Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Интеллектуальная деятельность

17.08.2020 by admin

Результа́т интеллектуа́льной де́ятельности (РИД) — правовой термин, подлежащий использованию нематериальный коммерческий продукт.

Результаты интеллектуальной деятельности, которым в соответствии с действующим законодательством предоставляется правовая охрана, являются объектами интеллектуальной собственности (ОИС). Правовая охрана ОИС построена на принципе предоставления исключительных прав на эти объекты. Исключительным правом является право лица на использование охраняемых объектов по своему усмотрению, включая право запретить использование указанных объектов другим лицам, если такое использование не нарушает прав других правообладателей.

Результаты интеллектуальной деятельности, правовая охрана которым не представлена, относятся к неохраняемым интеллектуальным продуктам (НИП).

Содержание

  • Объекты интеллектуальной собственности
  • Неохраняемый интеллектуальный продукт
  • Отрицательный результат интеллектуальной деятельности
  • Литература и нормативные акты
  • Научно-техническая деятельность.
  • Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг.

Объекты интеллектуальной собственности

В рамках ОИС выделяются права на объекты интеллектуальной промышленной собственности, объекты, объединяющие охраняемые и неохраняемые РИД, объекты авторского права и смежных прав, а также права на средства индивидуализации.

Правовая охрана объектов интеллектуальной промышленной собственности возникает вследствие осуществления процедуры закрепления прав. Правовая охрана объектов, относящихся к другим видам прав, возникает в силу самого факта создания активов и государственная регистрация прав на них может осуществляться в добровольном порядке.

Для объектов интеллектуальной промышленной собственности существуют два способа закрепления прав на данные объекты:

  • открытый — путем оформления патента;
  • закрытый — путем охраны секретов производства (ноу-хау) в режиме коммерческой тайны.

Выбор в пользу того или иного способа правовой охраны обусловливается возможностью получения максимальной коммерческой выгоды конкретным правообладателем.

Объекты интеллектуальной собственности отражаются в бухгалтерском учёте организации в составе внеоборотных активов в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учёту ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Неохраняемый интеллектуальный продукт

Неохраняемым интеллектуальным продуктом (НИП) является результат интеллектуальной деятельности, который:

  • подлежит правовой охране, но не защищен правоустанавливающими документами, оформленными в установленном законодательством порядке;
  • не подлежит правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.

Результаты интеллектуальной деятельности, относящиеся к неохраняемым интеллектуальным продуктам, отражаются в бухгалтерском учёте организации в составе внеоборотных активов в соответствии с требованиями положения по бухгалтерскому учёту ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».

Отрицательный результат интеллектуальной деятельности

Вследствие творческого характера интеллектуальной деятельности ее результат может быть отрицательным. Под отрицательным результатом понимают результат, возникший по не зависящим от исполнителя обстоятельствам и который в дальнейшем не может быть использован для извлечения экономических выгод. Кроме того, данный результат не является решением поставленной задачи исходя из существующего уровня развития науки и техники.

Получение данного результата не означает, что затраты, связанные с его получением, не являются экономически оправданными. Расходы по научно-технической деятельности, давшие отрицательный результат, могут быть отнесены на убытки.

Литература и нормативные акты

  • ГОСТ Р 15.011-96 Патентные исследования.
  • Потёмкин С.Ю. Бухгалтерский и налоговый учет в инновационной сфере: от создания результатов научно-технической деятельности до использования прав на интеллектуальную собственность. — Экзамен. — 2011. — 239 с. — ISBN 978-5-377-03928-0

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Лекция «Основы интеллектуальной деятельности».

Понятие и признаки интеллектуальной деятельности

Интеллектуальная деятельность – умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Интеллектуальная деятельность отражает использование человеком способностей рационального познания. Понятие «интеллектуальная деятельность» не совпадает с понятием «творческая деятельность». Творческая деятельность предполагает только новизну результатов такой деятельности, тогда как интеллектуальная деятельность не любая, а именно рациональная деятельность человека, отражающая деятельность, осуществляемую при помощи рациональных, логических умозаключений. Интеллектуальная деятельность значительно влияет на развитие науки, техники, литературы и искусства и художественного конструирования (дизайна).

Признаки интеллектуальной деятельности:

1) интеллектуальная деятельность носит идеальный характер. Результат интеллектуальной деятельности продуцируется сознанием человека путем логического построения мысли и отражает новизну мысли;

2) результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом;

3) результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. То, в чем выражены результаты интеллектуальной деятельности (книги, аудиовизуальные носители), сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности.

Подлежит защите не форма выражения интеллектуальной деятельности (книга, картина), а ее содержание (основная мысль произведения). Результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;

4) продуктом интеллектуальной деятельности могут быть средства индивидуализации юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также индивидуализации выполняемых работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров). Кроме того, что они являются плодом умственной и творческой деятельности, средства индивидуализации содействуют созданию здоровой конкурентной среды путем различения как отдельных предпринимателей, так и изготовляемой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.

Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов.

Ощущение — элементарный психический, процесс представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира.

Суть ощущений состоит в отражении отдельных свойств предмета (каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определёнными органами чувств, например, мы можем слышать звук полёта комара или ощущать его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на наши органы. Процесс ощущения отражает в сознании только звук и только укус , никак не связывая эти ощущения между собой, а следовательно с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием длительности другой анализаторной системы (громкий шум авиамотора влияет на резкое ухудшение зрения).

Контрасты ощущений – это изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя (одна и та же фигура на чёрном фоне кажется светлее, а на белом темнее).

Синестезия — возникновение под влиянием одного анализатора ощущений,

Внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность но что-либо, имеющее значение для человека. Внимание улучшает результат других психических процессов – таких, как запоминание, мышление, воображение, но не существует само по себе.

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания. Глубокая концентрация внимания полезна при работе над одной задачей, а также в тех случаях, где от человека не требуется быстрая деятельность. А вот там, где требуется быстрое переключение внимания, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Распределение внимания нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий – например, при обучении вождению. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, доведено до уровня навыка. Например, достаточно просто слушать музыку и вязать. Гораздо сложнее выполнять одновременно несколько видов умственной деятельности: например, обдумывать проблему и слушать выступление на совершенно другую тему.

При экспериментальном изучении внимания учитывается и его объем. Это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше. Тренировка лишь стабилизирует результаты на верхнем пределе. Впрочем, объем внимания зависит еще и от знакомства с материалом, заинтересованности.

Переключение внимания отличается от отвлечения тем, что оно выполняется человеком осознанно. Стало быть, нельзя простой перенос внимания на другой объект считать переключением: оно должно быть связано с постановкой новой цели. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна немногим людям. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным. Классический пример – рассеянность ученого, поглощенного своими трудами и не игнорирующего разные «мелочи жизни».

Устойчивость внимания – это длительность сосредоточенности сознания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Жорж Кювье утверждает, что гений – это в первую очередь внимание. Он пишет, что интеллект, бедный знаниями, неподвижный и неоригинальный, вряд ли сможет долго сосредотачивать внимание на одном предмете. Поэтому можно сказать, что не внимание создает гения, а гениальность позволяет сохранять устойчивое внимание, находить все новые и новые стороны в привычных вещах.

Другими факторами устойчивости внимания являются:

— интерес к материалу

— связь изучаемого материала с потребностями личности

— содержательность и сложность выполняемой работы

— комфортные или отвлекающие условия, в которых проходит работа

— особенности личности (например, темперамент и волевые качества).

Память – это закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта. Память служит основой для приобретения знаний и навыков и создает возможность для обучения и развития психики.

Сенсорная память.

Самый примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Информация в ней задерживается не более, чем на четверть секунды: за это время решается вопрос, привлечет ли онавнимание высших отделов головного мозга. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Кратковременная память.

В том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение. Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, то есть способностью одновременно хранить определенное число разнород­ных элементов информации. В среднем емкость кратковременной памяти ограничена семью элементами.

Долговременная память.

Из тех нескольких элементов, которые ненадолго задержи­ваются в кратковременной памяти, мозг отбирает то, что будет храниться в памяти долговременной. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе без­граничны. Они зависят от того, насколько важна для человека запоминаемая информация, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

Образное представление действительности;

Регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Речь. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла. Достигается это благодаря введению слова в определенный контекст. Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это явление называется эмоционально-выразительной стороной речи и обусловлено тем тоном звучания слов, который мы используем для произнесения высказываемой фразы.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи – функция коммуникации, т.е. передачи информации. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь адресована к другим людям, внутренняя — к самому себе. Внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь осуществляется посредством воспроизведения звуковых образов слов. Устная речь может быть монологической, диалогической и эгоцентрической. Монологическая и диалогическая речь обращены к другим людям, эгоцентрическая – к самому себе. Монологическая речь является самым сложным видом устной речи.

Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.

Наряду с внешней и внутренней речью существует так называемая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых.

Интеллект. В анализе мышления трудно обойтись без понятий «интеллект» и «интеллектуальные способности». Словом «интеллект» (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей.

Существуют различные толкования этого понятия, в частности его отождествляют с мыслительными операциями, со стилем и стратегиями решения проблемных ситуаций, со способностью к учению, к познанию, с индивидуальными особенностями ориентирования в ситуации, когнитивным стилем, с биопсихической адаптацией к существующим обстоятельствам жизни.

Большинство психологов выделяют три типа интеллекта:

— генетический, который невозможно выучить;

— поведенческий, что проявляется и наблюдается в поведении;

— измеримый, т.е. такой, который подвергается тестовой оценке.

Часть психологов, объединяя в проявлениях интеллекта в поведении такие характеристики, как оперирование абстракциями, способность учиться, адаптироваться к обстоятельствам и т.п., называют их общей способностью к переработке информации.

Структура интеллекта сложная. Интеллект — это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта.

По ее мнению, критерии развития индивидуального интеллекта следует искать в особенностях того, как человек воспринимает, понимает и объясняет то, что происходит.

Интеллект – общая способность к познанию и решению проблем. Под интеллектом также понимается система всех познавательных способностей человека (восприятие, память, мышление, воображение) и способность к решению проблем без проб и ошибок в уме. Впрочем, существует немало парадоксальных определений интеллекта, созданных психологами. «Интеллект – то, что измеряют тесты интеллекта», — уходил от ответа Альфред Бине, когда его просили рассказать, что же это такое. Еще более изящное определение принадлежит Мак Нимару: «Всякий человек знает, что такое интеллект. Это то, чего нет у других!».

Наследственность или способности?

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект — черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии со второй точкой зрения, интеллект связан со скоростью восприятия или реагиро­вания на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.

Три формы интеллектуального поведения

— Вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное)

— Способность решать проблемы

— Практический интеллект (умение добиваться поставленной цели).

Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе соотношения реального хронологического возраста ребенка с его «умным возрастом».

Показатель развития интеллекта — «коэффициент интеллекта «(сокращенно IQ) находят по формуле: умственный возраст/хронологический возраст х100%

Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самый низкий уровень может приближаться к 0, а самый высокий — 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего землянина показатель IQ составляет от 84 до 100 баллов и такая же часть (34%) имеет показатель IQ от 100 до 116 баллов. Прочие же люди составляют две крайние группы (в каждой по 16%) — с низким (10-84 балла) и высоким (116-180) интеллектом.

Для обозначения врожденной недоразвитости интеллекта дефектологи, психиатры и психологи используют термин «олигофрения». Олигофрению отличают от приобретенной недоразвитости интеллекта, которую называют деменцией.

Самой тяжелой формой олигофрении является идиотизм, которую характеризует IQ в 20 баллов. Средний ее уровень называют имбецильностью (IQ = 20-50). Словесный запас имбецилов составляет до 300 слов их можно научить ориентироваться в жизненных ситуациях. Они склонны к подражанию, требуюют опеки.

Дебильностью называют легко выраженное «слабоумие» (IQ не более 75). Оно заметно не сразу, проявляется в процессе начального обучения. Характеризуется неспособностью к абстрактному мышлению.

Дебилы не понимают переносного смысла пословицы, метафоры. В обнародовании точных данных о дебилизации общества страна не заинтересована. В США, Восточной Азии, где дебилизм является национальной трагедией, признается нормой легкая его форма. В общеобразовательных школах максимально сокращается учебный материал, для усвоения которого необходимо проявлять способность абстрактного мышления.

⇐ Предыдущая12345

Интеллектуальная деятельность – умственная (мыслительная, духовная, творческая) деятельность человека в области науки, техники, литературы, искусства и художественного конструирования. Интеллектуальная деятельность отражает использование человеком способностей рационального познания. Понятие «интеллектуальная деятельность» не совпадает с понятием «творческая деятельность». Интеллектуальная деятельность значительно влияет на развитие науки, техники, литературы и искусства и художественного конструирования (дизайна).

Признаки интеллектуальной деятельности:

• Интеллектуальная деятельность носит идеальный характер;

• Результат интеллектуальной деятельности продуцируется сознанием человека путем логического построения мысли и отражает новизну мысли;

• Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом;

• Результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу. Литературные и художественные произведения представляют собой систему литературных либо художественных образов. То, в чем выражены результаты интеллектуальной деятельности (книги, аудиовизуальные носители), сами по себе не являются результатами интеллектуальной деятельности.

• Подлежит защите не форма выражения интеллектуальной деятельности(книга, картина)

Все перечислить тяжело, творчество человека не имеет границ. (раскрыть тезис)

В соответствии с международными конвенциями результаты интеллектуальной деятельности делятся на 2 основные группы:

  • произведения литературы и искусства (литер-худож. собственность);

  • технические творческие произведения (промышленная собственность).

Однако авторы Модельного гражданского кодекса стран СНГ предложили разделять все результаты творческой деятельности не на 2, а на 3 группы:

  • объекты литературно-художественной собственности;

  • объекты промышленной собственности;

  • средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров и услуг.

Это разделение принято и в Украине и в Российской Федерации.

Литературные произведения в свою очередь делятся на произведения научной и художественной литературы.

11 июля 2001г. был принят Закон Украины «Про авторское право и смежные права. Подпункт 2 статья 8 этого закона объявляет, что объектами правовой охраны являются выступления, лекции, доклады, проповеди и др. произведения.

1.3 Особенности литературной деятельности.

Литературная деятельность характеризуется некоторыми специфическими особенностями, которые отличают ее от других видов интеллектуальной творческой деятельности:

  • в специальной литературе принят тезис, в соответствии с которым объектом правовой охраны признается произведение, которое обладает творческим характером и выражено в такой объективной форме, которая позволяет его воссоздать.

  • Результат литературного творчества или интеллектуальной деятельности становится объектом правовой охраны независимо от научно-технического или художественно-эстетического уровня произведения.

Следовательно, в отличие от научно-технической деятельности, литературная деятельность и ее результаты не подлежат никакой проверке и гос. регистрации в соответствии с законом.

    1. Научно-техническая деятельность.

Научно-техническая деятельность – это вторая очень большая группа видов интеллектуальной творческой деятельности. Ее характерной особенностью является направленность на материальное обеспечение нужд общества.

К объектам промышленной собственности относятся: изобретения, полезные модели, промыш. образцы, селекционные достижения, компонирование интегральных микросхем, коммерческая тайна (секреты производства, т.е ноу-хау).

Таким образом, для признания творческого результата в сфере техники объектом правовой охраны установлена специальная процедура проверки творческого результата на соответствие его требованиям охраноспособности. Если по результатам такой проверки обнаружится, что заявленное предложение отвечает условиям охраноспособности, то оно подлежит обязательной гос. регистрации путем занесения его в соответствующие гос. реестры. На основании гос. регистрации на заявленное предложение выдается охранный документ (патент или свидетельство).

    1. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг.

Третью группу составляют виды творчества, которые направлены на создание средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг, которыми являются коммерческое название, торговая марка и географическое указание происхождения товара.

Новизна указанных средств ограничивается территорией государства, где они зарегистрированы. Все средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров и услуг надлежат обязательной экспертизе и гос. регистрации. Они защищаются свидетельствами, а не патентами. Сроки правовой охраны определяются законом. Специального закона для охраны коммерческого наименования Украина пока что не имеет. Основные положения этой охраны содержатся в Гражданском кодексе Украины.

    1. Формирование системы правовой охраны результатов интеллектуальной собственности.

Наверное, все понимают, что плагиат и литературное воровство существовали испокон веков. Известно, что в Др. Риме и Греции они довольно сурово наказывались, а про использование и охрану товарных знаков известно еще раньше.

В истории развития охраны произведений науки, литературы, искусства, техники прослеживаются 4 этапа, которые существенно отличаются, друг от друга и последовательно изменяются.

1-й этап – самый давний – фактически нам неизвестный, мы можем только предполагать, что если были результаты творчества, то были средства их охраны. Этот этап просуществовал до 12 в.

2-й этап – этот этап длился с 12 по 18 века и характеризовался привилегиями. Они выдавались властью (некоторая грамота), характеризовались освобождением от налогов, предоставлении монополии на производство. Наиболее экономически развитой страной на тот момент была Англия, в ней привилегии стали раздавать уже в 12 веке и продолжалось это до 15 века. Для сравнения в России первый нормативный акт про привилегии был принят в 1723году. Недостаток – защиту не получали авторы произведений литературы.

3-й этап – Королева Анна принимает специальное положение про защиту прав авторов – Статут Анны. Основным положением было признание за автором книги исключительного права на печать и опубликование ее в течении 14 лет от даты первой публикации, а также мог быть продлен еще на 14 лет. До 1976г. США использовали положении статута Анны. А в 1976 был принят закон дававший охрану прав автору при жизни и 50 лет после смерти. Принятие законов по охране товарных знаков началось во второй половине 19 века: Франция 1857г, США – 1881г., Россия – 1830г.

4-й этап – характеризуется ее интернационализацией. Право приоритета – принцип заложенный Парижской конвенцией, состоит в том, что заявка поданная водной из стран-членов Парижской Союза дает заявителю право подать эту же заявку в течении 12 месяцев в любую страну Парижского Союза с приоритетом по первой заявке. Но патент, выданный в одной из стран, действует только в этой стране. В 1886г. была подписана Бернская конвенция про охрану литературных и художественных произведений. На Украине она начала действовать в 1995г. А в 1967г. в Стокгольме была подписана конвенция о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). На май 1998г. ее членами было 169 стран, в том числе и Украина.

    1. Понятие права интеллектуальной собственности.

Понятие интеллектуальная собственность имеет по крайней мере 2 основных значения: как гражданско-правовой институт и как совокупность субъективных прав создателя на результат его творческой деятельности.

Право интелл. собственности в значении гражданско-правового института – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере создания, оформления, использования и охраны результатов интелл. деятельности людей.

Второе значение – субъективное право – это право его субъекта на владение, использование и распоряжение принадлежащим ему результатом интелл. деятельности.

Право пользования объектами права интеллектуальной собственности принадлежит владельцу этого объекта или его правонаследниками. Оно заключается в том, что субъект этого права имеет законное право извлекать из принадлежащего ему результата интеллектуальной деятельности все полезные качества, которые может дать человеку этот результат.

Право распоряжения – это правомерность, которая также присуща праву интеллектуальной собственности. Она заключается в том, что субъект права интеллектуальной собственности имеет право определять правовую часть результата творчества, которая принадлежит ему.

Post navigation

Previous Post:

Разведение калифорнийского червя

Next Post:

Дела рассматриваемые в арбитражном суде

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes