Gr менеджер, это кто?
GR-менеджер (специалист по Government Relations) – человек, несущий ответственность за коммуникацию с сотрудниками органов государственной власти. Профессия новая, высокооплачиваемая. Связана с общением, умением устанавливать деловые отношения и разрешать конфликты.
Содержание
Краткое описание
Профессия появилась не так давно, но она постепенно обретает популярность. Для ведения деятельности в сфере GR требуется не только высшее образование, но и опыт работы в государственной, политической или общественной организации, составляющий 1-3 года, что зависит от условий конкретной компании. GR-менеджер продвигает интересы компании, налаживает каналы коммуникации, предоставляет руководящему составу консультации, касающиеся политических вопросов.
Особенности профессии
GR-менеджер чаще всего является сотрудником крупных организаций и компаний, которые заинтересованы в установлении коммуникативных, деловых связей с представителями органов государственной власти. Специалисты помогают предупредить угрозы, а также сформировать позитивное отношение к компании. Их деятельность неоценима в случае, когда необходимо выиграть крупный тендер, получить «добро» на запуск того или иного проекта, масштабировать бизнес путем открытия филиалов или производств в другом регионе. GR-менеджеры решают ряд стратегических задач, в их обязанности входят следующие работы:
- оценка и анализ текущей политической ситуации;
- предоставление консультационных услуг руководящему составу и сотрудникам компании;
- выбор людей и учреждений, с которыми необходимо налаживать контакты;
- проведение и организация встреч, переговоров, а также выставок, презентаций, конференций и иных мероприятий, имеющих деловой или информационный характер;
- продвижение интересов компании, урегулирование конфликтных и непредвиденных ситуаций, поддержание стабильности.
GR-менеджеры являются очень коммуникабельными людьми, они умеют договариваться и чутко реагируют на любые изменения текущего положения компании. Главная цель – налаживание устойчивых деловых связей, что позволяет вести открытый диалог, обеспечивать стабильность бизнеса, открывать новые пути развития, выгодные и для компании, и для государства.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- Профессия молодая, поэтому в ближайшие 5-10 лет востребованность GR-менеджеров будет динамично возрастать.
- GR-менеджеры получают очень высокой оклад.
- Отличные карьерные перспективы.
- Широкий круг знакомств, возможность установить прочные деловые связи с многими людьми. Поэтому в перспективе специалист в области Government Relations может создать собственный бизнес.
- Увеличение опыта работы влечет за собой быстрый рост заработной платы. Нередко работодатели компенсируют расходы GR-менеджеров: мобильная связь, питание, транспорт и другие.
- Официальное трудоустройство.
Минусы
- GR-менеджер несет ответственность за многие процессы, что сопряжено со стрессами, перенапряжением.
- В специалистах пока заинтересованы лишь крупные компании, которые желают принимать в штат сотрудников с большим опытом работы и солидным багажом профессиональных знаний.
- Возможны форс-мажоры.
Важные личные качества
GR-менеджер – это человек, обладающий безграничными коммуникативными навыками. Для ведения успешной деятельность в рассматриваемой сфере необходимы нижеперечисленные черты характера:
- энергичность,
- дар убеждения,
- тактичность,
- стрессоустойчивость,
- осторожность в деловых вопросах,
- лидерские качества,
- самокритичность.
Специалист отличается склонностью к командной работе и управлению, дисциплинированностью, инициативностью. Обладает знаниями в области ораторского искусства, является достаточно аккуратным и психологически гибким человеком.
Обучение на GR-менеджера
Специалисты обязаны иметь высшее образование, в приоритете направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» (код: 38.03.04). Однако работодателей может заинтересовать GR-менеджер, который имеет юридическое или экономическое образование. Все зависит от требований конкретной компании, опыта, достижений и профессиональных знаний соискателя.
Вузы
Московский гуманитарный университет, МосГУ Региональная и муниципальная экономика (Факультет экономики, управления и международных отношений) Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» Муниципальное управление (Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования» ) Российский новый университет Социально-правовое регулирование государственного управления (Институт экономики, управления и финансов РосНОУ) Российский университет дружбы народов Государственное и муниципальное управление (Факультет гуманитарных и социальных наук РУДН) Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова Государственное и муниципальное управление (Факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова)
Лучшие вузы для GR-менеджера
- РУДН.
- НИУ «ВШЭ».
- МГИМО.
- РЭУ им. Г. В. Плеханова.
- РАНХиГС.
- СевГУ.
- ДВФУ.
- УрФУ.
- СамГУ.
- КФУ.
Курсы
В институте открыта отличная программа для будущих GR-менеджеров. Обучение ведется заочно, применяются дистанционные технологии, срок курса составляет 4 месяца (540 часов), стоимость – 14 тыс. руб. В программу включены основы менеджмента, PR-технологии, этика деловых отношений и другие важные дисциплины. Выпускники получают дипломы установленного образца (документ отправляется по почте).
Место работы
GR-менеджеры работают в крупных компаниях, которые производят и реализуют продукцию, предоставляют услуги, например, медицинские, образовательные и другие. Чаще всего являются штатными сотрудниками, однако могут работать в рамках консалтинга или аутсорсинга, что делает их услуги доступными для представителей малого и среднего бизнеса.
Заработная плата
Размер заработной платы напрямую зависит от опыта. Например, GR-менеджер, имеющий опыт работы 1-2 года, получает оклад в пределах 500-1000 долларов. Большой опыт, знание иностранного языка, наличие полезных деловых связей повышают ценность GR-менеджера на кадровом рынке.
Зарплата на 16.09.2020
Что такое GR?
GR («джиар») – government relations, отношения с государственными структурами. Определение отражает суть понятия: GR – это взаимодействие бизнеса и власти. Как правило, активным инициатором этих отношений выступает бизнес. У бизнеса есть некоторый интерес, который он пытается реализовать при помощи взаимодействий, в которых находится с властью по тем или иным причинам. Лоббизм – это чуть более узкая вещь, потому что лоббизм предполагает достижение результата. GR же – довольно широкое понятие, потому что в GR входит, например, просто нетрадиционное взаимодействие между компанией и теми или иными регуляторами. Иногда это взаимодействие вовсе не предполагает каких-то конкретных действий со стороны компании или со стороны государственной власти.
Лоббизм – это подсистема GR, целью которой является достижение конкретного результата по тому или иному вопросу, который волнует бизнес. Известно, что в разных странах разное регулирование этой деятельности, но все мы знаем, что главное, или, точнее, законодательное регулирование, было положено в США в середине прошлого века, и там все регулируется достаточно жестким законом. В Великобритании нет какого-то одного закона, законов много, но они достаточно точно определяют, что можно, а что нельзя делать в сфере лоббирования.
Что касается России, то у нас закона о лоббизме нет, хотя периодически эту идею пытаются реанимировать и продвинуть. Но у нас есть достаточно много либеральных законов, которые так или иначе эту деятельность регулируют: у нас есть закон о государственной службе, где права и обязанности госслужащего определены, что в серьезной степени относится к взаимодействию бизнеса и власти. Что касается перспективы принятия закона о лоббизме в РФ, то я достаточно долго этим занимаюсь, без малого 10 лет, и постоянно идут разговоры. Но пока никто этот закон не подписал, не внес, и думаю, что долго еще его не будет.
Кто является инициатором в отношениях между бизнесом и властью?
Надо понимать, что лоббизмом и GR в классическом понимании занимаются крупные компании, крупные финансово-промышленные группы, потому что это требует существенных и интеллектуальных, и материальных, и инвестиционных ресурсов. Мелкие и средние компании вряд ли могут себе это позволить, ну и, собственно говоря, интересы по возведению правового поля, нормативных актов перед такими компаниями, как правило, не стоят, а если и стоят, то они не могут их реализовать. Поэтому лоббизмом занимаются компании, системообразующие на рынке.
Все действия происходят в конкурентной среде, потому что сам бизнес представляет собой конкурентную среду. В этом смысле тем, кто занимается GR, нужно понимать некоторые, может быть, банальные, но от этого не менее важные вещи. А именно то, что в бизнесе на самом деле нет друзей и врагов: обычно интересы либо не совпадают, либо совпадают. Если мы вчера с кем-то сотрудничали по какому-то проекту, мы имели общее дело, а когда интересы поменялись, мы можем стать противниками. Среда сторонников и противников формируется исходя из задач, исходя из конкуренции. Как правило, все стараются получить конкурентное преимущество в той или иной сфере и в зависимости от этого формируют своих партнеров, а противники формируются тоже на естественном уровне, исходя из этой ситуации.
Еще одна важная вещь. Мы занимаемся большими проектами прежде всего, конечно, в интересах «Альфа-Банка» и «Альфа-Групп». В силу того что мы всегда инициируем некоторые тренды на рынке, тренды перспективные, важные – то, что мы продвигаем, как правило, соответствует интересам рынка, интересам бизнеса. Поэтому мы считаем, что то, что мы делаем, делается не только для банка (хотя в первую очередь, конечно, для него), но и в принципе для развития экономики, рынка и бизнеса.
Чем занимается GR-подразделение?
Есть четыре крупных тематических блока.
Первое: очевидно, что нужно всегда развивать отношения с теми органами государственной власти, которые являются регуляторами той сферы деятельности, которой вы занимаетесь. У нас банковская деятельность – и именно в этой группе мы ищем своих партнеров, оппонентов и стараемся с ними выстраивать отношения. Эти отношения носят, как правило, долгосрочный характер. Это очень непростая работа, потому что это связано с личностным восприятием друг друга конкретного чиновника и конкретного представителя банка, когда они общаются по тем или иным вопросам. Личные отношения очень важны, если этих отношений нет, достаточно сложно объяснять что-то, продвигать свою позицию. Это один блок.
Второй блок связан с решением стратегических, а иногда тактических задач для развития бизнеса через создание определенных условий. Эти условия создаются с помощью законодательной базы, федеральных законов и нормативно-правовых актов. Надо помнить, что в банковском бизнесе есть очень большое подзаконное регуляторное поле, оно связано подзаконными актами ЦБ РФ, которые принимаются в большом количестве и которые очень сильно влияют, сильнее иногда, чем некоторые федеральные законы.
Третий блок – это снятие рисков в текущей деятельности. Федеральная или государственная власть принимает те или иные подзаконные акты или федеральные законы, которые могут существенно ухудшать текущую деятельность бизнеса, и для того, чтобы такого не происходило, желательно на ранней стадии об этом знать. Для этого нужно проводить мониторинг законодательного нормативно-правового поля.
Ну и, наконец, есть текущие задачи деятельности компании, это так называемое создание комфортной среды, когда поступают различные запросы, обращения, указания, проверки и так далее. Этим тоже совместно с конкретными бизнес-блоками занимается GR-подразделение, которое взаимодействует с теми или иными регуляторами для того, чтобы эта среда была комфортной для компании.
Что еще важно. Есть внешняя среда, но есть среда и внутренняя. Это среда внутри банка. Надо понимать, что GR-подразделение относится к подразделениям, обеспечивающим деятельность банка. То есть это не бизнес-подразделение, и свои задачи оно строит только во взаимодействии с внутренними структурными подразделениями, с топ-менеджментом банка и с акционерами. Все ключевые вещи определяются акционерами компаниями, и они задают некий тренд: чем нужно заниматься, а чем не нужно.
Каковы функции GR?
Функции GR – это участие в разработке проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, получение различных разрешений, согласований и так далее. Есть целый блок, который связан с инициированными банком проектами, которые делаются в интересах бизнеса, это тоже отдельная задача GR.
Есть и еще одно направление, оно связано с тем, что я говорил про сторонников и противников. Вообще говоря, GR-подразделение всегда старается действовать не только самостоятельно, но и используя различные профессиональные объединения, профессиональные организации. Для банковской сферы они известны, есть Ассоциация российских банков, есть Национальный платежный совет, есть Российский союз промышленных предпринимателей – в этих организациях можно пытаться представлять свои интересы. Участие в этих профессиональных структурах – исключительно важная история. Во-первых, ты заручаешься, если тебе это удается, поддержкой профессионального сообщества по какому-то вопросу. Во-вторых, бывает очень правильно и удобно некие инициативы продвигать не персонально, конкретной компанией, а от рынка.
Проектов федеральных законов, которые находятся на разной стадии реализации, на сегодняшний день – 15. Все в основном носят системный характер. Часть их инициирована банковским сообществом и «Альфа-Банком» в том числе, часть инициирована правительством РФ. Вносить какие-то уточнения нам кажется правильным. Это изменения в Гражданском кодексе, в банковской деятельности, в законе «О национальной платежной системе», в законе «О правительственной легализации доходов, полученных преступным путем» и так далее. Есть такой же большой список подзаконных актов.
Основные тенденции в сфере GR
Последняя тенденция длится с 2008–2009 года. Когда был в разгаре экономический кризис, Банк России озаботился усилением официального надзора, предупредительного надзора, ужесточением норм, связанных с резервированием при кредитовании реального сектора экономики, и по этому поводу выпускает достаточно большое количество подзаконных актов, которые сильно влияют на деятельность всей банковской системы. Это делается в рамках того, что РФ подписала некие соглашения в рамках G20, и этим приходится достаточно серьезно заниматься.
Это одна тенденция, а вторая – у нас года два назад тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев озаботился проблемой защиты заемщиков, вкладчиков, ему показалось справедливым, что надо заемщиков и вкладчиков защищать сильнее, чем банки. Меня всегда это удивляет, банк на самом деле – ровно те же граждане РФ, которые с одной стороны заемщики, а с другой – вкладчики. Когда вы делаете упор на защиту заемщиков, вы вольно или невольно зажимаете вкладчиков, эту вещь не всегда понимают.
Когда ты строишь план работы GR на год, то всегда должен делать допуск, что в какой-то момент будут приняты решения, которыми придется серьезно заниматься в режиме цейтнота, что тоже создает определенные сложности в работе. Например, в США принимают некий «Пакт о налогообложении иностранных агентов», и оказывается, что российские банки могут остаться один на один с США. Этим тоже приходится заниматься, потому что, несмотря на то, что правительство РФ эту историю знает и понимает, важно прилагать определенные усилия для того, чтобы она решалась в том виде, который бизнесу кажется правильным.
Реализация GR-проекта
Несколько слов о ключевых аспектах реализации любого проекта. Если говорить о стимулировании безналичных расчетов, то есть определенный проект на эту тему, вообще задача очень важная, она макроэкономического свойства, строго говоря. Объем наличного денежного оборота составляет 25% от всего, в ЕС это 7%, в США – 9%. Когда мы приступаем к какому-то проекту, цель – это прежде всего интересы бизнеса, интересы конкретного банка. У нас интерес связан с тем, что если мы каким-то образом попытаемся ограничить наличный денежный оборот, очевидно, что определенная часть средств уйдет на безналичный расчет, соответственно, деньги будут в банке, и банки получат дополнительную денежную массу.
Когда такая цель появляется, нужно понимать, как ее позиционировать. Если мы придем и скажем, что хотим, чтобы больше денег пришло в банк, то никто нас слушать не будет. Поэтому нужно искать положительные моменты, которые имеют характер не узкий, а в какой-то степени социальный, важны для всей экономики. Стимулирование безналичных расчетов, снижение доли наличных денежных средств в общей денежной массе, повышение эффективности экономики, снятие барьеров модернизации, снижение криминогенности платежей за дорогостоящие покупки, усиление борьбы за уплату налогов, повышение эффективности российской платежной системы, и т.д. Когда вы сформулировали цели и задачи, а формулировка важна для любого проекта, вы делаете анализ нормативной базы: чего не хватает, что мешает, как реализовать то, чего вы хотите.
Если говорить именно об этом проекте, есть много предложений, но одно ключевое – его суть заключается в том, чтобы ограничить приобретение товаров физическими лицами наличными деньгами на сумму до 600 тысяч рублей. Это требует изменения Гражданского кодекса РФ, в частности, статьи № 961. Дальше необходимо вынести во внешнюю среду основные преимущества и недостатки того проекта, который вы пытаетесь реализовать. Дальше надо выявить центр принятия решений, то есть вы должны для себя определить, кто из федеральных органов государственной власти и других регуляторов имеет к этому какое-то отношение. Получается некий достаточно большой список. По данному проекту – это и ЦБ РФ, и Минфин, и Минэкономразвития, и Федеральная служба по финансовым рынкам, и т.д. Понятно, что в каждом из этих подразделений есть конкретные люди, занимающиеся данной проблемой. И GR-подразделение обязано, иначе проект никогда не реализуют, со всеми этими людьми, структурами вести диалог на эту тему. Параллельно ведется диалог со всеми участниками рынка для того, чтобы это была тема не только банка, а тема общая.
Важен детальный, пошаговый план действий. В теории управления есть такая задачка: как купить шкаф? Человек собрался купить шкаф, вышел из дома, надеялся, пошел в сберкассу, снял деньги, сел на такси и т.д. – то есть задача расписывается от начала и до конца.
Какими качествами должен обладать специалист по GR?
Человек должен обладать определенным уровнем знаний, хорошим кругозором, он, несомненно, должен разбираться в том, чем он занимается. Если человек не понимает предмет, приходит куда-то и что-то рассказывает по бумажке, с ним никто не будет разговаривать. Он должен быть хорошим менеджером – должен понимать задачу, иметь точку входа, точку выхода, в промежутке должен сам принимать решения определенного уровня, и для этого нужны хорошие навыки и умения проектного менеджмента.
Конечно, он должен соблюдать конфиденциальность. Конфиденциальность с точки зрения отношений с коллегами, с точки зрения бизнес-проекта – это важная составляющая. Ну и, наконец, должна присутствовать профессиональная этика – как и вообще в бизнесе, она в основе своей лежит на неких нравственных человеческих принципах. Если вы не умеете держать слово, даете пустые обещания, ставите какие-то нерешаемые задачи перед своими коллегами, если вы информацию, которую доверительно получили, разбрасываете, не думая, то с вами просто перестанут общаться. В этой профессии репутация, как во многих других профессиях, нарабатывается годами, а потерять ее можно в один миг.
Ну и последнее: в GR, как и в бизнесе, важен не процесс, не количество встреч, которые вы провели, и количество бумаг, которые вы написали, а результат. Если вы в итоге ничего не достигли, это даже хуже, чем если бы вы вообще не занимались GR. Потому что это значит, что вы занимались им непрофессионально и неэффективно.
GR-специалист. Новая профессия со старыми традициями
GR-менеджером в компаниях именуют специалистов, контактирующих с государственными службами с целью получения разрешительных документов на ведение коммерческой деятельности. В переводе с английского Government Relations (сокращенно GR) дословно означает «взаимодействие с органами государственной власти». По предварительным оценкам рынка труда 2012 года, спрос на услуги таких специалистов вырастет в разы до конца периода, а заработная плата достигнет весьма внушительной суммы.
Зачем нужен GR-специалист коммерческой компании?
Любая коммерческая структура занимается деятельностью с целью получения прибыли. В свою очередь, государственная машина регулирует эти процессы, соотнося плоды деятельности коммерческих предприятий с интересами общества, получая от этого собственную выгоду. Когда же компании становится жизненно важной эта специфическая должность, когда генеральный директор понимает, что пора перекраивать штатное расписание?
Основной функцией деятельности GR-менеджера является работа на опережение, когда нужно предотвратить, не допустить внешней угрозы со стороны контролирующих государственных органов. Чаще всего подобными вопросами взаимодействия с властью в коммерческих компаниях занимаются генеральные директора или собственники бизнеса, то есть люди, которые головой отвечают за благополучное жизнеобеспечение своего предприятия.
Профессия GR-менеджера не столько нова на рынке труда, сколько современна и востребована. Многие руководители самостоятельно не справляются с возложенными на них обязанностями, потому вынуждены искать таких специалистов вовне. Крупные предприятия, выполняющие государственный заказ, открывают целые GR-департаменты. В коммерческих компаниях рангом поменьше функции таких специалистов часто выполняют маркетологи, PR-службы, ТОП-менеджеры и, конечно, главные руководители.
В связи с выходом России на IPO необходимость в таких специалистах возросла многократно. По наблюдениям рекрутеров, после того, как какая-то российская компания достигает серьезного многомиллиардного оборота, в ней начинает формироваться отдел Government Relations, поскольку многократно увеличиваются и дорожают административные риски.
Появление отдельного GR-специалиста в небольшой компании не всегда полезно: это яркий показатель того, что директоры служб не справляются со своими должностными обязанностями, либо на предприятии плохо разведены функциональные задачи. Прежде чем вводить в штат GR-специалиста, следует разобраться в его задачах и целесообразности подобного шага. Если от реальной деятельности менеджера компания получит реальную пользу и материальную выгоду, если вопросы, которые он сможет решить, касаются стратегического развития бизнеса, есть смысл вводить в штат такого сотрудника.
Области задач, решаемые GR-специалистом
Отслеживание готовящихся к принятию законодательных документов, их анализ по вопросу помощи или угрозы существующему бизнесу. При этом важно заблаговременное оповещение обо всех изменениях от исполнительных органов государства, в момент их обсуждения. Для этого специалисту нужны серьезные личные связи в госструктурах.
Мониторинг возможностей получения господдержки в интересах коммерческой деятельности. Подготовка материалов для руководства предприятия по всем направлениям сотрудничества с органами государственной власти.
Профессиональное консультирование, разъяснение нюансов принятых нормативных актов руководителям подразделений в компании. Цель – принятие своевременных совместных стратегических решений.
Участие в тендерах, лицензировании предприятия, лоббирование коммерческих интересов в государственных учреждениях, сопровождение документооборота (подготовка писем, ходатайств, обжалования решений проверяющих структур и так далее). Обеспечение государственных заказов для компании с целью увеличения объемов сбыта через личную активность.
Воздействие на государственные органы, проведение лоббистских кампаний и акций.
Выстраивание позитивных отношений с контролирующими органами государства (ГИБДД, Роспотребнадзор, МЧС, налоговая, трудовая, земельная инспекция и т.д.). Формирование положительного имиджа отрасли.
Разработка стратегии коммерческой компании с учетом ответственности перед государством и обществом.
Построение эффективных рычагов взаимодействия внутренней коммуникации в корпорации. Цель – стабильный рост компании.
Какие отрасли нуждаются в GR-специалистах?
Самой традиционной отраслью экономики, где GR-специалисты востребованы постоянно, является девелопмент, то есть реконструкция земельного участка или здания, с целью повышения их стоимости. В последние годы потребность в GR-менеджерах стала наблюдаться в крупном ритейле, аптечной сети, на производственных предприятиях тяжелой, машиностроительной и пищевой промышленности. Это связано с тем, что во всех этих крупных корпорациях существует необходимость постоянного подбора земельных участков и оформление их под строительство, получение всей разрешительной документации, подключение к сетям и ввод в эксплуатацию.
Такие специалисты нужны тем компаниям, которые в ходе своей деятельности завязаны на природных ресурсах, контролируемых государством – газ, нефть, лес, уголь, вода, электроэнергия и так далее. GR-специалисты интересны коммерческим компаниям, которые ставят в приоритеты поставку продукции, снабжение армии и госструктур, муниципальных учреждений. Лидеры федерального уровня и монопольные предприятия, градообразующие компании и те, в которых государство является их совладельцам, не могут обойтись без таких специалистов. Компании, которые в своей деятельности используют международные квоты, которые контролируют не только родное государство, но и страна, куда идут поставки, кровно заинтересованы в GR-менеджерах.
GR-специалисты требуются тем коммерческим структурам, которые испытывают на себе антимонопольное и государственное регулирование рынка. Чаще всего заказчиками поиска и подбора персонала на эту уникальную должность являются крупные корпорации, готовые платить достойную зарплату специалистам подобного толка. Однако среди вакансий встречаются и предложения рекламных агентств, и небольших производственных компаний, и фирм, оказывающих услуги.
Как вырастить GR-специалиста самостоятельно?
Исходя из вышеперечисленных функциональных обязанностей GR-специалиста, на эту должность обычно ищут предпочтительно солидного мужчину, с высшим экономическим или юридическим образованием, имеющим серьезные связи и/или стаж работы в органах государственной власти. Кадровики подбирают ответственного специалиста, имеющего опыт управленческой, общественной и административной деятельности, сумевшего сохранить и преумножить хозяйственные связи и рабочие отношения со структурами государственной власти. Желанными кандидатами на эту должность становятся бывшие министерские чиновники и депутаты, работники администраций и других госструктур.
Уровень финансового вознаграждения GR-специалистов в крупных компаниях обычно начинается с четырехзначных цифр в долларовом выражении. По мере роста компании необходимость в таком сотруднике или целом отделе становится насущной необходимостью. Часто руководитель принимает решение о внутреннем выделении в отдельное подразделение-департамент какого-то функционального отдела. GR-специалиста могут начать «выращивать» внутри компании из числа юристов, менеджеров, администраторов, маркетологов. При этом основная ставка делается на тех сотрудников, которые обладают яркими аналитическими способностями и имеют серьезные деловые или родственные связи в государственных структурах. Приоритет отдается выходцам из этих самых госструктур.
Довольно часто компании уже имеют таких GR-специалистов в штате, называя их менеджерами или директорами по развитию, менеджерами по коммуникациям, по связям с общественностью. При этом всем им вменяется в обязанности тесная связь с органами государственной власти.
Какими качествами должен обладать GR-специалист?
Поскольку GR-специалисту приходится тесто общаться с властными структурами, ему необходим особый набор качеств:
Высокие коммуникативные способности, владение серьезными переговорными практиками, дипломатия для достижения баланса интересов.
Навыки лоббирования, умение управлять возможными рисками.
Понимание сути всех бизнес-процессов в компании.
Стратегические мышление и аналитические способности.
Умение планировать необходимую помощь от государства и преподносить руководству компании варианты взаимодействия.
Способность контроля обязательств.
Глубокое понимание особенностей федеральной и региональной специфики власти.
Умение грамотно формулировать и решать проблемы, переводить их в задачи.
Стрессоустойчивость, терпеливость, философская мудрость, позитивное мышление, железная выдержка.
Лидерские качества и яркая харизма.
Креативный подход к любой ситуации, умение нестандартно мыслить.
Этот сотрудник должен уметь налаживать связи не только с представителями властей, но и с журналистами. GR-специалисту необходим навык отслеживания движения документов по инстанциям, поскольку тяжелая бюрократическая машина государства часто «проглатывает» серьезные документы, не подавившись.
Какими бывают GR-специалисты?
В переводе с английского «лоббирование» происходит от слова «Lobby» — фойе, вестибюль, прихожая, кулуары. Отсюда и GR-специалиста часто называют лоббистом, кулуарным менеджером, хотя лоббист чаще всего – это специалист, оказывающий услуги компании на основе аутсорсинга, внештатный сотрудник. Другие внутрикорпоративные наименования подобной должности – «подписанты» или «джиарщики», поскольку львиная доля рабочего времени такого сотрудника проходит в госкабинетах, где идет охота за нужными подписями.
GR-специалисты делятся на номинальных, так называемых «свадебных генералов», и функциональных, то есть реально выполняющих возложенные на них задачи. Номинальные специалисты – это птицы высокого полета, какие-то знаменитости, способные создать положительный имидж компании в кратчайшие сроки и пролоббировать ее интересы в самых высоких политических и административных кругах. Таким сотрудникам компании платят за их имя и возможности, вознаграждения исчисляются сотнями тысяч долларов.
Функциональные GR-специалисты за выполнение серьезной работы получают от четырех-пяти тысяч долларов и выше. При этом довольно часто к стабильной зарплате выплачивается дополнительный бонус за выполнение сетевого графика. Лоббисты обычно получают процент за каждый введенный в эксплуатацию стратегический проект.
Довольно часто небольшие компании привлекают на должность GR-специалиста внешних подписантов, лоббистов. Сегодня на рынке начинают создаваться GR-агентства, в основном объединяя бывших депутатов, которые за каждый выполненный заказ выставляют отдельный весьма внушительный счет. Такие компании готовят документы, проверяют информацию, задействуют нужные административные рычаги и так далее: список услуг GR-агентств внушителен.
В России существует национальная особенность GR-специалистов: довольно часто они берут на себя неприглядную опасную роль взяткодателя. По мере преодоления коррупции в российских кабинетах власти эта оборотная сторона серьезной профессии джиарщика канет в Лету.
Профессиональный GR-специалист – это сотрудник, который держит руку на пульсе государства, отслеживая и анализируя возможности и опасности для родного предприятия со стороны государственных структур.
Профессиональный словарь лоббистской деятельности
(составитель к.п.н П.А. Толстых)
Департамент по связям с органами государственной власти (GR-департамент) – структурное подразделение крупной корпорации, отвечающее за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти.
Представители департамента (GR-специалисты) представляют интересы компании в политической среде, отслеживают возможные угрозы для компании от деятельности профильных политических стейкхолдеров, реализуют комплекс специальных мер, чтобы предотвратить реализацию этих угроз, а также ищут потенциальные возможности для компании через ее участие в политических действиях.
При реализации крупных лоббистских кампаний GR-департаменты привлекают специализированную лоббистскую фирму. В ряде отраслей серьезную поддержку внешней деятельности компании обеспечивают профессиональные отраслевые ассоциации.
В структуре современной корпорации направление по связям с органами государственной власти (Government Relations Department) является структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).
Задача департамента – выстраивание отношений с внешними и внутренними стейкхолдерами (stakeholders).
К внешним стейкхолдерам относятся: СМИ, органы государственной власти, общественные организации и структуры гражданского общества, а также инвесторы и местные сообщества.
К внутренним стейкхолдерам относятся: сотрудники компании, действующий на предприятии профсоюз, акционеры и совет директоров.
Важность и критичность для отрасли обозначенных стейкхолдеров определяет распределение ресурсов в департаменте по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).
Институциональный состав департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department).
Классический состав департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department) включает в себя:
- отдел по связям с общественностью (Public Relations Department);
- отдел внутренних коммуникаций (Internal Communication Department);
- отдел по связям с органами государственной власти (Government Relations Department);
- отдел по связям с инвесторами (Investors Relations Department);
- отдел по корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility Department).
Функции отдела по связям с органами государственной власти (Government Relations Department)
К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти можно отнести:
- Определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании.
- Отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию. Мониторинг и анализ проводимой государством политики в сфере деятельности компании являются отправным пунктом для любой лоббистской деятельности.
- Координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом является координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти. Эта задача предполагает выработку для крупных компаний, действующих в целом ряде регионов, единой лоббистской стратегии, поскольку использование порочащих имидж компании методов работы в одном из регионов может наложить отпечаток на всю компанию в целом.
- Воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Целый ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие.
- Обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.
GR-департаменты в России
Первые профессиональные департаменты по связям с органами государственной власти стали образовываться в России в начале 2000-х годов. С этого времени их численность и значение в корпоративной структуре корпораций только увеличивалась. В мейнстриме развития данного рода подразделений всегда были международные табачные компании, которые всегда имели «особые отношения» с органами государственной и получили в связи с этим уникальный опыт в США и странах Западной Европы.
Самые крупные по численности департаменты в России: РАО ЕЭС России – 47 человек (на 2005 год), ОАО «РЖД» (порядка 30 человек), РУСАЛ – 15 человек (на 2008 год).
На 2009 год GR-департаменты созданы практически во всех крупных компаниях, ведущих бизнес в России.
С 2008 года Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти выпускает ежегодное исследование «Рейтинг наиболее эффективных отраслевых специалистов по связям с органами государственной власти России» — первую в российской научной среде работу, оценивающую эффективность работы специалиста по связям с органами государственной власти (GR-специалиста).