Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Группы мобильности

01.07.2020 by admin

Наряду с увеличением прогресса во многих сферах общества, тема инвалидности по-прежнему остаётся непростой и требует детального рассмотрения. Очевидно, что инвалидам не всегда можно предоставить максимум возможностей в плане лечения и устранения ограничений по здоровью, но необходимо хотя бы вовлечь их в общественную жизнь, дать им чувство полноценности.

Вовлечённость лиц с ОВЗ в социум, прежде всего, должна достигаться доступностью городских объектов. Всё это происходит с учётом специальной классификации инвалидов. О ключевых категориях (инвалидах КОГСУ и МГН расскажем далее.

Содержание

  • МГН инвалиды
  • МГН и КОСГУ инвалиды
  • Категории инвалидов КОСГУ
  • ОСИ инвалидов
  • Пару слов о классификации КОСГУ и ее расшифровке
  • Когда и где учитываются категории КОСГУ
  • Что такое социальная мобильность
  • Вертикальная социальная мобильность. Примеры
  • Горизонтальная социальная мобильность. Примеры
  • Типы социальной мобильности
  • Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды
  • Выберите верные суждения о социальной мобильности

МГН инвалиды

Отметим, что к маломобильным группам населения (МГН) кроме граждан с инвалидностью относятся:

— дети;

— беременные женщины;

— люди пожилого возраста;

— перемещающиеся с багажом;

— лица с маленькими детьми в колясках;

— граждане с травмами, не являющиеся инвалидами и тд.

На самом деле маломобильным представителями могут быть не только перечисленные люди, перечень широк. Тем более что МГН подразумевает, в первую очередь, наличие трудностей с перемещением в общественных местах, ввиду чего их доступность ограничивается.

МГН и КОСГУ инвалиды

Что касается непосредственно обладателей инвалидности, у большинства из них трудности являются постоянными, а не временными как у вышеуказанных лиц. По этой причине особый статус позволяет присвоить людям с ОВЗ не просто категорию МГН, но более точную классификацию. В частности, речь идёт о четырёх группах:

— М1 – граждане без двигательных ограничений (например, глухие);

— М2 – хотя способность к самостоятельному передвижению сохранна, ходить получается медленно из-за использования средств для опоры, либо по причине умственных проблем (здесь можно назвать инвалидов со зрительными проблемами);

— М3 – передвигающиеся только с поддержкой или опорой, либо периодически применяющие инвалидную коляску (сюда входят те же инвалиды, что и в М2);

— М4 – максимальное снижение мобильности (колясочники).

Соотнося льготника к той или иной категории, принимают во внимание не состояние соцсреды, а самого человека с ограничениями. То есть, скажем, удобство зданий и улиц для колясочников не означает, что группа М4 маломобильности будет снята.

Важно! Маломобильность проще всего определить по скоростным нормам в различных ситуациях — подъём и спуск по лестнице, движение в людском потоке, использование пандуса и тд.

Категории инвалидов КОСГУ

Благодаря существующей классификации и включению обладателя ОВЗ в конкретную группу, удаётся:

— определить социальный статус инвалида;

— установить степень интеграции льготника в общество;

— реализовать наиболее подходящие меры соц. поддержки.

Минздрав и Минтруда предлагают одну из классификаций инвалидов по виду выявленных нарушений:

К – колясочники, иногда или постоянно передвигающиеся с помощью инвалидного кресла;

О – опорники, имеющие явные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но обходящиеся без коляски;

С – слепые, а также те, чья жизнедеятельность ограничена по причине зрительных аномалий;

Г – глухие и граждане с какими-либо слуховыми аномалиями, спровоцировавшими инвалидность;

У – умственно-неполноценные, то есть имеющие расстройство умственного развития.

КОСГУ, как правило, используется вместе с более узкими классификациями, что даёт возможность наиболее точно оценить степень ограничений и состояний человека.

Важно! На сегодняшний день КОСГУ в России часто присутствует в сферах, требующих документального учёта лиц с инвалидностью. Здесь аббревиатуры нужны больше для удобства оформления.

ОСИ инвалидов

Теперь рассмотрим объекты социальной инфраструктуры или ОСИ. Сюда входит множество отраслей, предприятий, обеспечивающих людям нормальную жизнь. Проще говоря, соц. инфраструктура — это все составляющие города и любого населённого пункта. Здесь:

— жилые дома;

— сфера услуг;

— транспортная система;

— объекты социально-культурного назначения;

— организации, где предоставляются медицинское, правовое обслуживание, реализуются услуги в сфере образования и тд.

Если говорит об ОСИ инвалидов, это реестр объектов инфраструктуры с доступом для лиц с ОВЗ. Данные зоны должны оборудоваться так, чтобы даже колясочник смог без труда попасть в необходимое место.

Существующие и появляющиеся объекты обязаны иметь паспорт доступности ОСИ, по которому маломобильные граждане смогут определить, удобно им будет перемещаться или нет.

В паспорте отмечают степень доступности, используя коды, а именно:

ДП – доступность полная — такой объект получает категорию доступности 1 или «А»;

ДЧ – доступность частичная — устанавливается категория «Б», подразумевающая перемещение только по спецучасткам и помещениям;

ДУ – условная доступность — в данном случае не обойтись без помощи сопровождения, сотрудника (если речь идёт об организации, где предоставляют услуги, нередко возможно дистанционное обслуживание).

«Нет» или ВНД — означают либо полную недоступность места для инвалидов, либо временно ограниченную доступность (последнее, например, бывает в случае улучшения объекта).

Важно! Указанные отметки могут присутствовать на картах учреждений и городских зон.

Резюмируя, хочется подчеркнуть важность рассмотренных в данном материале обозначений. Несмотря на их кажущуюся лёгкость и неточность, они касаются широких понятий, удобны и универсальны.

Доступная Среда – именно так называется программа, реализуемая в нашей стране с 2011 по 2015 годы. Доступная среда предполагает создание таких условий, в которых люди с ограниченными физическими возможностями будут чувствовать себя комфортно и наравне со всеми. Иными словами – это безбарьерный доступ к любым учреждениям и объектам городской инфраструктуры. Благоустройство для МГНочень важно для того чтобы маломобильные группы населения (МГН) могли почувствовать себя равными в возможностях со всеми другими людьми. Организовать для них условия доступной среды – значит позаботиться о них и сделать их жизнь значительно комфортнее.

Маломобильные группы населения (МГН) – это люди, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Это люди, которым мешают барьеры и препятствия: обыкновенные ступени лестниц для них уже непреодолимы, не говоря уже о тротуарных бордюрах на которые в обычной жизни другие люди даже не обращают внимания. Поэтому так важно уделить вопросу доступной среды серьезное внимание.

Кроме инвалидов к маломобильным группам населения (МГН) относятся:

  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
  • Временно нетрудоспособные;
  • Беременные женщины;
  • Люди с детскими колясками;
  • Дети дошкольного возраста;
  • Люди с тяжелой поклажей, тележками.

Доступная среда для маломобильных групп населения – это адаптированные условия для их беспрепятственного передвижения и получения необходимых услуг: пандусы, подъемники, а также специально оборудованные лестницы и поручни. Это условия, в которых люди из маломобильных категорий смогут уверенно планировать свое передвижение по городу, без сомнений в том, что где-то им встретятся препятствия или опасные условия передвижения. Они смогут наравне со всеми и без ограничений пользоваться услугами различных учреждений, не требуя при этом помощи других людей.

Сердечно-сосудистых заболеваниях

Людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с различными заболеваниями

ЛЕКЦИЯ 12

· Особенности медико-социальной реабилитации

· Особенности медико-социальной реабилитации при

· Патопсихологические характеристики больных и

Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, де­генеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.В соответствии с Международной номенклатурой нару­шений, ограничений жизнедеятельности и социальной не­достаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются двигательные расстройства:

• вследствие полного или частичного отсутствия од­ной или более конечностей, включая ампутации;

• вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей (палец, кисть, стопа);

• в связи с отсутствием или нарушением произволь­ной подвижности четырех конечностей (квадриплегия, тетрапарез);

• вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей (параплегия, парапарез);

• в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне (гемиплегия, гемипарез);

• вследствие нарушения мышечной силы нижних ко­нечностей;

• в связи с нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей.

Следствием этих нарушений являются ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передви­жения.

Параметрами при оценке способности к передвижению могут являться:

· расстояние, на которое может передвигаться чело­век;

· темп ходьбы (в норме 80—100 шагов в минуту);

· коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94—1,0);

· длительность двойного шага (в норме 1—1,3 с);

· скорость передвижения (в норме 4—5 км/ч);

· нуждаемость и возможность использования вспомо­гательных средств.

Оба вида ограничений жизнедеятельности у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ог­раничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, а об ограничениях способности к пе­редвижению — при повреждениях нижних конечностей.

Проблемы осуществления самообслуживания и само­стоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.

Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, ко­торая представляет собой процесс приспособления инвали­да к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стаби­лизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложив­шимся условиям.

Заключительным этапом социально-бытовой реабили­тации инвалида является социально-бытовое устройст­во — проживание его в квартире со специально создан­ными бытовыми условиями, которые отвечают всем потреб­ностям инвалида.

Модель жилого помещения для социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает оптимальное жилое помеще­ние, которое содержит жизненно важные «блоки» и в ко­тором инвалид с нарушениями функций опорно-двигатель­ного аппарата будет надежно адаптирован.

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть в результате физических травм, вследствие нарушения мозгового кровообращения, полиомиелита, ДЦП, врожденных физических дефектов.

Адаптированное жилое помещение включает приспо­собления фиксированные (стационарные) и приспособления индивидуальные (нестационарные). При этом учитываются два самостоятельных подхода:

• модификация, приспособление самих помещений с учетом типа физического дефекта, нарушений функций опорно-двигательного аппарата за счет специального ста­ционарного оборудования;

• оснащение этих помещений специальными (нестаци­онарными) индивидуальными вспомогательными устройства­ми для облегчения самообслуживания.

К оборудованию и оснащению предъявляются требования двух категорий.

1. Медицинские требования:

· точное соответствие типу дефекта;

· совпадение реабилитационного воздействия с физио­логической функцией дефектного органа (конечности);

· функциональность реабилитационных изделий;

· предупреждение (избежание) возможных осложнений в ходе пользования вспомогательными устройствами.

2. Технические требования:

· безопасность пользования;

· надежность, прочность материала, из которого изготовлено изделие;

· простота конструкции, обеспечивающая доступность |для пользователя;

· компактность;

· ограничение эргономических усилий.

В Федеральном законе «О социальной защите инвали­дов в Российской Федерации» прописаны льготы данной ка­тегории инвалидов, касающиеся их права на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Прави­тельством Российской Федерации. Инвалиды, имеющие со­ответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Техническое обеспечение и ремонт автотранспорт­ных средств и других средств реабилитации, принадлежа­щих инвалидам, осуществляется вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Рос­сийской федерации.

Патопсихологические характеристики больных и инвалидов. Большое значение для организации реабилитационного процессалюдей с различными заболеваниями имеют их психологические характеристики. провели Результаты экспериментально-психоло­гического исследования инвалидов с рано приобретенными дефектами опорно-двигательного аппарата (в результате травмы или последствий детского церебрального паралича), проведенного сотрудниками ЦИЭТИНа выявило, что для многих из та­ких инвалидов вопросы, связанные непосредственно с болезнью, утратили свою остроту и отступили на второй план. Их состояние, как правило, стабильно; непосредственная угроза для жизни и выраженные болевые ощущения отсутствуют. При этом интеллек­туальные и творческие способности в большинстве случаев сохра­нены. В такой ситуации на первом месте оказываются как раз спе­цифичные для инвалидов вопросы — сохранение и поддержание своего социального статуса.

Первое, что обращает на себя внимание, — это эмоциональное состояние индивида. Наблюдаются снижение эмоционального то­нуса, вялость, апатия, т.е. общая астенизация психики. Астениче­ские проявления часто сочетаются с повышенной чувствительно­стью к внешним раздражителям. Подобные астено-невротические черты наблюдаются у подавляющего большинства инвалидов. Это свидетельствует о том, что в их основе лежат не только психоло­гические причины, но и психофизиологические: тяжелое заболе­вание неизбежно отражается на состоянии нервной системы.

Многим (хотя и не всем) инвалидам присущи ипохондриче­ские проявления — опасение за свое здоровье, фиксация на бо­лезненных ощущениях. Есть определенная категория инвалидов с противоположным отношением к своей болезни. Они недооценива­ют тяжесть своего состояния, считают себя практически здоровы­ми либо убеждены, что вскоре полностью излечатся. Чаще всего такое отношение к болезни встречается у инвалидов с послед­ствиями детского церебрального паралича (ДЦП), особенно в дет­ском и юношеском возрасте. Недооценка тяжести своего состояния часто прояв­ляется в неадекватном выборе профессии. Многим инвалидам присуща такая черта, как упор­ство, настойчивость. Эту черту можно считать, скорее, положи­тельной, но зачастую она принимает гипертрофированную фор­му и проявляется в виде упрямства, ригидности, неспособности к компромиссам.

Эмоциональное состояние во многом зависит от тяжести забо­левания и стойкости дефекта. Если у инвалида есть возможность по состоянию здоровья вести активный образ жизни, но он по­стоянно сталкивается с социальными ограничениями, то это не­редко приводит к психологической дезадаптации.

Следующая важная психологическая особенность человека — его самооценка, отношение к самому себе. От самооценки зависит образ жизни человека и в конечном счете его положение среди людей. От нее зависит даже протекание самого заболевания. Психологические исследования показали, что при прочих равных условиях реабилитация оказывается более эффек­тивной для людей, ценящих себя более высоко.

Исследование социально-психологических особенностей взаи­модействия инвалидов с социальным окружением выявило их поло­жительное отношение к здоровым людям. В то же время у боль­шинства инвалидов отмечается неудовлетворенная потребность в общении со здоровыми людьми.

Инвалиды с детского возраста оказываются инфантильно при­вязанными к родителям и не способными оторваться от роди­тельской опеки. При установлении новых связей и отношений инвалиды ока­зываются социально незрелыми, остро чувствуют свою неполно­ценность, неприятие социальным окружением. Установлению со­циальных контактов мешают такие качества, как застенчивость, ранимость, обидчивость, сверхчувствительность к критическим замечаниям, эгоцентризм. Достигнув психосексуальной зрелости, инвалиды остаются пассивными и эгоистичными при установле­нии интимных отношений с противоположным полом, постоян­но испытывают неудовлетворенность в сексуальной сфере и по­требности в любви.

Для большей части инвалидов характерно сужение круга общения. Нередко инвалиды, лишенные возможности занимать­ся какой-либо продуктивной и творческой деятельностью, все свое время и силы отдают общению по телефону или Интерне­ту, но круг общения ограничен лицами с подобными формами дефекта.

При оценке важных в жизни социальных качеств инвалиды от­дают предпочтение пассивным, подчиненным характеристикам, таким как терпимость, честность, доброжелательность. Доминант­ные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгля­ды, непримиримость к недостаткам) находятся в конце ценност­ной иерархии.

То же можно сказать и о деловых качествах, более ценными для инвалидов являются исполнительские (аккуратность, исполнитель­ность, добросовестность). Для людей, не имеющих инвалиднос­ти, предпочтительны доминантные качества личности, как соци­альные, так и деловые.

Некоторые инвалиды сумели найти в болезни определенные положительные моменты. Они считают, что болезнь сделала их более чуткими, отзывчивыми, добрыми. В ряде случаев именно инвалидизирующая болезнь заставила людей мобилизовать все свои силы и добиться таких успехов в некоторых областях жизнедея­тельности (работа, искусство, общественная жизнь), на которые, по их собственному мнению, они не могли бы рассчитывать, бу­дучи здоровыми.

Особенности медико-социальной реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.К основным и наиболее распространенным сердечно-сосуди­стым заболеваниям, приводящим к инвалидности, относятся ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, цереброваскулярная патология с хроническими и острыми нарушениями кро­вообращения, тяжелые стадии гипертонической болезни.

Ограничения жизнедеятельности во многом определяются вы­раженностью нарушений кровообращения, распространенностью патологического процесса и его характером, течением и стадией заболевания.

Умеренное нарушение функции кровообращения при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, церебральном атеросклерозе может привести к таким ограничениям жизнедея­тельности, как способность к передвижению, обучению, трудовой деятельности. Это связано со снижением физической и психо­физической выносливости больных, периодически возникающими приступами стенокардии или гипертоническими кризами, часты­ми головными болями, головокружением, снижением интеллек­туальной продуктивности.

При выраженных расстройствах кровообращения страдают все функции жизнедеятельности, что приводит к снижению способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, трудовой деятельности. При расстройствах мозгового кровообращения наблюдаются головокружения с неустойчивостью походки, головные боли, нарушения интеллектуально-мнестических функций, вплоть до слабоумия. При очаговых поражениях возникают нарушения статикодинамической функции (парезы, параличи, атаксия), которые приводят к расстройствам произ­вольной подвижности одной или нескольких конечностей, сни­жению мышечной силы. Следствием этих нарушений являются ограничения в сфере самообслуживания, самостоятельного пере­движения. У людей возникают расстройства речи, слуха, зрения, снижение способности понимать обращенную к ним речь, пи­сать, читать. В результате нарушается способность к общению и обучению. Ограничение способности контролировать свое по­ведение может быть вызвано эпилептиформными пароксизмами, зрительной агнозией, выраженными нарушениями психических функций. В тяжелых случаях больные могут полностью утратить навыки к самообслуживанию, соблюдению личной гигиены, к физиологическим отправлениям.

В остром и подостром периоде сердечно-сосудистых заболеваний основное место занимает медицинская реабилитация — лечебная физкультура, дозированные физические нагрузки, физиотерапия, санаторно-курортное лечение, диетическое лечебное питание. Цель медицинской реабилитации — восстановление функций систем и органов, нарушенных в результате болезни, совершенствование компенсаторных механизмов больного, снижение степени выра­женности сердечной недостаточности, расстройств кровообраще­ния, нарушений сердечного ритма, предотвращение прогрессирования заболевания и рецидивов, т.е. осуществление вторичной профилактики.

Большое значение имеет социально-психологическая реабили­тация, особенно после перенесенного инфаркта миокарда или инсульта. Применяются индивидуальная (психокоррекция, ауто­генная тренировка) и групповая психотерапия. Психотерапевтиче­ские занятия призваны помочь больному справиться с перене­сенным психическим стрессом, вызванным внезапным тяжелым, жизнеугрожаюшим недугом, невротическими расстройствами, а также настроиться на активное участие в реабилитационных меро­приятиях.

Основная задача социальной реабилитации — обучение «жизни с инвалидностью»: организация диетического питания, режима труда и отдыха, обучение самопомощи и самообслуживанию, персональной сохранности, пользованию вспомогательными техническими средствам. Больному, имеющему статические и дви­гательные нарушения, приходится заново учиться ходить, есть, управлять руками, телом, выполнять ранее привычные и жизнен­но необходимые действия. Большое значение имеет обучение чле­нов семьи решению проблем инвалидности, использованию вспо­могательных приспособлений и устройств, помогающих самому инвалиду и уходу за ним.

Технические средства реабилитации подбираются в зависимо­сти от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности.

В качестве восстановительной терапии инвалидам с сердечно­сосудистыми нарушениями и их осложнениями в виде наруше­ний двигательных функций показана трудотерапия. Трудотера­пия проводится в двух направлениях. Больные с выраженными нарушениями двигательной функции, вестибулярно-мозжечковыми расстройствами после медицинской реабилитации продол­жают освоение и тренировку навыков обслуживания в реабилита­ционных отделениях в блоке социально-бытовой реабилитации. Такой блок представлен имитацией жилой комнаты и кухни, в которых размещены специализированный набор мебели, стол-стенд, настенный стенд с набором бытовых принадлежностей. Занятия с использованием специализированных устройств по­зволяют больным воспроизводить стереотипы повседневной жиз­ни, что способствует восстановлению их нарушенных функций и приобретению самостоятельности в быту. Больные с незначи­тельными и умеренными нарушениями двигательной функции, у которых способность к самообслуживанию существенно не огра­ничена, часто нуждаются в отработке координации движений и изолированных двигательных актов на стендах и бытовых прибо­рах.

При профессиональной реабилитации обращается внимание на психофизические возможности больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такому контингенту лиц противопоказаны значи­тельные физические нагрузки, работа, связанная с нервно-пси­хическим напряжением, в неблагоприятной экологической или экстремальной обстановке, при интенсивном шуме, вибрации, смене температур, вдали от населенных пунктов. При нарушениях речи противопоказаны выполнение административных обязанно­стей, преподавательская деятельность.

Нередко необходимо создание специального рабочего места, оснащенного вспомогательным оборудованием и техническими приспособлениями.

Инвалидность – одна из многочисленных проблем человечества. Ни рост уровня здравоохранения, ни технологический прогресс, ни другие факторы не позволяют снизить количество инвалидов на Земле. К сожалению, значительная минимизация числа людей с ограниченными возможностями невозможна. При подобных обстоятельствах остается лишь организовывать удобные для них условия жизнедеятельности и всячески помогать в процессе таковой.

На территории РФ помощь инвалидам оказывается многопрофильно. Со стороны законодательства она выражена во многочисленных классификациях людей с ограниченными возможностями и предоставляемых всем из них соответствующих льготах. Сегодня поговорим о категориях инвалидов по КОСГУ. Особенности данной классификации, ее расшифровки и важные особенности ищите ниже.

Пару слов о классификации КОСГУ и ее расшифровке

На законодательном уровне граждане любого государства подразделяются на категории, объединенные общим и достаточно специфичным признаком (реже – их набором). Подобные классификации позволяют правительствам стран систематизировать законодательную базу и упрощать ее понимание обычным людям. В России действует аналогичная система организации законов, которая применяется и для полноценных, и для ограниченных в возможностях людей.

Классификации инвалидов проводятся многопрофильно и имеют свою иерархическую систему. С учетом отношения конкретного человека с ограниченными возможностями к отдельной группе определяется его общий социальный статус и перечень положенной ему госпомощи.

КОСГУ – одна из многочисленных классификаций инвалидов, определенная Правительством РФ в лице Министерств труда и здравоохранения.

Согласно ряду методических пособий данных органов власти, КОСГУ используется для разделения людей с ограниченными возможностями по характеру имеющихся у них нарушений. Буквы в аббревиатуре означают:

Классификация инвалидов

  • К – колясочники (лица, постоянно или систематично передвигающиеся на специальных креслах в силу имеющихся проблем и аномалий со здоровьем)
  • О – опорники (граждане, имеющие выраженные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но не использующие для передвижения кресла-коляски)
  • С – слепые (все – кто имеет проблемы разной степени со зрением)
  • Г – глухие (имеющие патологии слухового аппарата и соответствующую инвалидность).
  • У – умственно-неполноценные (люди, обладающие стойкими расстройствами в плане своего умственного развития)

Классификация КОСГУ не является базовой по отношению к гражданам РФ с ограниченными возможностями. Несмотря на это, использование отмеченных категорий играет немаловажную роль при социальном обеспечении инвалидов и всяческом содействии в организации их жизнедеятельности. КОСГУ часто используется совместно с другими классификациями, позволяя определить степень неполноценности конкретного человека и характер его мобильности.

Когда и где учитываются категории КОСГУ

Категории КОСГУ используются повсеместно на территории РФ. Наибольшее распространение классификация получила в сферах и процедурах, требующих документального учета инвалидов и смежной с ними информации.

Беря отдельные буквы названия классификатора за конкретные группы людей с ограниченными возможностями, представители делопроизводственной среды заметно упрощают оформление и дальнейшее понимание профильной документации.

Что касается конкретных сфер жизнедеятельности где КОСГУ используется очень часто, то первоочередно отметим строительство. При формировании технической документации, проектов на строительные объекты и при их последующей регистрации важно отражать их доступность для конкретных групп инвалидов. Для тех же зданий социальной инфраструктуры это наиболее важно. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что инвалид-колясочник не сможет посетить отделение соцзащиты по ступенькам без специального рельса.

Как было отмечено ранее, категории КОСГУ являются немаловажным аспектом в определении степени мобильности инвалидов. Здесь выделяют четыре группы граждан:

Учет инвалидов

  • М1 – люди без ограничений в плане мобильности (глухие)
  • М2 – мобильность слегка снижена (некоторые опорники, слепые, умственно-неполноценные)
  • М3 – мобильность снижена в средней степени (те же опорники, слепые, умственно-неполноценные)
  • М4 – мобильность снижена в высшей степени (колясочники)

Как видите, без учета КОСГУ в классификаторе мобильности инвалидов не обойтись. В остальных же аспектах любой из сред жизни эти категории применяются не так часто, но учету подлежат обязательно. Недаром КОСГУ считается уникальной и очень удобной классификацией, несмотря на ее простоту, отчасти – примитивность.

На этом наиболее важные положения по теме сегодняшней статьи подошли к концу. Надеемся, представленный материал помог разобраться с категориями инвалидов по КОСГУ всем читателям нашего ресурса.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Что такое социальная мобильность

Социальная мобильность — это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.

Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью. Например, повышение или понижение в должности.

Перемещение в пределах одного и того же социального слоя — горизонтальной мобильность. Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов.

Основоположник теории социальной мобильности — русско-американский социолог Питирим Сорокин.

Питирим Сорокин (1889-1868). Фото 1917 года

Социальная мобильность может быть высокой или низкой. В традиционных обществах она сильно ограничена — люди привязаны к наследственным сословиям или кастам, перейти в другой слой почти невозможно. В условиях индустриального общества мобильность резко возрастает, место в социуме все больше определяется способностями и усилиями самого человека: образованием, заработком, деловой хваткой.

Показатели, позволяющие сравнить уровень социальной мобильности в разных обществах — это:

  • Скорость социальной мобильности — вертикальная «дистанция», которую индивид проходит вверх или вниз за определенное время.

  • Интенсивность социальной мобильности — число индивидов, меняющих вертикальные и горизонтальные позиции за определенное время.

Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов — людей, не относящихся к определенной группе, находящихся в промежуточном положении.

Вертикальная социальная мобильность. Примеры

Вертикальная социальная мобильность — это движение вверх или вниз по социально-экономической шкале, смена места в социальной иерархии.

  • Восходящая мобильность — это движение вверх. Например, продвижение менеджера по карьерной лестнице, повышение статуса бизнесмена вместе с ростом доходов, получение очередного воинского звания офицером и т.п.
  • Нисходящая мобильность — это движение вниз. Например, понижение в звании или должности, разорение и т.п. В крайних случаях нисходящая мобильность ведет к люмпенизации — превращению человека в деклассированный элемент.

Горизонтальная социальная мобильность. Примеры

Горизонтальная социальная мобильность — это географическое перемещение или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, без изменения статуса. Например, переход IT-специалиста на работу из одной компании в другую или переезд в другой город с сохранением должности и уровня дохода.

Одна из форм горизонтальной мобильности — миграция. Миграция — это перемещение людей из одного региона или страны в другой регион или страну. Например, трудовая миграция из Средней Азии в Россию в поисках более выгодной работы.

Рабочий-мигрант в Москве. Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский

Типы социальной мобильности

Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:

  • Индивидуальная мобильность — это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

  • Групповая мобильность — это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

  • Межпоколенная мобильность — это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором — это межпоколенная мобильность.

  • Внутрипоколенная мобильность — это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.

  • Организованная социальная мобильность — это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе — разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот — создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.

  • Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.

Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды

Пути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. В открытых обществах существует большое количество социальных лифтов. В закрытых обществах смена статуса не поощряется, существуют барьеры на этом пути.

Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:

  1. Армия

  2. Церковь, религиозные организации

  3. Школа, образование и наука

  4. Политика: правительственные группы, политические партии

  5. Искусство, шоу-бизнес, спорт

  6. СМИ: пресса, телевидение, радио

  7. Экономические организации: собственность, бизнес

  8. Семья и брак

Картина Павла Федотова «Сватовство майора». Герой картины — небогатый дворянин-офицер, который хочет жениться на купеческой дочке и тем самым поправить дела.

Выберите верные суждения о социальной мобильности

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Внутрипоколенная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са от од­но­го по­ко­ле­ния к другому.
2) Наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­биль­но­стью су­ще­ству­ет и груп­по­вая мобильность.
3) Повышение че­ло­ве­ка в долж­но­сти слу­жит при­ме­ром го­ри­зон­таль­ной вос­хо­дя­щей мобильности.
4) С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ная мо­биль­ность возрастает.
5) Неоднократное из­ме­не­ние че­ло­ве­ком на про­тя­же­нии жизни сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем меж­по­ко­лен­ной мобильности.
Ответ: 24

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
2) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом сво­е­го об­ще­ствен­ного по­ло­же­ния.
3) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти.
4) Раз­ли­ча­ют два вида со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: го­ри­зон­таль­ную и вос­хо­дя­щую.
5) Сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.
Ответ: 125

Задание 3. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) ин­ди­ви­ду­аль­ная
2) вос­хо­дя­щая
3) ми­гра­ция
4) го­ри­зон­таль­ная
5) нис­хо­дя­щая
6) меж­по­ко­лен­ная
Ответ: 134

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.
1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы
2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)
3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах
6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии
Ответ: 126

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия общества.
2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся образование.
3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские партии.
4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных усилий.
5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность общества.
Ответ: 235

Задание 6. Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его со­ци­аль­ный ста­тус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.

Post navigation

Previous Post:

Субъектами добровольного медицинского страхования являются

Next Post:

Магнитский, кто это?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes