Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Формальные позитивные санкции

31.05.2020 by admin

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции — это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента — ценности, нормы и санкции — образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Позитивные санкции — это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

Негативные санкции — осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия — заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций — правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:

Материальными — подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными — награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;

санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Формальные и неформальные социальные санкции

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Формальные и неформальные социальные санкции

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Формальные и неформальные социальные санкции

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

6. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Это пример:

1) восходящей социальной мобильности;

2) нисходящей социальной мобильности;

3) горизонтальной социальной мобильности;

4) социальной стратификации.

7. В Китае в эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики переводились в высшие школы, затем в университеты, затем на правительственные посты. Это пример:

1) социального лифта;

2) образовательного ценза;

3) просвещенного общества;

4) влияние конфуцианства на жизнь общества.

8. Верны ли суждения о социальной мобильности?

А. В индустриальном обществе профессиональная мобильность зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики.

Б. Армия как канал социальной мобильности функционирует в военное время, когда потери среди командного состава открывают путь низшим чинам.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны;

Содержание

  • 6.7. Социальные нормы
  • 6.8. Отклоняющееся поведение
  • 6.9. Социальный контроль
  • 6.10. Семья как социальный институт и малая группа

6.7. Социальные нормы

1. Предписания того, как правильно вести себя в обществе – это:

1) социальные нормы;

2) социальные санкции;

3) социальный контроль;

4) социальные права.

2. Если социальные нормы расположить в нарастающем порядке в зависимости от меры наказания, то данный ряд будет представлен:

1) традиции, этикет, законы, табу;

2) обычаи, манеры, табу, законы, нравы;

3) законы, табу, обычаи, манеры, этикет, привычки;

4) обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу.

3. Верны ли суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы – это обязанности одного лица по отношению к другому (стандарты поведения).

Б. Социальные нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Если партеры в бизнесе не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы, то это пример:

1) несоответствия ожиданий;

2) социального взаимодействия;

3) ролевых статусов;

4) стандартов поведения.

5. Вставьте пропущенное слово: «Честь и достоинство – важнейшая____________________человеческого общества с древнейших времен».

1) норма;

2) ценность;

3) санкция;

4) роль.

6.8. Отклоняющееся поведение

1. Примером девиантного поведения является:

1) чтение лекции профессором в студенческой аудитории;

2) выступление оркестра «Виртуозы Москвы» в зале Московской консерватории;

3) безбилетный проезд гражданина Д. в автобусе;

4) получение выпускником В. аттестата зрелости.

2. Отклоняющееся поведение в широком смысле слова – это:

1) любые изменения в жизни человека;

2) перемещение человека в пределах своей группы;

3) несоблюдение принятых в обществе норм;

4) изменение статуса человека.

3. Верны ли суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение – это правонарушения и аморальные поступки, терроризм, предательство, вандализм.

Б. Отклоняющееся поведение – это максимально одобряемое поведение, героизм и сверхтрудолюбие, выдающиеся артисты, спортсмены, миссионеры и т. п.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения об отклоняющемся поведении?

А. Массовые явления – религиозный фанатизм и международный терроризм, примеры отклоняющегося поведения.

Б. Новаторские предложения и изобретения – примеры отклоняющегося поведения.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

5. В 60-70-х гг. в советской школе учителя по указу боролись с «длинноволосыми», усматривая в их облике подражание «битлам», насаждали школьную униформу. Отступление школьников от данных требований называется:

1) противоправным поведением;

2) делинквентным поведением;

3) отклоняющимся поведением;

4) конформистским поведением.

6. Совокупность противоправных поступков или преступлений получила в социологии название:

1) девиантное поведение;

2) конформное поведение;

3) максимально неодобряемое поведение;

4) делинквентное поведение.

6.9. Социальный контроль

1. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность:

1) социальный статус;

2) социальный контроль;

3) социальная норма;

4) социальная санкция.

2. Верны ли суждения о функциях социального контроля?

А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности.

Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека – это:

1) социальная норма;

2) социальная санкция;

3) социальная роль;

4) социальные функции.

4. К числу формальных позитивных санкций относится:

1) всенародная слава;

2) улыбка;

3) всеобщее уважение;

4) премирование.

5. К числу неформальных негативных санкций относится:

1) осуждение;

2) выговор;

3) штраф;

4) арест.

6. Верны ли суждения о самоконтроле?

А. Совесть – проявление внутреннего контроля.

Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля меньше.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

7. Режиссер Клинт Иствуд и актриса Хилари Суонк на 77-й церемонии вручения «Оскаров» в Лос-Анджелесе получили три «Оскара». Это пример санкций:

1) формальных позитивных;

2) формальных негативных;

3) неформальных позитивных;

4) неформальных негативных.

8. Четыре милиционера г. Благовещенска получили взыскания «от неполного служебного несоответствия» до «строгого выговора» за превышение полномочий во время профилактической спецоперации по борьбе с уличной преступностью в декабре 2004 г., в которой пострадали более 100 жителей города. Данные взыскания являются проявлением санкций:

2) формальных позитивных;

3) формальных негативных;

4) неформальных позитивных;

5) неформальных негативных.

9. Верны ли суждения о социальном контроле?

А. Социальный контроль включает два главных элемента: нормы и санкции.

Б. Социальный контроль выполняет функцию консерватора, он фундамент стабильности в обществе.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

10. Ситуация, когда государство создает общественный институт, включающий систему сыскных бюро, детективных агентств, служб осведомителей, тюремных надзирателей, конвойных войск, цензуры и др. на микро– и макроуровне характеризует:

1) социальный контроль;

2) социальный надзор;

3) формальный контроль;

4) неформальный контроль.

6.10. Семья как социальный институт и малая группа

1. Материальное содержание родителями детей и престарелых членов семьи – это пример социальной функции семьи:

1) воспроизводство населения;

2) социализация;

3) социальная поддержка;

4) удовлетворение потребности в принадлежности и любви.

2. Брак в Тибете между пятью молодыми мужчинами-братьями и одной девушкой с целью сохранения неделимым земельного владения представляет пример:

1) полигинии;

2) полиандрии;

3) группового брака;

4) моногамного брака.

3. Брак, заключенный между представителями различных национальностей называется:

1) неравный; 3) экзогамный;

2) эндогамный; 4) фиктивный.

4. Брачный договор не может регулировать:

1) имущественные права супругов в браке;

2) личные неимущественные отношения супругов;

3) имущественные обязанности супругов;

4) имущественные права супругов в случае расторжения брака.

5. Найдите в приведенном ниже перечне функцию, не являющуюся функцией семьи:

1) репродуктивная;

2) идеологическая;

3) эмоциональной поддержки;

4) хозяйственно-бытовая.

6. Найдите в приведенном ниже перечне функции семьи как социального института (цифры запишите в порядке возрастания):

1) репродуктивная;

2) мировоззренческая;

3) воспитательная;

4) культурная;

5) эмоциональной поддержки;

6) социальная;

7) социализации.

Тема: СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (обществознание 7 класс)

Дата:

Цель: сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, формальные, неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Планируемые результаты:

  • Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Метапредметные: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Предметные:

Обучающийся научится:

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

различать отдельные виды социальных норм;

критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

характеризовать специфику норм права;

сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

объяснять причины отклоняющегося поведения;

описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: социальная норма, мораль, санкции, нормы права.

ХОД УРОКА

Огр.момент.

Актуализация опорных знаний и умений:

1. Когда и почему появились правила, регулирующие отношения в обществе.

2. С какими правилами вы сталкиваетесь в своей жизни»?

3. Приведите по два аргумента «за» и «против» к следующему высказыванию:

Правила в обществе не нужны, т.к…..

Изучение нового материала:

Проблемное задание:

— Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Существуют ли правила поведения для всех?

Социальные нормы – это общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Возникновение и функционирование социальных норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений.

Социальные нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений.

1. Обычаи – это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений. Они становятся всеобщими в результате их многократного повторения. Но повторяют их люди потому, что обычаи выражают какие-то очень важные жизненные закономерности, нарушение которых чревато наступлением для людей серьезных отрицательных последствий (например, празднование Нового года в ночь на 1 января)

Нормы обычаев — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения в течение исторически длительного периода времени и вошедшие в привычку людей; они охраняются от нарушения естественной внутренней потребностью людей и силой общественного мнения.

2. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие поведение людей, верующих в Бога и устанавливаемые церковью. Эти нормы достаточно сильно охраняются церковными санкциями, которые для верующего человека часто даже более ощутимы, чем меры государственного принуждения (например, при входе в храм женщины покрывают голову платком).

Религиозные нормы — правила поведения, которые установлены различными вероучениями, используются при совершении религиозных обрядов и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными канонами этих религий.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы. Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединении, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет порядок отправления религиозных обрядов. Религиозные нормы выступают источником права в ряде государств, исповедывающих ислам. Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими.

3. Правовые нормы – это обязательные для всех правила поведения, охраняемые силой государственного принуждения. Они регулируют наиболее значимые стороны нашей жизни (управление государством, собственность, применение труда, взимание налогов, охрану окружающей среды, наказание за совершение преступлений и др.). Так как их нарушение может принести обществу значительный вред, государство устанавливает санкции, отличающиеся суровостью (например, нельзя переходить улицу на красный свет светофора).

Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.

Отличительными чертами права как социального регулятора являются его формальный характер, т. е. его внешнее выражение в нормативных правовых актах, системность или четкая взаимосвязь правовых норм, общеобязательность предписаний, обеспеченность государственным принуждением в случае посягательства на нормы нрава.

4. Моральные нормы – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Иначе их еще называют нравственными нормами. В качестве санкций за нарушение моральных норм может последовать общественное осуждение, презрение (поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе)

Нормы морали (нравственности, этики) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются от нарушения силой общественного мнения или внутренним убеждением.

5. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — правила поведения, которые устанавливаются такими организациями и охраняются мерами общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций.

В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Но корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию.

6. Правила этикета – это нормы обхождения с окружающими людьми, формы их приветствий и обращения к ним, манеры, учтивость по отношению к другим. Иными словами, они показывают, какими должны быть облик вежливого, воспитанного человека, его поведение в обществе (например, неприлично интересоваться стоимостью подарка или заработной платой даже у друга)

7. Эстетические нормы – это правила, определяющие, что есть прекрасное, а что – безобразное (например, не принято приходить на занятия в школу в спортивном костюме)

8. Традиции – правила поведения обобщенного характера, передающиеся из поколения в поколение и характеризующие национальные, религиозные семейные и другие особенности общества (например, регулярные встречи выпускников школы).

Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальный контроль – особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

Социальные санкции – средства утверждения социальных норм.

Санкции существуют в виде поощрений и наказаний, которые могут быть формальными и неформальными.

позитивные

негативные

формальные

Ф+

Ф-

неформальные

Н+

Н-

Формальные позитивные санкции (Ф+) – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, смертная казнь.

Неформальные негативные санкции (Н-) – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечания, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, отказ поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение фельетона, разоблачительная статья.

II. Закрепление изученного. – 6 мин.

Ответить на в о п р о с ы:

1) Что такое социальная норма?

2) Какие социальные нормы существуют в обществе? Объясните их назначение.

3) Какую роль играет социальный контроль?

4) Решение заданий пита итоговой аттестации:

1. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ ВИДЫ САНКЦИИ

А) проявление недружелюбия

Б) наложение штрафа 1) формальные негативные санкции

В) объявление выговора

Г) объявление бойкота 2) неформальные негативные санкции

Д) отказ от сотрудничества

2. Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

A) санкционированы государством

Б) обеспечиваются общественным мнением 1) моральные

B) закрепляют представление о прекрасном и безоб­

разном 2) правовые

Г) основаны на представлениях о добре и зле

Д) обеспечиваются государственным принуждением 3) эстетические

Е) чаще проявляются в художественном творчестве

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) замечание 2) санкция 3) социальная норма 4) политическая идеология

5) осуждение 6) духовная культура

Рефлексия

Д/З

(Для Б,В классов.)

второй урок темы, выработка навыков и умений работы с заданиями типа Огэ

(Задания базового уровня)

4 правильно выполненные задания в сумме дают «3» балла, 5 заданий – «4», 6 заданий «5».

  1. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    1. Моральные нормы обеспечиваются силой государства
    2. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм
    3. Все социальные нормы обязательны для исполнения
    4. Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами
    5. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества

  2. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    1. Исполнение этических норм обеспечивается самоконтролем, совестью человека
    2. Социальные нормы отражают модели должного поведения
    3. Традиции фиксируются в нормативных актах
    4. Принятый в компании дресс- код относится к корпоративным нормам
    5. Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали

  3. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    В социальных нормах отражаются ценностные представления общества
    2. В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках
    3. Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали
    4. Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре или зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами
    5. Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства

  4. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве
    2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что – либо в человеческих отношениях
    3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи
    4. Социальные нормы являются элементом социального контроля
    5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям

  5. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    Социальные нормы отражают ценностные представления общества
    2. К социальным нормам относят традиции, обычаи
    3. Неисполнение любой социальной нормы влечёт юридическую ответственность виновных индивидов и социальных групп
    4. Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп, называют моральными нормами
    5. Исполнение моральных норм обеспечивается принудительной силой государства

  6. Выберите верные суждения о социальных нормах:
    Социальные нормы отражают модели, стандарты должного поведения
    2. Этические нормы всегда отражаются в политических принципах
    3. Обычаи, как правило, фиксируются в нормативных документах
    4. Корпоративные нормы обеспечиваются предусмотренными организацией санкциями
    5. Порядок применения правовых норм устанавливается государством

(Задание повышенного уровня сложности)

ДЛЯ 7-Б,В КЛАССОВ. Правильные ответы на два задания дают «3» балла, на три задания – «4» балла, четыре задания – «5» баллов.

Прочтите текст и выполните задания
Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями… Санкции обретают законность на основе норм. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих… В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи — неписаные правила поведения.
Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция — всё то, что унаследовано от предшественников… Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъём национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие — в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

1. Что авторы называют традицией? Почему традиции необходимы для развития общества? Какие примеры традиций приведены авторами?

2. Что авторы называют привычками? Какие два типа социальных норм, основанные на привычках, названы в тексте? Какое различие этих типов норм названо авторами?

3. Авторы рассматривают связь социальных норм и санкций. Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые два вида санкций. На примере взаимодействия в школьном коллективе проиллюстрируйте применение этих двух видов санкций.

4. Используя текст, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три объяснения необходимости соблюдения социальных норм всеми членами общества.

Post navigation

Previous Post:

Объявление амнистии осуществляет

Next Post:

Специалист ахо

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes