Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Конструктивное общение

19.08.2020 by admin

XXI век – этап стремительного развития науки, роста объема информации. Это период, когда жизнь человека и социума в целом меняется с калейдоскопической быстротой. Настоящее время разительно отличается от предыдущего, событийный ряд смещается, варьируется. Мир динамичен и многообразен и то, что еще вчера казалось новым, неизведанным, сегодня уже не актуально.

В подобной атмосфере на плечи личности ложится не простая задача, ведь человеческому сознанию нелегко в сжатые сроки приспособиться к столь широкому спектру иных условий. Конечно, психика содержит в себе колоссальные ресурсы для адаптации, но и они не безграничны. В ходе достаточно стремительного прогресса и перемены окружающей действительности в различных сферах жизнедеятельности, меняется образ мышления индивида, его приоритеты и мотивы, поведение, ценности и идеалы, рождаются новые связи, обрываются прежние отношения, в общем, сам стиль жизни подвергается кардинальным изменениям, как позитивного, так и негативного плана. И не смотря на то, что психическая мобилизация позволяется задействовать весь ресурс, не каждый человек способен самостоятельно их перераспределить так, чтобы рационально использовать, да и любые запасы необходимо рано или поздно пополнять.

Для помощи в аналогичных(и не только) обстоятельствах существуют специалисты, обладающие профессиональными знаниями о видах и способах организации психических явлений личности в различных областях человеческой жизни и деятельности – психологи. И если в социально – стрессовых ситуациях человек имеет свойство иногда ходить кругами вокруг возникшей проблемы, однако, так и не увидеть «очаг» ее возникновения и варианты решений, то при поддержке квалифицированного специалиста он сумеет не только рассмотреть альтернативы при выборе, но осуществить таковой в наиболее эффективной и благополучной форме.

Ключевая цель психологического консультирования – осознание. В ходе консультативного контакта консультант дает информацию, способствует и помогает в осознании и анализе имеющихся межличностных, эмоциональных или иных затруднений, а осознавая себя, свои стремления, желания, мотивы, интересы, личность расширяет границы своих возможностей(как внутренние, так и внешние), а, значит, увеличивает свой резервный потенциал.

I. Консультативный контакт.

Чтобы отношения между психологом и клиентом были продуктивными и достигли высоких результатов, в инструментарий специалиста входит установление особого типа взаимодействия с клиентом, базирующийся на определенных принципах, реализация которых обязательна в работе, главным из них является консультативный контакт.

В переводе с латинского языка «контакт», он же «contactus» обозначает связь, взаимодействие, а «консультация», от лат. consultation, consultare — рассматривать, совещаться. Получается некая коллаборация – процесс совместной деятельности, взаимное воздействие объектов и/или субъектов друг на друга для достижения конкретных целей, решения определенных задач. Очевидно, что в психологической сфере такая интерпретация имеет множество нюансов, деталей и различий, но общая суть одна — при консультативном контакте, действительно, происходит процедура СОдействия и СОтрудничества. Консультативная обстановка априори является местом разрешения трудностей, ликвидации препятствий. Клиент обращается к незнакомому человеку не из праздного любопытства, у него возникает реальная потребность в помощи и поддержке. В этой связи, визит к психологу – это смелый шаг, ведь раскрываются и разбираются практически по крупицам мельчайшие аспекты личной жизни. На фоне этого, взаимоотношения приобретают специфически интимный характер – интимно – терапевтический, когда формируется безопасность, растет уровень принятия, доверия и консультант СОвместно с клиентом находят индивидуальный путь преодоления сложившихся сложностей.

Профессор Вильнюсского университета(Литва) сертифицированный психолог – психотерапевт Римантас Кочюнас, стоящий у истоков экзистенциального направления психологии, в своих трудах неоднократно обобщенно отождествлял консультативный контакт с динамичным процессом, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении. Данная формулировка наиболее полно и точно отражает сущность консультативного контакта и указывает на несколько его особенных, в чем – то уникальных черт, а это:

  • Конфиденциальность. Обязанность психолога – консультанта не допускать разглашения, полученной информации о клиенте третьим лицам(способствует доверительности).
  • Добросовестность. Каждый участник консультативного контакт возлагает на себе определенную форму ответственности. Психолог несет ответственность за выбор процедур и методов работы, так же за то, чтобы процесс консультирования был организован в соответствии с правилами, а его воздействия были адекватны и целесообразны. Клиент ответственен за то, что он будет определять цель консультирования, выполнять предписания.
  • Эмоциональность. Консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он под­разумевает исследование переживаний клиентов.
  • Ассиметричность. В противоположность интимно-личностным связям консультативный контакт, хотя и наполнен чувствами, является асимметричным, так как:
  • консультативный контакт устанавливается по правилам, указанным консультантом;
  • консультант интерпретирует смысл рассказанного и оценивает, достигнуты ли цели консультирования;
  • консультант имеет возможность узнать о клиенте почти все, а клиент получает сведения о консультанте лишь как о специалисте
  • Динамичность. При смене клиента меняется и специфика контакта, подход индивидуален и не предусматривает «шаблонов» в работе.
  • Оказание поддержки. Постоянная поддержка психолога обеспечивает стабильность кон­такта, позволяющую клиенту рисковать и пы­таться вести себя по-новому.
  • Интенсивность. Поскольку контакт представля­ет искреннее отношение и взаимный обмен пе­реживаниями, он не может не быть интенсивным.

Таким образом, характер консультативного контакта всегда имеет общие для каждого клиента установки, это во многом негласный свод обязательных норм и положений, регулирующих контекст взаимоотношений. Как отмечалось ранее, это совершенно не имеет отношения к стереотипизации сотрудничества «консультант – клиент», т.е. здесь связь не основывается на жестких, четких требованиях, скорее это моральные принципы, интегрирующие связи как метод повышения качества, оказываемой помощи.

II. Структура консультативного контакта

Структуру консультативного контакта трактуют как совокупность «технических» сторон и процедур в процессе консультирования. Невзирая на то, что особенность консультативного контакта, т.е. его характер и направленность напрямую зависит непосредственно от теоретической ориентации консультанта, качество же взаимодействия с клиентом опирается на два важных фактора:

  • Терапевтический климат, включающий:
  • физические компоненты – обстановка, структурирование пространства и времени.

Требования к внешней обстановке весьма просты. Кабинет консультанта должен быть территориально изолирован, т.е. не проходное и не смежное помещение. Существенную роль играет и звуконепроницаемость(посторонние звуки отвлекают внимание, нарушают общую атмосферу спокойствия и безопасности). Интерьер не должен быть перегружен посторонними деталями и личными вещами, отражающими убеждения специалиста.

Организация пространства включает в себя знакомство, которое должен начать консультант; выбор места, который предоставляется клиенту – человеку дается возможность самостоятельно определить, где и как ему будет комфортно расположиться; дистанция между клиентом и психологом должна сохранять личное пространство каждого, т.е. необходимо соблюдать персональную зону радиусом от 50 до 100 сантиметров(расстояние вытянутой руки) – участок личной доверительной беседы, иное расположение может повысить тревогу и вызвать дискомфорт; не стоит забывать о том, что физический контакт в виде прикосновений ценен, но лишь тогда, когда он необходим клиенту и уместен.

Структурирование времени подразумевает конкретные временные границы – длительность консультирования, своевременность применения техник или интервенций. Расстановка временных акцентов определяет эффективность консультативного контакта, ведь концентрация внимания сохраняется более 45 – 50 минут, поэтому, чтобы человек не переутомился нужно регламентировать консультативный сеанс до 1 часа (60 мин).

  • Эмоциональные компоненты – доверие, искренность, эмпатия, безусловное уважение клиента.

Доверие способствует раскрытию клиента и обсуждению наиболее значимых, волнующих тем, соответственно, это обеспечивает глубинный и продуктивный консультативный контакт. Консультант должен: быть подлинно заинтересован в клиенте как в личности; полноценно уделять внимание консультативному процессу; быть корректным и не проявлять излишнее любопытство в получении информации, не связанной с запросом, с которым к нему обратились; соблюдать этический кодекс психолога.

Искренность предполагает конгруэнтность, то есть естественность специалиста(без масок, фасадов и ролей); соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также поведению; спонтанность; соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом(не вдаваться в подробности собственной личной жизни.

Эмпатия позволяет постигать эмоциональное состояние личности, проникнуться, вчувствоваться в ее переживания, проблемы, волнения и заботы, но большое значение здесь имеет безоценочность специалиста, т.е. его объективность.

Фундаментом безусловного уважения клиента является отказ специалиста от личностных установок, убеждений, предрасположенностей, т.е. консультант должен принять клиента таким, каков он есть, с его мировоззрением, жизненными позициями. Если же по определенным причинам психолог не может принять поведение клиент, то, соблюдая профессиональную этику, он должен передать клиента коллеге.

  • Вербальное и невербальное коммуницирование.

Вербальная коммуникация включает способы реагирования в момент консультативного контакта. Процедуры и техники вербального общения заключают в себе умение верно и тактично выстраивать и формулировать фразы и в особенности вопросы. Правильная постановка вопроса побуждает клиента к инсайту. Все вопросы условно можно разделить на два вида: открытые и закрытые Закрытые предполагают ответы вида «Да» или «Нет», а открытые, дают возможность поделиться чувствами, мыслями и мнением с консультантом. При этом не каждого клиента устраивают исключительно открытые вопросы, у некоторых они вызывают чувство тревоги и усиливают беспокойство. В подобных случаях психологу необходимо тщательней продумывать вопросы и задавать их в подходящее время.

Иным и не менее важным компонентом является ободрение и успокаивание личности в ходе работы. Ободряющие фразы, представляющие собой слова, направленные на поддержку(как и успокоение), снятие эмоциональной напряженности человека, укрепляют консультативную связь и побуждают клиент к дальнейшему повествованию и анализу переживаний.

Лучше всего помогает клиенту понять и разобраться в себе перефразирование и обобщение со стороны психолога высказанных личностью мыслей. Это как некая обратная связь, направленная на отражение содержания беседы, дабы структурировать информацию, поэтому консультанту следует помнить три правила: перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя; необходимо избегать «попугайства», т.е. дословного повторения. Обобщение же способствует систематизации идей клиента(расстановка переживаний и тревог по мере их приоритета).

Невербальные реакции распределяют на четыре основные модальности:

  • Невербальное поведение и структурирование времени.
  • опознание — замедленное реагирование на сообщения партнера;
  • приоритеты — относительное время обсуждения отдельных тем.
  • Невербальное общение с использованием тела.
  • контакт глаз;
  • кожа(бледность, покраснение и т.д.);
  • поза(индикатор настороженности, усталости, «защитный механизм» -скрещивание рук, ног);
  • выражение лица(показатель эмоций)
  • руки и жесты(движения частей тела часто носят символический характер);
  • манипулирование телом(кусание ногтей, хрустение суставами, выдергивании волос – волнение, нервозность и т.д.);
  • командные сигналы(держание пальца у губ (приглашение молчать), пожимание плечами, кивание головой, подмигивание, кивок);
  • прикосновение(может представлять проявление дружеских чувств или сексуальности).
  • Невербальное общение посредством голоса:
  • тон голоса(монотонный, бесчувственный, с измененной модуляцией, строгий, нежный, ласковый, уверенный, слабый, нерешительный, дрожащий, напряженный);
  • темп речи( быстрый, умеренный, медленный);
  • громкость(сильная, умеренная, тихая);
  • произношение(отчетливое, невнятное).
  • Невербальное общение и структурирование окружения:
  • Дистанция( отдаленность или приближение свидетельствует о желания углублять отношения);
  • предметы обстановки и оборудование комнаты;
  • одежда(детали одежды расскажут об установках носящего ее человека);
  • позиция в пространстве.

Из вышеописанного следует, что язык тела – мимика, поза, жесты рассказывают очень многое о человеке, так как свои движения и эмоции личность не может контролировать тотально. Несомненно, важны и вербальные навыки, которые позволяют выразить все внутренние ощущения, в силу этого речевые и телесные «послания» специалисту следует уметь не только понимать(«читать»), так как это своеобразный «ключ» к внутреннему миру клиента, но и подавать информацию так, чтобы она была понятна и доступна для клиента, что образует наиболее плодотворную «почву» как для консультативного контакта, так и для его результативности.

Рекомендуемая литература для специалистов, входящих в профессию:

Дж. Бьюдженталь «Искусство психотерапевта»

Н.Д. Линде «Психологическое консультирование. Теория и практика»

А.А. Бадхен, С.М. Зелинский, М.В. Бадхен «Мастерство психологического консультирования»

Ирвин Ялом «Дар психотерапии»

Карл Р. Роджерс «Становление личности. Взгляд на психотерапию»

Конструктивное общение – это способность выразить свои мысли без оценок, не приписывая личной точки зрения к поведению другого человека. Это умение слушать и слышать, смотреть и видеть. Это умение управлять своими эмоциями и работать со своей реакцией на сказанное или увиденное.

В процессе общения люди сознательно или подсознательно стремятся удовлетворить свои потребности в любви, защищенности, ощущении собственной значимости, а иногда — и власти над другим человеком. Ощущение психологического комфорта чаще всего присутствует в тех отношениях, где нет постоянного оценивания друг друга, где человек имеет право быть самим собой

Что же портит общение? Что вызывает негатив в услышанной фразе?

1. Оценочные суждения (о них уже говорилось выше). Это описание личного, субъективного впечатления (по отношению к чему-либо, в качестве аргумента, «за» или «против»). Например, «Мария некрасивая», «Мне не интересна твоя попса», «К счастью, физику отменили».

2. Слова-«должники»: «Ты должен соображать…», «Вы не должны так сердиться…»,

3. Выспрашивание, «допрос».

4. Диагноз мотивов поведения: «У тебя не хватает инициативы», «Ты просто защищаешься».

5. Убеждение логикой, успокоение отрицанием существования проблемы: «Нечего тут расстраиваться», «Все это ерунда», «Не волнуйся, все будет хорошо». Когда у тебя проблема, и ты не знаешь, как ее решить, очень раздражают люди, которые говорят: «Это же такая ерунда. Чего ты паришься».

6. Смена темы разговора: «То, что ты говоришь, очень интересно… Я вчера смотрел смешной фильм…».

7. Соревнование: — Я вчера попал в ужасную ситуацию на экзамене: мне достался такой билет… — Это что, а вот я …

Управление своими эмоциями и чувствами

В ситуации повышенной эмоциональной напряженности необходимо соблюдение некоторых правил управления своими эмоциями и воздействия на эмоциональные переживания партнера по общению.

1. Уважайте чувства других людей. Человек имеет право на свои чувства. Кроме того, не всегда легко понять, какие переживания актуализирует та или иная ситуация у человека. Далеко не всегда именно вы являетесь причиной эмоционального взрыва — скорее, вы оказались только «спусковым крючком» давно копившегося раздражения по неизвестному вам поводу.

2. Наберитесь терпения, когда кто-то переживает бурную эмоциональную реакцию. Один из признаков зрелости — умение предоставить другим возможность выразить свои эмоции (естественно, в допустимых пределах), не обижаясь и не поддаваясь собственным.


3. Отойдите от негативной борьбы за власть. Бывают ситуации, когда человек для поднятия своей низкой самооценки втягивает вас в эмоционально насыщенный спор, целью которого является не поиск истины, а самоутверждение (за ваш счет). Как только вы выявите подобные попытки доказать свою силу, просто отойдите в сторону, поскольку как конфронтация, так и сдача позиций будут подкреплять это поведение. Помогите этим людям восстановить их позитивное самоотношение другими способами — без попыток побороть вас, а, например, похвалой их действительных достоинств.

4. Избегайте соблазна наказать, отомстить или обвинить, а также упреков и критики. Например, частые женские укоры: «Я же тебе говорила…», «Ты сам виноват…» вряд ли дадут желаемый эффект (подтверждение, что она — умнее собеседника) и, наоборот, вызовут ответную обиду или агрессию. Желание ото- мстить, как правило, проистекает из чувства глубокой обиды. Чтобы справиться с гневом, раздражением, злостью, можно использовать методы аутотренинга, релаксации.

Конструктивному выражению своих негативных чувств — обиды, злости, гнева, раздражения и агрессии — очень важно научиться. Помните, вы изучали психологические защиты — вытеснение, проекцию, замещение? Это — несовершенные формы управления «плохими чувствами». Чтобы эти чувства не копились в вас и не создавали опасность «взрыва», понижения самооценки, ухудшения здоровья, их нужно отреагировать — т. е. «выпустить пар».

Однако отреагирование негативных эмоций не должно приносить вреда окружающим и вам самим. Желательно сформировать навык анализа своих негативных эмоций, который может проводиться по следующей схеме.

Анализ негативных эмоций

1.Почему я так рассержен (обижен, напуган)?

2.Что я хочу изменить?

3.Что мне нужно сделать, чтобы расстаться с этим чувством?

4.В конечном счете, чья это проблема? Насколько она моя? Насколько «их» («его»)?

5. В чем внутренний смысл данной ситуации для меня (например, «Они меня не любят…», «Они меня не уважают.

Задача любого диалога — донести собственные мысли до собеседника, а также понять суть сказанного им.

Для построения эффективной беседы необходимо знать, что такое конструктивное общение.

Только руководствуясь правилами, способами и приемами конструктивного общения, можно успешно говорить и договариваться с людьми.

О понятии и функциях педагогического общения читайте .

Содержание

  • Конструктивное общение — что это в психологии?
  • Основы
  • Условия
  • Правила
  • Способы и приемы
  • Техники взаимодействия
  • Чем отличается конструктивное и деструктивное общение?
  • Критика
  • Здание-машина: Кушелевский хлебозавод
      • Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 11Георгий Марсаков, 1932 год
  • 2. Композиционная свобода: клуб имени Русакова
      • Москва, ул. Стромынка, 6Константин Мельников, 1929 год
  • Экономия: жилой дом Уралоблсовнархоза
      • Екатеринбург, ул. Малышева, 21/1Моисей Гинзбург, Александр Пастернак, Сергей Прохоров; 1933 год
  • Символ: Фабрика-кухня завода имени Масленникова
      • Самара, ул. Ново-Садовая, 149Екатерина Максимова, 1930–1932 годы
  • Экспрессия: Театр оперы и балета имени Горького
      • Ростов-на-Дону, Театральная пл., 1Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх; 1930–1935 годы

Конструктивное общение — что это в психологии?

Конструктивное общение — формат общения (как устного, так и письменного), в котором передается объективная информация, без оценочных суждений и личного отношения к ней или к собеседнику.

Иными словами, человек говорит беспристрастно, и отделяет свое отношение к теме разговора или личности, с которой ведет беседу. Он объективен и отделяет саму информацию от ее источника.

Отличие конструктивного разговора от конструктивного общения в целом — действие происходит в реальном времени. Зачастую, разговор ведется между двумя собеседниками.

Конструктивный разговор — диалог, в котором каждый из собеседников стремится донести собственную точку зрения и правильно понять информацию, исходящую от второго человека.

Основы

Для того, чтобы действенно доносить информацию до собеседника, а также самому воспринимать слышимое, нужно пользоваться простыми, базовыми понятиями конструктивного общения.

  1. Воспринимать информацию объективно. Вне зависимости от личности человека, который ее передает. Вы можете быть не согласны с точкой зрения или вам может быть неприятен человек, который эту точку зрения выражает. Однако, конструктивное общение подразумевает умение рассматривать позицию, даже если она вам не близка.
  2. Отсутствие ярких эмоций. Разговор на повышенных тонах — общение деструктивное. Находясь в заряженном эмоциональном состоянии (особенно негативном), человек не может адекватно воспринимать информацию физически. Вы можете упустить важные детали, что помешает смотреть на точку зрения целостно.

Условия

Эффективный диалог возможен только при определенных условиях, без которых реагировать на речь собеседника конструктивно — не получится.

  1. Относится к человеку как к равному. Его социальный статус, положение в обществе, популярность и другие внешние атрибуты не должны влиять на диалог. Это условие работает в обе стороны — не стоит подстраиваться под вышестоящего по должности просто потому, что он богаче или наделен большей властью.

    Также не нужно показывать превосходства или снисходительного отношения к человеку, который по достатку или положению ниже вас.

  2. Внимательно слушать собеседника. Не просто слышать, а слушать. Сосредоточить внимание на его словах, подключить образное мышление, запоминать детали. Необходимо удалиться от внешних раздражителей и полностью погрузиться в диалог.
  3. Быть непредвзятым. Нужно быть готовым понять человека, поскольку то, что он говорит — результат его умственной и практической деятельности, прошлого опыта. Он пришел к своей точке зрения не в один день, а потому имеет смысл понять его позицию. Конечно, не стоит и сразу менять свою точку зрения на то, что преподносит собеседник. Здесь важен баланс — выслушать и проанализировать информацию, не принимая и не отвергая ее источник.
  4. Выбор правильного собеседника. Не каждый вопрос можно обсудить с каждым человеком.

    Если вы хотите решить проблему — лучше обратиться к компетентному человеку, который либо сталкивался с такой же проблемой, либо имеет большой опыт в ее решении, является профессионалом.

    Существуют люди, с которым вообще невозможно построить грамотный конструктивный диалог. Вариантов масса:

  • человек эмоционален сам по себе, а потому реагирует на информацию неадекватно;
  • личная неприязнь к вам настолько велика, что человек не в какую не желает идти на диалог;
  • человек — эгоист и его ваша проблема не волнует;
  • человек считает вашу проблему простой, легко решаемой, а потому считает, что вы «зря беспокоитесь».

Правила

Для поддержания взаимоуважительного конструктивного диалога, можно воспользоваться несколькими правилами из тех, что перечислены в списке ниже:

  1. Старайтесь удалять из речи такие слова как «должен», «обязан». Есть люди, которые воспринимают фразы с данными словами крайне негативно. Никому не нравится, когда ему приказывают. Лучше использовать «слова возможности»: «ты можешь», «ты способен».
  2. Не навязывать свою точку зрения или шаблон поведения. В продолжении к предыдущему пункту. Тезис «делай как я, просто потому что я так хочу» — не очень эффективен в общении.

    Если вы хотите смотивировать человека поступать так же, как вы — покажите ему выгоду. В чем он выиграет от принятия вашей точки зрения, какую выгоду получит.

  3. Будьте тактичным (не быть назойливым). Для каждого человека есть темы, которые он обсуждать не хочет (порой даже с самыми близкими людьми). Часто эти темы персонифицированы — у каждого свое. Если человек уклончиво ответил на вопрос или отшутился — значит, эту тему он развивать не готов. Не стоит продавливать или переспрашивать, иначе возможно развитие конфликтной ситуации.
  4. Откажитесь от провокаций. Раз уж мы говорим именно о конструктивном общении, то здесь провокации или манипуляции излишне. «Да ты трусишь», «Ты завидуешь» и прочие фразы не только могут оказаться лживыми доводами, но и выводят собеседника из себя.
  5. Представьте себя на месте собеседника. Один из лучших методов понять человека. иногда может казаться, что собеседник жалуется на пустяк или ноет попусту. Но если проблема легко решается для вас, не факт что человек напротив способен ее так просто решить. На выход из проблемной ситуации влияет масса факторов — сила воли, стрессоустойчивость, навыки, личностные качества, прошлый опыт.

    Чтобы наиболее эффективно понять человека, попробуйте посмотреть на проблему его глазами.

Способы и приемы

Приемами конструктивного общения являются правильные формулировки слов и выражений. Их цель — не допустить конфликта или любого другого отрицательного эффекта в диалоге.

  1. Использовать в предложениях положительные смыслы. Например, вы хотите, чтобы человек пришел на встречу в назначенное время. Выразить мысль можно как с использованием отрицательного смысла («Не опоздай»), так и с помощью положительного («Приди вовремя»). Положительный формат позитивнее и настраивает на вежливое общение, в то время как использование отрицательных фраз может вызвать негатив. Сравните: «не болей» и «будь здоров».
  2. Выражение своих чувств. Суть в том, чтобы говорить о том, что вы испытываете, вместо обвинения собеседника. «Ты меня обидел» — обвинение, «я чувствую обиду из-за сказанных слов» — выражение чувств. И то и другое говорит об одном факте, но обвинение настраивает человека на конфликт, а разговор о своих чувствах — на решение проблемы.

Техники взаимодействия

Рассмотрим несколько действенных техник общения, позволяющих сделать его максимально полезным и информативным для обеих сторон:

  1. Техника активного слушания. Представляет собой постоянный диалог. Вы внимательно слушаете человека и задаете уточняющие или раскрывающие тему глубже, вопросы. Так собеседник видит, что вы воспринимаете его слова, анализируете сказанное.

    Но важно соблюдать грань — чувствовать момент, в который можно задать уточняющий вопрос.

    Если вы несколько раз перебьете человека, в спешке желая раскрыть тему, то можете показаться поверхностным и нетактичным собеседником.

  2. Техника пассивного слушания. Вы также внимательно слушаете о чем говорит человек, но задаете вопросы реже. Данный формат общения больше походит на монолог. Вы ждете, пока собеседник полностью выразит свою мысль и только после этого начинаете дискутировать на тему сказанного. В процесс слушания важно давать человеку понять, что вы действительно понимаете о чем речь — кивать, коротко соглашаться, по возможности отмечать ключевые моменты — записывать тезисы на бумаге или в смартфон.
  3. Техника эмпатического слушания. Подразумевает полное погружение в ситуацию собеседника. Вы моделируете в голове положение, в котором он оказался, и стараетесь понять его мотивы поступков, точку зрения и т.д. Данная техника подходят для людей с высокой чувствительностью, развитой эмпатией.

Чем отличается конструктивное и деструктивное общение?

Выше мы рассматривали способы и приемы конструктивного общения: профилактика конфликтности важна для предотвращения возникновения барьеров в диалоге. Деструктивное деловое общение ведет к конфликту, иногда доходящему до неприязни или вражды.

Основное отличие заключается в базовом понятии каждого из видов общения. Конструктивное — настроено на получение ответов, заключение сделки, договора или решении определенной проблемы.

Деструктивное общение — совершенно противоположно. Оно направлено на развитие конфликта, ухудшение отношений.

Иногда деструктивный метод используется для манипуляции или провокации, с целью вывести собеседника из себя, тем самым навредив его репутации.

Критика

Критика — весьма эффективный инструмент для роста.

Если человеку постоянно твердить, что его деятельность исключительно хороша, то он застрянет на одном уровне и перестанет развиваться.

Но критиковать необходимо конструктивно — только в этом случае будет положительный результат. Есть ряд правил, благодаря которым критика будет эффективно работать:

  1. Отделять человека от его деятельности (работы, поступка). Самое важное правило — никогда не критикуйте самого человека. «Ты — плохой» и «ты совершил плохой поступок» — совершенно разные формулировки, хотя ситуация одна — например, ребенок разбил горшок с цветами. Здесь работает — конструктивная функция педагогического общения, поскольку в детском возрасте психика только формируется, нужно критиковать за проступок, но и напомнить, что хуже вы к ребенку из-за этого не относитесь.

    Важно дать понять человеку — вы не переходите на личность, а даете критическую оценку конкретному действию.

    То же самое и с работой. Если друг попросил вас оценить его рисунок — важно ответить честно, но акцентировать внимание на том, что вы критикуете работу, а не лично его.

  2. Компетенция в области критики. Чтобы критиковать фильм — не обязательно снять свой. Но иметь базовые знания о структуре сюжета, проработке персонажей и их мотивации, внутреннем и внешнем конфликте в произведении — полезно. Критика должна быть обоснованной, необходимы критерии, по которым идет оценка. «Мне не понравилось» — оценочное суждение, не имеющее с конструктивной критикой ничего общего.
  3. Предлагать пути решения. Правило соответствует знаменитой поговорке «Критикуешь — предлагай». Вы должны посоветовать человеку как исправить ситуацию, сделать лучше. Простой констатации факт недостаточно. Попробуйте дать несколько вариантов решения, поделитесь собственным опытом с человеком.

В современном мире построить грамотный конструктивный диалог — крайне важно.

Уметь договариваться, доносить свою позицию и с уважением относиться к позиции чужой — ценный навык для каждого человека.

Конструктивное и деструктивное деловое общение:

Наша интересная группа Вконтакте:

10 августа 2016Искусство

Пять принципов конструктивизма — на примере пяти зданий: завода, клуба, жилого дома, фабрики-кухни и театра

Подготовила Александра Селиванова

Архитектура авангарда на много десятилетий опередила свое время. В России осознание ценности этого наследия не пришло и через 80 лет. Конструктивизм приходится защищать от варварских реконструкций и сносов, в то время как во всем мире он давно признан важнейшим вкладом в мировую культуру ХХ века. Звезды мировой архитектуры: Заха Хадид, Рем Колхас, Питер Айзен­ман — с 1970–80-х годов говорили о безусловном влиянии советского аван­гарда на их творчество. Сменилось по крайней мере три поколения архитек­торов, для которых конструктивизм — азбука современной архитектуры, а проекты Леонидова, Гинзбурга, Мельникова, братьев Весниных, Чернихова — интернациональное наследие, вдохновля­ющее по сей день своей свободой и бесстрашием.

Для рассказа об основных принципах советской архитектуры 1920-х — начала 1930-х годов мы выбрали по одному зданию из разных городов страны: помимо желания уйти от хорошо известных и многократно описанных столичных образцов, хотелось показать масштабы движения в архитектуре, охватившего одну шестую часть света.

Здание-машина: Кушелевский хлебозавод

1 / 2 Иллюстрация из книги «Архитектурная графика эпохи конструктивизма». СПб., 2008 2 / 2 Иллюстрация из статьи Т. В. Царевой «Хлебозаводы-автоматы системы инженера Г. П. Марсакова: форма и функция», сборник «Хан-Магомедовские чтения». М., СПб., 2015

Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 11
Георгий Марсаков, 1932 год

На рубеже 1920–30-х инженер Георгий Марсаков изобрел жесткий кольцевой конвейер, благодаря которому появился совершенно новый тип механизи­ро­ванного хлебопекарного завода. Мука с четвертого этажа, спускаясь по кольце­вой конвейерной цепочке, замешивалась в тесто, которое бродило, разделы­валось и запекалось в кольцевых же печах, а готовый хлеб по наклонным спускам сгружался в хлебохранилище — все без использования ручного труда. По запатентованной схеме были построены семь хлебозаводов в Москве и Ленинграде. Гибрид вертикального (транспортер для подъема муки) и кольцевого конвейеров не имел аналогов в мире и за несколько лет полностью решил проблему поставок хлеба в Москве и Ленинграде.

Этот проект выражает главную идею конструктивизма о полном слиянии формы и функции. Здание завода — машина в прямом смысле слова, а инженерная красота производственной схемы отражается в выразительных цилиндрических объемах фасада. Несмотря на общую запатентованную систему, здания немного отличались, поэтому «футляры» у всех хлебозаводов разные. Кушелевский завод — один из самых вырази­тельных: котельная, склад, административные помещения размещены в поднимающихся уступами полуциркульных и цилиндрических объемах, сгруппированных вокруг основного массива. Мощные вертикали лестничной клетки и трубы оттеняют это вращение, а сам хлебозавод выглядит как монументальная скульптура.

2. Композиционная свобода: клуб имени Русакова

1 / 3 thecharnelhouse.org 2 / 3 thecharnelhouse.org 3 / 3 thecharnelhouse.org

Москва, ул. Стромынка, 6
Константин Мельников, 1929 год

Новая эпоха сформировала запрос на совершенно новую типологию зданий. На смену церквям приходят клубы — универсальные культурно-образова­тельные центры, в какой-то степени наследующие типологию дореволюци­онных народных домов Народный дом — общедоступные культурно-образовательные учреждения конца XIX — начала XX века, предназначенные для детей и взрослых. Обычно включали в себя библиотеки, театральные и концертные залы, комнаты для занятий, воскресную школу, чайную и т. д.. Константин Мельников, самый экспрессивный и яркий представитель советского архитектурного авангарда, в первую очередь известен благодаря проектам шести клубов, каждый из которых можно считать манифестом. Мельников доказывал, что в новой архитектуре нет места устояв­шимся приемам и формам. Треугольники, острые углы, нависающие объемы — он снимал все табу предыдущих эпох.

Внутреннее устройство клуба профсоюза коммунальщиков (работников нахо-дивше­гося неподалеку трамвайного парка) напоминает рупор, где в его узкой части — сцена, в средней — партер, а широкая разделяется на три амфитеатра, нависающих консолями над главным фасадом. С помощью опускающихся стен эти висящие объемы могли отсе­каться внутри для автономной работы кружков и собраний. К сожалению, придуманная Мельниковым для каждого из клубов машинерия так и не была воплощена: его технические требования опережали время, и зда­ния-трансформеры работали лишь вполсилы. Несмотря на это, клуб Русакова, шокировавший современников своими небывалыми формами, продолжает поражать абсолютной композиционной свободой и новаторством и сейчас.

Экономия: жилой дом Уралоблсовнархоза

1 / 3 Фотография предоставлена Никитой Сучковым 2 / 3 Фотография предоставлена Никитой Сучковым 3 / 3

Ячейка типа F. Разработка секции типизации Стройкома РСФСР. 1928 год

Иллюстрация из журнала «Современная архитектура», № 1, 1929

Екатеринбург, ул. Малышева, 21/1
Моисей Гинзбург, Александр Пастернак, Сергей Прохоров; 1933 год

«Бытие определяет сознание» — именно поэтому с начала 1920-х годов в СССР и власть, и архитекторы уделяли особое внимание проектированию нового типа жилья. Образ дома, организованного по принципу универсального механизма, где быт максимально обобществлен и упрощен, конечно же, вдохновлялся идеями Ле Корбюзье. Но если последнему удалось масштабно реализовать свои концепции только в послевоенные годы, его последователи в СССР парадоксальным образом смогли сделать это намного раньше. Экспери­ментальные дома-коммуны и дома переходного типа, строившиеся на рубеже 1920–30-х годов, включали в себя, помимо жилых помещений, всю инфра­структуру: прачечные, ясли и детсады, столовые. Это должно было избавить женщину от домашней работы. Кроме того, впервые в таких масштабах ставился вопрос о стандартизации, эргономике и экономии — материалов, пространств, энергии.

Разработанная Моисеем Гинзбургом жилая ячейка типа F, использованная им в доме Наркомфина в Москве и затем повторенная в Свердловске, — это двухуровневая квартира, где за счет половинчатой высоты в спальной зоне, прихожей и ванной в доме получается один общий коридор (холл), обслу­живающий два этажа. В доме Уралоблсовнархоза ячейки F устроены в корпусе-общежитии с конторскими помещениями на первом этаже и столовой с терра­сой на последнем, седьмом. Столовая соединена переходом с соседним корпу­сом, где на крыше расположен детский сад и солярий (место для принятия солнечных ванн). Ленточные окна  Ленточное окно — завоевание архитектуры авангарда, ставшее возможным благодаря железобетонным каркасам, разгрузившим стены зданий. Характерные узкие горизонтальные окна стали символом архитектуры 1920-х годов и в Советском Союзе, и в Европе. Популярность их была настолько велика, что часто такие окна даже имитировали, например в кирпичных домах — при помощи покраски оконных простенков в темный цвет., плоская кровля, железобетонный каркас и возможность изменения плани­ровки — частично реализованные пять принципов современной архитектуры Ле Корбюзье (не хватает столбов вместо первого этажа). Несмотря на поздние переделки (застроенную лоджию верхнего этажа), дом-корабль по-прежнему выглядит намного современнее иных домов 2000-х годов.

Символ: Фабрика-кухня завода имени Масленникова

1 / 3 thecharnelhouse.org 2 / 3 thecharnelhouse.org 3 / 3 Иллюстрация из книги Л. Кассиля «Вкусная фабрика». М., 1930

Самара, ул. Ново-Садовая, 149
Екатерина Максимова, 1930–1932 годы

Фабрика-кухня — еще одна, наряду с купальней-баней, коммуной и клубом, новая типология 1920–30-х годов, которая задумывалась как важнейший инструмент раскрепощения женщины. В духе эпохи это не просто столовая, но пищевой комбинат, который мог предоставлять заводам готовые обеды, клуб и спортивный центр. В 1920-е годы архитектура становится новым видом пропаганды и воспитания: здания громко сообщают о своей функции, по сути рекламируя новый быт. Впервые в России появляется говорящая архитектура: здания-самолеты, тракторы, пароходы, демонстрирующие свою прогрессив­ность, динамичность, функциональность. Стоящая в том же ряду фабрика-кухня в Самаре известна своим планом, воспроизводящим форму серпа и мо­лота. Знак можно было увидеть только сверху, с аэроплана — что характерно для эпохи «летающего пролетария». Однако автор (что тоже важно — женщина-архитектор) нашла функциональное обоснование неудобной форме. Из молота, где располагалась кухня, по трем конвейерам готовые блюда должны были доставляться в серп, где находились обеденные залы с пано­рамным видом. В ручке молота были все дополнительные клубные помещения — спортзал, кружковые комнаты, читальня. Здание известно и своим смелым конструктивным решением: консольными железобетонными перекрытиями, позволявшими использовать сплошное остекление лестничных полуцилиндров. Фабрика-кухня была сильно перестроена в 1940-е и 1990-е, фасады изменились, но общая планировочная структура осталась прежней.

Экспрессия: Театр оперы и балета имени Горького

1 / 3 РИА Новости 2 / 3 rslovar.com 3 / 3 arx.novosibdom.ru

Ростов-на-Дону, Театральная пл., 1
Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх; 1930–1935 годы

В основе архитектуры 1920-х, помимо рациональности конструктивных и функциональных схем, важную роль играла и пластическая выразительность. По мнению архитекторов авангарда, очищенная от декора и шелухи чистая геометрическая форма, ритм, контраст, масштаб, оптические эффекты, свет и цвет — те инструменты, которые в полной мере могут выразить любую идею, создать любой образ. Пропедевтика ВХУТЕМАСа  ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебное заведение в Москве. Включало восемь факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, полиграфический, текстиль­ный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий. Преподавате­лями ВХУТЕМАСа в разное время были Константин Мельников, Алексей Щусев, братья Веснины, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Александр Родченко, Владимир Фаворский и другие. (базовый курс, нацеленный на изучение основ композиции и проектирования) учила абстрагировать фор­мы и искать пластическое выражение идеям движения, веса, легкости и т. п. Именно эта программа по сей день входит в учебные курсы основ архитектур­ного проектирования.

Спроектированный ленинградскими архитекторами старой школы театр в Ростове-на-Дону — наглядное пособие по пластике авангарда. Прием контрастирования глухих и остекленных поверхностей, тяжелого и легкого, прямого и скругленного, грубого и тонкого здесь обнажен до предела, а глав­ное, театр лучше всего воспринимается в движении. Лапидарный, монумен­тальный куб с двумя залами, театральным и концертным, положен на прозрач­ный объем вестибюля. По сторонам вынесены крупные остекленные верти­кальные объемы лестничных клеток с длинными переходами-галереями, которые визуально поддерживают тяжелый глухой «лоб» театра. Две широкие полосы сплошного остекления галерей по сторонам от основного объема поддерживаются жестким вертикальным ритмом столбов. Полукруглые пандусы для автомобилей ныряют под галереи-переходы с боков главного фасада, подчеркивая лучшие ракурсы для осмотра. Здание привычно ассоциируют с гусеничным трактором, однако такая буквальная ассоциация незаслуженно упрощает идею архитекторов.

микрорубрики Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года Архив

Post navigation

Previous Post:

Автоматическая установка пожаротушения

Next Post:

Требования исковой давности

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes