Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Фактор размещения авиастроения

03.08.2020 by admin

Авиастроение в России начало формироваться в рамках оборонного комплекса. Именно поэтому в настоящее время данная отрасль считается высокомилитаризованной. Военное авиастроение в России формировалось в соответствии с объемом постоянных госзаказов и возможностями экспорта техники в большую часть стран мира. Выпуск самолетов для обычных перевозок пассажиров не такой стабильный. Рассмотрим далее, как создавалось авиастроение в России, в каких городах существовали основные производственные предприятия этой отрасли.

Содержание

  • Историческая справка
  • Годы СССР
  • Упадок производства
  • Ключевые элементы отрасли
  • ОКБ Илюшина
  • КБ Туполева
  • ОКБ Яковлева
  • ОКБ Сухого
  • Авиастроение в России: факторы размещения
  • Производственные площадки
  • Предпосылки для объединения предприятий
  • Мировая авиационная промышленность
  • Место и роль авиационной промышленности в экономике России

Историческая справка

В советское время гражданское авиастроение занимало всего 20% от общего промышленного объема в отрасли. При этом страна полностью обеспечивала потребности собственных ВВС и осуществляла экспорт машин в разные государства. В мире существовало на тот момент два крупных поставщика техники – Советский Союз и США. С 1961 г. самолеты СССР были экспортированы в 60 стран. До 90-х годов Советский Союз обеспечивал техникой 40% воздушных парков мира.

Годы СССР

Научные достижения советской эпохи обеспечили успехи отрасли. В стране начали формироваться крупнейшие центры авиастроения. В России сегодня одним из ведущих является КнААПО. В советское время были организованы ставшие впоследствии всемирно известными конструкторские бюро Яковлева, Ильюшина, Туполева. В стране сформировалась многоотраслевая промышленность. Она выпускала самолеты как для гражданских перевозок, так и для ВВС. В СССР, кроме этого, был разработан комплекс эффективных методов и моделей организации производства. В авиастроении было занято больше миллиона работников. Но в рамках советской экономической школы не велась разработка маркетинговых методов, и это при том, что на рынках техники существовала достаточно жесткая конкуренция.

Упадок производства

С распадом Советского Союза возникло несколько независимых и конкурирующих друг с другом предприятий. Многие из них оказались за границами России. Это привело к разрушению установившихся ранее внутрихозяйственных взаимодействий. В результате была нарушена целостность отраслевого комплекса. Процесс перехода страны к новым экономическим условиям существенно ограничил возможности осуществлять прямое управление работой хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало создания новых подходов к вопросу госрегулирования отрасли. Кроме этого, появились проблемы, связанные с корпоративным управлением предприятиями, реструктуризацией, привлечением инвестиций в развитие авиастроения в России. Существенно сократились заказы оборонного комплекса, закупки пассажирской техники. Все это привело к упадку производства. Между тем в стране созданы все условия для создания самолетов, которые успешно конкурировали бы с продукцией производителей других государств.

Ключевые элементы отрасли

Фундамент, на котором стоит авиастроение в России, — заводы и конструкторские бюро. Большая их часть объединена в ОАО «ОАК». Опытно-конструкторскими бюро являются научные организации, осуществляющие разработку новой техники. К наиболее развитым следует отнести КБ, которые сохранились после развала СССР. Именно на них фактически держится гражданское авиастроение в России.

ОКБ Илюшина

Это конструкторское бюро считается одним из ведущих в стране. К проектам последних лет следует отнести такие самолеты, как Ил 96-300/400, Ил-114, Ил-62, Ил-112. Конструкторское бюро считается основным разработчиком проектов широкофюзеляжных самолетов. В настоящее время ОКБ в качестве приоритетного направления выбрало разработку образцов военно-транспортной техники.

КБ Туполева

За время работы этого конструкторского бюро было создано более 300 проектов разных видов летательных аппаратов, аэросаней и малых воздушных судов. Около 90 из них были реализованы в металле, а порядка 40 производились серийно. По проектам было изготовлено 18 тыс. самолетов. Сегодня конструкторское бюро преобразовано в акционерное общество открытого типа «Туполев». Оно включено в состав ОАК. К проектам пассажирских лайнеров последних лет следует отнести Ту-214, Ту-444, Ту-330, Ту-204-100/-200, Ту-334. ОАО «Туполев» считается отечественным лидером по производству среднемагистральных самолетов. На сегодняшний день на предприятии ведется разработка новейших образцов техники, соответствующей всем современным стандартам. ОАО ставит перед собой цель расширять пассажирское авиастроение в России.

ОКБ Яковлева

За весь период своей работы конструкторским бюро было создано более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, в числе которых больше 100 – серийные. ОКБ включено в состав ОАК. Среди проектов последних лет стоит отметить Мс-21, Як-40, Як-42. В конструкторском бюро ведется разработка ближнемагистральных самолетов. Свои основные заказы ОКБ получает от ВС РФ. В этой связи приоритетным направлением считается создание образцов техники военного назначения. Вместе с этим в течение последних лет идет работа над созданием проектов перспективных среднемагистральных лайнеров.

ОКБ Сухого

Это предприятие считается сегодня одним из ведущих в стране. В течение многих десятилетий в конструкторском бюро было создано порядка 100 типов и модификаций самолетов. Из них больше 60 были направлены в серийный выпуск. Общее количество произведенных самолетов – больше 10 тыс. Свыше 2 тысяч машин было экспортировано в 30 стран. На самолетах, произведенных по проектам ОКБ, было установлено больше 50 мировых рекордов. В начале 2000-х гг. было сформировано предприятия ЗАО «Гражданские самолеты» для разделения пассажирских и оборонных программ. К проектам последних лет относится Sukhoi Superjet 100.

Авиастроение в России: факторы размещения

Важнейшими условиями существования отрасли выступают наличие квалифицированных специалистов, потребности в продукции, собственного производства либо возможности получения конструкторских материалов. Выпуск сложной техники, отвечающей современным требованиям, концентрируется в районах, отличающихся высокоразвитой научно-исследовательской базой. Особое значение имеет близость к металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся выпуском высокоточной аппаратуры. Авиастроение в России – одна из самых трудоемких отраслей. В ней работают высококвалифицированные специалисты. Предприятия, выпускающие самолеты, располагаются преимущественно в регионах с высокой плотностью населения, особенно там, где нет недостатка в инженерно-технических кадрах.

Производственные площадки

В качестве них выступают специализированные авиастроительные заводы. К крупнейшим производственным предприятиям относят:

  1. ВАСО (г. Воронеж). Этот завод считается одним из самых стабильных в стране. Он выпускает широкофюзеляжные самолеты Ан148, Ил-96/300/-400, SSJ.
  2. КАПО (г. Казань). Это предприятие было основано в 1927 г. В течение всего времени работы с завода было выпущено 34 модификации в количестве более 18 тыс. единиц. Предприятие производит Ту-214, Ил-62М, Ту-334.
  3. «Авиакор». В советское время этот завод входил в пятерку крупнейших в стране. В течение более чем 50 лет здесь собирались самолеты по проектам КБ Ильюшина, Антонова, Туполева. С 2010 г. предприятие включено в ОАО «ОАК». На заводе выпускаются самолеты Ту-154 и Ан-140.
  4. КнААПО. Это предприятие считается ведущим в холдинге «Сухой». Сегодня завод участвует в приоритетных программах компании. Это, в частности, разработка и выпуск многофункционального истребителя Су-35, боевого самолетного комплекса 5-го поколения и регионального пассажирского лайнера SSJ 100.
  5. ЗАО «Авиастар-СП» (г. Ульяновск). Это предприятие специализируется на производстве современных пассажирских машин Ту-204, транспортных лайнеровАн-124-100 и Ил-476.

Предпосылки для объединения предприятий

Кризис 90-х гг. затронул все экономические отрасли, в том числе и авиастроение. В России многие КБ и производственные площадки оказались в крайне сложном положении. В экономике страны начиналась новая эра, по законам которой предприятиям только предстояло учиться работать. Последствия кризиса очень быстро отразились на состоянии отрасли. Значительное снижение госзаказа привело к уменьшению объема выпуска, повышению себестоимости техники и уменьшению прибыли. Заводам пришлось искать способы снижения издержек. Это привело к старению и сокращению рабочих кадров, износу оборудования, уменьшению затрат на НИОКР и так далее. На сегодняшний день авиастроение в России считается одной из самой устаревшей отрасли. Каждый год списывается более 100 самолетов.

Пополнение парка при этом практически не осуществляется. С 90-х гг. промышленностью было выпущено только 36 лайнеров 1-3 класса. Отечественные предприятия функционируют сегодня в условиях сниженной нагрузки мощностей (около 30%). При таком объеме производства весьма проблематично обеспечивать даже простое воспроизводство собственной технической базы. Негативно отразилось на состоянии отрасли общее снижение качества жизни населения. Поскольку доходы граждан уменьшились, они стали пользоваться более дешевым железнодорожным и автомобильным транспортом. В результате отрасль оказалась раздробленной и не могла больше конкурировать с западными производителями. Программа по объединению всех КБ и заводов должна способствовать восстановлению авиастроения в России.

Следует признать, что в настоящее время авиастроение в России переживает далеко не лучшие свои времена. Во многом на это повлиял распад СССР, а затем переход к рыночным условиям хозяйствования. Парк пассажирских самолетов сегодня очень устарел. При этом выпускается крайне мало новой техники. Вместе с тем продолжает развиваться военное авиастроение. Это происходит за счет постоянных госзаказов, усиления обороноспособности государства. Тем не менее созданные еще в советское время предприятия продолжают функционировать, хоть и работают далеко не на всю мощность. Конструкторские бюро разрабатывают новые проекты, создают образцы современной техники. Хотелось бы верить, что такая крупная отрасль сможет восстановиться и Россия вновь будет одним из лидеров авиастроения в мире. Для этого необходимо выработать соответствующую программу, обновить оснащение конструкторских бюро и производственных площадок, привлечь инвестиции.

1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России

Авиационная промышленность — отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: «Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация — это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики»…

Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)

Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.

В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.

2. Основные места размещения

Главные факторы размещения производственных предприятий — удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение — КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.

  1. Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)

  2. Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)

  3. Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)

Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек.

3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:

  1. Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

  2. Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

  3. Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:

  1. Острую нехватку финансовых средств.

  2. Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.

  3. Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,

  4. Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров

Мировая авиационная промышленность

Мировая авиация зародилась и стала бурно развиваться в начале прошлого века. Основным мотивом ее развития является военная промышленность. Поэтому изначально авиационная промышленность формировалась как отрасль военного характера, а позже стала выпускать самолеты для гражданских целей. Развитие данной сферы промышленности определяется количеством постоянных военных госзаказов и возможностью экспорта техники в другие государства.

Мировая авиационная промышленность включается в себя следующие направления: разработка; производство; испытание; ремонт, утилизация летательных аппаратов; расследование катастроф.

Замечание 2

Авиационная промышленность обладает высокой степенью капиталоемкости, что определяет ее высокую монополизацию отрасли. В ведущих государствах представлено 3-4 компании по авиастроению. Жесткая конкуренция способствует слиянию и объединению даже крупных предприятий в рамках одной страны. Основная цель интеграции – это усиление мощности и противостояние другим государствам

Лидерами гражданского самолётостроения являются наиболее известные на сегодняшний день компании. Американская фирма «Boeing» (Боинг) – это один из лидеров по выпуску больших гражданских самолётов для дальних перелётов. Ее основным конкурентом считается европейская организация «Airbus». И Россия составляет немалую конкуренцию американским и европейским летательным аппаратам.

Для военных целей главными разработчиками самолетов и вертолетов являются США и Россия. Но встречаются и удачные разработки и у других государств. В частности лидеров в сфере производства беспилотных самолетов (БПЛА) считается Израиль. Также Америка приняла на вооружение французский самолет Хариер.

В структуре мировой авиационной промышленности представлено:

  • производство различных типов самолетов и вертолетов;
  • изготовление двигателей;
  • разработка и производство авионики (электронного оборудования).

Важнейшими отраслями авиационной промышленности являются самолето- и вертолетостроение. Эти сферы представлены более, чем в 20 стран мира. Крупные авиалайнеры выпускаются в США, В западной Европе и в некоторых странах СНГ и России. Самолеты до 100 пассажиров для внутриконтинентальных рейсов производят в Бразилии, КНР и Канаде.

Большое значение в последнее время имеет производство и реализация легких гражданских самолетов для обеспечения охраны и безопасности, поиска людей и объектов, а также для спортивных, медицинских и деловых целей.

Место и роль авиационной промышленности в экономике России

В СССР авиационная промышленность получила свое развитие после декрета Советского правительства о национализации авиазаводов в 1918 году. В это время в стране было 15 небольших авиационных заводов с численностью работников в 10 тысяч, а также один аэрогидродинамический институт. Пик своего роста советская авиаиндустрия получила во время Второй мировой войны.

Замечание 3

В настоящее время авиационная промышленность РФ занимает лидирующие позиции в мире по объемам выпуска гражданской и военной авиатехники. Это одна из наиболее высокотехнологичных областей промышленности с большим количеством высококвалифицированных работников.

На территории Росси представлено более 20 крупных предприятий серийного производства, четыре компании опытного и экспериментального авиастроения, авиационные заводы по ремонту техники и по изготовлению различных агрегатов. Самыми крупными заводами считаются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Структура и размещения основных отраслей российской авиационной промышленности:

На территории РФ функционируют объединенная авиастроительная корпорация, в состав которой входят крупнейшие предприятия по производству самолетов, а также Оборонпром (крупные компании по строительству вертолетов и двигателей).

Несмотря на бурное развитие отрасли, авиационная промышленность сталкивается с рядом проблем:

  1. недостаток финансирования;
  2. ослабление кадрового потенциала;
  3. рост накопленной задолженности;
  4. невозмещение затрат на незавершенное производство в рамках государственных оборонных заказов.

Для решения поставленных проблем необходимо государственное вмешательство. Правительство для обеспечения обороны старается вкладывать значительные средства в разработку и производства военной авиатехники и развитие гражданской авиации. Создаются инновационные научно-производственные, испытательные и другие базы. Модели российских летательных аппаратов не уступают иностранным, а даже и превосходят по некоторым критериям.

Среди многочисленных факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных производств машиностроительного комплекса, выделяют материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и фондоемкость, а также потребительский фактор.

Особенности взаимодействия таких факторов, как металлоемкость, материалоемкость и трудоемкость, обусловливают деление машиностроения на тяжелое, общее и среднее.

Тяжелое машиностроение. Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла, электроемкостью и малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, горнорудного, крупноэнергетического, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение отраслей тяжелого машиностроения в большей степени зависит от сырьевой базы и районов потребления. Затраты на сырье и материалы составляют от 40 до 85%, затраты на транспорт — от 15 до 25%, на электроэнергию — 8-15%, на зарплату — 8-15%. В связи с этим, они и размещаются вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции. Центры тяжелого машиностроения сформировались на Урале (Екатеринбург — завод «Уралмаш», Нижний Тагил) и в Сибири (Иркутск, Красноярск). Здесь производят оборудование для металлургической промышленности: горнорудное, доменное, сталеплавильное, литейное, прокатное; экскаваторы для добычи руды.

Производство горношахтного и горнорудного оборудования в Сибири представлено предприятиями Прокопьевска, Новокузнецка, Кемерова, Иркутска и Красноярска. В Красноярске построен один из крупнейших заводов страны по производству тяжелых экскаваторов, широко использующихся при добыче бурого угля месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Среди отраслей тяжелого машиностроения важную роль играет энергетическое машиностроение, представленное производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов, а также двигателей для морских и речных судов. Оно размещается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются санкт-петербургские «Металлический завод» и завод «Электросила» и таганрогский завод «Красный котельщик», производящий половину всех паровых котлов страны. Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной электроэнергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. Так, в Санкт-Петербурге выпускаются атомные реакторы. Крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске («Атоммаш»). Продукция предприятий энергетического машиностроения конкурентоспособна на мировых рынках.

В развитых центрах машиностроения получило развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Как правило, такие станки выпускаются небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий России и зарубежных государств. Центрами машиностроения являются Коломна, Воронеж (Центральный федеральный округ), Новосибирск (Сибирский федеральный округ).

К районам потребления приближены и отдельные подотрасли транспортного машиностроения: судостроение, производство тепловозов, электровозов, вагонов.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Сложность строительства современных судов обусловливается установкой на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с другими предприятиями, поставляющими не только оборудование, но и целые секции судов. Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг); они специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших речных центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море», суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Железнодорожное машиностроение является одной из старейших отраслей тяжелого машиностроения. Оно получило развитие там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Современные электровозы, тепловозы, пассажирские и специальные вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы — черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием — мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, оборудованием для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих грузов. Однако возникнув в районах с развитой сетью железных дорог, эта отрасль сохранила главные черты первоначального размещения. Пассажирские тепловозы производят в Коломне (Центральный федеральный округ), электровозы — в Новочеркасске (Южный федеральный округ), маневровые тепловозы — в Муроме и Людинове; в Демихове налажено производство пригородных электропоездов, что позволило отказаться от их закупок за рубежом (Центральный федеральный округ).

Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье. С учетом этих факторов получило развитие вагоностроение в Нижнем Тагиле, где производят вагоны повышенной грузоподъемности, а также в Калининграде, Новоалтайске. На производстве изотермических вагонов специализируется Брянский завод тяжелого машиностроения; в Твери выпускают пассажирские вагоны дальнего следования и двухъярусные вагоны для перевозки легковых автомобилей, в Санкт-Петербурге и Мытищах — вагоны для метрополитена. На производстве грузовых вагонов, контейнеровозов и битумовозов специализируется Абаканский вагоностроительный завод.

Общее машиностроение. Общее машиностроение включает отрасли, специализирующиеся на производстве оборудования для нефтеперерабатывающей, химической, лесной, строительной отраслей промышленности, дорожных и отдельных видов сельскохозяйственных машин. В себестоимости продукции отраслей доля затрат на зарплату составляет от 12 до 33%, на сырье и материалы — от 4 до 8%, такой же показатель затрат и на электроэнергию. Предприятия этой группы широко размещены по территории России, ориентируясь на потребителя готовой продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие кадров и близость сырьевой базы.

Среднее машиностроение. Среднее машиностроение включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперативным поставкам: автомобилестроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности. Особое место в этой группе занимают производства пятого технологического уклада, куда относятся наукоемкие и высокотехнологичные отрасли. В них отношение затрат на отраслевые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к соответствующим объемам выпуска продукции отрасли в 1,2-1,5 раза превышает среднемировой уровень по обрабатывающей промышленности развитых стран и составляет в настоящее время 3,5-4,5%.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности 3-6 т выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности — ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г. Набережные Челны).

Легковые автомобили производят в Москве, Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили — в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове, Набережных Челнах и Елабуге. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно). В 1990-х гг. началась сборка автомобилей иностранных фирм в Елабуге, Таганроге, Ростове-на-Дону («ДЭУ») и Калининграде («Вольво»). В настоящее время лидирующим федеральным округом по производству легковых автомобилей является Приволжский, на долю которого приходится 94,8%. Главным производителем является Волжский автомобильный завод (г. Тольятти). Производство автомобилей в Центральном федеральном округе сократилось с 9,7% до 2,1%, что связано с сокращением производства автомобилей на Московском автомобильном заводе им. Ленинского комсомола из-за неконкурентоспособности производимой продукции, основанной на использовании устаревших технологий и не пользующейся спросом на внутреннем рынке.

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися центрами станкостроения — Москвой и Санкт-Петербургом оно получило развитие в Приволжском и Уральском федеральных округах.

Одной из главных задач развития машиностроительного комплекса являются коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники. Необходимы также разработка и внедрение новых базовых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственная поддержка производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

Наукоемкий сектор промышленности России включает отрасли оборонного комплекса (авиационную, электронную, ракетно-космическую промышленность, промышленность средств связи и радиопромышленность, промышленность вооружения, боеприпасов, спецхимии, атомное судостроение, атомный комплекс), химико-фармацевтическую отрасль, производство химических волокон и нитей, производство композиционных материалов, научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования.

По сходству конечных видов продукции и технологических процессов наукоемкие, высокотехнологичные производства объединены в интегрированные производственно-технологические комплексы: авиаракетно-космический комплекс (АРКК), радиоэлектронный (РЭК), специализированные военно-ориентированные отрасли промышленности (СВООП), наукоемкий сектор химической промышленности (НСХП), атомную промышленность (АТП).

Новая система воспроизводства наукоемких, высокотехнологичных отраслей начала складываться в конце прошлого — начале текущего столетия. Основой наукоемкого сектора российской промышленности выступают отрасли оборонно-промышленного комплекса. в которых доля производимой военной продукции превышает 5% в общем объеме продукции предприятия.

Одной из ведущих отраслей этого комплекса является авиационная промышленность, которая к началу 90-х годов XX в. занимала одно из ведущих мест в мире. На нее приходилось 25% мирового выпуска авиационной техники и до 40% военно-авиационной техники.

После распада СССР в Российской Федерации осталось более 85% предприятий и организаций авиационной промышленности. Экономический кризис существенно отразился и на этой отрасли. Общий объем продукции авиационной промышленности в 1997 г. составил 21% уровня 1991 г., а доля военной продукции за 1991-2003 гг. сократилась до 10,9% ее общего объема. В 2000-е годы отмечаются положительные тенденции в развитии авиационной промышленности.

Эти отрасли отличаются наибольшей трудо- и наукоемкостью и размещаются в районах, располагающих высококвалифицированной рабочей силой, НИОКР.

Авиационная промышленность по сложности и уровню квалификации производства почти не отличается от ракетно-космической, поэтому получила свое развитие в центрах высокой технической культуры, располагающих высоким научно-производственным потенциалом, высококвалифицированными кадрами, развитой научной базой и конструкторскими бюро.

Авиационная промышленность России опережает многие страны мира по разработке многих типов самолетов и вертолетов, особенно военных, но уступает в производстве особо мощных двигателей и авиационных приборов (авионики). Широко известны в мире такие российские фирмы, как «Сухой», «МиГ», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Одним из самых крупных в мире производителей авиационной техники является Центральный федеральный округ. В Москве, Воронеже, Смоленске размещаются многочисленные заводы, НИИ, КБ по серийному производству летательных аппаратов. Значительное развитие эта отрасль получила и в Приволжском федеральном округе (Казань, Нижний Новгород, Самара и Ульяновск).

Различные модификации самолетов типа «Ил» производят в Москве, Воронеже, Казани. Самолеты типа «Ту» — в Москве, Самаре, Ульяновске. Центрами авиастроения являются также Саратов, Омск, Новосибирск, Таганрог.

В настоящее время осуществляется реформирование отрасли. Одной из новых форм управления является создание холдинговых компаний. Одна из таких компаний создается на базе ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», в которую вошли все серийные заводы по производству боевых самолетов марки «Су».

Холдинговая компания включает авиационное производственное объединение Комсомольска-на-Амуре (КнААПО) и Новосибирское производственное объединение (НАПО), Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО) и Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (ТАНТК). На АХК «Сухой» возложена задача по созданию истребителей пятого поколения, который превзойдет по своим качественным характеристикам американский самолет F-35. Затраты на работы составят не менее 1,5 млрд долл.

Положительная динамика за последние два года отмечается и в ракетно-космической промышленности. За последние годы с трех космодромов выполнены 35 пусков ракет-носителей. На орбиту выведены 46 космических аппаратов, в том числе с плавучего космодрома. Головными предприятиями по производству орбитальных космических аппаратов является НПО «Энергия» им. С.П. Королева (г. Королев, Московская область) и Государственный научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (Москва). Филиалы этих объединений представлены в Самаре, Омске, Красноярске. В 2001-2003 гг. проводилась реструктуризация АРКК. Так, в авиационной промышленности создаются семь холдингов, в которые кроме двух самолетостроительных предприятий войдут производители вертолетов, двигателей и ракет. Предполагается также создание двух крупных компаний, специализирующихся на авионике.

В 2002-2003 гг. основным направлением развития гражданского космоса было выполнение международных договоренностей Российской Федерации в области научного, экономического и социального развития ракетно-космической промышленности. Важная роль при этом отводилась космодрому г. Плесецка.

Основная доля прироста наукоемкого сектора в ближайшие годы будет приходиться на АРКК, военные отрасли ОПК и АТП.

Дальнейшему развитию наукоемких отраслей служат сохраняющийся высокий общеобразовательный уровень и интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что в последние годы происходил значительный отток высококвалифицированных специалистов и ученых, в стране проводятся фундаментальные исследования в области физики, химии, математики, а также ведутся прикладные разработки в лазерной и криогенной технике новых материалов, аэрокосмической технике, разработки отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и телекоммуникаций, информатики, программных продуктов для ЭВМ и др.

Государству необходимо способствовать и стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества России на ближайшую и долгосрочную перспективу. Институты РАН, отраслевые НИИ обладают техническими разработками и технологиями, которые могут определять не только конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, но и основные направления развития мировой цивилизации. Так, в области информатики к ним можно отнести выпуск принципиально нового носителя информации — трехмерной оптико-электронной памяти, который способен совершить революцию в современных технологиях. Перспективными в отрасли являются также технологии создания элементной базы электроники, механотроники, компьютеров пятого-шестого поколений, лазерные технологии, голография, малые коммуникационные специализированные спутники, один из которых был разработан при участии студентов МГУ и запущен в космос, длинноволновые каналы связи, системы глобального мониторинга окружающей природной среды.

Разработанный российской компанией «Эльбрус» компьютерный процессор Е2К по технологическим решениям и скорости быстродействия превосходит западный процессор, который планируется к выпуску; при этом он отличается энергоемкостью и меньшими издержками производства. Ведутся в России и работы по созданию нейрокомпьютеров, в 1000 раз превосходящих обычные компьютеры по скорости операций при относительно небольших размерах и стоимости.

Post navigation

Previous Post:

Человеческий ресурс

Next Post:

Розничная торговля, что это?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes