Если рентабельность отрицательная
Ни один предприниматель не изъявит желание работать в ущерб своему карману, но бизнес непредсказуем, и далеко не редкость, когда компании за конкретный период не только ни приумножила капитал, но наоборот даже его уменьшила.
Убыток или отрицательная прибыль в большей степени искажает все управленческие показатели. В случае, когда показатель прибыли всеми своими цифрами говорит о том, что нужно перемены, необходимость считать дополнительные показатели отпадает.При отрицательной прибыли, основной показатель эффективности деятельности предприятия – рентабельность практически бесполезен. К слову, до настоящего момента многие люди задаются вопросом, а существует ли понятие отрицательной рентабельности. Так как рентабельность по своему определению подразумевает отношение прибыль к конкретному показателю, то соответственно, если существует понятие отрицательной прибыли, то и отрицательная рентабельность тоже имеет право на свое существование.
Назначение расчета отрицательной рентабельности в отличие от рентабельности положительной, скорее всего, носит демонстрационный характер и показывает руководителям, насколько неэффективно осуществляет предприятие свою деятельность, тратя производственные ресурсы в обычном режиме.
Сущность отрицательной рентабельности продаж заключается в том, что она показывает руководству компании ошибку в расчете цены на продукцию, то есть цена недостаточно высока, чтобы покрыть издержки. Чем выше будет показатель отрицательной рентабельности в абсолютном отношении, тем ниже уровень цены. При показателях отрицательной рентабельности в минус 20% и менее, если не будете предпринимать меры, то лучше бизнес свой закрыть.
Аналогичная тенденция наблюдается и в расчете рентабельности производства, только в качестве знаменателя будет выступать сумма издержек на производство и реализацию продукции.
Отрицательная рентабельность активов и отрицательная рентабельность продаж – это сигнал для инвесторов. Грамотный инвестор не будет ждать лучших времен, а выведет средства из инвестиционного проекта. Отрицательная рентабельность активов говорит о том, что предприятия неэффективно применяет свои активы и упускает выгоду или недополучает ее. Показатель отрицательной рентабельности продаж свидетельствует о том, что капиталовложения инвесторов начали себя «съедать”.
Отрицательная прибыль – это неудача управленческого персонала в целом, который не смог рационально и эффективно использовать существующие активы предприятия, неправильно произвел расчеты цены.
Понравилась статья, поделись с друзьями!
Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность предприятия комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.
В общем смысле рентабельность продукции подразумевает, что производство и реализация данного продукта приносит предприятию прибыль. Нерентабельное производство — это производство, не приносящее прибыли. Отрицательная рентабельность — это убыточная деятельность. Уровень рентабельности определяется с помощью относительных показателей — коэффициентов. Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы (два вида): рентабельность продаж и рентабельность активов.
Рентабельность продаж
Рентабельность продаж — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Формула рентабельности:
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.
Помимо приведенного выше расчета (рентабельность продаж по валовой прибыли; англ.: Gross Margin, Sales margin, Operating Margin), существуют и другие вариации расчета показателя рентабельности продаж, но для расчета всех их используются только данные о прибылях (убытках) организации (т.е. данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», не затрагивая данных Баланса). Например:
- рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).
- рентабельность продаж по чистой прибыли (чистая прибыль на рубль выручки от продаж (англ.: Profit Margin, Net Profit Margin).
- прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Рентабельность активов
В отличие от показателей рентабельности продаж, рентабельность активов считается как отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия. Т.е. показатель из формы №2 «Отчет о финансовых результатах» делится на среднее значение показателя из формы №1 «Бухгалтерский баланс». Рентабельность активов, как и рентабельность собственного капитала, можно рассматривать в качестве одного из показателей рентабельности инвестиций.
Рентабельность активов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.
Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле:
Ra = P / A
где:
Ra — рентабельность активов;
P — прибыль за период;
A — средняя величина активов за период.
Кроме того, распространение получили следующие показатели эффективности использования отдельных видов активов (капитала):
Рентабельность собственного капитала (ROE) |
Отношение чистой прибыли (в годовом выражении) к средней величине собственного капитала. |
Рентабельность инвестированного капитала (ROCE) |
Отношение прибыли до уплаты процентов и налогов (EBIT) (в годовом выражении) к собственному капиталу и долгосрочным обязательствам. |
Рентабельность производственных фондов |
Отношение прибыли от продаж (в годовом выражении) к средней стоимости основных средств и материально-производственных фондов |
Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Показывает отдачу на инвестиции акционеров в данное предприятие.
Нужный уровень рентабельности достигается с помощью организационно-технических и экономических мероприятий. Повысить рентабельность — значить получить больший финансовый результат при меньших расходах. Порог рентабельности — это точка, отделяющая прибыльное производство от убыточного, точка, в которой доходы предприятия покрываю его переменные и условно-постоянные затраты.
- Сущность рентабельности и показателей рентабельности предприятия
- Как рассчитать рентабельность (формулы)
- Понимание результатов расчета и формирование выводов по показателям рентабельности
Содержание
Сущность рентабельности и показателей рентабельности предприятия
В общем случае рентабельность означает свойство приносить прибыль. Хотя рентабельность не всегда является единственной и главной целью работы предприятия, это важная черта, которая свидетельствует об эффективности функционирования в условиях рынка. Сравнивая показатели рентабельности со значениями конкурентов, требованиями собственников и т.д. можно сказать о качестве работы менеджмента предприятия.
Возможность получения прибыли на вложенный капитал является ключевым фактором, определяющим общую стоимость компании и стоимость ее ценных бумаг. Следовательно, для многих аналитиков рассмотрение вопроса рентабельности является ключевым направлением их аналитических усилий.
Рентабельность отражает конкурентные позиции компании на рынке, возможности расширения, качество управления предприятием. Отчет о финансовых результатах показывает источники прибылей, компоненты доходов и расходов. Прибыли могут быть распределены между акционерами или реинвестированы в компанию. Реинвестированные прибыли повышает платежеспособность и обеспечивает финансовую подушку против краткосрочных проблем.
Рентабельность (как система показателей) — это система показателей, позволяющая определить эффективность и результативность работы предприятия и его составляющих за направлением формирования чистой прибыли и финансовых результатов. Может использоваться как на стадии планирования, так и в оперативном контроле работы предприятия, а также по завершению финансового года при осуществлении ретроспективной оценки предприятия.
Как рассчитать рентабельность (формулы)
Рентабельность активов =
Рентабельность активов =
Рентабельность собственного капитала =
Рентабельность собственного капитала =
Рентабельность производственных фондов =
Рентабельность производственных фондов =
Рентабельность продаж по прибыли от реализации =
Рентабельность продаж по прибыли от реализации =
Рентабельность продаж по чистой прибыли =
Рентабельность продаж по чистой прибыли =
Коэффициент реинвестирования =
Коэффициент реинвестирования =
Коэффициент устойчивости экономического роста =
Коэффициент устойчивости экономического роста =
Период окупаемости активов, год =
Период окупаемости активов, год =
Период окупаемости собственного капитала =
Период окупаемости собственного капитала =
Понимание результатов расчета и формирование выводов по показателям рентабельности
В общем случае, высокое значение показателя рентабельности свидетельствует о эффективной работе предприятия. Нормативной тенденцией является повышение значения показателей прибыльности.
Рентабельность активов показывает величину чистой прибыли, которая приходится на 1 руб. активов. То есть если, например, рентабельность активов предприятия составляет 15 %, то это означает что каждый рубль активов, который использовался в деятельности предприятия, принес ему 0,15 рублей. Если значение показателя превышает стоимость долгосрочных заемных средств, то это свидетельствует о низкой прибыльности. Отрицательное значение свидетельствует о деградации предприятия. Высокое значение же означает наличие ресурсов для выплаты дивидендов акционерам или поддержания дальнейшего развития.
Рентабельность собственного капитала
Связанные материалы
Этот показатель один из наиболее важных для собственников предприятия. Он свидетельствует о эффективности использования средств, которые им принадлежат. Этот показатель более целесообразно сравнивать с альтернативными направлениями вложения средств. Например, если покупка акций другого предприятия могла принести более высокую прибыль, то значение показателя рентабельности собственного капитала не удовлетворительное. Отрицательное значение показателя свидетельствует о том, что собственники теряют деньги и возможно стоит подумать о вложении денег в другие предприятия. Нормативная тенденция — постоянное увеличение показателя.
Рентабельность производственных фондов
Этот показатель свидетельствует о том, сколько прибыли принесли производственные активы — как оборотные, так и внеоборотные. То есть если значение показателя 20 %, то это означает, что каждый рубль производственных фондов принес 0,2 рубля чистой прибыли. Как и в предыдущем случае постоянное повышение показателя свидетельствует о постоянном росте эффективности работы производственной сферы предприятия.
Рентабельность продаж по прибыли от продаж
Показатель демонстрирует разницу между доходом от продаж и основными затратами предприятия — на производство продукции, управление, продвижение товаров и услуг. Этот показатель позволяет определить сумму средств которые остаются на осуществление других расходов — плата за кредит, погашения обязательств по доходным налогам и т.д. Нормативная тенденция — ежегодное повышение значения. Высокая операционная прибыль может указывать на эффективный контроль за себестоимостью продукции.
Рентабельность продаж по чистой прибыли
Этот показатель позволяет примерно определить на сколько будет увеличиваться прибыльность при повышении уровня сбыта на 1 рубль. Значение показателя говорит о том, сколько чистой прибыли предприятие получило на каждый рубль проданных услуг или товаров. Отрицательное значение свидетельствует о необходимости поиска резервов снижения уровня расходов. Высокое значение показателя может свидетельствовать о высокой ценности продукции или услуги для потребителя, сильной конкурентной позиции и высоком уровне профессионализма менеджмента.
Коэффициент реинвестирования
Коэффициент реинвестирования указывает на роль чистой прибыли в развитии предприятия. Увеличение показателя свидетельствует о том, что все больше чистой прибыли направляется не в фонд выплаты дивидендов, а в фонды развития предприятия. Эти средства могут быть использованы на ремонт или приобретение новых основных средств, нематериальных активов и т.д. Если значение показателя выше 100 %, то это означает, что чистая прибыль была не единственным источников повышения собственного капитала предприятия. Отрицательное значение показателя возникает только если в предприятия финансовые проблемы.
Коэффициент устойчивости экономического роста
Коэффициент устойчивости экономического роста свидетельствует о стабильности роста собственных средств предприятия за счет прибыли. Высокое значение свидетельствует о важности чистой прибыли для постоянного развития предприятия и поддержания его конкурентоспособности на текущем уровне. Низкое значение свидетельствует о том, что предприятие перераспределяет прибыль в пользу собственников (если рентабельность собственного капитала была высокой), либо чистой прибыли не достаточно для поддержания развития предприятия (если рентабельность собственного капитала была низкой).
Период окупаемости активов, г
Показатель свидетельствует о том, за сколько времени сумма активов предприятия удвоится при условии сохранение текущей рентабельности. Например, высокое значение окупаемости свидетельствует о том, что предприятие низкоэффективное. Нормативная тенденция — снижение значение показателя.
Период окупаемости собственного капитала, г
Показатель свидетельствует о том, за сколько времени вложенный собственный капитал себя полностью окупит. Значительный период окупаемости свидетельствует о том, что предприятие низкоэффективное. Нормативная тенденция — снижение значение показателя. Если значение показателя очень высокое, то собственникам стоит подумать о вложении средств за другими направлениями.
Существуют следующие пути повышения рентабельности предприятия.