Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Инфраструктура, это что?

12.08.2020 by admin

ИНФРАСТРУКТУРА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ

УДК 330.117

Александр Евгеньевич Ланцов,

Исследования влияния инфраструктуры на экономический рост и развитие стран получили широкое распространение. Однако большинство авторов проблему определения четкого понятия исследуемого объекта и его критериев опускают. В статье представлены различные подходы в определении понятия «инфраструктура», критерии и характеристики инфраструктуры, отличающие ее от других капитальных активов, рассмотрены такие виды инфраструктуры, как личная, институциональная, материальная, производственная, социальная и др. Дано авторское определение инфраструктуры. Ключевые слова: инфраструктура, основной капитал, государственные расходы.

Alexander E. Lantsov,

Keywords: infrastructure, fixed capital, government expenditure.

1. Введение

Инфраструктура является одним из ключевых факторов экономического и социального развития человечества, без нее нельзя представить осуществление повседневной экономической деятельности, она образует целые сектора экономики сама по себе и играет важнейшую роль в повышении уровня и качества жизни каждого человека.

Начиная с 80-х годов XX века, многие экономисты стали все чаще задаваться вопросом, каков экономический эффект от инвестирования в инфраструктуру, каково его направление и сила. В то время как никто не оспаривал наличие взаимосвязи между увеличением инфраструктурных мощностей и экономическим развитием, спорным оставался факт положительного влияния инфраструктуры на экономический рост и насколько это влияние существенно.

Асчауэр Д.А. отмечал существенный положительный эффект от инвестирования в инфраструктуру . Он оценил коэффициент эластичности выпуска продукции к объему инвестиций в ключевую инфраструктуру на уровне 0,39. Это означает, что увеличение объемов инвестирования в инфраструктуру на 1% увеличивает совокупный выпуск частного сектора экономики на 0,39%. Такой высокий уровень эластичности привел автора к выводу, что существенное снижение государственных расходов на инфраструктуру было причиной падения темпов экономического роста в Европе и Северной Америке в 70-х годах ХХ века.

В свою очередь, Эванс П. и Каррас Г. , проанализировав данные по семи странам-членам ОЭСР за период с 1963 по 1988 год, пришли к выводу, что несмотря на наличие корреляции между указанными выше переменными, ее направление не столь очевидно выводам Асчауэра, т.е. увеличение государственных расходов в инфраструктуру не повышает эффективность и экономический рост: «нет никаких эмпирических доказательств, что государственные расходы высокопродуктивны».

Каннинг Д. и Педрони П. на основе эконометрической модели влияния инфраструктуры на долгосрочный экономический рост обосновали , что есть определенный уровень инвестиций в инфраструктуру, максимизирующий отдачу. Негативное влияние дальнейшего отвлечения ресурсов от других направлений инвестирования начинает перевешивать экономические выгоды большего количества инфраструктурных мощностей. Ниже данного уровня наращивание инфраструктуры увеличивает доходы в долгосрочном периоде, выше данного уровня сокращает.

Последние исследования показывают, что инфраструктура оказывает положительный эффект на экономику, но этот эффект не столь существенный, как оценил Асчауэр.

Помимо положительного влияния инфраструктуры на экономический рост, экономисты обращали внимание на то, что инфраструктура улучшает качество жизни людей. Асчауэр начинал свои рассуждения о важности инфраструктуры именно с этого: чем лучше дороги, тем меньше аварий, тем самым повышается общественная безопасность; системы водоснабжения сокращают количество заболеваний; организация удаления бытовых отходов улучшает санитарно-эпидемиологическую обстановку и тем самым здоровье людей и т.д.

Еще одним важным фактором является существенное влияние инфраструктуры на обороноспособность и экономическую безопасностью государств, многие политики подчеркивают важность инфраструктуры именно с этой стороны.

Однако прежде чем анализировать взаимосвязь между инвестициями в инфраструктуру и экономическим ростом, особенно с точки зрения эмпирической апробации, важно определиться с тем, что такое инфраструктура и каким образом ее измерить уровень её развития. Отсутствие четкого и общепринятого определения серьезно затрудняет сравнение результатов, полученных в различных исследованиях, в которых определяют инфраструктуру обобщенным понятием, относя к ней дороги, электростанции, сети водоснабжения и канализации без выделения четких критериев, используемых для определения объектов инфраструктуры. Часто используются различные единицы измерения инфраструктуры: денежные или физические.

Как экономистам отсутствие понятия мешает оценить влияние инфраструктуры на экономический рост, так статистикам это мешает корректно собирать и обрабатывать статистические данные по инфраструктурным активам и инвестициям в них, а политикам и законодателям мешает в выработке политики в отношении поддержания и развития инфраструктуры страны.

2. Различные подходы и критерии определения инфраструктуры

В научной литературе, рассматривающей проблемы инфраструктуры, чаще всего вопрос определения, что является инфраструктурой и почему -опускается. Большинство авторов выбирают определенный набор активов, которые, по их мнению, относятся к инфраструктуре, без выделения четкого критерия, почему именно эти активы относятся к инфраструктуре. Одной из причин является то, что авторы выбирают активы, по которым доступна адекватная информация и статистика. Но как отмечают А. Вининг и Дж. Ричардс, в решении вопроса, что такое инфраструктура, более важным является не то, какие активы и объекты относятся к инфраструктуре, а что и почему не относится к ней .

Несмотря на всю сложность четкого определения понятия инфраструктуры, данный термин получил широкое распространение. Считается, что первоначально термин инфраструктура (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») получил свое распространение в языке военных, где это понятие означало системы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основой для развертывания вооруженных сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

Концепция инфраструктуры в целом, а не только термин «инфраструктура» долгое время отсутствовала в экономической науке. Инфраструктура, в особенности транспортная, играла важную роль в экономическом развитии согласно видению Адама Смита: без дорог, транспорта, нет общественного разделения труда, роста производительности труда, а значит, нет факторов роста богатства. Но в течение XIX и большей части XX веков инфраструктура «исчезает» из экономики. По Марксу, Маршаллу, Вальрасу

и другим экономистам того времени продукт создается только трудом и капиталом, и под капиталом понимался так называемый «производительный» капитал частных компаний.

Даже в после Второй Мировой войны, когда экономика развития стала отдельным направлением экономической науки, термин «инфраструктура» упоминался не часто. Понятие «капитал» как фактор производства играло ключевую роль в большинстве теорий экономического роста, но данное понятие было недифференцированным — дороги и фабрики объединялись общим понятием «капитал», а очевидные различия между ними игнорировались. Но некоторые родоначальники экономики развития делали определенные попытки выделить инфраструктуру в отдельное понятие. Так, Розенстейн-Родан отмечал: «…перед строительством фабрик, необходимо спонсировать создание большой массы инфраструктурного капитала или инфраструктуры, так как исключительно рыночные механизмы не создадут ее вовремя» .

С дальнейшим ростом государственных расходов в инфраструктуру потребовалось разработать принципы и инструменты повышения эффективности данных инвестиций. Это привело к созданию метода анализа «издержки-выгоды» (cost-benefit analysis), основанного на работе Дюпюи о «полезности моста с бесплатным проездом» и концепции «излишков». Ключевую же роль в развитии анализа «издержки-выгоды», который в большей степени применяется к инфраструктурным инвестициям, сыграл «Новый курс» Ф. Рузвельта и деятельность Всемирного Банка.

Согласно работе Вальтера Бура, наиболее широкое экономическое определение «инфраструктура» датируется 1966 годом и содержится в книге «Теория инфраструктуры. Основы развития рыночной экономики» Рай-мута Йохимсена. Йохимсен дает определение инфраструктуры как «суммы материальных, институциональных и личных средств, а также информации, доступной экономическим агентам, которая способствует выравниванию уровня отдачи при сравнимых инвестициях в случае подходящего распределения ресурсов, т.е. при полной интеграции и максимизации уровня экономической активности».

С практической точки зрения, материальная инфраструктура понимается Йохимсеном как:

1. совокупность всех приносящих доход активов, оборудования и оборотного капитала в экономике, обеспечивающих энергоснабжение, транспортные услуги и телекоммуникации;

2. сооружения, обеспечивающие хранение природных ресурсов и транспортные пути в самом широком смысле;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. здания и сооружения для обеспечения деятельности государственных властей, образовательных, исследовательских, медицинских и социальных учреждений.

По мнению Бура, основным недостатком данного определения является то, что материальная инфраструктура понимается как перечень, в основном, общественных зданий и сооружений, охарактеризованных определенным набором свойств и характеристик. Бур считает, что для определения инфраструктуры необходимо отказаться от подхода, основанного на характеристиках и свойствах инфраструктуры в пользу функционального подхода, т.е. принимающего во внимание специфические функции инфраструктуры.

Едвард Грамлич акцентирует внимание на важности определения понятия «инфраструктура» и ее последующего измерения, а также анализирует различные подходы в решение этих задач. Грамлич дает определение инфраструктуре как «материальные основные средства государственного сектора экономики».

В одной из ключевых работ специалистов Всемирного Банка «Отчет о мировом развитии: инфраструктура и развитие» под инфраструктурой понимаются следующие элементы:

• коммунальное хозяйство — энергетика, связь, водоснабжение, канализация, сбор и удаление твердых отходов, газопроводы;

• инженерные сооружения — дороги, крупные плотины, сети ирригационных и дренажных каналов;

• другие отрасли транспорта — городской и междугородный рельсовый транспорт, городской транспорт, порты и водные пути, аэропорты. По мнению экономистов Всемирного Банка, понятие «инфраструктура» служит общим термином для обозначения многих видов деятельности, называемых в совокупности «капитал,

вложенный в инфраструктуру» — термин, используемый такими специалистами по экономике развития, как Пол Розенстейн-Родан, Рагнар Нурксе и Альберт Гиршман.

Ни один из этих терминов не раскрывает полного содержания анализируемого понятия, но оба охватывают виды деятельности, отмеченные общими техническими особенностями (эффект масштаба) и экономическими признаками (внешние эффекты или перемещение от пользователей к непользователям).

В более поздней работе специалистов Всемирного банка были выделены более четкие критерии инфраструктуры. К инфраструктуре относились те объекты, которые имеют все или почти все из нижеперечисленных характеристик:

1. Объекты должны быть основным капиталом, они должны потребляться не напрямую, а использоваться вместе с трудом и другими факторами производства (например, землей), оказывать услуги.

2. Отдача от объектов инфраструктуры скачкообразна, а не увеличивается постепенно. Так, дамба или мост, построенный на 80%, имеют близкую к нулю полезность. В связи с тем, что спрос на инфраструктуру обычно увеличивается постепенно, предложение и спрос очень сложно, если не сказать невозможно, привести в равновесие. Также «скачкообразность» инфраструктуры состоит в том, что выбор места строительства и само строительство обычно занимает продолжительное время.

3. Объекты инфраструктуры имеют длительный срок полезного использования. Жизненный цикл измеряется десятилетиями, а иногда даже столетиями. В Европе до сих пор имеются дороги и канализации, датирующиеся временами Римской Империи. Инфраструктура не является единственным «товаром» длительного использования, дома и некоторые обычные средства производства также имеют длительный цикл жизни, но в случае с инфраструктурой характеристика «длительность» воспринимается больше с точки зрения финансирования и поддержания объекта в рабочем состоянии.

4. Инфраструктура привязана к определенной территории. В отличие

от другого имущества, объекты инфраструктуры обычно недвижимы. Канализационная система в точке А никаким образом не может выполнять свои функции в точке Б. Увеличение количества канализационных коллекторов может быть бесполезным, если они располагаются не оптимально. В дополнение ко всему, неподвижность инфраструктуры в совокупности с длительным сроком полезного использования приводит к тому, что инвестиции в инфраструктуру определяют географию экономики и региональную политику страны на десятилетия вперед.

5. Услуги, оказываемые инфраструктурой, являются проявлением неэффективности рыночного механизма в виде традиционных форм общественных благ, экстерналий (внешние эффекты) и сокращений издержек (что ведет к созданию естественных монополий). Все это обычно подразумевает государственное вмешательство и ограничение свободного рынка.

6. Инфраструктура или услуги, оказываемые ей, обычно потребляются как домохозяйствами, так и предприятиями, т.е. это одновременно может быть конечным потреблением, или промежуточным; это увеличивает благосостояние (напрямую), и увеличивает выпуск. Соотношение этих двух типов потребления меняется в зависимости от вида инфраструктуры, времени и пространства, но обычно предприятия потребляют больше домохозяйств. Все вышеперечисленные характеристики могут быть использованы для определения, в широком смысле, понятия «инфраструктура», но эти характеристики исключают понятие «социальная инфраструктура» (школы, университеты, больницы и т.д.). Это не означает, что школы и больницы не важны, но они не отвечают вышеперечисленным характеристикам: они не всегда имеют длительный срок эксплуатации и услуги, оказываемые ими, имеют большее отношение к трудовым затратам, нежели к инфраструктурным.

Дж. Болдвин и Дж. Диксон относят к инфраструктуре активы, соответствующие следующим критериям :

1. данные активы имеют длительный жизненный цикл;

2. на их создание необходимо большое количество времени;

для данных активов имеется незначительное количество субститутов в краткосрочной перспективе;

4. данные активы обеспечивают создание товаров и оказание услуг, по которым сложно или невозможно поддерживать запасы;

5. данные активы важны в первую очередь потому, что они являются промежуточными для других товаров, услуг и/или факторов производства.

Как уже было отмечено выше, данные определения основаны на технических, экономических и институциональных характеристиках инфраструктуры, являясь наиболее распространенным подходом.

Альтернативный подход базируется на определяющих функциях, выполняемых инфраструктурой, что получило название функционального подхода. В данном контексте «определяющие» функции означают, что инфраструктура инициирует изменения в переменных экономики. Суть данного подхода заключается в том, что создание продукта происходит в результате взаимодействия экономических агентов друг с другом и что, вклад каждого агента зависит от обеспеченности инфраструктурой. Другими словами, исключительной характеристикой понятия «инфраструктура» является активизация и мобилизация возможностей экономических агентов .

Согласно данному подходу, Бур определяет инфраструктуру как «сумму всей доступной экономической информации, увеличивающей потенциальные экономические возможности экономических агентов». Согласно функциональному подходу, рыночная материальная инфраструктура может быть определена как совокупность основного капитала, обеспечивающего согласованность и взаимодействие хозяйствующих субъектов для реализации их экономических планов.

Важно отметить позиции отечественных авторов по данной проблематике. По мнению Кузнецовой А.И., «в общем виде инфраструктура как объект исследования — это совокупность общих условий производства и жизнедеятельности населения, возникающих в системе общественного разделения труда» .

Автор подчеркивает, что понятие «инфраструктура» не связано с понятием «структура» как таковым — тер-миноэлемент <^гиШ:ига» означает не

структуру, а строение, сооружение, где они как объекты строительства схожи со «строением», «сооружением» любой хозяйственной структуры. В данном разрезе смысл и сущность инфраструктуры понимается как «строение» под структурой. В экономическом значении под «инфраструктурой» следует понимать буквально все, что находится ниже «основания», которым может быть идея построить город или производственный объект в зависимости от функционального назначения.

По мнению Кузнецовой А.И., в российской экономической науке выделяется два подхода в толковании понятия «инфраструктура»: на макро- и микроуровне. На макроуровне инфраструктура понимается в виде совокупности различных условий, без которых невозможно развитие материального производства и удовлетворения потребностей населения. К данному направлению можно отнести исследования С.И. Тюльпано-ва и В. Жамина. На микроуровне инфраструктура рассматривается в разрезе отношений между отдельным объектом и совокупностью элементов, обеспечивающих его создание и развитие, т.е. инфраструктура рассматривается как совокупность объектов и инженерно-технических сооружений, обеспечивающих функционирование производственных предприятий. (С.И. Хватов, Т. Семенкова).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определения понятия «инфраструктура» часто не выделяют какие-либо существенные различия между видами и категориями инфраструктуры, что может быть подходящим или неподходящим в плане финансирования инфраструктуры. Термин «инфраструктура» может означать различные объекты для различных людей и обществ. Даже среди специалистов по финансированию инфраструктурных проектов нет единства в используемой терминологии, что иногда может создавать некоторые трудности в определении возможности привлечения финансирования для инфраструктурных проектов. Отсутствие единства в трактовке понятия «инфраструктуры» может затруднить подбор подходящей формы участия частного капитала в финансировании проекта, и как результат привести к различным подходам в структурировании проектов.

С точки зрения финансирования инфраструктурных проектов, любое определение инфраструктуры должно

принимать во внимание денежные потоки и соотношение риск-доходность инфраструктурных проектов. Таким образом, неотъемлемым является тот факт, что инфраструктура обычно является капиталоемкой, включает материальные активы, которыми необходимо управлять и поддерживать в работоспособном состоянии и генерирует стабильные, долгосрочные денежные потоки .

3. Виды инфраструктуры

Большинство литературы фокусирует свое внимание исключительно на материальных активах, созданных человеком. Некоторые авторы, рассматривающие проблемы того, что включать в понятие инфраструктуры, указывают, что помимо физического капитала важно учитывать прочие формы капитала — экологический (природный), институциональный и социальный.

Существуют две проблемы включения данных форм капитала в концепцию инфраструктуры. Во-первых, встает известная практическая проблема измерения нематериальных активов. Во-вторых, отсутствие четкого критерия инфраструктуры — трудности, с которыми приходится сталкиваться при выделении компонентов инфраструктуры, базируясь только на созданном материальном капитале, пропорционально увеличиваются при включении других форм капитала.

Дж. Болдвин и Дж. Диксон рассматривают исключительно физический созданный капитал в рамках выделения составляющих компонентов инфраструктуры в связи с отсутствием четкого определения нематериальных форм капитала и проблем их оценки. Активы, составляющие понятие инфраструктуры, они разделяют на три группы:

1. машины и оборудование — автомобили, компьютеры и программное обеспечение, силовые установки и др.;

2. здания — отельностоящие здания: производственные и офисные, склады, торговые центры, нежилые здания с апартаментами, здания ДЭПО, самолетные ангары, фермерские строения;

3. инженерные сооружения — дамбы, шоссе, дороги и улицы, мосты, системы канализации, телекоммуникационные и линии электропередач и пр.

Не смотря на то, что машины и оборудование соответствуют наименьшему количеству критериев инфраструктуры, определенных Болдвином и Диксоном, авторы обращают внимание, что ценность зданий, обычно, включает в себя машины и оборудование, находящиеся в них и являющиеся их неотъемлемой частью.

Одним из первых разделять инфраструктуру на социальную и производственную стал Нильс Хансен. Производственная инфраструктура, в первую очередь, направлена поддержку производственной деятельности, перемещение экономических благ. Производственная инфраструктура, по мнению Хансена, включает в себя: дороги, мосты, системы водоснабжения и орошения, водные пути, аэропорты, городской общественный транспорт и др. Социальная инфраструктура направлена на развитие человеческого капитала и включает в себя такие социальные услуги как: образование, медицинское обслуживание, пожарная охрана и охрана правопорядка, службы по уходу за престарелыми и пр.

Горяинова Л.В., рассматривая инфраструктуру в качестве объекта государственно-частного партнерства и анализируя большое количество определений инфраструктуры, отмечает, что в российской экономической литературе также наиболее типичным подходом является разделение инфраструктуры на производственную и социальную .

Йохимсен выделяет личную, институциональную и материальную инфраструктуру . Персональная -количество и качество людей в рыночной экономике, характеризуемое разделением труда с учетом их возможностей приносить вклад в увеличение уровня и степени интеграции различных видов экономической деятельности. Институциональная представляет собой совокупность узаконенных и выполняемых норм и способов поведения, которые своим фактическим состоянием выравнивают условия хозяйственной деятельности для различных субъектов, вступающих в хозяйственное взаимодействие.

В отношении материальной инфраструктуры можно выделить два ключевых атрибута — удовлетворение социальных нужд и экономическая необходимость массового производства.

Первый атрибут имеет непосредственное отношение к первооче-

редным потребностям человека. Так, материальная инфраструктура может быть определена как товары и услуги, удовлетворяющие потребности экономических агентов, исходящие из физических и социальных требований людей. Например, потребность в питьевой воде удовлетворяется системой водоснабжения, которая является основным капиталом или одним из видов материальной инфраструктуры.

Вторым атрибутом материальной инфраструктуры является то, что объекты материальной инфраструктуры являются капиталоемкими, что часто приводит к невозможности индивидуального использования данного объекта домохозяйствами или фирмами и требует массового производства для получения эффекта масштаба. Таким образом, материальная инфраструктура определяется как «недвижимые внеоборотные основные средства, которые, в первую очередь, обеспечивают производство товаров и оказание услуг, удовлетворяющих базовые физические и социальные потребности экономических агентов, а высокие затраты на создание делают их недоступными для индивидуального использования экономическими агентами, а массовое производство-экономически целесообразным».

Ян-Эгберт Стёрм, Ян Джейкобс и Питер Грут выделяют базовую инфраструктуру и комплементарную. К базовой инфраструктуре они относят отрасли, включающие такие характеристики как общее совместное использование, чрезвычайная важность для других отраслей экономики, нетор-гуемость, «скачкообразный» характер инвестиций, техническая и территориальная неделимость: железные и автомобильные дороги, каналы, порты и доки, канализации, дамбы и плотины, международные телекоммуникационные линии. Комплементарная инфраструктура: легкое наземное метро и трамвайные линии, газо-, электро-, водоснабжение, местные телекоммуникационные линии .

Эксперты Международного Экономического Форума выделяют два вида инфраструктуры для целей привлечения частного капитала : • Социальная инфраструктура: данные проекты включают здания и/или другие инфраструктурные объекты, необходимые для оказания социально значимых услуг населению — медицинские и образовательные учреждения, жилье и пр.

• Инфраструктура экономики: проекты, обеспечивающие и управляющие инфраструктурой, необходимой стране или региону для поддержания экономического роста. Некоторые группы проектов могут быть отнесены к «коммерческой инфраструктуре». Примерами могут служить проекты, в высшей степени соответствующие определению капиталоемких и генерирующих стабильные, долгосрочные денежные потоки. Но в то же время для подобных проектов характерно наличие конкурентной составляющей. Примеры подобных проектов — кабельные сети, спутники и пр.

4. Выводы

Анализируя различные подходы к определению понятия «инфраструктура» можно заключить, что в широком смысле инфраструктура — это совокупность материальных и нематериальных активов, которые обеспечивают осуществление экономической деятельности и условия жизнедеятельности хозяйствующих субъектов и обладают набором определенных отличительных характеристик, таких как: капиталоемкость, длительный срок создания и использования, проявление рыночной неэффективности, привязанность к определенной территории, незначительное количество субститутов в краткосрочной перспективе, возможность использования в промежуточном и конечном потреблении как домохо-зяйствами, так и компаниями.

Термин и концепции «инфраструктура» долгое время не выделялся из обобщенного понятия капитал, в настоящее время не существует стандартного определения инфраструктуры, время от времени различные активы именуются инфраструктурой в соответствие с различными классификациями и подходами.

Литература

1. Aschauer, D. A. Is Public Expenditure Productive? // Journal of Monetary Economics. — 1989. №23. — P. 177-200.

3. Canning, D. and Pedroni, P. The effect of infrastructure on long run economic growth. — 2004. // The

Manchester School -2008 №76, P. 504527.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Meier, G., Seers D., (Eds.). Pioneers in Development. New York: Oxford University Press for the World Bank. -1984. — 372p.

7. Jochimsen, R., Ed. Theorie der Infrastruktur: Grundlagen der marktwirtschaftlichen Entwicklung. Tübingen, J.C.B. Mohr. — 1966.

8. Gramlich, E. Infrastructure Investment: A Review Essay // Journal of Economic Literature, — 1994. vol. 32(3). — P. 1176-96.

9. World Bank. World development report 1994: infrastructure for development. Washington D.C. — The Worldbank. — 1994.

10. Prud’homme, Remy. Infrastructure and development. Washington D.C. — The Worldbank. — 2004.

14. Paving the Way: Maximizing the Value of Private Finance in Infrastructure. World Economic Forum. — 2010.

17. Sturm J.-E., Jacobs J., Groote P. Productivity Impacts of Infrastructure Investment in the Netherlands 1853-

1913. University of Groningen. Research Institute SOM (Systems, Organisations and Management) Research Report 95D3. — 1995.

18. Экономика развития (англ. Development economics) — практическая дисциплина, имеющая дело с формированием политической и экономической стратегии роста уровня жизни в странах с (относительно) низким уровнем доходов. Экономика развития имеет дело с анализом природы и причин массовой бедности и изучает факторы, тенденции и инструменты для стимулирования экономического развития. Основной целью экономики развития является анализ возможности преодоления бедности в странах с низкими доходами.

19. Новый курс (англ. New Deal) -название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Рузвельта начиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса, Великой депрессии, охватившего США в 1929—1933 гг.)

20. Дулатов Р.Р. Процессный подход к созданию и развитию инновационной инфраструктуры // Инновации и инвестиции. 2012. №2. С. 87-89

21. Бождай А.С. Проблема межотраслевой интеграции данных и методы ее решения на основе концепции комплексной инфраструктуры территории // Открытое образование. 2011. № 1. С. 57-67.

1. Aschauer, D. A. Is Public Expenditure Productive? // Journal of Monetary Economics. — 1989. №23. — P.177-200.

5. Meier, G., Seers D., (Eds.). Pioneers in Development. New York: Oxford University Press for the World Bank. -1984. — 372p.

7. Jochimsen, R., Ed. Theory of infrastructure: Fundamentals of market economy development. Mohr (Siebeck) Tubingen. — 1966.

8. Gramlich, E. Infrastructure Investment: A Review Essay // Journal of Economic Literature, — 1994. vol. 32(3).

— P. 1176-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. World Bank. World development report 1994: infrastructure for development. Washington D.C. — The Worldbank.

— 1994.

10. Prud’homme, Remy. Infrastructure and development. Washington D.C. — The Worldbank. — 2004.

14. Paving the Way: Maximizing the Value of Private Finance in Infrastructure. World Economic Forum. — 2010.

Мир существует благодаря инфраструктурам, где бы мы не находились, чтобы не делали всё на ней завязано. Общество не могло бы развиваться без продуманных и бесперебойно работающих систем.

Осознание того, как строятся и функционируют эти системы, даёт полноценное понимание внутренних механизмов социума.

В этой статье мы подробно рассмотрим понятие «инфраструктуры» в контексте самых значимых общественных структур.

Содержание

  • Что надо понимать под инфраструктурой
  • Виды инфраструктур и их функции
    • Социальная
    • Транспортная
    • Информационная
    • Производственная
    • Военная
    • Торговая
    • Экологическая
    • Туристская
    • Инженерная
    • Значения в других словарях
        • * Очень важно не смешивать и не отождествлять инфраструктуру с процессами, структурами и бизнесом. Сама по себе инфраструктура ничего не делает и не производит. Она есть лишь материальная основа. Как говорил В.П. Черномырдин (это не точная цитата, но смысл такой): «Газотранспортная система Украины без газа превращается в груду металлолома». Равно как и жилой фонд без живущих в нем людей превращается в руины. В этом смысле, также как и закуска без выпивки становится банальной едой, так и инфраструктура без того, что она обеспечивает, рассыпается на объекты техногенного происхождения.
  • Инфраструктура – это…
  • Виды инфраструктуры
    • Инженерная инфраструктура
    • Инфраструктура национальной экономики
    • Военная инфраструктура
  • Туристическая инфраструктура

Что надо понимать под инфраструктурой

Инфраструктура ― понятие, образованное от латинского «infra» – внизу и «structura» – строение.

Это комплекс связанных между собой объектов, которые вкупе составляют основу системы.

Под объектами понимаются разные вещи: это может быть, как конкретное предприятие, так и целая отрасль.

Что значит Секуляризация, Шовинизм, Феминизм, Сублимация и Диверсификация

Например, здравоохранение – это отрасль, а больница – учреждение, но вместе они относятся к социальной сфере.

Виды инфраструктур и их функции

Мы рассматриваем инфраструктурное разнообразие на примере постиндустриального, современного общества.

Социальная

Смысл социальной инфраструктуры заключается в создании условий для жизнедеятельности населения. Эта сфера делится на бытовую и социально-экономическую.

Главная функция бытовой социальной инфраструктуры – это обеспечение людей комфортными для жизни условиями.

Создание и развитие пассажирского транспорта, коммунальных услуг, жилищного фонда, общественного питания, торговли – это всё составляющие системы.

Социально-экономическая сфера призвана организовать духовное и физическое развитие человека.

К её функциям относятся:

  • поддержание государственного здравоохранения,
  • образования,
  • культурного просвещения,
  • постройка спортивных объектов.

Благодаря существованию социально-бытовой структуры у людей есть все необходимые блага цивилизации прямо в квартире. Без социально-экономической сферы невозможно было бы разностороннее развитие человеческой личности.

Транспортная

Эта инфраструктура, объединяющая в себе транспортные пути сообщения, транспорт, обслуживающие сооружения, здания и учреждения.

Функции такой системы заключаются в выполнении перевозок пассажиров и груза, обслуживании отраслей и предприятий, связанных с транспортом.

Транспортные узлы и терминалы, логистические центры, автовокзалы, станции, аэропорты, оборудование и средства передвижения – это объекты инфраструктуры.

Они требуют регулярного совершенствования и ухода. Для этого существуют цехи техобслуживания и транспортные предприятия.

Что такое Транскрибация и как на этом заработать

Транспортные коммуникации – одна из самых важных отраслей хозяйства, поэтому на её финансирование отводится значительная часть бюджета государства, а на подготовку специалистов выделяются места в колледжах и университетах.

Информационная

Функциями информационной инфраструктуры являются сбор и обработка информации, а также её хранение и дальнейшее распространение в обществе.

Развитие информационной сферы ведёт к реализации прав и свобод личности, а также даёт возможность социальным институтам функционировать в рамках общественной жизни.

Гражданское общество не может развиваться без инфраструктуры, которая связана с информацией и информированием населения. Она позволяет отслеживать политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и в мире, быть в курсе деятельности государственной власти.

Кроме того, благодаря информации существуют полиграфическая и издательская промышленность, библиотечное дело и книготорговля, средства массовой информации.

Производственная

Производственная инфраструктура напрямую связана с созданием материальных предметов.

Она состоит из четырёх элементов:

  • Транспортные средства.
  • Связь с энергосистемами и между производствами.
  • Службы и здания, которые обеспечивают ресурсы.
  • Инженерное обеспечение производства.

Движение материальных благ и трудовых ресурсов, формирование ресурсной базы, развитие экономики – это всё функции производственной инфраструктуры.

Для её грамотной работы требуется подготовленная рабочая сила, которая может поддерживать и развивать производства по всей стране. Ведущие сферы в России: топливная энергетика, нефтегазовое дело, металлургия.

Военная

Военная инфраструктура объединяет объекты и сооружения военного характера, которые предназначены для обеспечения войск и выполнения поставленных государством задач.

Читаем ещё: 7 способов как заработать деньги в Инстаграм

Пункты управления, места подготовки и размещения войск, базы, аэродромы, позиции, а также узлы связи, техническое оборудование и склады – это объекты военной сферы.

Их функция заключается в постоянном поддержание готовности войсковых сил, обеспечении армии всем необходимым во время повседневной практики и боевых действий.

Торговая

Это вспомогательная инфраструктура, её основная функция – реализация возможности купли-продажи благ и услуг.

В эту структуру входят:

  • торговые предприятия,
  • предприятия-посредники,
  • связь,
  • транспорт,
  • коммунальные услуги,
  • учреждения для обслуживания людей.

Такой комплекс позволяет обеспечить коммерческую деятельность внутри и за пределами государства.

Материально-техническая база важна для формирования и развития торговли. Участки и здания, торговые и складские помещения, устройства погрузки-разгрузки, кассы, компьютерные системы ведения финансового учёта и, конечно, товар необходимы для работы.

Без всех этих предметов, или без их части, невозможно становление торговых отношений между продавцом и покупателем.

Экологическая

Экологическая инфраструктура – комплекс связанных природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов и явлений. Их функция – обеспечивание сохранения и защиты природы.

Экология активно развивается, потому что объём разработки ресурсов и последующие за этим загрязнения постоянно растут.

В её структуру входят:

  • Ресурсы, как возобновляемые, так и невозобновляемые.
  • Взаимодействие освоенных и неосвоенных территорий.
  • Система отслеживания загрязнений и экологическая экспертиза.
  • Организации, которые занимаются экологическими проблемами.

К инфраструктуре также относятся конкретные объекты: экологические материалы для производства материальных благ, энергосберегающие постройки, системы переработки отходов.

«Городские» экологи разрабатывают стратегии экологического образа жизни большого города. Проводят исследования загрязнённости воздуха и водных ресурсов, озеленяют ландшафт, обеспечивают возможность переработки материалов, внедряют безотходный транспорт.

Туристская

Туристская или туристическая инфраструктура – это совокупность объектов и отраслей, имеющих отношение к туризму.

Турфирмы, экскурсионные бюро, визовые центры, гостиницы, трансфер, предприятия общественного питания, музеи, галереи, театры, кинотеатры напрямую связаны с проведением отпусков и отдыхом.

Менее явной стороной структуры являются коммунальные услуги, связь, экономика (страховка и финансирование), обеспечение безопасности, а также производство сувенирной продукции.

Это интересно: Как избавиться от страха летать на самолете

К государственному влиянию относится система регулирования туристского бизнеса и расширение регионального туризма.

Функции:

  • Создание условий для организации отдыха.
  • Обслуживание туристов.
  • Формирование туристических комплексов.
  • Создание рабочих мест в сфере обслуживания и менеджмента.
  • Содействие налоговой системе: поступление налоговых отчислений в бюджет региона.
  • Формирование правовых основ туризма.

Инженерная

Объектами инженерной инфраструктуры признаются объекты, которые обеспечивают системы водоснабжения и теплоснабжения, газоснабжения и энергоснабжения, канализации и линии связи.

К таким объектам относятся: водопровод, канализационные сооружения, различные станции, тепловые сети, радиаторы, трансформаторы, сооружения газоснабжения, телефонные линии, генераторы и т.д.

Функции инженерной сферы:

  • Обеспечение жилых и производственных зданий коммунальными услугами.
  • Ресурсосбережение.
  • Отвод стоков и отходов.
  • Защита от природных катаклизмов.

Каждая инфраструктура занимается своей собственной деятельностью, которая позволяет функционировать обществу в комфортных для него условиях.

Инфраструкту́ра

(от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение)

термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Термин «И.» заимствован из военного лексикона, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооружённых сил (склады боеприпасов и других военных материалов, аэродромы, ракетные базы, полигоны, площадки для запуска ракет и т. п.). В НАТО создан специальный комитет по И. (Committee of Infrastructure).

В советской экономической науке И. делится на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли И., непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д.

Характерной чертой инфраструктурных отраслей капиталистического хозяйства является их двойственный характер. С одной стороны, без развития этих отраслей невозможно существование промышленности и с.-х. предприятий, где производятся товары и создаётся прибавочная стоимость. В условиях научно-технической революции четко обнаружилась прямая зависимость темпов роста производства и его эффективности от развития отраслей И. С другой стороны, создание этих отраслей и их функционирование не приносят прибыли тому, кто осуществляет капиталовложения в эти отрасли, но увеличивает прибыли промышленных и с.-х. компаний. Чем выше развитие производительных сил, тем больших капиталовложений требуют отрасли И. Ряд отраслей И. стал объектом межимпериалистической конкурентной борьбы, например сфера науки, образования, подготовки кадров, отрасли транспорта, обеспечение хозяйства электроэнергией и т. д., так как от капиталовложений в них зависят рост производства и выигрыш в межимпериалистической конкурентной борьбе.

Двойственный характер И. превратил проблему её создания из технической в социальную, а развитие государственно-монополистического капитализма сделало возможным переложение всех тягот по финансированию и развитию инфраструктурных отраслей на государственный бюджет, т. е. на плечи народных масс. В современных империалистических государствах произошло чёткое размежевание хозяйственных функций: частный капитал владеет предприятиями, где создаётся прибавочная стоимость, на государство возложены функции финансирования и развития отраслей И., способствующих увеличению прибылей частных компаний. Однако стремление монополистического капитала снять с себя бремя расходов по финансированию мало прибыльных или убыточных отраслей и переложить его на государство способствовало переходу этих отраслей И. в собственность империалистических государств при сохранении монополиями права контроля над ними.

Процесс обобществления производства при капитализме обусловил необходимость перехода в государственную собственность таких отраслей хозяйства, которые по своей природе требуют общественного регулирования. Ф. Энгельс писал в «Анти-Дюринге»: «Эта необходимость превращения в государственную собственность наступает прежде всего для крупных средств сообщения: почты, телеграфа и железных дорог» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 289). Сосредоточение отраслей И. в руках капиталистических государств отвечает также агрессивной природе империализма. Создание стратегических автострад, единое управление средствами ж.-д. транспорта и связи, подготовка военных кадров, развитие науки в военных целях — всё это обусловливает необходимость перехода этих отраслей под контроль государства. Объективная необходимость, заставляющая буржуазное государство брать на себя создание мощного комплекса И., показывает, что процесс обобществления производства зашёл уже так далеко, что частный сектор не в состоянии справиться с отдельными отраслями хозяйства. «…Переход крупных производственных предприятий и средств сообщения в руки акционерных обществ и в государственную собственность доказывает ненужность буржуазии для этой цели» (там же, с. 289).

Проблема взаимосвязи производства с обслуживающими его отраслями хозяйства возникла значительно раньше, чем появился термин «И.». Изучались необходимые пропорции в развитии промышленных и обслуживающих их отраслей, а с развитием государственно-монополистического капитализма отрасли И. стали рассматриваться как средство регулирования экономики. Эти отрасли не создают продукта, давящего на рынок, но лица, занятые в них, получают заработную плату, что способствует увеличению платёжеспособного спроса населения.

Попытки буржуазных экономистов найти средство, ослабляющее действие экономических кризисов, натолкнуло их на мысль рассматривать отрасли И. как одно из важнейших средств приведения в соответствие объёма производства и платёжеспособного спроса. В специальных публикациях США и ФРГ появились плановые разработки развития отраслей И. на 10 и 25 лет, в которых представлены расчёты влияния их развития на темпы промышленного роста. Однако теоретические проблемы И. в буржуазной политической экономии ещё не разработаны. Разные экономисты включают в И. различные отрасли хозяйства. Для оправдания переложения огромных затрат на государственный бюджет эти расходы обозначаются терминами «социальные издержки общества» или «дополнительный капитал». Все попытки буржуазных экономистов дать определение понятию И., которое вскрывало бы его сущность, природу и место в капиталистическом воспроизводстве, подвергались резкой критике со стороны других буржуазных экономистов как уязвимые и неубедительные.

И. как социальная проблема характерна только для капиталистического способа производства. При социализме остаётся лишь её технико-экономическая сторона, которая решается научным планированием. Но и для социалистических стран проблема И. как проблема пропорций между отраслями И. и основным производством, эффективности общественного производства остаётся. Изучение этих пропорций и выявление в этой области объективных закономерностей имеют важное значение для темпов социалистического воспроизводства, роста производительности общественного труда, экономного использования ресурсов, для всего коммунистического строительства.

В СССР 9-й пятилетний план предусматривает ускоренные темпы развития ряда отраслей И., в том числе электроэнергетики, транспорта, образования, здравоохранения и др., в целях обеспечения потребностей народного хозяйства, повышения благосостояния трудящихся.

Лит.: Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции по теме «Инфраструктура и ее роль в современном капиталистическом воспроизводстве», М., 1969; Семенкова Т., Инфраструктура и сфера услуг, «Мировая экономика и международные отношения», 1971, № 3; Пай Л., Обострение классовых конфликтов в отраслях социальной инфраструктуры ФРГ, «Социалистический труд», 1971, № 11; Michalski W., Infrastrukturpolitik im Engpaß, Hamb., 1966; Jochimsen R., Theorie der Infrastruktur, Tübingen, 1966; Zechlin H., Staatliche Infrastrukturplanung in der Marktwirtschaft, Marburg, 1965 (Diss.); Rosenstein-Rodan P. N., Notes on the theory of the «Big Push», Camb., 1957; Nurkse R., Problems of capital formation in underdeveloped countries, Oxf., 1955; Hirschman A. O., The strategy of economic development. New Haven, 1958; Youngson A. J., Overhead capital, Edinb., 1967.

Г. П. Солюс.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. ИНФРАСТРУКТУРА — ИНФРАСТРУКТУРА (от лат. infra — ниже, под и structure — строение, расположение) — англ. infrastructure; нем. Infrastruktur. Оснащенность территории, учреждений, организаций и т. п. материальными, техн. Социологический словарь
  2. инфраструктура — инфраструктура ж. Совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Толковый словарь Ефремовой
  3. инфраструктура — Совокупность зданий, сооружений, систем, служб, необходимых для функционирования процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения. География. Современная энциклопедия
  4. инфраструктура — ИНФРАСТРУКТУРА ы, ж. infrastructure f. Составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом; напр. Словарь галлицизмов русского языка
  5. инфраструктура — сущ., ж., ??? (нет) чего? инфраструктуры, чему? инфраструктуре, (вижу) что? инфраструктуру, чем? инфраструктурой, о чём? об инфраструктуре Инфраструктура страны, города или организации состоит из необходимых для жизни общества удобств, таких… Толковый словарь Дмитриева
  6. ИНФРАСТРУКТУРА — ИНФРАСТРУКТУРА (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования отраслей материального производства и обеспечения условий жизнедеятельности общества. Большой энциклопедический словарь
  7. инфраструктура — Комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную. Финансовый словарь терминов
  8. инфраструктура — ИНФРАСТРУКТУРА -ы; ж. Совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества или какой-л. его сферы. И. общества. И. транспорта. И. энергоснабжения. Толковый словарь Кузнецова
  9. инфраструктура — Инфра/структу́р/а. Морфемно-орфографический словарь
  10. инфраструктура — ИНФРАСТРУКТУРА, комплекс отраслей нар. х-ва, обслуживающих осн. отрасли материального произ-ва (пром-сть, с. х-во, стр-во), к-рый включает всеобщие условия произ-ва (дороги, каналы, средства связи, линии электропередач, водоснабжение… Сельскохозяйственный словарь
  11. инфраструктура — орф. инфраструктура, -ы Орфографический словарь Лопатина
  12. ИНФРАСТРУКТУРА — (от лат infra — под, структура) совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров… Экономический словарь терминов
  13. инфраструктура — ИНФРАСТРУКТУРА, ы, ж. (спец.). Отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, к-рые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества. И. общества. И. города. | прил. инфраструктурный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  14. инфраструктура — сущ., кол-во синонимов: 1 туринфраструктура 1 Словарь синонимов русского языка

(автор статьи И.С. Сивоконь)

Инфраструктура сопутствует практически любым видам бизнеса и жизнедеятельности. Где бы мы ни находились и чем бы ни занимались — так или иначе нашу жизнь и наш бизнес обеспечивает инфраструктура. Есть ещё на земле места и ситуации, где человек или группа людей лишены инфраструктуры и находятся один на один с природой. Но даже в этих ситуациях инфраструктурой можно считать окружающий нас мир.

Однако такое расширительное толкование инфраструктуры заведёт нас слишком далеко и потребует дополнительных философических построений, поэтому будем воздерживаться от излишнего расширения темы.

Для начала попробуем определить понятие инфраструктуры. На интуитивном уровне под инфраструктурой понимают объекты техногенного происхождения, которые используются для ведения бизнеса или обеспечивают жизнь человека и/или общества.

Википедия, например, даёт следующее определение инфраструктуры: Инфраструкту́ра (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») — комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.

Термин заимствован из военной лексики.

  • Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения.
  • Транспортная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий транспорта.
  • Инженерная инфраструктура — системы инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.
  • Инфраструктура экономики — совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих производство и хозяйство в целом.
  • Информационная инфраструктура — система информационных организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование чего-либо.
  • Военная инфраструктура — системы стационарных объектов и отдельных сооружений, являющихся основой для развёртывания вооружённых сил, ведения военных действий и обеспечения боевой и оперативной подготовки войск.

Далее не будем напрягать читателя общими определениями, т.к. они, как правило, только вредят пониманию.

Мой преподаватель по математическому анализу Зима Владимир Григорьевич, талантливый физик-теоретик, по поводу понимания сложных сущностей говорил (вероятно, это не его цитаты):

  • понять это значит привыкнуть,

и ещё:

  • наука тогда делает большие шаги вперёд, когда придумывают новые удобные обозначения. Например, знак интеграла, суммы, предела, обозначение матрицы одной буквой и т.п.

Из всего многообразия определений инфраструктуры можно понять, что данный термин имеет слишком много толкований и если им в дальнейшем пользоваться — необходимо его ограничить удобными рамками. Поэтому с данного абзаца и далее мы будем понимать под инфраструктурой*:

  • средства производства и/или объекты обеспечения жизненно важных потребностей (жизнедеятельности) человека, которые обеспечивают тот или иной бизнес/дело/процесс.
* Очень важно не смешивать и не отождествлять инфраструктуру с процессами, структурами и бизнесом. Сама по себе инфраструктура ничего не делает и не производит. Она есть лишь материальная основа. Как говорил В.П. Черномырдин (это не точная цитата, но смысл такой): «Газотранспортная система Украины без газа превращается в груду металлолома». Равно как и жилой фонд без живущих в нем людей превращается в руины. В этом смысле, также как и закуска без выпивки становится банальной едой, так и инфраструктура без того, что она обеспечивает, рассыпается на объекты техногенного происхождения.

К нашему пониманию инфраструктуры следует добавить ещё несколько её свойств: 

  • она рукотворна — т.е. является результатом человеческого труда;
  • обеспечивает материальные потребности; рукотворные структуры или объекты, обеспечивающие культуру, духовность и т.п. мы не рассматриваем;
  • требует мер по поддержанию работоспособного состояния;
  • поддаётся количественной оценке и может быть измерена и посчитана;
  • имеет характеристики, описывающие её мощность и эффективность, как с точки зрения обеспечения полезных функций, так и с точки зрения надёжности и рисков, которые возникают при эксплуатации;
  • имеет известные и доступные для данного вида инфраструктуры способы поддержания работоспособности, ремонта и замены, оцениваемые в денежном и натуральном выражении.

Примерами инфраструктуры с такими свойствами могут быть:

Для нефтяной компании:

  • Трубопроводная система. Она состоит из нефтепромысловых трубопроводов различного назначения, трубопроводов внешнего транспорта нефти и газа и внутриплощадочных технологических трубопроводов на установках подготовки и перекачки нефти, газа и воды. Количественными характеристиками такой инфраструктуры будут:

длина (км), диаметр (мм), толщина стенки (мм) и назначение трубопроводов (нефть/газ/вода/смесь и т.п.);

пропускная способность (м3/тонн в сутки);

сроки эксплуатации каждого трубопровода (лет);

защита от коррозии (км, руб./км), техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).

  • Объекты подготовки нефти и газа (не будем напрягать читателя скучным перечислением их компонентов и показателей).
  • Добывающие скважины с погружным оборудованием.
  • Линии электропередач.
  • Прочее.

Для автотранспортной компании:

  • Автопарк:

количество (шт), тип/марка а/м;

производительность (тонн, посадочных мест);

сроки эксплуатации каждого автомобиля и пробег (лет, км);

техническое обслуживание и диагностирование (руб./км), ремонт дефектов (руб./шт/км), замена (руб./км).

  • Ремонтные базы, стоянки.

Для завода:

  • Станочный парк.
  • Здания и сооружения.
  • Кабельные сети и эстакады.
  • Технологические и прочие виды трубопроводов.
  • Прочее.

Для города/страны:

  • Здания и сооружения, в т.ч. жилой фонд, социальные объекты и т.п.
  • Транспортные коммуникации, в т.ч. дорожная и железнодорожная сети, линии электропередач и т.п.
  • Трубопроводная инфраструктура — сети горячего и холодного водоснабжения, канализация.
  • Свалки, очистные сооружения.
  • Прочее.

Таким образом, можно с уверенностью определить, что инфраструктурой является практически все наше рукотворное окружение. Как управлять всей этой громадой, накопленной цивилизацией, надо знать в первую очередь профильным менеджерам компаний и чиновникам муниципалитетов и правительств. На инфраструктуру государство и бизнес направляет большие затраты и значительная часть трудоспособного населения работает на её эксплуатацию, поддержание и строительство — поэтому вопросы и проблемы, связанные с её эксплуатацией могут быть интересны многим специалистам.

6 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Продолжим разбираться с понятиями, смысл которых мы знаем, но затрудняемся дать более детальное объяснение.

Поговорим о том, что такое инфраструктура, что подразумевается под этим понятием в различных отраслях деятельности человека.

Инфраструктура – это…

Объясню, что такое инфраструктура простыми словами, как говорится, «на пальцах». Люди живут в городах и селах в своих квартирах и домах.

Для того, чтобы человек существовал комфортно, рядом с жилыми домами строят магазины, детские сады, школы, поликлиники, прокладывают автомобильные и пешеходные дороги, запускают маршруты общественного транспорта. Все это и называется инфраструктурой.

Но это толкование дано только применительно к жизнедеятельности человека.

Теперь совершим экскурс в «великий и могучий» латинский язык. «Инфраструктура» – это сложносоставное слово: «инфра» (infra) + «структура» (structura). В переводе с латинского: «ниже» + «строение, расположение», т.е. находящееся под структурой, созданное для структуры.

Напомню, что структура – это строение какой-либо системы. Более подробно об этом можно прочитать в другой статье нашего блога.

Вывод: инфраструктура – это базис, обеспечивающий функционирование определенной структуры (системы).

Инфраструктура состоит из различных объектов, которые вкупе позволяют какой-либо системе функционировать. В зависимости от системы, деятельность которой обеспечивает инфраструктура, ее принято классифицировать по различным видам. Подробней об этом – в следующем разделе статьи.

Виды инфраструктуры

Наиболее значимый классифицирующий признак инфраструктуры – это сфера действия. Рассмотрим виды инфраструктуры с этой точки зрения.

Все объекты, назначение которых – обслуживание основного производства (что это такое?), называются производственной инфраструктурой.

К таковым относятся:

  1. транспорт и транспортные коммуникации (автомобильные и железнодорожные пути, причалы);
  2. энергетические коммуникации (оборудование и оснащение для передачи электроэнергии);
  3. информационные коммуникации (средства и оборудование связи);
  4. водоснабжение и канализация для нужд производства;
  5. ремонтные и инструментальные подразделения;
  6. материально-техническое снабжение (обеспечение производственного процесса сырьем, комплектующими и расходными материалами);
  7. сбыт произведенной продукции (склады, отдел оптовой торговли).

Объекты социальной инфраструктуры предназначены для обеспечения жизнедеятельности человека.

К ним относятся:

Ее объекты – это непосредственно сам транспорт (автомобильный, воздушный, водный и железнодорожный) и объекты, позволяющие осуществлять транспортные пассажирские и грузовые перевозки.

К ним относятся дороги, ж/д пути, остановочные пункты, аэропорты, вокзалы, а также предприятия по обслуживанию транспорта.

Инженерная инфраструктура

Это совокупность объектов, обеспечивающих функционирование инженерных систем жилых, промышленных, коммерческих и пр.назначения зданий и сооружений.

Объекты инженерной инфраструктуры делятся на 2 вида:

  1. линейные – т.е. те объекты, при использовании которых осуществляется транспортировка ресурсов до потребителя (водопровод, газопровод и т.д.) или выполняется водоотведение (канализация);
  2. инженерные сооружения – объекты, на которых происходит производство, накопление и перераспределение ресурсов (что это?), а также очистка воды и стоков.

Инфраструктура национальной экономики

Национальная экономика – сложный организм, стабильность функционирования которого обеспечивает инфраструктура.

Инфраструктура национальной экономики состоит из 3 составляющих:

  1. производственной инфраструктуры (создает условия для осуществления производственного процесса);
  2. социальной инфраструктуры (обеспечивает комфортную жизнедеятельность населения государства);
  3. рыночной инфраструктуры. Ее объекты делают возможным существование и развитие рынка (что это такое?). Это совокупность различных учреждений, цель которых – обеспечение деятельности всех отраслей экономики. К таковым относятся следующие объекты:
    1. торговые организации (оптовые и розничные). Их роль состоит в координации цепочки «спрос – предложение»,
    2. биржи (торговля товаром, валютой, ценными бумагами),
    3. банковская система (Центробанк + коммерческие банки),
    4. иные финансовые учреждения (страховые компании, фонды и т.д.),
    5. транспортная система (обеспечение движения товара от производителя к потребителю).

Военная инфраструктура

Предназначение военной инфраструктуры – обеспечение выполнения вооруженными силами государства своих защитных и военных функций.

К объектам военной инфраструктуры относятся:

  1. пункты управления вооруженными силами;
  2. пункты размещения войск (дислокации);
  3. авиабазы;
  4. морские военные базы;
  5. ракетные базы;
  6. системы связи;
  7. полигоны (воздушные, водные, наземные).

Туристическая инфраструктура

Инфраструктура туризма подразумевает совокупность объектов и услуг, которые необходимы для туристического обслуживания.

К таковым относятся рекреационные ресурсы (что это?) и объекты инфраструктуры, схематично изображенные на схеме ниже.

Если вы хотите знать больше, читайте наш блог!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Post navigation

Previous Post:

Акт на списание огнетушителей

Next Post:

Балмер стив

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes