Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Линейное строительство

06.08.2020 by admin

Довольно часто россияне слышат о линейных объектах и их неоценимом значении в нашей жизни, но, что такое линейный объект, и каковы правила его оформления в государственных инстанциях, понятно не всем. Чтобы дать ответы на представленные вопросы, а также разобраться с законодательными особенностями в данной сфере, надо внимательно изучить действующие положения и нормы ГК РФ, а также Градостроительный кодекс. В нем сказано, что линейный объект это линии электропередач, трубопроводы, автомобильные дороги и железнодорожные пути, всевозможные сети инженерно-технического обеспечения. Данный перечень не является исчерпывающим, он может быть существенно дополнен, ведь к ЛО можно отнести любые сооружения, длина которых в разы превышает ширину.

Для прокладки таких конструкций требуется специальная разрешительная документация, грамотный проект и продуманный порядок действий. На каждом этапе возведения ЛО потребуется собрать широкий перечень бумаг, согласовать свои действия с контролирующими инстанциями. Важным моментом станет выбор организации, готовой составить технический план линейного объекта, ведь от профессионализма экспертов будет зависеть эффективность застройки территории и использования возведенных конструкций. Еще одним важнейшим моментом станет оформление земли под ЛО. Правовое регулирование данного вопроса не имеет четко налаженного механизма, поэтому приходится действовать интуитивно, опираясь на законодательные нормы и существующую судебную практику.

Содержание

  • Правила оформления земли под строительство линейных объектов
  • Проектирование линейных объектов и особенности процедуры
  • Основные особенности
  • Нормативно-правовая база: сложности
  • Задачи проектирования
  • Проектирование: основные этапы
  • Проект планировки линейного объекта: выбор трассы
  • Какие документы должны быть включены
  • Особенности составления
  • Типовые проекты
  • Территории линейных объектов: межевание
  • Что это такое?
  • Особенности
  • Классификация
  • Вопросы собственности
  • Охранные зоны
  • Проблемы землепользования
  • Проектная документация
  • Проектирование линейных объектов
    • Основные положения при проектировании линейных объектов
  • Проектирование транспортных линейных объектов
    • Проектирование инженерно-технических линейных объектов
    • Проектирование ЛЭП
      • Сотрудничество с нашей компанией
  • Основные характеристики линейных объектов
  • Законодательные моменты
  • Некоторые законодательные особенности
  • Признаки линейных объектов
    • Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу
    • Алгоритм подготовки строительства ЛО
    • Как оформляется разрешение на строительство ЛО
    • Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО
    • Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО
    • Вывод

Правила оформления земли под строительство линейных объектов

Линейные объекты капитального строительства могут иметь федеральное или региональное значение, а также устанавливаться отдельными организациями. Провести линию электропередач, например, можно на участке, находящемся в частной собственности или в государственном владении. В первом случае алгоритм действий понятен, нужно получить разрешение от госорганов, оформить нужные бумаги, провести монтаж и внести изменения в кадастровую и техническую документацию. Если устанавливать линейный объект придется на территории, принадлежащей муниципалитету, то действовать придется иначе.

Юридическое или физическое лицо для монтажа линейных объектов на государственной земле должно взять участок в аренду. Обычно, проводится аукцион. Если в случае, когда прокладывается линия связи, электро, газо, тепло и водоснабжения, дороги, нефтепроводы и другие объекты, имеющие федеральное значение, договор аренды заключается без предварительных торгов. Перед заключением сделки с землей, нужно обратиться к кадастровому инженеру, который займется подготовкой схемы для внесения изменений в кадастровый план. На это уйдет не более двух недель.

Затем соискателю предстоит подать ходатайство об утверждении плана. При необходимости придется организовать установление сервитута. Этот вариант пригодится в тех случаях, когда ЛО придется проложить через чужой земельный участок. Установление сервитута дает право пользования территорией, находящейся в собственности постороннего лица. Сервитутный договор не является безвозмедным, хотя стороны могут договориться о характере и размере компенсаций.

Законодательство предусматривает упрощенный порядок получения земли под ЛО без выделения участков и установления сервитутов. Перечень объектов, которые могут устанавливаться в данном режиме, прописан в Постановлении Правительства № 1300 от 2014 года.

Важно понимать, что вопрос установки в ЛО, регулируется местными актами и приказами, а не только федеральными законопроектами. Каждый случай требует персонального подхода, продуманных действий и согласования с государственными и контролирующими органами власти.

Проектирование линейных объектов и особенности процедуры

Линейный объект — это инженерное сооружение, длина которого значительно превосходит его ширину. Относятся к этому классу коммуникаций, к примеру, трубопроводы, автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, метро и т. д. Обозначается расположение линейного объекта кривой, которая способна пересекаться в том числе и сама с собой.

Основные особенности

Если говорить точнее, то линейный объект — это система, проложенная на таком участке земли, длина описывающего прямоугольника которого хотя бы на порядок больше его ширины. Чаще всего такие трассы отличаются масштабностью и охватывают значительные расстояния. Предназначены подобные сооружения могут быть для перемещения как людей, так и грузов или для сохранения какой-либо продукции.

По месту расположения линейные объекты бывают наземными, подземными или надземными. В плане назначения при этом можно выделить:

    транспортные коммуникации;

    системы ливневых и канализационных коллекторов;

    каналы водоснабжения и орошения;

    линии связи;

    нефте- и газопроводы.

Линейный объект — это в любом случае сооружение, а не здание.

Нормативно-правовая база: сложности

Само понятие линейного объекта в наше время в законодательстве используется во многих правовых актах различной юридической силы. Но при этом, к сожалению, единых норм, определяющих все аспекты функционирования и создания подобных систем, не предусмотрено. Собственно сами линейные объекты упоминаются в законодательстве лишь вкратце — приводится их примерный перечень. Формулировок же, с точностью указывающих на их признаки и виды, не существует. Такое положение дел многие юристы считают, конечно же, слабой стороной законодательства РФ.

Из-за отсутствия точного определения, при оформлении и строительстве линейных объектов у заказчиков и исполнителей могут возникать разного рода трудности. Утверждение проектов подобных систем обычно занимает довольно-таки много времени. Но в любом случае эти масштабные трассы, конечно же, относятся к объектам капитального строительства. А следовательно, опираться при их оформлении следует на соответствующие законодательные акты.

Задачи проектирования

Перед началом строительства любого линейного объекта, конечно же, следует составить его подробную схему. Основной задачей проектирования подобных систем является выбор оптимального положения трассы на местности. Конечный вариант строительства должен:

    во-первых, предусматривать сбалансированность объема земляных работ;

    во-вторых, обеспечивать прокладку с наименьшим вредом для окружающей среды.

Собственно сам проект линейного объекта представляет собой комплексный документ, в котором неразрывно связаны как техническая, так и экономическая составляющие строительства. Реализуется он по принципу от общего к частному.

Проектирование: основные этапы

Линейный объект — это с ооружение обычно не только масштабное, но и значимое. Поэтому к составлению его проекта следует подходить со всей ответственностью. Начинают разработку этого документа чаще всего с обоснования технической и экономической (ТЭО) необходимости строительства. Степень проработки материалов и их объем в каждом конкретном случае определяются инструкциями и зависят от характеристик и назначения будуще й трассы .

После разработки ТЭО, перед строительством объекта, отраслевыми управлениями министерств должны быть проведены все необходимые экспертизы. В случае соответствия положений ТЭО предусмотренным нормативам и инструкциям документ утверждается в определенном законом порядке.

На следующем этапе подрядчик должен получить от заказчика подробное задание на проектирование линейного объекта. Составляется этот документ, конечно же, с учетом технико-экономических показателей, принятых в ТЭО.

Проект планировки линейного объекта: выбор трассы

Место прокладки сооружения чаще всего определяется уже на этапе составления ТЭО. При этом учитываются следующие условия:

    ширина трассы магистрали не должна превышать параметров, предусмотренных нормативами для данной конкретной разновидности объекта;

    в обязательном порядке должны быть соблюдены основы земельного законодательства;

    размер полосы, место прохождения трассы, способ использования материальных ресурсов, методы механизации строительных работ — все это должно быть согласовано с соответствующими органами.

Какие документы должны быть включены

У нас в стране могут сооружаться самые разные по назначению линейные объекты. Проекты подобных трасс, однако обязательно должны включать в себя:

    проектно-сметную документацию;

    чертежи на предполагаемый объем работ хотя бы первого года строительства.

Таким образом составляется проект для очень масштабных объектов. Если же сооружение предполагается построить в срок до 2 лет, чертежи должны быть предоставлены на весь объем работ.

Особенности составления

Планировка линейного объекта должна, конечно же, производиться на основе соответствующих геологических и топографических изысканий. Также предварительно следует изучить и проанализировать метеорологические, гидрологические и социальные факторы района прокладки.

Основными задачами составления технорабочего проекта являются:

    определение связи и взаимодействия трассы с другими объектами общегосударственной сети;

    выбор основного технологического оборудования;

    выбор оптимального варианта прокладки трассы, ее промежуточных и конечных пунктов;

    решение вопросов подачи к месту строительства электроэнергии, воды и других необходимых ресурсов.

Проект планировки территории линейного объекта обычно включает в себя:

    пояснительную записку;

    проект полосы отвода;

    конструктивные и технологические решения объекта;

    проект организации строительства;

    описание зданий, строений и сооружений, включенных в инфраструктуру объекта;

    описание предусмотренных мероприятий, обеспечивающих охрану окружающей среды;

    список мер по обеспечению пожарной безопасности;

    смету на строительство.

В некоторых случаях проект может включать в себя и другие документы, предусмотренные федеральным законодательством.

Типовые проекты

К группе линейных объектов, помимо всего прочего, относятся и разного рода коммуникации цехов предприятий всевозможной специализации. Индивидуальные проекты для таких трасс составляются достаточно редко. По большей мере в данном случае пользуются типовыми. Иногда при прокладке трасс за основу берутся также стандартные, но при этом немного измененные проекты. Корректировки в типовые документы разрешается вносить только с согласия ответственных министерств и ведомств РФ.

Территории линейных объектов: межевание

Располагаются такие трассы только на многоконтурных земельных участках. То есть на тех, которые не могут быть образованы путем объединения обычных. Для каждого линейного объекта составляется один межевой план без учета количества кадастровых кварталов. Для контуров при этом отводится часть земель общего пользования.

Составляется проект межевания линейного объекта обычно в несколько этапов. Вначале главам местных администраций тех участков, на которых будет проводиться трасса, отсылается письмо с просьбой о предоставлении разрешения на разработку проекта. П осле получения распоряжения от властей кадастровые инженеры могут собственно приступать к такой процедуре, как межевание . Линейные объекты могут разграничиваться ка к сотрудник ами государственных органов, так и частных компаний.

Начать работу инженеры могут только при наличии у них следующих документов:

    проекта планировки участка;

    плана участка с изображением схем установки объектов газо-, водо-, тепло- и энергоснабжения;

    выписки из кадастра недвижимости;

    топосъемки участка.

На заключительном этапе проект утверждается органами власти. Все сведения, собранные в процессе межевания, при этом вносятся в ГКН. После этого можно приступать к заключению договоров на аренду земельных участков. Подписывать эти документы имеют право как представители заказчика, так и юристы исполнителя.

Классификация строительных объектов происходит по большому числу критериев и оказывается очень обширной. В этом разнообразии жилых и общественных построек, зданий и сооружений далекому от строительной сферы человеку оказывается нелегко разобраться. Рассмотрим, что собой представляет обширная группа линейных сооружений.

Линейный объект – это любой объект , размеры которого в длину будут значительно превышать его ширину. К этой группе объектов капитального строительства будут относиться различные инженерные сети, трубопроводы, дороги (как автомобильные, так и железные), а также мосты, тоннели, метро, канатная дорога и т. д. Расположение линейного объекта формируется полилинией – т. е. ломаной кривой, которая может в том числе пересекаться с самой собой.

Линейный объект чаще отличаются масштабностью, охватывая значительные расстояния, иногда даже в нескольких регионах страны. И когда речь идет о крупных подобных объектах строительства, то принадлежность их к линейным объектам не вызывает сомнения. Но вот при более мелких и локальных работах могут возникать спорные ситуации. К примеру, даже реконструкцию участка дороги с установкой автобусной остановки можно при желании причислить к работам по устройству линейного объекта. Равно как небольшие участки водопровода можно оформить, как подведение коммуникаций к жилым или общественным зданиям. Иными словами, иногда сложно провести четкое разграничение между линейными и площадными объектами. Порой линейные объекты бывают совмещены. К примеру, сам по себе трубопровод будет являться линейным сооружением, а вот обслуживающие его подстанции – площадным.

Классификация линейных объектов.

Линейный объект всегда будет сооружением, а не зданием. Предназначается для различного вида производственных процессов, перемещения как людей, так и грузов, непостоянного нахождения людей, а также сохранения продукции; имеет несущие, а иногда и ограждающие элементы в конструкции. Относительно поверхности земли линейный объект может быть наземным, подземным и надземным. По назначению можно вывести транспортные коммуникации, системы коллекторов (ливневых и канализационных), каналы по водоснабжению, орошению земель, линии связи, трубопроводы для нефтепродуктов, газа, воды.

В нормативных документах линейный объект – это достаточно открытое понятие, т.е. ряд объектов перечисляется, но оставляется простор для добавления иных сооружений на усмотрение застройщиков и проектировщиков в конкретных ситуациях.

Градостроительный кодекс понимает под такими объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, газопроводы, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.

Необходимо ли единообразное правовое регулирование всех линейных объектов? Только отчасти. Для всех них было бы разумным введение отдельного порядка регистрации прав на них, помощь государства при приобретении права землепользования для их размещения, определенные исключения из природоохранных требований (что подтверждается, например, ст. 49 ЗК, ст. 7, 11 Закона о переводе).

Однако некоторые линейные объекты требуют полного владения земельным участком (дороги, отдельные участки трубопроводов высокого давления и электросетей) , что должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица: арендой, постоянным пользованием или правом собственности.
В то же время линейный объект не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению (подземные трубопроводы и линии связи, надземные кабели и провода) , хотя их наличие на земельном участке порождает определенные неудобства для собственника земли. Степень этого неудобства отличается, что должно стать определяющим при решении вопроса о пригодности аренды или собственности как вида прав на землю для размещения линейных объектов.
Представляется, что для каждого сооружения, независимо от того, насколько оно обременительно для правообладателя земельного участка, невозможно образовать свой земельный участок, который можно было бы в последующем купить или взять в аренду.
Линейные сооружения (объекты) в городских условиях находятся над или под другим линейным объектом и расположены в основном вдоль дорог.
Если мы следуем теории создания самостоятельного участка для размещения линейного объекта, то вся земля под объектом должна быть поделена на множество участков долевой собственности владельцев различных объектов и множество участков, находящихся в аренде нескольких лиц, в местах их совпадения или пересечения.
Но даже если линейные объекты расположены на значительном удалении друг от друга и не пересекаются, для строительства линейного объекта требуется гораздо большая площадь, чем для его дальнейшей эксплуатации. Сужение или расширение полосы отвода линейного объекта возможно только при проведении землеустройства и только с согласия собственников соседних земельных участков. В таком случае границы земельного участка пришлось бы устанавливать «про запас», включая охранные зоны, которые никогда не входили в состав землепользований линейных объектов.
Сервитут
Приемлемым решением данного вопроса было бы размещение линейного объекта на условиях сервитута — не требовалось бы ни межевания земель, ни решения о переводе земельного участка в иную категорию, ни многократной регистрации перехода прав.

Классификация строительных объектов происходит по большому числу критериев и оказывается очень обширной. В этом разнообразии жилых и общественных построек, зданий и сооружений далекому от строительной сферы человеку оказывается нелегко разобраться. Рассмотрим, что собой представляет обширная группа линейных сооружений.

Что это такое?

Если говорить простым языком, то линейный объект — это любой объект, размеры которого в длину будут значительно превышать его ширину. К этой группе объектов будут относиться различные трубопроводы, дороги (как автомобильные, так и железные), а также мосты, тоннели, метро, и т.д. Расположение линейного объекта формируется полилинией — т. е. ломаной кривой, которая может в том числе пересекаться с самой собой.

В общих чертах принципы проектирования таких объектов не имеют существенных отличий от создания других проектов в строительстве, но имеют ряд тонкостей в сборе исходных данных, разработке и оформлении документации и ее согласовании с различными государственными структурами.

Особенности

Такие объекты чаще отличаются масштабностью, охватывая значительные расстояния, иногда даже в нескольких регионах страны. И когда речь идет о крупных подобных объектах строительства, то принадлежность их к линейным не вызывает сомнения. Но вот при более мелких и локальных работах могут возникать спорные ситуации.

К примеру, даже реконструкцию участка дороги с установкой можно при желании аргументированно причислить к работам по устройству линейного объекта. Равно как небольшие участки водопровода можно оформить, как подведение коммуникаций к жилым или общественным зданиям. Иными словами, иногда сложно провести четкое разграничение между линейными и площадными объектами. Порой они бывают совмещены. К примеру, сам по себе трубопровод будет являться линейным сооружением, а вот обслуживающие его подстанции — площадным.

При сомнениях лучше советоваться с той организацией, которая впоследствии будет проводить экспертизу данного объекта. Как правило, они не отказываются отвечать на вопросы и давать пояснения, и это уберегает от длительных и объемных переделок проектной документации.

Классификация

Линейный объект всегда будет сооружением, а не зданием. Предназначается для различного вида производственных процессов, перемещения как людей, так и грузов, непостоянного нахождения людей, а также сохранения продукции; имеет несущие, а иногда и ограждающие элементы в конструкции.

Относительно поверхности земли линейный объект может быть наземным, подземным и надземным. По назначению можно вывести транспортные коммуникации, системы коллекторов (ливневых и канализационных), каналы по водоснабжению, орошению земель, линии связи, трубопроводы для нефтепродуктов, газа, воды.

В нормативных документах линейный объект — это достаточно открытое понятие, т.е. ряд объектов перечисляется, но оставляется простор для добавления иных сооружений на усмотрение застройщиков и проектировщиков в конкретных ситуациях.

Вопросы собственности

Правовое оформление линейного объекта остается спорным и сложным с точки зрения законодательства — как земельного, так и градостроительного. Ряд таких объектов требует полного владения участком под ними (к примеру, дороги, некоторые трубопроводы с высоким давлением и т. д.), другие не исключают использование данного участка по целевому назначению. Так, к примеру, подземные кабели вполне могут находиться под чьим-то землевладением. В таком случае владелец этой собственности может иметь некоторые неудобства при пользовании или сталкиваться с ограничениями.

В случае если под планируемый линейный объект требуется земельный участок, находящийся в частной собственности, на этот участок устанавливается т.н. публичный сервитут (право пользования чужой земельной собственностью в ограниченных рамках). Если сервитут приводит к полной невозможности использования частной территории, то ее собственник вправе требовать компенсационных выплат. Причем они могут быть получены как через органы местного самоуправления, так и от лица организации либо лица, в пользу которого этот сервитут был сделан.

Охранные зоны

Линейные объекты имеют полосу отвода, т.е. зону, в которой частично или полностью запрещено строительство других сооружений, имеются и другие ограничения. В рамках полосы отвода не разрешается:

  • выполнять любые работы, не связанные с ремонтом, обслуживанием либо реконструкцией такого объекта;
  • заниматься сельскохозяйственной деятельностью, нарушать целостность зеленых насаждений;
  • строительство зданий и сооружений, не предназначенных для обслуживания данного объекта;
  • устанавливать несогласованнее с собственниками объекта рекламные конструкции, щиты с информацией и т.д.

Проблемы землепользования

За пределами могут устанавливаться условия ограниченного землепользования. Иными словами, на участке никакого объекта не располагается, территория может использоваться хозяином по назначению, но с некоторыми запретами. К примеру, если возводимый линейный объект находится в зоне возможных оползней, то для их предотвращения не разрешается вырубать древесные насаждения на значительной территории вокруг него. Также запрещается препятствовать эксплуатирующим организациям и проходить к объекту для профилактического ремонта и ликвидации аварийных ситуаций.

Если строительство линейных объектов требует для проведения работ временно использовать частные земли, то по окончании строительства данные земли должны быть восстановлены и рекультивированы. На время работ эти территории передаются в аренду.

Проектная документация

Проект планировки линейного объекта достаточно обширен и включает в себя 10 разделов: пояснительную записку, проектирование полосы отвода, непосредственно решения данного объекта (как технологические, так и конструктивные), совокупность зданий и сооружений в инфраструктуре строящегося объекта, ПОС, проектную документацию, описывающую работы по сносу и демонтажу объекта, бумаги, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности и охраны природы, сметы, а также в особых случаях, определяемых законодательно, иные документы. Вся вышеперечисленная документация подвергается государственной экспертизе.

В зависимости от требований застройщика рабочий проект линейного объекта может иметь различную степень детализации. Конкретный его объем и состав также определяется заказчиком. Рабочую документацию разрешается формировать как одновременно с проектной, так и после нее по ходу выполнения.

Проектирование линейных объектов

На сегодняшний день классификация зданий и сооружений достаточно широка и производится по определенным критериям, в том числе и с учетом непосредственного назначения объектов. В основополагающем нормативном документе, регулирующем градостроительную деятельность в России, – Градостроительном кодексе, – основным критерием классификации объектов строительства выступает их капитальность. В этой связи выделяют три основных типа строительных объектов: капитальные, некапитальные и линейные. Помимо этого, каждый из них, в зависимости от назначения, подразделяется на виды, а те, в свою очередь, включают в себя определенные категории. Например, объекты капитального строительства подразделяются на здания, сооружения и объекты незавершенного строительства. А здания, в свою очередь, подразделяются на жилые и производственные. И такое деление можно продолжать бесконечно. В данной статье мы остановимся на проектировании линейных объектов. Давайте для начала определимся, что является линейным объектом. Итак, это строительный объект, протяженность которого всегда больше его ширины. Примером линейных объектов являются автомобильные и железные дороги, линии электропередач и ВОЛС, а также различные трубопроводы и линии связи. Данные объекты охватывают значительные расстояния, связывая, порой, различные регионы нашей Родины. Ярким представителем линейных объектов в России можно считать Транссибирскую железнодорожную магистраль, соединяющая г. Москву с Дальним востоком. Также как и здания, линейные сооружения классифицируются по следующим признакам: 1. Назначение. По данному признаку линейные объекты подразделяются на транспортные (автомобильные и железные дороги, водные каналы и транспортные тоннели), а также сети инженерно-технического обеспечения, к которым относятся различные трубопроводы, теплосети, линии связи. 2. Расположение относительно поверхности земли. Речь идет о подразделении на подземные, обвалованные, наземные и надземные.

Основные положения при проектировании линейных объектов

Проектирование линейных объектов (ЛЭП, дорог и пр.), как и проектирование зданий и сооружений, происходит в несколько этапов:

Этап 1. Сбор исходно-разрешительной документации (ИРД). На данном этапе происходит сбор необходимых для проектирования исходных данных, перечень которых практически ничем не отличается от исходных данных для проектирования зданий и сооружений.

Этап 2. Разработка проектной документации. После глубокого анализа всех исходных данных, инженерная группа приступает к вариантному проектированию линейного объекта. Так, она определяет трассировку данного объекта, места возможного перехода через водные и другие виды преград, проводит необходимые расчеты и обоснования (например, при проектировании воздушных линий электропередачи мы рассчитываем гололедные, ветровые и особые виды нагрузок), определяет охранные зоны этих объектов. По завершении этого этапа выпускается проектная документация, подлежащая экспертизе и согласованию в надзорных органах.

Этап 3. Разработка рабочей документации. После прохождения экспертизы проектной документации, на ее основании разрабатывают рабочую документацию, по которой непосредственно будет осуществляться строительство данного объекта.

Проектирование транспортных линейных объектов

Стабильно возрастающие темпы жизни современного общества и постоянное передвижение масс людей из одной точки планеты в другую обуславливают острую потребность человечества в развитии объектов транспортной инфраструктуры. Еще во времена Римской империи строительству дорог уделяли особое внимание, осознавая их важность, как с военной точки зрения, так и с позиции развития торговли. Экономика современного государства, несомненно, напрямую зависит от количества и качества дорожных сетей, а это, в свою очередь, способствует активному росту транспортного проектирования. Проектирование автомобильных и железных дорог является одной из сложнейших инженерных задач, требующей наличия специфических знаний у проектировщиков. При проектировании дорог, помимо специальных расчетов (расчет дорожной одежды и подстилающих слоев и т.п.), необходимо учитывать множество факторов, таких как интенсивность и скорость движения будущего транспортного потока, особенности рельефа, гидрологические и геологические условия местности. После завершения разработки проектной документации, осуществляется еще один очень важный этап на пути создания будущей дороги – согласование в соответствующих органах (ГИБДД, РОСАВТОДОР и т.д.) и прохождение экспертизы.

Проектирование инженерно-технических линейных объектов

Инженерно-технические линейные объекты – это сооружения, предназначенные для обеспечения зданий и сооружений электричеством, теплом и водой, а также для отвода «грязных» стоков от них. Именно эти сети являются тем звеном, которое дает жизнь городам и поселениям, промышленным предприятиям и жилым кварталам. Поэтому от того, насколько качественно будет выполнен проект и осуществлено строительство, зависит наша с Вами энергетическая безопасность. Проектирование инженерно-технических линейных объектов имеет ряд нюансов, и потому его необходимо доверить опытному проектировщику, который учтет все существующие факторы при разработке проектной документации.

Проектирование ЛЭП

Одним из главных направлений деятельности нашей компании является проектирование сетей ЛЭП. Наши специалисты, имея богатый профессиональный опыт, выполняют данный вид работ в строгом соответствии с действующими нормами (ПУЭ, СП, СНиП) и способны решить различные инженерные задачи. Мы занимаемся проектированием как воздушных линий электропередач, так и ЛЭП в подземном исполнении, при необходимости уменьшить электромагнитное излучение от кабелей. Также мы готовы привязать типовой проект или выполнить проектирование линий электропередач с нуля.

Сотрудничество с нашей компанией

Обратитесь к нашим специалистам, и они помогут Вам в решении самых сложных инженерных задач по устройству линейных объектов. Мы проведем объект проектирования с «нуля» и до его ввода в эксплуатацию. Для получения более подробной консультации по стоимости и организации работ по проектированию линейных объектов свяжитесь с нами по телефону или почте, указанным на сайте.

Строительный объект имеет много характеристик, которые попадают под классификацию. Если человек плохо знаком со строительной сферой, то ему тяжело разбираться в классификации строений, к которой также относится линейный объект капитального строительства. Он подразумевает под собой группу специальных построек.

Основные характеристики линейных объектов

Линейные объекты определенного капитального строительства – это те объекты, длина которых существенно больше чем ширина. К ним относятся:

  • коммуникативные и инженерные сети: линии электропередач, канализации;
  • трубопроводы: все виды;
  • дороги: автотрассы, железнодорожное полотно;
  • подгруппа проходов: мосты, тоннели, метро.

Формирование расположения таких построек – это ломаная кривая линия, что в некоторых местах имеет пересечение со своими же линиями. Принцип формирования проекта к линейным объектам не слишком отличается от прочих строительных проектов. Единственные отличия состоят в получении необходимой информации, оформлении сопутствующих документов, утверждении этих документов в компетентных государственных структурах.

Отличием таких объектов является их масштабность, которая может охватывать большие территориальные участки сразу нескольких регионов государства.

Строительные проекты с подобными особенностями относятся к линейным. Когда строительство обладает небольшой территориальной локацией, то могут возникнуть споры относительно его принадлежности к линейным сооружениям. Если на конкретном участке в процессе выполнения реконструкции устанавливается автобусная остановка, то при весомой аргументации она будет квалифицирована как благоустройство таких строений. Проведение коммуникаций к жилому либо общественному помещению при использовании небольших водопроводных участков также подпадают под это определение. Случаются спорные моменты относительно конкретного разграничения на линейные и нелинейные проекты. Часто встречается вариант их совмещения, например, в водопроводной системе, где непосредственно конструкция трубопровода является линейной, а подстанция по обслуживанию нелинейной.

Если возникают сомнения относительно принадлежности сооружения к какой-либо классификации, оптимальным станет обращение в градостроительный комитет. Он будет заниматься экспертизой сооружения. В большинстве случаев комитет идет навстречу тем, кто к ним приходит с подобными обращениями. Сотрудники охотно предоставляют консультации, поскольку это предотвращает проектную документацию от длительного и объемного процесса корректировки.

Понятие линейного проекта подразумевает исключительно сооружение, здание в эту категорию входить не может. Основное предназначение заключается в следующем:

  • эксплуатация на разнообразных этапах производства;
  • различные процессы перемещения как груза, так и особей;
  • временное пребывание людей;
  • хранение различного вида продукции.

Может обладать несущими, а в отдельных случаях ограждающими элементами в своей конструкции. По отношению к земной поверхности такие строения бывают трех типов:

  • подземный;
  • надземный;
  • наземный.

Относительно своего назначения могут быть в виде:

  • транспортных коммуникаций;
  • коллекторных систем, к которым относятся также ливневые и канализационные;
  • каналов для водоснабжения и земельного орошения;
  • линий связи;
  • разнообразных трубопроводов для транспортировки различных субстанций, таких как газ, вода или нефтепродукты.

Определение линейного объекта в нормативных документах характеризуется довольно открытым понятием, которое подразумевает наличие большого количества объектов. Необходимо оставлять определенный территориальный участок, размер которого определяет застройщик и проектировщик, для возможности возведения прочих построек, если в этом появляется потребность.

Законодательные моменты

В правовом оформление линейных сооружений всегда будет оставаться множество спорных моментов, что прописаны как в земельном, так и в градостроительном кодексе. Такие споры обосновываются тем, что большинство таких проектов подразумевают полное владение участков, на которых располагаются линейные сооружения, однако, не исключено целевое использование территории их расположения.

Если проект характеризуется как подземный кабель, не исключено, что он может проходить под каким-либо помещением или земельным участком, который будет принадлежать другому владельцу. Это ведет к некоторым неудобствами как владельца участка или помещения, так и владельца проекта в виде определенных ограничений.

Когда в планировке линейных объектов находятся участки или постройки, которые являются частной собственностью, то согласно СНиП они подпадают под право использовать такую землю в ограниченных пределах. Случается так, что данное право, которое называется сервитутом, подразумевает полную невозможность владельцу использовать свою частную территорию или собственность, он на законодательном уровне имеет право требовать денежную компенсацию.

Выплата компенсации может осуществляться как при содействии местных органов самоуправления, так и непосредственно от самой компании или физического лица, которому была отдана привилегия использования собственности.

У данного типа построек имеется отводная полоса, которая подразумевает под собой область участка, где выборочно или полностью запрещается возведение различных построек, а также прочие ограничительные меры. В области отводной полосы категорически запрещено проводить любые действия, которые не подразумевают под собой:

  • ремонт;
  • обслуживание;
  • реконструкцию.

В перечень запрещенных действий на участках линейных объектов относятся:

  • сельскохозяйственная деятельность;
  • нарушение целостности зеленого насаждения;
  • возведение различного рода построек, которые не имеют никакого отношения к обслуживанию линейных сооружений;
  • проводить установку одной из сторон, несогласованных с другой стороной рекламных конструкций, информационных щитов и т. д.

На пределах отводных полос может осуществляться ввод определенных ограничений по землепользованию. Владелец может использовать участок или собственность на свое усмотрение, но при этом должен придерживаться специальных, введенных на законодательном уровне, ограничений относительно пользования. При нахождении возводимого проекта в предполагаемой оползневой зоне с целью предотвратить возможные разрушения допустима вырубка вокруг древесных насаждений в значительном радиусе. Создавать различные препятствия для эксплуатирующих организаций и аварийных служб в доступе к объекту, нацеленных на профилактический ремонт или ликвидацию последствий аварии, категорически запрещено.

Когда для построения линейного объекта необходимо выполнение определенных работ, используя частный участок земли, то по завершении строительства в обязательном порядке должно быть проведено восстановление и рекультивация участка.

На период проведения строительства такие участки сдаются в аренду застройщикам.

Проекты по планировке линейных объектов довольно объемные и обладают 10 разделами:

  • пояснительной запиской;
  • проектом отводной полосы;
  • непосредственные решения по объекту, технологическое и конструктивное;
  • перечнем общего количества построек, что входят в инфраструктуру возводимого объекта;
  • ПОС;
  • проектной документацией относительно демонтажа;
  • регламентацией технической безопасности;
  • сметами;
  • прочей мелкой документацией.

Все перечисленные документы должны в обязательном порядке проходить государственную экспертизу на соответствие указанной в них информации действительности.

Зависимо от того, какие именно требования предъявляет застройщик, у рабочего проекта линейного сооружения бывает различный уровень детализации, состав и размер, которые устанавливаются им же. Формирование рабочей документации может происходить в одно время с формированием проекта либо после составления проекта в процессе проведения работ по возведению.

Некоторые законодательные особенности

В некоторых ситуациях вполне допустимо использовать землю или земельный участок, который характеризуется как государственная или муниципальная собственность, без постановления на выделение такого участка и принятия сервитута. Такой вариант допустим в том случае, когда на этом участке будут возведены временные или вспомогательные сооружения, к которым непосредственно относятся разновидности ограждений, бытовок и навесов. Допускается использование такой земли для хранения различных материалов, необходимых в строительстве линейных сооружений, техники, что непосредственно задействована при строительстве или реконструктивных работах любых линейных объектов, обладающих как федеральным, так и региональным значением.

Постановление Правительства России под номером 1300, утвержденное 3 декабря 2014 года, предусматривает возведение линейных сооружений на землях, которые находятся в муниципальном владении, без заключения предварительного арендного договора, если эти линейные объекты подпадают под такие категории, не требующие разрешения для строительства:

  • подземное линейное сооружение, включая его наземную часть, которая имеет технологическую важность в применении;
  • любые водопроводные сооружения, системы водоотвода и канализации;
  • любая линия электропередачи, обладающая мощностью до 35 кВ и прилегающие к ней обслуживающие объекты в виде трансформаторных подстанций либо распределительных пунктов;
  • категория крупных нефте и газопроводов, давление в которых превышает 1,2 МПа;
  • все виды тепловых сетей, в том числе и горячее водоснабжение;
  • различные виды проездов и подъездных дорог.

Исходя из вышеперечисленного напрашиваются выводы относительно того, что представляет собой линейный проект строительства. Характерен он главным признаком, который отличает его от остальных – земельный участок, что на законодательном уровне используется весь период, который существует такой проект. Если участок будет расположен в частном владении, то владелец должен оплачивать соответствующие налоги.

С целью совершения правильной градостроительной регулировки такого типа объектов: их возведение и ввод в эксплуатацию, а также фиксации в кадастровом учете, требуется занести определение того, что представляет линейное сооружение, в понятия Градостроительного кодекса России.

Учитывается наличие специфических моментов, которые характерны надземным и подземным конструктивным элементам, и выражаются в особенностях при размещении и эксплуатации. Берется во внимание то, насколько регулярно будет использована поверхность земельного участка, на котором располагается проект, а также прилегающая к нему территория. Не следует забывать о безопасности окружающей зоны линейного строения, чтоб его эксплуатации ничего не угрожало.

На сегодняшний день существующие в РФ законодательные акты не имеют однозначного ответа, какие именно объекты относятся к категории линейных. Свои определения дают Градостроительный кодекс и Лесной кодекс, Приказ Россельхоза №223 и Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и нормативные постановления топливно-энергетического комплекса. Такое положение вносит путаницу, существенно усложняет градостроительство, уменьшает инвестиции в благоустройство территорий.

Признаки линейных объектов

Каждый законодательный документ предлагает свои определения таких объектов в зависимости от понимания и особенностей отрасли промышленности. По каким признакам составлялись перечни?

1. Длина объектов намного превышает ширину. Совокупно к ним относятся дороги, инженерные сети, линии электрических передач, железнодорожные пути. К таким объектам можно причислить метро, фуникулеры, мосты, туннели и т. д.
2. Все линейные объекты являются капитальными сооружениями. Если по этой классификации нет претензий к дорогостоящим капитальным объектам, то большие вопросы вызывают линии электропередач, наземные трубопроводы и иные мобильные объекты.
3. Линейные объекты (ЛО) имеют прямую связь с землей. Имеется несколько видов ЛО: воздушные (надземные), поверхностные (наземные) и подземные. В их состав могут включаться все технологически связанные с линейными объектами площадные сооружения.

Как видно из приведенного перечня, ни один из перечисленных документов не приводит четкого определения, по каким именно признакам надо относить объекты к линейным, а просто дает списки. Что именно в него включается, решают чиновники в каждом отдельном случае.

Правительство РФ сделало первые попытки навести порядок в этой сфере и приняло два постановления: №68 от 11. 02. 2005 и №87 от 16. 02. 2008 гг., согласно которым в перечень линейных объектов были включены:

• искусственные водные каналы;
• трамвайные пути;
• канализационные коллекторы;
• водопроводы и газопроводы;
• другие объекты, которые расположены в зоне капитального строения.

Постановления с одной стороны немного упростили процесс юридического определения объектов, а другой стороны сделали его еще более запутанным. Причина – предусмотрена возможность внесения дополнений, перечень по своему усмотрению могут расширять различные министерства своими подзаконными актами.

Относятся ли линейные объекты к недвижимому имуществу

Длительный период времени в этом вопросе существовали принципиальные разногласия. Если это капитальные объекты, то распространятся ли на них право собственности? Лишь в 2016 году Минэкономразвития сделало официальные пояснения, но говорить об окончательной юридической чистоте сложно, у юристов есть к нему множество претензий.

В документе указывается следующее. В пункте ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу причислены объекты, переместить которые на новое место без соразмерного ущерба для земли невозможно. Под эту категорию попадают здания и сооружения, незавершенные объекты. Что касается трубопроводов, линий связи, инженерных коммуникаций и прочих линейно-кабельных сооружений, то они относятся к категории капитальных и также считаются недвижимостью со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Но если ЛО не вводились в эксплуатацию согласно действующему законодательству, то они не могут считаться недвижимостью. Исключение – они составляют общий комплекс зданий и сооружений и принимают участие в обороте как единое целое. Но ЛО должны иметь отельный выделенный в пользование или аренду земельный участок, владельцу необходимо платить земельный налог в установленных нормативами размерах, а здесь свои проблемы.

Алгоритм подготовки строительства ЛО

Перед началом работ застройщик должен внимательно ознакомиться с существующими документами планирования территорий, включая имеющиеся схемы. На следующем этапе необходимо изучить межевание земельных участков, при их отсутствии заказать выполнение работ лицензированным кадастровым инженерам. Обновленный проект межевания – обязательное предварительное условие начала строительных работ по ЛО.

Земли, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, передаются застройщикам на основании договора аренды, стоимость определяется на открытых торгах. Исключения прописаны в ст. 39.6 ЗК Российской Федерации.

Как оформляется разрешение на строительство ЛО

Начинать оформление документов можно только после того, как земельный участок под линейным объектом оформлен надлежащим образом. Заявление подается в соответствующий орган, в разрешении должно подтверждаться:

• полное соответствие проекта сооружения с имеющимся планом планировки территории и существующим планом межевания земельных участков;
• возможность строительства ЛО на земельном участке с учетом имеющихся ограничений.

Кроме заявления, в уполномоченные органы предоставляются документы на право собственности землей, данные планировки территории, проекты межевания, проектная документация с указанием схемы расположения объекта.

Следует иметь в виду, что уполномоченные органы не имеют права расширять список документов и на этом основании отказывать заявителям. Разрешительные органы в течение семи рабочих дней с даты приема документации изучают и проверяют ее, отказ в выдаче разрешения доложен иметь подробное описание причин. В случае несогласия застройщик имеет право его обжаловать в установленном законом порядке.

Проблемы, возникающие при оформлении земельных участков под ЛО

В абсолютном большинстве случаев линейные объекты имеют большую протяженность и затрагивают несколько земельных участков, принадлежащих различным собственникам. Кроме того, эти земли могут принадлежать к той или иной категории, что накладывает дополнительные условия для получения разрешения. А эксплуатация отдельных ЛО требует, чтобы земля принадлежала одному лицу и на одинаковых условиях.

Несмотря на то, что часть ЛО не создает препятствий для использования участков владельцами по их назначению (к примеру, подземные объекты), не все из них дают разрешение на строительство. Решать такие проблемы очень сложно, никаких законодательных актов прямого действия не существует. Все зависит от личных способностей застройщика и его умения находить общий язык с заинтересованными сторонами. Это требуется даже в тех случаях, когда прокладка подземных объектов выполняется с использованием самых современных технологий без нарушения верхнего слоя земельного участка.

Непонимание добавляют и не вполне адекватные ответы заинтересованных министерств. К примеру, письмо МЭР РФ от 6 ноября 2009 г. № Д23-3650 требует обязательной инвентаризации ЛЭП 10 кВ и более и относит их к объектам недвижимости. Но в конце указывается необходимость закрепления за такими линиями статуса движимых вещей.

Законодательство вообще прямо не указывает, что такие ЛО являются объектами капитального строительства. Суды всегда в первую очередь принимают во внимание законы, а только потом ориентируются на подзаконные акты. Окончательное решение часто зависит от человеческого фактора и трудно прогнозируемое вне зависимости от предоставленных документов.

Проблемы с регистрацией права собственности на ЛО

Приступать к регистрации можно только после решения вопросов с земельными участками. Здесь также существуют правовые коллизии. Земельное законодательство не делает различий между выделением земли под строительство инженерных коммуникаций и между коммуникациями, а это различные юридические понятия. Еще проблема. Градостроительный кодекс требует, чтобы ЗУ был обязательно вписан в стройгенплан. То есть если ЛО выходит за пределы отведенного участка, то в положительном заключении будет отказано.

Единственный выход – изменение градостроительного плана специально под линейный объект, но на практике сделать это очень сложно по нескольким причинам:

• нет нормативных документов для оформления проектов планировки;
• схемы ЛО являются частью проекта планировки, а не отдельным документом;
• перечисление обязательного присутствия проекта межевания и проекта планировки опять создает неразрешимые проблемы.

Вывод

По мнению юристов, решить несоответствия можно путем принятия специального закона, регулирующего все вышеописанные вопросы. Только так появится возможность ускорить строительство ЛО, исключить вероятность отказов по надуманным причинам органами местного самоуправления и предупредить появление споров при согласовании с соседями.

Дополнительная информация по теме

Что такое геодезическая разбивочная основа для строительства

Геодезический план земельного участка и его особенности

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Post navigation

Previous Post:

Цели ВТО

Next Post:

Гарантии нотариальной деятельности

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes