Инфраструктура рынка
Рыночная инфраструктура — это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
Основные элементы инфраструктуры рынка.
1. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.
Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.
2.Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки.
Различают товарные, фондовыебиржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам.
На фондовой бuрже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями.
Биржа труда — организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы.
3.Кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит). ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные банки.
4.Государственные финансы. Их основу составляют республиканские, и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
5.Система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».
Рынок ценных бумаг представ.собой систему отношений купли-продажи ценных бумаг. Функции: 1.преобразование денежного капитала в ссудный,а затем в физический.2.перераспределение потоков денежных ср-в между субъектами хозяйствования и отраслями. 3.перераспределение прав собственности.4.эфф-ое управление финансовым состоянием предприятий.5.регулирование денежного обращения и кредитных отношений. Ценная бумага-денежный документ,удостверяющий имущественные права или отношения займа между её владельцем и лицом,выпкстившим ценную бумагу. К основным ценным бумагам относ-ся акции,облигации,векселя. Акция- цен.бумага, удостоверяющая право её владельца на долю собственности акционерного общества. Облигация-цен.бумага,подтверждающая обязательство эмитента в установленный срок возместить номинальную стоимость данной цен.бумаги. Вексель-письменное долговое обязательство,составляемое по строго установленной форме. При торговле на рынке ценных бумаг выделяют следующие виды цен:1.номинальная цена — указывается в проспекте эмиссии (при документарной форме выпуска — на бланке ценной бумаги).2. эмиссионная цена — это цена размещения бумаги на первичном рынке, на практике она достаточно редко совпадает с номинальной ценой;3.биржевая цена — определяется на бирже в процессе торгов; 4.балансоваяцена — это расчетная величина, определяемая путем деления общей стоимости имущества эмитента (по данным баланса) на количество акций или суммы займа на число облигаций;5.учетная цена — обычно этот вид цен используется при учете сделок с ценными бумагами;6.базисная цена — это, как правило, фиксированная цена в контрактах на ценные бумаги или иные активы.
36. Особенности функ-ния рынка капила в РБ. 1)Основные фонды пред-приятий реального сектора РБ характеризуется высоким уровне физического и морального износа.2)Около 60% основных технологий, кот применяются в экон республики,разработано ещё до 1990 года. На высокие технологии приходится лишь 5%.причём их доля неуклонно снижается. 3.Проявляется вялая активность вложения инвестиций в основной капитал.4.Иностранные инвестиции имеют в республике незначительный удельный вес-порядка 4% общих инвестиций,из них прямые-только 12%. Т.об. результативность функц-ния рынка капитала в РБ невысока. Собственных финансовых ресурсов предприятий недостаточно для покупки инвестиционных товаров. Одним из эффективных методов повышения инвестиционной акт-сти в реальном секторе экономики явл-ся лизинг. Л- долгосрочная аренда машин, оборудования, сооружений производственного назначения с погашением задолженности в течение нескольких лет и предоставление права полного выкупа арен-го имущества. В РБ преобладают лизинговые сделки,заключаемые на непродолжительные сроки(3-5 лет).Банковская система Бел заметно отстаёт от нужд нац.экономики и пока не стимулирует ускорение инвестиционных процессов в республике. Эмиссия цен.бумаг .особую акту-сть она приобретает в усл-х низкой доступности банковского кредита,и недоста-точности свободных денежных ресурсов банков для открытия дополн-х кредитных линий. Эти обстоятельства сохраняют свою акт-сть для РБ. В наст.время в Белскладывается смешанный тип фондового рынка с чертами как североамериканской,так и европейской моделей. В качестве основных харак-к выдел:значит-ная роль гос-ва в процессе создания фондового рынка,высокую долю ценных бумаг банков,профессионализм участников. Обобщая анализ фун-ния рынка капитала в РБ ,приходится констатировать отставание динамики его развития от динамики роста бел.экономики,а также от потребности фор-ния внутр.
37.Предпринимательская способность как фактор производства. Экономическая прибыль:источники и функции.
Наряду с трудом,капиталом и земле к осн факторам пр-ва принадлежит предпринимат способн-способн чел использовать наиболее эффект сочет ресурсов для производства благ и услуг.Этим фактором владеет предприниматель,функции которого раскрывают содержание и значимость предприним способности.Основные функции:1.проявление инициативы в деле соединения ресурсов в единый процесс производства товара или услуги,выполнение роли катализатора и одовременно движущей силы производства.2.принятие основных неординарных решений по управлению фирмой,сопряженных с ответственностью за их выполнение.3.новаторское стремление производить новые продукты,внедрять новые технологии.4.готовнось рисковать не только своим временем,трудом и деловой репутацией,но и капиталом. Доходом предприн способности явл экономическая прибыль.различают экономическую и бхгалтерскю прибыль.бухгалтерская прибыль равна разности между общим доходом фирмы и явными издержкми(платежи фирмы внешним поставщикам ресурсов).Эконом прибыль можно рассчитать,если из общего дохода фирмы вычесть экономические издержки(явные и неявные(затраты ресурсов,принадлежащих предпринимателю)).когда эконом прибыль равна 0 и фирма покрывает все свои издержки,говорят,что фирма получает нормальную(нулевую) прибыль.максимизация эконом прибыли составляет цель предпринимателя. большинство экономистов основными источниками прибыли считают:а)риск, связанный с неопределенностью,присущей рыночой экономике,б)инновации,в)наличие монопольной власти.Фунции прибыли:1.прибыль выступает стимулом развития производства.2.ожидание эконом прибыли побуждает предпринимателя эффективнее использ ресурсы в процессе производства.3.прибыль обусловливает эффективное распределение ресурсов между альтернативными производствами.4.прибыл явл одним из важнейших фин источников инвестиций.
От структуры рынка необходимо отличать его инфраструктуру, образующую как бы скелет рыночной экономики, на котором размещаются различные виды рынков.
Инфраструктура рынка — это совокупность организаций и учреждений (государственных, коммерческих, общественных), которые обеспечивают согласование интересов рыночных субъектов, а также экономический контроль за их поведением (см. Схема 7).
Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:
— экономические союзы (предпринимателей, работников, потребителей) и ассоциации;
— банки (государственный, коммерческие, ипотечные, сельскохозяйственные);
— биржи (товарная, фондовая, рабочей силы, недвижимости);
— страховые компании;
— инвестиционные трасты и холдинговые компании;
— торгово-промышленные палаты;
-аудиторские и лизинговые компании;
— государственная налоговая служба;
— некоторые виды фондов (регионального регулирования, стабилизационный, занятости и др.);
— центры переподготовки кадров.
Элементы инфраструктуры могут быть как коммерческими (банки, биржи, инвестиционные трасты и т.д.), так и некоммерческими (экономические союзы и ассоциации), частными (страховые компании) и государственными (торгово-промышленные палаты), общественными (союзы работников, потребителей). Анализ каждого из элементов инфраструктуры рынка, даже самый поверхностный, занял бы слишком много места и времени, поэтому остановимся на тех из них, которые ранее отсутствовали в нашей экономике, или их деятельность не носила рыночного характера. При этом следует специально подчеркнуть, что функционирование рыночной экономики без целостной системы сложившихся в процессе ее развития институтов и учреждений инфраструктуры просто невозможно.
Эти институты не только организуют развитие рыночной экономики разрабатывают многообразные правила и нормы поведения рыночных субъектов, но и сами являются их носителями. Кроме того, они вносят организующее начало в рыночную экономику, придают ей определенный упорядоченный характер. Часть этих институтов носит явно выраженный экономический характер (банки, биржи), в деятельности других преобладают социальные мотивы (профессиональные союзы, союзы потребителей), третьи (союзы работодателей, торгово-промышленные палаты) занимают промежуточное положение.
Экономические союзы предпринимателей, членство в которых является добровольным, создаются по отраслевому, региональному, возрастному или даже половому признакам. Например, союз молодых предпринимателей или предпринимательниц, союз предпринимателей малого бизнеса. Однако чаще всего ведущими признаками создания таких союзов является отраслевой или региональный. Часто предприниматели являются членами сразу нескольких союзов. Основной их деятельностью является объединение усилий предпринимателей во взаимоотношениях с профсоюзами при решении вопросов условий труда и заработной платы, выработки единой позиции в разрешении трудовых конфликтов и т.д.
Ассоциациисоюзов создаются только по региональному и отраслевому признакам и объединяют предпринимателей данного региона или определенной отрасли промышленности. В свою очередь, эти союзные ассоциации могут объединяться между собой в более крупные союзы, принимая в общенациональном масштабе форму пирамиды. Например, в Федеральный Союз германской промышленности входят около сорока головных промышленных союзов, которые, в свою очередь, включают до 400 отраслевых и около 200 земельных союзов. Они охватывают более 80 тыс. предприятий, на которых занято почти 80 процентов всей рабочей силы частного сектора национальной экономики. В свою очередь, Федеральный Союз германской промышленности является членом международных предпринимательских организаций и имеет свои представительства за рубежом.
Подобная схема организации союзов предпринимателей имеется и в других индустриально развитых странах. Например, в Японии — это Федерация экономических организаций, включающая около 100 головных отраслевых ассоциаций, охватывающих свыше 600 корпораций, производителей готовой продукции. Во Франции — это Национальный совет французского патроната, в Великобритании — Конфедерация британской промышленности, включающая 250 тыс, предприятий, в Италии -Итальянская конфедерация промышленности и т.д. Определенные отличия в организации экономических союзов предпринимателей национального уровня имеются в США, где благодаря исключительной экономической мощи американских монополий имеет место высокая степень их децентрализации.
Торгово-промышленные палаты, в отличие от экономических союзов, организуются только по территориальному признаку и осуществляют помимо координирующей и консультативной работы целый ряд функций государственного и местного управления. Так, они могут выдавать свидетельства о происхождении и качестве товаров, контролировать деятельность различного рода бирж, а также осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность (организация ярмарок, выставок, аукционов и т.д.). Важную сферу деятельности торговых палат составляет организация и помощь мелкому бизнесу. Решения палат, в отличие от союзов предпринимателей, носят, как правило, обязательный, а не рекомендательный характер. Выполнение торгово-промышленными палатами функций государственного и местного самоуправления привело к тому, что частично их деятельность может финансироваться из государственного или местного бюджетов.
Основная цель, стоящая перед торгово-промышленными палатами и экономическими союзами предпринимателей, — это выработка общей позиции предпринимателей по вопросам, представляющим для них важный интерес, и стремление повлиять на их позитивное решение при разработке государственной социально-экономической политики. Важным представляется также и установление определенных контактов между государственной властью и предпринимательскими союзами, позволяющих проводить соответствующую политику лоббизма. Кроме того, рыночное законодательство специально оговаривает право союзов предпринимателей на непосредственное участие при разработке тех или иных вопросов государственной экономической политики. Поэтому не случайно, что союзы предпринимателей имеют своих представителей в соответствующих государственных комитетах и комиссиях, где эта политика разрабатывается.
Банки — кредитно-финансовые учреждения, осуществляющие операции по привлечению и накоплению свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и посредничеству в платежах (пассивные операции), а также эмиссию денег, ценных бумаг, краткосрочное кредитование — предоставление различного рода ссуд на условиях возвратности, платности и срочности (активные операции). Кроме накопления и кредитования, банки осуществляют выплаты зарплаты, пенсий, пособий, прием коммунальных платежей и другое.
Банковская система Украины состоит из двух уровней: Национального банка Украины и коммерческих банков, в том числе Внешнеэкономического, Сберегательного и других коммерческих банков разных видов и форм собственности.
Банки являются юридическими лицами. Они экономически самостоятельны и полностью независимы в их оперативной деятельности от исполнительных и других органов государственной власти.
Высшим кредитно-эмиссионным учреждением является Национальный банк, который призван проводить единую государственную денежно-кредитную и валютную политику. Он координирует деятельность банковской системы в целом, организует банковские расчеты, исполняет функции резервного банка.
Национальный банк призван управлять кредитной политикой исключительно экономическими методами: путем установления нормативов резервирования части кредитных ресурсов для маневрирования ими и влияния на состояние денежного обращения, проведения гибкой процентной политики, установления для коммерческих банков определенных соотношений между размером собственных средств и суммой его активов, минимального риска на одного заемщика и других нормативов.
Национальный банк вместе с коммерческими банками осуществляет обслуживание государственного долга, выполняя операции по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним.
О своей деятельности Национальный банк ежегодно отчитывается перед Верховным Советом Украины:
Коммерческие банки создаются на акционерной или паевой основе. Их участниками могут быть юридические и физические лица за исключением Советов народных депутатов всех уровней, политических, профсоюзных организаций и общественных фондов. Коммерческие банки различаются:
— по принадлежности уставного капитала и способу его формирования — акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и др.;
— по видам совершаемых операций — универсальные и специализированные;
— по отраслевой ориентации — для промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры. Коммерческие банки образуются либо самостоятельно, либо путем преобразования ведомственных банков с сохранением определенного пакета акций у государства. Они могут гибко маневрировать на рынке кредитных ресурсов, облегчая доступ к кредитам и тем самым способствуя ускорению развития производства.
Капитал банка состоит из двух частей: заемных средств, образуемых из вкладов собственников свободных средств, и собственных средств, образуемых за счет разницы процента по вкладам и кредитам (при выдаче ссуд с дебиторов взимается более высокий процент, чем выплачивается вкладчикам).
Когда возникает потребность в дополнительных капиталовложениях, предприятия обращаются к кредитам. Кредит — это форма движения ссудного капитала. Различают несколько форм кредита:
— банковский кредит имеет первостепенное значение для расширенного производства;
— коммерческий кредит, при котором предприниматели продают друг другу товары с отсрочкой платежа под долговое обязательство- вексель;
— потребительский кредит — продажа потребителям товара в рассрочку;
— ипотечный кредит — это средства под залог недвижимого имущества. При залоге своей недвижимости владелец лишь формально остается собственником, фактически он становится арендатором, выплачивая кредитору арендную плату в виде процента.
Банкам запрещается деятельность в сфере производства и торговли материальными ценностями, а также выполнение операций по страхованию, кроме страхования валютных, кредитных и процентных рисков. Кроме того, им запрещается заключать письменные и устные договоры, соглашения с целью ограничения конкуренции в банковской деятельности, а также монополизации условий выдачи кредитов, установления процентных ставок и размера комиссионных вознаграждений.
Создана также Ассоциация коммерческих банков Украины -добровольное объединение новых, созданных на акционерной (паевой) основе банковских учреждений, которая функционирует по горизонтальному (а не вертикальному) принципу. Главная ее задача — организация информационного обслуживания, обмен опытом, координация деятельности новых банков, а также правовая защита этих коммерческих структур.
Биржи — одна из наиболее эффективных форм функционирования оптового рынка. Являясь закономерным результатом эволюции оптовых форм торговли и способов ведения торгов, биржи возникли в эпоху первоначального накопления капитала. В отличие от западноевропейских стран, где биржи родились как результат свободной инициативы, в России первая биржа была учреждена по высочайшему повелению Петра I в 1703 г. по образцу и подобию «нидерландского стандарта» и обслуживала военные заводы.
В классическом понимании биржа — это, во-первых, место, где осуществляется купля-продажа массовых товаров, продаваемых по стандартам или образцам (товарная биржа), ценных бумаг (фондовая биржа) или валюты (валютная биржа). Во-вторых, — объединение торговцев или биржевых посредников (брокеров, маклеров и др.), которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение, и, наконец, в-третьих, — это ценообразующий механизм. Собирая множество продавцов и покупателей одинакового товара в одном месте и в одно время, биржа создает максимально благоприятные условия для ценовой конкуренции.
Товарная биржа — одна из форм функционирования оптового товарного рынка.
Торговля через биржу производится по тем видам товаров, на которые имеются достаточно высокий спрос и предложение и которые могут быть унифицированы по своим физическим характеристикам и условиям поставки. Примерами биржевых товаров являются нефть, лес, прокат, ряд строительных материалов, зерно, хлопок, драгоценные металлы и некоторые другие товары. Торговля осуществляется как наличным товаром (в форме торговли документами о принятии товара на склад), так и контрактами на поставку товара в определенный срок (т.е. будущим товаром). Таким образом, в ходе биржевой сделки из рук в руки переходит не сам товар, а документ, подтверждающий право покупателя на него. Сроки и условия поставки оговариваются в контракте. При этом биржа принимает меры к обеспечению выполнения обязательств своими клиентами.
В зависимости от ассортимента товаров различают биржи общего типа и специализированные. На первых производятся сделки по многим видам товаров, на вторых — лишь по определенным.
По степени участия посетителей в биржевых торгах товарные биржи делятся на открытые и закрытые. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только биржевые посредники (брокеры), а на открытых, помимо посредников, и посетители.
Покупателями и продавцами на товарной бирже могут выступать любые предприятия, организации и другие платежеспособные хозяйственные субъекты.
Биржа выполняет следующие важные функции: определение уровня цен на товары; обеспечение клиентов информацией о конъюнктуре рынка, товаровладельцах и покупателях, изменениях условий производства продукции, появлении новинок; налаживание длительных хозяйственных связей объектов торговой деятельности; разрешение споров по торговым сделкам и другие. Биржа создается как общество с ограниченной ответственностью (акционерное предприятие). В него могут войти заинтересованные поставщики продукции, ее потребители, банки, научно-исследовательские организации, совместные предприятия, кооперативы, общественные организации и ассоциации. Вкладываемые средства объединяются и образуют Уставной фонд.
Средства биржи образуются из сборов с биржевых операций, вступительных и ежегодных членских взносов, сборов на посещение биржевых собраний, регистрацию сделок, штрафов, из банковских кредитов, процентов со своего капитала, находящегося в обороте, из доходов от собственной деятельности.
Органами управления биржей являются общее собрание членов биржи и биржевой комитет, который представляет высший орган управления биржей.
Контроль за деятельностью биржевого комитета осуществляет ревизионная комиссия, избираемая общим собранием из состава членов биржи.
Исполнительным рабочим органом биржевого комитета является дирекция, которая руководит текущей деятельностью подчиненных ей служб. Для посредничества при заключении биржевых сделок при бирже создается маклериат, для определения цен на товары — котировочная комиссия, а для разрешения споров по биржевым сделкам — арбитражная комиссия.
Важной с юридической точки зрения фигурой на классической бирже является биржевой нотариус. Он регистрирует торговые сделки, свидетельствует акты и опротестовывает векселя.
Посредниками между покупателями и продавцами на бирже являются маклеры (нем.), брокеры (англ.). Они помогают осуществить продажу или облегчают осуществление предшествующих ей или следующих за ней операций, которые производятся за счет средств клиентов. Этим брокеры отличаются от дилеров, торгующих за собственный счет.
При анализе целесообразности заключения сделки пользуются следующими ценовыми показателями: биржевые котировки цены, установленные на товарной бирже; они подвижны и зависят от соотношения спроса и предложения, инфляции, применяемых методов государственного регулирования; контрактные цены отражают истинный уровень цен на момент заключения контракта и являются коммерческой тайной; справочные цены публикуются самими поставщиками и могут существенно отличаться от контрактных. На готовую продукцию часто выпускают ценники — прейскуранты, т.е. справочные цены.
Индексы цен — это относительные показатели, характеризующие тенденцию движения цен.
При установлении цен производители широко пользуются системой скидок и надбавок к первоначальной цене. Они зависят от величины заказов, загрузки производственных мощностей, а также традиций во взаимоотношениях партнеров. Обычные сроки сделки — примерно шесть месяцев, но могут превышать и год. Начало и конец биржевого дня строго фиксированы. Сделки, совершенные до начала и после его окончания, не являются биржевыми. Продавцы и покупатели, нарушающие данное правило, штрафуются. Это обеспечивает концентрацию спроса и предложения.
Кроме членов биржи в торгах могут принимать участие и посетители. Они делятся на постоянных и разовых. Постоянные посетители вносят входную плату за вход на биржу, разовые оплачивают свое посещение. Оплата входа дает право участия в биржевых торгах.
Фондовая биржа — форма существования вторичного рынка ценных бумаг. Цель ее создания — привлечение дополнительных свободных средств в хозяйственный оборот страны. По существу фондовая биржа является рынком, где осуществляются долгосрочные вложения средств в различные отрасли народного хозяйства.
Роль фондовой биржи весьма разнообразна. Во-первых, с помощью ценных бумаг все материальные ценности, включая здания, сооружения, оборудование, запасы сырья, материалов, земли и т.д., приобретают ликвидную форму.
Во-вторых, на таких биржах правительство имеет возможность размещать займы и ценные бумаги с учетом воздействия спроса и предложения. Таким образом, речь идет о принципиально новой схеме денежных и финансовых потоков — горизонтальной. А это означает, что ценные бумаги на таких биржах в принципе могут продаваться по курсу, отличному от номинала ценной бумаги. Чтобы быть уверенной в доброкачественности ценных бумаг, биржа должна проверить экономическое состояние тех предприятий и организаций, чьи бумаги она продает.
В-третьих, фондовая биржа выполняет роль посредника перелива капитала из отрасли в отрасль. Это весьма существенно в рыночной экономике, поскольку раньше в нашей стране практически отсутствовали экономические механизмы, направляющие капитальные вложения (да и свободные ресурсы тоже) в наиболее эффективные сферы экономики.
На фондовой бирже обращаются только акции и облигации, отвечающие определенным требованиям. Другие виды ценных бумаг попадают, как правило, во внебиржевой оборот. Это ценные бумаги малодинамичных отраслей экономики, а также бумаги с высокой степенью риска и, прежде всего, бумаги предприятий новейших отраслей. Через внебиржевой оборот реализуются также ценные бумаги акционерных банков и иных кредитно-финансовых институтов.
Отличие внебиржевого рынка от биржи в том, что в нем нет единого управляющего центра, и вся деятельность сводится к заключению сделок через посредников, роль которых берут на себя банки и специальные фирмы.
Валютная биржа — биржа, обслуживающая рынок иностранной валюты. Она обычно является частью фондовой биржи.
Биржатруда. В странах рыночной экономики это – государственное учреждение, подчиняющееся обычно Министерству труда и являющееся посредником между рабочими и предпринимателями. Главная задача биржи — контроль за трудовой деятельностью. В ее функции входит трудоустройство безработных, выплата пособий, посредничество в перемене работы, изучение рынка рабочей силы, информация предпринимателей и рабочих о его конъюнктуре, профессиональная ориентация молодежи.
Информация о рынке рабочей силы дает возможность государству организовать подготовку и переподготовку необходимых специалистов, планировать и осуществлять создание новых рабочих мест. В Украине отсутствует биржа труда, вместо которой в начале 90-х годов создана государственная служба занятости. Ее деятельность также осуществляется под руководством Министерства труда и исполкомов местных Советов народных депутатов.
Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставляются государственной службой бесплатно, деятельность которой финансируется из государственного фонда содействия занятости.
Для осуществления контроля за исполнением законодательства о занятости государственными и общественными органами, предприятиями, организациями и учреждениями в составе государственной службы занятости создана инспекция.
Законом также разрешено создание коммерческих бюро, агентств и других организаций, содействующих трудоустройству граждан Украины, предоставляющих услуги по профориентации, повышению профессионального уровня и их переподготовке. В обязанности государственной службы занятости входят:
— анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование о состоянии рынка труда;
— консультации о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой;
— учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства; предоставление помощи в подборе подходящей работы или необходимых работников;
— организация профессиональной подготовки и переподготовки граждан в системе службы занятости или в других заведениях;
— предоставление услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению;
— регистрация безработных и предоставление им помощи, в том числе материальной;
— участие в подготовке перспективных и текущих программ занятости различных групп населения.
Государственная служба занятости имеет право:
— получать от предприятий и организаций статистические данные о наличии вакантных рабочих мест, характере и условиях труда на них, обо всех высвобождаемых, принятых и уволенных работниках, о предполагаемых изменениях в организации, производства и труда, других мерах, которые могут привести к высвобождению работников;
— разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий всех форм собственности квоты приема на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите, не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, и направлять таких граждан для трудоустройства;
— направлять на предприятия (для трудоустройства) граждан с соответствующей профессиональной подготовкой при наличии там свободных рабочих мест;
— направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
— по поручению предприятий и организаций заключать договоры с гражданами при их трудоустройстве;
— распоряжаться средствами фонда содействия занятости;
— оплачивать стоимость профессиональной подготовки кадров, а также на период обучения устанавливать стипендии;
— предоставлять гражданам помощь по безработице и приостанавливать или прекращать ее;
— вносить предложения местным Советам народных депутатов о приостановлении на срок до 6 месяцев решений предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией затрат предприятия, вызванных этой отсрочкой.
Помимо службы занятости Законом предусмотрено создание научно-исследовательского центра АН Украины и Министерства труда Украины по проблемам занятости населения и рынка труда на базе существующих научных подразделений, занимающихся изучением этих вопросов.
Государственная налоговая служба — один из стержневых элементов инфраструктуры рынка — включает в себя налоговую систему и государственные учреждения налогообложения.
Налоговая система — основной механизм мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет.
Поэтому в Украине создана Государственная налоговая служба в составе Главной государственной налоговой инспекции Украины и государственных налоговых инспекций по областям, районам, городам и районам в городах. Главной ее задачей является обеспечение соблюдения законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществление контроля, обеспечение правильности исчисления и уплаты этих платежей.
Государственные налоговые инспекции подчиняются вышестоящим инспекциям и свою практическую деятельность осуществляют в тесном взаимодействии с органами государственного управления, исполнительными комитетами Советов народных депутатов, финансовыми органами, банковскими учреждениями, органами внутренних дел, суда, прокуратуры, арбитража, другими контролирующими органами.
В обязанности налоговой службы входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет, учет плательщиков налогов, контроль за своевременностью представления отчетов, деклараций и иных документов по исчислению платежей, а также правильности их заполнения, обеспечение правильности применения финансовых санкций и административных штрафов за нарушение обязательств перед бюджетом, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков и другое.
Налоговый инспектор имеет право проверки любых денежных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Он может обследовать производственные и иные помещения, используемые для извлечения доходов независимо от места их нахождения, требовать устранения выявленных нарушений законодательства и приостанавливать операции по расчетным счетам в банках, применять к нарушителям финансовые санкции и административные штрафы, а также передавать в арбитражи и суды иски о взимании в доход государства средств, полученных по незаконным сделкам. В то же время должностные лица государственных налоговых инспекций обязаны обеспечивать соблюдение коммерческой и служебной тайны.
Характеристику рынка как совокупность или арену актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:
По объектам:
— рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
— рынок рабочей силы;
— рынок средств производства (капитал);
— рынок ценных бумаг, валюты;
— рынок научно-технических разработок, патентов;
— рынок информации;
— рынок средств обращения;
— рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
— рынок лицензий и др.
Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи «по договоренности» рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.
Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок информационных продуктов — это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий — это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.
По субъектам:
— рынок покупателей;
— рынок продавцов;
— рынок государственных учреждений;
— рынок промежуточных продавцов-посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, при обретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
В пространственном разрезе выделяют:
— местный (локальный) рынок;
— региональный рынок;
— внутренний рынок;
— внешний рынок;
— национальный рынок;
— мировой рынок.
По формам контакта различают:
— рынки на личном контакте;
— рынки на безличностном контакте.
По уровню насыщения:
— равновесный рынок;
— дефицитный рынок;
— избыточный рынок.
По степени зрелости:
— неразвитый рынок;
— развитый рынок;
— формирующийся рынок.
По степени ограниченности конкуренции:
— свободный рынок;
— монополистический рынок;
— олигополистический рынок.
По соответствию действующему законодательству:
— легальный рынок;
— нелегальный рынок;
По отраслям:
— автомобильный рынок;
— компьютерный рынок и т.д.
По характеру продаж:
— оптовый рынок;
— розничный рынок.
С учетом ассортимента товаров:
— замкнутый рынок (товары только одного производителя);
— насыщенный рынок (множество аналогичных товаров многих производителей);
— рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей);
— смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой).
Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX века).
В сороковые годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства.
Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:
1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;
3) кредитная система и коммерческие банки;
4) эмиссионная система и эмиссионные банки;
5) система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;
7) налоговая система и налоговая инспекция;
8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;
9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
11) таможенная система;
12) профсоюзы работающих по найму;
13) коммерческо-выставочные комплексы;
14) система высшего и среднего экономического образования;
15) аудиторские компании;
16) консультативные (консалтинговые) компании;
17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
18) специальные зоны свободного предпринимательства. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне; рождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
— облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
— повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
— организационное оформление рыночных отношений; облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
Инфраструктуру рынка можно представить в виде схемы 6.4.1.
Схема 6.4.1. Инфраструктура рынка
- Понятие и содержание рыночной инфраструктуры……….1
- Пути оптимизации рыночной инфраструктуры Республики Беларусь……………………………………………………..13
Рыночная инфраструктура в современной экономике.
- ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Известно, что рынок товаров и услуг представляет собой единую систему с определенной иерархией, взаимосвязями и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок — система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.
Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции и услуг, и в массе своей представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.
Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение роли и совершенствование инфраструктуры.
Рассмотрим понятие «инфраструктуры».
В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.
При становлении любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.
В начале своего развития до наступления машинного способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.
В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.
Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.
Так, отдельные ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе — отделение торговли от земледелия и промышленности — привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.
Термин «инфраструктура» произошел от лат. — «infra» — ниже, под; structura» — строение, расположение. Несмотря на широкое использование термина «инфраструктура» существуют различные трактовки понятия.
Одна группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в предоставлении услуг производству и населению, в обслуживании производства и населения.
Другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в «создании общих условий производства, в обеспечении деятельности основного производства.
Известна и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая… призвана обеспечить… беспрепятственное поле деятельности.
При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает необходимые условия для его производства.
Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.
Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.
Функциональной спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.
В отраслях инфраструктуры создается продукт в новой материально-вещественной форме.
Невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.
Функционирование инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны — обслуживание материального производства, с другой — воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.
Инфраструктура есть категория, обозначающая сферу услуг, организационно и материально обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.
Рыночная инфраструктура представляет услуги, связанные с четырьмя основными функциями:
— снижение степени риска благодаря различным видам страхования, аудиторской деятельности, консалтинговым, сертификационным услугам;
— ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет факторинга, брокерских и маклерских услуг, качественной и быстрой контрактной подборки работников и подрядчиков, применения усовершенствованных специальных средств связи. Одним из важных факторов, оказывающих решающее воздействие на скорость оборота средств, является быстрая и бесперебойная работа банковской системы по приему, переводу и выдаче платежей различных экономических субъектов;
— развитие предприятий за счет расширения деятельности аренды и лизинга, эмиссии ценных бумаг, профессиональной подготовки и переподготовки работников в сфере менеджмента, инжиниринга; дальнейшего роста мелких и средних предприятий.
— содействие маркетингу по доведению товаров и услуг до потребителей с применением рекламы и других средств продвижения, использование прикладных исследовательских работ по изучению спроса потребителей, емкости конкретных рынков.
Рыночная инфраструктура является неотъемлемой частью развитой рыночной экономики, во многом определяющей ее воспроизводственные и конкурентные возможности. Кроме того, это сфера трудоемкого приложения сложного и высококвалифицированного труда, которая имеет большое значение для создания рабочих мест и обеспечения рациональной занятости населения.
Экономическое назначение рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы снабдить рыночно функционирующую часть национального хозяйства рыночными сигналами, необходимыми для успешной работы относительно изолированных субъектов рынка. Исполняя эту функцию, рыночная инфраструктура частично выполняет координирующую роль, которая ранее была свойственна народнохозяйственному планированию.
Политическое назначение рыночной инфраструктуры заключается в создании стабильно функционирующего хозяйственного комплекса, чутко реагирующего на косвенные управляющие воздействия со стороны государственных учреждений. Кроме того, государственные предприятия и организации, активно участвующие в деятельности рыночной инфраструктуры, определяют характер производственных отношений и непосредственно проводят в жизнь меры национальной экономической политики.
Социальное назначение рыночной инфраструктуры выражается в расширении возможностей занятости населения и свободного выбора каждым членом общества подходящего ему места в системе общественного разделения труда. Специфика работы посреднических предприятий, выполняющих разного рода услуги, состоит в том, что для занятия ими требуются не только глубокие знания и профессионализм, но и творческий подход.
Многие предприятия совмещают деятельность, относимую к услугам рыночной инфраструктуры, с производством товаров и оказанием массовых услуг. Поэтому к объектам рыночной инфраструктуры могут быть отнесены все те предприятия, которые выполняют какую — либо функцию рыночной инфраструктуры. В условиях рынка потребность в различных услугах, обеспечивающих совершение каждой сделки, очень велика. Рыночная инфраструктура — это система, создающая условия для свободного обмена ресурсов — финансовых, трудовых, товарных, сырьевых, информационных, технологических, интеллектуальных.
Трансформация экономической и политической системы общества, которая имела место в Республике Беларусь в начале 90-х годов прошлого века, потребовала повышенного внимания в экономике не только со стороны специалистов, но и со стороны рядовых граждан. Такой интерес вызван вовлеченностью всех слоев общества в сам механизм рыночной экономики. При этом, в условия трансформационной экономики наибольшие изменения претерпевают домашние хозяйства, перед которыми встает проблема выживания в новых условиях.
В таких условиях на первое место выходит правильный и рационально обоснованный выбор экономической системы общества, которая становится краеугольным камнем, на котором строится экономическая модель развития государства.
Рыночная инфраструктура это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как:
комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка;
совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка;
совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных, банковских и страховых систем, крупных самостоятельных банковских и кредитно-сберегательных учреждений, а также различных по объему операций средних и мелких коммерческих банков.
Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка означает:
1) регулярный рынок, который организуется в определенном месте;
2) место периодической торговли;
3) сезонную распродажу товаров одного или многих видов.
Она возникла в Европе в раннее Средневековье. Вначале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе, в частности отраслевые (чаще технические) и товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Главным ориентиром здесь является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.
Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.
Биржа место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от компаний могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии, на долю которых приходится до 98 % объема биржевых сделок с товарами в стоимостном выражении (в том числе доля США 84 %).
Различают товарные биржи, фондовые биржи и биржи труда.
Товарные биржи функционируют на рынках отдельных товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже товаров на основе предварительного осмотра и по образцам, стандартам. По своему характеру биржевые сделки выступают в двух разновидностях:
1) сделки спот это сделки на реальный товар. Они дают гарантии реализации того товара, который уже имеется в наличии;
2) сделки форвард, при которых продается не сам товар (он даже не произведен), а право на его получение. Разновидностью форвардных сделок являются фьючерсные сделки. Это сделки на товар будущего. Однако при данной сделке партнеры не рассчитывают передать друг другу реализуемые товары. Цель фьючерсной сделки получение разности в цене за период между заключением контракта и его исполнением. На современных товарных фьючерсных биржах только 1 2 % сделок заключаются с поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку.
В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.
В бывшем СССР товарные биржи развивались в условиях НЭПа. Самого большого развития они получили в 1926 г. Членами 114 бирж были 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. В дальнейшем курс на жесткую централизацию в управлении привел к их полной ликвидации. К 1930 г. они перестали существовать.
С переходом к рыночным отношениям товарные биржи стали возрождаться. В бывшем СССР они начали работу в конце 1990 г. в Москве и Ленинграде. На этих биржах заключаются сделки купли-продажи по широкому ассортименту сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, автомобильной и вычислительной техники, других видов товаров. Товарные биржи получают развитие и в Беларуси. Они начали функционировать с 1 апреля 1991 г. Однако в классическом понимании они не являются биржами, так как ряд операций (например, фьючерсные сделки) им не известны.
На товарных биржах по поручению своих клиентов сделки заключают посредники — брокеры. В роли таковых могут выступать как высококвалифицированные специалисты, так и брокерские фирмы, зарегистрированные на биржах и представляющие интересы своих клиентов. Источник дохода брокера — комиссионное вознаграждение, предусмотренное в уставе соответствующей фирмы. Субъектами товарной биржи являются и дилеры — участники торгов, осуществляющие биржевые сделки от своего имени и за свой счет.
На фондовой бирже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: 1) акции предприятий, компаний, фирм;
2) облигации, выпускаемые правительством страны, органами местного самоуправления, коммунальными предприятиями, а также частными компаниями.
Купля-продажа ценных бумаг на фондовой бирже происходит на основе их биржевого курса, который колеблется в зависимости от соотношения между спросом и предложением. На фондовой бирже определяются реальные рыночные цены на акции и облигации тех или иных компаний. Эти цены зависят от уровня ссудного процента и размеров дивиденда и процентов, выплачиваемых их держателям. Получение на фондовой бирже высокого дохода (прибыли) на основании курсовой разницы ценных бумаг в биржевой практике называется биржевыми спекуляциями. Рыночные цены на ценные бумаги регулярно уточняются с учетом изменения спроса-предложения, объема заказов и поступающей финансовой информации. Крупнейшими фондовыми биржами в мире являются биржи в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Франкфурте-на-Майне, Париже. В Беларуси процесс создания фондовой биржи только начался. Свое развитие он получит при дальнейшем формировании рынка ценных бумаг и приватизации государственной собственности.
Современная фондовая биржа это сверхмощный компьютерный центр, имеющий средства оперативной связи практически во всем мире. Все сделки вводятся в память машины, благодаря чему информация о рынке распространяется в считанные секунды.
Биржа труда — организация, специализирующаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы. Она позволяет упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы.
Кроме мероприятий по трудоустройству биржи труда оказывают услуги лицам, желающим переменить место работы, изучают спрос и предложение рабочей силы, собирают и распространяют информацию об уровне занятости применительно к тем или иным профессиям и регионам. По существующим законам большинства стран все имеющиеся на предприятиях вакантные места должны регистрироваться на местных биржах. Биржи труда обеспечивают материальную поддержку работников в случае вынужденной безработицы. В бывшем СССР биржа труда существовала до 30-х гг. и была закрыта в связи с декларацией о полной ликвидации безработицы в СССР. В России она возобновила свою работу, в Беларуси права и возможности безработного регулируются системой законодательных актов.
Элементом инфраструктуры рынка выступает кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом и в капиталовложения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммерческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит), ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических нововведений) и инвестиционные (специализируются на финансировании и долгосрочном кредитовании различных предприятий и целых отраслей) банки.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют центральные и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ. Система финансов строится в соответствии с государственным устройством и Конституцией страны. В Программе социально-экономического развития Беларуси до 2000 г. предусматриваются разработка и принятие ряда важнейших законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения участников финансового рынка, банкротство банков, осуществляющих валютное регулирование и валютный контроль, гарантирующих права инвесторов и неприкосновенность валютных вкладов юридических и физических лиц в банках.
Ряд звеньев инфраструктуры рынка предназначен для обслуживания рыночного хозяйства в целом. Это юридические и информационные службы, консалтинговые компании и др.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.
2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Решением Правительства и Администрации Президента в ноябре 2007 года была создана рабочая группа, задачей которой является доработка проекта закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Проект, который сегодня подлежит доработке, создавался в течение 2006 года рабочей группой, в состав которой Постоянная комиссия включила представителей общественных объединений предпринимателей. Общественные объединения предложили альтернативный официально внесенному в Палату представителей вариант законопроекта. Рабочая группа пыталась найти компромисс между основным и альтернативным проектами, наполнив проект положениями прямого действия, максимально исключив из него отсылочные нормы. К сожалению, в полной мере этого сделать не удалось. Законодатели вынуждены были оставить в проекте отсылочные нормы, так как закон о поддержке малого и среднего предпринимательства (как и любой другой закон) не вправе внедряться в сферы деятельности, отношения в которых уже урегулированы своими законами и кодексами.
Однако можно отметить некоторые положительные изменения. В частности, неплохо проработаны критерии отнесения организаций к малому предпринимательству, дано определение среднему бизнесу. Субъектов малого предпринимательства разделили на индивидуальных предпринимателей, микроорганизации и малые организации, следуя опыту европейских стран и стран СНГ.
Цель данного законопроекта состояла в том, чтобы выстроить систему поддержки бизнеса на каждом уровне его развития. В том числе предусмотрены меры поддержки и для ИП.
Предполагается, что реализация программы развития малых и средних городов позволит развить бизнес, увеличить число малых и средних предприятий, а, следовательно, развить рынок рабочей силы. Это особенно становится актуальным в связи с необходимостью перераспределить рабочую силу крупных предприятий, где наблюдается ее переизбыток.
В конечном итоге решение данных вопросов сможет повлиять на эффективность и конкурентоспособность нашей экономики, подготовит условия для вступления Беларуси в ВТО (требования ВТО исключают господдержку предприятий). Времени на это остается немного.
Желая сделать частный бизнес более цивилизованным, принимая кардинальные решения в сфере его регулирования, государство, безусловно, делает серьезные шаги.
Мингорисполком возобновляет оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств бюджета Минска. Это стало возможным с принятием в июне 2007 года поправок в Указ от 28.03.2006 № 182, которым были установлены жесткие ограничения для оказания господдержки юрлицам и ИП. Сегодня действие данного Указа уже не распространяется на господдержку субъектов малого предпринимательства. В связи с этим Мингорисполком принял решение от 06.12.2007 № 2836, определившее виды, условия и порядок оказания господдержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказываемой за счет средств бюджета Минска.
Субъектам малого предпринимательства Минска предоставляется:
1) финансовая поддержка на возвратной основе сроком до 18 месяцев;
2) частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование инвестиционных проектов (до половины ставки рефинансирования Нацбанка);
3) частичная компенсация расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами, направленными на приобретение объекта лизинга (до половины ставки рефинансирования Нацбанка);
4) частичная компенсация расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Господдержка предоставляется инвестиционным проектам по таким направлениям, как создание новых рабочих мест, организация (развитие) производства экспортоориентированной (импортозамещающей) продукции, производство продукции с использованием новейших технологий, производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение.
Господдержка из бюджета Минска предоставляется также юрлицам, имеющим статус инкубатора малого предпринимательства или центра поддержки предпринимательства.
Изменения в Законе «О налогах на доходы и прибыль» предусматривают переход на принцип налогообложения валовой прибыли. В целях налогообложения будет использоваться прибыль, исчисленная по данным бухучета и скорректированная на расходы, не учитываемые при налогообложении. Этот принцип не изменит размера налога на прибыль, но упростит налогообложение прибыли за счет более полного сближения бухгалтерского и налогового учета.
Для стимулирования экспортной деятельности белорусских организаций налоги, уплаченные ими в бюджет иностранных государств (кроме налогов, по которым предусмотрено устранение двойного налогообложения по законодательству РБ или международным договорам), с 2008 года будут учитываться в Беларуси и уменьшать налогооблагаемую прибыль таких организаций.
С 2008 года перечень доходов физических лиц, не признаваемых объектом налогообложения, закрепляется непосредственно в Законе «О подоходном налоге с физических лиц». Ранее перечень этих доходов был определен в подзаконных актах.
Для ИП в законе установлен перечень доходов от реализации товаров (работ, услуг), а также состав их внереализационных доходов. Кроме того, уточнены особенности определения доходов ИП от реализации товаров по договорам комиссии, консигнации или иным аналогичным договорам и при реализации основных средств, нематериальных активов и ином выбытии товаров.
С 2008 года упрощается порядок применения стандартных налоговых вычетов, которые будут предоставляться в течение налогового периода не только налоговыми агентами, являющимися местом основной работы (службы, учебы), как это было ранее, но и налоговыми агентами, не являющимися таким местом. Также уточняется порядок предоставления плательщикам стандартных налоговых вычетов при наличии у них перерывов в работе (службе, учебе) в течение налогового периода.
Упрощается порядок предоставления социального и имущественного налоговых вычетов в случае использования плательщиком займов на получение первого высшего, среднего специального или профессионально-технического образования, а также на строительство или приобретение индивидуального жилого дома или квартиры. Закон дополнен нормой о том, что расходы по погашению займов, полученных у белорусских организаций и ИП и использованных для оплаты образования или строительства жилья, будут приниматься к вычету (ранее принимались к вычету только суммы, направленные на погашение кредитов банков).
В Законах «О бюджете Республики Беларусь на 2009 — 2010 гг.» и «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения» реализованы следующие меры по снижению налоговой нагрузки:
1) отменены 3 местных сбора с пользователей:
за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
за осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
за размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания) на иностранных языках;
2) отменены отчисления в государственный целевой бюджетный фонд строительной науки Минстройархитектуры. Это упростит налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих строительно-монтажные работы, и снизит затраты на капвложения;
3) отменен налог с пользователей автомобильных дорог. Это «оборотный» налог, который взимается на каждой стадии реализации товаров (работ, услуг) от производителя до конечного потребителя без вычитания сумм, уплаченных на предыдущих стадиях. Поэтому главный его недостаток то, что налог начисляется на налог. Это ведет к удорожанию белорусских товаров (работ, услуг), оказывает негативное влияние на финансовое положение плательщиков, усложняет их бухучет и отчетность. Отмена данного налога является существенным фактором снижения налоговой нагрузки для юрлиц (напомним, что ИП никогда его не платили).
Список литературы
- Антонова Б.Н. Государственное регулирование экономики в условиях перехода к рынку. Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003.
- Экономическая теория / под. ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива., 2001.
- Полоник С.С «Экономика Беларуси: состояние и перспективы» //.»Белорусская экономика: анализ, прогноз.
4. Сажина Г.И. Экономическая теория. М., 1998.