Инклюзивное образование это определение в России
Инклюзивное образование
На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. На 01.01.2018г. детей с ОВЗ до 18 лет в Российской Федерации — 655 000,0 , это 5,6 % от общего числа инвалидов. С каждым годом этот процент растет. Увеличивается количество новорожденных детей с низкой массой тела (недоношенностью), что зачастую сочетается с недоразвитием органов и систем организма. Неблагоприятная экологическая обстановка, недостаточно здоровый образ жизни населения и генетические предрасположенности увеличивают риск рождения детей с врожденными пороками развития. Сравнительно меньший количественный показатель имеют приобретенные нарушения. Обеспечить общий доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их индивидуальных возможностей и образовательных потребностей способно инклюзивное образование.
Принципы инклюзивного образования
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif -включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)
Инклюзивное образование — организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками — это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:
1. Доступность – получение образовательных услуг по месту жительства
2. Социализация и социальная интеграция ребенка — прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
3. Личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных. Которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.
Выделяя основные принципы инклюзивного образования как системы, можно выделить следующие:
- Принцип децентрализации: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и необходимые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам.
- Принцип регионализации: инклюзивное образование обеспечивает полноценный доступ к образованию по месту жительства для каждого ребенка.
- Принцип реалистичности: каждый человек воспринимается таким, каков он есть.
- Принцип неделимости, целостности интеграции: каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от вида и тяжести нарушения, принимается во внимание в процессе инклюзивного образования и участвует в нем по мере своих возможностей.
- Принцип нормализации (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь, настолько, насколько это возможно.
- Принцип восстановления единства людей на основе гуманности, согласно которому каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет неоспоримое право на обучение и воспитание.
- Принцип опоры на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.
- Принцип владения специальными педагогическими компетенциями массовой системой образования.
- Принцип командного подхода к реализации интеграционного процесса: причастные к интеграционному процессу специалисты работают все вместе, в команде, обеспечивая его системность и целостность.
- Принцип интеграции парадигмы и технологий специальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями в целостный педагогический процесс.
- Принцип кооперации в рамках общего для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах в соответствии со своими возможностями вместе со всеми учащимися и вносит свою долю знания о предмете в коллективное знание.
- Принцип коллективизма: максимальное участие каждого отдельного ребенка инклюзивного класса в общей коллективной деятельности.
- Принцип индивидуализации: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации.
- Принцип внутренней дифференциации, когда дифференциация целей, содержаний, методов и средств обеспечивает индивидуально-личностно-ориентированное, самоуправляемое и соответствующее логике развития ребенка учение.
- Принцип права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями должны иметь право свободно выбирать либо интегрированное воспитание и инклюзивное образование, либо обучение в специальной образовательной организации.
- Принцип добровольности: все участники интеграционного процесса и инклюзивного обучения взаимодействуют и сотрудничают друг с другом добровольно.
- Принцип многообразия форм: интеграционный процесс должен реализоваться в самых различных формах – от изолированных классов в структуре массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам.
- Диалогический принцип: встреча и взаимодействие между людьми есть важная и значимая педагогическая ситуация.
- Принцип близости и дистанции в отношении сходства и различий: инклюзивное обучение и интегрированное воспитание обеспечивают реалистическое и рациональное объяснение различий между людьми.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих подходах, способах, формах:
• индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
• социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
• психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
• портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
•рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
•адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
•сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
•ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что внедрение и развитие инклюзивной системы образования требует тщательной, колоссальной проработки каждого принципа для определения дальнейших задач по реализации образовательного процесса. Основными принципами выступают: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение.
Задачи инклюзивного образования
Задачами инклюзивного образования, является создание необходимых условий для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе. Под интеграцией имеется в виду не только сам факт «включения» такого ребенка в массовую образовательную среду, но и создание всех необходимых условий для его успешного обучения, социализации, корректировке нарушений.
Инклюзивное образование призвано решить следующие задачи:
- создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ
- обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов
- построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами
- интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам
- разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ
- координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности
формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ
Проблема внедрения инклюзивной системы
В текущий момент времени, образование детей с ограниченными возможностями здоровья — является одной из центральных тем находящихся в фокусе пристального внимания отечественного научного сообщества. Это происходит, в виду принятия решения о внедрении инклюзивного образования в 2016 году. Данное решение было достаточно продуманным, основываясь на множестве открытых дискуссий, однако существует еще множество нерешенных аспектов, которые связаны в основном именно с практикой внедрения инклюзии в школу. Законотворцев и экспертное сообщество привели к такому решению — зафиксированные препятствия к получению детьми с ОВЗ качественного образования, многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов .
Данные тенденции были связаны в первую очередь с методологией рассмотрения лиц ОВЗ как субъекта включенного образовательный процесс. По этому поводу существует две основные концепции сегрегационная и интеграционная.
Сегрегационная концепция выступает за раздельное обучение лиц с ОВЗ и «нормальных» детей, основывая свою аргументацию на том, что при иных вариантах страдает качество обучения. Наиболее частым аргументом является апелляция к невозможности совмещения программ обучения для детей с ОВЗ и «нормальных» детей. Исходя из воззрений представителей данной концепции, совместное обучение попросту неэффективна, поскольку образовательные возможности различных категорий детей принципиально различны и при попытке создать образовательное пространство для всех, качество образования будет неуклонно снижаться
Интеграционная концепция выступает с прямо противоположных позиций, апеллируя, прежде всего, на апелляции к равному доступу к образованию всех граждан, несмотря на их особенности и отличия. В русле последней концепции произошло становление инклюзивного образования, это был своеобразный протест против сегрегационной модели, которая безгранично доминировала почти весь 20 век.
Инклюзивное образование во время его реализации на практике не выявило никаких существенных отрицательных последствий ни для детей с ограниченными возможностями, ни для их соучеников в контексте мировой практики. Однако в российских реалиях существует ряд препятствий к адекватному его внедрению. Мониторинг образовательной среды в 2015-2016 годах, проведенный Министерством образования, в контексте принятия нового ФГОС выявил целый ряд факторов, препятствующих внедрению инклюзивного образования в РФ.
1. Слабая готовность школы к инклюзивному образования. Многие педагоги не готовы переходить на инклюзивную систему, а имеют, напротив, весьма консервативные взгляды и верны традиционным концепциям обучения. Отсутствие специальной коррекционной — психологической подготовки учителей, которая необходима при работе с детьми, имеющих ОВЗ, тоже, играет свою роль. Не обладая подобными знаниями, педагог может даже навредить ребенку с особыми образовательными потребностями. Большие затруднения вызывает недостаточность методологической и научной базы, учитывая, что система инклюзивного образования является в какой-то мере новшеством, то необходимого, наработанного материала ещё попросту не существует.
2. Неготовность родителей здоровых детей принять детей с ОВЗ, зачастую, выступают против инклюзивного образования и крайне негативно реагируют на детей с особыми образовательными потребностями, что негативно сказывается на основном принципе инклюзии – социализации детей.
3. Недостаточное финансирование и вследствие этого скромная материально- техническая база. Многие образовательные учреждения не могут себе позволить техническое оснащение, которое необходимо для включения в образовательный процесс детей с ОВЗ.
4. Медицинское сопровождение в образовательном учреждении не предоставляет должного наблюдения и поддержки детей с ОВЗ.
5.Ограничения социокультурного и психологического сознания общества, что препятствует развитию инклюзивного образования. Пренебрежение, а то и отвращение — те эмоции, которые, к сожалению, зачастую преобладают у педагогов и родителей здоровых детей.
6.Проблемы дальнейшей аттестации и трудоустройства, у детей с тяжелыми нарушениями.
Предполагаемые пути решения проблем при внедрении инклюзивной системы
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов. Как и любое новое начинание, внедрение системы инклюзивного образования сопровождается определёнными трудностями. Это подготовка персонала и подбор сотрудников, готовых работать в рамках данной программы, главной трудность – сломать настороженное, местами даже негативное отношение всех участников данного процесса к совместному обучению. Перечислим, некоторые проблемы связанные с внедрением инклюзию в общеобразовательные учреждения:
Неготовность учителей, в первую очередь, психологическая, к работе с детьми с ОВЗ. Зачастую, включение ученика с ОВЗ в обычный класс, создает огромную дополнительную нагрузку на учителя. Не имея специального (дефектологического) образования, учитель сталкивается с рядом трудностей, возникающих в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями. Учителю необходимо применять индивидуальный подход, по возможности, к каждому ученику, вне зависимости от его состояния здоровья. Но дети с ОВЗ, в зависимости от характера нарушений, нуждаются в учителе куда больше, нежели его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем. Такие дети медленнее усваивают материал, нуждаются в дополнительном техническом оснащении, и занимаются по адаптированной программе. Все эти нюансы тормозят процесс обучения, учитель вынужден большее количество времени и сил уделять «особому ребенку», в то время, когда дети, не имеющие нарушений, тоже нуждаются в руководстве и помощи педагога.
Учитель обычной массовой школы не обладает узкопрофильными знаниями, такими как система Брайля для слепых и слабовидящих детей, язык жестов для глухих и слабослышащих детей, особыми методами и приемами в работе с детьми имеющих аутистические черты, а неконтролируемое поведение детей имеющих задержку психического развития или степень умственной отсталости, привносит лишь отсутствие дисциплины в классе и снижение качества обучения для всех учащихся в целом.
Учитель, в чьем классе обучается ребенок с интеллектуальными, речевыми, двигательными, сенсорными проблемами, — вынужден искать новые, более совершенные методы преподавания, поскольку привычные учебно -дисциплинарные, построенные на объяснении, заучивании, повторении и контроле – не срабатывают.
Введение элемента инклюзии в качестве руководящего принципа имеет определенные последствия для практики и установок учителей, причем неважно, о ком идет речь, – девочках, учащихся, медленно усваивающих учебный материал, детях с особыми потребностями или детях, имеющих различные исходные данные (когнитивное развитие, этническое происхождение или социально-экономические условия). Позитивное отношение учителей к инклюзии в значительной степени зависит от их опыта работы с учащимися, которые воспринимаются как «трудные».
Образование учителей, наличие поддержки внутри школы, размеры класса и общий объем нагрузки, – вот все те факторы, которые влияют на отношения учителей. Негативное отношение руководителей педагогических коллективов, инспекторов образования, преподавателей и взрослых (родителей и других членов семей) представляет собой основное препятствие на пути к инклюзии. Таким образом, наделение новыми правами и возможностями всех этих отдельных лиц, развитие у них чувства уверенности в своих силах и обеспечение возможностей получения необходимых навыков в процессе введения инклюзии являются руководящими принципами, которые будут иметь последствия для установок и отношений учителей и для эффективности их деятельности.
Учителя, другие работники образования и вспомогательный непедагогический персонал должны получать подготовку и быть готовыми к тому, чтобы оказывать помощь детям, молодежи и взрослым в их развитии и участии в учебном процессе на ежедневной основе. Гибкие методологии преподавания-обучения вызывают необходимость в отходе от длительного теоретического образования учителей и в переходе к постоянной, без отрыва от работы, подготовке преподавателей и учителей. Следует отметить, что все конкретные знания и умения не могут быть просто переданы одному и тому же лицу. Необходимо иметь в наличии несколько специализаций для того, чтобы можно было сотрудничать и оказывать поддержку персоналу обычной школы. Кроме того, в рамках национальной политики внимание должно уделяться положению учителей, их благосостоянию и профессиональному развитию.
Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, позволяют утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих категорий — и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.
Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией родителей мы считаем донести уже накопленный опыт, доказывающий, что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе массовой школы. Доказано из зарубежных опытов, что включение особенных детей в общеобразовательную среду – дает не только очевидные эффекты для их обучения, развития и социализации, но, что не менее важно, – учит их нормально развивающихся сверстников ценить свое здоровье и природные способности, совершать усилия, чтобы преодолевать школьные трудности, собственную лень, интеллектуальное несовершенство. Но зарубежный опыт, это опыт не наш. В России на данный момент ещё не созданы все необходимые условия для широкой распространенности инклюзивной системы, поэтому, зачастую, опасения родителей не являются беспочвенными.
Значительное большинство родителей детей инвалидов отдают предпочтение обучению на дому и классно урочной системе, они удовлетворены полностью или частично этими формами обучения, а также качеством знаний их детей. При этом они положительно относятся к совместному обучению, и трудности их не пугают.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач — формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить полной жизнью всем независимо от состояния здоровья.
Инклюзивная система образования на сегодняшний день является новаторским явлением. Внедрение и распространения инклюзии на территории Российской Федерации – процесс длительный и постепенный. Учитывая территориальную протяженность Российской Федерации, её технико-экономические показатели и положение в мировой экономике, процесс внедрения инклюзивной системы образования на сегодняшний день, не может быть стремительным и динамичным. Необходимо последовательное, плавное внедрение, больше в виде апробации, без резких движений, пропаганды и принуждения. Коррекционное (специальное) образование должно продолжать функционировать как отдельная, параллельная массовому образованию, система, специализированные учебные учреждения не должны упраздняться.
Необходимо более тщательно оценивать реальные возможности ребенка при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии и последующем распределении в образовательные учреждения. Дети, имеющие задержку психического развития, а также дети с различными формами умственной отсталости (нарушения интеллекта), должны обучаться в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Инклюзивный подход необходим на этапе «раннего вмешательства», активная работа медицинского персонала и узкопрофильных специалистов (педагогов) в раннем возрасте (сензетивный период), позволит минимизировать последствия в будущем, компенсировать дефект, нивелировать патологию.
Кадровый состав образовательных учреждений практикующих инклюзивную систему, должен проходить курсы повышения квалификации и расширять свои познания в сфере специального (дефектологического) образования. Во всех образовательных учреждениях необходимо сделать уклон по развитию духовно – нравственных качеств, формировать нравственный облик, воспитывать терпение, милосердие, сострадание, великодушие. Гипотеза не подтвердилась, в виду отсутствия на данный момент должного количества практических наработок, в связи с незавершенностью процесса.
Список литературы
Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» от 02.08.10 № 761н.
Инклюзивное образование.
Необходимые условия и принципы построения.
Обучающий семинар для педагогов № 1
Слайд 1
Все мы слышали понятие «инклюзивное образование», но не многие из нас знакомы с основными принципами и подходами инклюзивного образования. И это, в первую очередь, связано с отсутствием необходимости в знакомстве с ними до недавнего времени. Те изменения, которые происходят сейчас в нашей школе, касающиеся деятельности по принципам инклюзивного образования, требует от всех педагогов знаний и четкого понимания, что же такое «инклюзивное образование», каковы его принципы, подходы и каким, собственно, должен быть педагог инклюзивного образования.
Слайд 2
Понятие «инклюзивное образование» (от франц. Inclusif — включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий, единый и целостный процесс обучения, воспитания, развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества и снижает риски его изоляции.
Слайд 3
Принятие философии инклюзии – это принятие ценности каждого ребенка, вне зависимости от его особенностей и возможностей; понимание приоритета социальной и образовательной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде; понимание того, что любой ребенок – и особый, и обычный – развивается в инклюзивной среде.
Готовность лидера и педагогического коллектива к изменениям и трудностям, которые возникают при организации включенного образования.
Существование «внешней» поддержки со стороны педагогического сообщества и руководства.
Слайд 4
Условия эффективной реализации инклюзивного образования
— Какими же должны быть условия для эффективной реализации инклюзивного образования в школе?
-
Правовые условия.
-
Наличие локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность внутри самого образовательного учреждения. Например, деятельность консилиума образовательного учреждения с опорой на федеральные документы.
-
«Облегченная» процедура лицензирования образовательного учреждения по различным образовательным программам.
-
Наличие юридически оформленного договора между образовательным учреждением и родителями. В этом договоре зафиксированы все необходимые условия обучения ребенка, в том числе требования, предъявляемые к родителям (семье).
-
Наличие договоров/соглашений о сотрудничестве со специальными коррекционными образовательными учреждениями, территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), учреждениями дополнительного образования.
Слайд 5
-
Организационные условия.
-
Сотрудничество с ресурсным центром по инклюзивному образованию в регионе (Областным методическим центром), с территориальной ПМПК.
-
Взаимодействие с другими инклюзивными и специальными коррекционными образовательными учреждениями вертикали или сети (школа, сад, техникум и т.п.), в том числе взаимный обмен технологиями, материалами, информацией и документами.
-
Преемственность в работе учреждений разных ступеней инклюзивной вертикали.
-
Преемственность в работе образовательных учреждений различного уровня.
-
Взаимодействие с внешними партнерами. Оно подразумевает организацию системы взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров: территориальной ПМПК, методического центра, ППМС-центра, специальных (коррекционных) школ, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями необходимо заключить договоры. Реализация этого условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, максимально полно и ресурсоемко обеспечить его обучение и воспитание. Важным компонентом этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.
-
В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих проведение постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
Слайд 6
-
Кадровые условия.
-
Наличие подготовленных педагогов для реализации задач инклюзивного образования. Обучение в общеобразовательной школе ребенка с ОВЗ определенной категории (с нарушением слуха, зрения, расстройствами аутистического спектра и т.д.) ставит перед специалистами и педагогами школы, а также администрацией задачу – повысить свои профессиональные знания в области коррекционной педагогики. Учитель не только проходит курсы повышения квалификации по различным разделам специальной педагогики и психологии, но и самостоятельно изучает специальную литературу по вопросам особенностей развития детей с теми или иными вариантами нарушений.
-
Разработка приемов, методов и форм повышения профессиональной компетентности специалистов.
-
Наличие команды специалистов сопровождения: координатора по инклюзии (завуч), психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социального педагога, тьюторов и других специалистов сопровождения.
Слайд 7
-
Средовые условия.
-
Архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду.
-
Специальное оборудование и средства, модулирующие образовательное пространство класса /группы в зависимости от типа и вида отклоняющегося развития у конкретного ребенка или группы детей.
-
Организация социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.).
Слайд 8
-
Содержательные условия.
-
Составление и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его возможностями и особыми образовательными потребностями.
Например, ребенок не может освоить программу по математике, по которой работает весь класс. В этом случае создается адаптированная программа по данному предмету с учетом возможностей конкретного ребенка.
-
Наличие адекватных адаптированной программе индивидуальных учебных планов, УМК, дидактических материалов, методов и приемов работы с ребенком.
Часто возникает необходимость в использовании дидактических материалов, разработанных для обучения детей в специальных коррекционных школах I – VIII видов.
-
Наличие программ сопровождения и коррекционного компонента (программы).
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение доступного уровня образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Слайд 9
Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса:
-
детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,
-
нормально развивающихся учащихся и членов их семей,
-
учителей и других специалистов образовательного пространства,
-
администрации,
-
структур дополнительного образования.
Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками и между детьми и их родителями, между родителями и педагогами.
Слайд 10
Основными принципами построения инклюзивного образовательного пространства выступают:
-
Раннее включение в инклюзивную среду. Это обеспечивает возможность абилитации, то есть первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию;
-
Коррекционная помощь. Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, важно их «включить», опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Ребенок, как правило, быстро адаптируется к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).
-
Индивидуальная направленность образования. Ребенок с нарушениями может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Маршрут должен быть гибким, ориентироваться на зону ближайшего развития, предусматривать формирование речевых умений, основных видов познавательной деятельности соответственно возрасту, развитие социальных умений.
-
Командный способ работы. Специалистам, педагогам, родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи (по командному принципу), что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.
-
Активность родителей, их ответственность за результаты развития ребенка. Родители являются полноправными членами команды, поэтому им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении педагогического процесса, его динамики и коррекции.
-
Приоритет социализации как процесса и результата инклюзии. Главным целевым компонентом в работе является формирование социальных умений ребенка, освоение им опыта социальных отношений. Ребенок должен научиться принимать активное участие во всех видах деятельности детей, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, найти себе друзей; развивая межличностные отношения, научить других детей принимать себя таким, какой есть. А это, в свою очередь, возможно при достаточном уровне личностного и познавательного развития ребенка.
-
Развитие позитивных межличностных отношений.
Слайд 11
Каждый этап развития и обучения ребенка с ОВЗ имеет свои структурные компоненты. Мы рассмотрим только школьное обучение. Оно состоит из трех компонентов.
-
Система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении.
-
Обучение в условиях общеобразовательного класса по адаптированным программам.
-
Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования.
Слайд 12
-
Система психолого-медико-педагогического сопровождения всех обучающихся в учреждении.
На базе школы создается ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум), специалисты которого осуществляют диагностику учащихся и консультирование родителей и педагогов, организуют помощь и педагогическую поддержку всем детям школы с трудностями в обучении, готовят документы на ПМПК.
В состав консилиума входят:
-
Зам.директора по УВР
-
Организатор воспитательной работы
-
Логопед
-
Учителя-дефектологи
-
Психолог
-
Врач, мед.сестра
-
Учителя, имеющие опыт работы в коррекционных классах
Основные задачи деятельности специалистов ПМПк.
-
Разработка совместно с педагогами и методистами адаптированной образовательной программы (АОП), в том числе и компонента коррекционной работы.
-
Уточнение общей стратегии специализированной коррекционно-развивающей помощи ребенку с ОВЗ, а также разработка тактики и конкретных технологий.
-
Определение тех организационных мероприятий, которые будут способствовать адаптации в детской среде и образовательном учреждении ребенка с ОВЗ.
-
Конструирование адаптированной программы в соответствии с рекомендациями комиссии и основные направления деятельности специалистов сопровождения. Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения определяет вид коррекционно-развивающей программы, методы, приемы и технологии, которые надо использовать при работе с данным ребенком, а также режим занятий и их интенсивность.
-
Динамическая оценка эффективности предпринимаемых мероприятий, в первую очередь по отношению к процессам социальной адаптации ребенка, оценка освоения адаптированной образовательной программы.
-
Внесение изменений в образовательной траектории ребенка с особыми образовательными потребностями в самом ОУ (при согласии родителей).
-
Выявление детей, не проходивших ПМПК и не имеющих статуса «включенный». Для успешной адаптации и обучения им необходимо создать дополнительные специализированные условия и оказывать помощь со стороны различных специалистов. Такие дети относятся к категории «ограниченные возможности здоровья», но в силу тех или иных обстоятельств не имеют на настоящий момент статус «включенные».
-
Координация взаимодействия специалистов по оказанию дополнительной специализированной помощи детям.
Слайд 13
Как распределяются обязанности среди специалистов.
Психолог. Уточнение типа отклоняющегося развития, оценка его причин и механизмов, определение направлений, последовательности и тактики психологической коррекционной работы.
Психиатр, невролог. Постановка нозологического (определенного клинически) диагноза.
Логопед. Определение уровня речевого развития.
Учитель-дефектолог или педагог класса. Определение(в рамках данного вида образовательного учреждения) адекватных возможностям ребенка условий и форм обучения, оценивание сформированности его образовательных навыков и умений на их соответствие образовательной программе данного учреждения.
Социальный педагог. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребенок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи.
Слайд 14
Этапы деятельности психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк).
-
Диагностический этап.
Каждый специалист проводит углубленное обследование ребенка, целью которого является выявление особенностей психического развития, особых образовательных потребностей. В итоге проведенного обследования каждый специалист пишет развернутое заключение.
-
Коллегиальное обсуждение и разработка коррекционного компонента адаптированной образовательной программы.
В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов обследований ребенка. В процессе коллегиального обсуждения специалисты:
-
конкретизируют и уточняют представление о характере и особенностях развития ребенка;
-
определяют степень включенности ребенка с ОВЗ в образовательный процесс(с полной степенью включенности, с частичной и эпизодической степенью включенности );
-
определяют вероятностный прогноз его дальнейшего развития и систему тех коррекционно-развивающих мероприятий, которые будут способствовать максимальной социальной и образовательной адаптации включаемого ребенка;
-
уточняют нюансы коррекционной работы, ее конкретных этапов, тактик и технологий как в индивидуальной работе с ребенком, так и с группой детей;
-
определяют круг специалистов, которые будут разрабатывать адаптированную образовательную программу (если это прописано в рекомендациях ПМПК), индивидуализировать учебный план, а также определять необходимые к реализации на данном этапе коррекционные и развивающие программы деятельности специалистов сопровождения;
-
рекомендуют формы работы с детьми (индивидуальная или групповая) и частоту проведения занятий; координируют и согласовывают все последующее взаимодействие специалистов друг с другом, а при необходимости определяют последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
-
Реализация коррекционного компонента адаптированной образовательной программы (АОП). Оценка эффективности реализации АОП и коррекционной работы. Решение вопроса о продолжении работы или коррекции АОП и направлений деятельности специалистов.
На данном этапе проводятся коррекционно- развивающие мероприятия силами специалистов ОУ, а также привлеченных специалистов.
Своеобразным завершением работы на данном этапе является динамическое обследование (оценка состояния ребенка на промежуточном этапе работы) или итоговое обследование после окончания всего цикла развивающе-коррекционной работы или обучения. Результаты деятельности специалистов отражаются в их заключениях, где дается оценка динамики развития и адаптации ребенка. На основании динамической оценки эффективности коррекционной помощи и степени освоения ребенком адаптированной образовательной программы можно решать вопрос:
-
о продолжении подобной работы или изменении ее направлений;
-
о дальнейшей адаптации программного материала и соответствующих дополнительных разработках.
Рассмотрим на конкретном примере.
Родители приносят в школу заключение ПМПК. Причем, родители имеют право предъявить его в образовательном учреждении как специального профиля (СКОУ I-VIII вида), так и в общеобразовательной школе. (зачитать заключение)
В соответствии с Положением о ПМПК, комиссия не направляет ребенка в ОУ конкретного вида, а только дает рекомендации по организации условий обучения ребенка с ОВЗ. В случае, если родители выберут для ребенка общеобразовательную школу – то есть выберут инклюзивное образование – школа должна будет обеспечить эти условия для ребенка в соответствии с Законом об образовании.
Последовательность действий педагогического коллектива в этом случае определяется этапами деятельности консилиума ОУ, с четким распределением задач каждого участника сопровождения и обязательным заключением договора с родителями ребенка.
— Мы рассмотрели 1 этап школьного обучения.
Слайд 15
-
Обучение в условиях общеобразовательного класса по адаптированным программам.
Дети с ОВЗ изучают такие предметы, как изобразительное искусство, окружающий мир, физкультура, музыка, пение и трудовое обучение по общеобразовательным программам, а такие предметы как математика, русский язык, письмо, развитие речи, чтение (если ребенок испытывает трудности в усвоении общеобразовательной программы) по программам для С(К)ОУ соответствующих видов. Учитель создает адаптированную образовательную программу по этим предметам для ребенка с ОВЗ. При этом в классе могут находиться не более 2 детей с ОВЗ и только дети одной нозологической группы.
Для обучения учащихся с особенностями в развитии за основу берутся:
-
типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений;
-
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I- VIII видов
На основе обозначенных программ, учебников и учебных пособий составляется интегрированное календарно-тематическое планирование по учебным дисциплинам таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учениками с ОВЗ по теме, должна быть адекватна их образовательной программе. Контрольные и творческие работы разрабатываются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно требованиям учебной программы.
Поурочное планирование составляется исходя из требований отобранных образовательных программ для обучения учащихся с ОВЗ и базируется на областном базисном учебном плане для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) определенного вида.
Для детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации совместно с нормативно развивающимися сверстниками или в отдельном классе разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ), который является своего рода механизмом реализации адаптированной образовательной программы. Это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
ИОМ включает в себя:
• учебный план и соответствующие рабочие программы;
• направления и программы коррекционной и развивающей работы;
• направления и мероприятия, направленные на воспитание и социализацию ребенка с ОВЗ.
Адаптированные программы и индивидуальный образовательный маршрут — это отдельные большие темы, которые будем рассматривать подробнее на последующих встречах.
Слайд 16
Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:
-
детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;
-
обучающимся по адаптированным образовательным программам:
— имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;
— имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;
— имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
— имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;
— обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;
— обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).
Слайд 17
Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются при очно-заочной форме обучения.
При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации.
Эпизодическая включенность рекомендуется:
-
детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому;
-
детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.
По рекомендации ПМПК данная категория детей в сопровождении родителей/законных представителей эпизодически объединяется с нормативно развивающимися детьми из образовательных организаций на определенный промежуток времени (в специально организованные походы, праздники, конкурсы, экскурсионные и культурно-развлекательные мероприятия, кружки и секции. Дополнительно возможно включение данной категории детей на некоторые комбинированные уроки (урок-экскурсия, урок-викторина и др.).
При реализации очно-заочной формы обучения возможно использование дистанционных технологий (по заявлению родителей/законных представителей).
Слайд 18
Категория детей:
-
дети, имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП)
-
дети, имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП)
-
дети, имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности.
-
дети, имеющие ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода).
Слайд 19
— 3 этап школьного обучения
-
Развёрнутая сеть услуг дополнительного образования.
Его направления могут быть достаточно различны, но необходимый минимум это:
-
Физкультурно-спортивные секции;
-
Художественно-эстетические студии и кружки;
-
Занятия декоративно-прикладным искусством;
-
Научно-техническое творчество.
Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ, но в то же время обучение в условиях образовательной инклюзии позволяет ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Ранняя социализация благотворно сказывается на формировании личности детей с ОВЗ и их адаптации в реальной жизни. Благодаря инклюзивному обучению часть «неординарных» детей, посещая ближайшую массовую школу, сможет не разлучаться с семьей, как это бывает, когда ребенок учится в специальной (коррекционной) школе-интернате. Родители, таким образом, получают возможность воспитывать своего ребенка в соответствии с собственными жизненными установками.
Слайд 20
Трудности, с которыми может столкнуться ОУ при внедрении инклюзивного образования
-
Неподготовленность школьного общества к пониманию проблем детей с особыми образовательными потребностями, с возможностью совместного обучения и к участию в их судьбе. Поэтому необходимо будет проводить большую работу по подготовке ученического, педагогического и родительского коллектива общеобразовательной школы к принятию таких детей в свою среду. Некоторые родители здоровых детей могут не всегда однозначно положительно относятся к практике совместного обучения их детей и детей с ОВЗ.
-
Недостаточная готовность детей с ОВЗ к восприятию учебного материала и к установлению социальных контактов в условиях общеобразовательной школы. Здесь необходимо будет оказывать адресную специальную помощь.
-
Неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ: профессиональная, психологическая и методическая. Поэтому необходимо повышение квалификации через специальные курсы по коррекционной педагогике и психологии и, конечно же, постоянное самообразование. Проведение информационных и обучающих семинаров по вопросам инклюзивного образования.
-
Неготовность многих родителей оказывать помощь своим детям. Низкая степень родительской включенности, при данных обстоятельствах, может иметь весьма негативные последствия: ребенок с ОВЗ может не справляться с освоением стандартизированной общеобразовательной программы, трудно интегрироваться и адаптироваться в социуме массовой школы. А пассивная родительская позиция «потребителя образовательных услуг» может свести на нет саму идею инклюзивного образования. Поэтому необходимо будет обучать родителей грамотному и активному участию в деле воспитания и обучения своих детей.
-
Отсутствие в городе узких специалистов (определенных врачей, тифлопедагогов, сурдопедагогов и т.п.), способных оказать качественную помощь и родителям и детям с ОВЗ.
-
Отсутствие в штатном расписании ставок тьютера и педагогов сопровождения.
-
Отсутствие в городе дошкольного инклюзивного образования.
Шохалевич Ольга Витальевна
социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Елочка»
Организация инклюзивного образования в ДОУ
«Особенности инклюзивного образования в детском саду»
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в организациях образования. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создает особые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с ООП
1.Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2.Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3.Дети с нарушением речи (логопаты);
4.Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с умственной отсталостью;
6.Дети с задержкой психического развития;
7.Дети с нарушением поведения и общения;
8.Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;
- Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях I-VIII видов. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы организаций образования. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и более перспективного направления – инклюзии.
Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между «больной” и «здоровой” частью общества .Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.
Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.
Организация инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом. Традиционно выделяется 7 принципов работы:
Обеспечить индивидуальность подхода;
Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;
Включать в процесс всех участников;
Использовать междисциплинарность в образовании;
Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;
Взаимодействовать с семьёй;
Развивать образовательную модель детского сада
Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.
Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей.
Проблемы инклюзивного образования в ДОУ
В России, в отличие от других европейских стран, в частности, Англии, идея инклюзивного образования вышла на передний план не так давно. Сложностей, с которыми сталкиваются учреждения в процессе перехода на такую модель пока много и важно учиться с ними работать:
- Нет единой системы действий — всероссийской программы, которая бы позволила чётко и последовательно реализовать план по социальной интеграции;
- Недостаточно распространено обучение нужных специалистов, отсюда их нехватка и низкий уровень подготовленности;
- Разрыв между предоставляемыми возможностями ДОУ и способностями детей с особенностями, а потому наладить образовательный процесс сложно;
- Нет соответствующего медицинского сопровождения в заведениях
- Законодательство слабо применимо;
- Отсутствуют специальные методики;
Инклюзивное образование в ДОУ, презентация которого уже состоялась в большей части развитых стран, — единственный путь существования гуманитарного общества. Такой подход гарантирует право каждого ребёнка на образование. Гарантом выступает как Конституция РФ, так и закон «Об образовании в РФ”, вышедший 29 декабря 2012 года. Правительство подчёркивает, что инклюзивность стоит вводить постепенно, и планирует в течение пяти лет с момента введения закона, оборудовать учреждения.
Сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ
Просто взять и разместить ребёнка с особенностями среди других детей — не метод. Важным условием нормального функционирования инклюзивного подхода является в частности план сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ. Нормы и правила поведения специалистов должны уточняться и регламентироваться. Только в таком случае они окажутся полезными.
Индивидуальное сопровождение ребёнка с ОВЗ в ДОУ — это контроль и обеспечение полной комфортной интеграции ребёнка в группе. Отдельный тьютор помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.
Сопровождение ребёнка — это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психологическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ребёнком, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. И, что важно, не забывать контролировать результаты работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду
- профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
- организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;
- организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Профессиональные качества педагога, осуществляющего инклюзивное воспитание и развитие:
- Он достаточно гибок;
- Ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы в работе с ребенком;
- Он уважает индивидуальные различия;
- Он умеет слышать советы коллег и применять рекомендации членов коллектива;
- Он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в группе.
При включение детей с ООП в образовательный процесс необходимы изменения во всей педагогической деятельности, создание новых форм, условий и способов организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Такое обучение требует творческого вклада от каждого его участника – педагогов, родителей, детей, администрации.
Основные принципы инклюзивного образования
- все дети имеют право посещать дошкольное учреждение -это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений педагогов;
- система должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот;
- образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной по отношению
к различным группам детей;
- местное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с инклюзией.
- детский сад, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели.
Инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
Хочется более подробно остановится и охарактеризовать те положительные стороны работы дошкольных организаций образования коррекционного типа, которые позволяют более успешно организовывать процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив здоровых сверстников.
Именно в дошкольных организациях коррекционного типа имеется возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит и квалифицированная медицинская помощь, психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса.
В дошкольных организациях коррекционного типа у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои.
Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в дошкольных организациях коррекционного типа является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.
В дошкольных организациях образования коррекционного типа создаётся возможность обеспечения раннего выявления отклонений в развитии и осуществления ранней коррекционной помощи. Это доступно благодаря наличию необходимых специалистов и активной работы психолого-медико-педагогического консилиума, которые постоянно проводят диагностику уровня развития детей.Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная помощь может изменить судьбу ребенка даже при серьезных врожденных нарушениях психофизического развития.
Важным является и то, что вся развивающая среда дошкольной организации образования коррекционного типа направлена на развитие обычных детей и на коррекцию и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, например, наличие во всех группах разнообразных зон и уголков, в которых присутствуют различные пособия, игры, выполняющие необходимые функции для различных категорий детей. Возможность использования различных помещений детского сада для работы с детьми, направленной как на развитие, так и на коррекцию. Вариативность развивающей среды дошкольной организации образования коррекционного типа позволяет решать разнообразные вопросы общеразвивающего и коррекционно-педагогического процессов.
Таким образом, мною перечислены и кратко охарактеризованы некоторые преимущества дошкольных организаций образования коррекционного типа в осуществлении процесса внедрения инклюзивного образования.
В заключение хочется отметить, что вопрос об инклюзивном образовании — очень непростой, и, конечно, это подразумевает долгосрочную стратегию и комплексную реализацию.
Необходимо показать родителям и педагогической общественности, что все это возможно, что от этого процесса выигрывают обе стороны. При этом, еще неизвестно, которая больше — тот ребенок-инвалид, которому это крайне необходимо, или обычные дети, которые получают уроки доброты и толерантности.
Инклюзивное образование
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СТАНДАРТЕ.
«Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в
соответствии с требованиями ФГОС ДО»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Стандарт включает в себя требования к:
- структуре Программы и ее объему;
- условиям реализации Программы;
- результатам освоения Программы.
Содержание Программы должно охватывать следующие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области)
- Социально-коммуникативное развитие,
- Познавательное развитие
- Речевое развитие,
- Художественно-эстетическое развитие,
- Физическое развитие.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
- Представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.
- Определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу.
- Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей.
Целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования.
При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими ДО.
Стандарт направлен на:
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.
Инклюзивное образование:
обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ
Под специальными условиями понимаются:
Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
Обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.
Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Организация и содержание инклюзивного образования ДОО
Ограничение возможностей здоровья – любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах.
В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ:
- диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
- мониторинг инклюзивного образовательного процесса.