Группы мобильности
Наряду с увеличением прогресса во многих сферах общества, тема инвалидности по-прежнему остаётся непростой и требует детального рассмотрения. Очевидно, что инвалидам не всегда можно предоставить максимум возможностей в плане лечения и устранения ограничений по здоровью, но необходимо хотя бы вовлечь их в общественную жизнь, дать им чувство полноценности.
Вовлечённость лиц с ОВЗ в социум, прежде всего, должна достигаться доступностью городских объектов. Всё это происходит с учётом специальной классификации инвалидов. О ключевых категориях (инвалидах КОГСУ и МГН расскажем далее.
Содержание
- МГН инвалиды
- МГН и КОСГУ инвалиды
- Категории инвалидов КОСГУ
- ОСИ инвалидов
- Пару слов о классификации КОСГУ и ее расшифровке
- Когда и где учитываются категории КОСГУ
- Что такое социальная мобильность
- Вертикальная социальная мобильность. Примеры
- Горизонтальная социальная мобильность. Примеры
- Типы социальной мобильности
- Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды
- Выберите верные суждения о социальной мобильности
МГН инвалиды
Отметим, что к маломобильным группам населения (МГН) кроме граждан с инвалидностью относятся:
— дети;
— беременные женщины;
— люди пожилого возраста;
— перемещающиеся с багажом;
— лица с маленькими детьми в колясках;
— граждане с травмами, не являющиеся инвалидами и тд.
На самом деле маломобильным представителями могут быть не только перечисленные люди, перечень широк. Тем более что МГН подразумевает, в первую очередь, наличие трудностей с перемещением в общественных местах, ввиду чего их доступность ограничивается.
МГН и КОСГУ инвалиды
Что касается непосредственно обладателей инвалидности, у большинства из них трудности являются постоянными, а не временными как у вышеуказанных лиц. По этой причине особый статус позволяет присвоить людям с ОВЗ не просто категорию МГН, но более точную классификацию. В частности, речь идёт о четырёх группах:
— М1 – граждане без двигательных ограничений (например, глухие);
— М2 – хотя способность к самостоятельному передвижению сохранна, ходить получается медленно из-за использования средств для опоры, либо по причине умственных проблем (здесь можно назвать инвалидов со зрительными проблемами);
— М3 – передвигающиеся только с поддержкой или опорой, либо периодически применяющие инвалидную коляску (сюда входят те же инвалиды, что и в М2);
— М4 – максимальное снижение мобильности (колясочники).
Соотнося льготника к той или иной категории, принимают во внимание не состояние соцсреды, а самого человека с ограничениями. То есть, скажем, удобство зданий и улиц для колясочников не означает, что группа М4 маломобильности будет снята.
Важно! Маломобильность проще всего определить по скоростным нормам в различных ситуациях — подъём и спуск по лестнице, движение в людском потоке, использование пандуса и тд.
Категории инвалидов КОСГУ
Благодаря существующей классификации и включению обладателя ОВЗ в конкретную группу, удаётся:
— определить социальный статус инвалида;
— установить степень интеграции льготника в общество;
— реализовать наиболее подходящие меры соц. поддержки.
Минздрав и Минтруда предлагают одну из классификаций инвалидов по виду выявленных нарушений:
К – колясочники, иногда или постоянно передвигающиеся с помощью инвалидного кресла;
О – опорники, имеющие явные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но обходящиеся без коляски;
С – слепые, а также те, чья жизнедеятельность ограничена по причине зрительных аномалий;
Г – глухие и граждане с какими-либо слуховыми аномалиями, спровоцировавшими инвалидность;
У – умственно-неполноценные, то есть имеющие расстройство умственного развития.
КОСГУ, как правило, используется вместе с более узкими классификациями, что даёт возможность наиболее точно оценить степень ограничений и состояний человека.
Важно! На сегодняшний день КОСГУ в России часто присутствует в сферах, требующих документального учёта лиц с инвалидностью. Здесь аббревиатуры нужны больше для удобства оформления.
ОСИ инвалидов
Теперь рассмотрим объекты социальной инфраструктуры или ОСИ. Сюда входит множество отраслей, предприятий, обеспечивающих людям нормальную жизнь. Проще говоря, соц. инфраструктура — это все составляющие города и любого населённого пункта. Здесь:
— жилые дома;
— сфера услуг;
— транспортная система;
— объекты социально-культурного назначения;
— организации, где предоставляются медицинское, правовое обслуживание, реализуются услуги в сфере образования и тд.
Если говорит об ОСИ инвалидов, это реестр объектов инфраструктуры с доступом для лиц с ОВЗ. Данные зоны должны оборудоваться так, чтобы даже колясочник смог без труда попасть в необходимое место.
Существующие и появляющиеся объекты обязаны иметь паспорт доступности ОСИ, по которому маломобильные граждане смогут определить, удобно им будет перемещаться или нет.
В паспорте отмечают степень доступности, используя коды, а именно:
ДП – доступность полная — такой объект получает категорию доступности 1 или «А»;
ДЧ – доступность частичная — устанавливается категория «Б», подразумевающая перемещение только по спецучасткам и помещениям;
ДУ – условная доступность — в данном случае не обойтись без помощи сопровождения, сотрудника (если речь идёт об организации, где предоставляют услуги, нередко возможно дистанционное обслуживание).
«Нет» или ВНД — означают либо полную недоступность места для инвалидов, либо временно ограниченную доступность (последнее, например, бывает в случае улучшения объекта).
Важно! Указанные отметки могут присутствовать на картах учреждений и городских зон.
Резюмируя, хочется подчеркнуть важность рассмотренных в данном материале обозначений. Несмотря на их кажущуюся лёгкость и неточность, они касаются широких понятий, удобны и универсальны.
Доступная Среда – именно так называется программа, реализуемая в нашей стране с 2011 по 2015 годы. Доступная среда предполагает создание таких условий, в которых люди с ограниченными физическими возможностями будут чувствовать себя комфортно и наравне со всеми. Иными словами – это безбарьерный доступ к любым учреждениям и объектам городской инфраструктуры. Благоустройство для МГНочень важно для того чтобы маломобильные группы населения (МГН) могли почувствовать себя равными в возможностях со всеми другими людьми. Организовать для них условия доступной среды – значит позаботиться о них и сделать их жизнь значительно комфортнее.
Маломобильные группы населения (МГН) – это люди, испытывающие трудности при самостоятельном передвижении, получении информации и услуг, при ориентировании в пространстве. Это люди, которым мешают барьеры и препятствия: обыкновенные ступени лестниц для них уже непреодолимы, не говоря уже о тротуарных бордюрах на которые в обычной жизни другие люди даже не обращают внимания. Поэтому так важно уделить вопросу доступной среды серьезное внимание.
Кроме инвалидов к маломобильным группам населения (МГН) относятся:
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше);
- Временно нетрудоспособные;
- Беременные женщины;
- Люди с детскими колясками;
- Дети дошкольного возраста;
- Люди с тяжелой поклажей, тележками.
Доступная среда для маломобильных групп населения – это адаптированные условия для их беспрепятственного передвижения и получения необходимых услуг: пандусы, подъемники, а также специально оборудованные лестницы и поручни. Это условия, в которых люди из маломобильных категорий смогут уверенно планировать свое передвижение по городу, без сомнений в том, что где-то им встретятся препятствия или опасные условия передвижения. Они смогут наравне со всеми и без ограничений пользоваться услугами различных учреждений, не требуя при этом помощи других людей.
Сердечно-сосудистых заболеваниях
Людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с различными заболеваниями
ЛЕКЦИЯ 12
· Особенности медико-социальной реабилитации
· Особенности медико-социальной реабилитации при
· Патопсихологические характеристики больных и
Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.Патология опорно-двигательного аппарата является следствием врожденного дефекта, последствий травм, дегенеративно-дистрофических изменений в костно-мышечной системе.В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности двигательные нарушения представляются достаточно дифференцированно. Выделяются двигательные расстройства:
• вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, включая ампутации;
• вследствие отсутствия одной или более дистальных частей конечностей (палец, кисть, стопа);
• в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей (квадриплегия, тетрапарез);
• вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей (параплегия, парапарез);
• в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечности на одной стороне (гемиплегия, гемипарез);
• вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей;
• в связи с нарушением двигательных функций одной или обеих нижних конечностей.
Следствием этих нарушений являются ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания и передвижения.
Параметрами при оценке способности к передвижению могут являться:
· расстояние, на которое может передвигаться человек;
· темп ходьбы (в норме 80—100 шагов в минуту);
· коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94—1,0);
· длительность двойного шага (в норме 1—1,3 с);
· скорость передвижения (в норме 4—5 км/ч);
· нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств.
Оба вида ограничений жизнедеятельности у инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата взаимосвязаны, хотя и можно говорить о преобладании ограничений способности к самообслуживанию при патологии верхних конечностей, а об ограничениях способности к передвижению — при повреждениях нижних конечностей.
Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии этой формы реабилитации.
Важной составляющей социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является социально-бытовая адаптация, которая представляет собой процесс приспособления инвалида к условиям жизнедеятельности с помощью специальных вспомогательных устройств и приспособлений для стабилизации жизни с имеющимся дефектом к новым, сложившимся условиям.
Заключительным этапом социально-бытовой реабилитации инвалида является социально-бытовое устройство — проживание его в квартире со специально созданными бытовыми условиями, которые отвечают всем потребностям инвалида.
Модель жилого помещения для социально-бытовой реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривает оптимальное жилое помещение, которое содержит жизненно важные «блоки» и в котором инвалид с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата будет надежно адаптирован.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут быть в результате физических травм, вследствие нарушения мозгового кровообращения, полиомиелита, ДЦП, врожденных физических дефектов.
Адаптированное жилое помещение включает приспособления фиксированные (стационарные) и приспособления индивидуальные (нестационарные). При этом учитываются два самостоятельных подхода:
• модификация, приспособление самих помещений с учетом типа физического дефекта, нарушений функций опорно-двигательного аппарата за счет специального стационарного оборудования;
• оснащение этих помещений специальными (нестационарными) индивидуальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания.
К оборудованию и оснащению предъявляются требования двух категорий.
1. Медицинские требования:
· точное соответствие типу дефекта;
· совпадение реабилитационного воздействия с физиологической функцией дефектного органа (конечности);
· функциональность реабилитационных изделий;
· предупреждение (избежание) возможных осложнений в ходе пользования вспомогательными устройствами.
2. Технические требования:
· безопасность пользования;
· надежность, прочность материала, из которого изготовлено изделие;
· простота конструкции, обеспечивающая доступность |для пользователя;
· компактность;
· ограничение эргономических усилий.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» прописаны льготы данной категории инвалидов, касающиеся их права на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляется вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Правительством Российской федерации.
Патопсихологические характеристики больных и инвалидов. Большое значение для организации реабилитационного процессалюдей с различными заболеваниями имеют их психологические характеристики. провели Результаты экспериментально-психологического исследования инвалидов с рано приобретенными дефектами опорно-двигательного аппарата (в результате травмы или последствий детского церебрального паралича), проведенного сотрудниками ЦИЭТИНа выявило, что для многих из таких инвалидов вопросы, связанные непосредственно с болезнью, утратили свою остроту и отступили на второй план. Их состояние, как правило, стабильно; непосредственная угроза для жизни и выраженные болевые ощущения отсутствуют. При этом интеллектуальные и творческие способности в большинстве случаев сохранены. В такой ситуации на первом месте оказываются как раз специфичные для инвалидов вопросы — сохранение и поддержание своего социального статуса.
Первое, что обращает на себя внимание, — это эмоциональное состояние индивида. Наблюдаются снижение эмоционального тонуса, вялость, апатия, т.е. общая астенизация психики. Астенические проявления часто сочетаются с повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Подобные астено-невротические черты наблюдаются у подавляющего большинства инвалидов. Это свидетельствует о том, что в их основе лежат не только психологические причины, но и психофизиологические: тяжелое заболевание неизбежно отражается на состоянии нервной системы.
Многим (хотя и не всем) инвалидам присущи ипохондрические проявления — опасение за свое здоровье, фиксация на болезненных ощущениях. Есть определенная категория инвалидов с противоположным отношением к своей болезни. Они недооценивают тяжесть своего состояния, считают себя практически здоровыми либо убеждены, что вскоре полностью излечатся. Чаще всего такое отношение к болезни встречается у инвалидов с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП), особенно в детском и юношеском возрасте. Недооценка тяжести своего состояния часто проявляется в неадекватном выборе профессии. Многим инвалидам присуща такая черта, как упорство, настойчивость. Эту черту можно считать, скорее, положительной, но зачастую она принимает гипертрофированную форму и проявляется в виде упрямства, ригидности, неспособности к компромиссам.
Эмоциональное состояние во многом зависит от тяжести заболевания и стойкости дефекта. Если у инвалида есть возможность по состоянию здоровья вести активный образ жизни, но он постоянно сталкивается с социальными ограничениями, то это нередко приводит к психологической дезадаптации.
Следующая важная психологическая особенность человека — его самооценка, отношение к самому себе. От самооценки зависит образ жизни человека и в конечном счете его положение среди людей. От нее зависит даже протекание самого заболевания. Психологические исследования показали, что при прочих равных условиях реабилитация оказывается более эффективной для людей, ценящих себя более высоко.
Исследование социально-психологических особенностей взаимодействия инвалидов с социальным окружением выявило их положительное отношение к здоровым людям. В то же время у большинства инвалидов отмечается неудовлетворенная потребность в общении со здоровыми людьми.
Инвалиды с детского возраста оказываются инфантильно привязанными к родителям и не способными оторваться от родительской опеки. При установлении новых связей и отношений инвалиды оказываются социально незрелыми, остро чувствуют свою неполноценность, неприятие социальным окружением. Установлению социальных контактов мешают такие качества, как застенчивость, ранимость, обидчивость, сверхчувствительность к критическим замечаниям, эгоцентризм. Достигнув психосексуальной зрелости, инвалиды остаются пассивными и эгоистичными при установлении интимных отношений с противоположным полом, постоянно испытывают неудовлетворенность в сексуальной сфере и потребности в любви.
Для большей части инвалидов характерно сужение круга общения. Нередко инвалиды, лишенные возможности заниматься какой-либо продуктивной и творческой деятельностью, все свое время и силы отдают общению по телефону или Интернету, но круг общения ограничен лицами с подобными формами дефекта.
При оценке важных в жизни социальных качеств инвалиды отдают предпочтение пассивным, подчиненным характеристикам, таким как терпимость, честность, доброжелательность. Доминантные социальные качества (смелость, умение отстаивать свои взгляды, непримиримость к недостаткам) находятся в конце ценностной иерархии.
То же можно сказать и о деловых качествах, более ценными для инвалидов являются исполнительские (аккуратность, исполнительность, добросовестность). Для людей, не имеющих инвалидности, предпочтительны доминантные качества личности, как социальные, так и деловые.
Некоторые инвалиды сумели найти в болезни определенные положительные моменты. Они считают, что болезнь сделала их более чуткими, отзывчивыми, добрыми. В ряде случаев именно инвалидизирующая болезнь заставила людей мобилизовать все свои силы и добиться таких успехов в некоторых областях жизнедеятельности (работа, искусство, общественная жизнь), на которые, по их собственному мнению, они не могли бы рассчитывать, будучи здоровыми.
Особенности медико-социальной реабилитации больных сердечно-сосудистыми заболеваниями.К основным и наиболее распространенным сердечно-сосудистым заболеваниям, приводящим к инвалидности, относятся ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда, цереброваскулярная патология с хроническими и острыми нарушениями кровообращения, тяжелые стадии гипертонической болезни.
Ограничения жизнедеятельности во многом определяются выраженностью нарушений кровообращения, распространенностью патологического процесса и его характером, течением и стадией заболевания.
Умеренное нарушение функции кровообращения при ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, церебральном атеросклерозе может привести к таким ограничениям жизнедеятельности, как способность к передвижению, обучению, трудовой деятельности. Это связано со снижением физической и психофизической выносливости больных, периодически возникающими приступами стенокардии или гипертоническими кризами, частыми головными болями, головокружением, снижением интеллектуальной продуктивности.
При выраженных расстройствах кровообращения страдают все функции жизнедеятельности, что приводит к снижению способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, трудовой деятельности. При расстройствах мозгового кровообращения наблюдаются головокружения с неустойчивостью походки, головные боли, нарушения интеллектуально-мнестических функций, вплоть до слабоумия. При очаговых поражениях возникают нарушения статикодинамической функции (парезы, параличи, атаксия), которые приводят к расстройствам произвольной подвижности одной или нескольких конечностей, снижению мышечной силы. Следствием этих нарушений являются ограничения в сфере самообслуживания, самостоятельного передвижения. У людей возникают расстройства речи, слуха, зрения, снижение способности понимать обращенную к ним речь, писать, читать. В результате нарушается способность к общению и обучению. Ограничение способности контролировать свое поведение может быть вызвано эпилептиформными пароксизмами, зрительной агнозией, выраженными нарушениями психических функций. В тяжелых случаях больные могут полностью утратить навыки к самообслуживанию, соблюдению личной гигиены, к физиологическим отправлениям.
В остром и подостром периоде сердечно-сосудистых заболеваний основное место занимает медицинская реабилитация — лечебная физкультура, дозированные физические нагрузки, физиотерапия, санаторно-курортное лечение, диетическое лечебное питание. Цель медицинской реабилитации — восстановление функций систем и органов, нарушенных в результате болезни, совершенствование компенсаторных механизмов больного, снижение степени выраженности сердечной недостаточности, расстройств кровообращения, нарушений сердечного ритма, предотвращение прогрессирования заболевания и рецидивов, т.е. осуществление вторичной профилактики.
Большое значение имеет социально-психологическая реабилитация, особенно после перенесенного инфаркта миокарда или инсульта. Применяются индивидуальная (психокоррекция, аутогенная тренировка) и групповая психотерапия. Психотерапевтические занятия призваны помочь больному справиться с перенесенным психическим стрессом, вызванным внезапным тяжелым, жизнеугрожаюшим недугом, невротическими расстройствами, а также настроиться на активное участие в реабилитационных мероприятиях.
Основная задача социальной реабилитации — обучение «жизни с инвалидностью»: организация диетического питания, режима труда и отдыха, обучение самопомощи и самообслуживанию, персональной сохранности, пользованию вспомогательными техническими средствам. Больному, имеющему статические и двигательные нарушения, приходится заново учиться ходить, есть, управлять руками, телом, выполнять ранее привычные и жизненно необходимые действия. Большое значение имеет обучение членов семьи решению проблем инвалидности, использованию вспомогательных приспособлений и устройств, помогающих самому инвалиду и уходу за ним.
Технические средства реабилитации подбираются в зависимости от вида и тяжести ограничений жизнедеятельности.
В качестве восстановительной терапии инвалидам с сердечнососудистыми нарушениями и их осложнениями в виде нарушений двигательных функций показана трудотерапия. Трудотерапия проводится в двух направлениях. Больные с выраженными нарушениями двигательной функции, вестибулярно-мозжечковыми расстройствами после медицинской реабилитации продолжают освоение и тренировку навыков обслуживания в реабилитационных отделениях в блоке социально-бытовой реабилитации. Такой блок представлен имитацией жилой комнаты и кухни, в которых размещены специализированный набор мебели, стол-стенд, настенный стенд с набором бытовых принадлежностей. Занятия с использованием специализированных устройств позволяют больным воспроизводить стереотипы повседневной жизни, что способствует восстановлению их нарушенных функций и приобретению самостоятельности в быту. Больные с незначительными и умеренными нарушениями двигательной функции, у которых способность к самообслуживанию существенно не ограничена, часто нуждаются в отработке координации движений и изолированных двигательных актов на стендах и бытовых приборах.
При профессиональной реабилитации обращается внимание на психофизические возможности больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Такому контингенту лиц противопоказаны значительные физические нагрузки, работа, связанная с нервно-психическим напряжением, в неблагоприятной экологической или экстремальной обстановке, при интенсивном шуме, вибрации, смене температур, вдали от населенных пунктов. При нарушениях речи противопоказаны выполнение административных обязанностей, преподавательская деятельность.
Нередко необходимо создание специального рабочего места, оснащенного вспомогательным оборудованием и техническими приспособлениями.
Инвалидность – одна из многочисленных проблем человечества. Ни рост уровня здравоохранения, ни технологический прогресс, ни другие факторы не позволяют снизить количество инвалидов на Земле. К сожалению, значительная минимизация числа людей с ограниченными возможностями невозможна. При подобных обстоятельствах остается лишь организовывать удобные для них условия жизнедеятельности и всячески помогать в процессе таковой.
На территории РФ помощь инвалидам оказывается многопрофильно. Со стороны законодательства она выражена во многочисленных классификациях людей с ограниченными возможностями и предоставляемых всем из них соответствующих льготах. Сегодня поговорим о категориях инвалидов по КОСГУ. Особенности данной классификации, ее расшифровки и важные особенности ищите ниже.
Пару слов о классификации КОСГУ и ее расшифровке
На законодательном уровне граждане любого государства подразделяются на категории, объединенные общим и достаточно специфичным признаком (реже – их набором). Подобные классификации позволяют правительствам стран систематизировать законодательную базу и упрощать ее понимание обычным людям. В России действует аналогичная система организации законов, которая применяется и для полноценных, и для ограниченных в возможностях людей.
Классификации инвалидов проводятся многопрофильно и имеют свою иерархическую систему. С учетом отношения конкретного человека с ограниченными возможностями к отдельной группе определяется его общий социальный статус и перечень положенной ему госпомощи.
КОСГУ – одна из многочисленных классификаций инвалидов, определенная Правительством РФ в лице Министерств труда и здравоохранения.
Согласно ряду методических пособий данных органов власти, КОСГУ используется для разделения людей с ограниченными возможностями по характеру имеющихся у них нарушений. Буквы в аббревиатуре означают:
Классификация инвалидов
- К – колясочники (лица, постоянно или систематично передвигающиеся на специальных креслах в силу имеющихся проблем и аномалий со здоровьем)
- О – опорники (граждане, имеющие выраженные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но не использующие для передвижения кресла-коляски)
- С – слепые (все – кто имеет проблемы разной степени со зрением)
- Г – глухие (имеющие патологии слухового аппарата и соответствующую инвалидность).
- У – умственно-неполноценные (люди, обладающие стойкими расстройствами в плане своего умственного развития)
Классификация КОСГУ не является базовой по отношению к гражданам РФ с ограниченными возможностями. Несмотря на это, использование отмеченных категорий играет немаловажную роль при социальном обеспечении инвалидов и всяческом содействии в организации их жизнедеятельности. КОСГУ часто используется совместно с другими классификациями, позволяя определить степень неполноценности конкретного человека и характер его мобильности.
Когда и где учитываются категории КОСГУ
Категории КОСГУ используются повсеместно на территории РФ. Наибольшее распространение классификация получила в сферах и процедурах, требующих документального учета инвалидов и смежной с ними информации.
Беря отдельные буквы названия классификатора за конкретные группы людей с ограниченными возможностями, представители делопроизводственной среды заметно упрощают оформление и дальнейшее понимание профильной документации.
Что касается конкретных сфер жизнедеятельности где КОСГУ используется очень часто, то первоочередно отметим строительство. При формировании технической документации, проектов на строительные объекты и при их последующей регистрации важно отражать их доступность для конкретных групп инвалидов. Для тех же зданий социальной инфраструктуры это наиболее важно. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что инвалид-колясочник не сможет посетить отделение соцзащиты по ступенькам без специального рельса.
Как было отмечено ранее, категории КОСГУ являются немаловажным аспектом в определении степени мобильности инвалидов. Здесь выделяют четыре группы граждан:
Учет инвалидов
- М1 – люди без ограничений в плане мобильности (глухие)
- М2 – мобильность слегка снижена (некоторые опорники, слепые, умственно-неполноценные)
- М3 – мобильность снижена в средней степени (те же опорники, слепые, умственно-неполноценные)
- М4 – мобильность снижена в высшей степени (колясочники)
Как видите, без учета КОСГУ в классификаторе мобильности инвалидов не обойтись. В остальных же аспектах любой из сред жизни эти категории применяются не так часто, но учету подлежат обязательно. Недаром КОСГУ считается уникальной и очень удобной классификацией, несмотря на ее простоту, отчасти – примитивность.
На этом наиболее важные положения по теме сегодняшней статьи подошли к концу. Надеемся, представленный материал помог разобраться с категориями инвалидов по КОСГУ всем читателям нашего ресурса.
Напишите свой вопрос в форму ниже
Что такое социальная мобильность
Социальная мобильность — это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.
Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью. Например, повышение или понижение в должности.
Перемещение в пределах одного и того же социального слоя — горизонтальной мобильность. Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов.
Основоположник теории социальной мобильности — русско-американский социолог Питирим Сорокин.
Питирим Сорокин (1889-1868). Фото 1917 года
Социальная мобильность может быть высокой или низкой. В традиционных обществах она сильно ограничена — люди привязаны к наследственным сословиям или кастам, перейти в другой слой почти невозможно. В условиях индустриального общества мобильность резко возрастает, место в социуме все больше определяется способностями и усилиями самого человека: образованием, заработком, деловой хваткой.
Показатели, позволяющие сравнить уровень социальной мобильности в разных обществах — это:
-
Скорость социальной мобильности — вертикальная «дистанция», которую индивид проходит вверх или вниз за определенное время.
-
Интенсивность социальной мобильности — число индивидов, меняющих вертикальные и горизонтальные позиции за определенное время.
Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов — людей, не относящихся к определенной группе, находящихся в промежуточном положении.
Вертикальная социальная мобильность. Примеры
Вертикальная социальная мобильность — это движение вверх или вниз по социально-экономической шкале, смена места в социальной иерархии.
- Восходящая мобильность — это движение вверх. Например, продвижение менеджера по карьерной лестнице, повышение статуса бизнесмена вместе с ростом доходов, получение очередного воинского звания офицером и т.п.
- Нисходящая мобильность — это движение вниз. Например, понижение в звании или должности, разорение и т.п. В крайних случаях нисходящая мобильность ведет к люмпенизации — превращению человека в деклассированный элемент.
Горизонтальная социальная мобильность. Примеры
Горизонтальная социальная мобильность — это географическое перемещение или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, без изменения статуса. Например, переход IT-специалиста на работу из одной компании в другую или переезд в другой город с сохранением должности и уровня дохода.
Одна из форм горизонтальной мобильности — миграция. Миграция — это перемещение людей из одного региона или страны в другой регион или страну. Например, трудовая миграция из Средней Азии в Россию в поисках более выгодной работы.
Рабочий-мигрант в Москве. Фото: РИА Новости / Михаил Воскресенский
Типы социальной мобильности
Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:
-
Индивидуальная мобильность — это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.
-
Групповая мобильность — это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.
-
Межпоколенная мобильность — это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором — это межпоколенная мобильность.
-
Внутрипоколенная мобильность — это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.
-
Организованная социальная мобильность — это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе — разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот — создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.
-
Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.
Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды
Пути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. В открытых обществах существует большое количество социальных лифтов. В закрытых обществах смена статуса не поощряется, существуют барьеры на этом пути.
Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:
-
Армия
-
Церковь, религиозные организации
-
Школа, образование и наука
-
Политика: правительственные группы, политические партии
-
Искусство, шоу-бизнес, спорт
-
СМИ: пресса, телевидение, радио
-
Экономические организации: собственность, бизнес
-
Семья и брак
Картина Павла Федотова «Сватовство майора». Герой картины — небогатый дворянин-офицер, который хочет жениться на купеческой дочке и тем самым поправить дела.
Выберите верные суждения о социальной мобильности
Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.
Задание 1. Выберите верные суждения о видах социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Внутрипоколенная мобильность предполагает изменение социального статуса от одного поколения к другому.
2) Наряду с индивидуальной мобильностью существует и групповая мобильность.
3) Повышение человека в должности служит примером горизонтальной восходящей мобильности.
4) С переходом к индустриальному обществу социальная мобильность возрастает.
5) Неоднократное изменение человеком на протяжении жизни своего социального статуса служит проявлением межпоколенной мобильности.
Ответ: 24
Задание 2. Выберите верные суждения о видах и особенностях социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Перемещение человека из одной социальной группы в другую без изменения статуса служит проявлением горизонтальной социальной мобильности.
2) Социальная мобильность выражается в изменении индивидом своего общественного положения.
3) Вертикальная социальная мобильность всегда ведет к повышению социального статуса личности.
4) Различают два вида социальной мобильности: горизонтальную и восходящую.
5) Средневековому обществу была присуща низкая социальная мобильность.
Ответ: 125
Задание 3. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1) индивидуальная
2) восходящая
3) миграция
4) горизонтальная
5) нисходящая
6) межпоколенная
Ответ: 134
Задание 4. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии
Ответ: 126
Задание 5. Выберите верные суждения о каналах вертикальной социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каналы вертикальной социальной мобильности стабильны и не зависят от развития общества.
2) Основным каналом вертикальной социальной мобильности в современном обществе является образование.
3) В качестве каналов вертикальной социальной мобильности могут выступать политические партии.
4) Каналы вертикальной социальной мобильности позволяют людям достигать более высокого социального статуса независимо от личных усилий.
5) Функционирование каналов социальной мобильности снижает чувство социальной несправедливости и обеспечивает стабильность общества.
Ответ: 235
Задание 6. Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его социальный статус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.