Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Источник власти

02.06.2020 by admin

Оглавление Раздел 1. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел второй

Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Статья 10
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статья 11
1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статья 16
1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Оглавление Раздел 1. Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Раздел второй

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Она пронизывает всю деятельность организации, поддерживает оргструктуру. Для укрепления своего положения и достижения целей власть применяют как руководители, так и подчиненные. Как усилить это влияние на сотрудников и повысить его эффективность?

Власть позволяет руководителю определять действия подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более результативной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Данное качество управленца, без которого нельзя добиться упорядоченности в деятельности организации и ее успешного развития, характеризуется следующим:

1) власть имеется у того, кто потенциально может ее использовать, — она возникает не только в тот момент, когда применяется;

2) между тем, кто использует власть, и тем, на кого она направлена, существует взаимозависимость (власть формируется как система взаимоотношений между руководителем и подчиненными);

3) власть не является абсолютной — тот, к кому она применяется, имеет некоторую свободу действий.

Властные отношения включают в себя три компонента:

— субъект власти (отдает распоряжения);

— объект власти (на него направлено властное воздействие);

— ресурсы, позволяющие субъекту воздействовать на объект.

Власть часто путают с авторитетом, считая, что смысл данных понятий идентичен. Однако авторитет создается на формальной основе — это должностная власть, предоставленная определенному лицу. Подчиненные же принимают подобное положение дел. Личная власть не навязывается организацией, а основывается на личностных качествах управленца, близости целей и взглядов его и подчиненных. В идеале руководитель должен обладать как должностной, так и личной властью.

Виды источников власти

К настоящему времени разработано множество различных классификаций и подходов, которые позволяют систематизировать источники власти. Но в первую очередь принято выделять две основные группы — источники, имеющие личностную и организационную основу.

Из личностной основы произрастают экспертная, эталонная, информационная власть, право на власть и потребность в ней.

1. Экспертная власть — это способность влиять на подчиненных при помощи своих знаний, умений. Ее недостаток часто встречается у молодых руководителей, не имеющих большого управленческого или «профильного» опыта, — им требуется время для приобретения и эффективного применения такой власти.

2. Эталонная власть (другое название — власть примера (харизмы)) связана с тем, что руководитель воздействует на поведение подчиненных посредством собственных энергии и обаяния, определенных личных качеств, умения вести себя в различных ситуациях.

Выделяют несколько типичных качеств харизматической личности:

а) обмен энергией — данной личности свойственно «заряжать» окружающих;

б) впечатляющая внешность — такой человек не обязательно является эталоном красоты, но непременно — носителем броских, необычных, часто действующих на его собеседника на подсознательном уровне черт;

в) независимость характера;

г) хорошие риторические способности (ораторские, умение «говорить с народом на его языке»);

д) достойная и уверенная манера держаться.

3. Право на власть пропорционально уровню способностей и рангу руководителя — у разных людей это право может быть разным.

4. Власть информации представляет собой наличие доступа к важным сведениям и умение пользоваться ими. Как и экспертная власть, данный источник применяется для влияния на подчиненных. Однако различие заключается в том, что в последнем случае значимо не наличие специальных знаний и понимание производственных процессов, а обладание аналитической, прогнозной и иной информацией.

5. Потребность во власти — желание влиять на окружающих. Человек дает советы, указания, стремится помочь и тем самым вызвать у других людей эмоции или побудить их к каким-либо действиям.

К источникам власти, имеющим организационную основу, относят:

1) право на принятие решений. Несмотря на то что современная практика управления предполагает участие в данном процессе нескольких людей, именно руководитель принимает окончательное решение;

2) власть вознаграждения (поощрение работников премиями, благодарственными письмами, грамотами, ценными подарками и т.д.) — один из наиболее эффективных видов власти. Правда, руководитель может ослабить ее, пообещав подчиненному поощрение и не исполнив обещанное;

3) власть принуждения (характеризуется влиянием на подчиненных посредством угрозы увольнения, штрафа, снижения зарплаты). В этом случае сотрудники испытывают страх. Основные признаки проявления власти, основанной на наказании, — закрытость ключевых (руководящих) работников и имитация усердной деятельности, конфликты, связанные не с содержанием работы, а с взаимоотношениями и формальной дисциплиной, низкая инициативность сотрудников и сложности с генерированием и воплощением идей (новации внедряются запоздало и долго, у персонала возникает скрытое сопротивление);

4) власть над ресурсами (регулирование их доступности). Обычно поток распределения в организации финансов, материалов, технических средств, кадров и др. направляется сверху вниз, благодаря чему достигается соответствие между задачами и требующимися для их выполнения ресурсами. Руководящее звено организации получает возможность контролировать ресурсы (как правило, ограниченные) и тем самым еще больше укрепляет свое право на власть. Отметим, что управленцы, неспособные использовать другие источники власти, могут специально вызывать дефицит ресурсов в организации;

5) власть связи (представляет собой влияние посредством фактического наличия личных и деловых связей, полезных для деятельности (либо посредством убеждения других людей в наличии таких связей)). Желающие приобрести подобную власть могут специально создавать вокруг себя различные слухи, легенды и заводить знакомства с влиятельными персонами.

Приведенная классификация позволяет по-новому взглянуть на различия между руководителем и лидером. Первый, заняв соответствующий пост, автоматически приобретает возможность использовать власть вознаграждения, принуждения, должностную (право на власть) и информационную власть. В идеале руководителю нужно обладать также эталонной, экспертной властью, однако занимаемая должность сама по себе не может обеспечить этого. Овладение двумя последними видами власти и превращает руководителя в лидера.

«Властные» приемы, позволяющие влиять на принимаемые решения

Как было сказано выше, одним из источников власти является право руководителя на принятие решений, а в данном процессе, как правило, участвует не только первое лицо организации. Рассмотрим несколько стратегических и тактических приемов использования власти, позволяющих управленцу влиять на конечный результат названного процесса.

Создание коалиций. Как известно, наиболее значимые решения принимаются не на формальных собраниях, а в конфиденциальных беседах, когда узкий круг лиц обсуждает проблемы и достигает согласия. В этом случае требуется время на переговоры с другими представителями руководящего звена с целью склонить их к своей точке зрения. Важным моментом здесь является построение хороших взаимоотношений, основанных на симпатии, доверии и уважении переговорщиков, а также уверенность руководителя в надежности партнеров и наличии у них мотивации для совместной работы.

Контроль условий принятия решения означает сужение рамок для его принятия. Один из приемов здесь заключается в отборе или ограничении информации, поступающей другим должностным лицам, участвующим в принятии решения. Например, чтобы выдвинуть собственное подразделение на первый план, руководитель будет подчеркивать его преимущества, аргументируя свою точку зрения соответствующим образом подобранной статистикой. В частности, активно развивающийся факультет университета, имеющий много студентов, может запрашивать дополнительные ресурсы, акцентируя внимание на своем росте и больших масштабах. Подобная статистика и аргументы не всегда срабатывают, однако они очень важны.

В дальнейшем же на решение может влиять сам процесс его принятия: включение тех или иных пунктов в повестку дня заседания, последовательность обсуждения вопросов и др. В связи с этим руководителю при необходимости стоит дополнительно привлекать внимание к проблемам, в обсуждении которых он заинтересован, и возможным альтернативным решениям.

Повышения легитимности и компетентности решений можно добиться посредством привлечения на свою сторону других лиц, участвующих в процессе обсуждения. В частности, если предложения руководителя соответствуют задачам подразделения, которое он возглавляет, прочие отделы и службы склонны признавать справедливость данных намерений. Придать больший вес собственной точке зрения руководитель может, пригласив внешних консультантов или иных экспертов.

Прямое заявление. Если управленец не выдвигает предложений, он вряд ли сможет достичь цели. Руководитель должен уметь быть убедительным. Четко сформулированное и активно продвигаемое предложение имеет больше шансов на успешную реализацию, поскольку у других представителей руководящего звена может не оказаться лучших, более ясно озвученных альтернатив.

Неявное использование власти. Если на совещании кто-то открыто заявляет: «У моего подразделения больше власти, поэтому все остальные должны нам подчиняться», — скорее всего, его власть будет ослаблена. Властные полномочия могут быть реализованы наиболее эффективно в тех случаях, когда их используют «тихо». Открытое же требование власти свойственно тем, кто не располагает ею.

Власть руководителя и власть подчиненных

В настоящее время наблюдается тенденция к ослаблению любой власти, в том числе той, которой обладают руководители организаций. Причина заключается в значительном сокращении разрыва в уровне знаний и квалификации между управленцами и подчиненными. Если раньше доминирование руководителей во всех профессиональных областях было неоспоримым, сейчас их зачастую превосходят подчиненные, оставляя первым лишь личностный авторитет.

Таким образом, властью может обладать не только руководитель, но и рядовой сотрудник. Обычно властные полномочия начальника обусловлены тем, что подчиненные зависят от него в вопросах повышения зарплаты, выдачи рабочих заданий, продвижения по службе, расширения полномочий, удовлетворения социальных потребностей и т.п. Однако в некоторых ситуациях возникает обратная зависимость — при получении информации, необходимой для принятия решений, неформальных контактах с работниками других подразделений, чье содействие необходимо руководителю. Кроме того, подчиненные могут оказывать влияние на своих коллег. В качестве рычага власти выступает и способность подчиненных выполнять задания.

В этих условиях нужен баланс власти подчиненных и руководителя. Именно он позволит повысить эффективность работы всей организации.

Способы усиления источников власти

Для усиления личностных источников власти можно использовать такие тактические способы влияния, как:

— дружелюбие (создание благоприятной эмоциональной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как обратиться к человеку с просьбой);

— создание коалиций (объединение усилий, получение поддержки со стороны других должностных лиц);

— достижение соглашений (использование переговоров, обсуждений для выработки единой позиции и получения желаемых результатов);

— требование считаться с установленными правилами (напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);

— обращение к авторитетам (получение поддержки на более высоком уровне управления, отсылка к примерам из практики).

Помимо перечисленного руководителям целесообразно обратить внимание еще на несколько направлений действий.

1. Экспертная власть может быть усилена за счет повышения уровня знаний и образования как в профильной сфере деятельности учреждения, так и в сфере управления. Возможность обращаться к сторонним специалистам существует далеко не везде (как правило, только в крупных городах). Восполнить данный пробел помогут самообразование, изучение специализированных изданий на бумажных носителях и в Интернете.

Кроме того, руководители учреждений могут повысить квалификацию в организациях дополнительного профессионального образования. Усилению экспертной власти поспособствует и опыт управления, полученный в других учреждениях или коммерческих организациях. Нелишними будут изучение тенденций развития конкретной отрасли, анализ возможных проблемных ситуаций и путей выхода из них.

2. Власть примера можно усилить, сделав акцент на том, что репутация и поведение управленца должны отвечать самым строгим моральным и профессиональным нормам. Здесь внимание направляется на поведение руководителя, его настрой и взаимодействие с окружающими. Нужно внешне соответствовать должности («встречают по одежке»), создавать образ энергичного, коммуникабельного, уверенного в себе и своих действиях человека. С подчиненными лучше общаться так, как вы бы хотели взаимодействовать со значимой персоной.

3. Право на власть можно укрепить в тех случаях, когда высшее должностное лицо организации хорошо знает свои права и обязанности и действует строго в установленных рамках. Если пользоваться имеющимся положением только в целях повышения эффективности работы учреждения, подчиненные посчитают справедливым наделение руководителя властью.

4. Усиление информационной власти происходит посредством овладения всеми актуальными данными организации и целенаправленного контроля информационных потоков. Управленец должен отслеживать все события в учреждении, все результаты его деятельности и знать пути достижения целей. Предоставляя подчиненным факты о деятельности организации (например, на собраниях или совещаниях), руководитель дает понять, что наибольшая часть информационного ресурса находится у него. Это преимущество и обеспечивает руководителю обладание названным видом власти.

5. Потребность во власти может быть удовлетворена с помощью такого механизма кадровой политики, как адаптация новых сотрудников. Ознакомление их с правилами, процедурами и наставления руководителя представляют собой дополнительные формальные методы адаптации. Эти действия естественным образом усиливают власть руководителя, поскольку он выступает в лице работодателя и наставника.

Далее приведены практические рекомендации по усилению некоторых источников власти, имеющих и личностную, и организационную основу.

Мероприятия по усилению источников власти в учреждении

Источник власти

Как укреплять?

Как эффективно использовать?

Право на власть

1) усилить формальный авторитет;

2) заставить подчиненных признать авторитет;

3) регулярно демонстрировать авторитет;

4) использовать формальные каналы выдачи приказов;

5) поддерживать авторитет власти через систему вознаграждений и наказаний

1) формулировать вежливые, четкие приказы;

2) объяснять причины выдачи приказа;

3) не превышать уровень своего авторитета;

4) при необходимости поддерживать свой авторитет соответствующими действиями;

5) быть чутким к потребностям и интересам подчиненных

Власть вознаграждения

1) выяснить, какие именно поощрения нужны подчиненным;

2) получить контроль над распределением вознаграждений;

3) удостовериться, что сотрудники знают, что вы имеете такой контроль;

4) не обещать больше, чем можете дать;

5) не манипулировать подчиненными с помощью поощрений;

6) не использовать сложные и «механические» стимулы;

7) не применять поощрения для личной выгоды

1) вводить поощрения, которые совпадают с желаниями сотрудников;

2) применять справедливые и этичные поощрения;

3) объяснить критерии получения вознаграждения;

4) выполнять обещания по поводу вознаграждений;

5) использовать символические поощрения, чтобы стимулировать желаемое поведение сотрудников

Экспертная власть

1) получать специальные знания;

2) быть в курсе производственных и технических вопросов;

3) искать эксклюзивные источники информации;

4) проявлять компетентность при решении трудных вопросов;

5) не принимать спешных, неосторожных решений;

6) не обманывать и не давать неправильную интерпретацию фактов;

7) не менять постоянно свою точку зрения

1) объяснять причины выдачи приказа или внесения предложения;

2) предоставить аргументы в пользу того, что реализация предложенной идеи будет успешной;

3) внимательно выслушивать сомнения подчиненных;

4) проявлять уважение к подчиненному, не выказывать высокомерия;

5) в кризисной ситуации действовать решительно и компетентно

Власть примера

1) давать подчиненным и их работе положительные оценки;

2) помогать сотрудникам;

3) не манипулировать людьми, не эксплуатировать их ради собственной выгоды;

4) защищать интересы подчиненного, а когда потребуется, вставать на его сторону;

5) держать слово

1) при необходимости использовать персональное обращение к сотруднику;

2) показывать, что изданный приказ важен для вас;

3) не просить о личной услуге, которая не вписывается в рамки рабочих отношений;

4) демонстрировать соответствующее поведение (применять ролевое моделирование)

Власть принуждения

1) определить справедливые наказания, чтобы предотвратить неприемлемое поведение сотрудников;

2) наращивать авторитет для применения наказаний;

3) не делать поспешных обвинений;

4) не манипулировать подчиненными с помощью порицания;

5) использовать только легитимные и адекватные проступкам наказания;

6) не использовать порицания для извлечения личной выгоды

1) информировать подчиненных о правилах и наказании, применяемом в случае их неисполнения;

2) прежде чем наказать сотрудника, несколько раз выносить предупреждение;

3) перед тем как наказывать, разобраться в ситуации;

4) быть спокойным и дружелюбным, а не враждебным;

5) попросить подчиненного предложить свои способы исправления ситуации;

6) не подвергать наказанию публично

Использование источников власти на примере спортивной школы

Теперь рассмотрим на примере детско-юношеской спортивной школы по футболу, как можно повысить эффективность использования личностных источников власти.

1. Директору спортивной школы следует укреплять взаимоотношения между ним и подчиненными (тренерами, административно-техническим персоналом), показывать всем членам коллектива, что руководитель и исполнители — это одно целое, они вместе идут к общей цели. В частности, можно проводить такие мероприятия:

— собрание тренерского состава для обсуждения планов на будущий футбольный сезон;

— коллективное обсуждение предложений, поступивших от персонала спортивной школы;

— регулярные короткие неформальные встречи с коллективом.

2. Руководителю учреждения нужно улучшать условия работы персонала. Например:

— закупать современное снаряжение и оборудование для тренеров и воспитанников школы (спортивные костюмы, кроссовки, игровую форму, бутсы и др.), поддерживать в надлежащем состоянии футбольное поле, раздевалки, тренерские;

— добиваться выделения из бюджета федерации футбола средств на проведение сборов для воспитанников.

Отметим, что реализация названных пунктов будет способствовать укреплению личностной власти руководителя, поскольку такими действиями он покажет, что не только требует подчинения и результатов, но и что-то отдает взамен.

3. Директор должен быть экспертом и иметь весомый опыт в том виде деятельности, который ведет учреждение (например, обладать большим спортивным прошлым). Это позволит укрепить авторитет среди подчиненных, поскольку у них появится убежденность в уместности требований руководителя.

4. Директору целесообразно оказывать помощь в реализации подчиненными особо важных проектов, чтобы сблизиться с работниками, создать атмосферу командной работы. В частности, можно:

а) присутствовать на всех важных контрольных тренировках и соревнованиях;

б) участвовать в процессе подготовки к сборам (определение размера бюджета на мероприятие, выбор места тренировок, обсуждение инфраструктуры, условий проживания и т.д.).

5. Несмотря на все перечисленные рекомендации, руководитель должен соблюдать дистанцию с подчиненными, чтобы не потерять свой авторитет. Жестко спрашивать отчета о проделанной работе, выполнении планов и поставленных на сезон задач, а при невыполнении заданий или обязанностей применять соответствующее проступку наказание.

6. Директору учреждения следует адекватно воспринимать критику в свой адрес со стороны других работников организации.

7. Ответственность перед вышестоящим органом за возможные просчеты учреждения должен брать руководитель.

8. При возникновении у персонала сопротивления каким-либо решениям директора или протестных настроений последний должен уметь понятно, аргументированно, без повышенных тонов объяснить работникам суть происходящего. Адекватность реакции и действий руководителя возвысит его в глазах подчиненных и поспособствует усилению его власти.

* * *

Отношения руководителя, который в силу своего положения обязан отдавать приказы, и подчиненных, на которых направлено властное воздействие, напрямую оказывают влияние на результаты деятельности организации. Именно поэтому управленцам необходимо задуматься о более эффективном использовании должностной власти и постоянно самосовершенствоваться ради усиления личной власти.

Опытный управленец не будет злоупотреблять властью, действовать в приказной форме. Властные полномочия руководитель может осуществлять разными способами: поощрением подчиненных, наложением на них взысканий, укреплением авторитета за счет приобретения дополнительных профессиональных знаний и развития личностных качеств. Кроме того, действенным средством усиления власти может стать наделение подчиненных ограниченными полномочиями, контролируемыми руководителем.

Опубликовано на портале: 10-09-2004 Директор школы. 1997. № 5. С. 3-9.
Тематические разделы:
Статья посвящена вопросам власти в школе. Директор — та самая фигура в школе, которая несет бремя власти. Он наделен особыми полномочиями, имеет и берет на себя формальную и неформальную ответственность, имеет право распоряжаться большими ресурсами по сравнению с другими сотрудниками, а значит, как принято говорить, наделен реальной властью. В статье авторы пытаются ответить на вопрос: что же такое власть?

Это одно из самых древних понятий до сих пор не имеет всеми признанного однозначного определения. Существует определение власти как возможности наказывать или вознаграждать. Есть и другие точки зрения. Так, по мнению немецкого социолога Макса Вебера, власть А над Б — это способность А добиться от Б того, что было бы невозможно без вмешательства А. Значит, руководитель вправе оказывать влияние на своего подчиненного для достижения определенных целей, но в то же время он должен располагать для этого всеми необходимыми ресурсами: финансовыми, моральными, информационными и другими. А вот французский ученый П. Берну подчеркивает, то власть А над Б — это способность А в его отношениях с Б достичь того, что предпочтительно для Б. Такое толкование власти отводит особое место удовлетворению потребностей подчиненных, требуя от руководителя умения сбалансировать индивидуальные цели и цели организации.

Американские специалисты в области менеджмента М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определили власть как возможность оказывать влияние на поведение других людей.

Таким образом, власть не является атрибутом должности, а формируется как система взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Безусловно, у руководителя гораздо больше возможностей. Он может принять решение о повышении заработной платы, премировании, расширении полномочий, получении определенных льгот, продвижении по службе и т.п. Однако и подчиненный может обладать властью по отношению к своему начальнику. Например, учитель, который располагает информацией, недоступной директору. Или являющийся профессионалом в тех вопросах, в которых директор либо завуч не слишком компетентны. Случается и так, что рядовой сотрудник добровольно берет на себя обязанности, которые руководитель не имеет склонности выполнять (хотя и должен), и это дает ему определенную власть. Руководитель не может выполнять свои функции без участия подчиненных, а значит, всегда зависит от них. Такое понимание противоречит еще одному устоявшемуся в сознании многих представлению о власти, как о возможности навязывать свою волю, не считаясь с чувствами и желаниями других людей. Даже если у руководителя есть вполне определенные полномочия направлять усилия подчиненных, это не всегда оказывается возможным, ибо власть лишь отчасти связана с положением человека в иерархической структуре организации и определяется степенью зависимости от другого лица.

Специалисты выделяют две группы основных источников и форм власти.

На организационной основе
Рассмотрим первую из них, к ней относят формы, имеющие организационную (формальную) основу, то есть связанные с конкретными должностными полномочиями руководителя.

Власть, основанная на принуждении.
Она осуществляется посредством различных наказаний: выговоров, освобождения от должности, увольнения, лишения льгот и т.п. Источник такой власти — страх подчиненного потерять место работы, лишиться премии, статуса, уважения коллег. Однако в современной школе возможности использования ее директором весьма ограничены. В условиях острой нехватки педагогических кадров страх, нагоняемый руководителем, чаще всего направлен не на материальные интересы учителя, а на его самолюбие. Исследования показали, что страх может быть эффективным способом влияния лишь в том случае, если в организации существует действенная система контроля, что само по себе требует больших затрат. Кроме того, если подчиненные испытывают страх, то все их усилия будут направлены на удовлетворение потребностей безопасности (согласно иерархии потребностей А. Маслоу), что никак не способствует развитию потребностей более высокого уровня. Подчиненным данная форма власти мало доступна.

Власть, основанная на вознаграждении.
Это один из самых известных способов оказания влияния, выражающийся в положительном подкреплении и компенсации желаемого поведения подчиненного. Способы вознаграждения самые разные — от повышения в должности и материального поощрения до выражения благодарности, предоставлении дополнительного отпуска, установления более комфортного режима работы, некоторого попустительства. Основные ограничения в использовании такой формы связаны с тем, что все люди разные, и поощрение, воспринимаемое одним как ценное и адекватное его усилиям, для другого оказывается несущественным и даже обидным. Потому-то руководителю необходимо иметь очень точные представления о том, что именно хотел бы получить его подчиненный в обмен на затраченные усилия, не забывая при этом о том, какими именно ресурсами он, руководитель, располагает и в состоянии ли выполнить свои обещания. Николо Макиавелли был весьма откровенен относительно рецептов использования подобных форм власти. Он советовал вознаграждать постепенно, а вот наказывать залпом. Вот как излагает его мысли по этому поводу один из исследователей: «Добрые дела и благодеяния правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно времени для благодарной оценки. Позитивные стимулы должны цениться, только тогда они выполняют свое предназначение. Наградами и повышением по службе дорожат, кажется, только тогда, когда они редки, когда раздаются мало-помалу. Напротив, негативные стимулы, наказание лучше осуществлять сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени»(1).

Сколь справедливы эти рассуждения — судить читателю.

Законная (легитимная) власть или власть, основанная на традиции.
Именно она долгое время господствовала в нашей стране. Признание подчиненными авторитета руководства, законности его власти было традиционным, да и поныне сохраняется, оставаясь распространенной и официальной формой влияния, обеспечивающей организации стабильность. Такая власть имеет ряд преимуществ. Она безлика, и поэтому недовольство подчиненного всегда связано с должностью, а не с личностью руководителя. Она предсказуема, и потому не вызывает чувства страха. Кроме того, в обмен на признание такой власти подчиненный получает ощущения принадлежности к определенной социальной группе (удовлетворяет потребность в ассоциации) и защищенности (потребность в безопасности). В организациях с сильными традициями самые большие вознаграждения, как правило, получают люди, лояльные к организации и ее руководству. Это зачастую происходит в ущерб по-настоящему компетентным сотрудникам, особенно молодым. Объяснением может служить тот факт, что такая форма наиболее эффективна в отношении людей, мотивированных на «безопасность» и «причастность», и не всегда действенна для тех, чьи потребности связаны с признанием и самоутверждением. Еще одно негативное проявлением власти традиции — консервативность. Любые преобразования разрушают ее.

Власть связей.
В ее основе — способность и возможность руководителя ассоциировать себя с руководителями более высокого ранга или другими влиятельными людьми. При этом совсем не обязательно реальное существование такой связи, важно лишь, чтобы в это верили подчиненные. Создание подобного имиджа добавляет руководителю власти, однако положение его весьма неустойчиво. Его авторитет оказывается под угрозой всякий раз, когда он не может продемонстрировать своим подчиненным близость к влиятельным лицам. Заметим, что такой источник власти может быть использован и часто используется подчиненными для оказания влияния на руководителя. Если вам приходилось иметь в штате близкого родственника какого-либо вышестоящего руководителя, то вы поймете, что имеют в виду авторы.

Власть над ресурсами.
Доступность к различного рода ресурсам и возможность их распределять и контролировать, ограничивая доступ, сильно повышает властные возможности. Объем власти в этом случае прежде всего определяется количеством ресурсов, имеющихся в распоряжении руководителя, но она слабеет, если отсутствует их дефицит. Не потому ли некоторые руководители (а иногда и подчиненные) создают его искусственно? Вспомните, к примеру, поведение вашего главного бухгалтера. Власть ресурсов доступна не только руководителям, но и подчиненным. В современных условиях все большее значение приобретают информационные ресурсы. Человек, имеющий доступ к информации, обладает большей властью, поскольку, контролируя ее распространение, получает возможность оказывать влияние на других. Руководитель, сосредоточивший в своих руках контроль за информационными потоками, обладает очень большой властью, но информацию могут использовать и подчиненные, если они имеют возможность получать ее по каналам, не доступным руководителю. Такой властью, к примеру, обладают учителя, получающие информацию непосредственно от родителей, технический персонал, заместители директора и методисты, общающиеся с разными людьми вне школы.

На личностной основе Вторая группа источников власти имеет личностную основу. Это — власть примера (или харизма), экспертная власть, власть убеждения. В эту же группу можно включить уже рассмотренные нами такие источники как власть информации и принуждения, если их использование стало возможным благодаря личным усилиям, а не должностным полномочиям.

Власть примера (или харизма) основана на силе личности человека, обладающего привлекательными качествами. Люди очень часто оказываются под его влиянием, стремясь, нередко даже подсознательно, походить на своего кумира. Тот, кто обладает харизмой, может легко привлечь других для участия в том или ином деле, вселяя в них уверенность в успехе. Очень часто именно такие личности, даже не будучи руководителями, становятся неформальными лидерами в организации. Еще одна форма — компетентность или экспертная власть. Она основана на заслуженном доверии к компетентному в определенных областях человеку, и ее иногда называют разумной верой, так как решение подчиниться специалисту, обладающему особыми знаниями, принимается в большинстве случаев осознанно. Власть компетентности настолько сильна, что, если группе специалистов, работающих над какой-то проблемой, скажут, что среди них есть эксперт, они будут безоговорочно следовать его рекомендациям. Но экспертная власть менее устойчива, чем харизма. Стоит эксперту ошибиться хотя бы один раз, и доверие к нему пропадает. К тому же необходимо довольно длительное время, чтобы добиться определенных достижений, приобрести авторитет, завоевать доверие. В этом, думается, может быть частичное объяснение того факта, что руководители школ при малейшей возможности берут учебную нагрузку, то есть, помимо всего прочего, еще и стараются доказать свою компетентность как педагоги. По мнению американских специалистов в области менеджмента (М. Мескон и другие), интеллектуальные, финансовые и социальные различия между руководителем и подчиненными постоянно сокращаются. Это приводит к тому, что руководителю все труднее использовать такие источники власти, как принуждение, вознаграждение, традиции или даже компетентность, и ему необходимо совершенствовать свои навыки в использовании двух других форм — убеждения и участия.

Власть убеждения проявляется в стремлении человека передать другим свою точку зрения, которым он как бы «продает» свою идею, аргументируя все ее преимущества. Для достижения этой цели он вполне сознательно может использовать другие формы (например, харизму или компетентность), но только убеждением может действовать тот, кто не обладает формальной властью и не в состоянии предложить своим последователям никакого вознаграждения.

К недостаткам этой формы власти можно отнести медленное воздействие и непредсказуемость результата. А к преимуществам — то, что человека, которого удалось убедить, не нужно активно контролировать.

Участие в принятии решении и в других процессах, происходящих в организации, позволяет подчиненному обеспечить потребности более высокого уровня, такие, как потребность самовыражения или потребность во власти (согласно мотивационной теории Д. Мак-Клеланда). Однако использование этого источника очень ограничено. Во-первых, делегирование руководителем части своих полномочий подчиненным часто воспринимается ими как потеря власти. Во-вторых, сами же руководители неохотно прибегают к этому из-за опасения утратить возможность удовлетворять потребности во власти. Самое же главное ограничение состоит в том, что эффективность использования этой формы очень зависит от ситуации.

* * *

Отметим, что стремление к власти нельзя рассматривать как негативную характеристику человека, многие психологи даже рассматривают такую потребность как базовую.

Все формы власти в совокупности составляют тот инструментарий руководителя, который он может использовать для оказания влияния на подчиненных. Но даже самый опытный руководитель, потенциально имеющий возможность использовать как организационные, так и личностные источники власти, должен учитывать и множество других факторов. Недостаточно приобрести власть, важно ее удержать. Влияние эффективно только тогда, когда подчиненный высоко ценит ту потребность, на удовлетворение которой направлены усилия руководителя, и у него есть уверенность в том, что его работа оправдает ожидания своего начальника.

__________________________
1) А. И. Кравченко. Макиавелли: технология эффективного лидерства// Городское управление № 2, 1995. — С. 7

Власть – это право и возможность распоряжаться кем- либо или чем-либо, подчинять своей воле. Власть связана с возможностью влиять на людей, распоряжаться ими, подчинять их. Это потенциальная возможность влиять на поведение других людей. Власть менеджера обусловлена должностью, которую он занимает в организации. Поскольку источником власти менеджера является организационная структура, эта власть обеспечивает стабильность, порядок и своевременное решение проблем в рамках структуры. Источник власти лидера и его поведение появляется вместе с его личностью, трансформируется личностью лидера, отражает ее особенности.

Обычно считается, что внутри организации существует шесть источников власти: легитимность (законность), вознаграждение, принуждение, качества эксперта, качества референта и харизма. В одних случаях источником власти является позиция в организации (должность), в других – личные качества человека. Источником влияния может служить и владение эксклюзивной, недоступной другим информацией. Часто лицо, реализующее властные полномочия, использует ряд источников власти.

Традиционно власть менеджера имеет организационное происхождение. Должность менеджера позволяет ему награждать или наказывать подчиненных, чтобы влиять па их поведение. Легитимная, вознаграждающая и принуждающая власти являются формами должностной власти, которая используется менеджерами с целью изменить поведение сотрудников.

Власть, источником которой являются должность менеджера и предоставленные ему полномочия, называется легитимной (законной) властью. Например, если человек назначен супервайзером (контролером, инспектором, непосредственным руководителем), работники понимают, что они обязаны выполнять его распоряжения. Обычно эти отношения фиксируются в нормативно-распорядительных документах. Сотрудники воспринимают этот источник власти как законный, поэтому подчиняются назначенному над ними начальнику.

К другому типу относится вознаграждающая власть, источником которой являются полномочия награждать других людей. Менеджеры могут использовать такие официальные формы вознаграждения, как повышение зарплаты или продвижение по службе. Кроме того, у них есть такие формы вознаграждения, как похвала, оказание внимания и одобрение. Менеджеры могут использовать вознаграждения, чтобы влиять на поведение подчиненных.

Противоположностью вознаграждающей власти является принуждающая власть, которая обеспечивается за счет предоставления менеджеру полномочий наказывать сотрудников или рекомендовать наказать их. Менеджеры обладают принуждающей властью, когда им дается право увольнять или понижать в должности подчиненных, критиковать их работу или снижать зарплату. Например, если торговый представитель показывает плохие результаты, начальник может критиковать его, объявлять ему выговор, делать соответствующие записи в личную карточку сотрудника или ограничивать его возможности продвижения.

Каждый тип должностной власти вызывает определенную реакцию служащих. Легитимная и вознаграждающая власть с наибольшей вероятностью позволяет добиться подчинения, которое означает, что работники выполняют приказы и инструкции, хотя лично они могут быть не согласны с ними. Принуждающая власть чаще всего вызывает сопротивление, которое означает, что работники умышленно пытаются избежать выполнения инструкции или не подчиниться распоряжению.

В отличие от должностной власти, имеющей внешние источники, личная власть чаще всего проистекает из внутренних источников – профессиональных знаний человека или его личных характеристик. Личностная власть – это инструмент лидера. Подчиненные следуют за лидером, потому что они уважают или почитают его, либо потому, что они разделяют его чувства и идеи. Значение личностной власти увеличивается по мере того, как возрастает объем работы в командах, а команды обычно не склонны терпеть авторитарные методы управления. Двумя видами личностной власти являются экспертная власть и референтная власть.

Власть, основанная на профессиональных знаниях или навыках, необходимых для выполнения заданий, которые поручаются подчиненным, называется экспертной властью. Когда руководитель является настоящим экспертом, подчиненные соглашаются с его рекомендациями. Лидеры основного звена зачастую досконально знают производственный процесс, что способствует их продвижению по служебной лестнице. Однако топ-менеджеры могут хуже разбираться в технических деталях, чем их подчиненные.

Референтная власть основывается на личных характеристиках руководителя, с которыми подчиненные хотят себя олицетворять, которые заставляют подчиненных уважать и восхищаться лидером и вызывают желание подражать ему. Когда подчиненные уважают своего руководителя за то, как он обращается с ними, это означает, что влияние лидера основывается на референтной власти. Эта власть зависит в большей степени от личностных характеристик человека, чем от того, какую должность он занимает. Референтная власть более всего характерна для харизматических лидеров.

Харизма (от греч. charisma – милость – божественный дар) – исключительная одаренность; харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».

Экспертная и референтная власти необязательно связаны с должностью руководителя: человек может пользоваться уважением со стороны других людей в силу своего профессионализма и личностных качеств, может помогать людям решать их проблемы, быть наставником, коучером, служить примером для подражания, может даже стать неформальным лидером группы, не занимая при этом должность формального руководителя.

Экспертная и референтная власти чаще всего укрепляют преданность подчиненных своему начальнику. Преданность означает, что работники разделяют точку зрения начальника и с энтузиазмом выполняют его распоряжения. Излишне говорить о том, что преданность более предпочтительна по сравнению с подчинением или сопротивлением. Преданность особенно важна в тех ситуациях, когда распоряжения начальника связаны с изменениями, поскольку изменения несут с собой риск и неопределенность. Преданность помогает сотрудникам преодолевать страх перед изменениями.

Источник власти

Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти — это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти — это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

Выделяют следующие источники и основания власти:

— власть вознаграждения или принуждения со стороны субъекта власти;

— признание объектом власти законного права субъекта предписывать ему определенное социальное поведение;

— идентификация объекта власти с ее субъектом;

— основанием власти является знание, которым обладает субъект.

В настоящее время существует наиболее полная классификация источников власти, предложенная Х. Хекхаузеном, и принятая в отечественной политической психологии (Хекхаузен Х., Т 1, с. 309, 1986). Выделяются шесть источников власти и даются их характеристики.

1. Власть вознаграждения. Ее сила определяется ожиданием объекта власти того, в какой мере субъект в состоянии удовлетворить один из его (объекта) мотивов, и насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта власти. Власть вознаграждения в политике практически не применяется, хотя использование этого источника власти является одним из самых эффективных в управлении поведением человека.

2. Власть принуждения. Определяется ожиданием со стороны объекта той меры, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для него действия, фрустрацией того или иного мотива и того, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения объекта власти. Принуждение заключается в том, что пространство возможных действий объекта власти в результате угрозы наказания суживается. Это самый часто применяемый и в политике, и в повседневной жизни источник власти. Традиционное выражение «Не пора ли власть употребить?» подразумевает, в первую очередь, применение силы по отношению к оппонентам.

3. Нормативная власть. Субъект власти имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них. Нахождение в иерархии властных отношений подразумевается должностным положением самого носителя власти и обязательном подчинении установленным правилам и нормам объекта власти.

4. Власть эталона. Основана она на идентификации объекта с субъектом и желанием объекта быть похожим на субъект власти по различным параметрам и характеристикам (основания могут быть различными — личностными и психологическими, профессиональными и моральными и т.д.).

5. Власть знатока. Ее сила зависит от величины приписываемых субъекту власти со стороны объекта особых знаний, умений, навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

6. Информационная власть. О ее наличии можно говорить в том случае, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект власти увидеть последствия своего поведения в новом свете.

Для понимания и анализа психологических механизмов использования источников власти в политической деятельности необходимо провести рассмотрение и классификацию источников власти по двум основаниям: формам — психологические и социальные; механизмам — непосредственные и опосредованные (табл. 1).

Таблица 1.

Системное описание социально-психологических источников власти

Механизм власти

Форма власти

психологическая

социальная

Непосредственный

Принуждения,

вознаграждения

Информационная

Опосредованный

Знатока, эталона

Нормативная

Представляется, что наиболее эффективное определение источников власти (в том числе их полноты) может быть получено с помощью методологии системных описаний. Произведем соотнесение источников власти с элементами общенаучного пентабазиса.

Власть как идентификация (власть эталона, по Х. Хекхаузену) в первую очередь основана на эмоциональной оценке и зачастую на врожденных, природных характеристиках субъекта власти.

Экспертная власть (власть знатока, по Х. Хекхаузену) соответствует информации, так как она проявляется в тех случаях, когда объект власти заведомо предполагает тот факт, что субъект власти обладает в какой-то области большими знаниями.

Власть вознаграждения или принуждения основана в первую очередь на том потенциале, который субъект власти имеет в своем распоряжении, на его энергетических характеристиках, заряде, направленном на достижение цели, той цене или силах, которые он может вложить в достижение поставленной цели. Власть базируется на понятии энергии, активности, потенциале (в отличии от понятия «потенциал как ресурс», являющимся статистической величиной).

Законный или легимитизированный тип власти (нормативная власть, по Хекхаузену) основан на традициях, культурных ценностях, формируется в основном за счет воспитания, обучения (в том числе в коллективах), складывается в соответствии с нормами поведения, принятыми в социуме, и мы можем соотнести этот источник власти с понятием пространства в пентабазисе.

Власть принуждения

(вознаграждения)

Власть информационная

(знатока)

ИСТОЧНИКИ

ВЛАСТИ

Референтная власть

(эталона)

Власть законная

(нормативная)

Рис. 1. Системное описание источников власти.

Виды власти

Особенности различных элементов власти — субъекта, объекта, ресурсов — могут использоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень — международные организации: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень — центральные органы государства; мезоуровень — подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.) и микроуровень — власть в первичных организациях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законодательная, исполнительная и судебная власти государства; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Post navigation

Previous Post:

Станок для выделки шкур

Next Post:

Обязанности водителя пожарного

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes