Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Импорт определение

03.08.2020 by admin

Давайте разберемся, что такое импорт товаров и как вести экспортно-импортные операции грамотно. А также рассмотрим вопрос, в какие транспортно-логистические компании лучше обращаться и какие они предоставляют услуги.

Содержание

  • Что такое импорт товаров
  • Как выбрать оптимальную транспортную компанию для импорта товаров
  • Почему все больше импортеров отдают предпочтение сотрудничеству с ГК «Таможенные технологии»
  • Какие импортные операции мы осуществляем
    • Наиболее востребованные варианты оформления импорта
    • Варианты грузоперевозок
  • C какими странами мы работаем:
  • Что нужно для начала работы с нами
  • Импорт — это…
  • Импорт и экспорт
  • Виды политики государства в отношении импорта
  • Функции таможни в процессе импорта
  • Кратко об импортозамещении
  • Откуда появился импорт
  • Какие есть виды импорта

Что такое импорт товаров

Импорт товаров – это ввоз товаров для внутреннего потребления на территории импортирующего государства.

Импорт товаров может осуществляться для следующих целей:

  • Ввоз полуфабрикатов и сырья – для дальнейшей переработки, использования в производстве различной продукции, для переработки с целью последующего реэкспорта.
  • Ввоз готовых товаров – для реализации на внутреннем рынке страны импортера.
  • Ввоз оборудования для применения в производственной сфере.
  • Ввоз транспортных средств для использования в коммерческих целях, в муниципалитетах, для применения в сферах строительства и т.п.

В зависимости от таможенного законодательства страны компании-экспортера и страны компании-импортера импортные товары могут облагаться различными налогами и пошлинами. Поэтому, чтобы исключить вероятность подпадания под штрафные санкции, арест или изъятие экспортной продукции, необходимо как минимум обратиться за консультациями к профессионалам.

В идеале лучше всего воспользоваться услугами профессиональных транспортно-логистических компаний. Их специалисты рассчитают вероятность рисков, наметят оптимальный по цене и скорости доставки маршрут, выберут наиболее подходящее транспортное средство, окажут услуги по контролю прохождения груза через таможню и т.п.

Как выбрать оптимальную транспортную компанию для импорта товаров

Чтобы полноценно ответить на вопрос, что такое импорт товаров, необходимо разобраться, как работают импортирующие продукцию профессиональные компании.

  • Во-первых, такие компании должны иметь полный штат сотрудников. В том числе штат логистов, юристов, таможенных брокеров, водителей-экспедиторов, системных администраторов и т.п.
  • Во-вторых, профессиональные компании должны иметь в своем составе транспортный отдел с собственным транспортом. Особенно это касается автотранспорта, поскольку именно автомобили способны доставить продукцию практически в любой регион, обладают необходимой гибкостью. Причем автомобили и автоприцепы должны соответствовать международным требованиям и нормам АСМАП – Международной Ассоциации автоперевозчиков.
  • В-третьих, крайне желательно, чтобы у компании был большой опыт работы. В том числе с грузами, которые имеют особые технические характеристики. Например, с тяжеловесным оборудованием, скоропортящимися товарами и т.п.
  • В-четвертых, у компании должна быть в наличии современная материально-техническая база. Например, новейшие навигационные устройства и средства связи, компьютерное и офисное оборудование, программное обеспечение.
  • Также крайне желательно, чтобы у специалистов компании были наработаны профессиональные связи в сфере таможни и торговых представительств с интересующими импортера странами.
  • И еще. Будет кстати, если у транспортно-логистической компании есть доверенные лица или офисы, хотя бы в нескольких зарубежных странах. Это будет говорить о профессионализме и возможности решить или полностью избежать возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Почему все больше импортеров отдают предпочтение сотрудничеству с ГК «Таможенные технологии»

Все вышеперечисленные возможности и средства присутствуют в нашей компании. Мы имеем представительства и офисы в различных государствах, а при необходимости задействуем потенциал наших партнеров.

В нашем распоряжении – крупнейший автопарк автомобилей и автоприцепов разной конфигурации и специализации. В том числе рефрижераторы, крупнотоннажные низкорамные тралы, автопоезда европейского уровня.

Мы на постоянной основе работаем со многими партнерами в области импорта, в том числе с ведущими мировыми авиакомпаниями.

Наши специалисты имеют более чем десятилетний опыт работы в сфере экспорта, импорта, международных перевозок. Мы учитываем все риски, работаем со всеми государствами, в том числе с государствами с проблемным общественно-политическим положением, такими как, например, Афганистан.

Мы имеем опыт работы как с небольшими грузами, так и с пролонгированными поставками в интересах крупнейших организаций. Таких, например, как организация Североатлантического Альянса НАТО.

Наши сотрудники обеспечены необходимой современной материально-технической базой для выполнения экспортно-импортных операций любого уровня сложности и т.п.

Какие импортные операции мы осуществляем

Мы организуем и осуществляем все виды импортных операций в случае, если импортируемые товары не противоречат законодательству России, транзитных стран и импортирующей стране.

Ниже рассмотрим варианты оформления импорта и варианты грузоперевозок.

Наиболее востребованные варианты оформления импорта

Вы можете оформить импорт самостоятельно. Или мы поможем вам с недостающими документами, проверим законность сделки, необходимость уплаты тех или иных налогов, сборов, пошлин.

Также мы можем осуществить аудит вашей внешнеторговой деятельности с целью ее оптимизации. Это позволит подобрать оптимальный вид транспорта, подходящий маршрут, избежать рисков, гарантированно получить товар в установленный срок и по минимально возможной цене.

Кроме того, мы можем взять на себя полное оформление документации. Импорт может быть осуществлен либо на юридический адрес вашей компании, либо на адрес нашей компании. В первом случае вариант называется аутсорсинг, во втором – контрактодержатель.

Варианты грузоперевозок

В зависимости от требуемой скорости доставки и географического положения страны компании-экспортера могут быть задействованы разные типы транспорта. Это наземный, воздушный и морской транспорт.

Наиболее актуальны варианты воздушного и автомобильного транспорта. В первом варианте мы используем свои профессиональные связи для выбора оптимального воздушного борта, аэродрома, доставки на ВПП, прохождения таможенного контроля и т.п.

Во втором случае мы используем в основном собственный автотранспорт. Хотя возможны варианты – наши партнеры располагаются в разных странах мира и предоставляют нам преференции. То есть, предлагают доставку по многолетним пролонгируемым контрактам по минимально возможной стоимости.

C какими странами мы работаем:

Наша компания предлагает Вам доставку грузов из любого города Европы, Соединенных Штатов Америки и России в страны СНГ:

  • Туркменистан
  • Таджикистан
  • Узбекистан
  • Азербайджан
  • Грузия
  • Армения
  • Казахстан
  • Киргизия

Что нужно для начала работы с нами

Вам необходимо ответить на несколько основных технических вопросов, чтобы получить расчет стоимости импорта бесплатно в течение 15 минут:

  • Местонахождение склада получателя и отправителя;
  • Наименование и характеристики груза;
  • Вариант транспорта;
  • Вариант оформления документов.

Пообщаться с нашими профессиональными менеджерами, задать им вопросы или дать информацию для бесплатного расчета стоимости оформления и грузоперевозки можно любым способом, указанным на странице «Контакты».

Надеемся, мы в полном объеме ответили на вопрос «Что такое импорт товаров и как его лучше осуществить без потерь».

26 января 2020

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Импорт и экспорт» – эти слова мы слышим ежедневно.

Даже человек, совершенно не интересующийся экономикой и политикой знает, что импортные товары – это те, что ввезены из-за границы.

Сегодня мы разберемся в деталях, что такое импорт, кто может называться импортером и какие органы регламентируют ввоз товара из-за рубежа.

Импорт — это…

«Импорт» – слово, заимствованное из латинского языка (importo), переводится как «ввозить». Перевод объясняет суть термина: все, что введено в систему извне, называется импортом.

В компьютерных технологиях понятие «импорт» обозначает внесение данных со сторонних источников (файлов, баз данных и т.д.) в уже существующий документ (файл, базу данных и т.д.).

Импорт в экономике – это ввоз объектов импорта на территорию какой-либо страны из другого государства с целью реализации.

В качестве объектов импорта могут выступать:

  1. товары;
  2. услуги;
  3. капитал (в формате инвестиций и (или) кредитов);
  4. технологии;
  5. интеллектуальные разработки.

Объект только тогда попадает под классификацию импорта, когда он не подлежит обратному вывозу.

Выехали вы, допустим, в Финляндию на своем автомобиле. Он не может считаться импортом, потому что вы, согласно таможенной декларации, обязуетесь вывезти свое имущество в обратном направлении. Если же вы, в нарушении правил, продадите свое авто за границей и вернетесь на поезде, то будете подвергнуты наказанию.

Важно: ввозимый из-за границы товар (продукция, услуги и т.д.) является импортом, даже если юридически принадлежит компании страны, куда он ввозится.

Например, создал предприниматель из России филиал своей российской фирмы на Кипре, и ввозит произведенную там обувь в РФ. Этот товар для России считается импортом, потому что произведен за границей.

В зависимости от вида ввозимых объектов, принято различать 2 вида импорта:

  1. готовые промышленные и продуктовые товары;
  2. сырье и услуги.

Импортер – это субъект, ввозящий товар (услуги, капитал и т.д.) в страну из другого государства.

В роли импортеров могут выступать:

  1. ИП (индивидуальные предприниматели);
  2. юридические лица;
  3. государство.

Импорт и экспорт

Объем импорта и экспорта – это основные показатели состояния внешней торговли государства.

Разница в объемах импорта и экспорта показывает баланс (сальдо) внешней торговли.

Сумма объемов импорта и экспорта – это международный торговый оборот страны.

Посмотрим, как менялось сальдо в РФ с 2000 по 2017 годы (данные из ежегодного сборника Росстата за 2018 год):

Из таблицы следует вывод, что объем экспорта товаров из РФ в 2017 году превышал объем импорта на 115422 миллионов $.

Положительное сальдо свидетельствует о том, что налицо предпосылки для роста российской экономики.

Виды политики государства в отношении импорта

В зависимости от экономического состояния страны, а также от преследуемых ею политических и экономических целей, курс государства в отношении импорта может кардинально отличаться. Об этом – немного подробней.

  1. Протекционистская политика: система мер, призванных ограничить импорт. Цель такого государственного курса – защитить своих производителей от конкуренции с иностранными, укрепить экономическую безопасность страны, увеличить ВВП (валовый внутренний продукт), повысить благосостояние своих граждан.

    В качестве примера может служить ситуация, сложившаяся в РФ после введения в 2014 году санкций от США и стран Евросоюза.

    Меры, которые принимаются государством в рамках протекционистского курса:

    1. частичное ограничение (введение квот) или полный запрет (эмбарго) на ввоз некоторых товаров из всех или одной (нескольких) стран;
    2. максимизация сборов на ввоз товара (таможенной пошлины);
    3. ужесточение санитарных барьеров;
    4. заключение добровольных международных соглашений об ограничении импорта;
    5. финансовая помощь отечественным производителям (в т. ч. в форме минимизации налогового бремени);
    6. направленное снижение курса национальной валюты (девальвация). В такой ситуации потребителю выгодней приобретать товар (услугу) у отечественного производителя.
  2. Либеральная политика подразумевает оптимизацию условий для импорта.

Ситуация в современных международных отношениях не делает возможным применение какого-либо одного из перечисленных курсов в отношении импорта в чистом виде. Каждая конкретная сложившаяся ситуация допускает сочетание мер.

Возьмем для примера внешнеэкономическую политику РФ в настоящее время: сокращение ввоза товаров из США и одновременное увеличение импорта из Китая.

Регулирование импорта и экспорта в государстве осуществляется правительством, министерством торговли и министерством внешнего экономического развития. В рамках международных торговых отношений этим занимается Всемирная торговая организация (ВТО).

Функции таможни в процессе импорта

Таможня – это государственный орган, цель которого – обеспечение порядка перемещения различных грузов через границу (в том числе – при ввозе).

Его действия и функции регламентируются Таможенным Кодексом Евразийского Экономического Союза (ТК ЕАЭС).

Импортные товары в обязательном порядке подлежат обложению таможенными сборами.

Таможенная служба при импорте товара (выпуске для внутреннего потребления) осуществляет несколько функций:

  1. досмотр и проверку (в том числе – санитарно-карантинный, фитосанитарный или ветеринарный контроль товаров, подлежащих такому надзору);
  2. таможенное оформление;
  3. взимание таможенных сборов и пошлин. Несмотря на то что правила, установленные ТК ЕАЭС, едины для всех членов Евроазиатского Союза, виды и ставки сборов устанавливаются законодательством государств (членов Союза) индивидуально для своей страны (ст. 47, ч. 2 ТК ЕАЭС).

    Именно механизмом таможенных сборов и платежей регулируется объем импорта на внутреннем рынке. На схеме ниже – структура таможенных платежей:

Кратко об импортозамещении

На практике мы (россияне) узнали, что такое импортозамещение, после того как в 2014 году к нашей стране были применены экономические и политические санкции со стороны США и стран Евросоюза.

Правительством нашей страны была поставлена цель на повышение экономической независимости РФ от других стран.

И главное средство для достижения данной цели – это импортозамещение, т.е. замена импортных товаров продукцией, произведенной (выращенной) на территории нашего государства.

Принятые меры значительно повысили экономическую безопасность России. Так, ВВП на душу населения после введения санкций упал с 14 тыс. $ (2014 год) до 8 тыс. $ (2016 год), а в 2018 году составил уже практически 11 тыс. $.

В таблице ниже – официальные данные Росстата из Российского статистического ежегодника за 2018 год:

Если вы хотите иметь представление о реалиях современности, читайте наш блог, мы говорим просто о сложном!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

ЗАВИСИМОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ОТ ИМПОРТА

Ольга БЕРЕЗИНСКАЯ

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: berezinskaya@ranepa.ru Алексей ВЕДЕВ

Директор Центра структурных исследований РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон наук. E-mail: vedev-al@ranepa.ru

В статье рассмотрена динамика товаров Российской Федерации в целом и в разрезе импорта потребительских, инвестиционных и промежуточных товаров в 2006—2016 гг. Особое внимание уделено изменению импортозависимости российской экономики. В фокусе статьи находится зависимость инвестиционного и производственного процессов от импорта. Проведен анализ динамики и актуальных уровней импортозависимости, определены причины ее усиления, охарактеризованы ее ограничивающее и стимулирующее влияние на развитие экономики России.

Ключевые слова: импорт товаров Российской Федерации, потребительские товары, инвестиционные товары, промежуточные товары, импортозависимость, технологическая зависимость экономики от импорта, инвестиции в основной капитал.

Импорт товаров в Россию — потребительских, инвестиционных, промежуточных

Импорт товаров в Россию в 2015-2016 гг. составлял порядка 192 млрд. долл. США в год. До этого он активно рос в 2007-2008 и 2010-2011 гг. — периоды укрепления рубля и высокой активности в российской экономике. В 2012-2013 гг., на фоне умеренного ослабления рубля и торможения роста экономики, рост импорта замедлился, но на эти годы пришелся макси-

мум импорта товаров в Россию — примерно 336-341 млрд. долл. США. Далее, в условиях двукратного ослабления рубля и значимого снижения спроса в российской экономике, наблюдалось сокращение импорта, и в 2015-2016 гг. он составлял всего 57% от максимума, достигнутого в конце коррекционного роста экономики, т.е. в 2012-2013 гг. (См. рис. 1.)

При этом зависимость российской экономики от импорта характеризуется не столько его динамическим рядом, сколько изменени-

Рис. 1. Импорт товаров Российской Федерации и курс национальной валюты в 2006-2016 гг.

ем структуры импорта товаров в Россию, учитывающей разделение импорта на потребительские, инвестиционные и промежуточные товары. В соответствии с определением Рос-стата потребительские товары — это товары, непосредственно удовлетворяющие потребности человека и предназначенные для семейного и личного потребления; промежуточные товары — это товары, используемые не для конечного потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг; инвестиционные товары — это товары, служащие целям замены, обновления и качественного улучшения основных средств производства.

В предложенной терминологии зависимость отечественной экономики от импорта за последнее десятилетие существенно изменилась, и данные за 2015-2016 гг. фиксируют значимость этих изменений.

Так, в период роста экономики на разогретом спросе, в 2006-2008 гг., в структуре импорта доминировали потребительские товары (42-46%) с умеренной долей промежуточных (34-37%) и незначительной долей инвестиционных (17-24%). (См. табл. 1.) Однако уже в этот период сформировался тренд, который стал определяющим в дальнейшем увеличении импорта товаров в Россию. Он заключается в постепенном снижении зависимости отечественной экономики от импорта потребительских товаров при повышении импор-тозависимости инвестиционного и производственного процессов, происходящих в ней.

Доля инвестиционных товаров в общем объеме импорта товаров в Россию увеличи-

лась с 17% в 2006 г. до 24% в 2008 г. и после некоторого снижения в 2009-2011 гг. вышла в 2012-2015 гг. на относительно устойчивый уровень в 24,3%. Более того, даже в условиях продолжившихся в 2016 г. ослабления рубля (и соответствующего удорожания импортных поставок) и спада инвестиционного спроса доля инвестиционных товаров в общем объеме импорта товаров расширилась до 26,7%.

Изменилась и технологическая зависимость российской экономики от импорта: если в 2006-2007 гг. промежуточные товары составляли 36,8% в общем объеме импорта, то к 2011 г., на коррекционном росте экономики и укреплявшемся рубле, эта доля увеличилась до максимума в 42%. В дальнейшем, на протяжении трех лет, она находилась на устойчивом уровне в 37,6% с резким снижением до 34,6% к 2016 г. — по мере курсового удорожания выпуска, импортозамещения на технологическом уровне и/или опережающего сокращения выпуска продукции, в производстве которой промежуточный импорт является безальтернативным.

В результате выраженное доминирование потребительских товаров в товарной структуре импорта в 2006-2009 гг. сменилось на паритет потребительских и промежуточных товаров в 2010-2014 гг., и этот процесс сопровождался опережающим увеличением импорта инвестиционных товаров. Если в 2006-2009 гг. импорт потребительских товаров на 21-26% превышал импорт промежуточных, то в 20102014 гг. они практически совпадали, выйдя на максимум в 124-130 млрд. долл. в 2012-2013

Таблица 1

Удельный вес потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в общем объеме импорта Российской Федерации в 2006-2016 гг., в %

Товары 2006 г. 2008 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Потребительские 46,2 41,8 38,1 37,6 37,8 39,9 38,7

Инвестиционные 17,0 23,8 24,9 24,3 24,5 23,5 26,7

Промежуточные 36,8 34,4 37,0 38,1 37,7 36,6 34,6

Источник: Росстат.

гг. Импорт промежуточных товаров вырос за 2006-2013 гг. в 2,17 раза — намного больше, чем импорт потребительских товаров (1,7 раза). (См. рис. 2.) Зависимость российской экономики от импорта заметно снизилась — с уровня рынка готовой продукции до уровня импорта сырья, материалов, покупных изделий, используемых во внутреннем производстве. На потребительском рынке стало меньше импортного продовольствия, товаров народного потребления, автомобилей, однако это сопровождалось ростом технологической зависимости соответствующих отечественных производств от импорта.

Одновременно использование импортных сырья, материалов, покупных изделий, растущие требования к качеству выпускаемой продукции, с одной стороны, и нехватка соответствующего оборудования отечественного производства — с другой, определяли активные закупки импортных машин, оборудования, транспортных средств при реализации инвестиционных программ российских предприятий. Импорт инвестиционных товаров увеличился с 27,7 млрд. долл. в 2006 г. до максимума в 83 млрд. долл. в 2012-2013 гг., и это трехкратное увеличение было гораздо более актив-

ным, чем рост импорта потребительских и промежуточных товаров.

За 2014-2016 гг., в условиях системного ослабления рубля и падения спроса в российской экономике, импорт товаров в страну снизился на 44% при почти двукратном сокращении импорта промежуточных товаров, 42%-ном уменьшении импорта потребительских и 38%-ном — импорта инвестиционных. При этом в 2016 г., несмотря на дальнейшее ослабление рубля и падение инвестиций в основной капитал, импорт инвестиционных товаров увеличился, тогда как снижение объемов импорта потребительских и инвестиционных товаров продолжилось. (См. табл. 2.)

Резюмируя, отметим, что значение импорта потребительских товаров для экономики России за десять последних лет заметно уменьшилось: его доля в общем объеме импорта товаров снизилась с 46% в 2006 г. до 37-40% в 2010-2016 гг.; относительно оборота розничной торговли он сократился с 23,5% в 2006 г. до 18,2% в 2009-2012 гг. и 17,3% в 2013-2016 гг. Эта динамика сопровождалась возросшей импортозависимостью инвестиционного и производственного процессов в отечественной экономике.

Рис. 2. Импорт потребительских, промежуточных и инвестиционных товаров в 2006-2016 гг., млрд. долл. США

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Годы

-Потребительские товары -Инвестиционные товары -Промежуточные товары

Источник: ЦБ РФ, Росстат, расчеты авторов.

Импортозависимость инвестиционного процесса в экономике России

Масштабы роста импортозависимости инвестиционного процесса в экономике России характеризует соотношение импорта инвестиционных товаров и инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства. Это отношение повысилось с 40% в 20062007 гг. до 55% в 2012-2014 гг. вследствие увеличения импорта инвестиционных товаров в 3 раза (в долларах США), или в 3,5 раза в рублевом выражении, в свою очередь, вызванного расширением инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в текущих ценах в 2,7 раза. В период инвестиционного бума, кризиса и коррекционного роста повышение инвестиционного спроса российских предприятий в значительно большей степени стимулировало импорт машин, оборудования, транспортных средств, чем их отечественное производство.

За период ужесточения ограничений роста российской экономики в 2014-2016 гг. импорт инвестиционных товаров сократился на 38%, что при более чем двукратном ослаблении национальной валюты определило увеличение его рублевой стоимости в 1,29 раза. Одновременно, за те же три года, инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства уменьшились на 14%. Это означало выраженную негативную динамику закупок российскими предприятиями отечественной машиностроительной продукции и увеличение в 2016

г. доли импорта в инвестициях этого вида до беспрецедентных 76%. (См. рис. 3.)

Таким образом, при ужесточении ресурсных ограничений, снижении спроса в российской экономике и двукратном удорожании импорта за 2014-2016 гг. предприятия уменьшили спрос на машины, оборудование, транспортные средства иностранного производства в меньшей степени, чем на отечественные. Это означает, что в закупках российскими предприятиями машиностроительной продукции для реализации инвестиционных проектов в 2014-2016 гг. не происходило им-портозамещения, чего можно было бы ожидать при настолько значимой ценовой форе, предоставленной российским производителям двукратным ослаблением национальной валюты.

Для широкого набора машин, оборудования, транспортных средств российские аналоги импортной машиностроительной продукции отсутствуют или не обладают характеристиками, которые определили бы выбор предприятий в пользу отечественной продукции. Причиной этого является все большая ориентированность российского машиностроения на потребительский спрос (развитие сборочных производств транспортных средств, производства бытовых электроприборов, вычислительной техники и др.) при отставании модернизации и сокращении производства собственно средств производства — машиностроительной продукции, закупае-

Таблица 2

Потребительские, промежуточные и инвестиционные товары в общем объеме импорта Российской Федерации в 2006-2016 гг., млрд. долл. США

2006 г. 2008 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Импорт товаров-всего 163,2 288,7 335,8 341,3 307,9 193,0 191,7 в том числе:

потребительских 75,4 120,7 127,9 128,3 116,4 77,0 74,2

инвестиционных 27,7 68,7 83,6 82,9 75,4 45,3 51,2

промежуточных 60,1 99,3 124,2 130,0 116,1 70,6 66,3 Источник: ЦБ РФ, Росстат, расчеты авторов.

мой предприятиями различных видов деятельности для модернизации, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и роста ее выпуска. По итогам 20072016 гг. отечественное машиностроение практически не увеличило свой выпуск при кратном сокращении выпуска станков, машин и оборудования общего и специального назначения, снижении на треть выпуска электрических машин и электрооборудования.

В условиях складывавшейся после 2006 г. структуры российского машиностроительного производства (ставке на развитие сборочных производств продукции преимущественно потребительского спроса при прогрессирующем отставании производства продукции инвестиционного спроса) инвестиционный процесс в российской экономике обнаруживал свою растущую импортозависимость. Отсутствие полноценных по техническим характеристикам отечественных аналогов широкого набора машиностроительной продукции иностранного производства и ослабление рубля, определившее кратное удорожание этой продукции, стали в 2014-2016 гг. существенными факторами торможения технической модернизации в стране. В связи с этим сниже-

ние импортозависимости инвестиционного процесса посредством развития национального машиностроительного комплекса способно не только обеспечить больший стимулирующий эффект инвестиционного спроса для российской экономики, но и существенным образом повысить его устойчивость к колебаниям валютного курса.

Технологическая зависимость российской экономики от импорта

Импорт промежуточных товаров увеличивался с 60 млрд. долл. в 2006 г. до максимального уровня в 129 млрд. долл. в 2011-2013 гг. с последующим снижением до 66 млрд. долл. в 2016 г. при двукратном ослаблении рубля и ужесточении спросовых ограничений в российской экономике. Расходы предприятий экономики на импорт, используемый в их производственной деятельности, определяет уровень технологической зависимости отечественной экономики от импорта, которая рассчитывается как доля затрат предприятий экономики на импортные сырье, материалы, покупные изделия в объеме их расходов на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия.

Рис. 3. Соотношение импорта инвестиционных товаров и инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства в 2006-2016 гг.

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Годы

-Импорт инвестиционных товаров, млрд. долл. США

-Курс рубля к доллару (в среднем за период)

— Импорт инвестиционных товаров / Инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства, в %

Источник: ЦБ РФ, Росстат, расчеты авторов.

На протяжении длительного периода технологическая зависимость российской экономики повышалась: с 8,5% в 2006 г. она выросла до максимальных уровней в 13,7-14,6% в 2011-2014 гг. с последующим снижением до 12% в 2015-2016 гг. Наиболее заметное усиление технологической зависимости экономики от импорта наблюдалось в периоды ее высокой активности и укрепления национальной валюты: с 8,5% в 2006 г. до 10,4% в 2007 г., с 10,6% в 2009 г. до 13,7% в 2011 г. Напротив, в 2014-2016 гг., в период ужесточения спросо-вых ограничений, курсовое удорожание импорта, а с ним и выпуска стимулировало предприятия к импортозамещению на уровне производства или вынуждало их к сокращению производств с высокой технологической зависимостью от импорта. В результате технологическая зависимость российской экономики от импорта снизилась в 1,2 раза — с 14,6% в 2013 г. до 12% в 2015-2016 гг. (См. рис. 4.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с динамикой технологической зависимости российской экономики от импорта заслуживают отдельных комментариев как ее повышение в 2006-2013 гг., так и снижение в 2014-2016 гг.

Увеличение технологической зависимости от импорта происходило одновременно с его постепенным вытеснением с рынков готовой продукции (замедлением роста потребительского импорта), т.е. с замещением импорта отечественными аналогами, произведенными с использованием иностранных сырья, материалов, покупных изделий.

Усиление подобной зависимости может быть связано прежде всего с технологической безальтернативностью импорта в производстве. Для изготовления некоторых видов продукции необходимы материалы и комплектующие более высокого качества, чем возможные отечественные аналоги импортных, имеющие соответствующие формальные подтверждения этого уровня качества (сертификаты). Такой тип технологической зависимости, возникающий с целью импортозамещения на уровне продукции конечного спроса или на высоких уровнях обработки, преодолим в результате осуществления инвестиций в создание высококачественного отечественного продукта, его испытаний, сертификации, запуска в серийное производство. Продолжительность периода повышенной технологической зависимости

Рис. 4. Технологическая зависимость российской экономики от импорта в 2006-2016 гг.

15,5

о

2 ^

и У? 5 О4 ей ш

> Й-о > с 1 2 5

2006 2007 2008 2009 2010

-Технологическая зависимость от импорта

* — Оценка на основании данных за январь-сентябрь. Источник: ЦБ РФ, Росстат, расчеты авторов.

2011 Годы

2013 2014

2016*

■ Курс рубля к доллару (в среднем за период)

от импорта такого типа определяется возможностью закупки готовых иностранных технологий или готовностью экономики к коммерциализации (серийной реализации) отечественных изобретений, а также готовностью к инвестиционным вложениям с длительным сроком окупаемости.

С другой стороны, усиление технологической зависимости от импорта может являться следствием неэффективной реакции экономических агентов на формирующийся в экономике спрос, непроведенной модернизации производства, слабой коммерциализации изобретений. В этом случае оно возникает как результат неготовности смежников ответить на возникший спрос технологической модернизацией (инвестициями в основной капитал, предложением более качественной продукции) из-за отсутствия предпринимательской инициативы или нехватки ресурсов. Такой тип технологической зависимости от импорта предоставляет максимальные возможности для импортозамещения на уровне производства, часть из которых, по-видимому, и была реализована в России в последние годы.

Снижение технологической зависимости российской экономики от импорта в период ужесточения ограничений ее развития стало следствием ряда причин.

Прежде всего, имело место естественное (связанное не со значительной модернизацией, а лишь с возникшими ценовыми преимуществами) импортозамещение на уровне производства. Возникшая ценовая фора выступила значимым мотиватором для возможной и целесообразной коррекции выпуска экономическими агентами. При этом в части продукции, которая могла бы полноценно заменить импортные аналоги только после су-

щественной модернизации выпуска, импортозамещение развивалось медленно. Рост инвестиций в основной капитал для модернизации производства, коррекции и увеличения выпуска сдерживался ресурсными ограничениями и недостаточной мотивацией предприятий к самофинансированию инвестиционных проектов.

В результате, в условиях усиления спросо-вых ограничений в российской экономике, курсовое удорожание выпуска с безальтернативным (в настоящее время) использованием импортных сырья, материалов, покупных изделий определило его опережающее сокращение. Следствием этого и стало снижение технологической зависимости российской экономики от импорта. Но на сокращающихся выпуске и рынке снижение технологической зависимости от импорта не может рассматриваться как долгосрочная тенденция. При укреплении рубля и/или расширении спроса в экономике потребители могут увеличить спрос на более качественную продукцию, ранее производившуюся с активным использованием импорта. О долгосрочности успехов импортоза-мещения на рынке продукции конечного спроса или на уровне производства можно будет судить не ранее начала в России экономического роста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение необходимо отметить, что в современном мире импортозависимость экономики является совершенно нормальным явлением. Однако снижение ее возможного сдерживающего эффекта для развития экономики и использование потенциала им-портозамещения как существенного ресурса ее роста должны выступать важнейшими элементами государственной экономической политики. ■

Слово «импорт» для человека, выросшего на территории бывшего СССР, несет гораздо больше смыслов, чем для гражданина другой страны. «Импортный товар» сродни качественному, редкому и уникальному. Но времена меняются, и все больше мы применяем слово «импорт» для обозначения обычной торговой операции по перемещению на территорию страны товаров, произведенных на других территориях.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Официальное определение импорта, которое дает экономический словарь, выглядит так:

Импорт — это ввоз в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке без обязательств по обратному вывозу. Импорт может регулироваться таможенными пошлинами, а также нетарифными методами (количественными ограничениями, системой лицензирования).

Итак, импорт — это прежде всего то, что ввозится из других стран, а во-вторых, импортные товары будут попадать в оборот на внутреннем рынке, то есть будут использоваться для своих целей самим импортером или для дальнейшей продажи.

Откуда появился импорт

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Слово это древнее, корнями уходящее в латиницу. Дословно его можно перевести как «доставить в порт». С древних времен моря и реки были основными транспортными артериями между государствами и городами. И в каждом городе на морском побережье или у большой реки был свой порт или пристань. Корабли и лодки с местными товарами отправлялись в соседние земли, это был экспорт, а возвращались обратно уже с заморскими диковинками обратно. Точно также в порты приходили купцы из других городов и государств.

Так что экспорт и импорт — это древнейшие экономические операции, тысячелетиями остававшиеся неизменными. Сегодня суть импорта сохранилась, но многообразие законодательства Российской Федерации и других государств вводит градацию импорта.

Какие есть виды импорта

Все виды импортных операций обычно делят на две больших категории:

  • ввоз товаров народного потребления и промышленной продукции;
  • ввоз сырья (продукции, которая необходима для переработки и для изготовления другой продукции) и услуг.

Еще один вид классификации импорта — это разделение его на прямой и косвенный:

  • при прямом импорте покупатель приобретает товар непосредственно у иностранного производителя или дистрибьютора (нерезидента);
  • косвенный импорт — это получение товаров и услуг у компании-посредника, специализирующейся на таких операциях; в таком случае товар приобретается уже у резидента страны импорта; эта схема позволяет упростить и ускорить для покупателя получение товара.

По типу ввозимой продукции импорт также делят на видимый и невидимый:

  • видимый импорт — это конкретные товары или сырье, полученные для внутреннего употребления, перепродажи, переработки;
  • невидимая торговля, то есть обмен без каких-либо материальных вещей, — это обмен услугами, к которым относятся транспортные, страховые, туристические услуги, переводы за границу, комиссионные и т.д. Если смотреть совсем глобально, то это все услуги, которые были оплачены валютой других стран. Фактически невидимый импорт — это покупка услуг у партнера-нерезидента.

К категории невидимого импорта можно отчасти отнести и инвестиционный. По сути, это импорт капитала, то есть когда компания или частное лицо, которые не являются резидентами, вкладывают свои средства в национальную экономику.

Реимпорт — еще один подвид международных торговых операций. Обычно это возврат товаров в страну-производитель. Главный критерий — это отсутствие ремонта или модернизации обратно ввозимых товарах. Часто бывает так, что реимпортируются товары, у которых найдены заводские дефекты или которые не были проданы дистрибьютором.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

По уровню цены на ввозимую продукцию также выделяют так называемый демпинговый импорт. Суть его в том, что товар ввозится по цене значительно ниже среднерыночной. Но демпинговый импорт может быть вполне легальным, если предприятие-импортер имеет льготы, получает субсидии или освобождено от уплаты пошлин или если предприятие-экспортер самостоятельно снизило цену на свой товар.

По требованиям и ограничениям со стороны государства выделяют импорт лицензируемый и нелицензируемый.

  • Лицензируемый импорт требует специальных разрешений от контролирующих органов. К лицензируемым товарам относятся, например, фармацевтические препараты, химические вещества, шифровальные, копировальные и записывающие устройства, драгоценные камни и металлы и многое другое. Причем получить лицензию на ввоз товаров нужно до заключения контракта с поставщиком.
  • Соответственно, нелицензируемый импорт предполагает отсутствие ограничений на ввоз товаров на территорию РФ.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Экспортно-импортные операции серьезно регулируются государственными органами. Если предприятие импортирует напрямую продукцию, оно обязано заключить внешнеэкономический контракт, оформить паспорт сделки, таможенную декларацию, товарно-транспортную декларацию, предоставить дополнительные документы, если это требуется законодательством. Мы рассказывали об этих процедурах в другой статье.

Но иногда для уменьшения размера таможенной пошлины, налоговых сборов и других затрат импортеры указывают в документах недостоверную информацию. Например, вместо дорогой одежды заявляют сырье для шитья (ткани и фурнитура), вместо целого прибора указывают запасные части к нему и т.д. Еще один вариант снизить таможенные расходы — указать цену товара значительно ниже среднерыночной. Еще один способ указать неверную информацию — это указать неверно страну происхождения товара, а именно — заменить ее на ту, в отношении которой есть больше преференций. Мы предостерегаем вас от таких махинаций.

Чем чревато использование таких схем? В первую очередь, если таможенная служба обнаружит, что груз не соответствует документам, предприятие-импортер должно будет заплатить штраф и полновесную пошлину.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Еще один формат импортных операций, которые считаются незаконными, это так называемый параллельный импорт. Суть операции в том, что на территорию страны ввозится товар, на который у поставщика нет права интеллектуальной собственности. Например, предприниматель закупил в Китае партию фирменный кроссовок известного бренда. Эти кроссовки он приобрел в фирменном магазине, товар не является контрафактным. Однако на территорию России такие кроссовки может ввозить только сам производитель или его авторизованный дистрибьютор.

Таким образом, наш предприниматель ввозит товар без фактического разрешения правообладателя, тем самым нарушая исключительное право на товарный знак. И это событие может быть приравнено к ввозу контрафактной продукции. Отсюда риски для предпринимателя: товар может быть признан контрафактным, конфискован, а сам импортер оштрафован.

Как видим, тема экспорта и импорта существует столько же, сколько существует торговля. Отношения между продавцами и покупателями регулируются международными соглашениями и национальным правом, а понятие импорта можно трактовать шире, чем просто поставку товаров из-за границы.

Автор статьи: Ирина Николаева

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.

Post navigation

Previous Post:

Отзывная оферта

Next Post:

Бизнес на микрозаймах

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes