Лицензирование юридических лиц
При создании ряда юридических лиц обязательным условием является факт наличия разрешения. Лицензией – это такое разрешение на выполнение деятельности, которое подлежит лицензированию, с обязательным условием исполнения всех норм и условий этого разрешения.
Лицензия может предоставляться лишь на один вид деятельности, который подлежит сертификации. В лицензии должна находиться следующая информация:
— орган, который выдал её;
— полное наименование юридического лица, его адрес регистрации, ИНН, КПП, ОГРН;
— вид деятельности, который разрешен;
— область применения лицензии;
— особые условия при необходимости.
— номер регистрации, дата выдачи лицензии и её срок деятельности.
Необходимо обратить внимание, что вид деятельности,требующий получения разрешения, могут выполнять лишь те организации, что прошли процесс лицензирования.
В частности, к таким областям относится продажа товаров,выполнение работ или оказание услуг, которые могут нанести ущерб правам,состоянию здоровья граждан, обороноспособности нашей страны, культурной памяти народов, населяющих наше государство. Осуществление данных видов деятельности невозможно осуществлять никаким другим способом помимо проведения лицензирования.
Непосредственно под лицензированием понимается комплекс мероприятий, в рамках которого происходит выдача разрешений, подтверждение факта наличия определенных документов, временная остановка или же аннулирование документов, надзор над предприятиями, прошедшими лицензирование, исполнение лицензиатами все требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности.
Главными условиями, которыми необходимо руководствоваться на территории нашего государства при лицензировании, являются:
— стремление к обеспечению единого пространства экономики страны;
— единый список видов деятельности, которая подлежит сертификации;
— общий порядок прохождения процедуры получения права;
— наличие норм, которые понадобятся при прохождении процедуры получения разрешения;
— открытость процедуры лицензирования;
— выполнение всех законных требований при осуществлении лицензированной деятельности.
Государство на постоянно основе выполняет процедуру лицензирования. Выделяется два основных направления деятельности государственных органов в этой области:
— непосредственная выдача лицензий;
— надзор над организациями, имеющими разрешения. Выявление фактов нарушения.
Под лицензионными условиями понимается множество норм и правил, которые установлены при получении права. Чтобы получить и в дальнейшем использовать лицензию без каких-либо нареканий, необходимо в точности следовать лицензионными условиям. В число основных условий при получении права считается строгое соблюдение законодательства РФ, исполнение норм и правил в экологии,противопожарной сфере и прочее. В некоторых видах деятельности имеются дополнительные положения, касающиеся данной сферы.
Часть видов деятельности предполагает наличие специальных знаний и условий, без которых невозможно выполнять их. В этой связи у государственных органов, проводящих процедуру разрешения, возникают определенные требования к квалифицированному уровню лицензиата. Чтобы узнать о наличии дополнительных требований, относительно возможности получения лицензии в конкретном виде деятельности, необходимо изучить положение о лицензировании этого вида деятельности.
Стоит учитывать и такой нюанс, что если право выдано федеральными органами на осуществление конкретного вида деятельности, то использовать её можно на территории всего нашего государства. Если же лицензия была получена из рук лицензирующего органа отдельного субъекта РФ, то заниматься лицензируемой деятельностью необходимо строго в границах данной области, республики, края или автономного округа и области. В ином случае это будет являться нарушением и приведет к интересу со стороны правоохранительных органов.
Некоторыми видами деятельности невозможно заниматься без наличия лицензии. Само право является по своей сути разрешение на возможность заниматься какими-либо занятиями, требующим строгого соблюдения условий лицензирования. При этом не столь важная оформление субъекта с юридической точки зрения (ООО или ИП), наличие специальной правоспособности.
В настоящее время отсутствует единый закон, в котором бы говорилось лишь о процедуре лицензирование. Данное понятие можно встретить в некоторых законодательных актах, касающихся отдельных видов деятельности.
Главным документов, в котором производится трактовка основ лицензирования является федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот законодательный акт был принят 4 мая 2011 года под номером 99-ФЗ.
В статье 3 данного законопроекта можно выделить основные характеристики, касающиеся лицензирования. В частности там говорится о том,что:
— соискателем лицензии – это субъект, который обратился в орган, проводящий процедуру лицензирования, с намерениями получить искомую лицензию для выполнения определенного вида деятельности;
— лицензиатом – это субъект, который уже обладает лицензией и осуществляет какую-либо деятельность, учитывая все требования и условия для её выполнения.
— лицензия является подтверждающим документов, который выдается органов, выполняющим процедуру лицензирования. Лицензия может предоставляться как в бумажном виде, так и в виде электронного документа.Причем электронный документ должен быть подписан специальной электронной подписью. Чтобы получить электронный документ, соискатель лицензии должен указать об этом в своем заявлении на получение лицензии.
Лицензирование деятельности юридического лица
Лицензирование представляет собой мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Понятие лицензия определено в Федеральном Законе от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности”. Так закон определяет, что лицензия – разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
При осуществлении предпринимательской деятельности юридическое лицо обязано выполнять требования законодательства РФ о получении специального разрешения (лицензии, патента) на занятие определенными видами деятельности.
Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным Законом от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности”.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности часто происходит подмена таких понятий как разрешение (лицензия) на лицензируемый вид деятельности и патент, выдаваемый субъекту паредпринимательской деятельности при переходе на упрощенную систему налогообложения, так как данный патент – это всего лишь право предпринимателя на переход на иную, упрощенную, систему налогообложения.
Рассмотрим схематично разницу в понятиях:
• Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
• разрешение на лицензируемый вид деятельности;
• патент, выдаваемый юридическому лицу при переходе на упрощенную систему налогообложения (данный патент – это всего лишь право юридического лица работать по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности).
В соответствии с положениями ст.4 Федерального закона отнесены к лицензируемым виды предпринимательской деятельности, осуществление которых может повлечь за собой:
– нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан,
– обороне страны и безопасности государства должны регулилироваться только методом лицензирования.
В соответствии с положениями ст.7 Федерального закона лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
В соответствии с законом о лицензировании вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом. Исходя из этого передача, или переуступка прав по лицензии от одного лица другому не допускается.
Для получения лицензии юридическое лицо обязано представить в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
1) заявление о выдаче лицензии с указанием:
– наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета;
– лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо намерено осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
2) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
3) справку о постановке лицензиата – юридического лица на учет в налоговом органе;
4) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
Максимальный размер платы за рассмотрение лицензирующим органом заявлениясоискателя лицензии не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, действующий на момент рассмотрения заявления. Суммы оплаты за рассмотрение заявлений соискателей лицензий направляются в соответствующий бюджет.
За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
В случае, если лицензиат в течение трех месяцев после принятия решения о выдачи лицензии не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать ее. Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующий бюджет.
В соответствии с законом о лицензировании лицензирующие органы вправе осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, а также приостанавливать действие лицензии в в случае:
– выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами, в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
– невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти, в соответствии с ее компетенцией.
Основанием для аннулирования лицензии является:
– обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
– неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
– незаконность решения о выдачи лицензии.
Статья 17 Федерального закона о лицензировании определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию.
Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона, осуществляются со дня вступления в силу Федерального закона без лицензий, за исключением случаев, если лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона.
Установленный в Федеральном законе порядок лицензирования отдельных видов деятельности не распространяется на порядок лицензирования конкретных видов деятельности, лицензирование которых установлено вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
С 30 апреля 2019 года вступил в действие приказ Росгвардии от 27.02.2019 N 63 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов».
Данный Административный регламент заменяет ранее действовавший регламент, утвержденный приказом МВД России от 11 мая 2012 г. № 501 (отменен приказом МВД России от 01.03.2019 N 109)
Зарегистрировано в Минюсте России 18 апреля 2019 г. N 54445
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 27 февраля 2019 г. N 63
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ
ГРАЖДАНСКОГО, СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ
В соответствии с федеральными законами от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» <1>, от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» <2>, Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» <3> и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» <4> — приказываю:
———————————
<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4159; 2018, N 42, ст. 6378.
<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2018, N 31, ст. 4858.
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 41, ст. 5802; 2018, N 44, ст. 6713.
<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2018, N 46, ст. 7050.
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов <1>.
———————————
<1> Далее — «Административный регламент».
2. Начальнику Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, командующим округами войск национальной гвардии Российской Федерации, начальникам территориальных органов Росгвардии организовать изучение и выполнение требований Административного регламента.
Директор Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации —
главнокомандующий войсками
национальной гвардии
Российской Федерации
генерал армии
В.ЗОЛОТОВ
Приложение
к приказу Федеральной службы
войск национальной гвардии
Российской Федерации
от 27.02.2019 N 63
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УСЛУГИ ПО ВЫДАЧЕ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ
ГРАЖДАНСКОГО, СЛУЖЕБНОГО ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ
I. Общие положения
Предмет регулирования регламента
1. Настоящий Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов <1> определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов.
———————————
<1> Далее — «Административный регламент».
Круг заявителей
2. Заявителями являются юридические лица, имеющие право на приобретение оружия на территории Российской Федерации <2>, указанные в статьях 9, 10, 12 и 15 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» <3>:
———————————
<2> Далее — «заявитель».
<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5681; 2018, N 32, ст. 5114. Далее — «Федеральный закон «Об оружии».
2.1. Организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия <4>.
———————————
<4> Далее — «юридические лица с особыми уставными задачами».
2.2. Юридические лица, занимающиеся производством гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия <5> либо патронов к оружию <6> и составных частей патронов или торговлей гражданским и служебным оружием либо реализацией патронов и составных частей патронов <1>.
———————————
<5> Далее — «оружие».
<6> Далее — «патроны».
<1> Далее — «юридические лица — поставщики».
2.3. Юридические лица, занимающиеся коллекционированием и (или) экспонированием оружия и (или) патронов.
2.4. Физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия, и юридические лица, осуществляющие виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
2.5. Организации всех форм собственности, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути.
2.6. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке и повышению квалификации частных охранников, а также организации, осуществляющие подготовку граждан Российской Федерации в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.
2.7. Юридические лица, занимающиеся исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость (при наличии у них лицензии на производство оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к нему, составных частей патронов и нормативно-технических документов).
Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги
3. Порядок получения заявителями информации по вопросам предоставления государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов <2> включает в себя:
———————————
<2> Далее — «государственная услуга».
3.1. Информирование по вопросам предоставления государственной услуги, включая сведения о ходе ее предоставления (осуществляется непосредственно в помещениях Главного управления государственного контроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии <3>, центров и самостоятельных отделов (отделений) лицензионно-разрешительной работы территориальных органов Росгвардии <4>, а также по справочному телефону (телефону-автоинформатору), с использованием средств массовой информации и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) <1>);
———————————
<3> Далее — «уполномоченное подразделение Росгвардии».
<4> Далее — «подразделения лицензионно-разрешительной работы».
<1> Далее — «Единый портал».
информирование о режиме работы уполномоченного подразделения Росгвардии и соответствующего подразделения лицензионно-разрешительной работы, адресе его места нахождения, адресах Единого портала и официального сайта Росгвардии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» <2> (www.rosgvard.ru) <3> (осуществляется посредством телефона-автоинформатора, который работает круглосуточно);
———————————
<2> Далее — «сеть «Интернет».
<3> Далее — «официальный сайт Росгвардии в сети «Интернет».
информирование о порядке выполнения административных процедур и ходе предоставления государственной услуги (осуществляется сотрудником уполномоченного подразделения Росгвардии или сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работы, на которого возложено выполнение процедур по предоставлению государственной услуги <4>, при личном обращении заявителя, а также с использованием сети «Интернет», почтовой связи или по телефону).
———————————
<4> Далее — «сотрудник», если не указано иное.
При ответе на телефонный звонок сотрудник должен назвать наименование уполномоченного подразделения Росгвардии или подразделения лицензионно-разрешительной работы, фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) и должность.
Время разговора не должно превышать 5 минут.
При невозможности самостоятельно ответить на поставленные вопросы сотрудник должен сообщить телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.
3.2. Справочную информацию <5>, которая размещается на официальном сайте Росгвардии в сети «Интернет», в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных услуг (функций)» <6>, на Едином портале, а также на информационных стендах в помещениях уполномоченного подразделения Росгвардии и подразделений лицензионно-разрешительной работы.
———————————
<5> К справочной информации относится информация, указанная в абзацах пятом — седьмом подпункта «в» пункта 13 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
<6> Далее — «федеральный реестр».
Адреса электронной почты уполномоченного подразделения Росгвардии и подразделений лицензионно-разрешительной работы размещаются на официальном сайте Росгвардии в сети «Интернет».
II. Стандарт предоставления государственной услуги
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
С документом в полном объеме можно ознакомиться