Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

К подзаконным актам относятся

08.09.2020 by admin

Содержание

  • Сущность и признаки подзаконного акта
    • Готовые работы на аналогичную тему
  • Виды подзаконных актов
  • Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов
  • Основные признаки
  • Классификация
  • Указы и распоряжения главы страны
  • Специфика нормативных указов
  • Правительственные постановления
  • Документы ведомств и министерств
  • Приказы и инструкции
  • Региональные нормы
  • Нормативные положения местных институтов власти
  • Локальные документы

Сущность и признаки подзаконного акта

Замечание 1

Подзаконный акт — это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе.

В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.

Признаки подзаконного акта:

  • отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
  • зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
  • в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
  • упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
  • эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
  • нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов;
  • высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
  • все нормативные подзаконные акты обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Подзаконные нормативные акты и их виды 420 руб.
  • Реферат Подзаконные нормативные акты и их виды 250 руб.
  • Контрольная работа Подзаконные нормативные акты и их виды 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Виды подзаконных актов

В зависимости от издавшего подзаконный акт органа выделяют следующие его виды:

  • общие акты, которые действуют на всей территории России в отношении всех ее граждан и лиц, находящихся на территории страны — указы и распоряжения Президента РФ; постановления палат Федерального Собрания — Совета Федерации и Государственной Думы; распоряжения и постановления Правительства РФ; распоряжения, директивы, приказы федеральных ведомств и министерств;
  • региональные акты — постановления законодательного органа государственной власти субъекта РФ, постановления губернатора, приказы министерств и других органов исполнительной власти субъекта Федерации, то есть акты органов государственной власти;
  • местные акты — постановления и другие решения представительных органов муниципальных образований и глав администраций, которые действуют только на территории данного муниципального образования;
  • локальные акты — приказы руководителей предприятий и организаций, решения участников ООО, общего собрания акционеров акционерных обществ, решения совета директоров и др., данные акты распространяются только на работников конкретных организаций.

Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов

Распоряжения и указы Президента РФ. В РФ Президент имеет право издавать распоряжения и указы (ст. 90 Конституции). Указ является актом более значимого и широкого, действия, а распоряжение представляет собой документ более конкретного, частного назначения. Распоряжения, как правило, принимаются по вопросам государственного управления (выделение средств из резервного фонда регионам, создание рабочих комиссий и т. д.).

Нормативные указы Президента обладают отличительными признаками, а именно, они:

  • не должны противоречить федеральным законам;
  • по отношению к другим подзаконным актам имеют приоритетное значение;
  • содержат нормы права;
  • регулируют различные сферы общественной жизни;
  • обладают общеобязательной природой.

Указ Президента нормативного характера представляет собой подзаконный акт, который содержит нормы права, регулирует различные сферы жизни общества и имеет приоритетное значение относительно других подзаконных актов. Акты Правительства имеют подзаконный характер. Исполнение правительственных постановлений происходит в пределах предметов полномочий и ведения. Распоряжения являются правоприменительными документами и адресованы для узкого круга исполнителей.

Акты федеральных ведомств и министерств подчинены правительственным актам и имеют отраслевое назначение, то есть распространяются только на лиц, которые работают в данной отрасли. Если ведомство и министерство обладает разнонаправленностью, то такие акты адресуются нескольким министерствам и могут регулировать разные межотраслевые отношения. Акты федеральных ведомств и министерств могут издаваться в виде инструкций или приказов.

Выделяют приказы нормативные и ненормативные. Нормативные приказы предназначены для использования в работе федеральных органов власти: их задачам, структуре, функциям. Ненормативные приказы выполняют роль правоприменительных актов. Инструкции регулируют основные формы служебной деятельности, а также функциональные обязанности какой-либо категории сотрудников. Инструкции имеют нормативное содержание.

К актам исполнительной власти субъектов Федерации относятся указы и распоряжения, изданные президентами республик, распоряжения и постановления, приказы и инструкции. Главы администраций краев, областей (в том числе, автономных), округов и городов федерального значения, правительство регионов, осуществляя свои полномочия издают распоряжения и постановления.

Соответствующие региональные департаменты, ведомства и министерства, другие органы исполнительной власти субъектов Федерации наделяются правом издавать приказы и инструкции. Такие акты издаются исходя из полномочий соответствующего органа, согласно конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Они распространяются только на территорию данных субъектов и имеют локальную сферу действия. Данные акты могут носить нормативный или правоприменительный характер.

Органы местного самоуправления, согласно Конституции, могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, создавать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану местного порядка, решать различные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий имеют право издавать правовые акты:

  • распоряжения и постановления глав органов муниципального управления;
  • акты сельских и поселковых собраний;
  • акты представительных органов.

Подзаконные акты — это документы, которые издаются в пределах компетенции исполнительных органов госвласти. Они не должны противоречить Конституции, ФЗ, действующим на территории страны. Рассмотрим далее существующие виды подзаконных актов.

Основные признаки

Подзаконные акты РФ обладают спецификой. По их основным признакам можно отличить их от других принимаемых документов. Среди специфических черт следует отметить:

  1. Соответствие закону.
  2. Регулирование отдельных конкретных аспектов общественных отношений.

Основная функция, которую выполняют подзаконные акты, это исполнение и развитие норм, конкретизация их положений.

Классификация

К подзаконным актам относятся:

  1. Распоряжения, указы президента.
  2. Постановления правительства.
  3. Подзаконные федеральные акты (издаваемые соответствующими ведомствами и министерствами).
  4. Нормативные документы местных структур самоуправления.
  5. Локальные подзаконные акты.

Это исчерпывающий список существующих документов из рассматриваемой категории.

Указы и распоряжения главы страны

Такие виды подзаконных актов во все времена обладали особым воздействием на развитие права в России. В дореволюционную эпоху, в частности, Указами утверждалась Высшая воля монарха. Фактически такие акты имели действие закона. В годы Советского Союза указы принимались Президиумами ВС страны и республик. Часть таких документов, касающихся вопросов законодательного характера, направлялась на рассмотрение на очередной сессии представительных структур. В настоящее время в Конституции установлено право президента издавать распоряжения и указы. Считается, что последние обладают более широким и существенным действием. Распоряжения, как правило, не содержат правовых норм. Обычно они утверждаются по определенным оперативным вопросам, касающимся госуправления. Также не все указы выступают как подзаконные акты. Это обусловлено тем, что они также часто принимаются по оперативным вопросам. Например, указы о присвоении званий, назначении на пост и так далее.

Специфика нормативных указов

Такие документы:

  1. Не могут противоречить положениям федерального законодательства, однако обладают приоритетным действием относительно прочих подзаконных нормативных документов.
  2. Включают в себя правовые положения.
  3. Обладают общим обязательным характером.
  4. Регламентируют разные сферы жизни общества.

По характеру полномочий указы президента разделяются на принятые:

  • В пределах своей компетенции.
  • В рамках полномочий, переданных парламентом.

Существуют также указы, которые должны утверждаться в Совете Федераций. Они касаются введения военного положения, назначения на должности Генпрокурора, должностных лиц высших судов.

Правительственные постановления

Основная цель, которую реализуют такие подзаконные акты, — это исполнение Конституции, ФЗ, нормативных президентских указов. Как правило, правительственные постановления содержат правовые нормы. Исполнение этих подзаконных актов производится в пределах предметов полномочий и ведения России и совместного ее ведения с субъектами.

Документы ведомств и министерств

Акты такого рода подчиняются правительственным нормативным положениям и, как правило, обладают отраслевым назначением. Последнее означает, что их действие распространяется исключительно на субъектов, занятых в конкретной отрасли. В ряде случаев, однако, они могут охватывать более широкий круг отношений. Это может быть обусловлено, например, функциональной, межотраслевой направленностью ведомства/министерства. В таких случаях подзаконные акты адресуются нескольким структурам и регулируют межотраслевые взаимодействия.

Приказы и инструкции

Это две основные категории документов, издаваемых на министерском/ведомственном уровне. Приказы могут иметь нормативный характер или не содержать правовых положений. Первые посвящены наиболее актуальным вопросам деятельности исполнительных органов госвласти. В частности, они регламентируют их структуру, функции, задачи. Ненормативные приказы выступают как правоприменительные документы. Инструкциями регламентируются основные формы/виды служебной деятельности. Они устанавливают функциональные обязанности для конкретных категорий трудящихся. Инструкции обладают нормативным содержанием.

Региональные нормы

Подзаконным актом является указ или распоряжение президента республики, входящей в состав России. Такие документы принимаются в соответствии с Конституцией страны и конкретного региона. Право издавать распоряжения и постановления имеют также губернаторы, главы в администрациях автономных областей и округов, городов фед. значения, краев, правительства регионов (при наличии). Принятие и утверждение соответствующих документов осуществляется в пределах полномочий этих субъектов. Право на издание инструкций и приказов есть и у региональных департаментов, министерств, ведомств и прочих исполнительных институтов региональной власти. Такие акты принимаются в соответствии с полномочиями каждого конкретного органа, в рамках конституций, нормативных положений, уставов, ФЗ. Они действуют локально — их положения обязательны для исполнения в пределах конкретной территории (в границах субъекта).

Нормативные положения местных институтов власти

По Конституции, территориальные органы самоуправления осуществляют самостоятельную деятельность в пределах административно-территориальной единицы. В частности, они осуществляют управление муниципальным имуществом, составляют, утверждают и исполняют впоследствии местный бюджет, формируют сборы и налоги в конкретном МО. В их функции также входит обеспечение охраны, поддержания порядка в обществе, решение прочих вопросов местного характера. В рамках переданных полномочий, территориальные властные структуры издают:

  1. Распоряжения и постановления, утвержденные главами местных органов самоуправления.
  2. Акты законодательных структур.
  3. Нормативные положения собраний (сходов) в селах/поселках.

Локальные документы

К ним относятся подзаконные акты, издаваемые в пределах учреждений и организаций. Такими документами регламентируются научные, коммерческие, учебные, производственные, управленческие и прочие взаимодействия, касающиеся назначения предприятия. В каждом учреждении или организации, таким образом, действует собственный устав, нормативное положение либо другой учредительный акт, правила внутренней дисциплины, распорядка и прочие нормы. Все они обладают правовым значением. Подзаконные локальные акты подлежат утверждению либо регистрации в государственных уполномоченных структурах. В качестве такого рода документов могут, например, выступать:

  1. Распоряжения, приказы как индивидуального, так и нормативного значения, которые принимаются руководителями организаций, учреждений, предприятий. Такими документами регламентируются вопросы, связанные с установлением внутреннего распорядка, назначением материального поощрения (вознаграждения) и пр.
  2. Решения, утвержденные коллегиальными органами управления. К таким структурам, в частности, относят советы директоров, общее собрание учредителей (акционеров). Решения в этом случае касаются управления, организации деятельности предприятия.

В зависимости от органа принятия выделяют следующие виды подзаконных нормативно-правовых актов:

– указы и распоряжения Президента РФ;

– постановления Правительства РФ;

– приказы и инструкции Министерств, служб, агентств и иных федеральных ведомств;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов органов власти субъектов РФ;

– подзаконные виды нормативно-правовых актов муниципальных органов власти.

Специфика природы указов и распоряжений Президента России как вида подзаконных нормативно-правовых актов объясняется его компетенцией. Они не должны противоречить положениям федеральных законов, но вместе с тем обладают приоритетом по отношению к остальным подзаконным актам.

По признаку характера полномочий Президента РФ все указы делят на следующие виды:

– указы, принимаемые в пределах собственных полномочий;

– указы, издаваемые на основе делегированных Парламентом полномочий;

– указы, которые подлежат утверждению Советом Федерации (например, указы о введении военного или чрезвычайного положения).

По признаку юридической значимости указы принято делить на следующие виды: нормативные и правоприменительные.

В нормативных указах содержатся нормы права, они имеют общеобязательный характер и регламентируют различные сферы общественной жизни. Наибольшее количество нормативных указов принимается для регламентирования отношений в экономической плоскости по вопросам инвестиций, рынка ценных бумаг, тарифов и т.п.

Правоприменительные указы отличаются индивидуально-разовым характером и принимаются по отдельным вопросам управления, что может быть связано с назначением на должность, присвоением звания и т.п.

Распоряжения Президента также отличаются ненормативным свойством, они принимаются по оперативным вопросам управления государством, например, для создания рабочих комиссий или выделения средств из резервного фонда регионам. Они отличаются от ненормативного вида указов достаточно условно и могут рассматриваться применительно к конкретному случаю.

Нормативно-правовые акты Правительства РФ как вид подзаконных нормативно-правовых актов отличаются своим многообразием. И можно разделить на акты, издаваемые для исполнения положений Конституции, федеральных законов и указов Президента, а также на акты по вопросам собственной компетенции Правительства. Специфика управленческой и координирующей роли Правительства находит отражение на разнообразии принимаемых им видов актов.

Правительство РФ разрабатывает, утверждает и реализует на практике ключевые нормативно-правовые виды актов и комплексные целевые программы, которые рассчитаны на длительный срок действия (федеральный бюджет, программы развития и т.д.).

Акты Правительства имеют следующие особенности:

– они оперативно и гибко регламентируют отношения в разных отраслях государственной и общественной жизни;

– устанавливают правовые направления деятельности всех остальных органов исполнительной власти, а также предприятий и общественных организаций;

– устанавливают нормативно-правовую базу для издания иных видов правовых актов.

Согласно действующему законодательству Правительство России для реализации своих полномочий, направленных на управление общественной жизнью, принимает распоряжения и постановления.

Министерства, службы и иные федеральные ведомства могут издавать подзаконные нормативно-правовые акты в виде приказов и инструкций, в которых обычно устанавливается порядок работы отраслевых подведомственных организаций и учреждений. Их деятельность направлена на решение задач, с которыми имеет дело отрасль.

На региональном уровне обычно используются такие же виды правовых актов, что и на федеральном уровне, то есть законы, указы, распоряжения, постановления, приказы и т.д. Базовым нормативным видом актов, регулирующих взаимоотношения органов власти и граждан на региональном уровне, выступает устав субъекта РФ, который играет роль региональной конституции.

Руководители регионов в процессе реализации своих полномочий принимают постановления и распоряжения. Региональные правительства принимают постановления, а министерства и службы вправе издавать приказы и инструкции.

Полномочия органов местного самоуправления также отличаются своим масштабом. По вопросам своего ведения представительные органы (дума, муниципальный совет и др.) муниципалитетов принимают коллегиальные решения, а их главы муниципальных образований – постановления и распоряжения. Форма их опубликования должна указываться в уставе данной административно-территориальной единицы.

Таким образом, виды подзаконных нормативно-правовых актов отличаются большим разнообразием. При этом каждый вид подзаконного нормативно-правового акта имеет свою характеристику и специфику.

Post navigation

Previous Post:

Международные неправительственные организации

Next Post:

Крайняя необходимость необходимая оборона

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes