, представляет собой вред, причиняемый окружающей среде в результате хозяйствен ной деятельности человека. Он может быть выражен в двух основных формах: экологической и экономической.
Экологический ущерб — это вред, нанесенный окружающей среде, выраженный в натуральных единицах измерения. Например, количество загрязняющих веществ, попадающих в окружающую среду; количество безвозвратно используемых природных ресурсов и т. д.
Под экономическим ущербом понимается нанесенный природе вред, представленный в денежном выражении.
Предотвращенный ущерб — это разность между фактическим и возможным ущербом в натуральном или в денежном выражении.
Основными методологическими подходами к оценке экономического ущерба являются:
- вероятностный подход;
- покомпонентный подход;
- ресурсный подход;
- комплексный подход.
Рассмотрим вышеперечисленные подходы более подробно. Начнем с вероятностного.
Важное место в системе изучения окружающей природной среды занимает сбор информации о ее текущем состоянии. С этой точки зрения можно выделить пять ситуаций, характеризующихся различной степенью информированности субъекта, проводящего исследование, о фактическом состоянии экологической обстановки. К числу таких информационных ситуаций относятся детерминированная, умеренно детерминированная, детерминированно-стохастическая, умеренно-стохастическая и стохастическая.
Детерминированная информационная ситуация характеризуется наличием полной информации о состоянии окружающей среды. В такой ситуации субъект управления имеет возможность с наибольшей точностью определить тенденции развития экологической ситуации, адекватно и своевременно на них реагируя.
Умеренно-детерминированная ситуация проявляется в условиях наличия отдельных элементов неопределенности в структуре информационного обеспечения лица, производящего исследование.
Для детерминированно-стохастической информационной ситуации характерна пограничная ситуация, когда субъект исследования обеспечен необходимой информацией лишь на 50 %.
Умеренно-стохастическая ситуация представляет собой ситуацию, при которой субъект располагает лишь незначительной (менее 50 %) долей необходимой информации о состоянии окружающей среды.
Стохастическая информационная ситуация имеет место, когда исследователь практически не располагает информацией о текущем состоянии внешней среды и о перспективах ее развития.
Сущность вероятностного подхода состоит в том, что при определении экологического ущерба, прежде всего, следует исходить из его стохастичности. Это означает, что величина экологического ущерба не может быть исчислена на одновариантной основе с конечной степенью точности.
Покомпонентный подход предполагает оценку ущерба по отдельным элементам природной среды и регламентируется самостоятельными нормативно-методическими документами, содержащими различные в методологическом отношении технологии расчета.
Ресурсный подход заключается в том, что оценка экологического ущерба производится, как правило, только по тем компонентам экосистем, которые вовлечены в хозяйственный оборот.
При комплексном подходе ущерб определяется как комплексная величина, т. е. слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов в пределах загрязненной зоны.
Оценка экологического ущерба производится на основе следующих методов:
- экспертной оценки;
- прямого счета;
- косвенной оценки;
- рыночной оценки;
- энергетической оценки.
Метод экспертной оценки используется при недостаточном нормативно-методическом обеспечении процедуры оценки.
Особенность метода прямого счета состоит в том, что величина ущерба определяется непосредственно для конкретного объекта исследования путем прямого расчета различных составляющих ущерба, выраженных в стоимостной форме. Разновидностью метода прямого счета является метод контрольных районов.
Методы косвенной оценки основаны на установлении математических зависимостей между уровнем загрязнения и величиной экологического ущерба. Основными разновидностями метода являются метод аналитических зависимостей и нормативный метод.
К методам рыночной оценки относят затратный метод, доходный метод и метод сравнения продаж. Все перечисленные методы могут быть применены для расчета составляющих экологического ущерба.
Метод энергетической оценки базируется на оценке стоимости биотических компонентов экосистем, учитывающих их энергетическую значимость.
Содержание
- Рекомендуем прочитать:
- Фрагмент работы на тему «Решено! — Вред экономический и вред экологический. Принципы возмещения вреда природной среде»
- Список литературы и источников на тему «Решено! — Вред экономический и вред экологический. Принципы возмещения вреда природной среде»
- Земля как основа жизни и деятельности человека, незаменимый компонент природы и окружающей среды, недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав.
- Понятие и виды экологического вреда. Способы его возмещения.
Рекомендуем прочитать:
- экологические издержки
- структура экономического ущерба от заболеваемости и варианты прямого счета
- классификация антропогенных загрязнений природы
- экологические фонды и страхование
- природные ресурсы исчерпаемость философия
- экономическое регулирование природоохранной деятельности и природопользования
- какими могут быть экологические фонды
- эопр конспект
- финансирование природоохранных мероприятий
- круговороты веществ в биосфере большой геологический
Конспект по экологии
Вред экономический и вред экологический
Принципы возмещения вреда природной среде
Литература
Фрагмент работы на тему «Решено! — Вред экономический и вред экологический. Принципы возмещения вреда природной среде»
Вред экономический и вред экологический
В соответствии с гражданским законодательством, регулирующим экономические отношения, под вредом понимается определенный ущерб, убыток.
Деление на экономический и экологический вред вытекает из самой системы взаимодействия общества и природы, где функционируют две подсистемы — экономическая и экологическая .
Вред экономический вытекает из экономической оценки природных ресурсов. Он посягает на экономические интересы природопользователя (собственника, владельца, пользователя, арендатора). Такой вред выражается в потерях запасов природных ресурсов (товарной древесины, рыбных запасов, полезных ископаемых и т.д.), материальных ценностей (урожая, сельскохозяйственных животных, многолетних насаждений и т.д.), неполучении дохода, который должен быть получен при нормальных условиях производства. Так, экономический вред , возникший при нарушении правил пожарной безопасности в лесах, включает: стоимость уничтоженной огнем товарной древесины, строений и сооружений, пострадавших при пожаре, затрат на тушение пожара и уборку территории, расходов по возмещению ущерба другим организациям и лицам. Однако не только этим измеряются потери, возникшие при пожаре. Перестал функционировать лесной массив, уничтоженный пожаром. Атмосферный воздух лишается естественного фильтра, очищающего окружающую среду от пыли и газов, а почвы и реки — от эрозии и обмеления. Отсюда возникает необходимость исчислять не только экономический , но и экологический вред . Он посягает на интересы человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среды. Материальным объектом его посягательства служит качество природной среды: состояние его экологических систем, т.е. обменные процессы, которые протекают в биосфере. Он проявляется в различных биологических формах, связанных с количественными и качественными изменениями в биосфере под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Список литературы и источников на тему «Решено! — Вред экономический и вред экологический. Принципы возмещения вреда природной среде»
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // «Российская газета», N 6, 12.01.2002.
3. Боголюбов С. А, Кичигин Н. В., Спиваков Д. О. Экологическое право: конспект лекций. — М.: «Проспект», 2008. — 224 с.
4. Дубовик О. Л. Экологическое право. — М.: «Проспект», 2007. — 688 с.
Земля как основа жизни и деятельности человека, незаменимый компонент природы и окружающей среды, недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав.
В жизни любого человека и общества земля играет важную экологическую, экономическую и политическую роль. Земля — это территория государства, предел его суверенной власти. Как объект хозяйственной деятельности человека она существует без всякого содействия с его стороны — как всеобщий предмет человеческого труда, как основное средство производства в сельском и лесном хозяйстве. Земля используется также как фундамент, как пространственный операционный базис для развития городов и других поселений, отраслей народного хозяйства.
Что представляет собой «земля» как юридическая категория? По законодательству понятием «земля» обозначается поверхность земного шара, находящаяся в пределах государственных границ России. В этом смысле земля измеряется квадратными метрами, километрами, гектарами.
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды отнесены земля и почвы. Земельный кодекс РФ содержит главу об охране земель.
При характеристике юридической категории «земля» как объекта правовой охраны от вредных воздействий очевидно, что в ее содержание включаются иные элементы, касающиеся прежде всего качественного состояния земли. Применительно к охране земель от загрязнения и иных факторов деградации Земельный кодекс говорит о сохранении почв и их плодородия. Почва представляет собой плодородный поверхностный слой земли, образовавшийся в результате продолжительного взаимодействия органических и неорганических природных факторов. Его толщина колеблется от нескольких миллиметров до 2 метров. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что целью правовой охраны земли является не сохранение ее общей площади (она в основном остается неизменной), а сохранение, восстановление, улучшение качественного состояния земель. Хотя актуальной является также задача охраны земель от нецелевого использования, от самовольного захвата и др.
Юридически значимой характеристикой земли является то, что в отличие от «почвы» земля не может быть отделена от поверхности земного шара. Не случайно еще со времен римского права земля считается недвижимостью. При характеристике понятия «земля», к примеру, как объекта права собственности основное внимание уделяется пространственным границам земли или земельного участка. Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:
1. В экологическом понимании это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы.
2. С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности – является материальной базой всякого производства. Она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.
3. В социальном отношении это объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных отношений имеет социальная функция земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, а в других наряду с государственной, кооперативной, частной и личной собственностью.
В РФ вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд России в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.
Данный объект общественных земельных отношений накладывает существенный отпечаток на предмет земельного права в силу того, что земля имеет свойства, которые не могут игнорироваться законом. Земля является единственным местом обитания человека. Жить человек может только на Земле. Она является своего рода всемирным общежитием, а поэтому каждое уходящее поколение оставляет в наследство потомкам следы своей деятельности.
Отсутствие стоимости земли не исключает денежной оценки земли в целях ее наиболее эффективного использования.
Земля – важнейший природный ресурс, главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве и горном промысле и пространственный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.
Из сказанного вытекают следующие особенности правового регулирования земельных отношений:
а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе, поэтому каждый человек должен быть собственником этого бесценного дара. В силу этого основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ.
В первом случае, когда земля выступает как важнейший природный ресурс, основа жизни и общенациональное достояние, речь должна идти о земле как компоненте природы, биосферной категории.
Когда же речь идет об отношениях, возникающих при хозяйственном использовании земли, то этот аспект требует рассмотрения земли как пространственного операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;
б) деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли осуществляется, как правило, с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений
в) распоряжение землей на данной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации); в результате чего должно пресекаться преобладание частных или ведомственных интересов над общенародными.
Различия в качественных характеристиках почв — физических, химических, физико-географических, хозяйственно-экономических, исторических и даже эстетических, а также особенности почв как недвижимости служат основой для установления видов и категорий земель, предусмотренных ЗК РФ. В соответствии с основным целевым назначением все земли в РФ подразделяются на:
— земли сельскохозяйственного назначения.
Понятие. Земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Цели. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
— земли поселений;
Понятие, цели. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов
— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Понятие, цели. Земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
— земли особо охраняемых территорий и объектов;
Понятие, цели. Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
— земли лесного фонда;
Понятие, цели. Лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
— земли водного фонда;
Понятие, цели. К землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
— земли запаса.
Понятие. К землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель,
Цель- нет
Понятие земли как объекта недвижимости
Земельный участок — часть земной поверхности на территории государства, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК РФ). Иными словами, он относится к объектам недвижимости и может стать предметом различных сделок.
Земли, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, целевого назначения и разрешенного использования подлежат государственному кадастровому учету. В настоящее время юридически действителен учет, проводившийся в России до вступления в силу Закона «О государственном земельном кадастре». Моментом возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта кадастрового учета считают дату внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель — основной документ земельного кадастра. Он содержит такие сведения, как: — кадастровые номера;
— местоположение (адрес);
— площадь;
— категория земель и их разрешенное использование;
— описание границ участков, их отдельных частей;
— зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
— экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;
— качественные характеристики, в том числе показатели плодородия для отдельных категорий земель;
— наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с участками.
Кадастровый номер участка — это длинный ряд цифр и точек, и их значение не всегда понятно рядовому обывателю. В ходе кадастрового деления территории Российской Федерации той или иной ее части присвоили номер. Единицами такого дробления служат округа, районы, кварталы. Поэтому кадастровый номер земельного участка состоит из номеров округа, района, квартала, а также самого участка. Цифры отделены друг от друга двоеточиями. 61. Понятие, цели и задачи правовой охраны земель.
Под охраной земель понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, деградации, а также на восстановление продуктивности земель и повышение плодородия почв.
Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно проводиться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Цели охраны земель: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Важную роль в охране земель играют предупредительные правовые меры. Их основное назначение состоит в том, чтобы предотвратить в процессе землепользования возможность возникновения негативных последствий, вредных для состояния почв, обеспечить рациональное использование земель. Такие меры реализуются путем установления правил ведения государственного земельного кадастра, мониторинга земель, предоставления и изъятия земель, разработки и осуществления проектов землеустройства, использования земель предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
С учетом существующих в России масштабов деградации земель особое место в системе земельного законодательства занимает Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель». Мелиорация земель представляет собой коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.
В зависимости от характера мелиоративных мероприятий Закон предусматривает проведение следующих типов мелиорации земель: гидромелиорация; агролесомелиорация; культуртехническая мелиорация; химическая мелиорация.
Гидромелиорация земель заключается в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений. К этому типу мелиорации земель относятся оросительная, осушительная, противопаводковая, противоселевая, противоэрозионная, противооползневая и другие виды гидромелиорации земель.
Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся следующие ее виды:
— противоэрозионная — защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях;
— полезащитная — защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения;
— пастбищезащитная — предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений.
Культуртехническая мелиорация земель направлена на проведение комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель. Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие ее виды:
— расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха;
— расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов;
— мелиоративная обработка солонцов;
— рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы;
— проведение иных культуртехнических работ.
Химическая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по улучшению химических и физических свойств почв. Химическая мелиорация земель включает в себя известкование почв, фосфоритование почв и гипсование почв.
Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель также устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Таким органом является Министерство сельского хозяйства РФ. Согласно рассматриваемому Федеральному закону проекты мелиорации должны учитывать строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила. Проводится мелиорация гражданами и организациями, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. Ее осуществление регулируется Земельным кодексом РФ и Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства
Понятие и виды экологического вреда. Способы его возмещения.
Выраженное в Гражданском кодексе РФ общее положение права о том, что причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине, находит свою конкретизацию и в эколого-правовых отношениях по возмещению вреда, как они сформулированы в Законе «Об охране окружающей среды».
Вред природной среде с точки зрения своих последствий предстает перед нами как вред экономический и вред экологический.
Вред экономический причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.
Вред экологический нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной окружающей природной среде.
Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состоянием ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере и которые постоянно и неизменно воспроизводят жизнь во всех формах ее проявления. Как правило, он длителен в своем проявлении во времени и в пространстве, отчего иногда делается незаметным для одноразового наблюдения.
Вред природной среде причиняется как в результате правомерной, (то есть разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.
Эколого-эконамическая ответственность причинителя вреда это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред (см. ст. 20 Закона «Об охране окружающей природной среды»).
В отличие от эколого-экономической ответственности, которая наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда, юридическая ответственность наступает только в случае, когда причиненный вред является прямым следствием нарушения природоохранительного законодательства. Ее основанием является не факт возникновения вреда, а факт совершения экологического правонарушения.
Экологический вред — это любое ухудшение состояния окружающей среды, произошедшее вследствие нарушения правовых экологических требований, и связанное с ним любое посягательство на охраняемые законом материальные и нематериальные блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц.
Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Таким образом, невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, то есть такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).
Виды объектов экологического вреда:
— окружающая среда – антропогенный вред;
— здоровье человека – физиологический вред;
— будущее поколение человечества – генетический вред.
Формы вреда:
• экологический вред, любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;
• ущерб (реальные или предполагаемые потери количества или качества окружающей среды) – определяется экологическим правом;
• убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь) в виде: а) расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т. д.; б) потери товарной продукции (имущества); в) упущенной выгоды, недополученных доходов – определяются нормами других отраслей права.
Экологический вред проявляется в:
• порче – нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов;
• загрязнении – любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени;
• истощении – уменьшении полезных природных свойств (потере потенциала функций);
• повреждении – частичном приведении в негодность по качеству и количеству;
• уничтожении – полном качественном и количественном приведении в негодность.
Способы (случаи) возникновения (причинения) вреда:
— негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды;
— негативное воздействие загрязненных природных объектов с привлечением вреда нематериальным благам (жизнь и здоровье) физических лиц и имуществу юридических лиц.
Механизм (процедура) защиты прав лиц при причинении им экологического вреда:
• страхование ответственности предприятия за вред, причиненный: — собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование); — здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование);
• обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта;
• обращение физических или юридических лиц к собственнику природного объекта с требованием о возмещении вреда, причиненного им загрязненным природным объектом;
• обращение физических или юридических лиц к специально уполномоченным органам в области охраны окружающей среды или природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав (если они ранее не обращались к собственнику загрязненного объекта или предприятию-загрязнителю);
• обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса;
• обращение специально уполномоченных органов или природоохранных органов в суд для защиты прав физических и юридических лиц.
В случае удовлетворения требований истца о возмещении вреда:
— собственник загрязненного объекта возмещает причиненный вред в натуре или возмещает причиненные убытки добровольно (ст. 1082 ГК РФ);
— предприятие-загрязнитель возмещает вред в натуре или возмещает причиненные убытки добровольно;
— страховая организация осуществляет страховое возмещение в пределах своей лимитированной ответственности;
— в случае недостаточности страхового возмещения причиненного вреда лицо, застраховавшее свою ответственность в пользу потерпевшего, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (статьи 1072 и 1064 ГК РФ);
— в некоторых случаях (например, в деятельности предприятий атомной энергетики) Правительство РФ предоставляет необходимые суммы до полного возмещения вреда.
Порядок возмещения экологического вреда (подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в денежном выражении) имеет следующие формы:
— судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);
— добровольно и принудительно;
— установленным способом:
— по таксам;
— по методикам исчисления ущерба;
— по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде;
— в смешанном порядке (комбинированный).
Приказом Минприроды России от 27.06.94 № 200 был утвержден Временный порядок оценки и возмещения вреда ОС в результате аварии.
Авария – отклонение от обычно допустимых эксплуатационных условий деятельности, которое вызывает или может быть причиной негативного воздействия на окружающую природную среду.
Негативное воздействие на природную среду – любые прямые или косвенные, немедленные или возникшие через какое-то время вредные последствия аварии, в частности:
— людей, флоры и фауны;
— почвы, воды, воздуха и ландшафта;
— взаимосвязи между этими факторами.
Вред природной среде – негативные изменения и последствия снижения качества природных ресурсов и среды обитания человека, биологического разнообразия и биопродуктивности природных компонентов, в конечном итоге – снижение эколого-ресурсного потенциала территорий.
Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.
Ущерб – это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую природную среду.
Убыток – материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности), возникающие в результате:
— ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния природной среды (отдельных ее компонентов);
— потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;
— упущенной выгоды от изменения состояния окружающей среды, природных ресурсов и т. д.
Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.
Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.
Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб фауне и флоре. При возможности используются методы прямого счета.
Формы возмещения вреда. Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счет собственных средств виновника или со счетов страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.
К натуральным формам возмещения относятся меры:
• по восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса;
• предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;
• восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;
• выделению заменяющих объектов, материалов, технологических процессов, оборудования и т. д.;
• строительству за счет виновной стороны и передаче потерпевшей стороне сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.
При натуральной форме возмещения вреда подписываются соответствующие соглашения и договоры, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы компенсационной передачи потерпевшей стороне эквивалента либо адекватного возмещения природного ресурса, утраченного вследствие нанесенного вреда, определенных действий или бездействия.
К стоимостным формам возмещения вреда относятся:
• предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного к моменту нанесения вреда уровню;
• финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;
• финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную в связи с этим потерпевшей стороной выгоду;
• компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса и народнохозяйственной продукции.
Экологический вред человеку связанный с потерей здоровья и невозможностью его восстановления, со смертью человека, с образованием дефектов в его генетической программе, не оценивается в каких-либо эквивалентах и остается тем бременем, которое несет общество.
При определении величины вреда здоровью граждан учитываются:
• степень утраты трудоспособности потерпевшего;
• затраты на лечение и восстановление здоровья;
• затраты на уход за больным;
• затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;
• потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией;
• иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности.
И способы его устранения
Экологическому вреду характерны две группы признаков – общие и специальные.
Общие признаки вреда сформулированы в ст. 1064 ГК РФ и указывают на две его стороны – причинение вреда личности и причинение вреда имуществу.
Эти общие признаки присущи и экологическому вреду, поскольку ст. 79 Закона «Об охране окружающей среды» упоминает эти два объекта (личный и имущественный) в составе экологического вреда.
Соответственно и компенсация вреда, нанесенного этим объектам экологическим правонарушением, осуществляется по нормам гражданского законодательства, т.е. в полном объеме лицом, причинившим этот вред (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).
В гражданском порядке выделяются общие положения о возмещенииматериального вреда (ст. 1064-1098 ГК РФ) и положения о компенсацииморального вреда (ст. 151, 1099-1101 ГК РФ), причиненного экологическими правонарушениями.
Поскольку окружающая нас природная среда является бесконечной в своих проявлениях, то бесконечны по своим видам и разновидностям проявления экологического вреда. Они могут выражаться и в истощении природных ресурсов, и в их деградации, и в нарушении экосвязей между природными объектами, и в нарушении видового соотношения природных элементов окружающей среды.
Вместе с тем при всем бесконечном многообразии проявления видов экологического вреда их можно классифицировать по определенным и объединенным элементам сходства и разновидностям.
С позиций состояния эколого-правового регулирования можно выделить следующие виды экологического вреда:
1. Природоресурсовый экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам и в первую очередь экономически значимой их части.
В силу этого юридически значимые признаки экологического вреда, причиненного каждому из этих объектов, предусмотрены в специальных природоресурсовых законах: кодексах (Земельном, Водном, Лесном) и иных законах (в федеральных законах о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха),
2. Гуманитарный экологический вред (от лат. «гомо сапиенс» – человек разумный) – разновидность экологического вреда, выражающегося в нанесении его человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды, поскольку именно для него и осуществляется вся природоохранная деятельность.
Гуманитарный вред выражается во вредоносном воздействии на здоровье человека, в нанесении ему физических и нравственных страданий (морального вреда), в ущемлении экологических прав человека и гражданина. Например, нарушение экологического благополучия на территориях лечебно-оздоровительных местностей лишает человека его прав на отдых и полноценное восстановление сил в данной местности.
Особенностью этого вида экологического вреда является то, что порядок определения и возмещения регулируется специальным санитарно-эпидемиологическим законодательством.
3. Имущественный экологический вред отличается тем, что пострадавшие объекты имеют, как правило, неорганический характер. Например, гидротехнические сооружения, пострадавшие от паводка; горное оборудование, пострадавшее от аварий в шахтах, и т.д.
Вместе с тем экологический вред может быть нанесен и имущественным объектам органического характера. Например, вытаптывание и поедание урожая сельскохозяйственных культур дикой фауной; задирание коров и другого домашнего скота волками и медведями и т.д.
В практике все эти три вида экологического вреда тесно переплетаются порой так, что трудно отделить экологический вред от иных форм имущественного вреда. Например, нарушение противопожарных правил при выполнении уборки зерновых, повлекшее за собой пожар, перекинувшийся на соседний лесной массив, повлекло за собой возникновение как экологического, так и обычного имущественного вреда.
Одним из правовых механизмов защиты прав и интересов государства, граждан и юридических лиц, пострадавших от негативного изменения состояния природных объектов, восстановления нарушенных природных условий, является механизм гражданско-правовой ответственности за причинение экологического вреда. Правовые нормы, регулирующие отношения между причинителем вреда и потерпевшим по поводу повреждения природных объектов, имущества или здоровья граждан, образуют в системе экологического права институт возмещения экологического вреда. Его содержание составляют нормы, устанавливающие основания возникновения обязательства причинителя вреда перед потерпевшим возместить причиненный экологический вред, способы и порядок возмещения вреда, методики его оценки.
Экологический вред — это материальный вред, причиняемый государству, обществу, физическим и юридическим лицам в результате умышленного или неосторожного нарушения правовых экологических требований.
Такой материальный вред выражается в утрате жизни или повреждении здоровья человека, утрате или повреждении природных объектов, деградации окружающей среды. В экономическом аспекте все это трансформируется в стоимость утраченного или поврежденного имущества, природных объектов, вынужденных расходов на очистку или рекультивацию окружающей среды, расходов на восстановление здоровья и компенсацию потерпевшим (реальный ущерб), а также в стоимость недополученных доходов в результате утраты природных ресурсов — источников природного сырья (упущенная выгода). Частью экологического вреда может быть также моральный вред, выражающийся в причинении физическим лицам нравственных переживаний в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с потерей работы, а также физической болью, связанной с заболеванием, перенесенных в результате нравственных страданий.
Общие правила возмещения экологического вреда — в гл. 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда». Специальные правила, учитывающие особенности экологических отношений, установлены ст. 77—79 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Различным образом эти правила воспроизведены в ст. 69 ВК РФ, ст. 100 ЛК РФ, ст. 51 Закона РФ «О недрах» и др.
Основаниями юридической ответственности за причинение экологического вреда являются факты и события, влекущие возложение на причинителя вреда обязанности возместить причиненный вред потерпевшему. Такими основаниями являются:
1) Экологическое правонарушение. Это действие или бездействие, умышленно или неосторожно нарушающее нормы экологического права и вызвавшее причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также разрушение или ухудшение состояния природных объектов или природных условий. Правонарушение будет экологическим, если при совершении действия или бездействия а) имело место использование природных объектов, которое было направлено на такое их изменение, которое запрещено правом, либо б) имело место нарушение прав граждан в области охраны окружающей среды, либо в) при эксплуатации определенных производственных объектов были нарушены правила экологической безопасности.
2) Основанием для предъявления субъектом требования о возмещении экологического вреда могут быть также незаконные действия (бездействия), а также решения органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, в результате совершения которых были нарушены его права и свободы и, как следствие, причинены убытки и моральный вред. Такие незаконные действия и решения являются основанием для предъявления жалобы в вышестоящий орган либо непосредственно в суд. В случае признания судом такой жалобы обоснованной суд восстанавливает его нарушенные права и свободы, а также решает вопрос о компенсации убытков и возмещении морального вреда.
3) Как гражданское, так и экологическое законодательство допускают возникновение обязательства возместить причиненный вред, возникший в результате правомерных действий. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. Статья 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» возлагает обязанность компенсировать экологический вред субъектом хозяйственной деятельности, на проект которого имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы. Таким образом, предприятие будет обязано возместить вред, причиненный, например, повреждением лесов, почв, даже если оно сооружено и эксплуатируется в полном соответствии с проектом, получившим положительное заключение экологической экспертизы.
Также в соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды.
Так, добросовестное внесение платежей за правомерное, т.е. в пределах установленных нормативов выбросы, сбросы, размещение отходов, а также плата за сверхнормативное воздействие на окружающую среду, не является основанием для отказа от возмещения вреда как причиненного правомерным, так и неправомерным негативным воздействием.
4) Многие виды природопользования осуществляются на основании договоров природопользования, таких как договор пользования водным объектом, договор аренды лесного участка и др. В соответствии с п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» от 18 октября 2012 г. № 21 нарушение таких договоров, повлекшее причинение вреда, является основанием для применения мер гражданско-правовой (имущественной) ответственности.