Финансовый аудит
Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы
Внутренний финансовый контроль и аудит (Бычков С.С.)
Дата размещения статьи: 13.01.2015
27 марта 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. N 193 об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Анализ правоприменительной практики в этой сфере выявил наличие у органов государственной власти ряда вопросов по внедрению и развитию эффективных инструментов внутреннего финансового контроля и аудита.
Цели и задачи
В соответствии с Бюджетным кодексом госфинконтроль — это контрольная деятельность, которая направлена на установление, подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных операций, с применением административной (уголовной) ответственности и мер принуждения в случаях выявления финансовых нарушений или пресечением их незаконного проведения до момента использования бюджетных средств. Такой контроль в принципе является последующим, поскольку его предмет — результаты исполнения объектами контроля бюджетных процедур вне зависимости от времени их проведения: в отчетном или текущем периоде, до или после списания бюджетных средств со счетов бюджетов. В итоге исследуются законность уже проведенных финансово-хозяйственных операций и качество их выполнения, которое непосредственно влияет на эффективность использования бюджетных средств.
Таким образом, органы госфинконтроля через фиксацию финансовых нарушений, по сути, только сигнализируют о недостатках в системе превентивных мер на ведомственном уровне, выдают обязательные для исполнения предписания по их устранению, а также пресекают финансовые нарушения путем наказания должностных лиц, намеренно совершивших соответствующие противоправные действия. Поэтому на ведомственном уровне в дополнение к госфинконтролю должен быть организован внутренний финансовый контроль и аудит как собственная система предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере.
Бюджетный кодекс наделяет главных администраторов бюджетных средств полномочиями по организации и проведению внутреннего финансового контроля за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности. Задачами внутреннего финансового контроля являются:
— устранение (недопущение) недочетов в сроках и качестве предоставления информации (документов), необходимой для составления и исполнения бюджета;
— управление бюджетными рисками — событиями, негативно влияющими на осуществление внутренних процедур составления и исполнения бюджета;
— своевременное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ;
— обеспечение полной и достоверной бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
Кроме того, главные администраторы полномочны проводить внутренний финансовый аудит в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки рекомендаций по повышению эффективности бюджетных расходов. В отличие от контролера-ревизора задачей аудитора является не простое подтверждение законности исполнения финансово-хозяйственных процедур, проверенных в ходе аудиторской проверки, а формирование рекомендаций по совершенствованию внутреннего финансового контроля.
Организация внутреннего финансового контроля
Статья 160.2-1 Бюджетного кодекса устанавливает, что внутренний финансовый контроль осуществляет главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении своих действий, реализующих полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств. Получатель бюджетных средств организует собственный внутренний контроль совершаемых им фактов хозяйственной жизни, ведения учета и отчетности в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Положения об организации такого контроля фиксируются в актах учетной политики.
Разделение сфер внутреннего контроля связано с тем, что отдельные хозяйственные процедуры и операции, такие как составление табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчет отпускного пособия, оформление командировки сотрудника, ведение кассовых операций и т.д., находятся вне сферы бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Вместе с тем подходы к организации и проведению контрольных действий в рамках внутреннего финансового контроля вне зависимости от субъекта контроля, на наш взгляд, должны быть едиными. Предлагается внедрить сбалансированную систему контрольных действий, осуществляемых в ходе исполнения финансово-хозяйственных процедур и операций. Для этого во внутренних актах, регламентах нужно четко установить сферы ответственности всех должностных лиц, принимающих участие в исполнении финансово-хозяйственных процедур и операций, сроки и периодичность их проведения. Разграничение ответственности является необходимым базисом планирования контрольных действий, поскольку они выполняются как самими исполнителями в ходе самоконтроля, так и вышестоящими должностными лицами, а также должностными лицами иных подразделений (например, проверки оформления первичных документов до формирования платежных документов, отражения соответствующих операций в учете).
К контрольным действиям относятся проверка оформления документов, авторизация операций, сверка данных, осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет. В плане (карте) контроля также отражаются периодичность, сроки и способы проведения контрольных действий (выборочный или сплошной контроль). В целях недопущения издержек на проведение контрольных действий рекомендуется включать в план (карту) контроля только процедуры и операции, подверженные существенным рискам. Так как контрольные действия встраиваются в процедуры и операции, их основным результатом является выявление причин и условий возникновения нарушений и недочетов либо оперативное устранение нарушений до проявления их последствий. Результаты контроля должны быть запротоколированы в целях дальнейшего их анализа, по итогам которого актуализируются правовые акты, регламенты (внутренние стандарты), программное обеспечение проведения процедур и операций, а также планы (карты) внутреннего контроля, что последовательно снижает риски нарушений.
Исходя из положений ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств в отношении подведомственных ему получателей бюджетных средств также осуществляет контроль по подведомственности. Такой контроль может быть как предварительным (текущим), например проверки составления (оформления) документов подведомственных получателей бюджетных средств до представления в финансовый орган, казначейство сводных документов, так и последующим, подтверждающим законность проведения отдельных финансово-хозяйственных операций получателей бюджетных средств, определяемых в плане контроля либо при поступлении информации о признаках нарушений. Методами последующего контроля являются документарные и выездные проверки (ревизии). При этом необходимо взвешенно подходить к организации ведомственного контроля — он должен давать своевременные сигналы руководству о наличии проблем в осуществлении подведомственными получателями средств финансово-хозяйственных операций, о ходе их решения, а также о виновных должностных лицах, допустивших нарушения. То есть контроль осуществляется с акцентом на операции текущего года, а не прошлых лет. В противном случае нет необходимости в проведении ведомственных проверок (ревизий).
В рамках последующего контроля рекомендуется также организовать мониторинг — регулярный сбор и анализ сведений, необходимых для расчета показателей, характеризующих результаты выполнения внутренних бюджетных процедур подведомственными получателями бюджетных средств. По итогам мониторинга формируются отчеты, содержащие анализ причин отклонения от целевых значений. Специфичность последующего контроля по подведомственности диктует особую форму его организации: рекомендуется утвердить отдельный ведомственный регламент осуществления такого контроля, определяющий порядок назначения контрольных мероприятий, их планирования, проведения, реализации результатов, составления и представления отчетов о результатах контроля.
В условиях применения различных инструментов контроля на разных уровнях управления и исполнения особой задачей является организация составления и представления сводной отчетности о результатах контроля. Такая отчетность необходима для принятия своевременных управленческих решений, направленных на обеспечение законности и эффективности проведения финансово-хозяйственных операций в системе главного администратора бюджетных средств. С этой точки зрения, на наш взгляд, сводную отчетность должно формировать и представлять руководству финансово-экономическое подразделение главного администратора бюджетных средств.
Постановление Правительства РФ N 193 в целом формализует вышеуказанные подходы к осуществлению внутреннего финансового контроля. Вместе с тем требуется уточнение положений данного Постановления, в том числе в части организации контроля по подведомственности. В соответствии с Постановлением N 193 главный администратор средств федерального бюджета устанавливает порядок осуществления внутреннего финансового контроля, регулирующий вопросы планирования контрольных действий, протоколирования результатов контроля, составления отчетности о результатах контроля.
Организация внутреннего финансового аудита
Внутренний финансовый аудит — это деятельность функционально независимых подразделений, уполномоченных лиц, осуществляемая с соблюдением принципов объективности, системности и профессиональной компетентности. Целью аудиторских проверок является не просто фиксация нарушения бюджетного законодательства, неэффективных расходов, а оценка степени надежности бюджетных процедур, определение того, насколько они четко организованы и контролируются в целях недопущения нарушений бюджетного законодательства и неэффективных расходов.
Субъект внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора бюджетных средств. При этом исходя из задач внутреннего финансового аудита численность внутренних аудиторов незначительная (до десяти человек) вне зависимости от размера подведомственной сети главного администратора бюджетных средств. Исходя из учета общих требований законодательства к организационной структуре органа власти и ограничений по численности внутренних аудиторов рекомендуется создать комиссию по внутреннему финансовому аудиту, члены которой не являются сотрудниками финансово-экономических и (или) бухгалтерских подразделений.
Основным предметом внутреннего финансового аудита является деятельность по внутреннему финансовому контролю в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций, совершенных в системе главного администратора бюджетных средств в отчетном периоде. В этой связи годовой план внутреннего финансового аудита должен отражать планируемое по году последовательное обследование всех финансово-хозяйственных систем на предмет определения надежности осуществляемого в отношении их внутреннего контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности, выявления системных недостатков, влекущих несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств. Примерами аудиторских проверок являются аудит администрирования доходов, аудит составления и исполнения бюджетной сметы, аудит предоставления межбюджетных трансфертов или субсидий юридическим лицам, аудит ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, аудит контрактуемых расходов и т.д. В плане по каждой проверке также указываются объекты аудита и сроки ее проведения.
По каждой аудиторской проверке составляется программа, в которой указывается тема проверки, наименование конкретных объектов аудита, вопросы изучения, к которым прежде всего относятся состояние внутреннего контроля по данной теме проверки, организация бюджетного учета, состояние информационных систем, сопровождающих выполнение процедур и операций. По итогам аудиторской проверки должны быть получены достаточные надежные доказательства, подтверждающие выводы об эффективности организации проверяемой системы (в том числе на основе данных первичных документов, регистров бухгалтерского учета, представленных для тестирования внутреннего финансового контроля, подтверждения достоверности бюджетной отчетности).
Результаты аудита оформляются актом. На основании актов аудиторских проверок составляются отчеты, которые направляются руководителю и в которых обязательно представляются выводы о состоянии внутреннего финансового контроля по предмету проверки. Если выявляются нарушения, то внутренний аудитор обязан отражать все это в отчетах. По результатам рассмотрения отчетов принимается решение о целесообразности реализации выводов внутреннего финансового аудита, проведении служебных расследований, направлении материалов в компетентные органы в случае обнаружения нарушений, за которые предусматривается административная или уголовная ответственность. В свою очередь, отчеты консолидируются в состав годовой отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее – ВФА) будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе таких стандартов должны будут издавать свои ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита. На сайте Минфина размещены три проекта стандарта данного аудита. В настоящей консультации мы поговорим о его принципах и задачах.
Содержание
- Принципы внутреннего финансового аудита
- Задачи внутреннего финансового аудита
- Для чего компании аудит
- Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
- Как спланировать проверку организации
- Качественные исходные данные — основа эффективного аудита
- Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные
- Итоги
- Для кого предназначена эта услуга?
- В каких случаях проведение финансового аудита будет не только полезно, но и необходимо?
- Что включает в себя проведение финансового аудита?
- Что должна сделать фирма, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита?
- Какие основные числовые показатели играют важную роль в ходе проведения финансового аудита?
- Какие организации требуют периодического обязательного проведения независимых аудиторских проверок?
- Что дает проведение независимой аудиторской проверки финансовой деятельности компании?
Принципы внутреннего финансового аудита
Напомним, что ВФА осуществляется структурными подразделениями главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – субъекты ВФА). Деятельность по ВФА должна осуществляться на основании следующих принципов.
Принцип законности.
Данный принцип подразумевает строгое и полное соблюдение законодательства РФ, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты ВФА, ведомственные (внутренние) акты субъектов ВФА.
Принцип объективности.
Выражается в беспристрастности, честности должностных лиц (работников) субъекта ВФА, а также должностных лиц (работников) и экспертов, привлеченных к проведению мероприятий ВФА, при планировании и проведении ими мероприятий ВФА, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода.
Принцип профессионального скептицизма.
Принцип основывается на критической оценке обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям субъекта внутреннего финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются.
При этом члены аудиторской группы должны учитывать, что могут быть нарушения и (или) недостатки, которые остались невыявленными по следующим причинам:
-
применение выборочных методов при проведении мероприятия ВФА, что не позволяет выявить нарушения и (или) недостатки в полной мере;
-
ненадежный внутренний финансовый контроль;
-
наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.
Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
Принцип эффективности.
Осуществление ВФА должно быть основано на необходимости обеспечения полноты заключения о результатах мероприятия ВФА, повышения качества финансового менеджмента, путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
Принцип функциональной независимости.
При осуществлении ВФА следует максимально устранить условия, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности. В целях обеспечения функциональной независимости мероприятия ВФА организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта ВФА, а также привлеченные к проведению мероприятий ВФА должностные лица (работники) и эксперты, которые:
-
не принимают участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде;
-
не принимали участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в течение аудируемого периода и года, ему предшествующему;
-
не имеют родства или свойства с субъектами внутреннего финансового контроля;
-
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.
Руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета должен обеспечивать беспрепятственное осуществление субъектом ВФА своей деятельности, а также не допускать вмешательство в осуществление ВФА третьих лиц.
Деятельность субъекта ВФА осуществляется на основе функциональной или функциональной и организационной независимости. В целях обеспечения организационной независимости субъект ВФА подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Принцип компетентности.
Выражается в применении субъектом ВФА совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять ВФА беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом ВФА целей и задач.
Принцип системности.
При планировании и проведении ВФА бюджетные риски, коррупционные риски и выявленные нарушения и недостатки периодически анализируются по всем внутренним бюджетным процедурам.
Принцип ответственности.
Субъект ВФА несет ответственность перед руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи ВФА.
Ответственность за организацию ВФА несет руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Ответственность за планирование и проведение мероприятий ВФА несет руководитель субъекта ВФА.
Принцип стандартизации.
ВФА осуществляется в соответствии с федеральными стандартами ВФА, установленными Минфином.
Задачи внутреннего финансового аудита
Напомним, что целями осуществления ВФА являются:
1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), под которым понимается процесс главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации ВФК. Достижение первой цели ВФА может быть осуществлено с помощью решения следующих задач:
а) изучение выполняемых субъектами внутреннего финансового контроля операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) в целях установления достаточности и актуальности правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, операций (полноты регламентации процесса их выполнения);
б) выявление излишних операций, совершаемых при выполнении внутренней бюджетной процедуры;
в) изучение применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;
г) подтверждение наличия прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из применяемых прикладных программных средств автоматизации, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
д) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и ведомственными (внутренними) актами требований к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;
е) выявление недостатков в части регламентации процесса выполнения внутренних бюджетных процедур, в том числе недостаточности положений ведомственных (внутренних) актов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, и (или) несоответствия положений этих актов нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
ж) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения внутренних бюджетных процедур;
з) изучение совершаемых субъектами внутреннего финансового контроля и (или) прикладными программными средствами автоматизации контрольных действий в целях определения операций, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
и) изучение результатов контрольных действий, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);
к) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
л) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
-
минимизации бюджетных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;
-
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
-
достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
-
повышения эффективности использования бюджетных средств.
2. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ. Указанная цель достигается при помощи решения следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) учетной политики и ее соответствия установленным требованиям;
б) изучение порядка (правильности и своевременности) оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета;
в) изучение порядка (правильности и своевременности) ведения регистров бюджетного учета, частоты и правильности внесения в них исправлений, соответствия их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
г) определение данных и используемых в их отношении методов ВФА в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений;
д) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов внутреннего финансового контроля правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
е) подтверждение соответствия учетной политики, порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (соответствия состава бюджетной отчетности) единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином;
ж) формирование предложений и рекомендаций:
-
по предотвращению нарушений законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, несанкционированного доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
-
по предотвращению нарушений, отклонений, ошибок и искажений при формировании регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;
-
по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета;
з) формирование субъектом ВФА суждения о достоверности бюджетной отчетности в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности (консолидированной бюджетной отчетности).
3. Повышение качества финансового менеджмента. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
а) определение эффективности применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций и формирование предложений и рекомендаций по модернизации этих средств автоматизации и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая субъекты внутреннего финансового контроля;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами внутреннего финансового контроля при выполнении ими внутренних бюджетных процедур, а также по повышению квалификации субъектов внутреннего финансового контроля, проведению их переподготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе путем формирования субъектом ВФА суждения:
-
о полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
-
о своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
-
о качестве обоснований изменений в сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи;
-
о соответствии кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета, а также об уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
-
об обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
-
об обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью достижения экономии бюджетных средств;
-
о равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств;
-
об обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
-
об обоснованности показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
-
о наличии, объеме и структуре дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
-
о соблюдении требований по открытости и прозрачности информации о бюджетных расходах.
Для чего компании аудит
Деятельность компании, будь то огромный холдинг с разветвленной структурой дочерних организаций и филиалов, или малое предприятие с мизерным оборотом и штатом, строится на базовых принципах. Среди них: планирование, регулирование, учет, анализ и контроль.
Финансовый контроль или аудит финансово-хозяйственной деятельности — это элемент общей системы контроля на предприятии. Он производится наряду с иными видами и формами контроля:
- входным контролем сырья;
- пооперационным контролем технологических процессов;
- приемочным контролем готовой продукции;
- контролем за исполнением внутренних и внешних регламентов качества и т. д.
Финансовый аудит позволяет оценить экономическую эффективность деятельности предприятия в целом или отдельных его участков и подразделений. С помощью финансового аудита в деятельности компании выявляются проблемные сегменты, причины низких финансовых показателей, оцениваются потенциальные риски и угрозы, намечаются пути их преодоления. По его результатам принимаются управленческие решения руководством компании и ее собственниками, а в некоторых случаях и другими заинтересованными лицами.
Как провести анализ финансово-хозяйственной деятельности, детально рассказываем в материалах специальной рубрики.
Кому поручить проведение аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Для проведения аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия можно использовать собственные ресурсы или воспользоваться платными услугами специализированных компаний и экспертов.
Кому доверить аудит финансового состояния и деятельности компании в целом? Единого рецепта не существует. На решение влияют разнообразные факторы: требования закона по проведению обязательного аудита, намерения руководства или собственников компании, наличие средств для оплаты услуг независимых экспертов и др.
Если обязательного аудита не избежать, выбор сужается. Такой вид аудита производится исключительно аудиторами, имеющими квалификационные аттестаты и состоящими в профессиональной саморегулируемой организации. Когда же обязательный аудит не требуется, но необходимость в аудите высока и финансовые ресурсы для этого есть, можно воспользоваться услугами консалтинговой фирмы, специализирующейся на анализе и оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Если же в компании есть свои квалифицированные кадры финансово-экономического профиля и/или руководство не хочет раскрывать свою деятельность сторонним аналитикам, можно провести аудит собственными силами.
Далее разберемся, как провести финансовый аудит компании своими силами.
Как спланировать проверку организации
Несмотря на то что в законодательстве отсутствуют жесткие требования к процедуре проведения аудита хозяйственной деятельности предприятия своими силами, начинать такое мероприятие лучше с определения цели проводимой проверки и составления детального плана.
При планировании аудита финансового состояния организации, проводимого без привлечения внешних специалистов, нет необходимости всецело опираться на аудиторские стандарты. Они предусматривают специфические подходы к проверке: риск-ориентированный способ организации контроля, определение уровня существенности, выборочный метод проверки и т. д. Проверка собственными силами может проходить сплошным способом и не требовать расчета существенности.
В первую очередь определяется объем проверки:
- по конкретным подразделениям или в целом по предприятию;
- отдельным направлениям деятельности;
- проблемным учетным сегментам и т. д.
Исходя из запланированных объемов рассчитывается число задействованных в проверке специалистов, которые распределяются по участкам, подлежащим контролю; назначается руководитель проверки.
Затем устанавливается оптимальный период проверочных мероприятий с учетом не только длительности контрольных процедур, но и времени на обсуждение результатов проверки, их анализ и оценку, а также на подготовку итогового документа по результатам аудита для представления руководству и собственникам компании.
Далее определяются методики проверочных процедур и детально расписываются по времени и задействованным специалистам. Здесь уже используются наработки и опыт аудиторов, а также их рабочие программы по отдельным участкам контроля. Или разрабатываются собственные проверочные алгоритмы, учитывающие специфику работы компании. Но этот процесс трудоемкий и затратный по времени, поэтому его лучше проводить заранее.
Грамотно спланированный аудит проходит эффективно и в оптимальные сроки.
Качественные исходные данные — основа эффективного аудита
Сбор исходных данных — ответственный этап аудиторской проверки.
Источники данных:
- бухгалтерская первичка;
- учетные регистры;
- отчетность (управленческая, производственная, налоговая, бухгалтерская).
Необходимую информацию может дать инвентаризация активов и обязательств. С ее помощью получают наиболее полное и точное представление об имеющихся на предприятии материалах, сырье, иных видах активов и обязательств, их количестве, состоянии и т. д.
Сбор данных не должен быть хаотичным: каждый специалист на своем участке собирает те сведения, которые затем тщательно проверяются и анализируются.
При проведении аудита финансовой деятельности своими силами можно отказаться от отдельных процедур по сбору данных, применяемых обычно в аудиторских проверках. Например, нет смысла опрашивать исполнителей, наблюдать за технологическими процессами или отдельными операциями, если задействованные в проверке специалисты досконально знакомы с технологией производства и для понимания деятельности предприятия в дополнительной информации не нуждаются. Хотя в определенных ситуациях для достижения поставленных перед проверяющими задач требуются такие мероприятия, как хронометраж или фотография рабочего времени.
Не следует пренебрегать также изучением результатов предыдущих внешних проверок предприятия (ИФНС и иных надзорных органов), независимых аудиторских проверок (если они проводились), внутренних проверок, проведенных силами самой компании.
Собранная информация систематизируется, при необходимости агрегируется или детализируется для дальнейшего анализа и оценки.
Анализируем, пересчитываем, тестируем учетные данные
В процессе аудиторской проверки применяются разнообразные приемы, способы и методы:
Аналитические процедуры проводят по всем направлениям:
Чем детальнее проведены все запланированные процедуры, тем обоснованнее сформулированные на их основе выводы и эффективнее принятые по итогам проверки решения.
Какие решения собственников оформляются в том числе по итогам аудита, рассказываем в материалах:
- «Увольнение генерального директора по решению учредителя»;
- «Образец решения учредителя о ликвидации ООО».
Итоги
Аудит финансового состояния и в целом всей деятельности компания может проводить как с помощью привлеченных экспертов, так и собственными силами. В любом случае проверка требует тщательного планирования, качественного сбора информации, анализа и оценки. По результатам аудита принимаются различные управленческие решения, в том числе повышающие эффективность деятельности предприятия.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Под определением финансового аудита подразумевается комплексная проверка экономического состояния организации, а также оценка перспектив ее развития.
В современной отечественной практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя только классический аудит финансовой отчетности. Также близким к финансовому аудиту понятием является инвестиционный аудит – экспертное заключение о целевом и максимально эффективном применении инвестиционных ресурсов компании.
Целью такой независимой аудиторской проверки является оценка правильности ведения бухгалтерского учета в аудируемой компании, а также проверка достоверности финансовой отчетности. Кроме того, в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности организации выявляются финансовые риски (налоговые, правовые, административные, хозяйственные) и выдаются рекомендации по их снижению.
Стратегическая задача проведения аудиторской проверки – это анализ доходности и эффективности работы компании в свете ее основной, финансовой и инвестиционной деятельности. Выполнение этой задачи достигается путем детального анализа информации, которая представлена в финансовой отчетности организации.
Общий аудит финансовой сферы деятельности проводится либо по инициативе владельца компании, либо с целью ежегодной проверки отчетности организации, необходимость которой закреплена законодательно.
Для кого предназначена эта услуга?
Услуги финансового аудита в первую очередь необходимы руководителям предприятий и организаций, которые стремятся объективно оценивать эффективность деятельности своих финансовых структур.
Аудиторская проверка финансового состояния даст независимое заключение о платежеспособности и доходности компании, оборачиваемости ее капитала и т.д. По результатам аудиторской проверки руководитель сможет получить полный отчет обо всех интересующих его факторах. Кроме того, в аудиторском заключении обязательно должны присутствовать рекомендации по устранению найденных недоработок и оптимизации финансовой деятельности организации.
Как считают эксперты, независимый финансовый аудит – прекрасная возможность объективно взглянуть на деятельность компании. Фирма-аудитор призвана помочь владельцу предприятия или другим заинтересованным лицам непредвзято оценить общую финансовую эффективность бизнеса. В этом случае данный вид аудита является основным инструментом и неотъемлемым элементом общего финансового анализа.
В каких случаях проведение финансового аудита будет не только полезно, но и необходимо?
- Такие независимые проверки должны периодически проводиться для поверхностной оценки компетентности и работы штатных бухгалтеров в разрезе правильного ведения бухгалтерского учета.
- Финансовый аудит компании проводится в случае смены финансового директора, главного бухгалтера или директора предприятия.
- Аудит финансового состояния фирмы выполняется для проверки экономической отчетности перед сдачей ее в государственные органы и управление статистики.
Что включает в себя проведение финансового аудита?
- комплексную оценку финансового состояния предприятия;
- изучение эффективности работы компании, а также финансовых результатов ее деятельности;
- детальный анализ используемых финансово-экономических стратегий;
- исследование стабильности, платежеспособности и ликвидности предприятия;
- оценку перспектив увеличения деловой активности, а также эффективности хозяйственной деятельности организации;
- рекомендации по оптимизации финансовой стратегии для конкретного предприятия.
Что должна сделать фирма, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита?
- провести полное исследование структуры активов и пассивов аудируемой компании, доходов и расходов по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности;
- рассмотреть финансовые коэффициенты, основы стоимостных оценок и признания обязательств и активов,
- изучить влияние отдельных факторов учетной политики, включая условные значения и оценки;
- выявить и прокомментировать элементы, которые лежат в основе сообщаемых коммерческих итогов компании за последние годы и оказывают существенное влияние на ее финансовые результаты;
- исследовать характер движения финансовых средств за последнее время, а также те факторы, которые оказывают на него значительное влияние;
- дать комментарии к прогнозам руководства компании относительно перспектив развития коммерческой деятельности предприятия;
- уделить особое внимание соотнесению этих прогнозов с нынешним объемом продаж и общим финансовым состоянием компании.
Какие основные числовые показатели играют важную роль в ходе проведения финансового аудита?
- Чистая прибыль и чистые активы
- Показатель оборачиваемости и прибыльности компании
- Учет расходов и доходов, а также достоверность пояснений к ним
- Все основные средства предприятия, материальные и товарные запасы
- Дебиторская задолженность и финансовые вложения предприятия
- Наличие кредиторских задолженностей по займам, кредитам или по расчетам с поставщиками компании
- Неучтенные обязательства
- Правильность составления баланса организации
- Операции с взаимозависимыми лицами
- Своевременность и достоверность инвентаризации активов и пассивов предприятия и т.д.
Какие организации требуют периодического обязательного проведения независимых аудиторских проверок?
Под обязательный финансовый аудит подпадают:
- Предприятия, которые строятся согласно организационно-правовой форме открытого акционерного общества
- Предприятия, которые ведут кредитную или страховую деятельность
- Общества взаимного страхования
- Товарные или фондовые биржи
- Инвестиционные государственные внебюджетные фонды
- Фонды, источником формирования финансовой базы которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц
- Организации, которые являются унитарными государственными или муниципальными предприятиями, чья деятельность основана на праве хозяйственного ведения
- Предприятия, в отношении которых периодическое проведение обязательного финансового аудита и отчет перед контролирующими органами предусмотрены законодательством
- Компании, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг
- Организации, приватизирующие коммунальное или государственное имущество
Что дает проведение независимой аудиторской проверки финансовой деятельности компании?
По результатам выполнения финансового аудита заказчику предоставляется:
- Аудиторское заключение, которое содержит официально подтвержденные данные о достоверности предоставленной для анализа финансовой или бухгалтерской отчетности аудируемой компании. Кроме того, аудиторское заключение должно включать в себя достоверный анализ имущественного положения и результатов деятельности организации за исследуемый период.
- Письменный отчет, который содержит полную информацию обо всех нарушениях и недочетах, найденных в результате выполнения финансового аудита. Все найденные ошибки и нарушения должны быть классифицированы в полном соответствии с установленными правилами действующего законодательства. Кроме перечня обнаруженных недочетов, данный документ должен также содержать и рекомендации по устранению допущенных финансовых ошибок.
- Отдельный документ, составленный по итогам финансового аудита должен содержать рекомендации, направленные на улучшение финансового состояния предприятия, а также на повышение эффективности системы управления финансами компании.
В современном деловом мире заключение независимого аудитора о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности служит лучшим подтверждением надежности и честности компании. Кроме того, аудиторское заключение будет необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.
Обращаясь за проведением финансового аудита в нашу компанию, вы гарантируете себе услуги специалистов высшего класса, быстрое и профессиональное проведение проверки, а также самую полную и объективную информацию в итоговом заключении.
Больше по теме