Информационные модели
Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 11 классы | Планирование уроков на учебный год (по учебнику Семакина И.Г.) 2 часа в неделю | Компьютерное информационное моделирование (§16)
![]() |
![]() |
|
|
![]() |
![]() |
|
|
Известно, что модель — это некоторое упрощенное подобие реального объекта. Более полное определение звучит так:
Модель — это объект-заменитель, который в определенных условиях может заменять объект-оригинал. Модель воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики оригинала.
Модели бывают материальными и информационными. Примерами материальных моделей являются глобус — модель Земли; манекен — модель человеческого тела; модели самолетов, кораблей, ракет, автомобилей; макет застройки жилого района в городе и многое другое.
Предметом изучения информатики являются информационные модели.
В информационной модели отражаются знания человека об объекте моделирования. Информационная модель — это описание в той или иной форме объекта моделирования.
Объектом информационного моделирования может быть всё, что угодно: отдельные предметы (дерево, стол); физические, химические, биологические процессы (течение воды в трубе, получение серной кислоты, фотосинтез в листьях растений); метеорологические явления (гроза, смерч); экономические и социальные процессы (динамика цен акций на бирже, миграция населения).
Можно сказать, что информационным моделированием занимается любая наука, поскольку задача науки состоит в получении знаний, а наши знания о действительности всегда носят приближенный, т. е. модельный, характер. С развитием науки эти знания уточняются, углубляются, но всё равно остаются приближенными. Старые модели заменяются на новые, более точные, и этот процесс бесконечен. Физика создает модели физических объектов, химия — химических, экономика и социология — социально-экономических и т. д.
Информатика занимается общими методами и средствами создания и использования информационных моделей.
Компьютерная информационная модель. Основным инструментом современной информатики является компьютер. Поэтому информационное моделирование в информатике — это компьютерное моделирование, применимое к объектам различных предметных областей. Компьютер позволил ученым работать с такими информационными моделями, исследование которых было невозможно или затруднено в докомпьютерные времена. Например, метеорологи могли и 100 лет назад написать уравнения для расчета прогноза погоды на завтра. Но на решение их «ручным способом» потребовалось бы много лет. И лишь с помощью компьютера появилась возможность рассчитать прогноз погоды прежде, чем наступит завтрашний день.
Чаще всего информационное моделирование используется для прогнозирования поведения объекта моделирования, для принятия управляющих решений. Характерной особенностью компьютерных информационных моделей является возможность их использования в режиме реального времени, т. е. с соблюдением временных ограничений на получение результата. В самом деле, какой смысл имеет получение через неделю прогноза на завтра или расчет управляющего решения через час, если его принятие требуется через пять минут? Высокое быстродействие современных компьютеров снимает эти проблемы.
Этапы моделирования (рис. 3.1). Построение информационной модели начинается с системного анализа объекта моделирования. Представим себе быстро растущую фирму, руководство которой столкнулось с проблемой снижения эффективности работы фирмы по мере ее роста (что является обычной ситуацией) и решило упорядочить управленческую деятельность. Первое, что будет сделано на этом пути, — системный анализ деятельности фирмы, т. е. анализ объекта моделирования как системы в соответствии с системным подходом (см. § 1). Системный аналитик, приглашенный в фирму, должен изучить ее деятельность, выделить участников процесса управления и их деловые взаимоотношения.
Далее полученное теоретическое описание моделируемой системы преобразуется в компьютерную модель. Для этого либо используется готовое программное обеспечение, либо привлекаются программисты для его разработки. В конечном итоге получается компьютерная информационная модель, которая будет использоваться по своему назначению.
Для нашего примера с фирмой компьютерная информационная модель поможет найти оптимальный вариант управления, при котором будет достигнута наивысшая эффективность работы фирмы согласно заложенному в модель критерию (например, это может быть максимум прибыли на единицу вложенных средств).
Информационная модель базируется на данных, т. е. на информации об объекте моделирования. Любой реальный объект обладает бесконечным множеством различных свойств. Для создания его информационной модели требуется выделить лишь те свойства, которые необходимы с точки зрения цели моделирования; четко сформулировать эту цель необходимо до начала моделирования. Например, если вы хотите создать модель учебного процесса в вашем классе, то вам потребуются данные об изучаемых предметах, расписании занятий, оценках учеников, преподавателях. А если вы захотите смоделировать процесс летнего отдыха (например, коллективной поездки на юг), то вам потребуются совсем другие данные: сроки поездки, маршрут поезда, стоимость билетов, стоимость расходов на питание и пр. Возможно, что единственными общими данными для этих двух моделей будет список учеников класса.
Содержание
- Вопросы и задания
- БАНКИ ДАННЫХ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
- ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
- ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
- КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
- КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
- АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
- ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
- ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
- РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
- ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
- МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
- ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
- ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
- ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
- ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
- КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
- КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
- ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
- Понятие модели. Материальные и информационные модели. Формализация как замена реального объекта его информационной моделью.
Вопросы и задания
1. Что такое модель? Приведите примеры материальных моделей, не упомянутых в параграфе.
2. Что такое информационная модель?
3. Можно ли карту города назвать информационной моделью? Обоснуйте ответ.
4. Почему многие научные знания можно отнести к информационным моделям?
5. Какова роль информатики в информационном моделировании?
6. В чем преимущество компьютерных информационных моделей перед теоретическими?
7. Какие данные вы бы включили в информационные модели следующих объектов и процессов:
• обед в школьной столовой;
• ремонт квартиры;
• пассажир поезда;
• дом, в котором вы живете?
Каждая информационная система в зависимости от ее назначения имеет дело с той или иной частью конкретного мира, которую принято называть предметной областью информационной системы. Анализ предметной области является необходимым начальным этапом разработки любой информационной системы. Именно на этом этапе определяются информационные потребности всей совокупности пользователей будущей системы, которые, в свою очередь, предопределяют содержание ее базы данных.
Предметная область данной информационной системы рассматривается прежде всего как некоторая совокупность реальных объектов, которые представляют интерес для ее пользователей. Примерами объектов предметной области могут служить персональные ЭВМ, программные продукты, их пользователи. Каждый из них обладает определенным набором свойств (атрибутов). Так, компьютер характеризуется названием фирмы-производителя, идентификатором модели, типом микропроцессора, объемом оперативной и внешней памяти, типом графической карты и т. д.
Информационный объект — это описание некоторой сущности предметной области — реального объекта, процесса, явления или события. Информационный объект (сущность) образуется совокупностью логически взаимосвязанных атрибутов (свойств), представляющих качественные и количественные характеристики объекта (сущности).
Между объектами предметной области могут существовать связи, имеющие различный содержательный смысл. Эти связи могут быть обязательными или факультативными.
Если вновь порожденный объект оказывается по необходимости связанным с каким-либо объектом предметной области, то между этими двумя объектами существует обязательная связь. В противном случае связь является факультативной (необязательной).
Обязательная связь «ЗАМЕЩАЕТ» существует, например, между двумя объектами СОТРУДНИК и ДОЛЖНОСТЬ в предметной области кадровой информационной системы. Каждый принимаемый в организацию сотрудник зачисляется на какую-либо должность и не может быть сотрудника, не замещающего какой-либо должности. В то же время связь «ЗАМЕЩАЕТСЯ» между типами объектов СОТРУДНИК и ДОЛЖНОСТЬ является факультативной, поскольку могут существовать вакантные должности.
Совокупность объектов предметной области и связей между ними характеризует (типовую) структуру предметной области.
Множество объектов предметной области, значения атрибутов объектов и связи между ними могут изменяться во времени. Изменения могут сводиться к появлению новых или исключению из рассмотрения некоторых существующих объектов в предметной области, установлению новых или разрушению существующих связей между ними. Поэтому с каждым моментом времени можно сопоставить некоторое состояние предметной области.
Информационно-логическая модель (ИЛМ) — совокупность информационных объектов (сущностей) предметной области и связей между ними.
БАНКИ ДАННЫХ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ВИДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ АЛГОРИТМОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
КОМПЛЕКСНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОФИСА
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
РЕЖИМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
ПРАВИЛА ЗАЩИТЫ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПРОТОКОЛЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВИРУСОВ
КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ, ЛОГИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ
ДИАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ
Начало » Экзамен по информатике » Ответы 11 класс »
Понятие модели. Материальные и информационные модели. Формализация как замена реального объекта его информационной моделью.
Моделирование.
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель — глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др.
Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических
устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.
В процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают макеты. В процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе. Разработка электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей и так далее.
Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление человечества об окружающем мире (гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда-Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома человека и пр.). Адекватность теоретических моделей законам реального мира проверяется с помощью опытов и экспериментов.
Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр.
Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Модель.
Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства. В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем — моделей электрических цепей — необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и так далее.
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей.
В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии — их химический состав, в биологии — строение и поведение живых организмов и так далее.
Возьмем в качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее.
Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса.
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки.
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью.
Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.
Модели материальные и модели информационные.
Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.).
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.). Широко используются образные информационные модели в образовании (учебные плакаты по различным предметам) и науках, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.).
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования), формулы (например, второго закона Ньютона F=ma), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее.
Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и символьный язык.
Моделирование и формализация
На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. Эти способы постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
Формализация.
Естественные языки используются для создания описательных информационных моделей. В истории науки известны многочисленные описательные информационные модели; например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, формулировалась следующим образом:
- Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца;
- орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.
С помощью формальных языков строятся формальные информационные модели (математические, логические и др.). Одним из наиболее широко используемых формальных языков является математика. Модели, построенные с использованием математических понятий и формул, называются математическими моделями. Язык математики является совокупностью формальных языков.
Язык алгебры позволяет формализовать функциональные зависимости между величинами. Так, Ньютон формализовал гелиоцентрическую систему мира, открыв законы механики и закон всемирного тяготения и записав их в виде алгебраических функциональных зависимостей. В школьном курсе физики рассматривается много разнообразных функциональных зависимостей, выраженных на языке алгебры, которые представляют собой математические модели изучаемых явлений или процессов.
Язык алгебры логики (алгебры высказываний) позволяет строить формальные логические модели. С помощью алгебры высказываний можно формализовать (записать в виде логических выражений) простые и сложные высказывания, выраженные на естественном языке. Построение логических моделей позволяет решать логические задачи, строить логические модели устройств компьютера (сумматора, триггера) и так далее.
В процессе познания окружающего мира человечество постоянно использует моделирование и формализацию. При изучении нового объекта сначала обычно строится его описательная информационная модель на естественном языке, затем она формализуется, то есть выражается с использованием формальных языков (математики, логики и др.).
Визуализация формальных моделей.
В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация. Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы: пространственных соотношений между объектами — чертежи, моделей электрических цепей — электрические схемы, логических моделей устройств — логические схемы и так далее.
Так при визуализации формальных физических моделей с помощью анимации может отображаться динамика процесса, производиться построение графиков изменения физических величин и так далее. Визуальные модели обычно являются интерактивными, то есть исследователь может менять начальные условия и параметры протекания процессов и наблюдать изменения в поведении модели.
Информационные модели, в свою очередь, составляют огромное множество различных модельных представлений информационных систем, поэтому их классификацию можно осуществить по разным признакам.
На первом уровне древовидной структуры содержатся два типа информационных моделей: модели объектов и процессов и модели знаний. Модели этих типов различаются по технологии моделирования: в первом случае в основу закладывается формирование базы данных, во втором — базы знаний.
База данных — это структурированная совокупность фактов, относящаяся к определенному объекту (процессу). Например, если рассматривать жёсткий диск компьютера как объект моделирования, то файловая система компьютера будет представлять собой базу данных.
База знаний — это совокупность основополагающих фактов и правил в определенной предметной области.
Факт — это сведения о конкретном событии, о свойстве конкретного объекта, о его связи с другими объектами.
Правила — это утверждения, определяющие одни понятия через другие, устанавливающие взаимосвязи между различными свойствами объектов, формулирующие законы природы или общества.
На основе фактов формируются знания о предметной области, а правила позволяют интеллектуальной системе самой построить программу для выполнения заданий, поставленных пользователем. В базе знаний могут реализовываться процедуры обобщения и корректировки хранимых знаний, а также процедуры, создающие новые знания на основании тех, которые уже там имеются. Таким образом, знания, хранимые в базе знаний, отличаются от данных, хранящихся в базе данных. Во-первых, структура знаний намного сложнее структуры данных. Во-вторых, знания обладают свойством внутренней активности. Изменения в знаниях могут активизировать те или иные программы, связанные с этими знаниями, а смена данных оставляет базу данных пассивной к происшедшим изменениям.
Модели объектов и процессов можно разбить на пять групп: вербальные, математические, кибернетические, табличные, графические.
Под вербальными моделями понимаются описательные модели в цифровом виде, пригодном для обработки на компьютере. В эту группу входят и математические модели, доведенные до стадии алгоритма.
Кибернетические модели — это модели, использующие принцип «чёрного ящика». О внутреннем содержании этого состояния можно судить, подавая сигналы на вход «ящика» и наблюдая его реакцию на выходе из «ящика».
В группу табличных информационных моделей попадают электронные таблицы видов «объект — свойство», «объект — объект» и «двоичная матрица». В каждой строке таблицы «объект — свойство» содержится информация об одном объекте или одном событии. В таблицах «объект — объект» отображаются взаимосвязи между разными объектами. В таблицах «двоичная матрица» отображается качественный характер связи между объектами.
В группе графических информационных моделей выделяют четыре вида моделей: схемы, чертежи, карты, графы. Графы, в свою очередь, разбиты на две категории — иерархические системы и сети.
Граф — это информация о составе и структуре системы, представленная в графической форме. Элементы системы называются вершинами, связи между ними — отношениями. Симметричные связи называются рёбрами, несимметричные — дугами.
Графы бывают неориентированными , ориентированными и неоднородными.
Иерархические системы — это системы, элементы которых находятся друг с другом в отношении вложенности, или подчинённости.
Дерево — это граф иерархической системы, в котором нет петель.
Вершины верхнего уровня связаны с вершинами нижнего уровня как «один ко многим».
Сеть — это граф, в котором вершины различных уровней связаны между собой по принципу «многие-ко-многим».
Модели знаний — это модели интеллектуальных информационных систем, объединённых под общим названием «искусственный интеллект».
Искусственный интеллект — раздел информатики, изучающий трудно формализуемые задачи имитации человеческого мышления.
Основная цель — стремление проникнуть в тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению знаниями, навыками и умениями. Если будет разгадана суть этой тайны, то есть надежда реализовать подобие творческого начала людей в искусственных системах — сделать эти системы интеллектуальными. В действительности, искусственный интеллект — самостоятельная наука, зародившаяся во второй половине \(XX\) в. на базе вычислительной техники, программирования, математической логики, психологии, лингвистики, нейрофизиологии и других областей знаний. Основной целью этой науки является создание набора так называемых метапроцедур, необходимых и достаточных для того, чтобы ЭВМ могли находить по поставленным задачам их решения.
Метапроцедуры, в отличие от обычных процедур, используемых при решении формализуемых задач, реализуются в интеллектуальной деятельности человека. В психологии мышления можно выделить три основные модели творческой деятельности. Одна из них — лабиринтная модель, с которой связана метапроцедура целенаправленного поиска в «лабиринте» возможностей.
Другая модель — это модель ассоциативного мышления. Связанная с ней метапроцедура «по ассоциации» используется при решении интеллектуальных задач в программах распознавания образов, обучающих программах и др. Третья модель творческой деятельности — это существование внутренних моделей проблемных ситуаций. Здесь метапроцедурами являются нахождение представлений (знаний) и рассуждения с целью поиска адекватного ответа для решения проблемной ситуации. В совокупности все перечисленные метапроцедуры образуют арсенал интеллектуальных средств современных систем искусственного интеллекта.
Основные проблемы, изучаемые этой наукой: 1. Представление знаний — разработка методов и приемов для формализации знаний из различных проблемных областей, обобщение и классификация накопленных знаний, использование знаний при решении задач;
2. Моделирование рассуждений — изучение и формализация различных схем человеческих умозаключений, используемых в процессе решения разнообразных задач;
3. Диалоговые процедуры общения на естественном языке, обеспечивающие контакт между интеллектуальной системой и пользователем в процессе решения задач;
4. Планирование целесообразной деятельности — разработка методов построения программ сложной деятельности на основании тех знаний о проблемной области, которые хранятся в интеллектуальной системе;
5. Обучение интеллектуальных систем в процессе их деятельности, создание комплекса средств для накопления и обобщения умений и навыков, накапливаемых в таких системах.
Работы по искусственному интеллекту ведутся по таким направлениям, как когнитивная психология, психолингвистика, компьютерная лингвистика, экспертные системы, робототехника и др.
Контрольные задания для проведения среза знаний
По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
По специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Курс
Вариант 1
1. Укажите, какие цифры называют битами:
А) 1, 9;
Б) 1, 10;
В) 1, 0;
Г) 1, 2.
2. Определите, сколько бит и байт в слове «процессор» в кодировке КОИ-8Р.
3. Продолжите фразу: «Компьютер — это…». Варианты ответов:
А) электронное устройство для обработки чисел;
Б) электронное устройство для хранения информации любого вида;
В) электронное устройство для обработки аналоговых сигналов;
Г) электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации.
4. Сопоставьте буквы и цифры:
5. Рассортируйте устройства на устройства ввода и вывода информации:
А) монитор, Б) клавиатура, В) мышь, Г) принтер, Д) сканер, Е) CD-ROM, Ж) модем,
З) микрофон, И) дисковод, К) наушники.
6. Выберите значение емкости диска CD-R:
А) 1,4 Mб Б) 900 Мб В) 700 Мб Г) 700 кб
7. Как записывается десятичное число «восемнадцать» в шестнадцатеричной системе счисления?
А) 10 Б) 12 В) 18 Г) 20
8. Информационной моделью движения поезда является:
А) наличие дороги;
Б) количество вагонов поезда;
В) присутствие начальника поезда;
Г) расписание.
9. Как называется процесс разбиения изображения или звука на фрагменты меньшего размера:
А) моделирование;
Б) формализация;
В) дискретизация;
Г) кодирование.
11. Выберите правильный ответ, который является продолжением фразы: «Текстовый редактор — это программа, предназначенная для …»
А) создания, редактирования и форматирования текстовой информации;
Б) работы с изображениями в процессе создания игровых программ;
В) управления ресурсами ПК при создании документов;
Г) автоматического перевода с символических языков в машинные коды.
12. Определите, какая из программ является графическим редактором:
А) Word; Б) Excel; В) Paint; Г) Access.
14. Выберите все расширения текстовых файлов:
А) exe; Б) txt; В) bmp; Г) avi; Д) gif; Е) doc; Ж) wav.
15. В табличном процессоре Microsoft Excel выделена группа ячеек D2:E3.
Сколько ячеек входит в эту группу?
А) 6 Б) 4 В) 5 v Г) 3
16. Вычислите, какое значение будет в ячейке С3:
17. Сопоставьте соответствующие модели данных с их определениями:
1) Иерархическая | А) Модель данных строится по принципу взаимосвязанных таблиц |
2) Сетевая | Б) Один тип объекта является главным, все нижележащие — подчиненными |
3) Реляционная | В) Любой тип данных одновременно может быть главным и подчиненным |
18. Определите, что такое поле базы данных:
А) строка таблицы;
Б) столбец таблицы;
В) название таблицы;
Г) свойство объекта.
19. Определите, как называется сеть, которая объединяет компьютеры установленные в одном помещении или одном здании:
А) глобальная;
Б) региональная;
В) локальная;
Г) корпоративная.
20. Сопоставьте буквы и цифры:
Вариант
Ответы к тестам
Контрольные задания для проведения среза знаний
По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
По специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Курс
Вариант 2
1. Определите сколько бит в 2 байтах:
А) 20 бит Б) 10 бит
В) 16 бит Г) 32 бита
2. Определите сколько бит и байт в слове «контроллер» в кодировке КОИ-8Р.
3. Сопоставьте буквы и цифры:
А) монитор Б) клавиатура В) шина; Г) BIOS | 1) ввод символов в ПК; 2) постоянная память; 3) вывод изображений; 4) магистраль |
4. Рассортируйте устройства на 1) внутренние и 2) внешние:
А) принтер, Д) дисковод,
Б) сканер, Е) звуковая карта,
В) модем, Ж) WEB — камера,
Г) CD–ROM, З) DVD-ROM.
5. Выберите, устройства, которые относятся к памяти:
А) винчестер; Г) плоттер;
Б) ОЗУ; Д) ПЗУ;
В) монитор; Е) АЛУ.
6. Выберите значение ёмкости DVD-ROM:
А) 1,4 Mб Б) 900 Мб В) 4,7 Гб Г) 700 кб
7. Как записывается десятичное число «пять» в двоичной системе счисления?
А) 101 Б) 110 В) 111 Г) 100
8. Информационной моделью действий со сканером является:
А) наличие объекта сканирования;
Б) фирма-изготовитель;
В) форма корпуса;
Г) инструкция.
9. Как называется величина выражающая, количество бит необходимое для кодирования цвета точки:
А) частота дискретизации;
Б) глубина;
В) палитра
Г) разрешение.
10. Выберите параметры файла:
А) имя;
Б) длина;
В) расширение;
Г) дата создания;
Д) дата удаления.
11. Выберите правильный ответ, который является продолжением фразы: «Paint — графический редактор, предназначенный …»
А) для управления ресурсами ПК при создании рисунков;
Б) для создания и редактирования изображений;
В) автоматического перевода с символических языков в машинные коды;
Г) создания, редактирования и форматирования текстовой информации.
12. Определите, какая из программ является текстовым редактором:
А) Word; Б) Excel; В) Paint; Г) Access.
13. Определите, какой команды нет в Word:
А) вставить; Б) копировать; В) вырезать; Г) удалить
14. Выберите все расширения графических файлов:
А) exe; Б) txt; В) bmp; Г) avi; Д) gif; Е) doc; Ж) wav.
15. В табличном процессоре Microsoft Excel выделена группа ячеек D2:E4.
Сколько ячеек входит в эту группу?
А) 6 Б) 4 В) 8 Г) 3
16. Вычислите, какое значение будет в ячейке А3:
17. Выберите из приведенного списка шесть типов объектов, с которыми работает Access:
А) Таблицы Б) Сведения В) Запросы Г) Формы | Д) Стили Е) Отчеты Ж) Макросы З) Модули |
18. Выберите типы полей БД:
А) графический; Б) числовой; В) символьный; Г) звуковой; | Д) текстовый; Е) логический; Ж) денежный; З) табличный. |
19. Назовите тип локальной сети:
А) «Звезда»
Б) «Кольцо»
В) «Линейная шина»
20. Сопоставьте буквы и цифры:
А) URL — адрес; Б) адрес электронной почты; В) IP — адрес | 1) 192.168.48.23 2) http://www.glstar.ru/ 3) dassa@mail.ru |
Вариант
Ответы к тестам
Вариант 1.
1)Укажите устройство (а) ввода информации:
а) принтер;
б) мышь;
в) микрофон;
г) цифровой фотоаппарат;
д) модем;
е) клавиатура;
ж) видеокамера;
з) монитор;
и) накопитель на магнитном диске;
к) стример;
л) джойстик;
м) винчестер;
н) сканер;
о) сенсорный экран;
п) плоттер.
2) Укажите устройство (а) вывода информации:
а) фотоаппарат;
б) тачпад;
в) монитор;
г) принтер;
д) плоттер;
е) микрофон;
ж) стриммер;
з) видеокамера;
и) винчестер;
к) дискета;
л) джойстик;
м) модем;
н) сканер;
о) CD-диск;
п) клавиатура.
3) Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) устройство ввода – предназначено для обработки вносимых данных;
б) устройство ввода — предназначено для передачи информации от человека машине;
в) устройство ввода — предназначено для реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи информации.
4) Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) устройство вывода — предназначено для программного управления рабо-той электронно-вычислительной машины;
б) устройство вывода — предназначено для обучения, для игры, для расчётов и для накопления информации;
в) устройство вывода — предназначено для передачи информации от маши-ны человеку.
5) Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) процессор – осуществляет все операции с числами, преобразует символы и пересылает их по линиям связи с одних устройств на другие;
б) процессор – служит для хранения информации во время её непосред-ственной обработки;
в) процессор – осуществляет арифметические, логические операции и руководит работой всей машины с помощью электрических импульсов.
6) В чём заключается концепция «открытой архитектуры»?
а) на материнской плате размещены только те блоки, которые осуществляют обработку информации, а схемы, управляющие всеми остальными устройствами компьютера, реализованы на отдельных платах и вставляются в стандартные разъёмы системной платы;
б) на материнской плате все блоки, которые осуществляют приём, обработку и выдачу информации с помощью электрических сигналов, к которым можно подключить все необходимые устройства ввода /вывода;
в) на материнской плате находится системная магистраль данных, к которым подключены адаптеры и контроллеры, позволяющие осуществлять связь с ЭВМ с устройствами ввода /вывода.
7) Для чего предназначен накопитель на жёстком диске?
а) Накопитель на жёстком магнитном диске предназначен для того, чтобы переносить документы и программы с одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемую постоянно на компьютере, делать архивные копии;
б) Накопитель на жёстком магнитном диске предназначен для долговре-менного хранения информации независимо от того, работает ЭВМ, или нет быстродействие ниже, чем у оперативной памяти;
в) Накопитель на жёстком магнитном диске предназначен для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером: программ операционной системы, часто используемых пакетов программ, редакторов текстовых и графических документов и т. д.
8) Как записывается и передаётся физическая информация в ЭВМ?
а) цифрами;
б) с помощью программ;
в) представляется в форме электрических сигналов.
9) Укажите верное (ые) высказывание (я):
а) Внутренняя память предназначена для долговременного хранения и ин-формации;
б) Внутренняя память производит арифметические и логические действия;
в) Внутренняя память – это память высокого быстродействия и ограничен-ной ёмкости.
10) Что такое архитектура ЭВМ?
а) внутренняя организация ЭВМ;
б) это технические средства преобразования информации;
в) технические средства для преобразования электрических сигналов.
Вариант 2.
1) В каком устройстве компьютера производится обработка информации?
а) внешняя память;
б) монитор;
в) процессор;
г) клавиатура.
2) MODEM – это устройство:
а) для хранения информации;
б) для обработки информации в данный момент времени;
в) для передачи информации по телефонным каналам связи;
г) для вывода информации на печать.
3) Какое устройство компьютера предназначено для вывода информации?
а) оперативная память;
б) монитор;
в) процессор;
г) клавиатура.
4) Какое устройство компьютера предназначено для ввода информации?
а) принтер;
б) процессор;
в) монитор;
г) клавиатура.
5) Оперативная память служит:
а) для хранения информации;
б) для обработки информации;
в) для запуска программ;
г) для обработки одной программы в заданный момент времени.
6) Плоттер – это устройство:
а) для считывания графической информации;
б) для ввода;
в) для вывода;
г) для сканирования информации.
7) К внешним запоминающим устройствам относятся:
а) процессор;
б) дискета;
в) монитор;
г) жёсткий диск.
8) Манипулятор «мышь» — это устройство:
а) вывода;
б) ввода;
в) считывания информации;
г) сканирования информации.
9) Укажите минимально необходимый набор устройств, предназначенный для работы компьютера:
а) принтер, системный блок, клавиатура;
б) процессор, ОЗУ, монитор, клавиатура;
в) процессор, стример, винчестер;
г) монитор, винчестер, клавиатура, процессор.
10) Внешняя память служит:
а) для хранения оперативной, часто изменяющейся информации в процессе решения задачи;
б) для долговременного хранения информации, независимо от того, работает ЭВМ, или нет;
в) для хранения информации внутри ЭВМ;
г) для обработки информации в данный момент времени.
Ответы к контрольному срезу знаний по информатике.
Вариант 1.
Задание 1 (тест).
1. б, в, г, д, е, ж, л, н, о
2. в,г,д,з,м
3. б
4. в
5. в
6. в
7. б
8. в
9. в
10. а
Вариант 2.
Задание 1.
1. в
2. в
3. б
4. г
5. в
6. в
7. б, г
8. б
9. б
10. б
1. Что называется компьютерной сетью?
1. совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации;
2. объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов;
3. объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга;
4. совокупность компьютеров и различных устройств.
2. Что называется протоколами информационной сети?
1. специализированные средства, позволяющие в реальном времени организовать общение пользователей по каналам компьютерной связи;
2. совокупностью правил, регулирующих порядок обмена данными в сети;
3. система передачи электронной информации, позволяющая каждому пользователю сети получить доступ к программам и документам, хранящимся на удаленном компьютере;
4. совокупностью правил.
3. Установите соответствие:
1. Сервер | а) согласованный набор стандартных протоколов, реализующих их программно-аппаратных средств, достаточный для построения компьютерной сети и обслуживания ее пользователей |
2. Рабочая станция | b) специальный компьютер, который предназначен для удаленного запуска приложений, обработки запросов на получение информации из баз данных и обеспечения связи с общими внешними устройствами |
3. Сетевая технология | c) это информационная технология работы в сети, позволяющая людям общаться, оперативно получать информацию и обмениваться ею |
4.Информационно-коммуникационная технология | d) это персональный компьютер, позволяющий пользоваться услугами, предоставляемыми серверами |
4. В каком году Россия была подключена к Интернету?
1. 1992
2. 1990
3. 1991
5. Что называется браузером?
1. информационная система, основными компонентами которой являются гипертекстовые документы;
2. программа для просмотра Web-страниц ;
3. сервис Интернета, позволяющий обмениваться между компьютерами посредством сети электронными сообщениями;
4. серверное устройство.
6. Всемирная паутина – это система в глобальной сети носит название:
1. WWW
2. FTP
3. BBS
4. E-mаil
7. Установите соответствие
1. Локальная сеть | a) объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии друг от друга |
2. Региональная сеть | b)объединение локальных сетей в пределах одной корпорации для решения общих задач |
3. Корпоративная сеть | c) объединение компьютеров в пределах одного города, области, страны |
4. Глобальная сеть | d) объединение компьютеров, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга |
8. Адрес электронной почты записывается по определенным правилам. Из перечисленного выберите адрес электронной почты:
1. petrov.yandex.ru
2. petrov.yandex @ru
3. sidorov@mail.ru
4. http://www.edu.ru
9. Глобальные компьютерные сети как средство коммуникации появились
1. когда созрела общественная потребность общения между людьми, проживающими в разных точках планеты и появились соответствующие технические возможности (системы и сети компьютерной коммуникации)
2. когда появились компьютеры
3. когда совершилась научно-техническая революция
4. когда созрела общественная потребность общения между людьми, проживающими на разных точках планеты
- Какой из перечисленных ниже адресов является поисковой системой?
1. http://www.letitbit.net
2. http://www.vk.com
3. http://www.narod.yandex.ru
4. http://www.google.ru
Вариант 2.
1) Протокол маршрутизации (IP) обеспечивает:
1. управление аппаратурой передачи данных и каналов связи
2. сохранение механических, функциональных параметров физической связи в компьютерной сети
3. доставку информации от компьютера -отправителя к компьютеру получателю
4. разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения
2) Транспортный протокол (TCP) обеспечивает:
1. прием, передачу и выдачу одного сеанса связи
2. разбиение файлов на IP-пакеты в процессе передачи и сборку файлов в процессе получения
3. доступ пользователя к переработанной информации
4. доставку информации от компьютера-отправителя к компьютеру получателю
3) Пропускная способность канала передачи информации измеряется в:
1. Мбит/с
2. Мбит
3. Кбайт/с
4. Мбайт
4) Конфигурация (топология) локальной сети, в которой все рабочие станции соединены с сервером (файл-сервером), называется
1. звезда
2. кольцевой
3. шинной
4. древовидной
5) Совокупность компьютеров, соединенных каналами обмена информации и находящихся в пределах одного (или нескольких) помещений, здания, называется:
1. глобальной компьютерной сетью
2. локальной компьютерной сетью
3. информационной системой с гиперсвязями
4. электронной почтой
6) Локальные компьютерные сети как средство общения используются
1. для организации доступа к общим для всех пользователей устройствам ввода — принтерам, графопостроителям и общим информационным ресурсам местного значения
2. только для осуществления обмена данными между несколькими пользователями
3. для осуществления обмена данными между несколькими пользователями, для организации доступа к общим для всех пользователей устройствам вывода (принтерам), а также к общим информационным ресурсам местного значения
4. только для организации доступа к общим для всех пользователей информационных ресурсов
7) Сетевой протокол — это:
1. последовательная запись событий, происходящих в компьютерной сети
2. набор соглашений о взаимодействиях в компьютерной сети
3. правила интерпретации данных, передаваемых по сети
4. согласование различных процессов во времени
8) Глобальная компьютерная сеть — это:
1. информационная система с гиперсвязями
2. множество компьютеров, связанных каналами передачи информации и находящихся в пределах одного помещения, здания
3. совокупность локальных сетей и компьютеров, расположенных на больших расстояниях и соединенных с помощью каналов связи в единую систему
4. система обмена информацией на определенную тему
9) Установите соответствие:
1. Всемирная паутина WWW | a) специализированные средства, позволяющие в реальном времени организовать общение пользователей по каналам компьютерной связи |
2. Электронная почта e-mail | b) информационная система, основными компонентами которой являются гипертекстовые документы |
3. Передача файлов FTP | c) система пересылки корреспонденции между пользователями в сети |
4. Телеконференция UseNet | d) система передачи электронной информации, позволяющая каждому пользователю сети получить доступ к программам и документам, хранящимся на удаленном компьютере |
5. Системы общения «on line» chat, ICQ | e) система обмена информацией между множеством пользователей |
10) Для хранения файлов, предназначенных для общего доступа пользователей сети, используется:
1. хост-компьютер
2. клиент-сервер
3. файл-сервер
4. коммутатор