Формы коррупции
Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Коррупция является спутником государства. Это понятие теперь нужно рассматривать не как актуальную проблему и древнейших цивилизаций, и современных демократических государств, а прежде всего, как власти. В своей работе я хотел бы подчеркнуть безвыходность нынешнего положения, и что, по моему мнению, самое важное, наиболее эффективные методы борьбы с коррупцией.
Итак, коррупция — подкуп, продажность, алчность государственных служащих, использование ими властных полномочий, служебного положения в корыстных интересах, в целях личного обогащения или интересах других лиц. Формы коррупции: взяточничество, подкуп, протекционизм и другое.
Нужно ужесточить санкцию статей за коррупцию, на уровне законодательства сделать наказания за преступления против государственной власти более суровыми, а значит, не только справедливыми и неизбежными, но и устрашающими. Причем даже малые размеры не должны быть оправданием для такого поступка. Лично я считаю, что должна присутствовать обязательная конфискация всего имущества, без права на продолжение данной деятельности в будущем и, конечно же, лишение свободы без права на условно-досрочное освобождение.
Методы борьбы с коррупцией:
1-при приеме на работу всех государственных служащих-брать обязательство, если служащий будет замечен, или уличен в коррупции то он и его семья будут лишены возможности участвовать во всех государственных программах.
2-также у всех действующих госслужащих — отобрать обязательство, если он будет замечен в коррупции, то его семья, дети, внуки, правнуки по третье колено будут в черном списке т.е будет ограничен доступ на госслужбу и будут лишены возможности участвовать во всех государственных программах.
3-создать базу данных, кто был замешан в коррупции, ограничить не только на прием на гос службу его близких родственников, но и его семье будет отказано во всех государственных программах (включая гранты на образование, доступное жилье) и тд.
4-проверка всех близких родственников специальной проверкой, на предмет имущества (сбереженя в банках, ценых бумаг итд).
5-ежегодная проверка всех близких родственников на движимое и недвижимое имущество (сбережения в банках и тд). Если будут изменения, то проверять тщательно каким способом заработали и на законных ли основаниях.
6- если госслужащий будет замешан в коррупции, то его близкие родственники и его семья, и внуки по третье колено никогда не смогут устроится на госслужбу и будут лишены возможности участвовать во всех государственных программах.
7-создать базу данных корумпированных граждан, что даст возможность отслеживать всех близких родственников, включая наследников, для недопущению их в участие в будущем в госпрограммах (любой гос служащий не захочет, чтобы его данные оказались в базе данных, и отразилось на его семье, детях, правнуках )
8- ротация госслужащих каждые 5 лет
Каждый уважающий себя здравомыслящий человек прежде всего, в первую очередь думает о себе, и о своей семье. Перед тем как брать взятку, мзду,он будет думать о своей семье, и навряд ли он пойдет на такой шаг. Зная что его семью ждет в будущем, и он не захочет чтоб его дети, внуки страдали за его действия.
Чтобы снизить статистику по количеству корупционеров, надо искоренять коррупцию в рядах государственных служащих Республики Казахстан. Надо одновременно создавать условия для стимулирования работы госслужащих, чтоб не было поборов, взяток и тд., что касается их непосредственной работы, и отвечающим требованием нашего законодательства.
Предлагаю создать следующие условия для гос служащих:
1-повышать заработную плату каждый год на 12%.
2-премирование всех госслужащих из местного и республиканского бюджета раз в год.
3-оплачиваемые больничные листы.
4-денежное премирование госслужащих при результативной работе.
5-льготы для госслужащих и его семьи (скидка по квартплате и тд).
6 -оздоровительные путевки со скидкой 30- 50%.
7-нормированный рабочий день.
Полагаю что борьба с коррупцией невозможна без политической воли высшего звена нашей страны — Президента Республики Казахстан и Парламента Республики Казахстан.
На основании вышеизложенного считаю, что коррупцию можно победить, если за нее взяться серьезно.
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
PAGE \* MERGEFORMAT 2
План:
Введение……………………………………………………………….….……….3
1. Виды проявления коррупции………………………………………………….4
2. Формы коррупционных проявлений………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………….………10
Список использованной литературы……………………………………………11
Введение.
Сложное социально-правовое явление и понятие, которое имеет комплексный и системный характер — это только одно из определений коррупции. Ее справедливо связывают со всеми социальными процессами, происходящими в обществе. Коррупционные процессы протекают с учетом социально-политических, демографических, национально-психологических, этнических особенностей конкретной страны или государства.
Сегодня совершенно очевидно, что коррупция в России приняла масштабный характер и наносит серьезный ущерб социально-экономическому развитию и безопасности государства. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации говорится о том, что коррупция, представляя собой угрозу национальной безопасности России, имеет еще и значительную потенциальную опасность, которая при определенных условиях в сочетании с иными негативными факторами может стать реальностью и способна нанести ущерб как общественным, так и государственным интересам.
Коррупция как общественно опасный социально-правовой феномен является следствием негативных тенденций, которые присущи общественно-политической и экономической жизни многих современных государств, в том числе и России. Наибольшую опасность для российского общества представляет коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления, прежде всего в сфере государственного управления. Ее широкое распространение и системный характер привели к тому, что корпоративные и индивидуальные интересы часто превалируют над интересами целых регионов и всего государства. Опасность коррупции существенно усугубляется тем, что коррупционные преступления зачастую сопряжены с иными видами преступной деятельности.
1. Виды проявления коррупции.
Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:
— административную и как ее разновидность бытовую;
— деловую;
— коррупцию, связанную с «пленением» или захватом государства;
— политическую.
Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов, правил с целью предоставления преимуществ заинтересованным лицам. Классическим примером административной коррупции является мелкий торговец, вынужденный давать взятки бесконечной веренице официальных инспекторов, районным начальникам, местным правоохранительным органам, различного рода «крышам» и др. Кроме того, к административной коррупции можно отнести взятки с целью получения различного рода разрешений, таможенного оформления, получения государственных заказов и др.
Разновидностью административной коррупции является бытовая коррупция, которая порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Этот вид коррупции наиболее распространен в сфере услуг.
Деловая коррупция возникает при взаимодействии бизнеса и власти. Деловая коррупция — плата предпринимателями денежных средств или материальных ценностей государственным или муниципальным служащим по делам своей фирмы. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Результаты различных научных исследований свидетельствуют, что в мире нет государства, где вера в чиновника была бы абсолютной. Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчиненные, и начальники.
«Пленение государства» как разновидность коррупции в мировой практике рассматривается как деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной политики. Тем самым обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности и финансовых ресурсов в свою пользу.
Среди основных видов деятельности, подпадающих под это определение, можно выделить следующие:
— формирование структуры органов исполнительной и законодательной власти;
— выпуск необходимых нормативно-правовых актов;
— неправомерное распоряжение средствами Центрального банка;
— незаконные взносы в партийные кассы со стороны частных лиц;
— «продажа» частным предпринимателям парламентских голосов и др.
В истории современной России сильное влияние на исполнительную и законодательную власть в середине 90-х годов прошлого столетия оказывали избранные, или, как их называли, «назначенные олигархи». Сложившуюся ситуацию в тот период в России можно назвать фактическим пленением государства. Поскольку среди олигархов большинство имели отношение к банковской сфере, в народе эта ситуация получила название «семибанкирщина».
Особой разновидностью коррупции на международной арене является политическая коррупция. Политические аспекты феномена коррупции весьма многогранны и противоречивы. Под империей мы понимаем государства, которые занимаются экспортом институтов, идей, культуры, стиля жизни своего основного народа за пределы своих границ для обеспечения собственных национальных интересов. Эти институты и культура могут насильственно насаждаться за пределами страны, а могут перениматься в добровольном порядке.
Конец ХХ в. ознаменовался небывалым всплеском коррупционных скандалов в отношении первых лиц целого ряда государств. Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал М. Бакунин, в качестве средства управления. Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных чиновников.
2.Формы коррупционных проявлений.
В системе государственной службы сюда относят различные виды нарушений конституционных, административных, уголовных и иных норм права лицами, осуществляющими функции государственного управления во всех сферах деятельности.
Среди данных нарушений можно выделить:
— многие виды прямого или скрытого совмещения должностей на государственной гражданской службе и в негосударственных коммерческих организациях;
— оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям за прямое или завуалированное вознаграждение, представление тех или иных льгот, выгод и преференций, в которых эти организации заинтересованы. Сюда можно отнести различные виды прикрытия бизнеса;
— использование государственными служащими личного либо ведомственного влияния и неформальных связей для оказания услуг негосударственным коммерческим организациям за вознаграждение. В этом плане характерным является использование для выяснения отношений между коммерческими организациями силовых структур;
— передача информации о принятых, но еще не опубликованных решениях государственных органов по вопросам, представляющим интерес для коммерческих структур, например сроках проверки рынков для выявления продукции, завезенной контрабандным путем;
— учреждение коммерческих структур с использованием имущества государственных предприятий, на которых работает должностное лицо, использование должностного положения в процессе приватизации государственной и муниципальной собственности;
— неправомерная передача коммерческим организациям финансов и кредитов, предназначенных на государственные нужды;
— лоббирование прохождения, принятия контрактов, программ, других документов, позволяющих получить преимущества определенным лицам. Особенно это проваляется при проведении конкурсов;
— протекционизм малоспособных работников;
— установление платы за услуги, предоставление которых входит в круг служебных обязанностей чиновника;
— подтасовка результатов конкурса и размещение государственных заказов на определенной, «своей» фирме.
Профессор Я.И. Кузьминов выделяет характерные для России формы коррупционных отношений, а также отношений, скрывающих потенциальную возможность коррупции: рынок бюрократических услуг, чиновник на содержании, чиновничье предпринимательство. сети взаимных обязательств и экономика обязательств.
Приведенный перечень форм проявления коррупции в системе государственной службы России содержит наиболее часто встречающиеся в современный период. Вывод очевиден: коррупция появляется там, где есть публичная власть, есть чиновник, который распоряжается государственными ресурсами и разрешительным правом для работы юридических и физических лиц. Коррупция возникает и процветает только во властных структурах. Поэтому нельзя называть коррупционерами врачей, учителей и т.д. они не чиновники и поэтому не могут продать долю публичной власти. Они могут продать только свои услуги, свое профессиональное мастерство. Вне власти это явление на бытовом уровне называется не коррупцией, а взяткой. Коррупция как явление оказывает разлагающее воздействие на все стороны жизни российского общества. Последствия коррупции в России следующие:
— сложность, а порой и невозможность осуществления государством стоящих перед ним задач, если это противоречит интересам олигархических групп, имеющих средства для подкупа чиновников;
— подрыв доверия к высшим эшелонам власти, вследствие чего ставится под сомнение их легитимность;
— снижение уровня жизни населения, принуждающее к систематическим незаконным платежам и резервированию части доходов для подкупа;
— создание угрозы демократическим институтам, поскольку население не видит нравственных стимулов участия в выборах, в том числе из-за использования различных технологий в выборах необходимых кандидатов;
— необоснованное перераспределение бюджетных средств в пользу силовых структур, уменьшающее основу перспективных социальных программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения;
— ухудшение инвестиционного климата, в результате чего частному бизнесу создаются непредсказуемые условия, так как условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;
— обессмысливание правосудия, поскольку богатство обеспечивает нередко правоту;
— прием за взятки в престижные государственные вузы, что лишает общество значительной части интеллектуального потенциала;
— назначение на должности не по личным, деловым и профессиональным качествам, а за взятки (покупка должности);
— повышение уровня коррупции в государственных органах и снижение уровня национальной безопасности.
Опасным явлением является криминализация государственного аппарата, квалифицируемая как коррупция, которая, по сути, представляет собой использование в личных либо узкокорпоративных интересах официальных служебных полномочий, авторитета и возможностей. Опасность коррупции в изъятии общественных средств из распределения, и ее масштабы постоянно растут. Об этом свидетельствуют криминологические исследования, это подтверждают сотрудники правоохранительных органов.
Анализ обстановки в области обеспечения экономической безопасности свидетельствует об активных попытках криминальных элементов проникнуть во властные структуры, чтобы взять под контроль предприятия, банки, завладеть рычагами влияния на конкретных территориях.
Заключение.
Итак, коррупция как социально-правовое явление зародилась еще в глубокой древности, в период формирования первых государственных образований. Сегодня коррупция уже вышла за рамки отдельных преступлений, совершаемых властными органами, и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений. Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.
В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.
Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг — осознание вреда коррупции — уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).
2. Гражданский Кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (редакция от 05.05.2014).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195 ФЗ (редакция от 22.10.2014).
4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (редакция от 04.08.2014).
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ О противодействии коррупции (редакция от 28.12.2013).
Учебная литература:
Содержание
- Артемьев А. Антропология коррупции.- Москва: Проспект, 2011.- 272 с.
- Что такое коррупция
- Виды коррупции и ее формы
- Основные коррупционные методы
- Причины появления коррупции
- Основные меры противодействие коррупции
- Чем опасна коррупция
- Манько А. Коррупция в России. Особенности национальной болезни.- Москва: Аграф, 2012.- 171 с.
- Определение
- Актуальность проблемы
- Характеристика
- Предпосылки
- Классификация
- Особенности взаимодействия населения и власти
- Бюрократический рэкет
- Сферы распространения
- Особые случаи
- Ответственность
- Формы противодействия коррупции
- Преступления в государственном аппарате
- Опасность явления
- Масштабы
Артемьев А. Антропология коррупции.- Москва: Проспект, 2011.- 272 с.
7. Годунов И. Азбука противодействия коррупции от А до Я.- Москва: Академический Проект, 21012.- 296 с.
Еще с самых древних времен власть и коррупция шли неразделимо рука об руку на протяжении всей эволюции и развития общества. Правда только, если раньше «взятничество» вождю, жрецу или военнослужащему рассматривалось, как норма, то теперь чиновники официально получают только фиксированный доход. А, так называемый откат, перешел в область теневой экономики.
На самом деле эта тема очень интересная, многосторонняя и распространённая. Так как сегодня о коррупции говорят все кому не лень, и винят во всех бедах и неудачах. Жалуются на чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники, и знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны. Но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если на самом деле коррупция это так удобно?
Что такое коррупция
Виды коррупции и ее формы
Основные коррупционные методы
Причины появления коррупции
Основные меры противодействие коррупции
Чем опасна коррупция
В заключение….
Что такое коррупция
Простыми словами, коррупция – это злоупутребление государственной властью с целью получения личной выгоды.
Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere» — растление, и «corruptio» — разложение, подкуп, продажность, порча.
К лицам, которые злоупотребляют собственной властью могут относиться как политики, чиновники, так и представители медицины и образования. А сама коррупция включает в себя злоупотребление властью, мошенничество, вымогательство, отмывание денег и растрату.
Виды коррупции и ее формы
По направленности ее можно поделить на политическую, экономическую и криминальную:
Экономическая — осуществляется с целью получения материальных выгод от действий чиновников.
Это, как правило, подкуп, взятки, лоббистскую деятельность, направленные на принятие властью выгодных экономических решений. Сюда же включается незаконное отмывание денег.
Политическая — применяется для получения властных полномочий в обход установленного избирательного процесса путем вмешательства в выборы, незаконного финансирования партий, принятия решений, противоречащих принципам равноправия граждан и политических сил.
Криминальная — основана на насилии и преступной деятельности.
Предполагает втягивание должностных лиц в криминальные схемы с помощью угроз, шантажа, взяток.
В зависимости от отрасли, коррупция бывает:
- судейской;
- парламентской;
- корпоративной;
- политической;
- экологической;
- полицейской;
- образовательной;
- профсоюзной;
- церковной и т. д.
Основные формы коррупции это:
- Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция;
- Мелкая коррупция;
- Политическая (большая, грандиозная) коррупция.
Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.
На самом деле это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.
Мелкая коррупция (маломасштабная и бюрократическая).
Это повседневная коррупция, которая происходит, когда государственные чиновники встречаются с общественностью. Это, как правило, взяточничество в связи с применением существующих законов, правил и положений, таким образом, что все выглядит якобы законным, но с вкраплением обходных путей. Данная форма коррупции связана с небольшими суммами, так как основывается на решении самых обыденных вопросов. Сюда можно отнести взяточничество в больницах, школах, местных органах лицензирования, полиции и налоговой.
Политическая (большая, грандиозная) коррупция.
Это любая сделка между субъектами частного и государственного секторов, посредством которых государственные активы незаконно превращаются в частные. Данная форма часто используется как синоним к коррупции «большого» или высокого уровня, и отличается от бюрократической или мелкой коррупции, поскольку связана с политическими лицами, принимающими значимые решения.
Политическая коррупция является самой губительной для страны, так как, политики, имеющие право создавать и применять законы от имени народа, используют эту власть для поддержания своей власти, статуса и богатства. Политическая коррупция не только приводит к нерациональному использованию ресурсов, но также извращает принцип управления государством. Правительство становится клептократическим.
Основные коррупционные методы
Для достижения своих целей коррупционеры используют множество метод, к самым основным и которых являются:
1.Взятки и подкуп.
Это самое распространенное средство влияния на чиновников. Как правило, самыми распространенными видами здесь являются деньги, подарки, сексуальные услуги, развлечения, занятость, льготы, политические выгоды, доли компаний и т.п..
К взяточничеству также относятся и так называемые «откаты» — получение доли взамен на предоставление государственного контракта.
2.Расхищение, воровство.
Этим методом пользуются должностные лица, имеющие доступ к материальным ценностям или контролирующим активам. Основной пример здесь – это вывод денег в оффшоры, фирмы-однодневки с последующей передачей средств коррумпированным сотрудникам.
3.Вымогательство и шантаж.
Здесь свои цели достигаются целей с помощью угроз, как с применением, так и без насилия, совершением преступления, обнародованием поступков или предоставлением ложной информации.
4.Мошенничество.
Подразумевает под собой обман владельцев активов, с целью завладения их имуществом.
5.Фаворитизм, кумовство, непотизм
Это предоставление должностей, привилегий или иных благ лицам, не обладающим должными качествами.
6.Лобби
Это поддержка, отраслей, регионов, предприятий или социальных групп в законодательных органах власти.
7.Злоупотребление полномочиями
Принятие неправомочных решений в силу принадлежности к власти. Например, отклонение дела судьей по надуманным причинам, или разрешение провоза запрещенных вещей через границу.
Причины появления коррупции
На самом деле причин появления такого явления как коррупция, великое множество. И рассматривать их все нет никакого смысла. Перечислим только некоторые и них, которые являются основными и самыми распространенными.
Самой основной и банальной причиной появления коррупции является ЖАДНОСТЬ. Да именно банальная человеческая жадность. Именно ОНА толкает людей на подобные поступки и заставляя забыть о моральных устоях.
Другими первоочерёдными мотивами выступают:
- низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
- низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
- дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
- отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
- низкий уровень правовой грамотности населения;
- заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.
Основные меры противодействие коррупции
На сегодняшний день не существует таких мер противодействия коррупции, которые гарантировали бы полное ее исключение. Однако пример стран с низкой коррупцией позволяют выявить ряд действий, которые способствуют ее снижению:
Внутренний контроль — включает в себя стандартизацию действий чиновников и строгий надзор за госслужащими.
Внешний контроль — создание независимых механизмов наблюдения за чиновниками.
Демократическая система выборов — свободные выборы способствуют отстранению людей, совершивших преступление, от власти.
К мерам общего характера относятся снижение ограничений, вызывающих коррупцию, создание открытых ведомственных систем, повышение социальной обеспеченности чиновников и др.
Чем опасна коррупция
На самом деле коррупция – явление далеко не безобидное и несет в себе кучу негативных последствий и проблем:
- неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
- недополучение налогов (прибыли);
- снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
- ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
- снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
- снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
- нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
- увеличение социального неравенства;
- рост организованной преступности;
- рост социального недовольства и т.д.
7. Годунов И. Азбука противодействия коррупции от А до Я.- Москва: Академический Проект, 21012.- 296 с.
Манько А. Коррупция в России. Особенности национальной болезни.- Москва: Аграф, 2012.- 171 с.
Размещено на Allbest.ru
…
Понятие «коррупция» имеет латинские корни. В буквальном переводе corrumpere означает «подкупать». Понятие, формы коррупции закреплены официально на международном уровне в Резолюции ООН. В 1995 г. В соответствии с ее положениями, внутригосударственные законодательства устанавливают критерии этого явления, предусматривают меры по его искоренению. Рассмотрим далее формы и виды проявления коррупции.
Определение
На международном уровне коррупцией признается подкуп, а также иное поведение по отношению к лицам, обладающим полномочиями в частном или государственном секторе, нарушающее обязанности, вытекающие из данного статуса. Соответствующие действия направлены на получение каких-либо ненадлежащих преимуществ для виновного или иных субъектов. Задача по искоренению этого явления в РФ была поставлена в 1992 г. Указом Президента. В соответствии с распоряжением Главы государства, были выработаны формы борьбы с коррупцией. Они нашли отражение в Приказе МВД от 1992 г.
Актуальность проблемы
Формы коррупции в России представляют собой серьезное препятствие на пути нормального развития общества. Сегодня эта тема считается одной из самых обсуждаемых в народе. Это явление рассматривается как социальное зло, разлагающее общество и власть. Любые формы проявления коррупции должны ликвидироваться на самой ранней стадии развития. Большая часть исследований этого явления посвящена его политическим и экономическим предпосылкам. При этом практически неизученным остается вопрос об отношении простых граждан к этому аспекту жизни общества. Между тем как показывает практика, люди, однозначно осуждающие любые формы проявления коррупции на словах, вполне способны сами подкупать должностных лиц, находя различные оправдания своему поведению в конкретных ситуациях.
Характеристика
Рассматривая сущность и формы коррупции в широком смысле, необходимо отметить, что это явление всегда связано с использованием субъектом его должностного статуса в личных корыстных целях. В этом проявляется его продажность. В узком смысле коррупция – ситуация, когда субъект принимает незаконное решение, при реализации которого другая сторона извлекает определенную выгоду. Служащий при этом получает незаконное вознаграждение. Типичной считается ситуация, когда чиновник, обязанный в рамках своей компетенции принять какое-либо решение в отношении другого лица, начинает создавать искусственные препятствия, понуждая тем самым клиента к даче взятки.
Предпосылки
Виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем. Получение незаконного вознаграждения, ненадлежащих преимуществ происходит чаще в период реформ. Большая часть граждан для решения своих проблем предпочитает передать чиновнику конверт с определенной суммой. Это во многих случаях не просто ускоряет решение вопроса, но и обеспечивает 100% исход в пользу заявителя. Как показывает статистика, в настоящее время угрожающие масштабы приобрело взяточничество. Как форма коррупции оно занимает лидирующее место среди экономических преступлений. Это явление причиняет огромный ущерб государству. Между тем в стране существуют и другие формы коррупции. К ним, например, относят протекционизм, подкуп политиков. Предпосылками для их возникновения и развития выступают огосударствление социальной жизни, чрезмерная централизация системы управления, бюрократизм, увеличение масштабов теневой экономики, падение нравов и пр.
Классификация
В настоящее время существуют верхушечная и низовая формы коррупции. Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этой формы коррупции характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену. Например, это могут быть определенные формулировки в законах, передача госзаказов конкретным лицам и пр. Для второй формы коррупции характерна направленность на рутинные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена. Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего. Подкуп позволяет решить бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата возможности совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний.
Особенности взаимодействия населения и власти
Как правило, отношения «гражданин-чиновник» возникают в двух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставить населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешения, предоставление справки и пр. В таких ситуациях предрасполагающими к коррупции факторами выступают:
- Наличие широкого ассортимента государственных услуг, на которые распространяется разрешительный принцип.
- Незнание населением своих прав, а также обязанностей чиновников.
- Сокрытие служащими информации о правовом статусе, возможностях граждан, а также о своей ответственности перед ними.
- Сложность бюрократических процедур.
- Монополизация ведомствами сферы услуг.
- Структурная специфика властных органов, при которой одно госучреждение имеет полномочия на принятие решений и обслуживание населения.
Вторым является случай, когда властные органы, исполняя ограничивающую и регулирующую функции, обязывают гражданина поделиться ресурсами с государством в рамках взыскания с него бюджетных платежей, наложения штрафов за нарушения действующих предписаний. В этой ситуации предпосылками для развития коррупции выступают отсутствие удобства при реализации людьми своих обязанностей, неадекватность денежных санкций, толкающих на уклонение от их отчисления посредством дачи взятки.
Бюрократический рэкет
Его приемы широко используются в различных административных структурах, БТИ, нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, статистики, страхования, коммунального хозяйства и так далее. Бюрократический рэкет вплотную примыкает к низовой коррупции. Эти явления обладают одной природой. Однако отличие между ними состоит в том, что в последнем случае чиновник получает незаконное вознаграждение по соглашению с предпринимателем, рэкетир же вымогает определенную сумму у бизнесмена против его воли. Если оба заинтересованных участника работают в одной организации, то говорят о вертикальной коррупции. Как правило, она выступает связующим звеном между верхушечной и низовой. Основные формы коррупции, принимая большие масштабы, создают серьезные риски. В первую очередь они формируют благоприятную почву для совершения других преступлений.
Сферы распространения
Правоохранительные органы проводят тщательный анализ ситуации, определяют области, в которых наиболее распространены преступления. На основании полученных результатов разрабатываются формы и методы борьбы с коррупцией. К сферам, в которых наиболее распространены преступные действия, следует отнести:
- ЖКХ. Как показывают опросы, проведенные среди граждан, жилищно-коммунальное хозяйство считается в обществе самым коррумпированным. На первый взгляд, развитие рынка недвижимости должно было привести к снижению рисков, однако этого все еще не произошло.
- Правоохранительные структуры. По мнению населения, эти органы занимают второе место по коррумпированности. Как показывает статистика, за несколько последних лет среди субъектов, привлеченных к ответственности за подкуп и получение незаконного вознаграждения, четверть составляют сотрудники правоохранительных структур. Большую часть из этой доли составляют работники ГИБДД. Кроме этого, распространено взяточничество при оформлении регистрации, выдаче водительских удостоверений, разрешений на оружие.
- Налоговая и таможенная сферы. Эти области деятельности считаются самыми «перспективными» для низовых коррупционеров.
- Военный призыв. Как показывают предварительные подсчеты, больше половины юношей, освобожденных от службы, добились этого через взятку.
Особые случаи
На практике отмечаются ситуации, когда органы власти оказывают прямое силовое воздействие на предприятия для устранения конкурентов «дружественных» им предприятий. Как правило, такие случаи распространены в прибыльных экономических сферах – торговля ГСМ и металлом, строительство. Конкуренты устраняются с рынка с помощью официальных мер. Например, это могут быть постоянные проверки, вызов налоговой инспекции, запрещение передачи участка в аренду и так далее. Во всех таких случаях властные органы осуществляют самостоятельное принудительное распределение экономических ниш, отдавая наиболее прибыльные рыночные сектора «дружественным» компаниям. Последние, в свою очередь, отчисляют часть сверхприбыли.
Ответственность
В настоящее время используются разные формы противодействия коррупции. Наиболее жесткие меры предусмотрены УК. В Кодексе присутствует несколько статей, устанавливающих наказание за разные деяния, связанные с коррупцией. Среди них нормы:
- 174. Она устанавливает санкции за отмывание (легализацию) денег или другого имущества, полученных незаконным способом. По последним, например, понимают осуществление финансовых операций и прочих сделок с материальными ценностями, приобретенными преступным путем, использование их для ведения предпринимательской или другой экономической деятельности.
- 285. В этой статье предусматриваются санкции за злоупотребление служебным статусом. Оно предполагает использование лицом его должностных полномочий против интересов госоргана. При этом в качестве обязательного признака преступления выступает наличие корыстной или другой личной заинтересованности, а также существенный вред интересам организаций, государства, граждан, общества.
- 290. В этой статье закрепляется наказание за получение незаконного вознаграждения. Взятка может быть представлена как определенная денежная сумма, другое имущество или выгода материального характера. Как правило, незаконное вознаграждение передается для совершения служащим определенных действий или бездействие в пользу лица или субъектов, им представляемых.
- 292. В этой норме закреплены санкции за служебный подлог. Он предполагает внесение лицом, занимающим определенную должность, госслужащим или работником органа территориальной власти, заведомо ложной информации в официальные документы или исправлений, существенно искажающих их содержание.
Формы противодействия коррупции
Основная работа ведется в нижних эшелонах власти. Что касается высшего и среднего уровня, то коррупционеры здесь часто действуют безнаказанно, прикрываются своей неприкосновенностью, авторитетом, статусом. При наличии подозрений на совершение чиновником преступления, правоохранительные органы начинают устанавливать все связи с другими фигурантами, проверять документацию и банковские счета. Кроме этого, выполняются «литерные» мероприятия. Они предполагают негласный обыск в квартире, установление наружного наблюдения, скрытых камер, прослушка телефонов, вербовка осведомителей из числа лиц, находящихся в близком окружении подозреваемого.
Преступления в государственном аппарате
Коррупция власти имеет место постольку, поскольку чиновник обладает возможностью распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, посредством принятия либо непринятия определенных решений. В частности, в руках властных структур находятся средства бюджета, муниципальная и госсобственность, госзаказы, льготы и так далее. Если же лишить аппарат распорядительных функций, смысл его существования будет потерян. Осуществляя сбор налогов, штрафов, других платежей, закрепленных законодательством, чиновник получает ресурсы, которые ему не принадлежат. Если сбор предусмотрен нормами, то собственником является казна государства. Если же платеж незаконен, то владельцем является тот субъект, с которого чиновник требует выплаты. Госслужащий должен принимать решения только в рамках компетенции, ориентируясь на цели, закрепленные Конституцией, ФЗ и прочими нормативными документами. Коррупция начинает развиваться там, где цели, определенные законодательством, подменяются корыстью чиновника, реализуемой в конкретных его действиях.
Опасность явления
В современных условиях резко обострилась коррупционная ситуация в стране. Вместе с традиционными способами подкупа появились и новые схемы. Так, например, вместо передачи конвертов с деньгами, совершаются действия, направленные на изменение имущественного положения субъектов, привлеченных к коррумпированным отношениям. Среди них, в частности, криминальное лоббирование, создание лжекомпаний, инвестирование в коммерческие предприятия бюджетных средств, перевод госсобственности в АО, содействие вывозу стратегического сырья за границу и так далее. Ситуация усугубляется и очень скрытным характером многих преступлений. Сложные схемы бывает очень проблематично выявить и раскрыть, ведь внешне все представлено вполне законно и официально обоснованно.
Масштабы
Ввиду специфики коррупции, нельзя точно определить критерии, по которым можно было бы адекватно и комплексно оценить ее размах. Масштабы явления можно оценить только косвенно. Например, по имеющимся данным, в преступные отношения вовлечено сегодня порядка 40 % предпринимателей, почти 1/3 коммерческих организация страны. В 2001 г. при непосредственном содействии чиновников государственная казна потеряла больше 5 трлн рублей. Общий ущерб от коррупции в России составляет 10-20 мрлд долларов в год.
Особая опасность коррупционных действий заключается в том, что они подготавливают благоприятную почву для совершения других преступлений. В результате возникают острые экономические проблемы, усиливается напряженность в обществе. Одним из благоприятных факторов для развития коррупции является бюрократия. Между тем, как отмечают юристы, выявление преступников на всех уровнях власти указывает на наличие проблем в самой системе управления. Разумеется, устройство власти несовершенно в любой стране, и, соответственно, коррупция имеет место в том или ином масштабе во всех развитых государствах. Это, однако, не означает, что правоохранительные органы должны закрывать на нее глаза. Необходимо постоянно совершенствовать формы противодействия этому явления, разрабатывать самые жесткие меры против нарушителей законодательства, осуществлять мероприятия по предупреждению криминальных явлений на всех уровнях власти.