Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Экологическое нормирование

16.06.2020 by admin

Н.В. Сирина, Е.В. Потапова, Е.М. Якимова
Экологический аудит
Учебное пособие. – Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 2010. – 109 с.

Предыдущая

3.2. Нормативная база и её использование в целях экологического аудита

3.2.1. Основы экологического нормирования

В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002) определяет негативное воздействие как «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды».

Возрастающее воздействие хозяйственной деятельности на природную среду и его негативные последствия поставили вопрос о регулировании качества среды обитания.

Качество природной среды – совокупность показателей состояния ее экологических систем, которые постоянно и неизменно обеспечивают (или не обеспечивают) полноценные процессы обмена веществ и энергии в природе, а также условия для воспроизводства жизни. Качество природы обеспечивается самой природой путем саморегуляции, самоочищения от вредных для нее веществ (Николайкин, 2005).

Экологическое нормирование – это деятельность, направленная на установление системы нормативов состояния окружающей среды (ОС) и нормативов предельно допустимого воздействия на экосистемы, необходимых для эффективного осуществления природоохранного управления.

Закон «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» (1999) регламентирует:

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил.

Должностные лица и граждане России, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Одним из основных путей ограничения негативного влияния на биосферу является нормирование (установление норм) допустимых уровней воздействия на отдельные экосистемы и компоненты всей биосферы. Нормирование качества окружающей среды – одна из центральных задач как Закона РФ от 19.12.1991 N 206-1 «Об охране окружающей природной среды», так и сменившего его Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также закона «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 N 170-ФЗ, охраняющего природные экосистемы от загрязнения, истощения и разрушения (Маркович, 2004).

Реализация идеи сохранения среды обеспечивается тремя группами норм, закрепляющих: нормативы качества окружающей среды, экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду и механизм исполнения этих требований.

Нормативы качества окружающей среды должны устанавливать научно обоснованную меру сочетания экологических и экономических интересов общества. Подобными нормативами являются предельно допустимые нормы воздействия (физического (параметрического), химического (ингредиентного), биологического и т.д.): предельно допустимые концентрации вредных веществ, предельно допустимые выбросы, сбросы вредных веществ, нормы радиационного воздействия, шума, вибрации, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Функционирование данной системы поддерживается тремя факторами: соответствие ее уровню науки и техники, международным стандартам; утверждение нормативов специально уполномоченными органами государства, обязательность данных нормативов для всех хозяйствующих субъектов и ответственность предприятий, организаций, граждан за их неисполнение.

Научная разработка нормативов, а также придание им такового статуса длительный и непрекращающийся процесс как в науке, так и в законотворчестве.

Виды негативных воздействий

Загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Выделяют несколько видов загрязнений:

1) Параметрическое или физическое

1 Тепловое.

2 Световое.

3 Шумовое.

4 Радиационное.

5 Информационное.

6 Электромагнитное.

7 Вибрационное.

2) Биоценотическое

1 Комплексный фактор беспокойств.

2 Нарушение баланса популяций.

3 Интродукция и акклиматизация видов.

4 Браконьерство.

3) Ингредиентное или химическое

1 Минеральное.

2 Органическое.

4) Стациально-деструктивное

1 Эрозия почв.

2 Вырубка лесных насаждений.

3 Осушение земель.

4 Урбанизация.

5 Зарегулирование водотоков.

6 Дорожное строительство.

7 Карьерная разработка ископаемых.

Параметрическое или физическое загрязнение связано с изменением качественных параметров ОС. Ингредиентное или химическое – внесение вредных веществ, которые количественно или качественно чужды естественным биогеоценозам. Биоценотическое загрязнение заключается в воздействии на состав и структуру популяций живых организмов, населяющих биогеоценоз. Стациально – деструктивное (стация – место обитания) загрязнение, изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования, обычно связанном с оптимизацией природы в интересах человека (Экология, 2002)

Вредными считаются все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям (ГОСТ 12.1.007—76.).

Порог вредного действия – это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме могут возникнуть изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Пороговая доза вещества (или пороговое действие вообще) может вызывать у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма.

Степень токсичности веществ принято характеризовать величиной токсической дозы – количеством вещества (отнесенным, как правило, к единице массы животного или человека), вызывающим определенный токсический эффект. Чем меньше токсическая доза, тем выше токсичность. Токсичность – «мера несовместимости вещества с жизнью». Критерием токсичности является норматив предельно-допустимая концентрация (ПДК) данного вещества (Критерии, 2001).

Различают средне смертельные летальные дозы (ЛД50), абсолютно смертельные (ЛД100), минимально смертельные (ЛД0-10) и др. дозы. Цифры в индексе отражают вероятность в процентах появления определенного токсического эффекта, например, – смерти в группе подопытных животных. Следует иметь в виду, что величины токсических доз зависят от путей поступления вещества в организм. Доза ЛД50 (гибель половины подопытных животных) дает значительно более определенную в количественном отношении характеристику токсичности, чем ЛД100 или ЛД0. В зависимости от вида животных, выбранных для тестирования, условий поступления токсикантов, порядок расположения веществ на шкале токсичности и токсические дозы могут меняться. Поэтому величина токсической дозы не используется в системе нормирования. В системах ПДК указывается только класс опасности вещества (таблица 1), в том числе токсикологический (Экологическая…, 2005, ГОСТ 12.1.005—88.).

Таблица 1 – Классы опасности химических соединений в зависимости от характеристик их токсичности

Показатели

Классы опасности

I чрезвычайно опасные

II высоко опасные

III умеренно опасные

IV мало опасные

ПДКрз, мг/м3

меньше 0,1

0,1 – 1,0

1 — 10

больше 10

ЛД50 при введении в желудок, мг/кг массы тела

меньше 15

15 — 150

больше

Виды нормирования

Разработанные в конце XX в. и действующие в настоящее время экологические нормативы чаще всего объединяют в три группы:

санитарно-гигиенические

ПДК веществ

ПДК воздействий

ПДУ

Нормативы защитных

и санитарных зон

производственно-хозяйственные

ПДВ*

ПДС**

СНиП***

СанПиН****

комплексные

нормативы

терминологии,

правовые и

организационные

нормативы

* — Предельно допустимый выброс,

** — Предельно допустимый сброс,

*** — Санитарные нормы и правила.

**** — Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы

Помимо перечисленных видов существует ещё множество видов регулирования, например стандартизация, паспортизация, сертификация, лицензирование, лимитирование и др.

Стандартизация.

Стандарт – нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Под экологической стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления экологических норм и требований.

Нормы, правила и характеристики представлены государственными стандартами. Основные категории применяемых стандартов:

ГОСТ — государственный стандарт или генеральный стандарт природоохранной деятельности,

СанПиН — Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы,

СНиП — строительные нормы и правила, выпускаемыми Госстроем РФ,

ГН — гигиенические нормативы, разрабатываемые Минздравом РФ и т.д.

В российском классификаторе ГОСТов природоохранные стандарты выделены в раздел 17 «Охрана природы», который состоит из десяти (0—9) комплексов (в номенклатуре стандартов второе после 17 число):

0 —основные положения;

1 — охрана и рациональное использование вод;

2 — защита атмосферы;

3 — охрана и рациональное использование биологических ресурсов;

4 — охрана и рациональное использование почв;

5 — улучшение использования земель;

6 — охрана флоры;

7 — охрана фауны;

8 — охрана и преобразование ландшафтов;

9 — охрана и рациональное использование недр.

Внутри комплексов выделяются группы (в номенклатуре стандартов третье число):

0 — основные положения;

1 — термины, определения, классификации;

2 — показатели качества природной среды, параметры загрязнения и показатели интенсивности использования ресурсов;

3 — правила охраны природы и рационального природопользования;

4 — методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственного воздействия;

5 — требования к средствам контроля и измерениям параметров окружающей среды;

6 — требования к устройству аппаратуры и сооружений по защите окружающей среды от загрязнения;

7 — прочие стандарты.

Четвертое число в номенклатуре обозначает номер стандарта в данной группе комплекса. Последнее число — год разработки стандарта.

Кроме того, одними из наиболее важных стандартов, в частности для проведения экологического аудита являются стандарты ГОСТ Р ИСО 14001-2007 и ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Оба стандарта определяют проведение экологического аудита систем экологического менеджмента, только в первом стандарте делается упор на сами системы экологического менеджмента, а во втором – на их аудит, принципы, программу проведения экологического аудита, организацию проведения аудита, требования к квалификации аудиторов.

Стандартизация бывает обязательной и необязательной.

Паспортизация.

Паспортизация – составление экологических паспортов на отдельные объекты, единицы ресурсов, источники выбросов, систем очистки и т.п., с целью оптимизации их работы, установления уровня воздействия на окружающую среду, контроля соблюдения норм и правил и т.д.

Документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, называется экологический паспорт природопользователя, разрабатываемый в соответствии с ГОСТ 17.0.0.06-2000, должен содержать следующие основные разделы:

  1. Общие сведения о природопользователе.
  2. Эколого-экономические показатели.
  3. Сведения о выпускаемой продукции.
  4. Краткая характеристика производства.
  5. Потребление энергоносителей.
  6. Эколого-производственные показатели.
  7. Производственные показатели.
  8. Экономические показатели.
  9. Использование природных ресурсов.
  10. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
  11. Водопотребление и водоотведение.
  12. Отходы производства и потребления.

13. Сведения о землепользовании.

14. Сведения о разрешениях (лицензиях).

15. План природоохранных мероприятий.

16. Приложение и другие главы (Денисов, 2008).

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить обязательный или добровольный характер (Прищеп, 2007).

Лицензирование – разрешение на осуществление лицензируемого вида деятельности, при обязательном соблюдении определённых требований и условий.

Лимитирование – установление пределов воздействия на окружающую среду, а также ограничение на эксплуатацию природных ресурсов (Опекунов, 2006).

Предыдущая

Экологическая стандартизация — деятельность по установлению в стандартах на продукцию, работы и услуги требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

Стандарты представляют собой требования, характеризующие качество определенных видов товаров, продукции, работ и услуг, а также единые требования к осуществлению природоохранных мероприятий и ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду.

Выделяют два вида требований:
1) обязательные, выраженные в технических регламентах;
2) добровольные, отраженные в стандартах.

В соответствии с функциональным назначением экологические стандарты подразделяются на три основные группы:
1) стандарты охраны природной среды;
2) стандарты охраны отдельных видов природных объектов;
3) стандарты экологической безопасности продукции и товаров для жизни и здоровья человека.

Цели стандартизации:
•повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
•повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Экологическое нормирование — установление уполномоченными государственными органами нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.
Под нормативами в области охраны окружающей среды, в свою очередь, понимают установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

В Российской Федерации имеется немало нормативных актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. Основным из них является ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» (гл. 5), который определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждает эти нормативы. ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания.
Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством — земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.


Экологические нормативы

Экологические нормативы—это пределы допустимого пагубного воздействия человека, в частности деятельности предприятий на окружающую природную среду, обязательные для соблюдения всеми хозяйствующими объектами, чья деятельность способна нанести вред окружающей среде.

Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.

Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:

а) медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;

б) технологический, т.е. способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;

в) научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.

Систему экологических нормативов можно представить следующим образом:
1) Нормативы, характеризующие состояние участка территории:

—ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ в воздухе, воде, почве;

—ПДУ (предельно допустимые уровни) радиации;
—ПДУ шума, вибрации, магнитных полей;

—ПДВ (предельно допустимые выбросы) загрязняющих веществ.

2) Нормативы, характеризующие продукты потреблениячеловека:

—нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания (например, нитраты, накапливающиеся в укропе или арбузах, соли тяжелых металлов, скапливающиеся в тканях рыб и животных и т.д.;

—экологические требования к материалам, то есть содержание канцерогенных веществ в обоях, шифере, краске, мебели и т.п.

3) Нормативы, характеризующие источники загрязнения:


—нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ — устанавливаются по каждому значительному работающему источнику загрязнения (по автомобильным, авиационным двигателям, металлургическим печам и т.д.);

—экологические требования на новую производственную технику — при проектировании новых поколений автомобилей необходимо закладывать в них всякий раз более жесткие требования к выхлопу, шуму, вибрациям и т.п.

4) Нормативы, характеризующие производственные технологии:
—стандарты на новые технологии производства промышленной продукции;
—предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

5) Норматив, характеризующий участок среды в целом

—предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую среду. Этот показатель характеризует пороговые свойства устойчивости территорий.

22. Экологическая экспертиза: общие положения. ОВОС

Экологическая экспертиза — установление соот­ветствия намечаемой хозяйственной или иной дея­тельности экологическим требованиям и определе­ние допустимости реализации объекта экологичес­кой экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реа­лизации объекта экологической экспертизы.

В Российской Федерации осуществляется государ­ственная, общественная, научная, нормативная, сани­тарная и правовая экологическая экспертиза.

Цель экспертизы — проверить и оценить, насколь­ко объект соответствует требованиям охраны окружа­ющей природной среды и экологической безопаснос­ти. Результатом экспертизы является выявление тех­нических ошибок, научно обоснованная оценка их последствий, рекомендации органам, принимающим решения, прогноз наиболее эффективных условий ре­ализации проектов и объектов, представленных на экспертизу.

Заключение экологической экспертизы — доку­мент, подготовленный экспертной комиссией, содер­жащий обоснованные выводы о допустимости воздей­ствия на окружающую природную среду хозяйствен­ной или иной деятельности либо других объектов экспертизы и о возможности их реализации, одобрен­ный большинством списочного состава экспертной комиссии.

Заключение подписывают руководитель, ответ­ственный секретарь и все члены экспертной комис­сии; оно не может быть изменено без их согласия. Заключение экологической экспертизы может быть положительным и отрицательным.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) является составной частью экологической оценки и ее обязаны осуществлять авторы любого проекта. ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Задачами ОВОС являются:

◦ выявление, анализ, оценка и учет в проектных решениях предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности; изменений в окружающей среде, как результатов этих воздействий; последствий для общества и экосистеме, к которым приведут изменения в окружающей среде;

◦ выявление, анализ и сравнение всех реальных и разумных альтернатив (включая полный отказ от деятельности) на основе социально-экономических и экологических оценок каждой из них;

◦ формализация, в рамках которой заказчик представляет результаты проведенных процедур ОВОС в процессе разработки проектного замысла на различных стадиях проектирования.

Субъекты ОВОС:

Заказчик — юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду — физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду. Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соответствие их экологическим нормативам и стандартам.

ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

Р.Х. Гиззатуллин, д-р юрид. наук, профессор К.О. Гарданова, магистрант Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)

Аннотация. В статье дается определение экологического нормирования. Рассматриваются предпосылки экологического нормирования, значение для охраны окружающей среды. Авторы выделяют многоуровневый характер системы экологического нормирования. Описывается, какие критерии оцениваются, при составлении тех или иных нормативов и стандартов. Отмечаются такие факторы, как здоровье человека, характер вредных последствий от нарушения экологического законодательства, продолжительность экологических нарушений.

Ключевые слова: экологическое нормирование, экология, окружающая среда, природные ресурсы, экологическая безопасность, нормативное регулирование.

Экологическая ситуация в стране и мире за последние десятки лет заметно ухудшилась. При этом общество не предпринимает адекватные меры по устранению экологического кризиса. Темпы повсеместного ухудшения экологической ситуации в геометрической прогрессии опережают темпы стабилизации и улучшении экологической обстановки в отдельных участках страны и мира. Общество безжалостно эксплуатирует земные ресурсы, не предпринимая эффективных способов защиты , увеличивая добычу нево-зобновляемых ресурсов земли. А при добыче полезных ископаемых отравляется почва, в воздух выбрасываются в огромных количествах продукты горения газов. Фабрики и заводы сливают вредные вещества в воду, поля часто обрабатываются агрохимикатами бесконтрольно. Плодородие земель снижается, питьевая вода загрязняется, люди рождаются с аномалиями развития, появляются озоновые дыры в небе, а в стране и мире происходит разрушение флоры и фауны. В данной ситуации, общество может воспользоваться грамотным экологическим нормированием, стандарты которого будут более требовательными. За нарушение экологических норм на сегодняшний день предусмотрены штрафные санкции. Но необходимо, чтобы они носили не только декла-

ративный характер, но и применялись на практике.

Без грамотного экологического нормирования не обойтись. В благоприятной жизни следующих поколений не удастся. Экологическое нормирование представляет собой различные нормативные акты с допустимыми нормами, правилами и стандартами. Соблюдать их обязаны все предприятия, организации и граждане. Устанавливаются нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и нормы отходов при осуществлении тех или иных видов деятельности, нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воду, почву, а также требования соблюдения определенных условий при эксплуатации и утилизации тех или иных предметов.

Экологическое нормирование основывается на целом комплексе законодательных нормативно актах: Конституции РФ , Земельном Кодексе , ФЗ «Об охране окружающей среды» , ФЗ «О недрах» , ФЗ «О животном мире» , указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическое нормирование обеспечивает сдерживающий характер негативных

тенденций в экологической ситуации. А от того, насколько будет грамотно построено экологическое нормирование, будет зависеть его эффективность и будущее экологии страны и мира.

Так, например, согласно статье 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» , нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. А в соответствие со статьей 33 Земельного кодекса РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки.

На сегодняшний день есть различные экологические нормативы, как на международном уровне, так и на уровне Федерации, субъектов РФ. Наиболее значимые экологические нормы содержатся международных конвенциях и договорах. Каждый субъект РФ устанавливает различные экологические нормативы региона, ориентируясь на особенности своего региона и не противореча вышестоящим нормам права.

Устанавливая нормативы качества окружающей среды, государство учитывает следующие критерии: здоровье человека, последствия вредных нормированных воздействий, их способность оказывать длительное воздействие на человека и природную среду . Роль экологического нормирования очень важна. Благодаря установленным нормам экологического нормирования своевременно выявляются земли, в почве которых превышены допустимые нормы пестицидов, выявляются воды, в которых превышена концентрация вредных веществ, таким образом, выясняются источники загрязнения и проводятся соответствующие меры. Например, в пробе воды из реки установлена недопустимая концентрация химического вещества. Затем, контролирующие органы

выясняют причину загрязнения, в том числе проверяя заводы и производства, которые могли слить загрязненные воды в почву и реку.

Таким образом, государство имеет способы воздействия на улучшение окружающей экологической обстановки с помощью экологического нормирования. Каждое государство решает, насколько нужно ужесточить те или иные нормы в системе экологического нормирования, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Так, например, если на законодательном уровне установить низкий допустимый уровень количества выделяемых выхлопных газов от автомобиля, то станет возможным немного улучшить экологическую ситуацию. Так, к примеру, страна может запретить использовать бензин для автомобилей, разрешив использовать для заправки лишь газ и электричество. Но, к сожалению, экологическое нормирование во многом ориентируется и на социально-экономические факторы общества.

Согласимся с Н.С. Зиновкиным, что существующая система экологического нормирования, как и платежи за загрязнение, на сегодняшний день представляют собой главные правовые инструменты, которыми в мировой практике ограничиваются и сдерживаются негативные последствия хозяйственной деятельности человека . А технологии безотходного и безвредного производства остаются пока либо недостижимыми, либо экономически нецелесообразными. Поэтому от того, в каком состоянии будет экологическое нормирование в обществе, будет зависеть и состояние окружающей среды, уровень экологической безопасности. Но не следует забывать, что главная роль экологического нормирования заключается в том, чтобы различные явления и процессы в обществе происходили, ориентируясь на экологические нормы, а не наоборот. Нельзя допустить, чтобы экологическое нормирование поддавалось слабостям общества, смягчая требования норм экологического права. Иначе экологическое нормирование будет нецелесообразным и не сможет защитить общество от всемирного экологического кризиса.

Библиографический список

THE CONCEPT AND ROLE OF ENVIRONMENTAL REGULATION

Нормирование – это деятельность по установлению предельно допустимых влияний человека на природу. Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.

Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», разд. IV которого — «Нормирование качества окружающей природной среды » — определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов. Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Правовые основы экологической стандартизации устанавливаются Законом РФ «О стандартизации».

Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируется соответствующим природ ресурсным законодательством — земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

Важную роль в экологическом нормировании играет порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992г.

В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, имеется значительное число норм по экологическому нормированию и стандартизации, определяющих компетенцию государственных органов в данной сфере. Они содержатся, например, в положениях о конкретных государственных органах. Речь идет, в частности, о положении, о государственном комитете РФ по охране окружающей среды, в утвержденном постановлении правительства РФ от 30 мая 1997 г. Положении о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденном постановлением правительства РФ от 3 июня 1997г. Положение о государственном комитете РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г. и др.

Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими потребностями в использовании разных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических нормативов и стандартов входят:

· нормативы качества окружающей среды;

· нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

· нормативы использования природных ресурсов;

· экологические стандарты;

· нормативы санитарных и защитных зон.

Экологические нормативы устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ, другими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией.

Проекты нормативов разрабатываются самими предприятиями, учреждениями и организациями — природопользователями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения. Предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям устанавливаются нормативные объемы предельно допустимых и временно согласованных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду с указанием этапов и сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов. Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов) для складирования, способы и условия хранения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов. В соответствии с установленными нормативами предприятиям, учреждениям и организациям — природопользователям в установленном порядке выдается разрешение на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, использование (изъятие) природных ресурсов, размещение отходов.

Министерство природных ресурсов РФ осуществляет общее методическое обеспечение работ по установлению экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещение отходов.

При установлении нормативов должны учитываться передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, международные правила и стандарты в области охраны окружающей среды, технико-экономические возможности предприятий, учреждений и организаций — природопользователей, природно-климатические особенности территорий. Нормативы, как правило, разрабатываются по результатам завершенных, специально проведенных научных исследований, изыскательских и проектных работ. В отдельных случаях, при отсутствии достаточного объема научно-обоснованной информации, при установлении нормативов допускается использование экспертных оценок.

Статья 20 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды. В частности:

проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

осуществление контроля над применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Базовые принципы существующей системы нормирования были разработаны в социально-экономических и политических условиях, значительно отличающихся от современных. В них не были учтены многие принципиальные положения современной системы природоохранного регулирования.

Уровень загрязнения воздуха — особенно в крупных промышленных городах, уже превышает все мыслимые нормы, а площадь нарушенных земель России составляет сегодня более миллиона гектаров. Все эти факты говорят только об одном: нужно срочно менять систему государственного контроля над экологией. России необходима новая система экологического нормирования.

Основные понятия и методика установления предельно допустимых концентраций (ПДК) атмосферы.

Количество атмосферного воздуха – это совокупность его свойств, определяющих степень воздействия физических, химических, биологических факторов на людей, растительный и животный мир, а также на материалы, конструкции и окружающую среду в целом. Качество атмосферного воздуха считается удовлетворительным, если содержание примесей в нем не превышает предельно допустимой концентрации (ПДК) — максимальной концентрации примесей в атмосфере, отнесенные к определенному времени осреднения, которые при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него и на окружающую среду в целом прямого или косвенного воздействия, включая отдаленные последствия. Под прямым воздействием понимается нанесение организму человека временного раздражающего воздействия, вызывающее ощущение запаха, кашель, головную боль. При накоплении в организме вредных веществ выше указанной дозы могут возникать патологические изменения отдельных органов или организма в целом. Под косвенным воздействием понимаются такие изменения в окружающей среде, которые, не оказывая вредного влияния на живые организмы, ухудшают обычные условия обитания: поражаются зеленые насаждения, увеличивается число туманных дней.

Основным критерием установления нормативов ПДК для оценки качества атмосферного воздуха является воздействие содержащихся в воздухе загрязняющих примесей на организм человека.

Для оценки качества атмосферного воздуха установлены две категории ПДК: максимально разовая (ПДКм.р)и среднесуточная(ПДКс.с).

ПДКм.р — основная характеристики опасности вредного вещества, установлена для предупреждения рефлекторных реакций у человека при кратковременном воздействии атмосферных примесей. По этому нормативу оцениваются вещества, обладающие запахом или воздействующие на отдельные органы чувств.

ПДКс..с – установлена для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и другого влияния вещества на организм человека. Оцениваемые по этому нормативу вещества обладают способностью временно или постоянно накапливаться в организме человека.

К началу 1999 года по нормативам ПДК оценивалось около 1000 веществ, однако к этому количеству ежегодно прибавляются десятки новых, малоизученных веществ, большинство из которых вредны для человека, животных и растений. Перечень веществ, содержание которых нормируется, следовательно, постоянно пополняются. Установлены временные нормативы ПДК загрязняющих веществ в воздухе для древесной растительности (ПДКл).

Если вещества оказывают вредное влияние на окружающую среду в меньших концентрациях, чем на человека, то при нормировании исходя из порога действия этого вещества на окружающую среду. Воздействие веществ, для которых не установлены ПДК, оценивается по ориентировочному безопасному уровню воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) — временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества.

Нормативы ПДК для атмосферного воздуха являются единичными для территории отдельно взятой страны, установленные в других странах ПДК, могут отличаться. Например, в США установлена предельно допустимая концентрация для SO2-0,75 мгм3,а в Украине –0,5 мгм3.Установленные нормы в каждой стране регулируются международными организациями по охране здоровья, окружающей среды и различными международными организациями. Для зон санитарной охраны, курортов и зон отдыха ПДК установлены на 20% меньше, чем для жилых регионов.

Нарушение установленных норм преследуется законом, предусматривающим определенное наказание. Такие законы существуют в каждой стране, поскольку

установлено, что постоянное превышение допустимой концентрации хотя бы одного из нормируемых веществ, приводит к повышению заболеваемости в 1,7 раз, а в некоторых возрастных группах – до трех раз. Загрязнение атмосферы оказывает также непосредственное влияние на сооружения и декоративные украшения, памятники, и.т.д. В соответствии с нормативно-технической документацией нормирование качества окружающей среды совершается с целью установления предельно допустимых норм влияния на окружающую среду, которое гарантирует экологическую безопасность и сохранение генетического фонда, обеспечивает рациональное использование и восстановление природных ресурсов при условии стойкого развития хозяйственной деятельности.

В нашей стране нормативы предельно допустимой концентрации разрабатываются и утверждаются органами санитарно-эпидемиологической службы и государственными органами в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории РФ. С учетом природноклиматических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий для них могут быть установлены нормативы предельно допустимой концентрации, отражающие особые условия.

При одновременном присутствии в атмосфере нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений их концентраций к ПДК не должна превышать единицу, однако это выполняется далеко не всегда.

ГОСТ 12.2.3.02-78 определяет, что предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы. Таким образом, выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создают приземную концентрацию, превышающую их ПДК, как для населения, так и для растительного и животного мира.

Значения ПДВ устанавливаются во всех видах проектной документации на строительство новых и реконструкцию существующих предприятий. ПДВ устанавливается как для строящихся, так и для действующих предприятий.

Величина предельно допустимого выброса (ПДВ) вредных веществ является одним из основных показателей экологической безопасности предприятий. Если на участке строительства (реконструкции) предприятия сумма фонового загрязнения атмосферы и приземных концентраций, создаваемых выбросами данного предприятия, выше ПДКм.р. — строительство (реконструкция) не разрешается органами экологической и санитарной инспекций. Чем сильнее фоновое загрязнение воздуха на участке строительства, тем меньше величина ПДВ для проектируемого предприятия. Если Сф > = ПДКм.р. — строительство (реконструкция) не разрешается.

Значения ПДКм.р. и ПДКс. с для наиболее часто встречающихся в атмосферном воздухе примесей приведены в таблице 2.

В правой крайней графе таблицы приведены классы опасности веществ:

1-чрезвычайноопасные

2-высокоопасные

3- умеренноопасные

4 — малоопасные.

Эти классы разработаны для условий непрерывного вдыхания веществ без изменения их концентрации во времени. В реальных условиях возможны значительные увеличения концентраций примесей, которые могут привести в короткий интервал времени к резкому ухудшению состояния человека.

Таблица 2.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе населенных мест

Вещество ПДК, мг/м3 Класс опасности вещества
максимальная разовая средняя суточная
Азота диоксид 0,085 0,04
Серы диоксид 0,5 0,05
Углерода оксид 5,0 3,0
Пыль (взвешенные вещества) 0,5 0,15
Аммиак 0,2 0,04
Кислота серная 0,3 0,1
Фенол 0,01 0,003
Ртуть металлическая — 0,0003

В местах, где расположены курорты, на территориях санаториев, домов отдыха и в зонах отдыха городов с населением более 200 тыс. человек. Концентрации примесей, загрязняющих атмосферный воздух, не должны превышать 0,8 ПДК.

На предприятиях и в населенных местах, где применяют вредные вещества, должны разрабатываться и внедряться мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния, новые прогрессивные технологии, исключающие контакт человека с вредными веществами.

Экологическое нормирование – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по разработке, утверждению экологических нормативов и обеспечению их соблюдения хозяйствующими субъектами.

Экологические нормативы – это научно обоснованные и обязательные для выполнения меры предельно допустимого отрицательного воздействия человека на окружающую природную среду. Под отрицательным воздействием понимается деятельность человека, вносящая физические, химические, биологические изменения в природную среду, которые угрожают состоянию здоровья и жизни человека, состоянию растительного и животного мира. Превышение экологических нормативов является экологическим правонарушением и влечет за собой прекращение, приостановление или ограничение экологически вредной деятельности, а также применение мер юридической ответственности.

Экологические нормативы устанавливаются на основании трех показателей:

  1. медицинский, т. е. пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду;

  2. технологический, т.е. во внимание способность имеющихся технологий обеспечить выполнение установленных нормативов;

  3. научно-технический, т. е. способность научно-технических средств контролировать предельно допустимое воздействие по всем его параметрам.

В соответствии с действующим законодательством систему экологических нормативов составляют:

  1. нормативы качества окружающей природной среды;

  2. нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающей природной среду;

  3. нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;

  4. экологические стандарты;

  5. нормативы санитарных и защитных зон.

2.1. Нормативы качества окружающей природной среды.

Нормативы качества окружающей природной среды являются едиными для всей территории России. С учетом природно-климатических особенностей, повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников. заказников, курортов и т.п.) допускается установление более строгих нормативов.

К этим нормативам относятся:

а) нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических и биологических веществ – количество вредного вещества в окружающей природной среде, практически не влияющее на состояние здоровья человека, а также на состояние диких животных, растений, микроорганизмов, природные сообщества в целом, их показатели устанавливаются для атмосферного воздуха, водных объектов хозяйственно-питьевого и бытового назначения, почв;

б) нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий — шума, вибрации, электромагнитного излучения и теплового воздействия;

2.2. Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду.

Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на окружающую природную среду регламентируют деятельность источников такого воздействия — промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных технологических процессов, оборудования, транспортных средств других.

Данная группа нормативов включает:

а) нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) – количество вредных веществ, которые разрешается выбрасывать за единицу времени в атмосферный воздух;

б) нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) – количество загрязняющих вещества в сточных водах, поступающих за единицу времени в водные объекты;

Нормативы ПДВ И ПДС устанавливаются для каждого источника вредного воздействия исходя из условий недопустимости превышения нормативов ПДК в данном регионе. В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники вредного воздействия, предельно допустимых нормативов выбросов и сбросов им могут устанавливаться временно согласованные нормативы. При этом соответствующие юридические лица обязаны разработать и представить для утверждения в государственные органы планы поэтапного уменьшения загрязнения;

в) нормативы образования отходов – установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

г) лимиты размещения отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов (полигонах, шлакохранилищах, отвалах горных пород и т.п.).

Нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов устанавливаются для всех предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы.

Проекты нормативов ПДВ, ПДС, образования и размещения отходов разрабатываются самими хозяйствующими субъектами, которые представляют их для утверждения в комитеты природных ресурсов, а при возможности трансграничного загрязнения — в МПР РФ. Устанавливаются эти нормативы в разрешениях на загрязнение, выдаваемыми указанными комитетами природопользователям;

д) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве

е) нормативы ПДУ радиационного облучения населения в результате использования источников ионизирующего облучения – установлены ФЗ «О радиационной безопасности населения» (ст. 9) в виде среднегодовой эффективной дозы и эффективной дозы за период жизни и составляют соответственно:

для населения – 0,001 зиверта и 0,07 зиверта;

для работников, т. е. лиц, постоянно или временно работающих непосредственно с источниками ионизирующих излучений, — 0,02 зиверта и 1 зиверт.

Под эффективной дозой понимается величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.

2.3. Нормативы использования природных ресурсов.

Нормативы (лимиты) использования природных ресурсов устанавливаются в целях предупреждения их истощения и нарушений равновесия в окружающей среде с учетом их способности к самовоспроизводству. Они представляют собой объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, устанавливаемые государственными органами природопользователям на определенный срок. К ним могут быть отнесены:

  1. нормы отвода земель для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, магистральных трубопроводов, мелиоративных систем и т.п.;

  2. лимиты водопользования – предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок;

  3. расчетная лесосека – норматив, используемый в лесном хозяйстве, она представляет собой норму вырубки древесины, соответствующий ее годовому приросту, который устанавливается по каждому лесхозу, а в отдельных случаях – по каждому лесничеству и передаваемому в пользование участку леса;

  4. лимиты использования объектов животного мира – устанавливаются при охоте, рыболовстве, а также добычи животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Для природопользователей эти нормативы определяются в лицензиях на пользование природными ресурсами, нормы отвода земель утверждены Министерством строительства РФ.

2.4. Экологические стандарты

Экологические стандарты устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества, продукты потребления и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека. В настоящее время такие стандарты являются частью государственных стандартов (ГОСТов). Они утверждаются Государственным комитетом по стандартизации РФ и являются едиными на территории всей страны. В том случае, если такие стандарты отсутствуют, товаропроизводитель должен инициировать их разработку.

2.5. Нормативы санитарных и защитных зон.

Нормативы санитарных и защитных зон представляют собой размер территории, в пределах которой установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности. Действующим законодательством предусмотрено создание различных по своему назначению и режиму зон. Так, вокруг промышленных, коммунальных и складских объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны, в которых не допускается размещение жилых домов, детских садов, школ, учреждений здравоохранения, отдыха, спортивных и физкультурно-оздоровительных объектов, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции. С целью защиты водных объектов от загрязнения вокруг них могут устанавливаться водоохранные зоны, на их территориях запрещается, например, размещение складов ядохимикатов, кладбищ, скотомогильников, свалок отходов, распашка земли, рубка деревьев и некоторые иные виды хозяйственной деятельности. Вокруг водоемов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны. Для предотвращения неблагоприятного антропогенного воздействия на заповедники, национальные и природные парки, другие особо охраняемые природные территории, на прилегающих к ним участках могут создаваться охранные зоны, в пределах которых ограничиваются или запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности.

Post navigation

Previous Post:

Каковы поражающие факторы пожара

Next Post:

Производственная санитария и гигиена труда

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes