Форма обучения
Содержание
- Как учатся на заочном: особенности организации учебного процесса
- Что такое установочная сессия
- Когда и как проходят сессии у заочников
- Сколько лет учатся на заочном
- Стоимость обучения на заочном отделении
- Можно ли учиться заочно бесплатно
- Можно ли учиться заочно после 11 класса
- Какие льготы положены работающему студенту-заочнику
- Какой диплом выдают после заочного
- Преимущества и недостатки заочного обучения
- Какие бывают формы обучения?
- «Какую форму обучения выбрать при поступлении в вуз или колледж?»
- Очная (дневная) форма обучения в вузе или колледже.
- Очно-заочная (вечерняя) форма обучения в вузе или колледже.
- Заочная форма обучения в вузе или колледже.
- Отдельным пунктом следует выделить «Заочную форму обучения с использованием информационных технологий» или «Дистанционное обучение»
- Экстернат в колледже или вузе.
- Традиционная очная
- Положительные и отрицательные стороны
- Заочная
- Недостатки и преимущества
- Очно-заочно
- Плюсы и минусы
- Дистанционно
- Достоинства и недостатки
- Интерактив
- Экстернат
Как учатся на заочном: особенности организации учебного процесса
Учеба на заочном отделении университета подразумевает, что большую часть работы студенты делают совершенно самостоятельно, а преподаватели по сути только «направляют» их и контролируют результаты. Студенты появляются в вузе лишь во время сессий, и количество аудиторных часов у них очень невелико.
Но это не означает, что учиться можно только во время сессий: в течение семестра заочники должны самостоятельно делать и сдавать преподавателям письменные работы по всем предметам — контрольные, рефераты, самостоятельные исследования и так далее. Раз в год (чаще всего со второго курса) сдается еще и курсовая работа. Работать над ней чаще всего приходится полностью самостоятельно.
Если студент не сдал работу вовремя — его могут не допустить до сдачи экзаменов. Требования к работам зависят в первую очередь от преподавателя — кто-то принимает их «для галочки» (особенно когда речь идет об общеобразовательных предметах), а кто-то добивается от студентов серьезной работы по изучению предмета. В таком случае работы могут оказаться объемными и трудозатратными, и выполнение их потребует не одного дня.
Официально работы должны сдаваться в соответствии с учебным графиком на протяжении семестра. Их сдают в деканат, на кафедру, отправляют на электронную почту преподавателя — форма может устанавливаться как вузом, так и самим преподавателем. Однако заочникам достаточно часто делают «поблажки» и разрешают приносить работы прямо на сессию.
В некоторых вузах заочное обучение организуется с применением дистанционных технологий. В таком случае часть учебного процесса уходит в интернет. Формы могут быть самыми разными — сдача работ через личные кабинеты на сайте вуза, зачеты в форме электронного тестирования, конференции с преподавателем по скайпу и так далее.
Учебной программой заочного обучения предусмотрено и прохождение практики (как минимум преддипломной). Студенты, работающие по профилю, часто проходят ее на месте своей работы.
На последнем курсе заочники, как и студенты других форм обучения, сдают государственные экзамены, пишут и защищают диплом.
Что такое установочная сессия
Установочная сессия проводится для студентов-первокурсников в самом начале обучения (как правило, в сентябре или октябре). Ее можно назвать «ознакомительной» — никаких экзаменов или зачетов в это время не сдается, студенты знакомятся друг с другом, с преподавателями, с предметами, которые будут изучать в первом семестре. Также в это время решается ряд административных вопросов — таких, как выдача зачеток и студенческих; запись в библиотеку вуза и получение учебников; выборы или назначение старосты и так далее.
Во время установочных сессий проводятся лекции и практикумы по всем предметам, которые предстоит сдавать в зимнюю сессию. Занятия по каждому курсу обычно начинаются с организационной вводной части, во время которой преподаватель:
- рассказывает о том, в какой форме будет проходить экзамен или зачет;
- объясняет, какие контрольные работы или рефераты надо будет сделать и сдать в течение семестра;
- дает список тем, которые надо будет освоить и вопросы к экзамену;
- знакомит с основной и дополнительной литературой по курсу;
- оговаривает, как и в какой форме можно с ним связаться для консультаций в случае возникновения вопросов.
Многие заочники считают установочные лекции необязательными для посещения (тем более что «санкций» за их пропуски обычно не бывает). Но лучше все-таки не прогуливать. На этих занятиях педагоги обычно достаточно четко дают понять, какой уровень требований будет предъявляться к контрольным работам и ответам на экзамене, акцентируют внимание на важных для них вопросах курса и т.д. И знание всех этих тонкостей в итоге позволит сэкономить время на подготовке.
Продолжительность установочной сессии обычно составляет одну-две недели.
Когда и как проходят сессии у заочников
Сессии у заочников, как и у студентов других форм обучения, обычно проходят дважды в год. Как правило это зимняя и летняя сессии. Конкретные сроки проведения определяются вузом и могут различаться в разных учебных заведениях. Но чаще всего заочников собирают на учебу в январе и июне, в то же время, когда проходят сессии у очников. Для вуза это удобнее всего. Ведь уход очников на сессию означает, что они появляются в вузе только в дни сдачи экзаменов и приходят на консультации. Соответственно, освобождаются учебные аудитории, а у преподавателей появляется время на то, чтобы вплотную заняться заочниками.
Средняя продолжительность сессии на заочном — 3 недели, на старших курсах — до четырех. Дело в том, что по закону работающим студентам-заочникам полагаются оплачиваемые учебные отпуска на время сессии, при этом для студентов 1-2 курса их продолжительность составляет не более 40 дней за календарный год, для старшекурсников «квота» увеличивается до 50 дней. Соответственно вузам приходится укладываться в эти рамки.
Сессия у заочников проходит очень интенсивно. Она включает:
- лекции и консультации по предметам, изучавшимся в течение прошедшего семестра;
- сдачу экзаменов и зачетов;
- установочные занятия по предметам, которые предстоит сдавать в следующую сессию.
Расписание как правило оказывается очень плотным. Сдача, к примеру, трех экзаменов за неделю — не редкость, при этом свободных дней на самоподготовку в расписании не предусмотрено, а занятия могут ставиться и на выходные дни тоже. Поэтому тем, кто привык откладывать подготовку на последнюю ночь, придется нелегко: когда экзамены и зачеты сдаются практически без перерывов, возможности отоспаться после испытаний не будет.
Сколько лет учатся на заочном
В сравнении со студентами дневного отделения заочники, конечно же, уделяют учебе меньше времени — и учебная программа это учитывает. Поэтому темп освоения программы высшего образования у заочников ниже, а сроки обучения — больше. Как правило, на программу бакалавриата, которую «дневники» осваивают четыре года, студентам заочного отделения отводят пять лет. При этом те, кто учится на базе профильного техникума и уже обладает знаниями, в некоторых случаях могут обучаться по ускоренной программе и «финишировать» на год раньше.
На втором высшем предметы, уже пройденные в первом вузе, перезачитываются — поэтому такие студенты часто также могут сократить сроки своего обучения на год, а в некоторых случаях даже на два. Таким образом при получении второго высшего заочно сроки обучения могут составлять от 3 до 5 лет.
Стоимость обучения на заочном отделении
Студенты-заочники находятся в стенах вуза лишь в периоды сессии и работают в основном самостоятельно — соответственно и «себестоимость» их обучения гораздо ниже. Поэтому стоимость обучения значительно ниже — обычно за семестр заочники платят в 2-3 раза меньше, чем студенты очного отделения.
Сколько стоит заочное обучение в выбранном вами вузе, можно узнать, позвонив в приемную комиссию или же в разделе для абитуриентов на сайте вуза.
Можно ли учиться заочно бесплатно
Получение высшего образования в заочной форме на бюджетной основе возможно — по тем же правилам, что и на дневном или очно-заочном отделениях. Претендовать на бесплатные места могут только те, кто еще не воспользовался правом получить «вышку» за государственный счет. То есть люди, которые либо получают высшее образование впервые либо ранее учились на контрактной основе.
Несмотря на это, поступить заочно на бюджет достаточно сложно. Просто потому, что большинство бюджетных мест в вузах страны приходится на очников, на втором месте — студенты-вечерники. И даже в крупных государственных вузах бюджетный набор на заочное отделение может быть минимальным — или же отсутствовать вообще. И найти место, где по нужной специальности обучают на бюджетной основе удается далеко не всегда. А даже если удастся — конкуренция за немногочисленные бесплатные места может оказаться очень высокой.
Можно ли учиться заочно после 11 класса
Для заочной учебы нет никаких ограничений — первое высшее образование можно получать в любой форме, и поступать на заочное могут все выпускники, имеющие аттестат о полном среднем образовании (или диплом техникума или училища). В эпоху СССР поступить на «заочку» можно было только при наличии официального места работы — однако сейчас это также не является обязательным. Чем студент занимается за пределами стен вуза — его личное дело.
Однако поступившие на заочное после 11 класса не всегда чувствуют себя комфортно: после школы с ее постоянным контролем учиться в такой форме, подразумевающей самостоятельную организацию учебного процесса, довольно сложно. Кроме того, большинство однокурсников, скорее всего, окажутся существенно старше и опытнее.
Какие льготы положены работающему студенту-заочнику
Список льгот, которые работодатель обязан предоставлять студентам-заочникам, перечислен в 173 статье Трудового кодекса, и он довольно обширен. Это:
- оплачиваемые учебные отпуска на время сессий (40 дней в год на 1-2 курсе, 50 дней — начиная с третьего курса);
- оплачиваемый отпуск на срок до 4 месяцев для подготовки к итоговой аттестации (сдачи госэкзаменов и защите диплома);
- раз в учебный год — оплата работодателем проезда до места учебы и обратно;
- на последнем курсе — сокращенная на 7 часов рабочая неделя, причем освобожденное от работы время оплачивается в половинном размере.
Все предусмотренные законом льготы предоставляются только в том случае, если вуз имеет государственную аккредитацию, а студент успешно осваивает программу (то есть не имеет «хвостов»).
Однако на практике заочники редко пользуются трудовыми льготами в полном объеме, ведь это снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Исключение составляет разве что ситуации, когда на учебу их направил сам работодатель, заинтересованный в данном человеке и готовый мириться с неудобствами, вызванными отсутствием сотрудника на работе в течение довольно долгого времени.
Какой диплом выдают после заочного
Несмотря на то, что многие уверены, что получать полноценные знания в заочной форме невозможно, такой способ получения знаний является абсолютно законным и «полноправным». Заочники, успешно освоившие учебную программу, получают такой же диплом о высшем образовании, как и все остальные студенты. При этом в самом дипломе форма обучения не указывается — эта информация с согласия студента вносится лишь во вкладыш. С таким дипломом можно занимать должности, требующие соответствующего уровня квалификации; поступать в магистратуру на любую форму обучения; поступать на второе высшее и так далее.
Имеют заочники право и на получение красного диплома, однако на практике это случается достаточно редко. Просто потому, что все-таки большинство совмещает учебу с полноценной работой, а в такой ситуации сложно демонстрировать только отличные знания на протяжении пяти лет подряд.
Преимущества и недостатки заочного обучения
Плюсов у заочного обучения достаточно много, и неудивительно, что эта форма получения образования достаточно востребована:
- учебная нагрузказначительно ниже, а осваивать материал можно в удобном для себя темпе;
- можно совмещать «заочку» с работой, уходом за детьми или параллельным обучением в другом вузе на очной форме;
- стоимость обучения значительно ниже;
- место учебы не привязано к месту жительства — ведь можно ездить на сессию в другой город;
- отношение к заочникам обычно достаточно лояльное, и для получения зачетов по непрофильным предметам и сдачи экзаменов «на троечки» не придется особенно напрягаться;
- в то же время если студент нацелен на получение знаний — преподаватели обычно идут ему навстречу, не отказывая в дополнительных консультациях, руководстве перспективной научной работой или возможности посещать «вольнослушателем» занятия на дневном или вечернем отделении;
- к моменту получения дипломов большинство заочников уже имеют реальный опыт работы по специальности.
Но, разумеется, есть у заочного обучения и свои минусы. И главным из них является то, что полноценные знания в такой форме получить все-таки довольно сложно — это требует интенсивной самостоятельной работы, а на нее способны далеко не все студенты. Поэтому ценность диплома, полученного таким образом, часто подвергается сомнению. Особенно с учетом того, что в некоторых учебных заведениях (особенно негосударственных) требования к заочникам сводят к минимуму, делая учебу формальной. Проверяющие органы в последнее время особенно бдительно следят за «псевдовузами», делающими акцент именно на заочной форме обучения, и лишение их лицензии — не редкость. Так что выбирать вуз по принципу «минимум усилий» становится рискованно: можно потерять деньги, внесенные за учебу и при этом в итоге не получить вожделенной «корочки» государственного образца.
Кроме того, не каждую специальность можно получить в заочной форме. Есть целый ряд профессий, освоение которых требует огромного количества практики. Медицинские специальности, ветеринария, иностранные языки — заочных программ в этих направлениях просто не существует. Кроме того, Роспотребнадзор уже заявил о том, что в ближайшем будущем планируется отменить возможность получения первого высшего в заочной форме по целому ряду направлений, включая юристов, экономистов и менеджеров. Так что выбор доступных направлений для тех, кто хочет получить первое высшее в заочной форме может сократиться.
Кроме того, к недостаткам заочной формы можно отнести:
- увеличенныйсрок обучения;
- очень неравномерное распределение сил — даже если выполнять все семестровые работы вовремя, нагрузка в периоды сессии будет «зашкаливать», а автоматы заочникам не ставят практически никогда;
- необходимость совершенно самостоятельно осваивать большие объемы информации;
- большинство студенческих льгот (проездные, скидки и т.д.) на студентов-заочников не распространяются, стипендий им не платят, места в общежитиях не предоставляют, кроме того права на отсрочку от армии такая учеба не дает;
- при поиске работы выбор оказывается ограниченным — далеко не все работодатели готовы отдать предпочтение кандидату, который будет периодически уходить на сессии.
Тем не менее, для большинства плюсы оказываются более существенными, и «заочка» остается очень востребованной формой обучения. И в большинстве случаев абитуриенты, выбирая между заочным и вечерним отделением, отдают предпочтение первому варианту.
На этот раз Адукар сделал подборку всех письменных работ, которые выполняют студенты за время учёбы в вузе. Просвещайтесь!
КСР — контролируемая самостоятельная работа — предназначена для того, чтобы проверить, насколько студент умеет работать с теоретической информацией. Преподаватель даёт перечень вопросов, список литературы, а студент лаконично конспектирует ответы. Затем конспект сдаётся на проверку. Эта форма работы учит обращаться с массивом информации, искать ответ на интересующий вопрос. Такое умение ценится в любом сотруднике, так что тренируйся в вузе.
Реферат — краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Здесь не требуется приводить собственный взгляд на проблему, предлагать пути её решения. Нужно грамотно пересказать суть вопроса, опираясь на авторский текст источников. Научишься правильно оформлять реферат — выполнять другие, более объёмные письменные работы, будет легче.
Доклад — это сообщение, посвящённое заданной теме, которое описывает состояние дел в какой-либо сфере деятельности; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути их решения. Доклад меньше по объёму, чем реферат, но заключает в себе больше информации. А это требует от докладчика умения тезисно и содержательно излагать материал.
Курсовая работа — она же «курсач, курсовик» — научное исследование проблемы в рамках учебного курса. Пишется за один семестр. Особо отчаянные берутся подготовить и за несколько ночей, что отражается на качестве работы.
Дипломная работа (проект) — он же «диплом» — один из видов выпускной квалификационной работы студентов, выполняемый ими на последнем курсе. О том, как пишется диплом, не шутил только ленивый студент. Все выпускники технических специальностей предоставляют дипломный проект, а вот гуманитариям нужно ещё пройти отбор: отметки в зачётке должны быть выше шести баллов включительно. Суть данной работы в том, что выпускник демонстрирует государственной экзаменационной комиссии уровень профессионального мастерства посредством созданного им творческого продукта (разработка девайса, социологическое исследование и т. д.).
Дипломник — студент выпускного курса, работающий над дипломной работой (проектом).
Диссертация — она же «диссер» — научная работа, которая защищается автором перед экзаменационной комиссией (магистерская), учёным советом (кандидатская, докторская) для получения учёной степени. Выпускник магистратуры защищает магистерскую диссертацию.
***
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by
При поступлении в ВУЗ или колледж перед абитуриентом стоит выбор формы обучения.
В данном разделе мы рассмотрим основной вопрос:
Какие бывают формы обучения?
Основными формами ведения учебного процесса выделяют:
- Очная («дневная») форма обучения
- Очно-заочная (ее часто называют «вечерняя форма обучения»)
- Заочная (она же часто позиционируется вузами как «дистанционная форма»)
- Экстернат
Следует отметить, что каждая форма по своему уникальна и имеет свои преимущества и недостатки.
«Какую форму обучения выбрать при поступлении в вуз или колледж?»
Очная (дневная) форма обучения в вузе или колледже.
Очная форма обучения предполагает системную учебную программу, при которой студенты регулярно посещают занятия 5-6 дней в неделю. Время посещения занятий преимущественно утреннее. Но бывают случаи, когда учебные заведения вынуждены ставить занятия для студентов во вторую смену. Это может быть связано, например, с желанием учебного заведения предоставить студентам возможность подработки в утреннее время, или же нехваткой аудиторного фонда, нерациональным распределением профессорско — преподавательского состава и другими причинами.
Программа очного обучения предполагает большой объем теоретического материала, лекций и семинаров, контрольных, лабораторных и практических работ. Студент имеет возможность прослушать весь необходимый материал, задать вопросы преподавателю, и закрепить полученные знания.
На последних курсах студенты вузов и колледжей проходят производственную практику на предприятиях и получают первичный необходимый опыт работы в той или иной сфере.
Общий срок обучения по очной (дневной) форме составляет 4 года по программе бакалавриата, 5 лет по программе специалитета, и 2 года по программе магистратуры. В случае, когда выпускник колледжа или техникума поступает в ВУЗ на очную форму обучения по профильной специальности, возможно сокращение срока обучения до 3 лет.
При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.
Нормативный срок обучения по очной форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный. При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очной форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный
Преимущества:
- Серьезная теоретическая подготовка специалиста
- При обучении по очной форме студентам предоставляется отсрочка от службы в армии (в том случае, если он пользуется отсрочкой только первый раз. Если же студент достиг возраста 18-ти лет и ранее уже получал одну отсрочку, например в колледже, то при обучении по очной форме, студент уже не получит второй отсрочки)
- Яркая студенческая жизнь, участие в соревнованиях, мероприятиях и праздниках учебного заведения, возможность самореализации.
- При обучении на бесплатном отделении хорошистам выплачивается стипендия.
Недостатки:
- Далеко не всегда теория, получаемая в вузе, соответствует реальной ситуации на предприятиях.
- При выпуске из вуза, специалист не имеет вовсе или имеет минимальный трудовой стаж, и в большинстве случаев может рассчитывать, при трудоустройстве, только на стартовые позиции.
Очно-заочная (вечерняя) форма обучения в вузе или колледже.
Очно-заочная форма обучения предполагает достаточно большое количество аудиторных занятий, но конечно меньше, чем очная. При таком обучении посещение занятий студентами обычно происходит 2-4 дня в неделю (в основном в будние, реже в выходные дни) в вечернее время. Обычно предполагается, что таким образом студенты смогут благополучно совмещать трудовую деятельность и получение знаний и навыков в рамках программы высшего профессионального образования. Таким образом студент имеет возможность получать необходимый материал, обсуждать его с преподавателем и использовать его в работе. Это сочетание способствует быстрому получению полезного опыта и развития специалиста.
Занятия по очно-заочной форме обычно проводятся в виде систематических аудиторных занятий, на протяжении всего учебного года, с последующей сдачей зачетной и экзаменационной сессии.
Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в вузе по программе бакалавриата составляет 4,5 года, по программе специалитета от 5,5 лет, и по программе магистратуры 2 года. Срок обучения после колледжа или техникума, по сокращенной программе, составляет обычно от 3 лет.
Нормативный срок обучения по очно-заочной (вечерней) форме в колледже, при поступлении после 9 класса, в основном, составляет от 2 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования:базовый или повышенный.При поступлении в колледж или техникум, на программы среднего профессионального образования, после 11 класса, срок обучения по очно — заочной (вечерней) форме составляет от 1 года 10 месяцев до 3 лет 10 месяцев в зависимости от получаемого уровня среднего профессионального образования: базовый или повышенный.
При освоении программ начального профессионального образования, срок обучения в колледже или техникуме составляет, обычно, от 1 до 3 лет.
Преимущества:
- Возможность самостоятельного заработка, эффективного совмещения работы и учебы
- При окончании ВУЗа или Колледжа, специалист уже имеет опыт работы и может претендовать на продвижение по карьерной лестнице
Недостатки:
- При обучении на очно-заочном (вечернем) отделении не предоставляется отсрочка от армии
- В связи с отсутствием времени студентам вечернего отделения не удается участвовать в студенческой жизни учебного заведения.
- Отсутствие возможности получать стипендию при обучении на местах, финансируемых из государственного бюджета РФ
Заочная форма обучения в вузе или колледже.
Учебный процесс по заочной форме обучения предусматривает небольшое количество аудиторных часов. Основная доля материала изучается студентами самостоятельно, а затем, учебное заведение, проводит контроль знаний в виде контрольных работ и сессии.
В настоящее время в каждом учебном заведении процесс обучения по заочной форме строится по разному. Некоторые вузы и ссузы проводят занятия в течении всего года, например 1 раз в неделю в будний день или выходной (группы выходного дня), а по факту изучения дисциплины, сразу проводят зачет или экзамен по ней. Такая система носит название «модульной».
Иные вузы и ссузы придерживаются классической заочной формы обучения, где для студентов проводят «начитку» установочных лекций непосредственно перед сессией, и затем студенты, прослушав учебный курс и дополнительно изучив необходимую литературу, проходят аттестационный контроль в виде зачетов и экзаменов.
Заочная форма удобна для той категории граждан, кто не имеет возможности регулярно посещать занятия в колледже или вузе. Эта форма также подходит для совмещения учебы и работы на предприятии. При этом, по желанию студента, в период сессии учебное заведение может выдать справку-вызов, являющуюся основанием для работодателей в предоставлении учебного отпуска студенту.
Отдельным пунктом следует выделить «Заочную форму обучения с использованием информационных технологий» или «Дистанционное обучение»
Такая форма организации учебного процесса предполагает использование компьютера с выходом в сеть интернет. Для студентов возможны различные способы получения учебных материалов. В большинстве случаев это он-лайн лекции с использованием специального программного обеспечения, вебинары.
Аттестационные мероприятия при данной форме обучения также могут проводиться в режиме он-лайн, посредством информационных технологий, но чаще преподаватели высылают студентам контрольные и практические работы на электронную почту или в личный кабинет образовательного интернет-ресурса. В помощь студентам дистанционной формы предоставляют доступ к электронной библиотеке учебного заведения, где каждый желающий найдет необходимый материал по изучаемым темам.
Срок обучения по заочной форме в колледже на программах среднего профессионального образования составляет от 3,5 до 5 лет.
Срок обучения в вузе по программам бакалавриата обычно составляет 4,5-5,5 лет, по программам специалитета в среднем 5,5 — 6 лет, по программам магистратуры 2 — 2,5 года.
Также как очная и очно-заочная формы обучения, заочная форма может быть реализована с сокращением срока обучения для выпускников колледжей и техникумов, поступающих на профильное направление обучения, или слушателей, получающих 2-ое высшее образование по программе бакалавриата или специалитета в вузе.
Преимущества:
- Возможность совмещения работы и получения образования
- Изучению дисциплин уделяется сравнительно немного времени — часто только такой вариант подходит для беременных женщин или студентам, уже ухаживающим за маленькими детьми. Большим спросом такая форма пользуется у людей, работающих в ненормированном графике.
Недостатки:
- Низкий уровень получаемого образования
- Отсутствие отсрочки от армии
- Отсутствие возможности получать стипендию
- Студенты заочного отделения практически не участвуют в мероприятиях и студенческой жизни учебного заведения
Экстернат в колледже или вузе.
Данная форма предполагает, что студент колледжа или вуза самостоятельно осваивает образовательную программу, а учебное заведение проводит контроль и аттестацию студента, с последующей выдачей документа, подтверждающего уровень квалификации выпускника.
Т.е. учебное заведение не проводит аудиторных лекционных занятий, на которых студент смог бы освоить материал.
Срок обучения вычисляется исходя из требований государственного стандарта, где, в качестве предела по количеству возможных сданных студентом дисциплин, фигурирует цифра — 20 дисциплин в год.
Преимущества:
- Наиболее быстрый способ получения образования и квалификации.
Недостатки:
- Сложность самостоятельной подготовки
- Отсутствие возможности использования льгот для студентов
Не только после окончания школы перед многими встает вопрос «Как быть?», продолжать ли обучение в вузе. Идти работать или совмещать и обучение, и работу. Многим приходится задумываться о получении высшего образования уже далеко не в юношеском возрасте в силу жизненных обстоятельств. Современные образовательные учреждения всегда идут навстречу всем и предлагают удобные формы и методы обучения в вузе. Рассмотрим, какими они могут быть, каковы преимущества и недостатки той или иной формы обучения в вузе.
Традиционная очная
Среди основных форм обучения в вузе можно назвать дневную (очную) и заочную. Их принято считать традиционными.
Что такое очная форма обучения в вузах? Такая форма обучения является классической формой получения знаний не только в нашей стране, но и во всем мире. Студенты дневного отделения поэтапно получают комплекс знаний по специальности, на которую учатся путем непосредственного ежедневного посещения лекций и общения с педагогами. Обучение на очной форме очень похоже на продолжение занятий в школе, здесь тоже задают домашние задания.
Рассчитано дневное обучение на сроки от четырех до шести лет. При обучении по профильной специальности срок может сократиться до трех лет. При такой форме обучения в вузе или техникуме (колледже) предусмотрены выходные и праздничные дни, а также каникулы после сдачи сессии.
Кроме посещений лекций и семинаров, лабораторных и контрольных работ в стенах вуза, у студентов на очной формы имеется время посетить библиотеки, а также конференции, что способствует более глубокому усвоению учебного материала и успешной учебе. Дополнительные знания, приобретенные за самостоятельным штудированием книг и при посещении конференций, обычно пригождаются студентам во время самостоятельных работ, которые может проводить преподаватель.
Также, обучение во многих вузах на последних курсах получения специальности предусматривает ознакомительную, преддипломную и производственную практику на предприятиях по выбору студента, по назначению учебного заведения или в специальных учебно-тренировочных предприятиях.
Положительные и отрицательные стороны
Среди главных плюсов дневной (очной) формы обучения в вузе можно назвать:
- Возможность получить глубокие знания по специальности.
- Многие вузы предоставляют общежитие иногородним студентам.
- Студенчество в классическом понимании этого слова с вытекающей из него яркой, молодой жизнью, участием в студенческих праздниках и мероприятиях.
- Возможность получения стипендии при условии обучения на бюджетной основе и получения хороших оценок, а при отличной учебе предусмотрена повышенная стипендия.
- На очном отделении юноши могут получить отсрочку от прохождения обязательной службы в армии. Но только в том случае, если эта отсрочка ему еще предоставлялась. При наступлении 18-летнего возраста и получении первой отсрочки, вторая не предоставляется, хоть обучение еще закончилось.
- Многие работодатели предпочитают взять на службу специалиста, учившегося на очном отделении именно из-за более детального изучения предметов (смотря по оценкам, конечно).
Рассматривая минусы обучения на очном отделении, можно отметить:
- Отсутствие полноценной возможности работать и зарабатывать.
- Очная форма обучения на платной основе является самой дорогостоящей из всех форм организации обучения в вузе.
- Не все теоретические знания соответствуют реальному положению при рабочем процессе на предприятии.
- Отсутствие какого-либо стажа работы по специальности, который часто запрашивают работодатели. Возможно, вначале придется пройти путь стажера и получать какое-то время отличную от желаемой заработную плату.
Заочная
Еще одна весьма распространенная форма обучения студентов в вузе – заочная форма, при которой большая часть учебного материала осваивается учащимся самостоятельно, посещается учебное заведение обычно во время экзаменационной сессии. Обычно получение образования по такому методу обучения немного дольше и составляет 5-6 лет. При получении второго образования по профильной специальности срок обучения может сократиться до 3-4 лет.
Вузы с заочной формой обучения могут организовывать его по-разному. Тут все остается на усмотрение администрации. Например, во многих вузах Москвы с заочной формой обучения приняты так называемые «группы выходного дня». Занятия в этом случае проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего года, по изучению курса предмета проводят «срез знаний» в виде экзамена или зачета.
Еще чаще встречается классический вариант заочного обучения, когда во время сессии, длящейся обычно несколько недель, в вузах с заочной формой обучения преподаватели на установочных лекциях выдают учебный материал в сжатом виде, а затем принимают зачеты и экзамены. Обучаясь заочно, между сессиями студентам задаются контрольные задания, рефераты, список литературы, подлежащей изучению и т.д., которые они обязаны подготовить к началу сессии.
Недостатки и преимущества
Многие ошибочно предполагают, что на заочном отделении достаточно оплачивать обучение и посещать экзамены. Но на самом деле, если ваша настоящая цель – это получение знаний, а не «корочек», то придется уделять время самоорганизации и самостоятельному обучению.
Заочно могут обучаться не только молодые люди, но и люди с достаточным опытом, для которых встал вопрос получения высшего или второго высшего образования.
Среди очевидных достоинств заочной формы обучения в вузе можно привести:
- Возможность совмещения обучения и основной деятельности, работы или ухода за ребенком.
- Возможность осваивать теоретические знания и применять их на практике (в работе).
- В отличие от очного отделения, отсутствие возрастных ограничений при поступлении.
- Оплата обучения значительно ниже, чем на очном отделении.
- По трудовому законодательству предусматривается учебный отпуск на время сессий и оплата за прохождение обучения. Для этого вуз должен предоставить студенту справку-вызов.
- Заочное обучение часто предпочитают люди в качестве дополнительного образования, уже имеющие один диплом об образовании.
Недостатками заочной системы обучения могут быть:
- Обучение может длиться дольше, чем на очной системе обучения.
- Необходима высокая самоорганизация для усвоения знаний в процессе учебы. Не всем людям дано это качество.
- Отсутствие отсрочки от армии для молодых людей.
- Некоторые работодатели не рассматривают выпускников-заочников в качестве специалистов с глубокими познаниями.
Очно-заочно
Рассказав о самых популярных видах обучения в вузах, обратимся к менее известным, но заслуживающим внимания формам обучения. Очно-заочная форма обучения в вузе берет свое начало еще в советские годы. Когда в послевоенное время не хватало специалистов с образованием (даже с полным средним образованием) — советские люди обычно заканчивали 7-9 классов и шли на завод, так называемая вечерняя форма обучения призвана была исправить такое положение в стране. Днем можно было работать, а вечером бесплатно учиться – было бы желание.
В нынешнее время вечерняя форма обучения в вузах представляет собой смесь очной и заочной формы обучения, когда в вечернее время около 2-4 дней в неделю студенты посещают лекции с последующими контрольными, экзаменами и зачетами. В большинстве это будние дни, но преподаватели могут перенести занятия и на выходные, согласовав это со студентами. Начинаются занятия в 18-19 часов, а заканчиваются не позднее 22-00.
Также как и заочникам, студентам очно-заочной системы дают для самостоятельного выполнения рефераты и контрольные работы. В связи с тем, что академических часов при такой форме обучения все же меньше, чем на очном отделении, срок обучения увеличивается примерно на полгода и выше. При этом возраст студента не важен при поступлении в вуз на вечернюю систему обучения.
Плюсы и минусы
Прежде чем решить пойти учиться на очно-заочном отделении, необходимо тщательно сопоставить положительные и отрицательные моменты такого обучения. Как показывает опыт, вечерняя система обучения потребует от студента множество физических и моральных сил. Ведь нужно многое успеть и по работе, и по учебе. Необходимо подготовиться к тому, что график учебы и работы могут не совпадать. Не все работодатели готовы отпустить сотрудника на час пораньше для сдачи зачета. Лучше согласовать этот вопрос с работодателем и заранее предупредить его о вашем желании учится на вечернем.
К минусам такой системы обучения можно отнести:
- Частая физическая и умственная усталость.
- Постоянный недосып.
- Постоянные проблемы и в учебе, и на работе, нехватка времени.
- Отсутствие времени на личную жизнь или на любимое хобби.
- Нет отсрочки от армии у юношей призывного возраста.
- Иногородним студентам нельзя рассчитывать на предоставление мест в общежитии.
Но, к счастью, существуют и плюсы получения образования на вечернем отделении. К ним относятся:
- Довольно невысокий проходной балл.
- Стоимость учебы более доступна (по сравнению с дневным обучением).
- Достаточно поздние сроки зачисления. Это позволит вначале попробовать себя на дневном обучении, а уже после подать документы на очно-заочную.
- Возможность совмещения учебы и работы, так как многие и оплачивают учебу за счет своей работы.
- Законодательством предусмотрен пакет льгот (действует не у всех работодателей): оплачиваемый учебный отпуск на время экзаменов (до 50 дней в году), 4 месяца отпуска для написания, защиты диплома и выпускных экзаменов, а также сокращенный рабочий день (до 7 часов) на последних 10 месяцах учебы.
Дистанционно
Следующая современная форма получения образования – это дистанционное обучение с применением современных средств связи. Проще говоря, для обучения студенту нужен персональный компьютер с выходом во всемирную сеть интернет. Вузы с дистанционной формой обучения обычно выдают студентам учебный материал в виде лекций, специальных программ, а также вебинаров.
Современное развитие высоких технологий постепенно приводит к тому, что такая форма образования все больше пользуется спросом и популярностью. В последнее время стало появляться много коммерческих и государственных вузов с дистанционной формой обучения. Больше всего привлекает абитуриентов при выборе такой системы обучения гибкий и удобный график обучения. Также почти отсутствует проблема поиска источников учебной литературы – весь учебные пособия и материал студент может получать на свою электронную почту.
Благодаря дистанционным технологиям доступными стали любые вузы с дистанционной формой обучения, находящиеся в любой точке стране и даже мира. Однако многие думают, что обучаться дистанционно – это означает, что обучение будет не очень качественным по сравнению с другими формами обучения, и знания, поученные через интернет, будут лишь поверхностными. Это далеко не так. На государственном уровне приняты постановления, уравнивающие дистанционное обучение с другими системами получения образования.
Конечно, такая форма обучения достаточно нова и поэтому еще только развивается в нашей стране, но уже с 2013 года в структуру государственных образовательных стандартов включаются требования о создании условий для использования электронного обучения.
Достоинства и недостатки
Как уже говорилось выше, дистанционное образование многих устраивает удобным графиком. Можно учиться в любое время дня и ночи. Но это еще не все достоинства такой системы обучения. К ним также относятся:
- Совмещение обучения с основной деятельностью. Образование с применением дистанционных средств связи одинаково доступно для работающих, мам в декрете, людей с ограниченными возможностями здоровья или находящихся под арестом.
- Возможность осваивать знания в индивидуальном режиме, не боясь отстать от однокурсников. Например, лекцию на непонятную тему можно несколько раз пересмотреть, задать по почте вопросы преподавателю. Здесь главное это успешно пройти промежуточные и итоговые аттестации.
- Обучение возможно осуществлять в любом месте – в квартире, офисе, уехав в отпуск или живя в сельской местности отдаленных районов. Необходим лишь выход во всемирную сеть и ваше желание.
- Такое обучение часто используют работодатели для повышения квалификации своих сотрудников или прохождения каких-либо курсов.
- Качество образования, полученного дистанционно, не уступает, а иногда превосходит традиционные системы обучения. Студент самостоятельно изучает учебный материал, а значит, лучше запоминает. Если студент еще и работает по профилю, у него есть возможность применить знания на практике.
- В финансовом плане дистанционная форма обучения доступнее, чем традиционная очная. Также к экономии бюджета можно отнести отсутствие необходимости платить за проживание и за проезд.
- Отсутствие проблемы обеспечения учащегося учебным материалом.
Рассматривая минусы такого обучения, можно отметить:
- Многим не под силу замотивировать себя на самостоятельное изучение дисциплин. Необходима высокая самоорганизация и желание учиться.
- Дистанционная система хороша для индивидуального обучения, а вот коммуникативные навыки совсем не развивает и не формирует навыки работы в команде.
- Не предоставляется отсрочка от армии и не выплачиваются стипендия.
- Отсутствует возможность практических занятий. Такое обучение не подходит для многих специальностей из-за этого. Например, дистанционно не обучают на врача или педагога.
- Чтобы убедится, самостоятельно ли студент сдает экзамены на итоговой аттестации, его могут пригласить в вуз, так как существует проблема идентификации пользователя.
Интерактив
Противоположные дистанционным системам обучения – этоинтерактивные формы обучения в вузе. Само понятие «интерактивный» обозначает взаимодействие, проведение активных бесед и обсуждений. Это диалоговое обучение, предусматривающее интенсивное общениемежду преподавателем и студентом.
Отличаются интерактивные методы от традиционных тем, что на таких занятиях происходит раскрытие и развитие личностного и профессионального потенциала через систематизацию и анализ информации. В ходе интерактивного обучения студент учится формулировать свое мнение, высказывать свои мысли, вести дискуссию, выслушивать остальных и уважать чужую точку зрения.
Интерактивность проявляется в таких видах обучения, как совместная работа (парами, группами или коллективом), ролевых и деловых играх, дискуссиях, работа с разными источниками информации (лекции, книги, музеи, интернет и т. д.), презентации, тренинги, различные опросы и интервью.
Интерактивные формы обучения в вузе отвечают требованиям современного информационного мира и являются необходимыми формами обучения для эффективной подготовки конкурентоспособных и интеллектуальных специалистов разных областей.
Экстернат
Существует еще одна форма обучения в вузах – это прохождение ускоренного курса обучения, называемое «экстернат». Экстернат предполагает, что студент должен осваивать самостоятельно образовательную программу учебного заведения, которое впоследствии проводит аттестацию и выдачу диплома. То есть учебное заведение полностью освобождает себя от выдачи студенту лекционных часов и учебного материала.
За год студент может сдать не более двадцати дисциплин согласно требованиям государственного стандарта образования. Большим плюсом такого обучения является быстрый способ получения квалификации или образования. Но существенный недостаток экстерната – это высокая сложность самостоятельного изучения учебной программы.
УДК 316.334:61 Пузанова Жанна Васильевна
доктор социологических наук, профессор кафедры социологии Российского университета дружбы народов
Вялов Игорь Сергеевич
Puzanova Zhanna Vasilyevna
D.Phil. in Social Science, Professor, Social Science Subdepartment, Peoples’ Friendship University of Russia
Vyalov Igor Sergeevich
кандидат социологических наук, ассистент кафедры социологии Российского университета дружбы народов
УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ
PhD in Social Science, Assistant, Social Science Subdepartment, Peoples’ Friendship University of Russia
THE CONDITIONS OF HIGHER SCHOOL EDUCATION AND THEIR INFLUENCE ON STUDENTS’ HEALTH
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, проведенного в 2013 г. в Российском университете дружбы народов (РУДН) и направленного на анализ основных проблем студенческой молодежи в сфере сохранения ее здоровья в период обучения в вузе и формирования здоровьесберегающего поведения и здорового образа жизни. Выявлены различные оттенки в понимании здорового образа жизни, отношение студентов к нему и его компонентам, обнаружены актуальные препятствия к реализации здорового образа жизни и возможности их преодоления.
Ключевые слова:
здоровье, студенты, молодежь, здоровьесберега-ющее поведение, здоровый образ жизни, социология здоровья, социология молодежи, ценности, РУДН.
Как мультикомпонентная динамичная система, уровень здоровья индивида и общества детерминируется множеством факторов, формирующих психосоматическую организацию личности самого разного характера. Так, в зависимости от целого ряда внешних (то есть существующих вне зависимости от субъективного фактора) и внутренних (субъективно-личностных) условий повседневной жизнедеятельности индивида существуют как естественные (биогенные) факторы, так и искусственные, порожденные обществом (социогенные) и ряд других .
Сравнительное изучение состояния здоровья студентов различных вузов показало, что при поступлении в любой вуз студент вынужден адаптироваться к комплексу новых факторов, специфических для высшей школы . Учебная деятельность студентов за последние годы настолько изменилась, что его адаптационно-компенсаторные механизмы не всегда справляются со всеми нагрузками. А это в свою очередь приводит к истощению и срыву адаптации, возникновению болезней . Некоторые авторы связывают проблему ухудшения состояния здоровья студентов на данном этапе с неспособностью молодежи противостоять изменившимся социально-политическим и экономическим условиям общества .
Тем не менее формирование потребностей в физическом и психическом здоровье является определяющим фактором в периоде обучения студентов в вузе. Продолжая разработку тематики здоровья и здоровьесберегающего поведения учащейся молодежи с позиций социологического и медицинского подходов среди студентов РУДН , было проведено исследование по основным направлениям изучения модели здоровьесберегающего поведения . Результаты анкетирования показали, что, несмотря на широкие возможности использования оздоровительных ресурсов, в студенческой среде существуют проблемы, обусловленные как социальными, экономическими, культурными особенностями, так и уровнем образования в формировании здоро-вьесберегающего поведения.
Проведение исследования в университете обусловлено типичными для российских образовательных учреждений социокультурными, экономическими и политическими особенностями, а
СОЦИОЛОГИЯ
также ценностными ориентациями студентов. Судя по ранее проводимым социологическим исследованиям, наиболее острыми проблемами, которые сегодня стоят перед студенческой молодежью, являются следующие: морально-нравственная деградация общества, проблемы здоровья, сохраняющийся дефицит знаний в области сохранения здоровья, организация собственного режима учебы, отдыха и оздоровительных мероприятий, а также связанные с вышеназванными — социальные проблемы . На предварительном (разведывательном) этапе использовалась гнездовая выборка: в отобранных группах исследование было сплошным. Всего было опрошено 264 респондента, из которых 59 % — девушки, что характерно для большинства групп. Значимых различий в возрастной структуре не было.
Изучение такого вопроса, как понятие об оздоровительных ресурсах, вызвало определенные затруднения и показало, что у большинства молодежи (69 %) отсутствует комплексное представление о возможных оздоровительных ресурсах. В части случаев (47 %) это понятие подменяется только занятием фитнесом и посещением бассейна. Но даже занятие фитнесом понимается в несколько искаженном представлении — то есть с использованием разной степени спортивного питания, протеинов (28 %). Есть и другое представление об оздоровительных ресурсах — это ограничение вредных привычек: курение, употребление спиртных напитков (74 %). Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что мало кто задумывается о влиянии этих факторов на здоровье человека (77 %).
Оценивая свое поведение в области сохранения здоровья на текущий период времени, большинство респондентов (79 %) отметили расширение использования оздоровительных ресурсов за прошедший год. Отчасти это было обусловлено проведением среди студентов элективного курса (лекции и семинары) по формированию здоровьесберегающего поведения. Об этом свидетельствует проведенное анкетирование до начала курса и после его окончания. Для элективного курса на кафедре были разработаны в рамках Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и изданы методические рекомендации и программа курса по формированию самосохранительного поведения для студентов направления «Социология» факультета гуманитарных и социальных наук.
В числе оздоровительных ресурсов рассматривается широкий спектр характерных черт образа жизни человека, которые оказывают значительное влияние на его здоровье: особенности питания, соблюдение санитарно-гигиенических правил и требований, медицинская грамотность, дисциплина .
Организация рационального режима питания не воспринималась студентами как один из факторов самосохранительного поведения, прием пищи воспринимался лишь как физиологическая потребность и составлял преимущественно 2 раза в день (65 %), другие приемы пищи носили случайный характер. Из-за объективных причин 82 % респондентов знают, но не имеют возможности соблюдать рациональный режим питания. Никто из респондентов не задумался о сбалансированном питании и качестве продуктов питания.
Мнения респондентов об оздоровительных ресурсах спортивного характера разделились среди юношей и девушек. Хотели бы заниматься оздоровительными спортивными мероприятиями 88 % студентов. Занимаются разными видами спорта 52 % респондентов, из них 41 % мужчины, 11 % женщины; профессиональным спортом занимаются 7 %, мужчины.
Интегральной оценкой организации обучения в университете явилась медицинская активность как одна из обязательных форм здоровьесберегающего поведения — проведение обязательных медицинских профилактических осмотров студентов, составляющая 97,8 % в ответах респондентов. Анализ медицинской активности, направленный на укрепление здоровья, показал, что при опросе респонденты указали на наличие имеющихся у них хронических заболеваний (68 %). Но при этом уровень санитарно-гигиенической культуры оказался недостаточным — никто из респондентов не пользовался консультациями или рекомендациями врача перед началом занятий фитнесом или каким-либо видом спорта, за исключением получения справки в бассейн, без которой в это учреждение не допускают.
В своих ответах респонденты не смогли назвать четких границ между фитнесом и различными спортивными занятиями (73 %): какие из них относятся к оздоровительным, а какие с профессиональным спортивным.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
При обобщении результатов опроса выяснилось, что не имеют возможности по разным причинам скорректировать своей образ жизни на основе использования оздоровительных ресурсов 56 % респондентов. Недостаточно или неправильно осведомлен о доступных возможностях здорового поведения 51 % студентов. Нуждаются в посторонней помощи для устранения вредных привычек 38 % респондентов, остальные 18 % считают, что могут корректировать свои проблемы самостоятельно. Осведомлены обо всех предложенных в анкете возможностях здоровьесберегающего поведения 19 % респондентов.
Анкета предполагала возможность для респондентов высказать свои предложения по совершенствованию использования оздоровительных ресурсов. Воспользовались этой возможностью только треть (36,8 %) респондентов. Основными были следующие предложения: улучшение санитарно-гигиенических условий обучения и жизни студентов, преимущественно проживающих в общежитиях (в 21,7 % анкет); организация питания в университете и некоторые другие.
Таким образом, анализ данных проведенного социологического исследования показал, что осведомленность студентов не позволяет им в полной мере использовать имеющиеся оздоровительные ресурсы. Несмотря на объективные трудности, студенты с пониманием относятся к необходимости использования известных и доступных им оздоровительных ресурсов и проявляют познавательный интерес к этому направлению в своей жизни в период обучения в университете.
Решение ряда социальных проблем в мотивации и организации самосохранительного поведения зависит от активности администрации образовательного учреждения в части большего выделения времени для проведения разъяснительных мероприятий о санитарно-гигиенической культуре, а также создании условий для использования оздоровительных ресурсов.
В целом проведенное исследование показало, что, с одной стороны, у студентов университета, как и у всех студентов российских вузов, возникают проблемы, связанные с обучением, с периодом социально-психологической, физической адаптации; с другой — необходима помощь студентам в университете как своевременная коррекция возникающих проблем.
Ссылки и примечания:
1. Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Грант № 13-33-01025.
2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. М., 2004.
4. Вялов И.С. Формирование самосохранительного поведения у российских и иностранных студентов с факторами риска для здоровья // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2011. № 3. С. 86-94.
6. Лисицын Ю.П., Кудрявцева Е.Н. Указ. соч.
7. Вялов И.С. Указ. соч.
9. Там же.
11. Вялов И.С. Указ. соч.