Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Экспертиза таможенная

12.09.2020 by admin

Таможенная экспертиза – это процедура, которая проводится сотрудниками органов таможенного контроля, с целью предотвращения нарушений при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности. Основная цель – установление соответствия продукции, которая пересекает таможенную границу страны, законодательству РФ.

Содержание

  • Цели и задачи таможенной экспертизы
  • Виды таможенной экспертизы
  • Процедура проведения таможенной экспертизы
  • Глава 53 Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами.
  • Статья 389. Назначение и проведение таможенной экспертизы.
  • Статья 390. Срок и порядок проведения таможенной экспертизы.
  • Статья 391. Заключение таможенного эксперта (эксперта).
  • Статья 392. Дополнительная и повторная таможенные экспертизы.
  • Статья 393. Отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации для проведения таможенной экспертизы.
  • Статья 394. Права и обязанности таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы.
  • Статья 395. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, при назначении и проведении таможенной экспертизы.
  • Статья 396. Сотрудничество в области экспертной деятельности.
  • Понятие таможенной экспертизы
    • Правовые основы таможенной экспертизы
  • Цель и задачи таможенной экспертизы
  • Субъекты и объекты таможенных экспертиз
  • Время выполнения
  • Виды таможенных экспертиз
  • Права специалиста
  • Организация и порядок проведения таможенной экспертизы
  • Акт по результатам
  • Методы таможенной экспертизы
  • Пошлины
  • Средства таможенной экспертизы
  • Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Цели и задачи таможенной экспертизы

В рамках возникновения Таможенного союза действует Таможенный Кодекс этого экономического объединения – ТК ЕЭС. Его положением, а именно ст.388, дается определение этому виду исследований. Ему посвящена 53 глава этого нормативно-правового акта.

Проведение экспертизы преследует следующие цели:

  1. Установление информации, необходимой при оформлении предметов, которые перемещаются через границу;
  2. Выявление признаков, указывающих на наличие недостоверных данных в предоставленной декларации;
  3. Приведение расчетов и уплаты фискальных платежей в соответствие с действующим законодательством;
  4. Предупреждение контрабандной и иной противоправной деятельности, связанной с перемещением товаров через границу.

Результатом таможенной экспертизы может стать:

  1. Наложение запрета на перемещение товаров через границу;
  2. Доначисление фискальных платежей, их перерасчет и возврат, если была сделана переплата;
  3. Другие действия, которые имеют существенное юридическое значение.

Кроме целей рассматриваемый вид экспертизы решает следующие задачи:

  1. Определяет правильную классификацию перемещаемых товаров в рамках внешнеэкономической деятельности;
  2. Устанавливает страну, из которой перемещается объект исследования;
  3. Определяет объективные, действительные и качественные характеристики перемещаемых товаров, в том числе и с позиции их реальной стоимости;
  4. Опровергает или подтверждает справедливость указанных в декларации данных.

То есть, таможенная экспертиза должна установить, что внесенные в декларацию данные соответствуют действительности. При этом при перемещении товаров через границу законодательство РФ не нарушается.

Виды таможенной экспертизы

Проведением рассматриваемой экспертизы занимаются сотрудники Федеральном таможенной службы (ФТС). Ими могут быть:

  1. Эксперты, выполняющие соответствующие должностные обязанности;
  2. Сотрудники ФТС, которые назначены на выполнение функций таких специалистов;
  3. Другие должностные лица службы, у которых есть необходимые познания и квалификация.

Кроме того, проводить таможенную экспертизу могут и участники внешнеэкономической деятельности. Для этого они обращаются в специальные учреждения и организации. Во всех случаях за фиктивные заключения, внесение неправдивых данных специалисты привлекаются к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Назначение таможенной экспертизы сопровождается перечнем товаров, которые требуется исследовать. Это могут быть не только предметы и вещи, но и документы, другие объекты. Перечень для исследования указывается в решении о назначении исследования. Там же перечисляются вопросы, на которые нужно дать ответ.

Виды таможенной экспертизы могут быть:

  1. Исходя из предметов исследования: товароведческими, технологическими, криминалистическими, материаловедческими, искусствоведческими, а также идентификационными;
  2. В зависимости от обстоятельств: первичными, дополнительными и повторными;
  3. В зависимости от привлекаемых к процедуре сотрудников: единоличными, комиссионными и комплексными.

Для справки! Повторная экспертиза проводится с привлечением специалистов, которые не принимали участие в первоначальном исследовании.

Первичную экспертизу могут назначить по решению таможенных органов на основании разработанных в службе алгоритмов, которые устанавливаются приказами по таможне. Они закрепляют действие положений методических и других документов.

К дополнительной экспертизе прибегают только в следующих случаях:

  1. При установлении новых фактов;
  2. Если получены сведения, указывающие, что специалистом на первоначальном мероприятии не были исследованы какие-то обстоятельства.

Повторная назначается в том случае, если субъект или таможенный орган не согласен с предыдущим заключением. При комплексной экспертизе могут проводиться разные и независимые друг от друга исследования.

Процедура проведения таможенной экспертизы

После того как принимается решение о назначении таможенной экспертизы, в нем указывается:

  1. Основания для ее проведения;
  2. Сведения о специалисте или организации, которая будет проводить исследования;
  3. Перечень вопросов, на которые должна дать ответ экспертиза;
  4. Перечень документов и материалов, которые предоставляются специалисту для исследования.

После принятия решение не позднее следующего дня декларанту направляется уведомление по указанному адресу его местонахождения. При этом эксперту передаются все указанные в перечне материалы и документы.

Получив их, эксперт проводит исследования, готовит заключение. Срок проведения таможенной экспертизы не должен превышать 20 дней. Но он может быть сокращен. Это связано с особенностями стран-участниц Таможенного союза.

Порядок проведения таможенной экспертизы предусматривает оспаривание заключения, проводится через повторную экспертизу. Если и в этом случае выводы не устраивают одну из сторон, придется обращаться с иском в суд. При этом истец может провести независимое исследование, а все стороны процесса могут ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.

Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят таможенную экспертизу:

Таможенная экспертиза // Экспертиза для таможенного органа.

Глава 53 Таможенная экспертиза, назначаемая таможенными органами.

Для целей настоящей главы используются понятия, которые означают следующее:

«Заключение таможенного эксперта (эксперта)» — таможенный документ, содержащий результаты проведенных исследований и (или) испытаний и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы;

«Образец» — единица товара, соответствующая структуре, составу и свойствам всей партии товара, либо единичный объект (товар — при отсутствии партии товара), отбор которых в целях дальнейшего исследования фиксируется в установленном порядке;

«Проба» — часть товара, характеризирующая состав и свойства всего объема представляемого и исследуемого товара, отбор которой проводится в установленном порядке;

«Таможенная экспертиза» — исследования и испытания, проводимые таможенными экспертами (экспертами) с использованием специальных и (или) научных знаний для решения задач, возложенных на таможенные органы;

«Таможенный эксперт» — должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы и обладающее необходимыми специальными и (или) научными знаниями;

«Уполномоченный таможенный орган» — таможенный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством государств-членов на проведение таможенной экспертизы.

Статья 389. Назначение и проведение таможенной экспертизы.

1. Таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.

2. Таможенная экспертиза проводится уполномоченным таможенным органом.

В случае невозможности проведения таможенной экспертизы уполномоченным таможенным органом, а если это предусмотрено законодательством государств-членов, — в иных случаях, таможенная экспертиза может быть назначена для проведения экспертной организацией (экспертом) государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена.

3. Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов.

4. Уполномоченным таможенным органом проводятся товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая, химическая и иные виды экспертиз, в проведении которых возникает необходимость.

5. Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

К решению таможенного органа о назначении таможенной экспертизы прилагаются пробы и (или) образцы товаров, изъятые документы и (или) средства идентификации, иные материалы и документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы.

6. В проведении таможенной экспертизы может быть отказано по следующим основаниям:

1) Ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы, акта отбора проб и (или) образцов товаров, акта об изъятии документов, средств идентификации, представленных для проведения таможенной экспертизы;

2) Несоответствие проб и (или) образцов товаров, их количества сведениям, указанным в акте отбора проб и (или) образцов товаров;

3) Нарушение упаковки, несоответствие упаковки описанию, указанному в акте отбора проб и (или) образцов товаров;

4) Отсутствие в уполномоченном таможенном органе необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы или таможенного эксперта требуемой квалификации;

5) Отсутствие информации, документов, позволяющих провести таможенную экспертизу по поставленным вопросам;

6) Недостаточность проб и (или) образцов товаров для проведения таможенной экспертизы;

7) Наличие запрета таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на частичное или полное уничтожение, разрушение в ходе проведения таможенной экспертизы проб и (или) образцов товаров, документов, средств идентификации, а проведение исследования и (или) испытания возможно только с использованием разрушающих методов.

7. Уполномоченный таможенный орган не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи.

В решении об отказе в проведении таможенной экспертизы указываются причины такого отказа.

Решение об отказе в проведении таможенной экспертизы с приложением представленных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

8. Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы путем вручения (направления) ему копии решения о назначении таможенной экспертизы.

9. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза, за исключением абзаца второго настоящего пункта.

В случае назначения таможенной экспертизы в соответствии с абзацем вторым пункта 2 настоящей статьи расходы, возникшие в связи с проведением такой таможенной экспертизы, возмещаются за счет средств лица, в отношении товаров и (или) документов которого проводится таможенная экспертиза, если по результатам проведения таможенной экспертизы выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования.

10. Если это предусмотрено законодательством государств-членов, уполномоченным таможенным органом могут проводиться иные экспертизы (исследования) в порядке, установленном в соответствии с таким законодательством.

Статья 390. Срок и порядок проведения таможенной экспертизы.

1. Таможенная экспертиза проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов и документов для проведения таможенной экспертизы, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае невозможности завершения в указанный срок таможенной экспертизы срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в соответствии с законодательством государств-членов.

2. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается в случае наличия ходатайства уполномоченного таможенного органа перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему дополнительных материалов, документов, проб и (или) образцов товаров, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов.

Срок, на который приостанавливается проведение таможенной экспертизы, а также порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств-членов.

3. Порядок проведения таможенной экспертизы уполномоченными таможенными органами устанавливается законодательством государств-членов.

Статья 391. Заключение таможенного эксперта (эксперта).

1. Результаты проведения таможенной экспертизы оформляются заключением таможенного эксперта (эксперта).

2. В заключении таможенного эксперта (эксперта) указываются:

1) Место проведения таможенной экспертизы, даты ее начала и завершения;

2) Основание для проведения таможенной экспертизы;

3) Фамилия, имя и отчество (при наличии) таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, и его квалификация;

4) Заверенные подписью таможенного эксперта (эксперта) сведения о том, что он предупрежден об ответственности, установленной законодательством государства-члена, за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;

5) Вопросы, поставленные перед таможенным экспертом (экспертом);

6) Перечень документов, материалов, проб и (или) образцов товаров, изъятых документов или средств идентификации, предоставленных таможенному эксперту (эксперту) для проведения таможенной экспертизы;

7) Содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, использованных приборов и оборудования, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование.

3. Заключение таможенного эксперта (эксперта) подписывается таможенным экспертом (экспертом). Если таможенная экспертиза проводилась при участии нескольких таможенных экспертов (экспертов), заключение таможенного эксперта (эксперта) подписывается всеми таможенными экспертами (экспертами). Заключение таможенного эксперта (эксперта), оформленное на бумажном носителе, также заверяется оттиском печати уполномоченного таможенного органа.

Материалы и документы, иллюстрирующие заключение таможенного эксперта (эксперта), прилагаются к такому заключению, заверяются подписью таможенного эксперта (эксперта), а если таможенная экспертиза проводилась при участии нескольких таможенных экспертов (экспертов), подписями нескольких таможенных экспертов (экспертов). Материалы и документы, оформленные на бумажном носителе, также заверяются оттиском печати уполномоченного таможенного органа и являются составной частью такого заключения.

4. Заключение таможенного эксперта (эксперта) направляется таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

В случае оформления заключения таможенного эксперта (эксперта) в виде документа на бумажном носителе такое заключение оформляется в 3 экземплярах, один из которых остается в уполномоченном таможенном органе, а другие направляются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

5. Случаи и порядок признания результатов таможенной экспертизы, проведенной в одном государстве-члене, таможенными органами другого государства-члена, определяются Комиссией.

Статья 392. Дополнительная и повторная таможенные экспертизы.

1. При возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таможенным органом может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза.

Дополнительная таможенная экспертиза назначается уполномоченному таможенному органу либо экспертной организации (эксперту) государства-члена, которыми проводилась таможенная экспертиза.

2. В случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы, в том числе дополнительной, таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза.

Повторная таможенная экспертиза назначается для исследования тех же товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации и для решения тех же вопросов, которые исследовались при ранее проведенной таможенной экспертизе.

Повторная таможенная экспертиза может назначаться как уполномоченному таможенному органу или экспертной организации государства-члена, которыми проводилась таможенная экспертиза, так и иному уполномоченному таможенному органу или иной экспертной организации государства-члена.

Проведение повторной таможенной экспертизы поручается комиссии, состоящей из 2 и более таможенных экспертов (экспертов), за исключением таможенного эксперта (эксперта), проводившего таможенную экспертизу, в том числе дополнительную. Таможенные эксперты (эксперты), проводившие таможенную экспертизу, в том числе дополнительную, могут присутствовать при проведении повторной таможенной экспертизы и давать комиссии необходимые пояснения.

3. При проведении дополнительной и повторной таможенных экспертиз таможенному эксперту (эксперту) в обязательном порядке представляются результаты ранее проведенной таможенной экспертизы.

Статья 393. Отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации для проведения таможенной экспертизы.

1. Для проведения таможенной экспертизы пробы и (или) образцы товаров отбираются должностными лицами таможенных органов.

2. При необходимости использования специальных знаний и применения технических средств отбор проб и (или) образцов товаров может проводиться с участием таможенного эксперта.

3. Пробы и (или) образцы товаров отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования, в порядке, установленном законодательством государств-членов.

4. По результатам проведения отбора проб и (или) образцов товаров составляется акт отбора проб и (или) образцов товаров, форма которого определяется Комиссией.

Акт отбора проб и (или) образцов товаров составляется в 3 экземплярах, один из которых подлежит вручению (направлению) декларанту, при его отсутствии — иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, — назначенному оператору почтовой связи.

5. Должностные лица таможенных органов отбирают пробы и (или) образцы товаров в присутствии декларанта, при его отсутствии — в присутствии иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, если оно установлено, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, — в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи.

По требованию таможенного органа указанные лица обязаны оказывать содействие должностным лицам таможенных органов при отборе проб и (или) образцов товаров, в том числе совершать за свой счет необходимые грузовые и иные операции.

6. Пробы и (или) образцы товаров могут отбираться должностными лицами таможенных органов в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 6 статьи 328 настоящего Кодекса, в присутствии 2 понятых, а в случае, указанном в подпункте 3 пункта 6 статьи 328 настоящего Кодекса, — в присутствии представителя назначенного оператора почтовой связи, а при его отсутствии — в присутствии 2 понятых.

7. Таможенный орган не возмещает расходы, возникшие у декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в результате отбора проб и (или) образцов товаров.

8. По окончании таможенной экспертизы не израсходованные в ходе ее проведения пробы и (или) образцы товаров возвращаются таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, декларанту или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, а при отборе проб и (или) образцов товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, — назначенному оператору почтовой связи, за исключением случаев, когда такие пробы и (или) образцы товаров подлежат захоронению, уничтожению или утилизации в соответствии с законодательством государств-членов.

Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее 3 рабочих дней со дня получения проб и (или) образцов товаров от уполномоченного таможенного органа, проводившего таможенную экспертизу, информирует декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о возврате таких проб и (или) образцов товаров.

9. Пробы и (или) образцы товаров, не полученные декларантом или иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, в течение 15 рабочих дней со дня получения ими указанной информации, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 настоящего Кодекса.

10. Для проведения таможенной экспертизы в отношении таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации такие документы и средства идентификации изымаются таможенными органами в порядке, установленном законодательством государств-членов. Об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации составляется акт об изъятии документов, средств идентификации, форма которого определяется законодательством государств-членов.

11. По окончании таможенной экспертизы таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы возвращаются лицу, у которого изъяты такие документы, таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу.

Таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, не позднее 3 рабочих дней со дня получения изъятых документов от уполномоченного таможенного органа, проводившего таможенную экспертизу, информирует лицо, у которого изъяты такие документы, об их возврате.

Статья 394. Права и обязанности таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы.

1. При проведении таможенной экспертизы таможенный эксперт (эксперт) вправе:

1) Знакомиться с материалами, относящимися к проведению таможенной экспертизы;

2) Привлекать с согласия руководителя (начальника) уполномоченного таможенного органа других таможенных экспертов к проведению таможенной экспертизы;

3) Отказаться в течение 1 рабочего дня со дня получения материалов и документов, проб и (или) образцов товаров от проведения таможенной экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне его компетенции, или от представления ответов на вопросы, не входящие в его компетенцию;

4) Запросить в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения материалов для проведения таможенной экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы товаров, необходимые для проведения таможенной экспертизы;

5) Уточнять поставленные перед ним вопросы в соответствии со своими специальными и (или) научными знаниями и компетенцией;

6) Включать в заключение таможенного эксперта (эксперта) выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для таможенных органов и по поводу которых не были поставлены вопросы;

7) Использовать научно-техническую информацию из опубликованных специальных и иных источников;

8) Использовать результаты собственных испытаний и исследований проб и (или) образцов товаров и (или) результаты исследований проб и (или) образцов товаров, проведенных другими исследовательскими или экспертными организациями.

2. При проведении таможенной экспертизы таможенный эксперт (эксперт) обязан:

1) Знакомиться с материалами, относящимися к таможенной экспертизе;

2) Отказаться в течение 3 рабочих дней со дня получения материалов, документов, проб и (или) образцов товаров от проведения таможенной экспертизы, если количества проб и (или) образцов товаров недостаточно для ее проведения;

3) Подготовить заключение таможенного эксперта на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;

4) Не разглашать сведения, полученные в результате проведения таможенной экспертизы, и не передавать их третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов;

5) Соблюдать установленные сроки проведения таможенной экспертизы.

3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей таможенный эксперт несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

Статья 395. Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, при назначении и проведении таможенной экспертизы.

1. При назначении и проведении таможенной экспертизы декларант, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе:

1) Заявлять мотивированное ходатайство о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту для получения по ним заключения таможенного эксперта;

2) Получать заключение таможенного эксперта в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;

3) Присутствовать при отборе проб и (или) образцов товаров таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

4) Заявлять мотивированное ходатайство о проведении повторной таможенной экспертизы;

5) Представлять информацию и (или) документы, необходимые для проведения таможенной экспертизы.

2. В случае удовлетворения ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, принимает соответствующее решение.

При отказе в удовлетворении ходатайства таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, информирует об этом лицо, подавшее ходатайство, с указанием причин отказа.

Статья 396. Сотрудничество в области экспертной деятельности.

Уполномоченные таможенные органы, проводящие таможенные экспертизы, вправе сотрудничать с организациями и учреждениями, осуществляющими экспертную деятельность, в целях проведения совместных исследований, обмена научной и методической информацией, профессиональной подготовки и повышения квалификации таможенных экспертов.

элемент 1 — код таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу (восемь знаков);

элемент 2 — день (два знака), месяц (два знака), две последние цифры года;

элемент 3 — принимает значение:

«ДВ» — принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее — ТК ЕАЭС) не может быть произведен;

«ПВ» — принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого осуществлен выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС либо принято решение о назначении таможенной экспертизы товара при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524) (далее — Федеральный закон N 289-ФЗ);

элемент 4 — порядковый номер (шесть знаков, начиная с 000001 с 1 января календарного года).

5. Решение в виде электронного документа направляется должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО:

в подразделение Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее — ЦЭКТУ), проводящее таможенную экспертизу, с актом отбора проб и (или) образцов товаров (актом об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы), а также документов, необходимых для проведения таможенной экспертизы (декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство либо иных документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС, а также коммерческих, транспортных, технических документов, содержащих информацию о товаре);

декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, в автоматизированную подсистему «Личный кабинет», размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в таможенный орган в случае необходимости отбора проб и (или) образцов товаров, изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, осуществляющий:

таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, связанные с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов для проведения таможенной экспертизы);

доставку и получение проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов и (или) средств идентификации в структурном подразделении ЦЭКТУ, проводящем таможенную экспертизу.

6. При наличии мотивированного ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в случае удовлетворения ходатайства выносит соответствующее решение в виде письменной резолюции начальника таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на заявленном ходатайстве и в случае, если экспертиза не принята к производству таможенным экспертом, отзывает решение о назначении таможенной экспертизы в целях включения дополнительных вопросов, постановленных декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

В случае если таможенная экспертиза принята к производству таможенным экспертом, таможенным органом после получения заключения таможенного эксперта, составленного по результатам таможенной экспертизы, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.

7. Начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.

8. При рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:

исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;

срок производства таможенной экспертизы в соответствии со статьей 390 ТК ЕАЭС на основании норм затрат времени на производство таможенной экспертизы;

необходимость привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

9. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.

10. Пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы и (или) средства идентификации таких товаров и документов принимаются подразделением ЦЭКТУ, проводящим таможенную экспертизу, в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна соответствовать описанию, приведенному в акте отбора проб и (или) образцов товаров, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 «О формах таможенных документов» (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 г.) с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 26 июня 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 декабря 2014 г. N 238 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 11 июля 2017 г. N 84 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 июля 2017 г.), от 17 апреля 2018 г. N 58 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2018 г.) или в акте об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, предусмотренном частью 13статьи 335 Федерального закона N 289-ФЗ.

11. В случае если транспортировка образцов в подразделение ЦЭКТУ, проводящее таможенную экспертизу, невозможна, таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка, обеспечивает сохранность образцов и беспрепятственный доступ таможенному эксперту к месту хранения таких образцов и возможность их осмотра и исследования.

12. Организация осмотра и исследования образцов по месту их нахождения (хранения), включая доставку таможенного эксперта, возлагается на таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

13. Таможенная экспертиза проводится как в помещении подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу, так и вне помещения в местах хранения проб и (или) образцов.

14. Заключение таможенного эксперта, составленное по результатам таможенной экспертизы, направляется в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в виде электронного документа с использованием ИПС ЕАИС ТО, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного эксперта или подписями таможенных экспертов при производстве таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов. Материалы, фиксирующие проводимые исследования, хранятся в таможенном органе, уполномоченном на проведение таможенной экспертизы.

15. После получения заключения таможенного эксперта таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО формирует уведомление о выполнении таможенной экспертизы и необходимости получения проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов в подразделении ЦЭКТУ, проводившем таможенную экспертизу, и направляет его в таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.

16. Возврат неизрасходованных проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов после проведения таможенной экспертизы осуществляется в сроки, указанные в Решении.

17. Неизрасходованные пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, средства идентификации таких товаров и документов возвращаются в таможенный орган в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна исключать доступ к содержимому без ее нарушения, средств идентификации и иметь необходимые пояснительные надписи и подпись таможенного эксперта.

Любой товар, который ввозится или вывозится через границу нашей страны, должен соответствовать установленным стандартам. Определить такое соответствие помогает таможенная экспертиза товаров, которая дает ответ о его происхождении, качестве, безопасности и соответствии принятым в РФ нормативам. Именно таможенная экспертиза товаров не дает поступить некачественной продукции на потребительский рынок и стоит на защите международной торговли. Давайте разберемся, что представляет из себя таможенная экспертиза, какие ее виды существуют, как и в какие сроки она проводится.

Понятие таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза — это специальные исследования или испытания, которое проводят эксперты для обнаружения бракованных или не соответствующих принятым в России стандартам товаров. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права.

Получается, что таможенная экспертиза является одной из форм проведения контроля над внешнеэкономической деятельностью и необходимым инструментом функционирования таможенного права.

Таможенная экспертиза — это исследование, которое проводится экспертами для решения задач таможенного дела.

Правовые основы таможенной экспертизы

Ее проведение строго регулируется законодательством РФ:

  • главой 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС);
  • Постановлением Правительства РФ № 809 «О Федеральной таможенной службе»;
  • Федеральным Законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза документов и товаров ставит перед собой цель установить:

  • соответствие товаров поданной таможенной декларации;
  • правильность расчета и уплаты таможенных пошлин;
  • принадлежность перевозимых товаров к группе запрещенных;
  • качество ввозимой или вывозимой продукции;
  • соответствие товаров нормам безопасности.

Если эксперты обнаружат такие нарушения, то товар запретят перемещать через границу, доначислят платежи или вернут переплату.

Из поставленных целей можно определить и задачи таможенной экспертизы товаров:

  • отнести перевозимую продукцию к продовольственной или непродовольственной (классифицировать по коду ТН ВЭД);
  • определить, в какой стране был произведен товар (для оформления сертификата происхождения);
  • установить реальную стоимость товара, его ценность и безопасность;
  • определить свойства и качественные характеристики товара;
  • провести оценку перемещаемой продукции, которая попадает под режим «переработка на таможенной территории РФ»;
  • проверить соответствие состава товара данным, которые указаны в сопроводительных документах.

Получается, что ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — это установление достоверных сведений о перемещаемых через границу товарах.

Таможенная экспертиза проверит, соответствует ли перевозимый товар законодательным нормативам или нет.

Субъекты и объекты таможенных экспертиз

Порядок назначения и проведения таможенной экспертизы установлен ст. 389 ТК ЕАЭС. Она назначается по инициативе таможенных органов для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • таможенный эксперт;
  • должностные лица таможенной службы;
  • лица, которые перевозят и декларируют товар.

Все они обладают рядом прав и обязанностей при проведении экспертных мероприятий, при этом за их ненадлежащее исполнение эксперта можно привлечь к ответственности.

Объектами таможенной экспертизы могут быть перемещаемые через границу товары и предметы, их пробы и образцы; сопровождающие товар таможенные, транспортные, коммерческие и иные документы; объекты контрабанды. В решении о назначении таможенной экспертизы всегда строго указано, какой объект нужно исследовать.

Таможенная экспертиза проводится в отношении перевозимых товаров и сопровождающих их документов.

Время выполнения

Срок экспертизы установлен в ст. 378 Таможенного кодекса ТС. Он не должен превышать:

  1. Период временного хранения (два месяца) в случае если выпуск продукции не осуществляется до получения результата исследования.
  2. Полгода, если экспертиза выполняется в отношении ТС.
  3. Год — в остальных случаях.

Срок экспертизы может быть продлен по правилам, установленным законодательствами государств-членов ТС. Время выполнения исследования может быть приостановлено по ходатайству специалиста к органу, по решению которого оно было начато, о предоставлении проб и дополнительных материалов или в иных случаях, предусмотренных нормами.

Виды таможенных экспертиз

В зависимости от причины проведения исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на несколько видов:

  1. Идентификационная

Она проводится в отношении различных напитков и пищевых продуктов. Она позволяет установить, к какому классу или группе однородных товаров относится продукция; ее наименование; соответствие качественным характеристикам и техническому описанию; принадлежность к товарам, перевозка которых ограничена или запрещена.

  1. Химическая

Она дает возможность определить химический состав и содержание компонентов в объекте; установить наличие этилового спирта во взятом образце (тогда товар подлежит особому контролю).

  1. Сертификационная

Позволит определить марку, сорт, вид и натуральность товара; его соответствие конкретному нормативно-техническому документу, существующим стандартам и представленной документации; принадлежность отдельной единицы к одной группе.

  1. Материаловедческая

Ее проводят, чтобы определить принадлежность товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов. Перед экспертом ставится несколько вопросов: из какого материала изготовлен товар; какими физическими, химическими или механическими свойствами он обладает; какие технологические критерии оказывают влияние на его классификацию.

  1. Товароведческая

Еще ее называют классификационной таможенной экспертизой, поскольку она определяет таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД, его качественные характеристики, влияющие на стоимость, и оптовую рыночную цену товара.

  1. Оценочная

Цель данной экспертизы — определение потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность. Эксперту предстоит определить назначение и свойства товара (потребительские, в соответствии с нормативно-техническими документами), и установить его оптовую рыночную стоимость.

Помимо указанных, могут проводиться технологическая, судебная экспертизы и т.д. При этом таможня может запросить ни одну, а сразу несколько экспертиз. Например, товароведческую и экспертизу таможенной стоимости товара.

Таможенные органы могут принять решение о проведении как одной, так и сразу нескольких экспертиз.

Сначала проводится первичная таможенная экспертиза. Основание — решение таможенного органа. Ее задача — изучить предметы, взятые образцы или пробы (например, первичная экспертиза качества продукции). Если обнаружены новые сведения, которые специалист не исследовал при первичной экспертизе, то назначается дополнительная таможенная экспертиза. Проводит ее тот же самый эксперт, что и проводил первичную. Если вы не согласны с заключением эксперта, то назначается повторная таможенная экспертиза. Однако исследования проводят уже другие специалисты, а предыдущие эксперты могут лишь наблюдать и давать необходимые пояснения. Вы также вправе обратиться за проведением независимой таможенной экспертизы товаров в частное учреждение.

Назначенная таможней экспертиза оплачивается из бюджета, а вот независимая — из собственных средств.

Права специалиста

В ходе выполнения проверки служащий может:

  1. Участвовать в конкретных действиях в ходе таможенного контроля с разрешения уполномоченного органа.
  2. Знакомиться с материалами, которые относятся к предмету исследования.
  3. Привлекать к выполнению экспертизы других специалистов с согласия уполномоченного органа.
  4. Запрашивать дополнительные сведения, которые необходимы для производства исследования.
  5. Отказаться от выдачи заключения в случае, если материалы, предоставленные для выполнения проверки, недостаточны, или если специалист не имеет соответствующих знаний для осуществления экспертизы.

Организация и порядок проведения таможенной экспертизы

Рассмотрим этапы экспертных исследований:

  1. таможенный орган принимает решение о проведении экспертизы, в котором и ставятся вопросы, на которые должен ответить специалист;
  2. на следующий день он уведомляет об этом декларанта;
  3. эксперту передаются необходимые материалы, пробы и образцы для исследований;
  4. как только исследование закончено, эксперт выносит свое заключение и направляет его в таможенный орган.

Отбирают пробы и образцы товаров для проведения таможенной экспертизы должностные лица таможенных органов. Если для их отбора нужны специальные знания или технические средства, то привлекается таможенный эксперт.

Для проведения исследования пробы и образцы товаров отбираются в минимальных количествах. Об отборе составляется акт в двух экземплярах. Первый передается декларанту или его представителю, а второй акт таможенной экспертизы прилагается к экспертному заключению.

Об отборе проб и образцов составляется акт.

При несогласии с выводами эксперта назначается повторная таможенная экспертиза. Новому специалисту в обязательном порядке передается заключение предыдущего эксперта. Также можно оспорить таможенную экспертизу через суд.

Акт по результатам

Вид заключения регламентирован. В нем помимо перечня вопросов и ответов на них проставляются данные о дате и месте проведения, инициалы и подпись эксперта. Если в проверке участвовало несколько специалистов, все они оставляют свою подпись в документе. Обязательно указываются данные о взятых на проверку пробах, сопроводительной документации, использованных методах и приемах исследования. В конце заключения следуют выводы эксперта в формате вопрос – ответ.

Акт составляют в двух экземплярах. Один остается у проверяющей организации, другой отправляют таможенному представителю – инициатору проверки.

Методы таможенной экспертизы

По сути, методы — это комплекс приемов, которые используют эксперты при исследовании. В рамках таможенных экспертиз используются следующие методы:

  • измерительный — для установления массы, объема продукции и т.п.;
  • инструментальный — для определения химических, физических и иных свойств товара;
  • органолептический — для определения показателей качества продукции с помощью осязания, обоняния, вкуса и других органов чувств человека;
  • информационно-аналитический — для анализа технической и иной документации на перевозимый через границу товар.

Эксперт должен рассказать в своем заключении, какими методами он пользовался при исследовании и почему.

Пошлины

Таможенная экспертиза обеспечивает уплату всех обязательных отчислений. Для поставщика пошлина выступает в качестве дополнительных расходов. В этой связи некоторые перевозчики стараются уклоняться от выплат. Для выявления таких фактов осуществляется тщательная инвентаризация продукции и сопроводительной документации. В ходе этой процедуры также осуществляется подсчет пошлин с учетом рыночной стоимости изделий. Раньше решение задачи было затруднено отсутствием необходимого оборудования на пропускных пунктах. Однако в последнее время процедура значительно упрощена. Теперь на пропускных пунктах установлено оборудование, проверяющее вес груза и показывающее неучтенное его количество.

Средства таможенной экспертизы

Средства, которые применяются при проведении таможенной экспертизы, позволяют идентифицировать исследуемый товар по различным критериям. Рассмотрим, что к ним относится:

  1. Документы

Это одно из самых важных средств проведения таможенной экспертизы. Условно их можно поделить на три группы: нормативные, технические и технологические. Первые содержат правила, принципы и характеристики, которые касаются определенных видов деятельности (например, документы в области сертификации). Вторые — конкретные характеристики товара, а третьи — информацию о технологических процессах (например, о способах транспортировки фруктов).

  1. Маркировка

Зачастую применяется в товароведческих экспертизах. К ней относятся условные обозначения, текст, рисунки или графические изображения, нанесенные на товар или упаковку. Именно маркировка позволяет идентифицировать товар и донести сведения до потребителя. Информация с маркировки должна соответствовать сведениям в сопроводительной документации и терминале сбора данных. Иначе речь идет о подделке.

  1. Аппаратура

К техническим средствам таможенной экспертизы относится аналитическая лабораторная аппаратура. Она позволяет определить физико-химический состав объектов для классификации содержимого.

Эксперт сам выбирает нужное средство для исследования, но в заключении обязан обосновать свой выбор.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Институт таможенной экспертизы нужен не только для того, чтобы проверять качество товара, но и чтобы защитить авторские и патентные права. Так таможенная экспертиза позволяет по отобранным пробам и образцам установить факты фальсификации ввозимой или вывозимой за границу продукции. Например, нанесение на товар чужого товарного знака.

Если такое нарушение обнаружено, то таможенный орган вправе отказать в перемещении товаров, либо наложить арест на продукцию и вынести постановление о привлечении нарушителя к ответственности. Но как эксперт выявляет нарушение авторских прав? Для этого он использует сведения Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности. Сама же экспертиза назначается и проводится по общим правилам ТК ЕАЭС.

Особенность таможенной экспертизы — обнаружение контрафакта, фальсификата и подделок перевозимых товаров.

Особенности назначения и производства таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза – это организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.

Таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания.

Таможенная экспертиза назначается таможенными органами и проводится таможенными экспертами, а также экспертами иных уполномоченных организаций.

Назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации производится только в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами.

Таможенная экспертиза назначается в отношении товаров, в том числе транспортных средств, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, необходимых для совершения таможенных операций, и средств их идентификации.

Дознаватель таможенного органа выносит постановление назначении таможенной экспертизы, в котором указываются:

— основания для ее проведения;

— фамилия, имя и отчество эксперта или наименование организации либо таможенного органа, в котором должна быть проведена таможенная экспертиза;

— вопросы, поставленные перед таможенным экспертом;

— перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение таможенного эксперта;

— срок проведения таможенной экспертизы и представления заключения таможенного эксперта в таможенный орган.

В постановлении указывается о предупреждении таможенного эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения таможенного эксперта.

В проведении таможенной экспертизы может быть отказано в следующих случаях:

1) недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;

2) ненадлежащее оформление решения о назначении таможенной экспертизы;

3) несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы;

4) отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;

5) в иных случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.

Отказ в проведении таможенной экспертизы оформляется в письменном виде с указанием причин отказа. Представленные материалы, документы, пробы и образцы возвращаются таможенному органу, назначившему таможенную экспертизу.

Дознаватель не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомляет декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы.

Срок проведения таможенной экспертизы не может превышать 20 (двадцати) рабочих дней со дня принятия таможенным экспертом материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза.

Срок проведения таможенной экспертизы может продлеваться в порядке, установленном законодательством государств — членов таможенного союза.

По результатам таможенной экспертизы выдается заключение таможенного эксперта.

Post navigation

Previous Post:

Какие виды ответственности?

Next Post:

Бизнес логистика

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes