Финансово хозяйственная проверка
Аудит финансовой деятельности – это независимая комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности компании, по итогам которой руководство получает аудиторское заключение, содержащее достоверную информацию о состоянии бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее соответствие требованиям законодательства РФ.
Благодаря аудиту финансово-хозяйственной деятельности у руководителей и инвесторов появилась возможность получить независимую оценку работы организации. Такая оценка позволяет определить не только нынешнее финансовое состояние предприятия, выявить все существующие риски, но и определить его дальнейшие перспективы.
Цели и задачи аудита финансовой деятельности
Основной целью аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия является своевременное выявление ошибок в учетной политике компании и неточностей в экономическом анализе и планировании. Именно поэтому если руководители, инвесторы или любые сторонние лица хотят увидеть полную картину финансового состояния компании, а также оценить ее перспективы и существующие пути развития, то аудит финансовой деятельности просто необходим.
Проведение аудита финансовой деятельности
Закон об аудиторской деятельности гласит, что аудиторские проверки могут проводить лица, получившие квалификационный аттестат аудитора. Такие аудиторы могут вести аудиторскую деятельность, как в индивидуальном порядке, так и штате аудиторской компании.
На сегодняшний день на рынке аудиторских услуг достаточно много аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов готовых предоставить любые аудиторские услуги. Одной из таких компаний, в которой работают высококвалифицированные специалисты, является компания ЗАО «АК «Холд-Инвест-Аудит». На протяжении более 20 лет мы предоставляем качественные аудиторские услуги, в том числе и аудит финансовой деятельности.
Аудит финансовой деятельности предприятия состоит из трех основных этапов:
- Планирование и согласование рабочих моментов;
- Проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности;
- Анализ выполненной работы.
По итогам аудиторской проверки финансовой деятельности наши специалисты предоставляют заказчику аудиторское заключение с выводами и рекомендациями направленными на улучшение ведения бизнеса.
Многолетний опыт и высокий уровень профессионализма позволяет нашим специалистам качественно проводить любые виды аудита, в том числе и аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Доверяя нам финансовый контроль и аудит, вы сможете в короткие сроки получить достоверную информацию о финансовом состоянии вашей организации, что позволит принять верные экономические решения, направленные на улучшение ведения бизнеса.
Финансовый контроль является неотъемлемой чатью финансовой деятельности государств и муниципальных образований.
Определение 1
Понятие и значение финансового контроля подразумевает контроль законности и целесообразности действий в образовании, распределения и использования государственных и муниципальных фондов для того, чтобы эффективно развивать страну и ее регионы на социально-экономическом уровне.
Осуществление финансового контроля производится на основании установленного правовыми нормами порядка всей системой органов государственной власти и местных самоуправлений, включая специальные контрольные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждан.
Основным способом выражения финансового контроля является проверка при проведении того, как соблюдается правопорядок в процессе финансовой деятельности в лице органов государственной власти, местных самоуправлений, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, а также экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, то, как они соответствуют задачам государства и муниципальных образований.
Вывод 1
Можно сделать вывод, что финансовый контроль — один из самых важных способов обеспечения законности и целесообразности финансовой деятельности, которая проводится в стране.
Содержание
- Задачи и направления финансового контроля
- Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения
- Аудиторская деятельность
- Место финансового контроля в управлении деятельностью предприятия
- Необходимые условия для организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Порядок организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Формы финансового контроля на предприятии
- Методы финансового контроля деятельности предприятия
- Принципы осуществления финансового контроля деятельности предприятия
- Развитие финансового контроля предприятий
- Пути совершенствования финансового контроля предприятий и учреждений
- Отчет ревизионной комиссии по организации. Подготовительный этап к осуществлению ревизии
- Ревизионный отчет организаций и юр. лиц. Составление плана по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности
- Ревизия финансовой деятельности. Оценивание систем бухучета и внутреннего контроля предприятия
- Отчет ревизионной комиссии по организации. Правила осуществления ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Скачать пример ревизионного отчёта
Задачи и направления финансового контроля
Основные задачи финансового контроля:
- поддерживать баланс между потребностями в финансовых ресурсах и размерами дохода страны;
- обеспечивать своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- выявлять внутрипроизводственные резервы, с помощью которых можно повысить финансовые ресурсы;
- обеспечение соблюдения требований действующего законодательства относительно финансовой деятельности;
- повышать эффективность внешнеэкономической деятельности и валютных операций.
Основные направления финансового контроля, которые регулируются на основании финансового права:
- проверка того, как в лице государственных и муниципальных органов выполняются функции по аккумуляции, распределению и использованию финансовых средств, в соответствии со своей компетенцией;
- проверяется то, как выполняются финансовые обязательства перед государством и муниципалитетом, организациями и гражданами;
- проверять правильно ли используются денежные ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций, которые находятся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении (бюджетные и собственные средства, банковские ссуды, внебюджетные и другие средства);
- проверять, соблюдаются ли правила того, как совершаются финансовые операции, расчеты и хранение денежных средств в лице предприятий, организаций, учреждений;
- выявлять внутренние резервы производств — возможности того, как повысить рентабельность хозяйства, производительность труда, применить более экономное и эффективное использование материальных и денежных средств.
- предупреждать и устранять нарушения в области финансовой дисциплины. Если они будут выявлены, в установленном порядке должны быть применены меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам. Также нужно обеспечить возмещение материального ущерба государству, организациям и гражданам.
Виды финансового контроля: в зависимости от времени проведения
Финансовый контроль можно разделить на несколько видов на основании различных оснований:
В зависимости от того, в какое время он производится — предварительный, текущий и последующий.
- Проведение предварительного финансового контроля производится до того, как будут совершены какие-либо операции в области образования, распределения или использования денежных фондов. Он является очень важным для того, чтобы предупреждать нарушения финансового порядка. В данном случае должны быть проверены все документы, которые подлежат утверждению и использованию, служащие в качестве основания для того, чтобы осуществлять финансовую деятельность: проекты бюджета, финансовые планы и сметы, кредитные и кассовые заявки и другие.
- Текущий финансовый контроля является контролем, который осуществляется во время того, как совершаются денежные операции (во время выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования материальных средств для административно-хозяйственных нужд, капитального строительства и другие).
- Последующий финансовый контроля осуществляться после того, как уже свершились определенные финансовые операции (после того, как исполнена доходная и расходная часть бюджета, предприятие или учреждение использовало свои финансовые средства, уплачены налоги и т.д.). В данном случае должно быть определено то, в каком состоянии находится финансовая дисциплина, существовали ли в ней нарушения, как их можно предупредить и устранить в последующем.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Финансовый контроль по инициативе субъекта финансовых правоотношений
В зависимости от того, какова инициатива субъекта финансовых проавоотношений, финансовый контроль может быть обязательным или добровольным.
Проведение обязательного финансового контроля осуществляется:
- на основании требований законодательства, к примеру контроль от лица законодательство органа власти за тем, как исполняет бюджет на основании годовых итогов;
- на основании решения компетентного государственного органа (например, проверка и обследование налогоплательщиков в соответствии с вопросами налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, который проводится на основании решений правоохранительного органа).
Замечание 1
Добровольный финансовый контроль может осуществляться в соответствии с самостоятельным решением хозяйствующих субъектов.
В зависимости от органов, которые ответственны за проведение финансового контроля, он бывает государственным (общегосударственным, вневедомственным, ведомственным), внутрихозяйственными аудиторским.
Финансовый контроль органами
Замечание 2
У общегосударственного финансового контроля имеется наивысшее значение из-за особого статуса органов, которые занимаются его осуществлением (Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство России).
Он направлен на объекты, которые подлежат контролю независимо от того, каким ведомостям они подчиняются. Им производится контроль за законностью и эффективностью того, как используются государственные средства, проекты бюджета по звеньям бюджетной системы, отчеты о том, как исполняются бюджеты.
Определение 2
Вневедомственным финансовым контролем является контроль в лице специального финансово-кредитного органа, который направлен на объекты, вне зависимости от того, каким ведомостям они принадлежат. Обладает повседневным, систематическим и регулярным характером.
Ведомственным финансовым контролем является контроль в лице министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за тем, как ведется деятельность предприятий, организаций и учреждений, входящих в их систему. Он осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств и ведомств, которые подчинены руководителям указанных органов. То, как контрольно-ревизионные подразделения осуществляют свою деятельность находится под контролем Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов России. Минимум один раз в год министерствами и ведомствами докладывается Правительству Российской Федерации о том, в каком состоянии находится контрольно-ревизионная работа.
Осуществление внутрихозяйственного финансового контроля производится внутри предприятий, учреждений и организаций в лице их руководителей и структурных подразделений (бухгалтерия, финансовые и экономические службы). Объект контроля в данных случаях это производственная и финансовая деятельность предприятия, включая входящие в него структурные подразделения.
Аудиторский финансовый контроль является независимым вневедомственным контролем, который осуществляется как один из видов предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. То, что данный вид вообще появился связывают с переходом к рыночным отношениям и тем, что изменились методы, которые регулируют экономику. Создавались предприятия, коммерческие банки, другие хозяйственные структуры, которые были основаны на негосударственной форме собственности, что и стало основным требованиям для вопроса по поводу форм и субъектов проведения контроля за финансово-хозяйственной деятельности, так как контроль компетентных государственных органов в указанных отношениях направлен на интересы государственной казны.
Замечание 3
Также интерес хозяйствующих субъектов заключается в достоверности и качественности учета и отчетности, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, что в итоге отвечает и интересам государства. Во время использования аудиторской формы сочетают интересы обеих сторон без обязательных затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.
Порядоко того, как проводится аудиторский финансовые контроль регулируется на основании Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 под номером 2263 «Об аудиторской деятельности в РФ» и утвержденными данным указов Временным правил аудиторской деятельности в РФ (были лишены силы на основании Указа Президента от 13.12.2001 под номером 1459 и Федерального закона от 07.08.2001 под номером 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). На сегодняшний день порядок, в котором осуществляется аудиторская деятельность определен на основании Федерального закона от 30.12.2008 под номером 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудиторская деятельность
На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.
Определение 3
Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.
Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.
Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:
- устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
- осуществлять налоговое консультирование;
- анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
- проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
- консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
- автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
- проводить оценочную деятельность(
- проводить маркетинговые исследования;
- проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
- обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
- оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.
Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
Из этой статьи вы узнаете:
- Какое место занимает финансовый контроль в управлении деятельностью предприятия
- Какие нужные условия для организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Какие существуют методы финансового контроля деятельности предприятия
- Каковы проблемы и пути развития финансового контроля предприятий в России
На состояние современной экономики повлияло множество факторов, в том числе и рост правонарушений, связанных с незаконным распределением материальных ресурсов. Именно поэтому финансовый контроль на предприятии сегодня актуален как никогда. Четкое функционирование системы финансового контроля и ее элементов позволит контролировать рациональный расход материальных средств, а также законность и правильность формирования сведений о финансовом состоянии предприятия.
Место финансового контроля в управлении деятельностью предприятия
Финансовым контролем называется совокупность действий и манипуляций, проводимых компетентными должностными лицами, в целях контроля соблюдения государственными и коммерческими организациями законодательных норм в процессе формирования, распределения и использования материальных ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе движения денежных средств.
Финансовый контроль предприятия нужен для обеспечения эффективного задействования организациями материальных ресурсов, предоставляемых в качестве ассигнований (в случае с бюджетными структурами) или же извлекаемых в процессе коммерческой деятельности. Помимо этого, он позволяет объективно оценить уровень платежной и налоговой дисциплины вышеперечисленных субъектов.
Суть финансового контроля на предприятии заключается:
- в обеспечении финансовой безопасности подконтрольных субъектов;
- в исполнении рядом субъектов своих финансовых обязательств;
- в улучшении экономического состояния всех элементов финансовой системы и его рациональное, эффективное и законное применение;
- в соблюдении финансовых интересов субъектов хозяйствования, усилении их ответственности за результаты своей деятельности;
- в повышении эффективности экономической политики.
Объектами финансового контроля предприятия являются: процессы формирования, упорядочивания и использования финансовых ресурсов подконтрольными субъектами, средствами выражения которых являются различные числовые параметры (выручка, инвестиции в развитие организации, налоговые отчисления и т. д.).
Важнейшим элементом системы финансового контроля на предприятии являются субъекты контроля, поскольку именно на них возложены обязанности по инспектированию субъектов хозяйствования в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.
К числу субъектов финансового контроля относят:
- государственные органы;
- структурные подразделения, учрежденные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти, местного самоуправления и предприятиях;
- негосударственные специализированные организации;
- квалифицированных специалистов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с правовыми нормами.
Деятельность вышеперечисленных субъектов заключается в выполнении конкретных действий (функций), которые реализуются в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством.
Читайте также: Методы бережливого производства
Необходимые условия для организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Успешность и эффективность осуществления любого вида финансового контроля на предприятии определяется наличием таких важных факторов, как:
- документально-правовая база;
- необходимые ресурсы;
- соответствующие полномочия у сотрудников контролирующих органов.
Обратите внимание, что первым по важности условием осуществления финансового контроля является наличие внутренних документов, регламентирующих возможность инспектирования экономической деятельности предприятия определенными органами. То есть субъекты финансового контроля должны реализовывать свои функции в соответствии с действующим внутри организации нормативным актом.
В содержании документа могут быть отражены полномочия конкретного специалиста или группы (это позволит исключить возникновение вопросов и претензий у сотрудников компании относительно действий контролирующих органов), а также регламент, в соответствии с которым субъект финансового контроля будет выполнять свои обязанности.
Финансовый контроль на предприятии заключается:
- В работе с большими объемами информации, которую необходимо фиксировать, обобщать, анализировать и т. д. Для фиксации, передачи и интерпретации данных, получаемых в ходе финансовой проверки, необходим слаженно функционирующий рабочий механизм.
- В ряде взаимосвязанных между собой процедур, проведение которых требует от специалистов определенного уровня квалификации. Должностные лица, уполномоченные осуществлять действия по финансовому контролю на предприятии, должны иметь объективное представление об исследуемых направлениях, определенный уровень познаний и опыт работы в данной сфере.
Читайте также: Оптимизация управления затратами
Порядок организации контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В настоящее время в число структурных составляющих системы финансового контроля предприятия входит работа:
- с документальной базой;
- с различными направлениями финансовой деятельности;
- с сотрудниками.
Действия по инспектированию документальной базы предприятия предполагают:
- ее изучение с целью проверки правильности составления, внесения корректных и подтвержденных другими источниками официальных данных о движении материальных средств предприятия;
- изучение на предмет подлинности и полноценности;
- сопоставительный анализ документов предприятия с оригинальными образцами источников.
Работа с различными направлениями финансовой деятельности предприятия включает в себя:
- анализ эффективности вложений материальных средств компании;
- изучение производительности основных фондов и труда;
- оценка уровня экономической стабильности предприятия, его платежеспособности по кредитам и другим обязательствам.
Работа с сотрудниками организации в рамках осуществления деятельности по финансовому контролю предполагает:
- оценку опыта и профессионализма работников предприятия, на которых возложены обязанности по распределению материальных ресурсов;
- выявление фактов недобросовестного отношения специалистов организации к реализации функций, связанных с управлением финансовым состоянием предприятия;
- разработку мер мотивации для сотрудников, которые занимаются распределением и перераспределением бюджета организации, направленных на регулярное повышение уровня знаний и улучшения профессиональных качеств, а также развитие повышенного чувства ответственности у персонала фирмы относительно выполнения своих должностных обязанностей.
Читайте также: Очевидные последствия повышения ставки НДС на финансы предприятия
Формы финансового контроля на предприятии
Стоит отметить, что для финансового контроля на предприятии характерна четкая поэтапность его осуществления. Поэтому предлагаем ознакомиться с основными ступенями рассматриваемой деятельности:
- Начальные мероприятия – заключаются в разборе текущего экономического состояния организации до принятия какого-либо решения по распределению или перераспределению капитала.
- Текущая работа – направлена на выбор наилучшего варианта для дальнейшего развития.
- Финальные мероприятия – осуществляются для оценки результативности предпринятых шагов и проведенных мероприятий.
Первый этап финансового контроля реализуется путем проведения следующих действий:
- поиск и обучение специалистов для анализа документальной базы предприятия, определение их компетенции, постановка основных целей и задач;
- назначение компетентных служащих для анализа эффективности действующих механизмов управления финансами;
- определение последовательности записи предварительного анализа результатов текущего финансового управления;
- определение конкретных действий начального этапа финансового контроля;
- выполнение имеющихся планов оценки и управления капиталом компании с учетом действующего документального фундамента.
Основной этап финансового контроля заключается в проведении следующих мероприятий:
- назначение специалистов, способных объективно проанализировать результаты текущего финансового управления;
- сбор информации и составление документов для фиксации результатов выбранной стратегии управления финансами;
- написание подробного алгоритма проведения контрольных мероприятий по отношению ко всем финансовым процессам, протекающим на предприятии;
- осуществления финансового контроля организации;
- реализация разработанной стратегии управления и контроля финансовыми потоками, с использованием имеющейся нормативно-методологической базы.
Составляющие заключительного этапа аналогичны вышеперечисленным элементам. К их числу относится выбор компетентных специалистов для оценки результатов финансового контроля, составление документов для подведения итогов и т. д.
Финансовый контроль предприятия классифицируется на виды в зависимости от способа организации и проведения.
Мероприятия по внешнему финансовому контролю проводятся внешними, независимыми по отношению к подконтрольной организации органами. К ним относятся специализированные субъекты, уполномоченные на осуществление своей деятельности государством.
Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:
- Финансовый контроль на предприятии
- Чистая рентабельность предприятия
- Как выстроить финансовую структуру компании
Внутренний финансовый контроль осуществляется внутренними подразделениями, которые функционируют на предприятии. Он является неотъемлемой частью управления и представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, а именно регулярное наблюдение и инспектирование основных направлений деятельности организации с целью оценки обоснованности и эффективности принятых решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного уведомления руководства для предупреждения, ликвидации и уменьшения финансовых рисков.
Посредством внутреннего финансового контроля управляющая структура предприятия получает объективные сведения о реальной ситуации по части распределения материальных ресурсов, сложившейся на подчиненном объекте, и реализации принятых управленческих решений.
Основными целями внутреннего контроля предприятия являются:
- оценка соответствия работы подразделений утвержденной в компании стратегии развития;
- поддержание финансово-экономической, рыночной и правовой устойчивости предприятия;
- оценка эффективности текущей финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечение сохранности имущества компании;
- инспектирование документальной базы организации на предмет полноты, точности первичных документов и качества содержащихся в них сведений для успешного руководства и принятия правильных решений.
Читайте также: Кэш-пулинг – эффективная система распределения средств и особенности ее в РФ
Методы финансового контроля деятельности предприятия
В современной экономической литературе наиболее популярной классификацией является деление всех методов финансового контроля предприятия на следующие категории:
- Научно-теоретические методы, которые отличаются применением специфических инструментов сбора аналитической информации о финансовом состоянии предприятия для ее последующего использования. Подобные исследования положения дел на предприятии могут проводиться при помощи анализа, моделирования возможного развития событий, сбора и обработки статистических данных.
Применение научно-теоретических методов позволяет оценить, насколько действенны способы финансового управления, используемые в настоящее время, а также выстроить алгоритм действий для улучшения текущего положения дел.
- Социально-коммуникативные методы предназначены для построения системы четкого взаимодействия между специалистами и работниками подразделений финансового управления. Наиболее популярными из них являются: внушение, переговоры, мотивация, стимулирование и награждение.
Такие приемы позволяют определить уровень эффективности финансового управления предприятием, используя социально адаптированные рычаги воздействия и выбрать наиболее действенные для конкретного предприятия инструменты. Но не стоит забывать о том, что итоговый результат будет зависеть не только от проверяющих, но и от проверяемых.
- Эмпирические, или исследовательские, методы заключаются в использовании различного рода воздействий на процесс распределения и перераспределение материальных ресурсов предприятия в рамках имеющихся подходов и технического оснащения для достижения поставленных целей.
Исследовательские методы могут реализовываться посредством:
- проверки числовых сведений и правильности оформления финансовых документов;
- проведения опросов;
- тестирования программного обеспечения и оборудования;
- внедрения экспериментальных методик;
- анализа бизнес-процессов;
- взаимодействия с юридическими базами данных, создания распорядительных документов для осуществления финансового контроля;
- проведения внутренних аудиторских проверок;
- инвентаризации.
Использование вышеперечисленных инструментов позволяет определить, каким именно образом лучше осуществлять финансовое планирование и контроль в организации. Помимо этого, в ходе исследовательской работы можно выявить наиболее эффективные методы, которые позволят достичь поставленной цели с минимальными затратами времени и других ресурсов. Некоторые из эмпирических способов вполне можно считать своеобразным дополнением к научно-теоретическому подходу.
Финансовый контроль предприятия может осуществляться должностными лицами компании, специально созданными подразделениями или независимыми аудиторскими фирмами. В результате использования различных инструментов финансового контроля можно не только оценить эффективность текущего финансового управления, но и взять курс на разработку новых методик и технологий.
Финансовый контроль необходим любому предприятию, ведь именно он позволяет отслеживать законность операций, проверять добросовестность лиц, ответственных за распределение материальных ресурсов, оценивать итоги текущих управленческих решений, а также определять наиболее оптимальную стратегию дальнейшего управления финансами.
Принципы осуществления финансового контроля деятельности предприятия
Как и любая регламентируемая правовыми актами деятельность, финансовый контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов:
- Целью контрольных мероприятий является реализация утвержденного финансового плана организации. Финансовый контроль должен быть неразрывно связан с таким параметром, как стратегичность, то есть быть направленным на удовлетворение основных интересов компании. Соответствие данному принципу также исключает проведение чрезмерно большого количества контрольных мероприятий.
Масштабный тотальный контроль над всеми финансовыми операциями компании нельзя считать целесообразным, поскольку это будет только отвлекать менеджеров от выполнения основных обязанностей. То есть вместо глобальных целей управления финансовой деятельностью они вынуждены будут тратить ресурсы на постоянные, дублирующие друг друга проверки.
- Финансовый контроль предприятия должен быть многофункциональным. Здесь мы говорим не только про необходимость контроля показателей финансового прогресса всей компании (и ее обособленных центров ответственности), занимающих лидирующие позиции в плане этой организации, но и о необходимости создания отдельных центров ответственности.
Механизмы и инструменты финансового контроля предприятия должны создавать условия для проведения сравнительного анализа подотчетных сведений со средним значением этих же параметров по отрасли, а также позволять проводить корреляцию подконтрольных финансовых показателей.
- Финансовый контроль должен быть настроен на количественные модели. Его эффективность значительно повышается, когда подконтрольные виды деятельности предприятия принимают вид количественных аналогов. Но не стоит забывать и о качественных аспектах, которые в свою очередь должны быть выражены в парадигме количественных стандартов. Если уделять должное внимание как количественным, так и качественным характеристикам, контроль финансовых решений, принимаемых на предприятии, будет максимально результативным.
- Методы обеспечения финансового контроля должны соответствовать особенностям приемов финансового анализа и планирования. В процессе составления плана мероприятий и при последующем их проведении следует обязательно учитывать полный спектр рассмотренных до этого момента систем и методов финансового проектирования (когда подготавливаются стандарты контроля) и анализа (когда разрабатываются показатели, объективно отражающие финансовую ситуацию в организации, и выявляются причины несоответствия этих данных разработанным стандартам).
- Все контрольные действия должны проводиться своевременно. То есть промежутки времени между осуществлением контроля по отдельно взятым финансовым направлениям предприятия должны соответствовать подготовке отчетности и формированию всех необходимых финансовых показателей.
Суть рассматриваемого принципа финансового контроля предприятия заключается в следующем: предупредить руководящие структуры организации о возможном наступлении кризисных моментов, а также всеми доступными методами способствовать созданию условий для ликвидации выявленных несоответствий до того, как они могут оказать существенное влияние на финансовое состояние организации.
- Система финансового контроля предприятия должна быть гибкой. Корпоративный контроль в организации должен осуществляться с учетом новых финансовых инструментов, а также потенциальной адаптации к разрабатываемым или обновляющимся нормам, видам деятельности в сфере финансов, инновационным технологическим решениям и способам проведения финансовых операций. Отсутствие возможностей или желания осуществлять контрольную деятельность с учетом регулярно прогрессирующих технологий и установок однозначно приведет к снижению эффективности финансового контроля на предприятии.
- Финансовый контроль должен отличаться простотой и доступностью форм. Так, лицам, ответственным за его проведение, не нужно будет уделять большую часть своего времени составлению сложных отчетов, которые вполне можно заменить на более упрощенные варианты. К тому же, результаты контроля, осуществляемого сложными методами, будут гораздо тяжелее восприниматься руководством и подконтрольными лицами организации.
- Воплощение методов финансового контроля должно быть максимально экономичным. Целесообразно выбрать лишь наиболее эффективные его инструменты, а не использовать все существующие. То есть затраты на проведение контрольных мероприятий не должны быть больше того эффекта (уменьшения затрат, роста доходов и т. д.), который ожидается получить в результате их осуществления.
Развитие финансового контроля предприятий
С тех пор, как в нашей стране утвердился механизм рыночного регулирования товарно-денежных потоков, производство и хозяйственная активность российского бизнеса вышли на новый уровень. Это повлекло за собой острую необходимость создания эффективного финансового контроля предприятий со стороны государства.
К сожалению, сегодня можно констатировать факт отсутствия научной теории финансового контроля в России: не проработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии, не закончен процесс создания отдельных видов проверки, недостаточно изучена сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного контроля страны.
Современные исследователи выделяют семь основных проблем финансового контроля предприятий и учреждений:
- Отсутствие полноценного определения «финансовый контроль». В настоящее время выделяют:
- контроль корректного ведения финансовых документов, выявление различного рода несоответствий установленным нормам и стандартам их заполнения;
- контроль соблюдения законодательно установленных норм при осуществлении финансовых операций, а также в процессе заключения сделок юридическими и физическими лицами.
- Отсутствие классификации видов финансового контроля, утвержденной на законодательном уровне.
- На сегодняшний день в России отсутствует единая концепция государственного финансового контроля как системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы и задачи контрольных мероприятий. Такая идея является ключевым моментом для усовершенствования института финансового контроля.
- Отсутствие федерального закона, регламентирующего осуществление финансового контроля в отношении не только бюджетных организаций, но и всех юридических лиц. Цели и задачи финансового контроля должны быть отражены в нормативно-правовых актах государства.
- Установленные меры юридической ответственности к нарушителям бюджетного законодательства не соразмерны серьезности совершенных деяний. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства устанавливается Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает 23 состава нарушений, и Кодексом об административных правонарушениях РФ, предусматривающим 3 состава нарушений бюджетного законодательства. Уголовная ответственность введена только за нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
- Слишком сложная структуризация органов государственного финансового контроля. Помимо этого, в действующем законодательстве отсутствует четкое описание задач и обязанностей контролирующих органов, т. е. пределы их компетенции можно назвать довольно размытыми.
- Кадровый дефицит в государственных органах финансового контроля предприятий. Необходимо уделять больше внимания подготовке специальных контролирующих органов и повышению их квалификации.
Пути совершенствования финансового контроля предприятий и учреждений
На основании вышеизложенного, можно выделить несколько возможных способов решения основных проблем финансового контроля:
- Создание грамотных методологических основ. Правильно разработанная методология помогает получить четкие ориентиры, определить конкретные цели и задачи, сформулировать принципы и нормы финансового контроля предприятий.
- Разработка единой концепции государственного финансового контроля и создание общей правовой базы, регламентирующей взаимодействие всех органов финансового контроля.
- Повышение уровня ответственности государственных должностных лиц за нарушение норм законодательства об исполнении бюджетов различного уровня, а также за неисполнение предписаний контролирующих органов.
- Совершенствование системы внутреннего финансового контроля, в том числе перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение эффективных методов государственного финансового контроля.
Таким образом, формирование эффективной системы государственного контроля и становление успешной экономической политики зависит от правильного и своевременного решения указанных различных организационно-структурных вопросов, совершенствования правового законодательства, регламентирующего деятельность контрольных подразделений, и успешного внедрения результатов научных исследований.
РЕВИЗИЯ РЕВИЗИЯ (от позднелат. revisio — пересмотр) — 1) проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений или должностных лиц за определенный период; основной метод финансового контроля. Р. проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления, проверяющие подведомственные организации. Р. могут быть проведены и по их плану, и по указанию других компетентных органов, в т.ч. правоохранительных. По объекту проверки различают Р. документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами). При проведении документальной Р. проверяются документы, в особенности первичные (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактическая Р. означает проверку и документов, и наличия денег, материальных ценностей. Под полной Р. понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной Р. контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (напр., проверка командировочных расходов). Результаты Р. оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером; 2) в России XVIII — первой половины XIX в. переписи населения, главным образом податного. Начались с введением подушной подати. Было проведено 10 Р. (последняя — в 1857 г.). В ходе Р. учитывались «ревизские души».
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
Безусловно, ревизия финансово-хозяйственной деятельности выступает в качестве одного из важнейших моментов учета и контроля на объекте. Она рассматривает все стороны деятельности, занимается решением основных вопросов. Данные вопросы касаются выполнения правил использования финансовых средств, грамотности бухгалтерского учета, отчетности. Важна гарантия безутратности денег, материальных ценностей. Когда на предприятии проходят как финансовые, так и хозяйственные операции, оно должно действовать согласно требованиям законодательства.
Процедура ревизии по факту и документально рассматривает, насколько аргументированы финансовые операции, сделки с ценными бумагами, кредитами и расчетами. Учитываются сметы расходов и доходов, полный расчет с бюджетом. А также внебюджетными фондами. Главное — без нарушения сроков. Если организация бюджетная, важно учитывать правомерное применение по целевой направленности денег из бюджета. Кроме того, принимается во внимание грамотность образования, мотивация применения государственных внебюджетных средств.
Важными пунктами анализа по мере прохождения ревизии являются следование нормам закона и правилам бухучета. Это касается всех сделок с основными финансами. Учитываются нематериальные активы. Немаловажны и затраты на текущую деятельность предприятия. Также принимаются к сведению инвестиции, расчеты по зарплате и другие расчеты с физическими лицами. Не остаются без внимания финансовые результаты. Точнее, их создание и разделение.
Таким образом, с помощью ревизии осуществляется финансово-экономический контроль. Данный метод позволяет полноценно изучить и понять суть управления хозяйственной деятельностью, согласованность с законодательством. Важно определить эффективность проведения хозяйственных процессов. К тому же нужен контроль для того, чтобы обеспечить сохранность имущества собственников. Необходима и гарантия прав участников финансово-экономических взаимоотношений.
В процессе выполнения ревизии осуществляется тотальная фактическая и документальная проверка организации. Это касается абсолютно всех операций (финансовых и хозяйственных), которые организация провела за определенное время. Проверяющие используют различные подходы и методики. К примеру, сверку имеющихся на месте документов. Результативной бывает проверка в организациях, поддерживающих связи с проверяемым предприятием. Именно благодаря ревизии есть возможность выявить ошибки в составлении бухгалтерского учета, заполнении бухгалтерами отчетности. Регулярные проверки позволяют не упустить нарушения действующих норм законодательства.
Отчет ревизионной комиссии по организации. Подготовительный этап к осуществлению ревизии
Для всех форм и типов деятельности критерии подготовки, основы, порядок, организация и осуществление ревизии универсальны. Включительно с аудиторской проверкой.
Чтобы качественно и эффективно провести контроль финансов и экономической деятельности, надо придерживаться последовательности, общих правил. Независимо от типа проверки и ревизоров.
Перед тем, как начать проверку или ревизию, проверяющие инспектора обязаны выполнить важное задание. Это ознакомление с деятельностью проверяемого предприятия. Такой ознакомительный этап поможет впоследствии грамотно оценивать события, сделки, применяемые способы учета. Понимание деятельности проверяемого объекта влияет на процесс контроля. А также на результаты ревизии, которые будут представлены в итоговом документе.
Для того чтобы разобраться в нюансах деятельности проверяемого производства, нужно обратить внимание на две задачи. Вначале собрать и изучить данные о специфике отрасли, праве собственности организации, ее управлении, сделках. Далее необходимо взвесить достаточность полученной информации для полноценного осуществления проверки.
Ревизионный отчет организаций и юр. лиц. Составление плана по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности
Бывают проверки и ревизии как плановые, так и внеплановые. Если ревизия плановая, то ее осуществляют согласно принятым на год планам. Ревизия внеплановая может проводиться, если вдруг возникает такая необходимость. Либо правоохранительные органы поручают ее выполнить.
Годовой план осуществления ревизий принимает контрольный орган, вернее, его руководитель. При проведении ревизии ФХД должны быть указаны такие сведения, как наименование проверяемого объекта, должность руководителя отдела, который несет ответственность за организацию ревизии. А также период осуществления ревизии, даты, когда начнется и закончится, отметка о проведении.
Необходимо скрупулезное планирование проверок или ревизий. Такой подход обеспечит качественное выполнение задания. Это является начальной стадией проведения мероприятий по осуществлению полноценного контроля. Состоит из разработки общего плана и программы. В плане представлены такие данные: ожидаемый объем, графики, сроки проведения ревизий или проверок. В программе указаны объем, виды и последовательность проведения контрольных процессов. Это понадобится для того, чтобы в итоге сформировать реальные и убедительные выводы, касающиеся объекта проверки.
Когда происходит планирование мероприятий по осуществлению ревизии, проверяющие должны пополнять и учитывать информацию о деятельности проверяемого предприятия. Важен отбор нужных аналитических процедур, составление плана, программы проверки.
В процессе планирования проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий необходимо придерживаться следующих принципов: комплексности, непрерывности, оптимальности.
Принцип комплексности планирования подразумевает обеспечение согласованности и взаимосвязанности всех стадий планирования мероприятий по осуществлению контроля. Учитывается как предварительное планирование, так и составление общего плана и программы.
Принцип непрерывности планирования означает установление сопряженных заданий проверяющим. Важна увязка стадий планирования по времени и смежным хозяйствующим субъектам (к примеру, филиалам, дочерним организациям).
Принцип оптимальности планирования предполагает обеспечение возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы. Основанием являются нормы, которые устанавливает контролирующий орган.
Ревизия финансовой деятельности. Оценивание систем бухучета и внутреннего контроля предприятия
В процессе проверки или ревизии следует разобраться в таких системах проверяемого объекта, как бухгалтерский учет и внутренний контроль. Причем необходимо проанализировать средства контроля, благодаря которым можно определить суть, затраты времени и масштаб предполагаемых процедур контроля.
Масштаб и специфика системы внутреннего контроля и степень их формализации обязаны соответствовать размерам предприятия и особенностям его деятельности. В ходе ревизии финансовой деятельности нужно проверить, как система бухучета отражает хозяйственную деятельность проверяемого объекта (достоверно или не достоверно). Сформировать определенное убеждение поможет специфика системы внутреннего контроля.
Когда осуществляется ревизия финансово-экономической деятельности, надо не забывать документировать исследования и оценивание особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Для успешного проведения данной работы рекомендуют применять:
- специальные тесты;
- протоколы, акты;
- графики, блок-схемы;
- специальные бланки;
- проверочные листы;
- списки замечаний;
- перечни типовых вопросов.
Органы контроля принимают участие в разработке различных методик по исследованию и оцениванию систем бухучета и внутреннего контроля. Следят за порядком изучения, планируют процедуры контроля. В этом деле важны результаты анализа.
Планирование детальности и выборочности осуществления контрольных процедур зависят от уровня организации и эффективности систем бухучета и внутреннего контроля организации. Наличие выявленных недостатков данных систем необходимо отметить в итоговом документе. Кроме того, нужно дать рекомендации для устранения найденных недочетов.
Отчет ревизионной комиссии по организации. Правила осуществления ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В процессе проведения мероприятий, которые касаются финансово-экономического контроля объекта, происходит сбор информации. Ведь в итоге понадобятся доказательства, чтобы оценить и подтвердить полученные результаты. Если взять за основу контрольные процедуры, которые предусмотрены программой, можно сделать грамотные выводы.
Существуют различные типы контрольных процедур, с помощью которых можно получить важную информацию:
- процедуры аналитические;
- проверка в деталях правильности указанных в бухучете оборотов и сальдо по счетам;
- оценивание системы внутреннего контроля проверяемого объекта.
Качество и количество информации определяется органами контроля. Главное — получить достоверные данные, без которых невозможно составить итоговый документ, основывающийся на результатах проверки. Причем следует принять во внимание и такой нюанс, что должностные лица проверяемого предприятия могут предоставить искаженную финансово-экономическую информацию.
Бывают различные типы доказательств, подтверждающие результаты контрольных мероприятий, — внутренние, внешние, смешанные. Доказательства внутренние — это информация, которую предоставляют должностные лица проверяемого объекта. Могут быть в устном или письменном виде. Внешние доказательства включают в себя данные от третьей стороны. Обычно в письменном виде, поскольку идут по письменному запросу органа контроля.
Смешанные доказательства, по сути, объединяют внутренние и внешние. То есть они состоят из информации, полученной от контролируемого предприятия в устном или письменном виде. А также из данных, подтвержденных третьей стороной в письменном виде.
Одним из эффективных типов процедур контроля являются аналитические процедуры. Они выявляют, анализируют и оценивают соотношения между финансово-экономическими показателями деятельности контролируемого объекта. Используются аналитические процедуры благодаря наличию причинно-следственной связи между исследуемыми показателями. Применяются аналитические процедуры с целью выявления отсутствия или наличия неверно отраженных либо необычных фактов и результатов деятельности. Определяются области потенциального риска. Поэтому требуется пристальное внимание при проведении контрольной деятельности.
Кроме того, аналитические процедуры проводят для достижения других целей:
- исследование деятельности объекта;
- оценивание финансового положения предприятия;
- анализ перспектив непрерывности деятельности организации;
- уменьшение количества детальных процедур контроля;
- обеспечение тестирования для получения ответов на возникшие вопросы;
- обнаружение ошибок в бухгалтерской отчетности.
К слову, аналитические процедуры могут выполняться в процессе всей проверки. Их использование не случайно, а преимущества очевидны. Качество проверки повышается, а время на ее проведение сокращается.
Еще на стадии планирования контрольной проверки выполнение аналитических процедур играет большую роль. Оно помогает выявить участки, где возможны риски, способствует изучению деятельности объекта, где нужно произвести проверку. Когда происходит формирование общего плана и программы, использование аналитических процедур ориентирует на уменьшение числа и объема других процедур контроля.
При непосредственном осуществлении проверки процедуры аналитические могут выполняться одновременно с другими нужными процедурами контроля. Это актуально для изучения различных нестандартных отклонений показателей в бухгалтерской отчетности предприятия.
На финальной стадии проверки аналитические процедуры окончательно рассматривают наличия в отчетности существенных ошибок или других финансовых недочетов. Таким путем они могут обнаружить участки, которые требуют дополнительных процедур контроля.
По ходу реализации финансово-экономического контроля нередко возникает необходимость в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств контролируемого объекта.
Кстати, в процессе выполнения финансово-экономического контроля инвентаризации могут подвергнуть абсолютно любое имущество проверяемой организации. Местонахождение роли не играет. Также инвентаризация распространяется на все виды финансовых обязательств, запасы производства и другое имущество, не принадлежащее предприятию, но числящееся в учете бухгалтера. Еще это касается имущества, которое по каким-то причинам учтено не было. Инвентаризация проходит по местонахождению имущества. Материально ответственное лицо должно присутствовать.