Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Концентрация в экономике

16.08.2020 by admin

Понятие экономической концентрации и необходимость осуществления антимонопольного контроля за ее состоянием.

Осуществление государственного контроля за экономической концентрацией путем установления категорий сделок и действий, осуществление которых возможно с предварительного согласия антимонопольного органа либо об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонопольный орган.

Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа.

Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа.

Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц.

Порядок подачи, рассмотрения и правовые последствия ходатайств и уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю.

Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями ХС.

Тезисы по теме

Под экономической концентрацией понимаются сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции (п. 21 ст. 4 Закона о конкуренции).

В целях предупреждения негативного влияния на состояние конкуренции антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией согласно правилам, установленным в гл. 7 Закона о конкуренции. Антимонопольный орган, оценивая состояние конкуренции на рынке до и после совершения действий, направленных на экономическую концентрацию, в случае угрозы наступления негативных последствий может воспрепятствовать совершению таких действий либо ограничить субъектов, объединяющих свои активы, в их последующей деятельности.

Государственному контролю подлежат сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Объектом антимонопольного государственного контроля за экономической концентрацией выступают действия (в том числе сделки) определенного вида, отвечающие установленным в антимонопольном законодательстве количественным признакам, а именно:

— присоединение и слияние коммерческих организаций;

— создание коммерческих организаций, в том числе в результате выделения или разделения;

— приобретение голосующих акций акционерного общества с получением права распоряжаться более чем 25, 50 или 75% указанных акций;

— приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью с получением права распоряжаться более чем 1/3, 50% или 2/3 доли в уставном капитале данного общества;

— получение в собственность, пользование или во владение хозяйствующим субъектом (группой лиц) находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта;

— приобретение прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа;

— приобретение более чем 50% голосующих акций (долей) юридического лица, учрежденного за пределами территории РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким юридическим лицом предпринимательской деятельности или осуществлять функции его исполнительного органа.

Подлежат государственному контролю сделки, иные действия в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории РФ основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию РФ в сумме более чем 1 млрд рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю.

Антимонопольному контролю подлежат только те действия (сделки), которые способны оказать воздействие на состояние конкуренции, экономические количественные параметры, при превышении которых действие (сделка) попадает под ограничительные требования антимонопольного законодательства, определены в гл. 7 Закона о конкуренции.

Предварительный контроль выражается в необходимости получения предварительного согласия антимонопольного органа в отношении действий (сделок), предусмотренных ст. 27-29 Закона о конкуренции. Для получения такого согласия лица, указанные в ч. 1 ст. 32 Закона о конкуренции, представляют в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на осуществление сделок, иных действий.

Последующий контроль выражается в необходимости уведомления антимонопольного органа о совершении действий (сделок). К примеру, в соответствии со ст. 32 Закона о конкуренции сделки, иные действия, указанные в ст. 27-29 закона, осуществляются без предварительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

1) такие сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;

2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в утвержденной им форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;

3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.

Несоблюдение требований о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление действий (сделок) или порядка представления уведомлений об осуществлении действий (сделок) влечет устанавливаемые в ст. 34 Закона о конкуренции последствия:

а) созданные коммерческие организации (в том числе в результате слияния или присоединения) ликвидируются либо реорганизуются в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа;

б) сделки признаются недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа;

в) виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Задачи

Задача 1

Организация «А» владеет долей в размере 99% уставного капитала организации «Б», суммарная стоимость их активов составляла 8 млрд рублей.

Организация «Б» заключила договор аренды, в соответствии с которым получала во временное владение и пользование основные производственные средства организации «В», балансовая стоимость которых составляла 30% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов организации «В».

Антимонопольный орган, признав организации «А» и «Б» группой лиц, принял решение, которым признал организацию «А» виновной в нарушении Закона о конкуренции, выразившемся в непредставлении организацией «А» ходатайства о даче согласия на совершение действий по получению во владение и пользование производственных средств организации «В».

Правомерно ли данное решение?

Задача 2

Требуется ли получение предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 28, п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Закона о конкуренции.

Планируется принятие корпоративных решений о заключении договоров о передаче ООО «1» полномочий единоличных исполнительных органов ООО «2», ООО «3» и ООО «4» с последующей реорганизацией данных юридических лиц в форме слияния или присоединения к ООО «1».

Все эти юридические лица являются дочерними обществами АО «А» с долей участия более 50% и входят в одну группу лиц по п. 1, 8 ч. 1 ст. 9 Закона о конкуренции. У всех вышеуказанных юридических лиц есть свои дочерние общества, образующие общую группу лиц.

Прошу дать разъяснение:

1) требуется ли получение предварительного согласия в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 28 или уведомление в порядке ст. 31 Закона о конкуренции антимонопольного органа на заключение договоров о передаче ООО «1» полномочий единоличных исполнительных органов ООО «2», ООО «3» и ООО «4»;

2) требуется ли получение предварительного согласия в соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 27 Закона о конкуренции антимонопольного органа на проведение реорганизации ООО «1», ООО «2», ООО «3» и ООО «4» в форме слияния или присоединения к ООО «1».

Задача 3

В случае если лицом получено согласие антимонопольного органа на приобретение голосующих акций (долей в уставном капитале) кредитной организации, имеет ли значение то, каким образом будет осуществляться это приобретение, например, по договору купли-продажи или в процессе увеличения уставного капитала кредитной организации?

Задача 4

Каковы последствия представления не в полном объеме необходимых документов и сведений, указанных в ч. 5 ст. 32 Закона о конкуренции, при подаче уведомления о приобретении голосующих акций (долей в уставном капитале), активов или прав в отношении кредитной организации?

Задача 5

Общество учреждено в г. Санкт-Петербурге (Российская Федерация).

Участники N 1 предоставили Обществу беспроцентный заем на сумму 70 млн рублей, что и обусловило заключение Договора.

Из Договора следует, что он регулирует деятельность участников в части установления порядка управления, структуры Общества, прав и обязанностей участников, единоличного исполнительного органа Общества на период действия Договора, управления активами Общества, а также иных норм, правил действий и поведения акционеров Общества. В соответствующей части положения Договора применяются и в отношении организаций, в которых Общество является основным или преобладающим.

Договором предусмотрен отказ Участников N 2 от участия в распределении чистой прибыли, получения каких-либо бонусов и платежей по итогам финансового года в пользу Участников N 1, запрет на отчуждение долей в уставном капитале сторонами Договора третьим лицам.

Участникам N 1 предоставлено право получения любой информации о финансово-хозяйственной деятельности Общества, принятия решения, обязательного для исполнительных органов общества, о проведении аудита или ревизии, определения кадровой политики при назначении исполнительного органа Общества как путем выдвижения кандидатуры для его назначения, так и путем назначения временно исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа на период до проведения общего собрания участников, назначения директоров и отстранения директоров дочерних организаций Общества.

Договором закреплено преимущественное применение его положений по отношению к взаимоотношениям, не урегулированным уставом Общества; установлена необходимость получения предварительного согласия участников на совершение как сделок с заинтересованностью, так и любых сделок с имуществом Общества, сделок на сумму свыше 500 тыс. рублей, сделок, совершаемых лицами, в уставном капитале которых имеется доля Общества.

Договором вводится временная администрация, создаваемая его участниками, для назначения временного исполняющего обязанности единоличного исполнительного органа Общества при невозможности исполнения ранее избранным директором его обязанностей, для принятия решений, не относящихся к полномочиям общего собрания участников и не относящихся напрямую к полномочиям единоличного исполнительного органа Общества, связанных с полномочиями собственника инвестиций в иные организации. При этом функции временной администрации возлагаются на совет директоров ОАО «К».

Договор предусматривает, что при рассмотрении на общем собрании Общества вопроса об образовании Совета директоров и исполнительных органов Общества, досрочного прекращения их полномочий Участники N 2 обязаны голосовать в соответствии с указаниями Участников N 1.

Договором установлены сроки созыва общих собраний участников и порядок подсчета голосов, кворум для правомочности собрания участников в 2/3 голосов всех участников, сроки его действия, порядок выхода стороны из Договора, обмена сообщениями; определен порядок разрешения споров и применимое право для их разрешения (право Украины).

Договор содержит положение о переходе прав на доли от Участников N 1 к Участникам N 2 под отлагательным условием — в случае нарушения Участниками N 2 условий Договора либо в случае совершения действий, направленных на оспаривание его условий полностью или в части, в том числе подачи в суд соответствующего искового заявления, к Участникам N 2 в момент совершения соответствующих действий переходят доли, принадлежащие Участникам N 1, распределяемые среди Участников N 2 в равных долях. С этого момента в течение трех рабочих дней Участники N 2 обязуются выплатить рыночную стоимость перешедших к ним долей, но менее 2 млн рублей за 1% перешедшей к ним доли. При этом Участники N 2 отвечают по обязательству по оплате перешедших к ним долей солидарно.

Соответствуют ли условия указанного Договора положениям антимонопольного законодательства? Могут ли положения такого рода договоров, не нарушая положения ГК и Закона об ООО, нарушать нормы Закона о защите конкуренции?

Право какой страны подлежит применению в рассматриваемом случае? Будет ли иметь значение факт заключения Договора на территории: а) РФ; б) Украины; в) Финляндии?

Придумайте примеры условий договора об осуществлении прав участника общества с ограниченной ответственностью, противоречащих антимонопольному зак-ву.

Ситуационные задания

Задание 1

Необходимо ли согласие антимонопольного органа на приобретение иностранной организацией голосующих акций в размере 49% в российской организации, зарегистрированной на территории РФ и имеющей лицензию на пользование недрами для добычи полезных ископаемых (нефти, газа)?

Задание 2

Требуется ли получение предварительного согласия органов ФАС России на заключение договора, предусматривающего выкуп одной стороной имущества, которое будет создано другой стороной в будущем, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 28 Закона о конкуренции?

Задание 3

На создание коммерческой организации требуется получить предварительное согласие антимонопольного органа в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 27 Закона о конкуренции.

В какой срок надо направить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на создание коммерческой организации? Какая ответственность предусмотрена за его нарушение?

Задание 4

Требуется ли получение предварительного согласия антимонопольного органа на приобретение лицом права распоряжаться акциями общества на основании доверенности?

Лабораторные работы

Лабораторная работа 1

Распространяются ли положения ч. 2 ст. 29 Закона о конкуренции на случаи приобретения голосующих акций (долей в уставном капитале) кредитной организации, когда кредитная организация и лицо, приобретающее такие акции (доли), входят в одну группу лиц по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона о конкуренции?

Задание

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

Лабораторная работа 2

В каких случаях приобретение акций (долей) иностранной компании может потребовать предварительного согласия антимонопольного органа?

Задание

Проанализируйте судебную практику и подготовьте аналитическую записку с изложением правовой позиции по указанной фабуле.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие экономической концентрации.

2. Охарактеризуйте основные формы антимонопольного контроля за экономической концентрацией.

3. Каковы особенности контроля за экономической концентрацией финансовых организаций?

4. В каких случаях создание и реорганизация компаний требует согласия антимонопольного органа?

5. Каков порядок получения компаниями предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделки?

6. Каков порядок подачи ходатайств и уведомлений в рамках контроля за экономической концентрацией?

В соответствии с Законом о защите конкуренции (ЗоЗК) в нашей стране под экономической концентрацией понимаются сделки или другие действия в сфере бизнеса, которые оказывают прямое влияние на состояние конкуренции в данной сфере.

Если принять за данность, что любые сделки или деятельность компаний может оказать влияние на рынок, то тем более важно точно определить содержание и перечень конкретных сделок, которые подпадают под действие антимонопольного законодательства и являются предметом контроля.

Содержание

  • Договоримся о терминах
  • В странах ЕЭС
  • За океаном
  • В России
  • Контроль за экономической концентрацией финансовых организаций
  • Предельные или пороговые значения стоимости активов
  • Сделки и конкуренция
  • Возможности развития регулирования экономической концентрации

Договоримся о терминах

В европейском юридическом пространстве теория конкурентного права использует подобный термин, а в американском (в частности, антитрестовском законодательстве) используется понятие, приближенное к понятию экономической концентрации, но больше ориентированное на случаи «слияния» бизнеса и компаний.

В свою очередь российский термин охватывает более широкий круг деятельности предприятий: сделки консолидации и слияния, влияющие на конкуренцию и, соответственно, подпадающие под контроль закона о конкуренции.

Почему так важно понимать, какие критерии определяют понятие экономической концентрации в законодательстве разных стран?

В связи с тем, что влияние степени развития рыночных факторов в разных странах различно и, несмотря на унификацию экономических законов, развитие и роль ЭК неоднородна. Не всегда понятие имеет отрицательное значение, поэтому и правовое поле, регулирующее объединение и взаимодействие участников рынка, различно.

В странах ЕЭС

В европейских странах традиционно слияние и укрупнение бизнеса регламентируется временными рамками в отношении взаимодействия и контроля.

Под экономической концентрацией здесь понимается усиление или ослабление контроля в длительном периоде или на долгосрочной основе, обусловленное:

  • Слиянием бизнеса в результате реорганизации или поглощения нескольких структур одной или несколькими более крупными, переход независимых и самостоятельных в хозяйственном отношении организаций или их подразделений под юрисдикцию какой-либо одной.
  • Установлением финансового контроля в прямом или косвенном значении одним или несколькими лицами над другим (другими) хозяйствующим субъектом, либо частью организации. Это сделки, которые по содержанию являются приобретением активов или ценных бумаг компаний с переходом управляющих полномочий. Основа сделки может быть договорной и любой другой и означает переход возможности влияния на конкуренцию от одного лица к другому.

Важным фактором является показатель долгосрочности, длительный период времени в срезе которого проводится контроль над экономической концентрацией. Однако под внимание проверяющих органов не попадают сделки, связанные с приобретением пакетов акций с целью перепродажи, которые осуществляют хозяйствующие финансовые или кредитные организации.

Также исключение составляет передача полномочий одного юридического лица другому в связи с процедурой банкротства или ликвидации.

За океаном

В отличие от европейского рынка, в США государственный контроль за экономической концентрацией осуществляется «мягко», так как на практике юридическое понятие термина не применяется.

Например, в «Руководстве горизонтального слияния», являющемся по сути подзаконным (дополняющим основной закон) актом, используется иной термин — «рыночная концентрация». Понятие касается зависимости рынка от количества фирм и их долей, действующих или присутствующих на рынке в определенный период времени.

Это регулирование касается в основном действий финансовых и кредитных организаций, их относительном влиянии на приобретение мажоритарных бумаг и активов.

Контроль над состоянием конкуренции регулируется актом Харта-Скотта-Родино и актом Клейна. Зачастую законодательство страны трактует термин более широко, подразумевая под «слиянием» два различных взаимодействия бизнес-структур: как приобретение, так и слияние.

В России

В российском законодательстве сделки экономической концентрации понимаются более конкретно, целенаправленно и трактуются с точки зрения «родового понятия».

Под слиянием организаций в российском правовом поле понимается присоединение одного юридического лица или хозяйствующего субъекта к другому на основании передаточных актов.

В эпоху кризисов наиболее остро стоит вопрос о том, что считать экономической концентрацией, как она влияет на конкуренцию между различными субъектами или участниками рынка. ЗоЗК и антимонопольные регламенты регулируют особенности правовых норм контроля.

Достаточно сказать, что многие сделки как виды экономической концентрации (слияния или реорганизации бизнеса) в нашей стране невозможны без предварительного согласования и получения разрешительных документов у антимонопольного органа.

Установлены перечни условий и особенностей для осуществления контроля за отдельными категориями хозяйствующих структур, прежде всего эти особенности касаются бизнеса финансовой сферы.

Контроль за экономической концентрацией финансовых организаций

Существует ряд условий для осуществления сделок с участием финансовых организаций, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Эти признаки условно разделяют на две основные группы:

  • финансовые показатели, характеризующие совокупный объем сделок финансовой организации;
  • правовое и экономическое содержание совершаемых сделок или действий по объединению, слиянию.

Причем регулируется система определения признаков экономической концентрации нормативными актами Правительства РФ: для каждой категории финансовых структур и организаций устанавливаются свои условия, в зависимости от особенностей рынков финансовых услуг.

Предельные или пороговые значения стоимости активов

Существует понятие пороговых значений стоимости активов финансовых организаций. Суммарная стоимость активов и определяет обязанность обращения организаций для согласований с антимонопольным органом различного рода присоединений и слияний одной организации с другой.

Обязательно получение разрешительных документов, если согласно последним балансам суммарная стоимость активов превышает следующие значения:

  1. Кредитные организации — от 24 млрд рублей.
  2. Компании, занимающиеся сделками микрофинансирования или лизинга — 3 млрд рублей.
  3. Валютные и фондовые биржи — 1 млрд рублей.
  4. Страховые компании. (за исключением медицинского страхования) — 200 миллионов рублей.
  5. Ломбарды и страховые медицинские компании соблюдают порог в 100 млн руб.

При этом под размером балансовой стоимости активов понимается та, которая актуальна на день обращения организации в антимонопольный орган.

Сделки и конкуренция

Определены пороговые значения и в отношении деятельности, проводимой финансовыми организациями с акциями и активами.

Так, например, экономическая концентрация и антимонопольное право взаимодействуют при осуществлении различных сделок, совершаемых между хозяйствующими субъектами на территории РФ в следующих случаях.

Действия:

  • слияние или присоединение одной финансовой структуры к другой;
  • объединение коммерческих организаций;
  • слияние коммерческих организаций или присоединению одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации;
  • создание такой коммерческой организации, у которой уставной капитал оплачен акциями или активами финансовой организации, сюда же относятся и приобретение прав на активы финансовых организаций, обозначенные в ст. 29 ФЗ «О защите конкуренции»;
  • объединение финансовой организации с коммерческой или присоединение коммерческой к финансовой.

Сделки:

  • связанные с приобретением доли или акций финансовой организации, в случае, если они превышают пороговые значения;
  • по приобретению активов, выходящих за величину, определенную нормативными актами Правительства РФ (на сегодня сумма не должна превышать 10 процентов общей стоимости активов финансовой организации);
  • по приобретению прав на осуществление функций исполнительного органа финансовой организации и др.

Возможности развития регулирования экономической концентрации

За последнее время в финансовой сфере страны усиливается процесс слияний и поглощений, в связи с чем меняется и содержание понятий, подпадающих под воздействие антимонопольного регулирования.

Увеличилось количество критериев, наполняющих термин «экономическая концентрация», хотя «Закон о защите конкуренции» пока остается без особых изменений.

Эти критерии можно определить как:

  • растущее или уменьшающееся количество организаций, например, снижение субъектов малого и среднего бизнеса;
  • рыночная плотность взаимодействующих структур;
  • колебания удельного веса рыночных субъектов;
  • отсутствие или наличие представительской власти, возможности материального влияния;
  • объединение и консолидация ведущих игроков рынка;
  • качество взаимоотношений между олигополистами, подверженными воздействию несовершенной конкуренции.

Фактически, чем точнее будет расследовано каждое слияние или поглощение, с учетом условной вертикали (производитель-потребитель) и горизонтали (производитель — конкурент другого производителя), тем лучше для совершенствования и развития отечественного рынка и рыночных отношений.

Зачастую экономическая концентрация сдерживает недобросовестную конкуренцию, способствует развитию новых отраслей народного хозяйства, но часто и наносит непоправимый вред многим хозяйствующим субъектам, особенно если речь идет о сговорах и тайных сделках.

Главная задача регулирования и развития контроля заключается в создании субъектами рынка режимов законных взаимодействий между прямыми конкурентами — хозяйствующими организациями с потребителями.

Для более широкого охвата всего спектра рассматриваемого понятия вполне могут потребоваться дополнительные антимонопольные зонды.

Например, такие как создание новых коммуникационных отраслей с целью совершенствования антимонопольного законодательства. Разделение уровней проверок, в зависимости от отрасли народного хозяйства, где может наблюдаться усиление или ослабление процесса экономической концентрации.

СДЕЛКА — в гражданском праве — действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Наука гражданского права и гражданское законодательство различают несколько видов С.

Прежде всего, С. могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Сделки т.ж. могут быть условными (т.е. совершенными под отлагательным или отменительным условием), возмездными и безвозмездными, консенсуальными и реальными, каузальными и абстрактными. Иногда в особую группу выделяются доверительные или фидуциарные С. В соответствии со ст. 158 ГК РФ С. совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). В отдельных случаях закон требует обязательной регистрации С. Не отвечающая обязательным требованиям закона С. является недействительной в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) . Недействительная С. недействительна с момента ее совершения и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по С., а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т. ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности С. не предусмотрены законом.

Чаще всего заключение соглашения о С. и ее проведение подразумевает, что она взаимовыгодна для всех участников. Предметом безвозмездных и коммерческих С. могут быть разнообразные товары и услуги, коммерческий обмен между двумя сторонами предполагает как минимум наличие двух объектов ценностной значимости и согласованных условий, времени и места совершения обмена Коммерческие С. обычно реализуются посредством ряда взаимосвязанных операций, обеспечивающих сортировку, упаковку, хранение, перевозку товара, оформление необходимой документации, производство расчетов, в некоторых случаях размещение заказов на производство необходимого товара, научные и проектно-конструкторские работы и др.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.

Экономическая концентрация – ч. 21 ст. 4 – сделки и иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции.

Лицо, являющееся объектом экономической концентрации – ч. 22 ст. 4 – лицо, активы которого приобретаются. Но вообще-то объектом является не само лицо, а его активы.

Контроль за экономической концентрацией. Расширена сфера экстерриториального действия закона, введена ст. 26.1, где ставятся определенные рамки, какие действия и сделки подлежат такому контролю – когда сделки заключены за пределами РФ на основании ФЗ О конкуренции — подлежат гос. контролю ряд сделок и действий в сумме более чем 1 млрд рублей.

Предварительный и последующий контроль. Предварительный – в определенных случаях для того, чтобы совершить сделку или действие по реорганизации или созданию коммерческой организации, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа. Но неполучение такого согласия не влечет ничтожность сделки, а влечет ее оспоримость.

Последующий – в ряде случаев хоз. субъекты и их должностные лица обязаны уведомлять антимонопольные органы об уже совершенных действиях и сделках в течение определенного времени (обычно в течение 45 дней с даты совершения сделки или осуществления действия).

Сейчас предлагается отменить последующий контроль, в нем нет смысла, он ничем не отличается от предварительного – предоставляются те же документы, правовые последствия те же. Этот уведомительный порядок надо отменить.

Предварительный. 1) Действия по реорганизации хоз. субъектов и по созданию хоз. субъектов. Но не все виды реорганизации: только те формы, которые направлены на укрупнение хозяйствующего субъекта (слияние и присоединение).

По слиянию: контролю подлежат сделки и действия, если а) суммарная стоимость активов сливающихся лиц превышает 7 млрд рублей; либо если б) суммарная выручка таких лиц за последний календарный год превышает 10 млрд рублей.

Те же правила действуют в случае присоединения.


Создание: контролю подлежит, если уставный капитал оплачивается акциями/долями/имуществом другой коммерческой организацией; лицо приобретает права влияния и контроля на акции/доли/имущество, предусмотренные ст. 28 ФЗ; те же значения по суммарной стоимости и выручке.

2) Сделки с акциями и долями. Суммарная стоимость активов и суммарная выручка – те же параметры. Добавляется еще один параметр: суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает 250 млн рублей (это правило необязательно, если лицо включено в реестр).

Т.о., два параметра: в первом или то, или другое, + второй параметр.

+ Есть еще особые параметры. а) В отношении акций: контрою подлежит приобретение голосующих акций, если лицо получает возможность распоряжаться более чем 25% таких акций. Если меньше, то контроль не нужен, даже если получается превышение указанных выше числовых параметров.

В отношении долей: если приобретается доля с возможностью таким образом распоряжаться 1/3 долей общества. Если меньше, то контроль не нужен.

б) + Подлежит контролю приобретение акций (долей) в ООО не менее чем 1/3 и не более чем 1/2 , если лицо получает право распоряжаться более чем 50% указанных акций (долей). То есть здесь речь идет о докупании – у лица уже были акции (доли) и оно еще докупает.

в) + Подлежит контролю приобретение акций (долей), если ранее приобретатель распоряжался от 50% до 75%, в случае если у него появится возможность распоряжаться более чем 75%.

3) Получение в собственность, пользование, владение находящимся на терр-ии РФ хоз. субъектом основных производственных средств и нематериальных активов (из числа производственных средств исключены земельные участки), если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 25% балансовой стоимости имущества лица, отчуждающего этот предмет.

4) Приобретение в результате одной из сделок прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской дея-ти на терр-ии РФ или осуществлять функцию исполнительного органа.

5) Приобретение более чем 50% голосующих акций юр. лица, учрежденного за пределами РФ, либо иных прав, позволяющих определять условия осуществления таким лицом предпр. дея-ти.

Последующий. Ст. 30 ФЗ.

Коммерческая организация – о ее создании в случае слияния, если сумма активов превышает 400 млн рублей. То же самое о присоединении.

Сделки или иные действия, указанные в ст. 27 и 28, осуществляются без предварительного согласия, но с последующим уведомлением, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) сделки и иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц; б) перечень лиц, входящих в одну группу, должен быть представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган в определенной форме не позднее чем за 1 мес до совершения таких действий; в) перечень лиц, входящих в группу лиц, не изменился по сравнению с представленным в антимонопольный орган.

Орган в теч 14 дней с указанием оснований направляет уведомление о получении перечня и о размещении его на официальном сайте ФАС. Либо ФАС уведомляет о нарушении, несоблюдении условий (не соблюдена форма и т.п.).

Post navigation

Previous Post:

Электрон деньги

Next Post:

Закрытие ИП в какой налоговой

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes