Государственный экологический контроль
Экологический контроль — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
В юридической литературе существуют различные критерии классификации экологического контроля, например:
1. В зависимости от стадии контрольной деятельности выделяются предупредительный, текущий, последующий экологический контроль.
Предупредительный экологический контроль заключается в контроле на стадии, предшествующей хозяйственной или иной деятельности. Предупредительный экологический контроль осуществляют путем согласования проектной документации, получения разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления.
Текущий экологический контроль проводят в процессе хозяйственной и иной деятельности, как правило, в процессе производственного экологического контроля. Однако текущий экологический контроль может осуществляться контролирующими субъектами в процессе инспекционного контроля.
Последующий экологический контроль осуществляется за результатами, итогами хозяйственной и иной деятельности. Его проводят путем анализа отчетов, статистических данных, ответов на запросы и иных данных, содержащих информацию об охране окружающей среды и природопользовании.
2. В зависимости от формы экологического контроля выделяют: информационный и карательный.
Информационный экологический контроль, который осуществляется, в том числе, через систему экологического мониторинга и государственного статистического наблюдения. Постоянный сбор и анализ экологической информации, необходимой для принятия соответствующих решений в области природопользования и охраны окружающей среды, позволяют сформировать объективную картину состояния окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов.
Карательный экологический контроль заключается в применении мер государственного принуждения к юридическим, должностным и физическим лицам, нарушившим экологическое законодательство.
3. В зависимости от метода, порядка проведения контрольных мероприятий выделяются инспекционный, аналитический, инструментальный (лабораторный) экологический контроль.
Инспекционный экологический контроль заключается в посещении субъектов хозяйственной и иной деятельности независимо от организационно-правовой формы собственности, ознакомлении с состоянием охраны окружающей среды на подконтрольном объекте, обследовании механизмов, изучении технической и нормативной документации.
Аналитический экологический контроль заключается в анализе полученных данных, например, в ходе инспекционного контроля, отчетности, предоставляемой субъектами хозяйственной и иной деятельности.
Инструментальный (лабораторный) экологический контроль состоит в отборе проб, проведении анализов, сравнении полученных результатов с нормативными показателями, предусмотренными в разрешениях на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
В п. 2 ст. 64 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено положение, в соответствии с которым Российская Федерация осуществляет государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Государственный экологический контроль осуществляется от имени государства, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, которые находятся в ведении федеральных органов.
Объекты государственного экологического контроля.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, конкретизирован в постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 № 777, к которым относят:
1) объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, находящиеся в ведении РФ, например, объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи; объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств;
2) объекты, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, например, объекты для размещения более 10 тыс. т в год отходов 1-го и 2-го класса опасности; объекты, имеющие более 15 млн. м3 годовых сбросов сточных вод или относительно меньшие валовые, но более токсичные сбросы.
Главной задачей государственного экологического контроля является обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей среды.
При осуществлении государственного экологического контроля государственные инспекторы по охране природы принимают меры по предупреждению, выявлению и устранению экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности.
Мероприятия по государственному экологическому контролю проводят на основании распоряжений (приказов) органов государственного экологического контроля (надзора) и данную деятельность может проводить только то должностное лицо (лица), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по государственному экологическому контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Контрольные мероприятия подразделяют на плановые и внеплановые.
Плановые мероприятия по государственному экологическому контролю проводят не более чем один раз в два года.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность при выявлении в результате планового мероприятия по государственному экологическому контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводят органы государственного экологического контроля (надзора) также в случаях: получения информации о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Общественный экологический контроль является одной из гарантий обеспечения предусмотренного в ст. 42 Конституции права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 68 ФЗ об охране окружающей среды целями общественного экологического контроля являются реализация права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляют общественные и иные некоммерческие объединения в соответствии с их уставами и граждане согласно законодательству. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Специальный порядок осуществления общественного экологического контроля федеральным законодательством не установлен, поэтому гражданам и общественным объединениям необходимо руководствоваться общими положениями экологического и иного законодательства, регулирующего их участие в принятии экологически значимых решений, защите своих прав и законных интересов.
Производственный экологический контроль осуществляют в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль в порядке, установленном законодательством.
Производственный экологический контроль осуществляется на основании положений, являющихся локальными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами хозяйственной и иной деятельности.
С целью проведения производственного экологического контроля на предприятиях предусматриваются соответствующие структурные подразделения или специальные должности (например, инженер-эколог), которые отвечают за соблюдение установленных нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления.
Указанные структурные подразделения и должностные лица предприятий в рамках осуществления производственного экологического контроля осуществляют следующие функции:
1. контролируют процесс производства, разрабатывают проекты нормативов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления;
2. обеспечивают ведение экологического паспорта предприятия, осуществляют взаимодействие с органами и должностными лицами государственного или муниципального экологического контроля.
Экологический паспорт предприятия – представляет собой документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности, пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия и оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности, мерах по защите окружающей среды.
Экологический паспорт предприятия разрабатывает и утверждает соответствующее предприятие, затем его утверждают специально уполномоченный орган экологического управления и территориальный орган исполнительной власти.
Экологический паспорт включает: природно-климатическую характеристику района, где расположено предприятие, описание технологического производства, описание производимой продукции предприятием, сведения о транспорте предприятия, количественные и качественные характеристики загрязняющих веществ предприятия (выбросов, сбросов, отходов).
До принятия Федерального закона РФ от 31.12.2005 г. № 199-ФЗ действовал в РФ муниципальный экологический контроль. В настоящее время такой контроль не проводится.
Муниципальный экологический контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут осуществлять контроль объектов производственного и социального назначения.
Статьей 72 ЗК предусмотрен муниципальный земельный контроль. Например, в разрешении земельных и иных природоресурсных споров; осуществляет контроль по вопросам качества обработки земель; рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан в сфере охраны окружающей среды.
Главная » » Органы экологического контроля
Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Экологический контроль
Государственный общий экологический контроль проводится Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, представительными органами субъектов РФ, Правительством РФ, правительствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Государственный специальный (подведомственный) экологический контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризуется, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, а также граждан по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Во-вторых, тем, что между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность.
В систему органов, осуществляющих экологический мониторинг, входят специально уполмоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:
• Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России);
• Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
• Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы);
• Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз);
• Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и текущего. При этом предупредительный контроль осуществляется применительно к различным видам экологически значимой деятельности и разнообразными способами. Основными из них являются согласования с природоохранительными органами, выдача ими заключений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 Лесного кодекса РФ №22-ФЗ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта Федерации и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. К специфическим способам осуществления предупредительного экологического контроля относится также проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Экспертиза представляет собой проверку соответствия документации исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативов по проектированию и строительству (ст. 80 Водного кодекса РФ).
Текущий государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы призваны осуществлять государственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов.
Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы. Наиболее важные их правомочия предусмотрены Федеральным законом №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Помимо специально уполномоченных органов в области природопользования и охраны окружающей среды, специальными функциями по осуществлению экологического контроля и надзора наделены функциональные министерства и ведомства. Так, например, Министерство сельского хозяйства РФ через свои департаменты по управлению охотничьими ресурсами и рыболовству проводит государственный контроль за использованием и охраной охотничьих животных и ведением охотничьего хозяйства; осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений (лицензий) на добычу охотничьих животных в Российской Федерации.
Минсельхоз России осуществляет также государственный контроль за охраной и использованием водных биологических ресурсов; контролирует целевое использование рыбохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности выделяемых им государственных средств, работу рыбопропускных и рыбозащитных сооружений; выполнение обязательств по межправительственным соглашениям, конвенциям и другим договоренностям в области регулирования рыболовства, охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов.
Осуществление экологического мониторинга в Российской Федерации входит в обязанности различных государственных служб. При этом распределение функций между центральными органами исполнительной федеральной власти осуществляются следующим образом.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) – координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды (ОПС); организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения ОПС; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды) – мониторинг недр, включая мониторинг подземных вод и опасных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод. Росрыболовство – мониторинг рыб, других животных и растений.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) – мониторинг лесов.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – мониторинг земель, осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) – координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения.
Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) – мониторинг ОПС и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.
Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) – участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.
На региональном уровне экологический мониторинг и (или) контроль обычно вменяется в обязанность:
• Ростехнадзору (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий);
• комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг);
• санитарно-эпидемиологической службе Минздрава РФ (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания);
• Министерству природных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения);
• предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами);
• различным ведомственным структурам (подразделениям Министерства сельского хозяйства, предприятиям водно-канализационного хозяйства и пр.). Для того чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга.
Решения указанных органов обязательны для исполнения. Они могут быть обжалованы в суде или в арбитражном суде.Экологическая экспертиза
Экологические проблемы
Экологический кризис
Экологический мониторинг
Экологический фактор
| | Вверх
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Государственный экологический надзор
Кто осуществляет государственный экологический надзор? Какие задачи возложены на государственные органы в сфере экологического надзора? На данные вопросы ответит настоящая статья.
Понятие государственного экологического надзора
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными государственными органами, которые контролируют соблюдение экологических требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Надзор осуществляется на 2 уровнях: федеральном и региональном.
Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ. Это объекты, которые обеспечивают обороноспособность и безопасность государства, государственные энергетические системы, охраняемые природные территории.
Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.
Координацией деятельности федеральных и региональных подразделений Росприроднадзора занимается Управление государственного экологического надзора — структурное подразделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Главные задачи, которые возложены на Управление:
- Следить за исполнением законодательства и соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечением экологической безопасности.
- Участвовать в реализации и формировании государственной политики в сфере охраны окружающей среды.
- Принимать участие в разработке нормативных актов и методических документов, на основании которых осуществляется государственный экологический надзор.
Разрабатывать предложения по совершенствованию государственного надзора за исполнением законодательных актов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.
Структура Управления включает в себя следующие отделы:
- отдел надзора в области охраны окружающей среды и атмосферного воздуха;
- отдел надзора и регулирования в области обращения с отходами;
- отдел надзора за водными ресурсами и морского надзора;
- отдел методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности;
- отдел разрешительной деятельности в области обращения с отходами.
Виды государственного экологического надзора
- земельный надзор;
- надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- надзор за обращением с отходами;
- надзор в области охраны атмосферного воздуха;
- надзор в области охраны водных объектов;
- экологический надзор на континентальном шельфе РФ;
- экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море РФ;
- надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- надзор в области охраны озера Байкал;
- федеральный лесной надзор;
- экологический надзор в особой экономической зоне РФ;
- надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
- надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
- федеральный охотничий надзор.
Порядок осуществления государственного экологического надзора
Основная задача государственного экологического надзора — это профилактика, выявление и пресечение правонарушений в области экологии, а именно: незаконное использование природных ресурсов либо негативное воздействие на окружающую среду.
Государственный экологический надзор осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки проходят по заранее утвержденному графику. Периодичность их проведения – раз в 3 года. Региональное управление Росприроднадзора в конце каждого года формирует план проведения проверок и согласовывает его с прокуратурой. Затем сведения направляются в Генеральную прокуратуру, где составляется сводный план. Ежегодный план проведения проверок и результаты их проведения размещаются на официальном сайте Росприроднадзора.
Внеплановые проверки производят, когда есть для этого основания, например, получена информация о нарушении экологического законодательства, или для того, чтобы проверить, как выполняются предписания, вынесенные при плановой проверке.
Проверки проводят государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, которые наделены определенными полномочиями, а именно:
- Посещение организаций и предприятий для проведения проверок исполнения требований законодательства в области экологии.
- Проверка соблюдения нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнения мероприятий и планов по охране окружающей среды, утвержденных хозяйствующим субъектом.
- Выдача предписаний юридическим и физическим лицам об устранении выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
- Составление протоколов при выявлении нарушений.
- Привлечение к административной ответственности виновных в нарушениях.
- Предъявление исков о возмещении вреда, нанесенного окружающей среде.
Инспектор привлекает хозяйствующего субъекта к ответственности в случае выявления следующих нарушений:
- Причинение вреда окружающей среде;
- Причинение вреда имуществу юридических или физических лиц при совершении экологического правонарушения;
- Причинение вреда здоровью физических лиц при совершении экологического правонарушения.
При выявлении нарушений инспектор сначала устанавливает сам факт причинения ущерба или вреда, а также вину субъекта в этом правонарушении и причинно-следственные связи. Далее определяется размер причиненного ущерба или вреда. Как правило, за нарушение экологического законодательства должностные лица или руководитель организации привлекаются к административной ответственности и на них налагается штраф, либо оформляется предписание с требованием устранить выявленные нарушения.
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 29
6.1. Понятие, стадии, формы, принципы и виды
экологического контроля
Понятие экологического контроля
Экологический контроль (ЭК) можно определить как проверку исполнения законодательства об охране окружающей среды и использовании природных ресурсов, как проверку выполнения планов и мероприятий, направленных на усиление охраны окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
ЭК – понятие обобщающее, которое включает в себя помимо экологического контроля, осуществляемого в области охраны окружающей среды, контроль земельный, лесной, горный и т.д. Поэтому правовыми основаниями экологического контроля являются как глава XI ФЗоООС. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль), так и соответствующие главы (статьи) природноресурсовых законов: гл. XII ЗК РФ «Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель»; ст. 81 ВК РФ «Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов»; ст. 37 ЗоН «Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр» и т.д.
Экологический контроль является, с одной стороны, функцией государства в области экологии, а с другой, – разновидностью контроля, осуществляемого в стране в целом. Поэтому он вбирает в себя характерные черты и экологической функции государства, и функции государственного контроля в целом, что значительно обогащает его содержание.
Экологический контроль – важнейшее средство обеспечения рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны природы. При его осуществлении соответствующие государственные органы и общественные организации выявляют недостатки в использовании и охране природных объектов, принимают меры к их устранению. Практика показывает, что ослабление экологического контроля создает благоприятную обстановку для экологических правонарушений, которые обходятся обществу очень дорого. Здесь уместна народная поговорка «Не досмотришь оком, заплатишь боком». Не случайно, что экологический контроль причисляется к принципам экологического права.
Стадия экологического контроля
Экологический контроль нельзя рассматривать как одноразовое явление. В его проведение можно выделить несколько стадий и контроль разделить соответственно на предварительный (предупредительный) текущий и последующий.
Цель предварительного контроля – предупреждение принятия необоснованных или незаконных экологических решений. Это, например, участие контролирующих органов в предварительном согласовании места расположения объектов строительства, в приемке законченных строительством объектов, в работе экспертных комиссий и т.д.
Предупредительный экологический контроль для обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды имеет исключительно важное значение. Перефразируя известную поговорку, можно сказать, что «ничего не стоит так дешево и ничего не ценится так дорого, как предупредительный контроль», ибо он проводится на ранних стадиях принятия экологических решений.
Текущий контроль осуществляется повседневно в оперативном порядке, а также в процессе подготовки, рассмотрения и утверждения проектов программ, схем и иных документов и решений в области экологии. Текущий контроль играет важную роль, так как он предполагает оперативное вмешательство в ход экологических отношений и позволяет наиболее легко, безболезненно и своевременно предотвратить возможные случаи нарушения экологических требований.
В текущем контроле наиболее полно проявляется такой его принцип, как систематичность.
Последующий контроль можно назвать контролем по следам контроля. При этом контролирующий орган следит за фактическим устранением выявленных в результате предыдущего контроля нарушений, за своевременным выполнением предприятиями, учреждениями и гражданами данных им обязательных указаний и предписаний по вопросам рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Одной из основных форм последующего контроля является получение информации о выполнении решения, принятого в порядке предварительного и текущего контроля.
В юридической литературе стадии контроля не упоминаются. Предварительный и текущий контроль А.К. Голиченков, например, называет формами контроля. К формам контроля он относит также применение мер административного воздействия (карательную). В числе форм контроля указывал предупредительную и карательную меры В.В. Петров. Представляется, что, говоря о предварительном и текущем контроле, уместно применить именно термин «стадия», ибо стадия означает период, ступень в развитии чего-нибудь. Что касается карательной меры, то это не форма, а способ воздействия на правонарушителя. К способам воздействия на правонарушителя относятся также дача обязательных предписаний, ограничение, приостановление и прекращение права пользования природным объектом и т.п.
Формы экологического контроля
Что касается форм как внешнего выражения контрольной деятельности, то ими являются: проверка, обследование, инвентаризация (ревизия), надзор и инспектирование.
Проверка – основная форма экологического контроля. Она призвана обеспечить соблюдение всеми государственными и муниципальными органами, юридическими и физическими лицами требований экологического законодательства о рациональном использовании природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проверке может быть подвергнута любая область экологических отношений, начиная с порядка предоставления в пользование объектов природы и кончая разрешением экологических споров. Проверяющий составляет мотивированную справку с выводами и предложениями.
Для обследования характерно более глубокое проникновение в область экологических отношений, чем при проверке. Обычно оно проводится в связи с нарушением экологического законодательства и помимо выявления нарушений вырабатывает меры по их устранению. К обследованию, когда это необходимо, привлекаются соответствующие специалисты. По результатам обследования составляется акт. Обследование сходно с экологической экспертизой, но существенно различаются их порядок, цели проведения и т.д.
Инвентаризация в дословном переводе означает опись инвентаря. В нашем примере – это опись состояния тех или иных участков природы. Объектом инвентаризации может быть состояние земельного массива, лесного участка, охотничьих угодий одного или группы пользователей (владельцев, собственников), а также их отдельных показателей, например, нарушенных земель, мест рубок леса в масштабе административно-территориальной единицы. Характерной особенностью инвентаризации является то, что в ее проведении обязательно участвует представитель заинтересованного природопользователя.
Инспектирование – это проверка правильности чьих-то действий в порядке надзора и инструктирование. Следовательно, инспектирование отличается от других форм контроля, прежде всего тем, что здесь проверяется деятельность подконтрольных лиц. Для инспектирования характерно также то, что оно проводится должностными лицами специально уполномоченных на то государственных органов.
Объектами инспектирования могут быть самые различные виды деятельности в области экологических отношений, начиная с оформления, например, землеотводных дел и кончая составлением акта о земельном правонарушении. На практике контрольная деятельность может и не называться инспектированием, но по содержанию она нередко является именно таковой.
В настоящее время в соответствии с положениями о специально уполномоченных органах их должностные лица при осуществлении контрольной деятельности называются инспекторами. Но они осуществляют все формы контроля, а не только собственно инспектирование.
Надзор как форма контроля представляет собой наблюдение за чем-нибудь, за кем-нибудь. Но в отличие от обычного наблюдения надзор осуществляется органами, уполномоченными исполнять именно надзорные функции: прокурорский надзор, горнотехнический надзор, санитарный надзор и др. Высший надзор за точным и неуклонным исполнением экологического законодательства осуществляет прокуратура как через общую прокуратуру, так и через специально созданные природоохранные прокуратуры.
Принципы экологического контроля
Экологический контроль осуществляется на основе общих принципов экологического права. Но как любое другое явление, экологический контроль основывается на внутренних, присущих именно ему принципах. Среди них можно назвать гласность, систематичность, объективность, взаимодействие контролирующих органов и действенность.
Гласность – одна из форм информации населения о работе государственных органов и общественных организаций в области экологии, что предусмотрено ст. 11, 12 ФЗоООС. Это и пропаганда идей рачительного использования природных ресурсов и бережного отношения к окружающей среде. Гласность можно рассматривать и как своеобразную форму отчета контролирующих органов о своей деятельности. Она имеет и предупредительно-воспитательное значение. Потенциальный нарушитель, зная, что его противоправные деяния будут преданы гласности, постарается не допускать их.
Систематичность предполагает непрерывность экологического контроля. Иначе он не может быть эффективным. Контроль от случая к случаю не дает полного представления о состоянии подконтрольного объекта, он притупляет бдительность контролирующих органов, расхолаживает подконтрольных лиц, снижает возможность или создает невозможность своевременного вскрытия нарушений и принятия мер по их устранению и т.п.
Объективность это, прежде всего независимость, вневедомственность (кроме ведомственного контроля). В противном случае будет осуществляться контроль за самим собой.
Взаимодействие контролирующих органов – необходимое условие экологического контроля. Такая необходимость вызывается, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, множественностью подконтрольных природных объектов (земля, ее недра и т.д.) и контролирующих органов и, во-вторых, единством природы, взаимозависимостью и взаимообусловленностью явлений, происходящих в ней. Координирующая роль возлагается в пределах их компетенции на ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору и на ФС по надзору в сфере природопользования.
Действенность (эффективность) экологического контроля составляет его смысл и назначение. Экологический контроль нельзя рассматривать лишь как средство регистрации упущений и недостатков. Мало их выявить, необходимо вскрыть причины и принять меры к их устранению.
Экологический контроль — важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.
Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности — контроль и надзор.
Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.
При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 26 июня 2008 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Госстандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических правил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды Федеральный закон РФ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.08, №102-ФЗ. Ст.12..
Мероприятие по контролю — совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Содержание экологического контроля объединяет такие категории, как качество окружающей природной среды и его нормирование, экологический мониторинг, экологическая экспертиза и др.
Хозяйственная и иная деятельность сопровождается использованием природных ресурсов и объектов. Одна часть последних перерабатывается в конечный продукт, а остальная идет в отходы. Твердые и жидкие складируются на поверхности, зарываются в землю, сливаются в водоемы, а газообразные выбрасываются в атмосферу. Экологический контроль призван минимизировать ущерб окружающей среде, наносимый скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.
Главная задача экологического контроля — выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и в соответствии с закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов.
В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:
а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
в) предельно допустимые уровни вредных воздействий — вибрации, электромагнитных излучений и т.д.
Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная и иная деятельность одновременно действует на различные по величине и виду природные объекты и комплексы, загрязняя их вредными веществами и оказывая иное негативное воздействие.
Содержание экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций — предупредительную, информационную и карательную.
— Предупредительная функция, её роль заключается в том, что субъекты экологического контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.
— Информационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.
— Карательная функция проявляется в применении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам соответствующих проверок.
В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.