Экономические споры
Экономические споры — это разногласия, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, которые непосредственно связаны именно с деятельностью данных субъектов.
Содержание
- Виды экономических споров
- Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений
- § 28. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
- Общая характеристика споров, разрешаемых арбитражными судами.
- Причины экономических конфликтов и их предупреждение.
- Процедуры разрешения споров арбитражными судами.
- 4. Пути повышения эффективности разрешения споров в арбитражных судах.
- Системная реформа в содействии экономическому росту
- Роль федеральных судов в регулировании экономики
- Прямые инвестиции в юридические услуги
- Прямые инвестиции в федеральные суды
- Важность эффективного управления случаями
Виды экономических споров
Преддоговорные споры
Они возникают в самом начале установления договорных отношений, когда еще и договор-то сторонами не подписан. Спорят стороны о договорных условиях. От того, как эти условия будут определены, может потом зависеть очень многое. Если стороны вдруг поссорятся, то суд, рассматривая их спор, будет неукоснительно исходить из условий договора точно так же, как если бы это был закон.
Можно, конечно, найти и другого контрагента, что чаще всего и бывает, если сразу ясно, что договорные отношения не складываются. Но как быть, если данное предприятие – монополист по выпуску товаров определенного рода (например, единственный хлебозавод на весь городок)? Торговым предприятиям только и остается, что привести его в суд и попытаться настоять на своих договорных условиях. Правда, это возможно при наличии обязательно письменной договоренности, что стороны не возражают против рассмотрения преддоговорного спора в арбитражном суде.
Бывает так, что какое-то предприятие вообще уклоняется от заключения договора, хотя стороны уже предварительно договорились его заключить. И в этом случае можно отстоять свои интересы с помощью арбитражного суда.
Договорные споры
Именно они чаще всего встречаются в арбитражном суде. Чаще всего приходится спорить о неисполнении или о ненадлежащем исполнении договорных обязательств. В этих случаях закон дает право взыскать все убытки, причиненные срывом договорных обязательств. Например, мебельную фабрику суд обяжет выплатить магазину убытки, связанные с устранением недоделок, или заставит исполнить обязательство в натуре (например, отремонтировать мебель на месте), или взыщет долг с уплатой процентов, или применит иные меры гражданско-правовой ответственности.
Гораздо реже стороны договора спорят об изменении или о расторжении договорных обязательств. Однако здесь стороне, пожелавшей изменить или расторгнуть договор, нужно доказать, что обстоятельства существенно изменились и в момент заключения договора их нельзя было предусмотреть.
Споры о нарушении прав собственника (законного владельца)
Если, например, на первом этаже дома, жители которого объединены в товарищество собственников жилья, открыли круглосуточное музыкальное кафе и жильцы потеряли покой и стали беспокоиться о своей личной безопасности, можно от имени товарищества подать иск в арбитражный суд и потребовать защиты своих законных прав.
И, разумеется, можно истребовать свое имущество, если какая-либо организация незаконно им завладела.
Споры, связанные с причинением убытков
Убытки могут причиняться как в результате неисполнения договоров, так и в случаях, когда между сторонами спора договор и не заключался. Например, если в офисном здании, где арендуют помещения несколько фирм, по неосторожности работника одной из них произошла утечка воды и были испорчены помещения другой фирмы, то стоимость ремонтных работ можно взыскать через арбитражный суд, если фирма, чей сотрудник проявил неосторожность, ее добровольно не возместила.
Споры с государственными органами
Понятно, что государство должно в определенной мере регулировать бизнес, но бывает, что чиновники не выполняют в полной мере возложенных на них обязанностей. Например, множество споров связано с отказом местных органов власти в регистрации предприятий или уклонением от регистрации в определенный срок. Восстановить справедливость может арбитражный суд.
Нередки и споры с налоговыми органами по поводу необоснованного, по мнению организаций, взыскания налогов, штрафов и пени. Доказать свою правоту и вернуть свои деньги можно в арбитражном суде.
Пожарные, санитарные и другие контрольные органы своими действиями тоже могут доставить предприятиям немало проблем (вплоть до закрытия предприятий), и если предприниматели чувствуют свою правоту, то отстоять свои законные интересы им поможет арбитражный суд.
Споры о защите чести, достоинства, деловой репутации
Доброе имя – очень важный актив любой уважающей себя фирмы. Вот почему фирмы так болезненно воспринимают любые недостоверные сведения, которые бросают на них тень. Российский бизнес только развивается, и пока таких споров в арбитражных судах меньше, чем за рубежом.
Отметим, что законодатель справедливо оставляет этот перечень открытым, поскольку арбитражные суды могут рассматривать и другие виды экономических споров, учитывая, что предусмотреть в экономической жизни абсолютно все просто невозможно.
Понятие и виды экономических споров
У каждого из субъектов права, ведущих предпринимательскую деятельность, есть свои собственные интересы, преследуя которые они могут вступить в конфликт друг с другом. Для разрешения конфликта нужна третья сторона, объективная и независимая. Такой стороной выступает арбитражный суд, который разрешает споры между организациями. Порядок рассмотрения дел арбитражными судами устанавливается Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).
Экономические споры — это разногласия, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности, которые непосредственно связаны именно с деятельностью данных субъектов.
Рассмотрим основные виды экономических споров, которые наиболее часто встречаются в арбитражной практике:
1. Преддоговорные споры. Они возникают в самом начале договорных отношений, когда еще и договор-то сторонами не подписан. Спорят стороны о договорных условиях. От того, как эти условия будут определены, потом будет зависеть очень многое. Если стороны вдруг поссорятся, то суд, рассматривая их спор, будет неукоснительно исходить из условий договора точно так же, как если бы это был закон. Можно, конечно, найти и другого контрагента, что чаще всего и бывает, если сразу ясно, что договорные отношения не складываются. Но как быть, если данное предприятие – монополист по выпуску товаров определенного рода (например, единственный хлебозавод на весь городок)? Торговым предприятиям только и остается, что привести его в суд и попытаться настоять на своих договорных условиях.
2. Договорные споры. Это споры о правах и обязанностях сторон, вытекающих из уже заключенного договора. Именно они чаще всего и встречаются в арбитражном суде. Как правило, это споры о неисполнении или о ненадлежащем исполнении договорных обязательств. В этих случаях закон дает право взыскать все убытки, причиненные срывом договорных обязательств, или заставить исполнить обязательство в натуре, или взыскать долг с уплатой процентов, или применить иные меры гражданско-правовой ответственности.
Гораздо реже стороны договора спорят об изменении или о расторжении договорных обязательств. Однако здесь стороне, пожелавшей изменить или расторгнуть договор, нужно доказать, что обстоятельства существенно изменились и в момент заключения договора их нельзя было предусмотреть. Например, в связи с повышением курса доллара поездки за товаром в другие страны стали невыгодными, и поэтому поставщик хочет расторгнуть договорные отношения с торговым предприятием. Разумеется, можно потребовать расторжения договора, если контрагент нарушает договор.
3. Споры о нарушении прав собственника (законного владельца). В этих спорах истец может требовать либо устранить препятствия в пользовании принадлежащим ему имуществом или истребовать свое имущество у того, кто каким-либо образом завладел им незаконно.
4. Споры, связанные с причинением убытков. Убытки могут причиняться как в результате неисполнения договоров, так и в случаях, когда между сторонами спора договор и не заключался.
5. Споры с государственными органами. Как уже говорилось, государство в определенной мере регулирует бизнес. Но иногда государственные органы делают это с нарушением норм законодательства. Множество споров связано с местными органами власти, допустим, отказывающими в регистрации или уклоняющимися от регистрации предприятий в определенный срок. Помочь бизнесменам может арбитражный суд, если они в него обратятся. Часто приходится спорить с налоговыми органами. Например, если они взыскивают с банковского счета предприятия излишнюю сумму или незаконно накладывают штрафы. Возвратить свои деньги можно через арбитражный суд.
6. Споры о деловой репутации, товарных знаках. (Доклад)
Однако следует иметь в виду, что по некоторым категориям споров заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулированию разногласий путем непосредственных переговоров с другой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Например, арендодатель до предъявления к арендатору иска о расторжении договора аренды должен направить ему письменное предупреждение о необходимости устранить нарушения и исполнить обязательство в разумный срок. И только в случае, если арендатор не устранит допущенных нарушений, не исполнит обязательства (например, не погасит задолженности по арендной плате), арендодатель вправе обратиться в суд.
Одной из разновидностей досудебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для некоторых категорий экономических споров. Так, например, до предъявления к перевозчику (железной дороге, морскому или речному пароходству, авиа- или автотранспортному предприятию) иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии письменного требования уплатить неустойку, возместить убытки и др. И лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок грузоотправитель или грузополучатель вправе обратиться с иском в суд. Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сторонами в договоре, хотя бы по закону он и не требовался.
Рассмотрение экономических споров в арбитражных судах
Арбитражный суд — единственный в Российской Федерации государственный орган, имеющий право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, а также между гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Организационно-структурная система арбитражных судов строится на трех уровнях.
Первый уровень — федеральные арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов). На этом уровне рассматриваются дела по первой инстанции, пересматриваются дела по апелляции на не вступившие в законную силу решения.
Второй уровень формируют десять федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых является кассационной инстанцией по отношению к группе арбитражных судов, образующих один судебный округ. В кассационной инстанции проверяются решения арбитражного суда с позиции правильности применения норм материального и процессуального права.
Третий уровень представляет Высший Арбитражный Суд. Согласно ст. 127 Конституции РФ он является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и других дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебно-арбитражной практики.
Арбитражный процесс –это урегулированная нормами арбитражного процессуального законодательства деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных постановлений.
Арбитражный процесс делится на следующие стадии:
— производство в суде первой инстанции (предъявление иска, подготовка дела к судебному разбирательству и само судебное разбирательство);
— производство в апелляционной инстанции (Апелляция подается на акт суда первой инстанции, не вступивший в законную силу в течение месяца после его принятия. Арбитражный суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда без изменения, а жалобу — без удовлетворения; отменить решение полностью или в части и принять новое решение; отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью либо в части);
— производство в кассационной инстанции (Кассационная жалоба — жалоба на решение или приговор суда, не вступивший в силу. Кассационная жалоба, как и апелляционная жалоба, может быть подана в течение месяца после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда);
— производство в порядке надзора (Это порядок пересмотра решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, вступивших в законную силу, а также кассационных определений, которыми такие постановления оставлены без изменения, отменены или изменены);
— пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам;
— исполнительное производство (Это заключительная стадия арбитражного процесса. На основании вступившего в законную силу решения арбитражным судом выдается исполнительный лист, обязательный к исполнению всеми организациями, учреждения- ми, должностными лицами и гражданами на всей территории Российской Федерации).
Субъектами процессуальных отношений являются с одной стороны суд, а с другой – участники процесса (лица, участвующие в деле: истец и ответчик, трети лица, прокурор, гос.органы, органы местного самоуправления). В состав лиц, содействующих правосудию входят представители в суде, свидетели, эксперты, переводчики.
Лицо, право которого нарушено или оспаривается, подает в суд исковое заявление в письменном виде с соблюдением требований, указанных в АПК РФ. В нем излагаются требования истца со ссылкой на законы и другие нормативно-правовые акты, обстоятельства, на которых основаны исковые требования, доказательства, подтверждающие основания исковых требования.
Вместе с исковым требованием истец долен предоставить доказательства направления претензии, доказательства направления копии иска ответчику. Также при подаче искового заявления истец должен предоставить документ, подтверждающий оплату госпошлины.
Общий срок рассмотрения арбитражных дел – два месяца со дня поступления искового заявления в суд.
Исковая давность – это срок для защиты прав или охраняемого законом интереса по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года.
Исковое заявление — это письменное обращение граждан в судебные инстанции с определенными требованиями к другим лицам. Тот, кто подает такие требования, в законодательстве называется истцом, а вот его контрагент — ответчиком. Исковое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями, которые установлены законодателем.
В исковом заявлении в соответствии со ст. 125 АПК РФ должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
10) перечень прилагаемых документов.
Согласно ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагаются следующие документы:
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений
Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражных судов является характер правоотношений, который определен в ст.ст. 27-33 АПК-2002. Арбитражному суду, в частности, подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений. В данном случае имеются в виду отношения, регулируемые гражданским законодательством. Круг этих отношений определен в п.п. 1, 2 ст. 2 ГК, в числе которых особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом ГК исходит из того, что «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (п. 1 ст. 2 ГК) Собрание законодательства. 1994. № 32. Ст.3301..
Таким образом, для решения вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие названных выше критериев в совокупности, то есть сочетание характера правоотношений и субъектного состава участников.
Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом.
В ч. 2 ст. 22 АПК-1995 дается открытый перечень экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, разрешаемых арбитражным судом. В него, в том числе, включены споры:
- · о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
- · об изменении условий или о расторжении договоров;
- · о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
- · о признании права собственности;
- · об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
- · о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
- · о возмещении убытков.
В АПК-2002 законодатель отказался от вышеприведенной регламентации круга споров, возникающих из гражданских правоотношений, разрешаемых арбитражным судом, и в ст. 28 указал следующее: Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Споры о разногласиях по договору (преддоговорные споры) подведомственны арбитражному суду в двух случаях. Во-первых, когда законом или иными правовыми актами предусмотрены обязанность одной из сторон заключить договор либо право на передачу спора, возникшего при заключении договора, арбитражному суду. Во-вторых, если стороны заключили соглашение о передаче преддоговорного спора на рассмотрение арбитражного суда.
Обязанность заключить договор для одной из сторон может быть установлена законом, иным правовым актом. Например, такая обязанность предусмотрена для коммерческих организаций при заключении публичного договора (ст. 426 ГК). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. 445 ГК).
При возникновении разногласий при заключении договора, когда в соответствии с законом, иными правовыми актами заключение договора обязательно для стороны, которой направлена оферта (п.1 ст. 445 ГК), либо для стороны, направившей оферту (п. 2 ст. 445 ГК), другая сторона вправе передать разногласия на рассмотрение суда (споры по протоколу разногласий).
Обязанность заключения договора для обеих сторон может быть предусмотрена договором. К числу преддоговорных споров, подведомственных арбитражному суду в силу соглашения сторон, относят требование одной из сторон предварительного договора о понуждении другой стороны к заключению основного договора (ст. 429, п. 4 ст. 445 ГК), хотя преддоговорным этот спор можно назвать условно, так как сторона требует исполнения обязательства, возникшего из предварительного договора.
Арбитражному суду в силу соглашения сторон подведомственны также споры о разрешении разногласий по отдельным условиям договора, возникшие при его заключении.
Споры об изменении условий и расторжении договоров подведомственны арбитражным судам во всех случаях, независимо от вида договора. Согласно п. 1 ст. 450 ГК, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут на основании решения суда: 1) если другая сторона существенно нарушает договор; 2) в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами или договором.
Арбитражный суд рассматривает споры, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. Наиболее распространенными спорами данного вида являются споры по поводу возложения мер имущественной ответственности на неисправных должников, о понуждении исполнения обязательства в натуре и др.
Споры о признании права собственности, а также связанные с истребованием имущества из чужого незаконного владения либо с нарушением прав собственника или титульного владельца без лишения владения подведомственны арбитражному суду. Иными словами, это споры о применении вещно-правовых способов защиты права собственности и титульного владения, предусмотренные гл. 20 ГК.
Распространенные в практике арбитражных судов иски о возмещении убытков могут быть обусловлены неисполнением договорных обязательств, и тогда убытки выступают в качестве основного вида ответственности за неисполнение обязательств, либо требование о возмещении убытков может быть способом защиты гражданских прав, нарушенных, например, дорожно-транспортным происшествием, либо изданием государственным или иным органом ненормативным актом, признанным арбитражным судом недействительным. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации. Под ред. Яковлева В.Ф. С.53. М. 1995.
С июля 1995 года к подведомственности арбитражного суда впервые отнесена новая категория дел по спорам, связанных с защитой чести, достоинства и деловой репутации. Честь, достоинство и деловая репутация рассматриваются гражданским законодательством в качестве нематериальных благ и защищаются им (ст.ст. 2, 150, 152 ГК). В частности, ст. 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Таким правом обладает любой гражданин, в том числе и имеющий статус индивидуального предпринимателя, который вправе обратиться в арбитражный суд с требованиями о защите его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 152 ГК юридическое лицо также вправе обратиться в арбитражный суд с требованием об опровержении порочащих его деловую репутацию сведений или о признании этих сведений не соответствующими действительности, о возмещении убытков, причиненных распространением таких сведений.
Также подведомственной арбитражному суду является категория споров о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке. При этом, отнесение этой категории дел к группе споров, возникающих из гражданских правоотношений, представляется весьма условным, так как в действительности это определяется характером отношений и видом документа. Например, подобная форма судебной защиты прав, вытекающих из векселя, бесспорно должна быть отнесена к категории гражданских, чего не скажешь, например, о требовании признать не подлежащим исполнению инкассового поручения уполномоченного государственного органа на безакцептное списание денежных средств.
Закон предоставляет участникам гражданских правоотношений возможность выбирать, в какой орган обратиться за разрешением спора, подведомственного арбитражному суду, — к нему или к третейскому. Эта возможность ограничена, однако, двумя обстоятельствами, которые необходимо иметь в виду. Во-первых, речь должна идти о споре, вытекающем только из гражданских, а не из административных или каких-либо иных правоотношений. И, во-вторых, соглашение возможно лишь по спору, подведомственному арбитражному суду. Причем оно может быть реализовано сторонами не на любой стадии процесса, а лишь до того, как арбитражный суд принял решение по существу спора. Отложение слушания дела или приостановление производства по нему не препятствуют выработке сторонами такого соглашения. И, наконец, последнее: стороны должны четко сформулировать, о каком конкретно споре достигнуто между ними соглашение.
По одному из дел Президиум ВАС не согласился с определением, в котором подведомственность дела арбитражному суду мотивировалась наличием между сторонами соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда Обзор практики применения законодательства о подведомственности споров арбитражным судам. Компьютерная база DM ВАС РФ.. В действительности же между сторонами был заключен договор строительного подряда, в одном из пунктов которого предусматривалось, что, в случае не достижения согласия между ними конкретно по этому пункту, спор подлежит рассмотрению третейским судом. В ходе исполнения договора возник спор, касающийся взаиморасчетов между сторонами в целом, по поводу чего и был предъявлен иск. Таким образом, поскольку соглашение касалось лишь одного из условий договора, распространять его на другие пункты того же договора нельзя. Вот почему определение было отменено, а дело направлено для рассмотрения в арбитражный суд.
Предыдущий | Оглавление | Следующий
§ 28. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС
1. Общая характеристика споров, разрешаемых арбитражными судами.
2. Причины экономических конфликтов и их предупреждение.
3. Процедуры разрешения споров арбитражными судами.
4. Пути повышения эффективности разрешения споров в арбитражных судах.
Общая характеристика споров, разрешаемых арбитражными судами.
Арбитражные суды России являются специализированными судами, предназначенными для разрешения конфликтов (споров), возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности. Эти споры принято и в законодательстве, в том числе в Конституции Российской Федерации, и в практике называть экономическими спорами. В большинстве своем они действительно имеют имущественное содержание.
Арбитражный суд для спорящих сторон является тем третьим лицом к которому они обращаются за разрешением конфликта, поскольку стороны оказались не в состоянии преодолеть его сами. Судебная процедура разрешения конфликтов обеспечивает мирное их прекращение с использованием, однако, элемента силы в виде государственного понуждения, которому спорящие стороны обязаны подчиниться.
Законом предусмотрено, что арбитражным судам подведомственны две основные группы споров.
Первая – экономические споры между предпринимателями, независимо от формы собственности, на которой основывается предпринимательская деятельность, и независимо от того, в какой организационно-правовой форме предпринимательская деятельность осуществляется. Спорящими сторонами в арбитражных судах выступают как различные организации и предприятия (государственные, частные, акционерные общества товарищества различных видов и др.), так и граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Вторая группа споров – это споры между предпринимателями и органами государственной власти и управления. Предприниматели вправе обжаловать в арбитражные суды акты государственных органов, которые, по мнению заявителей, противоречат закону и нарушают права и интересы предпринимателей.
Споры, разрешаемые арбитражными судами, являются конфликтами одиночного характера Спорящими сторонами выступа-
ют отдельные лица, хотя, разумеется, эти лица могут представлять собой предприятия со многими тысячами людей, работающих на нем. Предметом споров являются экономические проблемы и разногласия, а объектами конфликтов выступают имущественные блага (предприятия, здания, оборудование, деньги, ценные бумаги), иногда, и даже довольно часто, весьма масштабного характера. Сегодня не редкостью являются споры по поводу имущественных ценностей во многие миллионы и даже миллиарды рублей. Можно определенно утверждать, что арбитражные суды находятся на острие столкновения крупных экономических интересов. От их решения часто зависят существование, судьба огромных предприятий, коллективов, имущественных комплексов.
Весьма существенной особенностью разрешаемых арбитражными судами конфликтов является то, что судебный порядок прекращения этих конфликтов не является единственным. К альтернативным методам преодоления экономических конфликтов относятся прямые переговоры спорящих сторон, достижение ими компромиссных решений, использование для этих целей консультантов, посредников, примирителей, которые предлагают спорящим сторонам возможные модели и варианты разрешения конфликтов. Законодательство предусматривает также возможность разрешения экономического спора по желанию сторон третейскими судами, являющимися частным коммерческим арбитражем.
Таким образом, у спорящих сторон всегда есть возможность выбора способа преодоления конфликта. Возможность такого рода выбора обосновывается самим характером предпринимательских отношений. Предприниматель ведет свои дела самостоятельно, на свой риск и страх, и он вправе выбирать между государственным или негосударственным институтами для разрешения конфликтов, в которые оказывается втянутым.
В наше время наблюдаются попытки использования для преодоления возникших предпринимательских конфликтов и незаконных методов. Подчас предприниматели сами либо путем обращения ,к противозаконным силовым формированиям оказывают насильственное воздействие на своего партнера по деловым отношениям с целью заставить его отказаться от какого-то имущественного блата или, напротив, передать это имущество. Очевидно, что такие методы разрешения конфликтов не имеют ничего общего с нормальной предпринимательской деятельностью, носят уголовно-наказуемый характер и должны вытесняться как карательными мерами государства, так и, главное, совершенствованием и повышением эффективности цивилизованных способов процедуры разрешения предпринимательских конфликтов.
Причины экономических конфликтов и их предупреждение.
По-видимому, наиболее распространенной причиной конфликтов в области предпринимательской деятельности является дезорганизация, то есть нарушение нормального состояния экономических отношений. Причем эта дезорганизация может носить как общий характер, характеризующий состояние экономических отношений
в обществе в целом, так и частный, то есть связанный с нарушением конкретных экономических отношений между определенными лицами. Наиболее мощным фактором возникновения конфликтов является общая дезорганизация экономических отношений, особенно свойственная переходному периоду общества и его экономики. Именно такой период переживает российская экономика. Происходит крупномасштабное преобразование собственности, по существу – передел собственности в сфере производства. Приватизация объективно и неизбежно порождает конфликты, поскольку связана с экономическими интересами едва ли не всех членов общества. Объяснимым и понятным является в связи с этим резкое увеличение в арбитражных судах споров, сопряженных с приватизацией, с собственностью на здания, оборудование, предприятия и иные ценности.
Кроме общих причин действовали и будут действовать причины частного порядка. Экономические споры, разрешаемые судами, были, есть и будут всегда, в любом обществе. Значительная часть споров порождается правонарушениями, которые представляют собой либо нарушение закона, либо нарушение договоров, связывающих стороны между собой. Но многие споры, разрешаемые арбитражными судами, возникают в отсутствие правонарушения. Они появляются как следствие различных толкований закона или договора. Часто формулировки закона являются неопределенными, содержат в себе противоречия и двусмысленности, что в конечном счете и порождает, серьезные споры между сторонами, каждая из которых убеждена в своей правоте. Одной из весьма ощутимых причин конфликтов предпринимателей до последнего времени было и остается несовершенство законодательства, во многом его устарелость, противоречивость, наличие в нем огромных пробелов. Достаточно указать в качестве примера на то, что в практике сейчас широко применяется такой институт, как банковская гарантия погашения полученного кредита. Между тем законодательства, которое регулировало бы банковскую гарантию с учетом ее особенности, не было. Оно появилось только с введением части первой нового ГК. Судам приходилось применять более общее законодательство о поручительстве, что, конечно, помогало выйти из положения, но в то же время являлось одной из причин возникновения излишних конфликтов. В качестве общего вывода можно указать на то, что причины возникновения споров в сфере предпринимательской деятельности в целом, по-видимому, не устранимы, но в то же время число и острота конфликтов могут быть существенно снижены устранением многих факторов переходного периода, особенно таких, как несовершенство законодательства, слабость мер экономического воздействия на правонарушителей, неподготовленность многих предпринимателей к ведению дела на добротной правовой основе.
Процедуры разрешения споров арбитражными судами.
Арбитражные суды осуществляют два вида судопроизводства: гражданское и административное. Процессуальные правила того
и другого в целом являются едиными, хотя и обладают некоторыми, не столь существенными различиями. Можно также обратить внимание на то, что судебная процедура в арбитражных судах уже в настоящее время весьма близка к процедуре гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции. Наблюдается тенденция дальнейшего сближения гражданского процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Эта тенденция особенно заметна в тексте нового Арбитражного процессуального кодекса, вступившего в действие с 1 июля 1995 года. Вместе с тем определенные особенности арбитражно-процессуального судопроизводства сохраняются.
Главные отличия арбитражно-процессуального производства состоят в следующем. Во-шервых, здесь в ряде случаев применяется процедура досудебного урегулирования возникшего конфликта. Предприниматели не торопятся обращаться в суд, а делают попытки урегулировать спор путем прямых контактов с контрагентом или оппонентом по опору. Несомненно, чем выше уровень культуры деловых отношений, тем чаще и надежнее используется именно этот метод преодоления возникающих противоречий.
Здесь, однако, есть один чисто юридический момент – превращает ли закон досудебное урегулирование спора в обязанность сторон? Иначе говоря, должна ли попытка досудебного урегулирования спора быть обязательным условием принятия судом спора к своему рассмотрению? Арбитражный процессуальный кодекс 1992 года требовал от спорящих сторон обязательного соблюдения досудебного, претензионного порядка урегулирования споров. Казалось бы, это правильно, поскольку, как уже отмечалось, соответствует характеру предпринимательских отношений. Однако на практике в современных условиях претензионный порядок стал для добросовестного предпринимателя препятствием к эффективной защите его прав и интересов, поскольку недобросовестная сторона зачастую использовала претензионный порядок для сокрытия имущества, денег и таким образом сводила на нет эффективность судебной защиты. Кроме того, претензионный порядок, сопряженный с определенными сроками, существенно отражался на быстроте, оперативности в устранении правонарушений, что особенно нежелательно в условиях инфляции. Поэтому новейшее арбитражно-процессуальное законодательство, не отвергая самой идеи досудебного урегулирования спора сторонами в добровольном порядке, отказывалось от него в качестве обязательной стадии для всех экономических споров.
Вторая особенность арбитражного судопроизводства состоит в том, что спорящие стороны могут передавать любой опор, кроме опоров с органами государственной власти и управления, в третейский суд,разовый или постоянно действующий. Передача спора на разрешение третейского суда, по общему правилу исключает возможность разрешения этого спора арбитражным судом. В арбитражный суд можно обратиться лишь постольку, поскольку обнаружится невозможность разрешения спора в третейском суде.
Наиболее .крупная особенность состоит в том, что арбитражный суд по закону обязан в ходе рассмотрения дела использовать метод арбитрирования (отсюда и название арбитражного суда), то есть попытаться помочь сторонам найти компромиссное, взаимоприемлемое решение, с которым обе стороны согласились бы, разумеется, в рамках закона.
Арбитражный суд принимает к своему рассмотрению и разрешению спор только по инициативе одной из спорящих сторон, выраженной в обращенном к суду исковом заявлении. В отличие от ранее существовавших органов государственного арбитража арбитражные суды не вправе по своей инициативе возбуждать дела и разрешать споры между сторонами, которые в суд не обращались. Рассмотрение дела завершается вынесением судебного решения, которым и прекращается существовавший конфликт. Спорящие стороны обязаны принять судебное решение, подчиниться ему и исполнить его.
4. Пути повышения эффективности разрешения споров в арбитражных судах.
Эффективность судебного порядка разрешения споров и масштабы использования этого способа преодоления конфликта зависят от совершенства материального и процессуального законодательства. Статистика, характеризующая деятельность арбитражных судов, свидетельствует, с одной стороны, о том, что-судебный порядок разрешения конфликтов используется достаточно широко. Вместе с тем, имеются данные, указывающие на то? что возможности судебной процедуры используются недостаточно, далеко не во всех случаях, когда это было бы целесообразно и необходимо. Очевидно, из этого можно сделать вывод о том, что действовавшие процессуальные нормы и организация разрешения опоров арбитражными судами нуждались в дальнейшем совершенствовании. С принятием новых законов оно и произошло.
За год арбитражными судами России разрешается примерно 300 000 конфликтов. Отмечается резкое снижение некоторых споров, ранее широко разрешавшихся органами государственного арбитража. Особенно это касается преддоговорных споров. Однако наблюдается некоторое сокращение и таких споров, уменьшение числа которых не имеет под собой объективных оснований, например споров, связанных с расчетами за товары и услуги – при массовом распространении неплатежей по договорам и колоссальном росте просроченной задолженности за реализованные товары и услуги. Уменьшение числа этих споров требует внимательного анализа. По-видимому, действующий механизм судебной защиты оказывается не вполне эффективным. Вместе с тем, наблюдается значительный рост споров, связанных с кредитными договорами, договорами на расчетно-кассовое обслуживание, споров о собственности на имущество, о признании заключенных договоров недействительными Постоянно и интенсивно возрастает число конфликтов, связанных с оспариванием предпринимателями актов органов государственной власти и управления, особенно об изъятии у предприятий денежных средств и имущества и по взыска-
27Г
нию штрафов и других денежных средств с предприятий, организаций. Эта статистика свидетельствует, очевидно, о том, что по перечисленным конфликтам судебный порядок разрешения споров является более действенным и эффективным.
Анализ законодательства и практики его применения арбитражными судами дают достаточный материал для совершенствования судебной процедуры разрешения предпринимательских опоров. В новых законодательных актах (предусматривается развитие арбитражного судопроизводства ло следующим направлениям.
Прежде всего уточняется и расширяется подведомственность конфликтов арбитражным судам. Арбитражный суд, как суд специализированный, будет теперь рассматривать не все споры с участием юридических лиц, а лишь те из них, которые относились к категории экономических споров. Конечно, в ведении арбитражных судов по-прежнему будут находиться конфликты между предпринимателями и органами государственной власти, если требование предпринимателя будет заявлено в связи с защитой его имущественных прав. Существенное расширение подведомственности дел арбитражным судам произошло за счет включения в сферу их деятельности опоров с участием иностранных предпринимателей и иностранного капитала. До 1 июля 1995 года эти споры рассматривались, как правило, судами общей юрисдикции, за исключением тех случаев, когда по соглашению спорящих сторон конфликты передавались на разрешение арбитражного суда. По мнению самих предпринимателей, в том числе и иностранных, арбитражные суды обладают возможностью разрешения сложнейших опоров, связанных, например, с банковской, биржевой, коммерческой деятельностью на значительно более высоком профессиональном уровне, нежели общие суды, обладающие незначительным опытом или вовсе не имеющие практики в разрешении этих споров.
Второе направление работы состоит в том, что переводится арбитражное судопроизводство преимущественно на начала состязательного судебного процесса. Действовавшее до 1 июля 1995 года законодательство возлагало на суд обязанность активно добывать и исследовать доказательства, ориентируя суды на использование подходов так называемого «инквизиционного» процесса. Зачастую вышестоящие судебные органы отменяли решения судов первой инстанции на том основании, что суд вынес решение в отсутствие доказательств, которые суд не добыл. Такой подход противоречит началам полной автономии, самостоятельности, диспозитивности, на которых строится предпринимательская деятельность и ее правовое регулирование. Предприниматель вправе сам решать, обращаться ему в суд за защитой своих прав и интересов или нет. Только от него зависит объем заявленных требований, степень их обоснованности и подтвержденности представленными им доказательствами. Новое арбитражно-процессуальное законодательство исходит из того, что
каждая из сторон обязана доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, заявляя соответствующие требования или возражая против предъявленного к лей требования. Суд, как третье лицо в споре, призван не собирать и представлять доказательства, а оценивать их. Именно в таком качестве он может достаточно эффективно выполнять роль субъекта, не участвующего в споре, а разрешающего его.
Разумеется, принцип состязательности не должен абсолютизироваться. В тех случаях, когда это необходимо, например, при явном соотношении сил не в пользу «слабой» стороны в споре, суд, очевидно, должен несколько уравновешивать шансы сторон в достижении начал справедливости. Например, суд вправе и обязан помочь фермеру, другому предпринимателю, ведущему свои дела индивидуально, когда он спорит с мощной в финансовом, организационном и юридическом отношении фирмой, чтобы обеспечить равные возможности правовой защиты.
Одним из важных вопросов судопроизводства является вопрос о том, какие доказательства – устные или письменные, должны иметь преобладающее значение в практике арбитражных судов и каким должно быть преимущественно судопроизводство – письменным или устным. Представляется, что сама особенность предпринимательской деятельности, оформление ее различными документами, в том числе договорами и документами об исполнении договоров, о перечислении денежных средств, о передаче имущества и др., указывает на то, что наиболее весомыми и надежными доказательствами для арбитражного суда должны быть доказательства, представленные и оформленные в письменном виде. Именно с помощью этих доказательств наиболее достоверным образом подтверждаются факты, которые могут быть положены в основу справедливого решения. Такой подход не исключает устных доказательств и устного судоговорения, отражения хотя бы в ограниченных пределах определенных доказательств, например свидетельских показаний, заявлений сторон в протоколе судебного заседания.
До 1 июля 1995 года все сколько-нибудь значительные споры рассматривались по первой инстанции коллегиально. В новом законодательстве, по нашему мнению, найдено оптимальное соотношение единоличного и коллегиального разрешения споров. При этом, по общему правилу, вводится рассмотрение дел в суде первой инстанции судьей единолично, что несомненно значительно сократит сроки разрешения споров. Вместе с тем. дела ряда категорий будут рассматриваться судом в коллегиальном составе, например споры о признании недействительными актов коллегиальных органов власти и управления. Что касается ‘гарантий беспристрастности и законности в разрешении споров, то они будут обеспечиваться возможностью стороны обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящие судебные инстанции, которые будут рассматривать дела исключительно в коллегиальном составе.
Вторая проблема, связанная с составом суда, состоит в возможности привлечения к судебной деятельности так называемых судей-экспертов, не являющихся профессиональными судьями-юристами. Естественно, что судьи-эксперты могут привлекаться к разрешению конфликтов только для участия в коллегиальном составе суда наряду с судьями-юристами. Мировой опыт участия в судебном процессе таких судей-экспертов, например в Германии, Франции, Дании и других странах, указывает на повышение доверия предпринимателей к такому составу суда. Спорящие стороны исходят при этом из того, что опор не будет рассмотрен сугубо формально, не только с позиций требований и правил законов, но суд сможет глубоко проникнуть в существо отношений, из которых возник конфликт, в причины, суть самого конфликта. В качестве судей-экспертов, там, где это практикуется, выступают обычно лица не только с отличной профессиональной .подготовкой и доскональным знанием дела, но и обладающие высокой деловой и нравственной репутацией. Очевидно, что наше процессуальное законодательство должно открыть дорогу к такого рода начинаниям и приобретению опыта использования в арбитражных судах возможностей судей-экспертов, хотя бы первоначально в виде эксперимента.
Спорящие стороны должны пользоваться достаточными гарантиями того, что они смогут обжаловать судебное решение, которое считают незаконным .или несправедливым, и добиться вынесения судебного решения, которое соответствовало бы этим требованиям. И отечественный опыт, и сложившиеся международные стандарты указывают на необходимость дифференцированной регламентации деятельности суда второй и третьей инстанции Целесообразно, чтобы суд второй инстанции по своей сути был апелляционным судом, который мог бы пересмотреть дело как с точки зрения факта, так и с точки зрения права, исследовать, в случае необходимости, дополнительные доказательства и вынести решение, не направляя дело на новое рассмотрение. Напротив, в суде третьей инстанции следовало бы проверять вынесенное решение исключительно с точки зрения права, соответствия решения материальному и процессуальному закону, но не с позиций фактических обстоятельств и их оценки. Такой порядок позволял бы спорящим сторонам более четко представлять и использовать возможности всех трех судебных инстанций, построить правосудие на более рациональных и эффективных началах.
И, наконец, последнее. Не всегда удается обеспечить оперативное исполнение судебного решения даже о взыскании денежных средств, если недобросовестный ответчик искусно укрывает денежные средства, имея несколько счетов в различных банках или припрятывая свои денежные средства на счетах различных родственных, дочерних фирм и т.д. Арсенал средств принудительного воздействия на недобросовестных ответчиков, во-первых, недоста-
точно полон, а во-вторых, используется и сторонами, и судом не всегда, когда это необходимо. Слабо используются, например, такие средства воздействия, как лишение лицензий на банковскую деятельность по отношению к коммерческим банкам, которые систематически не выполняют судебные решения, или меры финансово-экономического воздействия – возложение штрафов на должностных лиц предприятий, не выполняющих решение суда. Не применяются меры уголовной ответственности за неисполнение судебных решений, между тем как такая ответственность уголовным законодательством предусмотрена. Недостаточно отработаны механизмы обращения взыскания долгов на имущество предприятия путем его реализации, не в полной мере работает и институт банкротства предприятий. В настоящее время подготовлены проекты законодательных актов об исполнении судебных решений, в том числе арбитражных. Ускоренное их принятие заметно способствовало бы укреплению правового порядка в экономике, в том числе и в расчетных отношениях. Требуется усиление, а по существу создание заново системы органов государства, отвечающих за исполнение судебного решения.
Предыдущий | Оглавление | Следующий
Правильная ссылка на эту страницу
Конституция РФ, Статья 127
Статья 127
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Комм. Абрамова А.И.
Комиссия также призвала к повторной формулировке учебной программы в университетских юридических школах, вдали от доминирующего внимания к овладению органами материального права, а также к развитию профессиональных навыков высокого уровня и решения проблем.
Системная реформа в содействии экономическому росту
В новой экономической теории сейчас утверждается, что ключевые социальные и политические институты, включая суды, могут быть столь же важны для рабочей экономики, как три фактора в классической экономической теории: деньги, люди и ресурсы. Например, ведущие исследователи зафиксировали связь между эффективным судебным управлением делами об интеллектуальной собственности и количеством и видами передачи технологий и прямых инвестиций как в развитых, так и в развивающихся странах.
Важнейшей гарантией эффективного осуществления хозяйственной деятельности является защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав арбитражным судом.
Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы управления экономикой создали объективные условия для замены государственного арбитража системой арбитражных судов. Конституция закрепляет арбитражный суд как орган правосудия, осуществляющий судебную власть наряду с судами общей юрисдикции. В отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе принципов состязательности, диспозитивности и гласности.
Систему арбитражных судов Российской Федерации возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации относится к высшим органам судебной системы России.
Система и состав арбитражных судов, порядок их образования, основные принципы деятельности и функции отдельных звеньев системы арбитражных судов определены Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995г. Статус судей арбитражных судов, порядок их назначения установлены также Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», действующим в редакции Федерального закона от 21 июня 1995г. Закон «Об арбитражных судах» закрепил трехзвенную систему, состоящую из Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; 10 федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражных судов субъектов Российской Федерации). Последние — это суды первой инстанции, т.е. принимают по существу первое решение по делу. В то же время судом первой инстанции является и Высший Арбитражный Суд, рассматривающий по существу дела, отнесенные к его компетенции. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации одновременно являются и апелляционной инстанцией. Федеральные арбитражные суды округов — это суды кассационной инстанции. Надзорной же инстанцией является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений, порядок и основания их обжалования определены АПК.
Основные принципы деятельности арбитражных судов, сама процедура судебного разбирательства во многом совпадают с гражданским процессом, применяемым судами общей юрисдикции. Как и суды общей юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В АПК такие споры названы экономическими.
К компетенции арбитражных судов отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры, порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.
Наряду с экономическими (имущественными) спорами из гражданских правоотношений, арбитражные суды разрешают споры в сфере управления, вытекающие из административных правоотношений. Возможность опротестовать в арбитражный суд неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления — важное правомочие предпринимателей; осуществление же контроля за законностью актов государственных органов и органов местного самоуправления, признание недействительными незаконных актов, ущемляющих права и интересы организаций и граждан-предпринимателей, — проявление судебной власти.
Таким образом, арбитражные суды рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из гражданских правоотношений, споры в сфере управления, т.е. вытекающие из административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, о защите чести, достоинства и деловой репутации и др.
К экономическим спорам, возникающим из гражданских правоотношений, относятся споры о собственности, споры, возникающие при заключении и исполнении гражданско-правовых договоров и др. Среди споров в сфере управления можно назвать споры о признании недействительными неправомерных актов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц и государственной регистрации граждан — индивидуальных предпринимателей; иных властных актов, не соответствующих законодательству и ущемляющих охраняемые законом права и интересы организаций, а также индивидуальных предпринимателей; споры о возврате незаконно списанных сумм в виде налогов, административных штрафов и т.д.
В состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят: Пленум; Президиум; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В каждой коллегии формируются судебные составы, возглавляемые председателем.
При Высшем Арбитражном Суде действует Совет председателей арбитражных судов и Научно-консультативный совет. Совет председателей судов, являясь совещательным органом, рассматривает важные для всей системы судов вопросы, связанные с их организационной, кадровой и финансовой деятельностью.
Полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда определены Законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Пленум действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда, его заместителей и судей этого Суда. Президиум состоит из Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов.
Пленум наделен большими полномочиями. Он утверждает членов судебных составов, место пребывания федеральных арбитражных судов округов, регламент арбитражных судов, а также решает другие важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Однако главное значение имеют полномочия Пленума, связанные с рассмотрением материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных правовых актов, представляемых арбитражными судами, с подготовкой и дачей разъяснений по вопросам судебной практики.
Основные полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда — рассмотрение конкретных дел в порядке надзора по протестам на решения, вступившие в законную силу, если они уже были обжалованы в апелляционном и(или) кассационном порядке.
Президиум рассматривает также отдельные вопросы судебно-арбитражной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом. Отсюда вытекает, что одним из его важнейших правомочий является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Высшего Арбитражного Суда, даваемые в порядке судебного толкования по вопросам применения законодательства, закрепляют условия применения законодательных и иных правовых актов и способствуют уяснению их смысла. Такие разъяснения принимаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда и обязательны для всей системы арбитражных судов в Российской Федерации. Обязательность разъяснений в виде постановлений Пленума призвана обеспечить единство правоприменительной судебно-арбитражной практики всех арбитражных судов Российской Федерации.
Другим средством обеспечения единства судебно-арбитражной практики является судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, осуществляемый Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации как надзорной инстанцией. Дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов в Российской Федерации рассматривает Президиум Высшего Арбитражного Суда. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда по отдельным делам также оказывают влияние на судебно-арбитражную практику в силу авторитета судебных актов высшего арбитражного органа, принимающего постановления в порядке надзора.
Хотя Высший Арбитражный Суд и рассматривает наиболее важные споры как суд первой инстанции, основной его функцией является обобщение и направление судебно-арбитражной практики, обеспечение ее единообразия путем дачи обязательных разъяснений и осуществления надзора за судебной деятельностью в процессуальных формах.
Закрепленное в ст.127 Конституции требование осуществлять судебный надзор в процессуальных формах исключает возможность вмешательства Высшего Арбитражного Суда в деятельность арбитражных судов в иных формах.
Например, эффективность судебной системы влияет на разрешение частных коммерческих споров, безопасность собственности, поведение государственных должностных лиц, качество законодательства, доверие к широким политическим инициативам и поведение неформальной деятельности, а также преступность.
Роль федеральных судов в регулировании экономики
Преобладающий дух дерегулирования и приватизации в западных демократиях, а также существенный характер новых информационных и коммуникационных технологий означают, что «новая экономика» регулируется менее непосредственно государственными органами, государственными регулирующими органами или бюрократическими организациями, чем это было с основными принципами старой экономики.
1. Согласно статье 127 Конституции систему арбитражных судов РФ возглавляет Высший Арбитражный Суд РФ, который наряду с Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ относится к высшим органам судебной системы России. Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ является также организационным центром системы арбитражных судов. Упоминаемым Конституцией федеральным законом на данный момент является Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Как указано выше, Федеральный суд является основным «деловым судом» в австралийской федеральной системе. При отсутствии определенной роли в Конституции юрисдикция Федерального суда в настоящее время выведена из более чем 120 отдельных федеральных законов.
Судебный контроль административных решений 5%. Таким образом, Федеральный суд играет ключевую роль в различных аспектах экономической деятельности, включая такие ключевые аспекты так называемой «новой экономики» как промышленной и интеллектуальной собственности, а также такие центральные аспекты старой экономики, как признание реальных права собственности на основе родного названия.
2. Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ можно разделить на несколько групп. Прежде всего это судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь три группы дел:
а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
Федеральный суд также играет важную роль в регулировании рынков — рынков капитала посредством обеспечения соблюдения корпораций и законов о конкуренции; и рынков труда, через свою роль в промышленном праве. До недавнего времени в Австралии существовала необычная система трудового законодательства, в которой условия занятости устанавливались централизованно промышленными комиссиями и трибуналами, а не путем коллективных переговоров. Однако сильный сдвиг за последнее десятилетие на коллективные переговоры означал, что австралийские суды, и в частности Федеральный суд, теперь занимаются обеспечением соблюдения соглашений о рабочих местах и арбитражными спорами, имеющими центральное значение для характера производственных отношений.
б) экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал;
в) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Как предлагает Шервуд, суды также играют важную роль в тщательном изучении поведения государственных должностных лиц путем судебного пересмотра административных решений, а также путем разрешения споров в отношении свободы информации, неприкосновенности частной жизни, борьбы с дискриминацией и прав человека, Как отмечалось выше, Федеральный суд недавно взял на себя ответственность за большое количество дел в этой области, которые ранее рассматривались комиссиями или трибуналами.
Роль судов в придании силы частным договорным соглашениям не следует упускать из виду в отношении экономической функции. Это средство не только поддерживает целостность этих соглашений, но также гарантирует, что будущие соглашения будут обсуждаться и заключать в «тени закона», с учетом возможного судебного контроля — таким образом, обеспечивая добросовестную основу и бесперебойную работу рынка экономика.
Далее это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации. Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов — своевременное и в полном объеме — занимает далеко не последнее место.
Прямые инвестиции в юридические услуги
По оценкам Комиссии, с учетом предмета федеральной юрисдикции примерно одна треть ежегодных расходов на оплату юридических сборов может относиться к действиям в федеральной системе гражданского правосудия. За последнее десятилетие в Австралии произошли крупные реформы, которые оказывают давление на судебные издержки.
Вместе с тем Комиссия установила, что развитие подлинно конкурентного рынка юридических услуг все еще находится в зачаточном состоянии и нуждается в дальнейшем поощрении. Правительства и крупный бизнес, особенно те компании, которые являются «повторными игроками» в системе правосудия, такие как страховые компании, могут вести жесткие сделки и могут обеспечить разумно хорошие сделки. Традиционная «лояльность» крупных корпораций — и правительств, от местных органов власти до федерального правительства — к конкретным крупным юридическим фирмам также разрушилась, причем формальные торги для юридических услуг и диверсификации стали все более распространенными.
3. Структура Высшего Арбитражного Суда РФ в настоящее время состоит из:
А) Пленума;
Б) Президиума;
в) Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
г) Судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.
В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
Лица и малые предприятия все еще находятся в чем-то связанном, но не имеют размера, покупательной способности и необработанной информации, чтобы торговаться с поставщиками юридических услуг. В сфере управления правосудием Комиссия выносит ряд рекомендаций для реформы, направленных на улучшение этой ситуации. Среди прочего Комиссия призвала.
Разработка единых правил, предусматривающих раскрытие информации потребителям о судебных издержках и соглашениях о расходах и требующих ранних и текущих оценок воздействия таких расходов; юридические профессиональные ассоциации разработать выраженные этические обязательства в отношении необходимости взимания «разумных» сборов; размещать больше информации в общественном достоянии о стоимости юридических услуг, в том числе просить Национальный консультативный совет по вопросам потребителей играть особую роль в этом отношении; и федеральным судам и трибуналам отказаться от временных шкал расходов на судебные издержки, связанные с судебными разбирательствами, в пользу новых «событийных» шкал, что обеспечило бы гораздо большую уверенность в этой области, способствовало бы более эффективной практике среди юристов, и позволяют лучше планировать и контролировать судебные разбирательства сторонами. Принимая во внимание массовые расходы и потребление юридических услуг, а также важность качественных консультаций для бизнес-планирования и развития, есть веские причины для бизнеса — и для всего сообщества — проявлять более активный интерес к образованию, обучению и регулированию адвокатов, с тем чтобы содействовать повышению стандартов технической и этической практики.
Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда РФ действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий. Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда РФ. С 1 июля 1995 г. в его состав председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят, да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ арбитражные дела не рассматривает — ни по первой инстанции, ни в порядке надзора. Установлено, что он, в частности:
Как отмечалось выше, Комиссия посвятила значительное место в управлении правосудием обсуждению и рекомендациям, направленным на поощрение учебных заведений и профессиональных ассоциаций к тому, чтобы перенести фокус юридического образования с предварительного занятия на существенные правила и на усиление акцента на профессионале высокого порядка навыков, процесса, решения проблем и профессиональной ответственности.
Адвокаты также должны быть обучены, чтобы быть чувствительными к конкретной среде клиента, когда предоставляете представление формулировки рекомендаций — будь то экономическая и коммерческая среда в случае корпоративных клиентов или культурная основа судебного разбирательства по семейному праву или принципиальная потребность в правительствам действовать как «модельные тяжущиеся стороны».
а) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;
в) об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
Прямые инвестиции в федеральные суды
Таким образом, для правительства есть очень четкий финансовый стимул для обеспечения эффективности судов и трибуналов — как с точки зрения прямых государственных расходов на содержание системы гражданского правосудия, так и государственных и частных расходов на юридические услуги участвуя в решении отдельных вопросов. Юридические расходы по компаниям не облагаются налогом, поэтому существует прямая общественная заинтересованность в частных расходах, помимо общей желательности более эффективных юридических процессов.
г) избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно;
Комиссия отметила, что на удивление мало исследований было проведено или опубликовано по вопросам управления случаями и других общесистемных вопросов в Австралии. Чтобы исправить это, Комиссия рекомендовала, чтобы университеты, суды, трибуналы, юридические фирмы, юридические профессиональные ассоциации, агентства по правовой реформе, исследовательские центры, юридические группы по интересам и деловые круги должны активно искать возможности для проведения совместных, прикладных исследований, имеющих отношение к операции и работа федеральной системы гражданского правосудия.
д) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
е) утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;
Важность эффективного управления случаями
Учитывая масштабы правовой системы, даже малый рост эффективности может высвободить значительный объем капитала для более продуктивного использования на службе экономического и социального развития. По этой причине центральное ядро Дискуссионного документа Комиссии и итогового отчета было сосредоточено на рассмотрении дел, практике и процедурах в федеральных судах и трибуналах. Как отмечалось выше, Комиссия установила, что Федеральный суд удовлетворяет стандартам гражданского суда «мирового класса», в то время как Комиссия выразила озабоченность в связи с исполнением федеральных судебных разбирательств по рассмотрению дел по существу и серьезной обеспокоенностью в отношении управления и деятельности Суда по семейным делам.
ж) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел; утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ регламент арбитражных судов и т.д.
4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ:
В ряде областей Федеральный суд «конкурирует» с государственными и территориальными судами, которые также могут обладать юрисдикцией для рассмотрения конкретного вопроса. В некоторых случаях адвокаты могут возбуждать дело определенным образом в зависимости от того, хотят ли они получить этот вопрос в государственной или федеральной юрисдикции. Консультации Комиссии с юристами, использующими параллельные судебные системы, выявили большое уважение к Федеральному суду и его «вовлеченным» судьям.
Комиссия консультировалась с несколькими сотнями практикующих из всей Австралии, имевшими опыт судебного разбирательства в федеральном суде, со свидетелями-экспертами, некоторыми судебными и судебными и административными сотрудниками Суда. Судья-судья знает дело и способен управлять и адаптировать процессы для конкретного случая. Практикующие решительно поддержали такое судебное управление и индивидуальное внимание к случаям. В некоторых загруженных реестрах регистраторы проводят ознакомительные слушания для конкретных судей.
а) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;
б) рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы. Если Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.
5. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. В их функции входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образуются судебные составы, специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.
6. Относительно новым органом в системе является Совет председателей арбитражных судов, действующий при Высшем Арбитражном Суде РФ. Это совещательный орган, он призван рассматривать вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов РФ. Для реализации принятых им решений Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения. Одновременно при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, задачей которого является подготовка научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов по их совершенствованию. Положение об этом Совете, как и его состав, утверждается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.