Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Как открыть курсы?

13.07.2020 by admin

15.12.2017 Поделиться

Содержание

  • Описание
  • Преимущества и недостатки
  • Концепция и направление работы
  • Выбор помещения
  • Закупка оборудования
  • Регистрация бизнеса
  • Поиск персонала
  • Привлечение клиентов
  • Финансовые расчеты
  • Вывод
    • Общая схема процесса
    • Взаимодействие с экспертами
    • ИП или ООО
    • Как открыть ИП
      • Через сайт налоговой
      • Отнести документы лично
    • Что важно знать о лицензии — есть три варианта
      • Юрлицо и лицензия
      • ИП и лицензия
      • ИП без лицензии
    • На что обратить внимание при разработке сайта
      • Ссылайтесь на исследования и опросы
      • Разместите политику конфиденциальности
    • Будьте аккуратнее
  • I. Разъясните клиенту суть вашего онлайн-курса
    • Окажите для этого бесплатные услуги:
    • Продемонстрируйте клиентам результат, который они получат.
    • Детально опишите процесс сотрудничества.
  • II. Докажите высокое качество вашего обучающего курса
    • Акцентируйте внимание на качественных составляющих услуги.
  • III. Уменьшите влияние внешних факторов на качество ваших образовательных услуг
    • Поэтому попробуйте воспользоваться следующими рекомендациями:
  • IV. Сделайте ценообразование «прозрачным»
  • Как продавать в интернете информационные продукты
  • Как составить аватар клиента с помощью техники «ПЖП»
  • Как получить нужную информацию от клиента?
  • Какие вопросы задавать, чтобы собрать нужную информацию?
  • Как выглядел продающий текст?
  • Какую стратегию я использовал, когда готовил продающую серию писем?
  • Что писать во втором письме, третьем и четвертом?
  • Что писать в письмах серии, чтобы их было интересно читать?
  • Важный вывод:
  • Что такое современный учебный центр
  • Формы организации работы учебного центра
  • Самые выгодные направления обучения для учебного центра
  • Юридические аспекты создания учебного центра: лицензии, сертификаты, разрешения
  • Инвестиции, прибыль и финансовые показатели учебного центра
  • Маркетинг и продвижение учебного центра
  • Франшиза и онлайн-платформы для учебного центра

Описание

Итак, чтобы изучить особенности данного бизнеса, рассмотрим основные этапы и ключевые моменты. Опишем разновидности учебных центров и приведем критерии для успешного заработка. Также произведем приблизительные финансовые расчеты всех расходов и доходов.

Практически каждый современный человек в разном возрасте задумывается о необходимости посещения различных учебных заведений. Это объясняется многими причинами, которые особенно знакомы жителям нашей страны. Зачастую потребность в образовании связана с получением новой специальности с целью дальнейшего трудоустройства. К тому же многие люди хотят изучить ту или иную сферу для собственного развития и получения более новой информации, которая позволит им взглянуть на мир по-новому. Не секрет, что стандартное образование порой просто не дает всех нужных навыков или знаний. В результате человеку приходится пользоваться услугами разнообразных учебных центров, предлагающих качественные образовательные услуги в том или ином направлении деятельности.

За счет повышения собственной квалификации и совершенствования различных навыков люди открывают для себя новые горизонты и получают новые возможности для заработка. Закономерно, что качественное образование по праву считается хорошей инвестицией в благополучное будущее и финансовую стабильность. Наличие заветного сертификата или диплома – это очень большой плюс в послужной список любого человека, ведь это, как минимум, говорит о его всестороннем развитии и вызывает уважение окружающих. Наличие подобных документов у предпринимателя вырабатывает лояльность клиентов и, как следствие, позволяет совершать более крупные сделки. Собственно, и при работе с тендерами это может сыграть порой ключевую роль.

Конечно, число учебных центров в России постоянно растет, но в целом этот рынок достаточно свободен. Даже в самых крупных городах подобных учреждений очень мало. При этом важно понимать, что в большинстве из них предлагаются разнообразные услуги, что позволяет выбирать клиенту одну или несколько сфер для освоения. Естественно, многие клиенты приходят обучаться снова, чтобы повысить свою квалификацию или, например, получить еще одну специальность. Учитывая столь высокую востребованность, многие предприниматели закономерно задумываются о возможности открыть собственный учебный центр.

В данный момент наиболее прибыльными считаются учебные центры, предлагающие краткосрочные образовательные курсы, поскольку за небольшой промежуток времени каждый человек может получить все необходимые навыки и знания, которые пригодятся в процессе работы. Исходя из этого, будем рассматривать открытие соответствующего учебного центра.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой бизнес, данное направление предпринимательской деятельности обладает своими плюсами и минусами. В связи с этим перед началом работы рекомендуется тщательно изучить все особенности работы учебного центра, дабы не столкнуться с серьезными ошибками и не потерять прибыль. К положительным сторонам данного бизнеса относится:

  • высокий уровень рентабельности, которая порой может доходить до тридцати процентов;
  • быстрый срок окупаемости, поскольку при грамотной организации и ведении бизнеса можно рассчитывать на возврат всех вложенных средств буквально через полгода успешной работы;
  • высокая востребованность услуг, причем, спрос увеличивается с каждым годом, поэтому в том случае, если уровень предоставляемых курсов будет высоким, а преподаватели – опытными и высококвалифицированными, то учебный центр всегда будет заполнен клиентами;
  • первоначальные вложения являются невысокими, поэтому заняться данной деятельностью может даже начинающий бизнесмен, не обладающий существенным капиталом;
  • возможность быстрой переориентации деятельности, поскольку при наличии учебных программ и налаженной работы в любое время можно успешно открыть новые направления для обучения.

К минусам данной работы относится то, что придется искать надежных и высококвалифицированных специалистов. Сотрудники компании должны обладать нужными знаниями, поскольку от них потребуется качественное обучение. Чтобы привлечь отличных преподавателей, для них устанавливаются высокие заработные платы, но это не всегда возможно на первых этапах работы нового учебного центра.

В зависимости от числа потенциальных клиентов, стоимость образовательных услуг может быть довольно низкой. Например, низкие цены могут быть в небольших городах, а в городах-миллионниках их можно делать относительно высокими. При этом нужно обязательно учитывать наличие конкуренции, дабы они не находились в шаговой доступности и не оказывали аналогичные услуги.

Как и на многие другие виды бизнеса, на работоспособность учебного центра напрямую влияют финансовые кризисы и нестабильная обстановка в стране – это связано с тем, что при снижении заработной платы и увеличении цен люди будут тратить деньги только на вещи первой необходимости.

Конечно же, и нужно предусмотреть здесь и возможность дополнительных инвестиций, которые могут потребоваться в ходе дальнейшей работы. Тем более что просто так взять и закрыть учебный центр уже не получится, ведь люди обычно оплачивают обучение заранее (к слову, можно предусмотреть рассрочку оплаты, если это будет необходимо). То есть, нужно понимать, что резкого приостановление подобного бизнеса может привести к серьезным проблемам. Так что обязательно нужно предусмотреть, как и в каком ключе будет возможно закрытие учебного центра, чтобы можно было заранее подстраховаться.

Концепция и направление работы

Перед открытием данного заведения важно определиться, какие именно услуги в нем будут оказываться, а также нужно обозначить тип концепции учебного центра. От этого напрямую зависит, каких именно работников необходимо нанимать, чтобы они оказывали те или иные образовательные услуги. Другими словами, нужно определиться со специализациями, по которым будет работать учебный центр. Как показывает статистика наиболее востребованными сегодня считаются следующие направления:

  • курсы для маркетологов;
  • изучение различных бухгалтерских программ;
  • курсы для менеджеров и для людей других профессий (возможно изучение узкоспециализированных направлений, например, исключительно рабочих специальностей);
  • образовательные программы для начинающих предпринимателей, дающие им полную информацию об открытии и ведении бизнеса.

На первых этапах работы желательно выбирать всего несколько наиболее востребованных направлений, которые либо вовсе не предоставляются другими схожими организациями в городе, либо эти услуги ими уже оказываются, но на достаточно низком уровне. Опять же, ценовая политика имеет значение. Возможно, есть смысл предложить более выгодные расценки и максимально короткие сроки обучения. Это привлечет к новому учебному центру достаточно большое количество потенциальных клиентов.

После того, как мы определились с направлением, начинается разработка специальной концепции. Последняя, в свою очередь, должна существенно отличаться от особенностей работы основных конкурентов компании, иначе это может сказаться о прибыли (об этом мы уже говорили выше). Безусловно, именно от концепции учебного центра зависит результативность его работы в целом. Существует много разных направлений, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

— полноценный учебный центр, в котором клиентам предлагается огромное количество образовательных услуг – тут может даваться возможность пройти подготовку для референтов или дизайнеров, бухгалтеров, налоговых агентов, а также для других специалистов (то есть, знания тут могут даваться не только для новичков, но и для клиентов с практическим опытом работы);

— авторизованный центр, который обычно концентрируется на изучении разнообразных компьютерных программ, без которых невозможно представить работу в той или иной сфере деятельности (1C, AutoCAD, CorelDraw и тому подобные);
— обучение в виде тренингов, обеспечивающее получение не только определенных знаний, но и положительного настроя на будущую деятельность (тренинги личностного роста, семинары по бизнесу, дизайну и другие варианты обучения);
— оригинальные курсы, которые не предлагаются в других аналогичных образовательных заведениях конкретного города, причем перед их предложением следует заранее провести анализ рынка, чтобы определить, имеется ли в них необходимость, поскольку нередко спрос на конкретные курсы полностью отсутствует;
— проведение индивидуальных занятий по разным предметам – сюда относится и подготовка школьников к разным экзаменам и также это может быть работа со студентами по определенному курсу, по которому у них имеются проблемы.
Само собой, выбор здесь целиком и полностью зависит от желаний и возможностей предпринимателя. Возможно, вы захотите предложить какое-то новое направление – в этом нет ничего плохого, правда, тут важно, чтобы уникальный учебный центр был востребован среди местного населения. Как показывает практика, на начальных этапах работы лучше все-таки идти проверенными путями, которые позволяют уже практически точно говорить о потенциальном спросе на тот или иной вид услуг.

Отдельно можно сказать и о подборе подходящих специалистов. На самом деле этот вопрос не является проблемой, ведь для работы в частном учебном центре не всегда нужны дипломы о высшем образовании. Тем более что тут большее значение имеет качество полученных знаний, нежели просто стандартная «начитка» предмета, как это часто бывает в обычных учебных заведениях. То есть, клиент здесь чаще хочет получить именно результат, а не только диплом или свидетельство. С учетом того, что многие российские преподаватели недовольны своей зарплатой, владелец бизнеса тут может предложить им более выгодные условия работы. К тому же по возможности можно платить преподавателям и за переработки, а также вводить дополнительные занятия для всех желающих. Таким образом, здесь открываются достаточно широкие возможности для заработка, поэтому их можно использовать в полном объеме.

Выбор помещения

Мы не зря указали этот момент в самом начале, ведь для регистрации ООО компании необходим юридический адрес. Надо заметить, что данному моменту уделяется много внимания, поскольку важно, чтобы помещение соответствовало многочисленным условиям действующего законодательства. Если специализации будет четыре, то необходимо наличие как минимум четырех кабинетов соответственно. Дополнительно создается кабинет для директора и бухгалтера. Делается наиболее удобный холл. По возможности можно организовать раздевалку и другие дополнительные пространства.

Собственно, выбор помещения – это, пожалуй, даже главный вопрос, ведь сегодня образовательные учреждения должны открываться в наиболее подходящих для этого местах. Наверное, оптимальным решением можно назвать аренду нескольких помещений в каком-либо ВУЗе или школе, поскольку в этом случае вся площадка полностью соответствует тем условиям и требованиям, которые предъявляются к современным учебным заведениям.

Закупка оборудования

Для предоставления образовательных услуг, скорее всего, потребуется приобретение проектора (либо большой плазменной панели) и столов со стульями. Также покупаются компьютеры и иная техника, которая будет обеспечивать простоту и удобство учебного процесса. Непременно в распоряжении преподавателей должна иметься современная и актуальная учебная литература, которая также стоит определенных денег.

Регистрация бизнеса

Тщательно подготовившись к открытию, можно заниматься оформлением документов. Работать допускается только официально, поэтому непременно осуществляется регистрация бизнеса. Для этого выбирается юридическое лицо, поскольку важно будет далее получить лицензию на осуществление образовательной деятельности – это возможно только при регистрации ООО.

Также стоит учесть, что при регистрации бизнеса указывается в ОКВЭД то, что компания будет выступать в качестве негосударственного образовательного учреждения. Собственно, данный статус рекомендуется указывать и во всех дальнейших договорах с клиентами, дабы у них не возникало соответствующих вопросов.

Что касается система налогообложения, то в данном случае выбирается УСН, при которой со всего дохода компании взимается шесть процентов. К слову, для решения подобных вопросов рекомендуется трудоустроить также и бухгалтера, который может работать, как на постоянной, так и на временной основе (например, на аутсорсинге).

Важным моментом регистрации является получение лицензии, без которой оказывать образовательные услуги запрещено. Получить этот документ можно в специальном Комитете по образованию. Для этого подготавливаются следующие бумаги:

  • разрабатываются специальные образовательные программы, по которым будет осуществляться обучение;
  • создается заявление, в котором указывается список вышеуказанных образовательных программ, а также в документе указываются другие важные факты о новом учебном центре;
  • указываются данные об укомплектованности штата, поэтому заняться поиском преподавателей придется заранее;
  • рассчитывается максимальное количество учащихся, которым будут оказываться услуги в учебном центре;
  • предоставляются документы о праве собственности или аренде помещения, в котором будет осуществляться работа, причем оно должно полностью соответствовать многочисленным требованиям по пожарной безопасности, освещенности, санитарным условиям и другим факторам;
  • предоставляются сведения о наличии специализированных документов и книг, выступающих в качестве материально-технической базы, используемой в процессе обучения;
  • указываются и другие сведения по необходимости.

Написанное заявление с другими документами рассматриваются Комитетом в течение одного месяца, причем, в это время работать строго запрещено. Разрешается открывать учебный центр только после получения всей необходимой документации на руки.

Поиск персонала

Другим важным моментом при открытии учебного центра считается набор преподавателей. Как и было сказано выше, их квалификация, опыт и образование полностью зависят от того, в каком направлении работает сам учебный центр. Количество преподавателей также напрямую зависит от специфики образовательного центра. Как правило, в самом начале деятельности выбирается примерно четыре разных курса, для каждого из которых нанимается один преподаватель. С ростом востребованности заведения количество курсов, а соответственно, и наемных работников, может быть увеличено.

Дополнительно в штате должен иметься секретарь, занимающийся составлением занятий и общением с потенциальными клиентами, а также бухгалтер, на котором лежит обязанность составления отчетов и подсчета налогов.

Привлечение клиентов

Чтобы учебный центр приносил высокую прибыль, важно, чтобы количество клиентов было большим, а также с 9:00 до 21:00 классы не пустовали. В этом случае следует привлекать клиентов разными способами. Для подобных целей используются листовки, распространяемые в различных организациях и предприятиях (возможно, даже профильных). Естественно, делается реклама на местном телевидении и создается свой собственный сайт, на котором каждый посетитель может найти всю необходимую ему информацию об учебном центре.

Финансовые расчеты

Итак, разобравшись с основными организационными моментами, посчитаем приблизительные расходы, необходимые для старта бизнеса. Для открытия учебного центра понадобится 765 тыс. рублей, из которых:

  • регистрация бизнеса и получение лицензии – 40 000 рублей;
  • аренда помещения на месяц– 55 000 рублей;
  • закупка оборудования и литературы для работы – 350 000 рублей;
  • реклама и иные меры для привлечения клиентов – 30 000;
  • заработная плата сотрудников в месяц – 250 000;
  • иные расходы (например, ремонт или закупка дополнительного оборудования) – 40 000.

Как показывает практика, общий доход в месяц при обучении ста человек составляет примерно 500 тысяч руб. Чистая прибыль в этом случае составляет 110 тысяч рублей. Таким образом, все вложения окупятся здесь примерно за восемь месяцев работы. В то же время, если будет увеличиваться количество учеников и будет увеличиваться число преподаваемых предметов, то закономерно будет расти и прибыль от деятельности.

Вывод

Если подойти к вопросу основательно, то открыть учебный центр не составит особой проблемы. К тому же и работать он может довольно долго. Здесь практически не требуется вложений, а средняя стоимость обучения может быть довольно высокой. Сегодня любой здравомыслящий человек готов вкладывать хорошие деньги в свое образование, ведь без этого невозможно представить всестороннее развитие. При этом развиваться может и сам учебный центр. Как мы и говорили ранее, можно постепенно вводить новые направления и предлагать разные варианты обучения своим клиентам. При положительных результатах число слушателей обязательно будет расти, ведь здесь люди будут приходить уже по рекомендации и от предпринимателя требуется грамотная организация учебного процесса. Конечно, будет очень хорошо, если вы ранее работали в этой сфере, но в целом можно успешно вести такой бизнес и без какого-либо практического опыта. В конце концов, основную работу здесь обычно выполняют преподаватели, да и на место руководителя можно всегда назначить более опытного специалиста.

Общая схема процесса

Чтобы открыть курсы без лицензии, нужно пройти несколько шагов.

Вот план:

  1. Решить, как взаимодействовать с другими экспертами.
  2. Зарегистрироваться в налоговой — выбрать, как вы будете работать, как индивидуальный предприниматель или как ООО.
  3. Выбрать схему налогообложения — их несколько, если сразу выбрать неправильную, то налогов получится очень много.

Самый важный — первый пункт. Именно он подсказывает, как открыть курсы, но не получать лицензию на образовательную деятельность.

Взаимодействие с экспертами

Основной нормативный акт, который регламентирует получение образовательной лицензии — ФЗ-273 «Об образовании в Российской федерации». В п.2 ст.91 закона сказано:

  • Если у вас организация, которая ведет образовательную деятельность — лицензия нужна;
  • Если вы индивидуальный предприниматель, который занимается образовательной деятельностью лично — то такая лицензия не потребуется.

Фактически, проводя вебинары даже на огромную аудиторию, вы ничем не отличаетесь от обычного школьного репетитора, который ведёт частную деятельность. Главное — не нанимать других преподавателей и не обещать студентам дипломов государственного или другого образца. Памятное письмо об окончании занятий выдать можно.

Интересующая нас строка в законе

Что делать, если вы хотите привлечь в школу других преподавателей? Юридический лайфхак — не оформлять их по трудовому договору. Проще всего написать договор между двумя ИП, один из которых проводит для другого некие информационные и консультационные услуги в форме тренинга, вебинара или мастер-класса.

Но это работает не со всеми нишами. Например, если вы ведёте школу по валянию из шерсти, проблем скорее всего не возникнет. Если же решили открыть курсы для школьников и готовить их к ЕГЭ — есть вероятность жалобы в налоговую или комитет по образованию.

Проконсультируйтесь с юристом по образованию перед привлечением других преподавателей. Изучите нормативную базу — возможно, в вашей сфере действуют другие нормы права.

Лайфхак — вы можете обратиться в органы образования вашего региона с вопросом, как открыть образовательные курсы в вашей нише и нужна ли для этого лицензия. Делать это нужно письменно — если после запуска придёт проверка, ответ управления Рособрнадзора будет аргументом вашей добропорядочности.

Пример законной работы онлайн-школы без лицензии — никто не запрещает нанимать помощников

ИП или ООО

Разница между этими двумя статусами огромная. Если вы решили сразу открывать большую онлайн-университет с множеством курсов, направлений, преподавателей и сотрудников — возможно, стоит подумать об ООО. Придется вкладывать деньги, долго получать лицензию на образование, назначить генерального директора и бухгалтера и платить им зарплату. Тратить деньги из бизнеса просто так не получится — на личный счёт вы сможете выплачивать дивиденды например, раз в квартал — только тогда деньги станут вашими. ООО — это не очень выгодно, если вы планируете открыть учебные курсы впервые.

У статуса индивидуального предпринимателя всё проще. Документы для регистрации практически не нужно — достаточно паспорта и ИНН. Если будете регистрировать онлайн через сайт налоговой, то даже пошлину платить не придётся.

Тратить деньги с расчётного счёта ИП может на любые нужды. Просто оформите расходную карту — такая услуга есть практически в любом банке, которые работает с бизнесом — и покупайте всё что нужно с неё. Для новой онлайн-школы мы рекомендуем формат ИП.

Из обязательных платежей только страховые и пенсионные взносы раз в год — в зависимости от региона это около 35 тысяч рублей в месяц. Еще придётся потратиться на бухгалтерию — воспользуйтесь онлайн-сервисами. Минимальные тарифы начинаются от 4 тыс. в год. Посмотрите на Эльбу, Точку и аналоги — условия примерно одинаковые, выбирайте тех, с кем вам комфортнее. Чтобы принимать деньги, нужна онлайн-касса. Решений на рынке много. Начните с инструмента от Яндекса — там прозрачные условия с комиссией за каждый платеж.

В сервисах много тарифов — найдите выгодный конкретно для вас

Как открыть ИП

Вы можете встать на учет как индивидуальный предприниматель как очно в налоговой инспекции, так и онлайн.

Через сайт налоговой

Вам нужен личный кабинет налогоплательщика. Получить доступ к нему можно через аккаунт «ГосУслуг» или обратившись в налоговую по месту пребывания или регистрации — логин и пароль обычно выдают в течение 10-15 минут.

Зайдите на страницу регистрации ИП и следуйте инструкции. Придётся сначала сформировать электронную подпись — иногда сервис делает это несколько дней. Дождавшись ЭП, внесите требуемые данные из паспорта и ИНН, сайт выдаст свидетельство о регистрации. Платить пошлину через регистрации онлайн не нужно.

Посмотрите на сайте налоговой, есть ли в вашем регионе возможность купить патент — это способ сократить налоги до определенной ежегодной суммы

Отнести документы лично

Зарегистрироваться можно в налоговой инспекции по месту регистрации или пребывания. Альтернатива — многофункциональный центр государственных услуг вашего города.

Принесите туда:

  • Копию и оригинал паспорта — все страницы;
  • Заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя — шаблон дадут на месте, или скачайте на сайте налоговой;
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию;

Укажите в заявлении код ОКВЭД — 85.41.9 (Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки).

Добавьте в заявление требование о постановке на упрощенную систему налогообложения — это наиболее подходящая система для онлайн-школы с 6% налога на доход.

Через три дня после подачи заявления можете забрать свидетельство о регистрации.

Что важно знать о лицензии — есть три варианта

Возможно, это будет повторение, но лицензия на образовательную деятельность — действительно самый важный момент в открытии онлайн-школы. Если вы начали работать, постоянно проверяйте, нет ли нарушения.

Есть три варианта законной работы, которые могут подойти:

Юрлицо и лицензия

У вас есть образовательная программа, уроки которые проводятся определённое количество учебных часов. Есть фиксация в учебном плане, предполагается определенный результат, который проверяется некой аттестацией. Для всего этого необходимо зарегистрировать ООО и получить образовательную лицензию. Какие курсы можно открыть предпринимателю в таком случае — практически любые, в том числе выдавать дипломы и переквалификации специалиста.

ИП и лицензия

Вы работаете как индивидуальный предприниматель, у вас есть образовательная программа, но вы не привлекаете других преподавателей к работе. Диплом гособразца не выдаётся, нет заявлений о переквалификации специалистов. Лицензия не нужна, но с оговорками в зависимости от специфики преподавания.

ИП без лицензии

У вас нет образовательный программы, вы проводите мастер-классы, точечные практические задачи. Нет дипломных работ, вы не выдаёте удостоверения о том, что прошедший курс обязательно овладел неким навыком и может работать.

Лицензия не нужна. Вы не имеете права позиционировать себя как образовательное учреждение.

Обратите внимание, как преподносятся в пряничной школе преподаватели — как дополнительные эксперты, отдельные точечные мастер-классы

На что обратить внимание при разработке сайта

У юристов часто интересуются, что еще нужно, чтобы открыть курсы по обучению чему либо. Отнеситесь внимательно к двум законам — о рекламе и о персональных данных.

Ссылайтесь на исследования и опросы

Когда вы размещаете на сайте некие утверждения, вы должны быть готовы их подтвердить. Например, нельзя просто так сказать, что у вас лучшая школа по выпечке тортов в мире. Если конкурент прочитает это, то он может обратиться в ФАС с заявлением о нарушении закона о рекламе. И будет прав.

Чтобы избежать этого, необходимо поставить нелюбимую всеми звёздочку после утверждения и пояснить — самая лучшая по версии исследовательского агентства NoName по итогам опроса в таком-то году. Когда будете смотреть телевизор, обратите внимание на рекламу — это довольно частый приём в маркетинге.

Но лучше обойтись без утверждений в превосходной форме. В рекламе намного лучше работают кейсы и социальные доказательства, чем голословные утверждения.

Разместите политику конфиденциальности

Если вы собираете персональные данные пользователей, то вам необходимо запросить разрешение на их использование. Разработайте самостоятельно или закажите у юриста политику конфиденциальности. Оставьте ссылку на неё под формой сбора контактов, сделайте так, чтобы данные не отправлялись без галочки-согласия с этой политикой.

Если вы пользуйтесь готовыми шаблонами в сервисах для онлайн-образования, стандартизированная политика конфиденциальности уже размещена на странице. Если её нет — обязательно напишите её.

Подробнее читайте в нашей статье с советами юриста для онлайн-школ.

Будьте аккуратнее

С юридической точки зрения ведение онлайн-школы ничем не отличается от обычного индивидуального предпринимательства.

  • Вовремя платите налоги и сдавайте отчётность — в этом помогут автоматизированные сервисы;
  • Принимайте деньги через онлайн-кассу;
  • Не нанимайте других преподавателей по трудовому договору.

Если вы решили стать продюсером онлайн-курсов, то лицензия на образовательную деятельность вам также не нужна. Заключайте с экспертами-ИП договор на оказание услуг по продвижению и распространению информации — проблем быть не должно. Но в сложных и спорных ситуация советуйтесь экспертами.

Больше полезной информации об открытии бизнеса в онлайн-образовании узнайте на нашем мастер-классе. Регистрируйтесь, это бесплатно.

Дмитрий Кузьмин Автор

Вы не можете их потрогать.
Ваши клиенты не могут их увидеть.
Ваши родные и друзья не знают, что именно вы продаёте.
Добро пожаловать в мир невидимых продуктов —
услуг и нематериальных товаров!

Джон Вон Эйкен

Итак, вы создали онлайн-курс, в котором учли все мои рекомендации, и который по всем вашим прогнозам должен пользоваться спросом. Теперь самое время задаться вопросом: как продавать образовательные услуги?

Как вы думаете, что общего между стартап-проектами и бизнесом со стажем? Какой процесс является самым важным, без которого эти компании не смогут долго протянуть? Правильный ответ – продажи.

  • Первые продажи обеспечивают деньгами стартапы.
  • Системные продажи обеспечивают приток новых клиентов.
  • Повторные продажи постоянным клиентам – стабильность и развитие, возможность создавать новые образовательные продукты.

Я намеренно усиливаю эту картину для того, чтобы показать вам, что продажи — основа основ любого бизнеса. Поэтому давайте перейдём к следующему пункту: что конкретно нужно делать, чтобы запустить процесс продаж ваших онлайн-курсов?

Поскольку это очень объемная тема, я приняла решение в рамках блога запустить цикл статей, посвященных продажам в e-learning бизнесе. И первое с чего мы начнем, так это с того, как правильно упаковать образовательный продукт и выйти на ваших будущих клиентов.

P.S. Полную запись мастер-класса вы можете посмотреть

Итак, принципиально продажи делятся на продажи новым и существующим клиентам. Предполагаю, что многие из моих читателей понимают, что выстраивая свой бизнес на основе продуктов, ориентированных на онлайн-обучение, клиентов нужно искать там же, среди активных пользователей интернета. Безусловно, информация о Вас и вашем курсе должна постоянно присутствовать, масштабироваться и обновляться опять же в интернете. Но не стоит забывать и об оффлайне. Многие популярные и успешные компании, бизнес которых «завязан» на интернете, не пренебрегают размещением рекламы за пределами виртуальной сети. Реклама на билбордах, промоакции, реклама на телевидении и радио — все средства хороши для раскрутки вашего бренда и привлечения новых клиентов.

Но вернёмся к онлайн-рекламе. Кратко расскажу, как продавать курсы через интернет, чтобы при этом он оставался интернет вашим помощником в достижении коммерческих целей.

Помните, что задача сайта – это только сбор данных (заявок и звонков) от возможных клиентов, и интернет-реклама важна только для первого этапа — Lead Generation. Если вы считаете, что достаточно просто создать хороший сайт, и клиенты сами начнут покупать — вынуждена буду вас огорчить.

Как правило, задача сайта состоит именно в том, чтобы получить от возможного клиента заявку или звонок. Дальше клиент переходит в «обработку» в отдел продаж.

Я рекомендую вам использовать как привычные многостраничные сайты, так и одностраничники для продажи отдельных онлайн-курсов, прямая цель которых – получение заявки или звонка. Следующий шаг — правильная настройка рекламной кампании.

Тщательно продумайте каналы, через которые вы будете получать трафик. Это могут быть рассылки, контекстная реклама, рекламные статьи на других сайтах, партнёрские программы. Как только тщательно продуманная рекламная кампания будет запущена, вы начнёте получать первые результаты.

Для того, чтобы правильно определить ваших потенциальных клиентов, необходимо иметь четкое представление на какие целевые рыки направлен ваш обучающий курс: В2В (корпоративные клиенты) или В2С?

Сразу хочу предупредить, что продажи на рынке В2С проще и легче, т.к. вы имеете дело с конечным покупателем. В В2В процесс продаж дольше и сложнее, т.к. в организации, как правило, решение принимает не один и даже не два человека.

Хочу отметить, что бизнес на образовательных проектах сегодня – не самая простая сфера, которая требует не только начальных капиталовложений, но и правильного понимания процесса обучения и, конечно же, рынка образовательных услуг. Зато у вас есть возможность увидеть перспективы и начать работать на опережение рынка.

На В2С рынках рекомендую предпринять следующие шаги:

I. Разъясните клиенту суть вашего онлайн-курса

Окажите для этого бесплатные услуги:

  • пробный вебинар или консультация;
  • бесплатный анализ и подбор подходящего курса обучения;
  • различные тесты для проверки собственных знаний;
  • фрагменты методических материалов, полезные советы по решению типичных и нетипичных ошибок;
  • полезные статьи и книги авторов курсов.

Существенную пользу могут оказать онлайн-конференции с участием специалистов и экспертов, во время которых ваши клиенты смогут задать уточняющие вопросы.

Продемонстрируйте клиентам результат, который они получат.

Для этого вы можете использовать:

  • фрагменты записей тренингов или вебинаров;
  • фрагменты конспектов;
  • результаты итоговых экзаменов и сравнение их с тем, что было перед началом обучения.
  • информация о положительных изменениях и успехах клиентов.

Детально опишите процесс сотрудничества.

На этом этапе вам следует рассказать, каким образом проходит обучение, как выявляются проблемы студентов, как на практике отрабатываются полученные знания, какие методики обучения используются, какая помощь оказывается студентам, которые не успевают за графиком и т.д. Для этого очень хорошо подойдёт подробный план занятий, примеры упражнений, гарантия поддержки после прохождения курсов.

II. Докажите высокое качество вашего обучающего курса

Акцентируйте внимание на качественных составляющих услуги.

Вам, как молодой компании, которая только начинает завоёвывать популярность на рынке, необходимо обратить внимание клиентов на качественные составляющие процесса онлайн-обучения. Акцент можно сделать:

  • На репутации и авторитете лекторов (их практический опыт, наличие дипломов и сертификатов и т.д.).
  • На признанных методиках. Если у вас нет собственной разработки в сфере онлайн-обучения, вы можете аккуратно сослаться на методики знаменитых экспертов, а также представить договор, дающий вам право читать тот или иной курс.

III. Уменьшите влияние внешних факторов на качество ваших образовательных услуг

Далеко не всегда в сфере услуг успех зависит от продавца. А тем более в обучении результат зависит от соответствующего поведения клиента. Тем не менее, не стоит каждую неудачу оправдывать нерадивостью студента. Гораздо лучше будет проработать спорные моменты до начала сотрудничества. Как правило, в онлайн-обучении клиент осознаёт свою долю ответственности за результат и хочет определённости, а не упрёка по окончании курса.

Поэтому попробуйте воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Чётко пропишите тот багаж знаний и усилий, которые потребуются от клиента перед стартом обучения.
  • Укажите факторы, которые могут стать препятствием для эффективного сотрудничества, а также укажите пути преодоления этих препятствий (ограниченный размер групп, уровень квалификации и т.д.).
  • Укажите типичные трудности, с которыми может столкнуться ваш студент во время обучения, а также способы решения этих проблем.
  • Предоставьте гарантии достижения положительных результатов (постоянный контроль и помощь преподавателя, возврат денег и т.д.).

IV. Сделайте ценообразование «прозрачным»

Ваш потенциальный клиент всегда может самостоятельно прочесть статьи, книги или попросить коллег поделиться своим опытом. Слова продавцов в стиле: «Самостоятельное обучение не даст вам высоких результатов», а также попытки убедить в «невысокой цене» вызывают только раздражение и неприязнь. Тем не менее, ваш потенциальный клиент будет готов вам заплатить высокую цену, если он будет понимать, что это плата за:

  • Удобство (ведь весь необходимый материал уже подготовлен специалистами, подобраны эффективные примеры и упражнения) и за контроль со стороны преподавателя.
  • Уверенность в полученных знаниях (гарантия возврата денег, проверенные методы и приёмы обучения)
  • Скорость (нужен быстрый результат, а самому сложно успеть организовать своё обучение и получить нужный результат).

То есть ваша задача — объяснить ПОЧЕМУ цена именно такая; что повлияло на её формирование и можно ли как-то сэкономить.

А для убеждения клиента в том, что цена ваших образовательных услуг разумна и справедлива, можно использовать:

  • Прайс-листы, которые будут содержать в себе отдельные услуги или целый пакет.
  • Информирование о скидках и акционных предложениях.

Помните также, что к любому клиенту и в любом бизнесе нужен индивидуальный подход. Но это уже другая, отдельная тема.

В заключении могу подытожить: первое с чего всё начинается, и чему вам необходимо научиться — организованность. Продажа образовательных услуг — дело не простое, но очень увлекательное! Вы можете использовать один или все мои советы.
Все зависит от ваших ресурсов и амбиций.

Дерзайте и у вас все получится! А я вам в этом помогу 🙂

В этом посте я покажу вам, как продавать через интернет информационные продукты.

Представьте, вы задумали построить бизнес в Сети, создаете контент, готовите письма, настраиваете всякие плагины и делаете много других важных вещей для проекта, которые отнимают ваше время …

… время, которое должно окупаться. А иначе, зачем вам все это?

Вы знаете, мне тоже не удавалось подобрать правильную стратегию, чтобы монетизировать этот проект.

В прошлом у меня было несколько попыток запуска платного продукта, но я не могу назвать их правильными и успешными.

И только в декабре уже прошлого года, запуск курса «Платформа» приблизил меня к тем результатам, которые я для себя спланировал.

Запуск этого курса был полностью спланирован и проведен мной, когда я находился в рейсе на судне (что серьезно усложняло работу, были перебои с выходом в интернет) и тем не менее, доходы были сопоставимы с моей месячной зарплатой.

Это здорово! И я понимаю, что в следующий раз, я смогу заработать еще большую сумму.

Сейчас, я хочу поделиться с вами, как я все организовал и какой стратегии придерживался, чтобы и вы смогли организовать свой прибыльный запуск.

В этой статье я собираюсь поделиться с вами одним из способов, как правильно продавать в интернете информационные продукты. Я открою все стратегию, поделюсь важными нюансами и дам общее понимание того, как может быть организован запуск.

Если у вас возникнут вопросы о тонкостях и конкретных деталях, вы всегда можете обратиться с вопросом в комментариях или отправить мне письмо.

Как продавать в интернете информационные продукты

Начнем с того, что я проводил запуск, когда вокруг меня уже была аудитория, которую я собрал с помощью блога. Это необходимое условие и краеугольный камень всего моего подхода к бизнесу в Сети.

Сначала аудитория, и только потом продукт, а не наоборот. Почему лучше начинать строить бизнес в интернете с запуска блога, я подробно описывал в статье по ссылке. Почитайте.

Первая цель, которую я перед собой поставил, это выяснить, кто является моим идеальным клиентом под курс «Платформа». Этот курс о том, как собрать аудиторию в Сети, которая построит ваш бизнес.

Чем более четкое представление об этом человеке я получу, тем легче будет подобрать правильные слова и доводы, чтобы убедить его принять мое предложение.

Портрет целевой аудитории блога я составил еще на заре старта проекта. Это довольно широкий круг людей, интересы которых начинаются с бизнеса в Сети и заканчиваются личностным ростом.

При подготовке запуска курса «Платформа» мне была интересна лишь одна специфическая группа людей.

Это те мои читатели, у которых есть проблема, которую решает мой курс. И давление этой проблемы в данный момент настолько велико, что они готовы пойти на многое, чтобы избавить себя от него.

Моей задачей было найти «спусковые крючки» и «эмоциональные струны», которые я смог бы вставлять в свои письма, чтобы из общего числа подписчиков привлечь внимание только нужных мне людей и побудить их к действиям.

Определить эти «спусковые крючки» мне помогла техника ПЖП.

Как составить аватар клиента с помощью техники «ПЖП»

На тех данных, которые я получил от своих читателей с помощью «ПЖП», опиралась вся моя стратегия запуска. Как расшифровывается ПЖП?

«П» — проблема

Планирование продукта и его запуск всегда начинается с проблемы, которая обязательно должна быть у идеального клиента. Ведь если проблемы нет, то и стимула использовать продукт нет.

Продукт создается под проблему. А не проблема возникает под продукт. Эти вещи часто путают.

Сначала создается продукт, а затем начинают собирать аудиторию под этот продукт. Автору продукт кажется очень нужным и полезным, но только аудитория так не считают и начинаются сложности.

Чтобы не попасть в такую ловушку, начинайте планирование своего курса и рекламной компании под него с выяснения проблемы клиента.

«Ж» — желание

Желание, это то, как выглядит жизнь клиента в мире, где не существует проблемы.

Желание, это не решение проблемы, как часто думают. Это нечто другое, что лежит еще глубже.

Например, «не получается похудеть», это проблема. «Сесть на диету», это не желание, а лишь способ решить проблему. А вот «иметь красивую фигуру, чтобы нравится парням», это желание.

Так и мой курс «Платформа» о блогах. Я считаю, что блог, это лучший способ начать бизнес в Сети сегодня.

Но в своих рекламных текстах я не позиционирую его как еще один курс о блогах. Блог, это не то, что хочет мой идеальный клиент, это всего лишь решение проблемы (с чего начать бизнес в Сети).

Настоящее желание моего идеального клиента, как я узнал у него самого (об этом ниже), это обрести свободу, оставить прежнюю работу, получить дополнительный источник дохода, реализовать свой потенциал, стать владельцем бизнеса и т.д.

Это и есть те «спусковые крючки», которые продавали мой курс. Именно на них я делал акцент, на желаниях клиента, а не на способах решения проблемы.

Да, о необходимости иметь блог, я тоже говорил, но только после того, как показал, что блог, это верный путь к желаниям клиента.

«П» — препятствия

У вас есть ваши сокровенные желания, не так ли? Но почему вы еще не достигли желаемого? Потому что между проблемой и желаниям существует какое-то препятствие, которое останавливает вас.

Так и у вашего идеального клиента есть такое препятствие и, наверняка, не одно единственное.

Фокус в том, что если не устранить это препятствие, то каким бы полезным ваш продукт не казался клиенту, он его не купит.

Какие могут возникнуть препятствия? Самые разные. Начиная от банальной нехватки времени на все это и заканчивая какими-то внутренними комплексами и барьерами.

Например, если ваш курс о том, как знакомиться с девушками и в нем содержатся только самые эффективные советы по обольщению, ваш идеальный клиент может на него не клюнуть, даже если понимает, что он его очень нужен.

Почему?

Потому что в глубине души он понимает, что слишком скромен и стеснителен для всего этого. И если вы не уберете этот барьер, вы не получите заказ.

Еще один вариант, если ваш курс о том, как привести себя в отличную форму к лету. Это может быть самый нужный курс для вашего клиента. И он может сам это понимать. Но если у него нет времени на занятия спортом, потому что до позднего вечера он на работе, то он откажет в покупке.

Смысл в том, что вы можете верно определить проблему клиента и предложить самый короткий путь к достижению его желания, но если вы не покажите ему, как обойти все препятствия, то потеряете этого человека и его заказ.

Как получить нужную информацию от клиента?

Способов сделать это очень много.

Один из самых эффективных, это организовать серию бесплатных консультаций (пример того, как это можно сделать по ссылке) и лично побеседовать, хотя бы, с десятью потенциальными клиентами.

Этот подход позволит вам не только узнать главные проблемы, желания и препятствия, но и снабдит дополнительной информацией, которую вы сможете использовать при подготовки запуска, а также для дальнейшего развития проекта.

Если вы только начинаете и у вас еще смутные представления о вашей целевой аудитории, рекомендую выбрать этот вариант.

Более простая альтернатива консультациям, это выборочно оправить email’ы с вопросами тем читателям, которые уже присылали вам письма с вопросами или же оставляли комментарии к постам близким по тематике к теме вашего продукта. Эти люди читали ваш пост, а значит им интересна эта тема.

Или же самый легкий вариант, который избрал я (только потому, что у меня уже была накоплено достаточно данных о своей целевой аудитории), это создать опрос и предложить базе читателей принять в нем участие.

Опрос я создал в Google Docs и ссылку вставил в письмо, которое отправил по базе.

Какие вопросы задавать, чтобы собрать нужную информацию?

Правило одно, вопросы должны быть открытыми!

Открытые вопросы, это вопросы на которые нельзя ответить «да» или «нет». Такие вопросы предполагают развернутый ответ, где человек использует свои собственные слова для ответа.

Это необходимо, чтобы увидеть, как именно и какими словами человек описывает свои проблемы, желания и препятствия, а затем использовать их в продающих текстах.

Итак, какие вопросы задавать, чтобы выявить проблемы клиента?

Вот образец: «Какие проблемы в жизни вы испытываете прямо сейчас?». Это общий вопрос. Давайте сделаем его более конкретным.

«С какими проблемами в онлайн бизнесе вы столкнулись в данный момент?». Это хороший вопрос, чтобы побудить людей перечислить все возможные варианты. Остается только слушать.

Ответы на этот вопрос могут помочь вам найти перспективные идеи для продукта, если у вас их еще нет. Если идея уже есть, то можно поступить следующим образом …

Для примера возьмем мой вариант. «Платформа», это курс, где речь идет о том, как с помощью блога обрасти лояльной аудиторией, которая построит ваш бизнес в интернете.

Первый вопрос, который был в моем опросе, был наводящим.

«Причина по которой вы хотите иметь успешный онлайн бизнес?»

Это вопрос, который «обнажал» истинные желания людей. Их ответы, я затем и использовал в качестве «спусковых крючков». Люди писали такие вещи как «независимость в финансовом плане», «самореализация», «помощь людям» и т.д.

Далее следовал второй вопрос:

«Верите ли вы, что блог может помочь вам с вашим онлайн бизнесом?».

Большинство участников опроса выбирали «ДА». И здесь бам, логически вытекает третий вопрос:

«Почему у вас до сих пор нет блога?»

И здесь участники перечисляют все препятствия, которые им мешают достичь желаемых результатов.

С помощью этих трех простеньких вопросов, я собрал всю необходимую информацию для подготовки контента, который продавал мой продукт.

Это вовсе не значит, что вам нужно просто скопировать эти вопросы лишь немного видоизменив их под вашу нишу. Нет, это может не сработать.

Я задал вам направление, в каком следует думать, а вам лучше знать, какие вопросы будут лучше резонировать с вашей аудиторией.

Как выглядел продающий текст?

Когда есть вся необходимая информацию о клиенте (проблемы, желания, препятствия), можно начинать работу над продающим контентом.

Сразу хочу обратить ваше внимание на тот факт, что текст на продающей странице курса «Платформа» полностью копировал тексты серии писем. Разница была лишь в том, что на продающей странице более детально было расписано содержание курса и гарантии. В остальном тексты были одинаковыми.

Это значит, что если человек уже после первого письма перешел на продающую страницу и прочитал ее до конца, то контент следующих писем ему уже был знаком.

Почему такая стратегия? Я верю в то, что мне очень повезло, если мне удалось привлечь внимание человека одним и тем же текстом дважды, потому что некоторые люди не читают письма вовсе.

Скажем так, я предполагаю, что если человек пропустил какое-то из писем, то заполнить этот пробел он может прочитав текст на продающей странице. Все мои письма, это части одного пазла. Если упустить один, то полную картинку уже не соберешь. По этой причине я перестраховывался.

Какую стратегию я использовал, когда готовил продающую серию писем?

Идея в том, что начинаем запуск с более широкой темы и с каждым последующим письмом мы тему сужаем, и делает письма более конкретными.

Например, если заголовок первого письма звучал «Когда вам пригодится алгебра», то последнее письмо серии несло заголовок «Платформа» закрывается через 3 часа».

Чем более конкретный заголовок письма, тем больше «правильных» людей открывает эти письма. Да, с каждым письмом открываемость писем будет падать, но количество продаж будет расти.

Чем более общая тема письма, тем выше open rate, но чем конкретней заголовок, тем меньше open rate, но больше click rate.

Все это делается для того, чтобы сначала привлечь внимание широких масс, а затем «отсеивать» тех, кому тема не интересна.

Вот статистика по моим письмам запуска (зеленые цифры — открываемость, а красные — клики по ссылкам)

Поясню …

Давайте предположим, что вы готовите запуск информационного продукта в нише «красота и здоровье».

В первом письме серии ваша задача оповестить людей о том, что готовится запуск продукта и чего им ожидать от вас в ближайшие несколько дней. Это может быть что-то вроде: «Привет. Я запускаю новый курс о том, как привести себя в форму к лету + подробная информация».

Это письмо отсылается всему подписному листу. Цель, получить максимальную открываемость, чтобы больше людей из вашего списка подписчиков узнало о предстоящем событии.

Как добиться максимальной открываемости? Затрагивать в заголовке письма, какую-то общую и близкую для многих людей тему.

К примеру, письмо с темой «Привет» получит больше открытий, чем письмо с заголовком «Как накачать ягодицы в домашних условиях».

Возьмем мое первое письмо. Его заголовок «Когда вам пригодится алгебра?» . Это один из тех заголовков, которые возбуждают любопытство. Ведь у многих людей, еще со школьной скамьи, этот вопрос остался без ответа. А любопытство обеспечило открываемость в 29% .

В письме я рассказал небольшую историю про учителя алгебры и плавно перевел внимание к главной теме, необходимости стартовать онлайн бизнес с блога. Алгебра нужна была только для того, чтобы привлечь внимание людей.

Если вернуться к теме «красота и здоровье», то первое письмо запуска может нести заголовок «Вот, как выглядят успешные люди» и рассказать историю о том, как внешний вид и физическая форма влияют на успех в жизни.

Или же, если взять нишу пикапа, то заголовок первого письма может быть таким «Ой, я опять оплошал на свидании», где рассказать историю о неудачах одного одинокого парня, которая очень напоминает историю жизни вашего идеального клиента.

Что писать во втором письме, третьем и четвертом?

Сразу скажу, что большая ошибка во всех письмах серии использовать «общие» заголовки. Это приведет к тому, что люди будут открывать их, не находить ничего для себя интересного, разочаровываться и отписываться.

Начиная со второго письма будьте конкретней в своих заголовках для писем, чтобы те, для кого это письмо не предназначено не открывали его. Это убережет вашу подписную базу от выгорания.

Для сравнения, мое первое письмо показало open rate в 29,8%, а последнее в серии запуска 19%. А максимальное количество продаж было зафиксировано на 5 письме.

Что касается содержания всех последующих писем …

С помощью ПЖП вы выявили препятствия, которые стоят на пути вашего идеального клиента к его желаниям. Это те самые вещи, которые могут помещать ему оформить заказ вашего продукта.

Вы должны понимать, что в своем курсе вы можете предложить самое эффективное лекарство от проблемы, с которой столкнулся ваш идеальный клиент.

Более того, ваш потенциальный клиент может отлично это понимать. Он верит вам. Верит вашему опыту. Верит в ваш продукт. Но он не покупает и не потому что не хочет, очень хочет, но есть что-то, что его останавливает.

Если продолжать тему красоты и здоровья, ваш клиент может свято верить, что вся эта ежедневная рутина, семья и работа совсем не оставляют ему времени заниматься спортом.

И ваша задача, если вы хотите получить заказ, устранить эту ложную установку из головы клиента.

Что если тема вашего второго письма будет чем-то вроде «Как стать обладателем красивой фигуры за 15 минут в день» .

Письма с такими заголовками могут выглядеть банальными, но только не для тех людей, у которых проблемы действительно существует. Если для человека этот вопрос актуален, он откроет письмо. Остальные, кому тема не интересна, его проигнорируют.

В этом письме вы показываете человеку, что для того, чтобы набрать хорошую физическую форму необязательно потеть в спортзале, нужно лишь изменить привычки и использовать ежедневные возможности.

В вашем третьем письме, вы устраняете следующее по значимости препятствие в вашем списке (о котором узнали с помощью техники ПЖП). К примеру, ваш потенциальный клиент, может полагать, что питаться правильно, это слишком дорого для него и очень обременительно. Ваша задача показать, что это вовсе не так.

Таким вот образом, к концу серии писем, у человека, потенциально заинтересованного в вашем продукте, не остается никаких препятствий, которые мешали бы ему оформить заказ вашего курса.

Что писать в письмах серии, чтобы их было интересно читать?

Из книги «Made to Stick — Why Some Ideas Survive and Other Die» я прочитал, что один из самых лучших способов затянуть в текст, это начать с истории.

Я воспользовался этим советом, и мои первые пять писем серии начинались с историй, которые продавали читателю какую-то идею или точку зрения, которую я хотел, чтобы он принял.

Скажу честно, что найти и придумать «правильные» истории оказалось очень непростой задачей. Но они на отлично справились со своей задачей. Письма было интересно читать и главное, наглым образом, я ничего не навязывал за меня продавала история.

Например, в первом письме, я начал с истории про учителя алгебры, а затем плавно перевел тему на то, как зарабатывать деньги в интернете с помощью блога.

Во втором письме я рассказал историю про бродячих торговцев, которые ходили по домам и продавали кухонную утварь. Этой историей я хотел показать насколько проще становится продавать, когда не ты ищешь клиентов, а они находят тебя сами. И помочь в этом может личный блог.

В третьем письме была история про разницу между манипуляцией и убеждением, где я показывал кардинальное отличие блога от одностраничника. Это необходимо было сделать, потому что некоторые из потенциальных клиентов полагали, что блоги умерли и на смену им пришли одностраничные сайты.

Всего писем в моей серии запуска было восемь. Одно письмо в день. Только в последний день было отправлено два письма, где второе, это извещение, что через 3 часа регистрация будет закрыта.

Помимо историй, в текстах этих писем я давил на те струнки и использовал те самые выражения, описания желаний и препятствий, о которых мне поведали сами потенциальные клиенты, которые приняли участие в опросе.

Важный вывод:

Я не планировал этот запуск, как средство для зарабатывания денег (это конечно приятный бонус), но моя первоочередная цель была опробовать всю систему в действии. Сложить все кусочки своих знаний воедино, предложить вам и посмотреть, что из этого получится.

В итоге, результаты дали мне понять, что на выходе получилась эффективная стратегия, которую можно дорабатывать и использовать для запуска информационных продуктов снова и снова.

Я уже вижу, что можно доработать и допилить. И уверен, что следующий запуск принесет результаты еще более впечатляющие.

Надеюсь, этот пост пролил вам свет на то, как продавать через интернет информационные продукты и теперь вы знаете, как спланировать следующий ваш запуск (или, хотя бы, имеете общие представление об этом).

Если у вас возникли вопросы, о тонкостях подготовки запуска, вы можете оставить их в комментариях или же (что лучше) отправить мне на почту (адреса на странице «Контакты»).

P.S. Да, и подписывайтесь на рассылку, чтобы получить на email еще больше материалов о тактиках и стратегиях в цифровом бизнесе, которые я не планирую выкладывать на блоге.

* В расчетах используются средние данные по России Стартовые вложения:

1 000 000 ₽

Выручка:

240 000 ₽

Чистая прибыль:

60 000 ₽

Срок окупаемости:

от 12 мес.

Учебные центры — это популярное бизнес-направление, потенциал которого в России только раскрывается и в котором можно найти свободные и прибыльные ниши. Что нужно для открытия образовательного центра?

Бурное развитие бизнеса в сегменте учебных и образовательных центров является общемировой тенденцией. Концепция непрерывного обучения заставляет людей пользоваться услугами учебных центров на протяжении всей жизни – от дошкольного образования и до пенсионного возраста. Современные образовательные платформы делают возможным минимальный порог входа и обеспечивают хорошую рентабельность этого бизнеса.

Что такое современный учебный центр

Современный учебный центр представляет собой комплексный бизнес. Рассмотрим основные направления его деятельности.

Если 10-15 лет назад учебный центр представлял собой специализированную учебную организацию, занимающуюся обучением слушателей какой-либо деятельности или нескольким смежным областям деятельности, то в настоящее время учебный центр представляет собой, по сути, тренинговую и консалтинговую компанию.

Современный процесс обучения может быть как групповым, так и индивидуальным. Индивидуальный процесс обучения более близок к предоставлению консалтинговых услуг, где эксперты проводят обучение в соответствии с конкретными задачами клиента. Также и процесс группового обучения становится более близок к индивидуальному обучению, так как программа обучения гибко меняется в соответствии с пожеланиями и задачами слушателей. Программы обучения, в данном случае, становятся нацеленными на решение определенных практических задач, их становится много, каждая из них конкретно выражает требования определенной группы клиентов.

Еще одним отличием современного учебного центра является то, что его клиентами являются не только отдельные слушатели, а бизнес-структуры, которые хотят повысить профессиональную подготовку своих сотрудников в каких-либо направлениях. Такая работа, когда клиентом учебного центра является бизнес, называется сегментом B2B (бизнес для бизнеса) и является в настоящий момент основной движущей силой всей отрасли обучения, так как если отдельный слушатель оплачивает свое обучение самостоятельно и, соответственно, имеет ограниченные финансовые ресурсы, то бизнес имеет таких ограничений гораздо меньше.

Следует отметить еще тот факт, что учебные центры уже стали являться не просто дополнительным образованием, а постоянным спутником любого профессионала. Быстрое развитие научно-технического прогресса и накопление знаний во всем мире не позволяет профессионалу быть в курсе всех современных тенденций. С другой стороны, темп современной жизни не оставляет времени на самостоятельное развитие, гораздо проще пройти краткосрочные тренинговые курсы и получить лучший набор знаний по профессии, который уже выбрали профессиональные преподаватели, исходя из мирового опыта и лучших используемых практик.

Еще одной тенденцией, которая определяет быстрое развитие учебных центров в современный период, является постоянное изменение наиболее востребованных и актуальных профессий и направлений деятельности. Многие профессии, которые были востребованы 10-15 лет назад, теряют свою актуальность или дополняются новыми, несвойственными им ранее функциями.

Самым простым примером является профессия бухгалтера. Раньше это был специалист именно в бухгалтерии, теперь же профессия бухгалтера неотделима от компьютерных технологий – это и использование справочно-правовых систем, специализированных бухгалтерских программ, программ для сдачи отчетности и средств обмена данными. Программное обеспечение забирает на себя и автоматизирует все больше бухгалтерских функций, но заставляет бухгалтеров все больше становиться специалистами в области программного обеспечения. И таких профессий со сходными тенденциями – тысячи. Все эти специалисты нуждаются в постоянной профессиональной подготовке на базе учебных центров.

Формы организации работы учебного центра

В настоящий момент существуют две основные формы организации учебного процесса. Это онлайн и офлайн обучение. От выбора этой формы, или, скорее от того, какая форма будет превалировать в деятельности учебного центра, во многом зависит его организация и принципы функционирования.

Онлайн-обучение (по-английски online или e-learning) представляет собой дистанционное обучение, когда обучение ведется помощью интернета в режиме реального времени с помощью программ для проведения конференций или слушатель просматривает уже записанный видеоматериал.

Офлайн обучение представляет собой классический вид обучения, когда слушатель обучается в учебном классе, как правило в составе группы и тренер или преподаватель напрямую взаимодействует со слушателями.

Рассмотрим, в чем преимущество той и другой формы обучения.

Преимущества онлайн-обучения для учебного центра:

  1. Прежде всего, это экономия расходов на содержание и оборудование помещений для обучения.

  2. Из первого преимущества вытекает второе преимущество: цены на онлайн обучение можно сделать ниже, благодаря экономии затрат, то есть все больше людей смогут воспользоваться вашими обучающими программами.

  3. Используя онлайн-модель обучения, ваш учебный центр может привлекать слушателей со всей страны и даже всего мира, существенно расширяя аудиторию слушателей и, соответственно, свои финансовые потоки без значительного увеличения затрат.

  4. Комфортная среда обучения для слушателей, которые могут обучаться в удобном месте и в удобное время также способствует увеличению аудитории ваших курсов и росту вашей прибыли.

А вот выгод для учебного центра от проведения прямого, офлайн обучения почти нет. Расходы выше, аудитория, которую можно привлечь, меньше. Но существует ряд нюансов. Людям более высокой возрастной категории сложнее обучаться онлайн. Это происходит как из-за сложившейся психологической установки на прямое обучение, так и на недостаточности опыта и знаний при работе с компьютером. Так же следует учесть, что промежуточную проверку знаний тяжело проводить онлайн, особенно итоговые тестирования, по результатам которых выдается документ об окончании курсов. Конечно, такой документ можно предоставлять всем, кто заплатил за курс, но это значительно снизит ценность от прохождения ваших курсов в глазах слушателей. Не следует сбрасывать со счетов тот факт, что при прямом обучении лучше обеспечивается контакт с лектором.

И, наконец, следует учесть, что обучающие курсы дают возможность слушателям приобрести новые контакты, потенциально полезные в деловом плане, что является немаловажным стимулом для прохождения офлайн-курсов многими слушателями.

Таким образом, желательно совмещать плюсы онлайн и офлайн обучения, комбинируя эти формы обучения таким образом, чтобы Ваш учебный центр получал максимальную прибыль.

Самые выгодные направления обучения для учебного центра

Выбор направления для обучения очень важен для успешности создаваемого учебного центра. Следует заметить, что обучать можно чему угодно – от техники маникюра до работе на рынке криптовалют. Конечно, вам, как организатору учебного центра нет необходимости разбираться во всех направлениях самостоятельно. Ваша основная задача – организовать бизнес. Найти лучших тренеров или преподавателей, тем более, что вы можете предлагать работу по совмещению, не на полный рабочий день, не составляет труда.

Что касается России, то рынок дополнительного образования оценивается более чем в 100 миллиардов рублей. Почти семь миллионов граждан РФ занимаются на курсах дополнительного образования.

По мнению участников рынка, наиболее востребованными являются курсы длительностью до одного месяца.

Весь рынок дополнительного образования в России можно условно разделить на две большие части: дополнительное образование для детей и подростков, и дополнительное профессиональное образование.

С дополнительным образованием детей все просто. Наибольшую востребованность среди учебных центров имеют центры, занимающиеся подготовкой к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Это объяснимо, так как без специальной подготовки к ЕГЭ очень сложно набрать достаточное количество баллов для поступления в высшее учебное заведение. На втором месте по востребованности для детей и подростков идут различные языковые курсы, особенно курсы английского языка, что связано с традиционно низким уровнем его преподавания в обычной общеобразовательной школе. Далее идут художественное и спортивное образование. Особенно разнообразны направления дополнительного художественного образования. В нем популярны как классические курсы рисования, так и современные его направления, например, фотосъемка или актерское мастерство.

Определить список самых востребованных курсов для дополнительного профессионального образования гораздо сложнее, слишком обширен их перечень. Большинство слушателей в этом сегменте (порядка 44%) обновляли знания по ранее полученной в системе высшего или среднего образования профессии. Слушателями данных курсов являлись профессионалы, активно работающие по своей основной специальности, например, бухгалтера, аудиторы, юристы. Очень востребованы курсы, направленные на обучение и дополнительную подготовку работников образования и здравоохранения.

Рассматривая отраслевой характер наиболее востребованных направлений деятельности учебного центра, можем отметить, что здесь лидирует сфера добычи полезных ископаемых, что связано, с одной стороны с стремительным технологическим развитием отрасли, так и с наличием в данной отрасли достаточных финансовых ресурсов, которые, по данным статистики, позволили вовлечь в сферу дополнительного образования почти каждого третьего своего сотрудника.

Стоит обратить внимание на такие направления дополнительного образования как маркетинг в интернете, графический дизайн, логистика и корпоративное управление, то есть на те области, в которых высшее образование не успевает за современными тенденциями развития.

Говоря о дополнительном профессиональном образовании, нельзя не упомянуть концепцию непрерывного образования, очень популярную в развитых странах. Если коротко, то данная концепция предусматривает образование «не на всю жизнь, а в течение всей жизни». По этому показателю Россия существенно отстает от развитых стран. В РФ в процессе непрерывного образования участвуют не более 20% работающих, в странах Европейского союза этот показатель в два раза выше. Таким образом, потенциал развития дополнительного профессионального образования огромен, рынок должен вырасти не менее чем в два раза.

Поэтому, рассмотрим какие тенденции существуют на рынке дополнительного профессионального образования в развитых странах, так как тенденции, которые существуют там, скоро будут востребованы и в нашей стране, необходимо к этому подготовится, чтобы заранее занять свою нишу.

Прежде всего, это курсы, связанные с бизнес-администрированием и управленческой деятельностью. Например, к ним относятся курсы, направленные на развитие аналитических способностей, инструменты для принятия решений в сложных ситуациях, тренинги для повышения производительности и управления собственным временем. Очень быстро развиваются учебные центры, специализирующиеся на развитии навыков управления и лидерских качеств для женщин. В России такое направление развито слабо, гендерная окраска в образовании в нашей стране, как правило, не приветствуется, но она является мировой тенденцией. Стоит внимательно присмотреться к этому направлению.

Очень популярны за рубежом профессиональные курсы поварского искусства, психологического развития и ремонта.

Так какое направление стоит выбрать как более выгодное? Точного ответа на этот вопрос нет. Нельзя выбирать специализацию учебного центра, исходя из того, какие направления наиболее востребованы сейчас – к тому времени, как вы выйдете на рынок, вам придётся конкурировать за клиентов с учебными центрами, которые уже будут иметь устойчивую репутацию в данном сегменте. Выбирайте те направления специализации учебного центра, которые либо позволяют слушателям переквалифицироваться и получить более современную специальность, либо зарабатывать больше денег в своей специальности. Ну, и, конечно, заполнять свой досуг. Курсы поварского искусства особенно популярны в наше время.

Юридические аспекты создания учебного центра: лицензии, сертификаты, разрешения

Начнем с самого важного момента – нужна ли лицензия для учебного центра. Это сложный вопрос с юридической точки зрения. На практике, данная сфера бизнеса регулируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ. Не смотрите на то, что законы были приняты давно. Ежегодно в них идут дополнения и уточнения, практика их применения, в связи с неоднозначностью формулировок достаточно сложна. Не вдаваясь в юридические сложности, ответим на этот вопрос просто.

Лицензия для учебного центра нужна. Исключением является тот случай, когда преподавание ведет индивидуальный предприниматель лично. Он не имеет права нанимать сотрудников. Как правило, это репетиторская деятельность. Но формат учебного центра, о котором мы говорим в данной статье другой – мы предполагаем создание учебного центра с несколькими преподавателями, работающими на постоянной основе и несколькими учебными программами. В данном случае лицензия обязательна.

Конечно, существуют «законные» варианты обхода этого закона. К одному из них относится, например, схема по которой каждый репетитор заключает отдельный договор с учениками, а учебный центр заключает договор с каждым репетитором или преподавателем на аренду помещения. Вариант неоднозначный с юридической точки зрения. Мы настоятельно не рекомендуем пользоваться таким вариантом без консультации с квалифицированным юристом в вашем регионе, так как действия надзорных органов могут быть совершенно различными.

Поэтому рассмотрим, что нужно для получения лицензии для учебного центра. Все начинается с выбора организационной формы учебного центра. Согласно закону, это может быть образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательные организации представляют собой некоммерческие организации (АНО, НОЧУ, ОЧУДО и прочие). Организации, осуществляющие обучение – это юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе и с сотрудниками. Мы выберем второй вариант, так как все-таки собираемся осуществлять коммерческую деятельность, да и требования при получении лицензии к ним ниже.

Получение лицензии для организации, осуществляющей обучение, не представляет особой сложности. Не будем останавливаться на этом подробно, в целом схема выглядит следующим образом: получение заключения от Роспотребнадзора и самой лицензии в Департаменте образования. Естественно, для получения этих документов недостаточно просто заявлений, к ним прикладывается еще достаточно большой перечень документов. Данный перечень вы можете получить у сотрудников этих органов. Пошлина за получение лицензии составляет 7500 рублей. Озаботьтесь получением этого перечня заранее, так как существуют особые требования к помещениям для разных типов учебных центров. Например, в детском обучающем центре должно быть, как минимум три туалета: для мальчиков, девочек и для сотрудников. А это можно организовать не в каждом помещении, так что будьте внимательны.

Если же Вы не хотите самостоятельно проходить всю эту процедуру, то вам помогут специализированные организации. Срок получения такой лицензии занимает около трех месяцев, стоимость услуги – от 30 тысяч рублей.

Есть некоторые сложности и по выбору кода ОКВЭД. Основным будет являться код ОКВЭД раздел P «Образование». А вот с выбором подраздела могут быть сложности. Все зависит от многих факторов: продолжительности курсов, формы организации, типа оказываемых услуг. Настоятельно рекомендуем вам в данном вопросе воспользоваться консультацией Росстата или Росстандарта в Вашем регионе, либо обратится в соответствующую юридическую компанию за консультацией. У различных контролирующих органом могут быть претензии по данному вопросу, поэтому лучше заранее уточнить все нюансы.

Инвестиции, прибыль и финансовые показатели учебного центра

Сразу определимся, что вопрос вложений и прибыльности учебного центра зависит от множества факторов. Если вы планируете начать с онлайн курсов и вести их самостоятельно, то инвестиции составят от 50 тысяч рублей. Вам достаточно будет приобрести компьютер с выходом в интернет, зарегистрировать ИП и потратить некоторую сумму на рекламу. Лучше всего в данном случае будет работать реклама в социальных сетях. Предпочтительно в Facebook. Но тут все зависит от направленности ваших курсов. Например, для кулинарных курсов будет лучше работать Инстаграм.

Если ваша деятельность будет связана с офлайн обучением, то прежде всего, вам необходимо помещение, соответствующее определенным требованиям для учебных заведений. Стоимость аренды такого помещения может быть не очень большой, так как по площади оно может быть от 25-30 метров квадратных. Возможно, понадобится ремонт, но это все индивидуально.

Другой значительной статьей расхода может быть приобретение офисной и компьютерной техники, проектора и прочего оборудования необходимого для осуществления учебного процесса. Если ваши курсы связаны с компьютерами и вам нужно оснастить ими каждое учебное место, то расходы на это могут составить от 300 тысяч рублей на десять учебных мест. Округленно, если мы арендуем помещение, оно не требует значительного ремонта, и мы оснащаем каждое учебное место компьютером, то расходы на организацию такого центра, с учетом мебели, составят от 600 тысяч рублей. Также необходимо предусмотреть оперативный запас на несколько месяцев на оплату аренды и заработной платы на то время, пока вы не выйдете на операционную окупаемость. Итого затраты на открытие офлайн обучающего центра составят от 1 миллиона рублей.

Что касается расходов, то основную часть будет составлять заработная плата преподавателей или экспертов, которые будут проводить обучение. Прибыль же напрямую будет зависеть от количества слушателей на ваших курсах и количества преподавателей. Приведем пример. Предположим, вы организовали офлайн учебный центр с тремя преподавателями, то есть на три программы. Срок обучения – один месяц по все программам. Среднее количество слушателей на программе – 10 человек. Стоимость курса составляет 8 тысяч рублей. Таким образом, ваша выручка составит около 240 тысяч рублей. Расходы, с учетом аренды, заработной платы, налогов и рекламы, составят порядка 180 тысяч рублей. Итого ваш доход составит порядка 60 тысяч рублей в месяц.

Что касается онлайн курсов, то при минимальных вложениях и качественных востребованных направлениях курсов мы можем получить и более 50 человек на курсе. Прибыль с проведенного курса может составлять более сотни тысяч рублей.

Срок окупаемости учебного центра составляет в среднем около одного года.

Существуют и менее очевидные способы монетизации онлайн учебных центров. Например, можно зарабатывать и предоставлением с полностью бесплатных тренингов. Модель выглядит следующим образом. Российские партнеры компании Coursera, бесплатно предоставляют свои обучающие тренинги, но за прохождение аттестации и получение свидетельства взымает плату. Подготовив не очень значительное количество курсов на русском языке и затратив на их подготовку около 2 миллионов долларов, российское подразделение Coursera получило годовую выручку около 3 миллионов долларов. То есть окупила свои затраты менее чем за год. А ведь эти курсы могут приносить прибыль годами.

Маркетинг и продвижение учебного центра

Приведем несколько основных правил, которым необходимо следовать, продвигая учебный или тренинговый центр.

  • Стремитесь продавать свои продукты как можно более широкой аудитории: компаниям, детям, их родителям, студентам. Например, если речь идет о детском центре, то если вы не представите родителям свой курс выгодно, то не приобретете клиента, а если не увлечете ребенка на первом занятии, то он больше не придет.

  • Основной канал продвижения для учебного центра – это виральность, то есть способ рекламы, когда информация передается самими пользователями, иными словами «сарафанное радио».

  • Рекламируйте не центр, рекламируйте преподавателей и экспертов. Таким образом вы привлечете больше слушателей и повысите их доверие.

  • Делайте дополнительные продажи. Предположим, прошедшим начальный курс, предлагайте более дорогой продвинутый, а далее – экспертный.

  • Используйте для продвижения социальные сети. В них пользователям легко делиться понравившейся информацией. Выкладывайте на страницы своего учебного центра не новостную и рекламную информацию, а конкретные кейсы и варианты их решения, пусть читатели в социальных сетях видят потенциал ваших курсов.

  • Постоянно получайте обратную связь от своих слушателей. Это не только позволит вам сделать курсы все более полезными и эффективными, но и повысит лояльность клиентов. Обязательно просите слушателей составлять отзывы о пройденных курсах на вашем сайте или странице в социальных сетях.

Франшиза и онлайн-платформы для учебного центра

Даже если вы планируете открыть офлайн учебный центр, то в его программу необходимо добавить и онлайн составляющую, чтобы расширить аудиторию и привлечь новых клиентов. Современные специальные платформы позволяют это сделать легко и почти без вложений.

За небольшую плату вы получите не только все необходимые инструменты для проведения обучения в режиме онлайн, но и возможность получения оплаты и проведения дополнительных продаж. На многих площадках есть бесплатный период для проведения нескольких онлайн семинаров, Вы сможете легко и без вложений оценить эффективность такой формы обучения.

Также для упрощения запуска бизнеса, особенно если вы не работали ранее в этом бизнесе, вам может помочь приобретение франшизы учебного центра. Зачастую компании, которые предлагают франшизы, предоставляют не только уже разработанные курсы, но и клиентов, самостоятельно обеспечивая рекламную деятельность для вашего учебного центра, а также предоставляют юридическое и бухгалтерское сопровождение.

Подведя итог, делаем вывод, что создание учебного центра — это перспективный бизнес, потенциал которого на рынке России только раскрывается. Эффективные методы онлайн обучения могут минимизировать вложения, а привлекаемая аудитория обеспечит хорошую доходность.

Антон Водолазов, бизнес-консультант, кандидат экономических наук
Связаться с автором: vodolazov.a@openbusiness.ru
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса 27.09.2018

Все материалы по тегу: учебный центр

5777 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 184271 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Запомнить статью

Вы можете сохранить данную страницу при помощи:

Post navigation

Previous Post:

Нужна ли лицензия на пиво?

Next Post:

Операционные доходы

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes