Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Массовая информация

31.08.2020 by admin

Слово «информация» пришло из латинского языка. В переводе informatio означает «сообщение».

Массовая информация – это информация для масс, которые могут представлять собой какую-либо крупную общность людей. Это может быть все общество в целом, какой-либо народ или нация, класс или прослойка, а также люди, живущие в одном регионе или принадлежащие какой-либо профессии.

Как видим, массы могут быть разные. Особенность массовой информации – ориентация на определенный лексикон для наиболее успешной и эффективной коммуникации.

Содержание

  • Характеристики СМИ
  • Развитие массовой информации
  • Какие бывают виды массовой информации
  • СМИ при царе
  • СМИ в СССР
  • Современная ситуация в России
  • Конституционное право получения информации
  • Закон о средствах массовой информации
  • Деятельность СМИ в чрезвычайных ситуациях
  • Повышается рейтинг электронных версий СМИ
  • СМИ и молодежь
  • Влияние СМИ на общество
  • Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелательные факты.
    • Массовая информация.
    • Массовые аудитории.
    • Реакция аудитории.
  • Что такое деятельность?
  • Структура деятельности
  • Виды деятельности
  • Формы деятельности
  • Что такое творчество?
  • Общение

Характеристики СМИ

Массовая информация имеет ряд характеристик:

  • Отсутствие непосредственного контакта с аудиторией.
  • Удовлетворение потребности масс в актуальной информации.
  • Формирование единой позиции масс по отношению к различным вопросам.
  • Доступность.
  • Регулярность.
  • Обратный контакт.

Каждая из характеристик имеет свои пути развития и направлена на достижение общечеловеческих идеалов.

Развитие массовой информации

С древних времен развивались различные средства коммуникации. Сначала им являлся сам человек – глава рода или старейшина, вождь. Знания передавались устно и письменно – с помощью листов пергамента или папируса, глиняных табличек или надписей на камне. В каком-то смысле эти носители можно назвать первыми средствами массовой информации.

В первом веке газеты уже имели вид современных бюллетеней. Их переписывали от руки с целью распространения. Позже популярностью пользовались «летучие листки» — новости, сначала переписываемые от руки, а затем, после изобретения печатного станка, распространяемые почтальонами за небольшую плату.

С наступлением эпохи печатной мысли возникают новые жанры: хроника, репортаж, памфлет. К девятнадцатому веку роль средств массовой информации значительно возросла. Газета и журнал становятся важной частью общественной жизни: из них узнавали о множестве событий. Печатались объявления о прибытии кораблей, биржевые новости, стенограммы парламентских дебатов, рецензии на театральные постановки, новости спорта, слухи и сенсации.

С началом использования газет в политической борьбе СМИ разделяются на несколько категорий: элитарную, массовую, специализированную (например, религиозную или научную) и так называемую желтую прессу.

Был выявлен феномен массовой информации – это возможность влияния на мнение широкой аудитории. СМИ двадцать первого века отказались от принудительного воздействия на массы. Сейчас они выражают мнение общества и оставляют за каждым право: принимать его или нет.

Какие бывают виды массовой информации

На центральную площадь выходит глашатай и объявляет новый королевский указ. Это было до появления классической прессы. С ее появлением улицы города с раннего утра заполнялись мальчиками-газетчиками, выкрикивавшими последние новости. Но и это в прошлом. С появлением радио на улицах городов последние новости неслись из репродукторов.

Но наступила эпоха телевидения, и люди приникли к экранам. Программа новостей выходит регулярно в самое удобное время. А если новость вселенского масштаба – передачи ради нее прерываются в любое время.

И наконец наступает эпоха Интернета. В настоящее время более половины людей знакомятся с новостями именно из этого источника. Социальные сети стали мощным СМИ и продолжают развиваться.

СМИ при царе

Изначально российская пресса появилась по воле царя. Это была газета «Куранты», или «Вестовые письма». Последующие за ней «Ведомости» были детищем Петра Первого и служили целям донесения до общественных масс реформ, пропаганды и разъяснения их сущности. Наряду с этим практиковалась деловая переписка, которой было достаточно для оповещения нужных слоев общества.

Восемнадцатый век называют эпохой русского Просвещения. В это время средства массовой информации являются толстыми литературными журналами, похожими на альманахи. Первая газета была издана Академией наук. Это было в 1727 году. Еще нет политических очерков, многие материалы перепечатаны из иностранных источников. Называлась она «Санкт-Петербургские ведомости» и просуществовала до революции 1917 года.

К началу двадцатого века в России все еще не было свободы слова. Существование цензуры не давало возможности издавать либеральные газеты. Многопартийная пресса появилась лишь в 1905 году. Это было время сатирических журналов. Апрель 1917 года принес Закон о печати. Резко поднялось число национальных, партийных, молодежных газет. Все слои общества имели соответствующую периодику.

СМИ в СССР

С введением в стране однопартийной системы последовало ужесточение контроля за прессой. Декрет о печати ввел ограничения для оппозиции существующей идеологии. Отмена произошла только в девяностых годах прошлого века.

Во время войны было создано Совинформбюро, которое передавало последние известия по радио. Послевоенные СМИ вплоть до 1986 года рисовали преимущества социалистического строя и передавали необъективные данные о социалистическом строительстве. Развитая сеть радио противостояла передаче сигналов из-за рубежа.

Современная ситуация в России

В настоящее время в стране СМИ, немало сделавшие для продвижения демократических идей, столкнулись с невозможностью существования в условиях рынка. Зависимость от рекламодателей, подписчиков и необходимость поддержания материальной базы привела к тому, что одни прекратили свое существование, а другие перешли под контроль политических структур.

Средства массовой информации РФ, за небольшим исключением, не имеют экономической независимости. В этих условиях гарантом ответственности за сбор и передачу достоверной информации становится сам журналист. Его степень нравственности, политической и социальной самоидентификации. Шквал информации, который обрушился на россиян, требует правильной подачи фактов.

Потому что массовая информация – это мощное оружие, которое может воздействовать на принятие личного мнения и по большому счету управлять людскими массами. Ведь решения, которые принимаются человеком на основании недостоверной информации, не могут быть правильными. В связи с этим возникает право на информацию.

Конституционное право получения информации

ООН закрепило Декларацией право на получение достоверной информации. Оно закреплено наряду с правами на жизнь, жилище, труд. Конституция РФ подтвердила право на свободный поиск, получение и распространение информации.

Законы РФ регулируют осуществление этого права. В нем может быть отказано при их несоблюдении. Например, при нарушении прав других лиц, в интересах государственной безопасности и других условий. Закон о массовой информации постоянно дополняется уточнениями. Например, с 1 января 2018 года вступили в силу дополнения и изменения к Закону о массовой информации о деятельности СМИ.

Закон о средствах массовой информации

Есть несколько законов о СМИ. Все они регулируют деятельность распространения информации в разных сферах: интернет-пространстве, СМИ иностранных агентов и другие. Основной закон о СМИ, принятый в 1991 году, с тех пор постоянно дополняется. Основные изменения стоит рассмотреть подробнее.

  • От медиакомпаний не требуется предварительного согласования, перед тем как опубликовать информационный материал.
  • Нельзя запретить распространение медиапродукции.
  • Интервью с должностным лицом может подвергаться цензуре.
  • Запрещается пропаганда насилия и порнографии.
  • Запрещается распространение через медиапространство разглашения тайн, охраняемых законом.
  • Запрещается освещать приемы изготовления вредных для здоровья веществ.
  • Запрещается раскрытие данных о методах проведения антитеррористических действий властей.
  • Регистрация СМИ осуществляется специальной процедурой через органы контроля в сфере коммуникаций.

Для контроля за медиапространством создана федеральная информационная система (статья 15.8.2.1).

Деятельность СМИ в чрезвычайных ситуациях

Существует понятие «культура безопасности личности». Это комплекс нравственных принципов, социальных навыков и специальных знаний о стереотипе поведения в опасной ситуации. В развитии такого комплекса значительна роль средств массовой информации. Разъясняя гражданам их возможные действия в кризисной ситуации, они формируют массовое сознание и повышают показатель культуры безопасности личности.

На СМИ всегда, а в особенности в период стихийных бедствий или других несчастий, лежит обязанность формирования различных потоков информации для разных групп людей. Один и тот же факт, поданный в нескольких, отличающихся друг от друга интерпретациях, вызовет разную ответную реакцию. Для людей, находящихся в эпицентре ЧС, требуется психологический подход. Влияние часто повторяемых описаний происходящего вызовет у них апатию и депрессию, поэтому в этой зоне новости формируются крайне осторожно. Для территории страны, не затронутой ЧС, поток информации будет другой, взывающий к человеколюбию и сочувствию. А для внешних стран – третьим.

Деятельность средств массовой информации может совсем не содержать работу журналистов. Это касается прямого эфира, передачи правительственных сообщений или трансляции с места происшествия без комментариев.

Повышается рейтинг электронных версий СМИ

Российские средства массовой информации, выпускающие продукцию в электронном и печатном виде, имеют тенденцию к снижению выпуска печатной продукции. По данным статистического опроса, проводившегося в октябре 2017 года, выяснилось, что электронную информацию предпочитает почти половина читателей (47%).

Сильно снизились объемы выпуска бумажной периодики, хотя от нее еще не отказываются около 80% опрошенных.

По сравнению с 2015 годом, когда печатные версии читали 77% опрошенных, в 2017-м их осталось лишь 55%. Более того, треть опрошенных заявила о готовности полного перехода на онлайн-контент.

СМИ и молодежь

Массовая информация – это вызывающее доверие сообщение, на основании которого люди будут принимать личные решения. От того, насколько достоверна была новость, услышанная или прочитанная людьми, зависит успех их действий и последствия.

Социальные сети стали буквально затягивать молодое поколение. Общение заменяется сообщениями, на просмотр событий уходит масса времени. Качественная информация при этом ничтожно мала. Поколение детей, родившихся в период эры цифровой информации, зачастую имеет слабое представление о реальном мире, заменив его виртуальным.

Замечено, что преступность резко возросла в тех странах, где развивается телевидение. Просмотр сцен жестокости и насилия имеет долговременное действие, деструктурирует личность, притупляет сочувствие и вызывает привыкание.

Наряду с отрицательными воздействиями средств массовой информации наблюдаются и положительные. Это детские передачи, конкурсы, познавательные шоу. Необходимость выделения медиапространства для создания положительно влияющего потока в двадцать первом веке стала очевидной.

Влияние СМИ на общество

Современная модель общества недаром названа информационной, поскольку никогда еще информация не занимала настолько большое место в его жизни. Возможности СМИ доносить до человека информацию с большой скоростью налагают определенную ответственность на формирование массового сознания.

Средства массовой информации в обществе играют существенную роль, формируя единое мнение, стереотип поведения в различных ситуациях, отношение к явлениям окружающего мира. Расширять горизонты и предоставлять выбор действия, прививать независимость в мышлении может только аналитическая информация. Но все чаще познавательные передачи включают в себя рекламу или готовые рецепты поведения.

Происходит стандартизация мнений и массовизация личности. Массовая информация – это инструмент, который может приносить пользу обществу, если его направляет нравственная рука неподкупного журналиста. В противном случае она превращается в опасное оружие. Направлено оно всегда против общественной массы – нас с вами. Поэтому в информационном обществе как никогда прежде ценятся профессиональные журналисты в высоком смысле этого слова.

Контроль, осуществляемый спиндокторами в СМК, представляет собой нечто вроде фильтра, не пропускающего нежелательные факты.

Массовая информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с по­мощью искусственных каналов

Существуют три типа контроля спиндокторов за информацией:

1) контроль допуска на объект (к эпицентру события журналисты вообще не допускаются или допускаются «избранные»; известны случаи, когда журналисты не получают аккредитацию в зону боевых действий, в зал парламентских заседаний и т.д.);

2) контроль информации (вся информация поступает из пресс-центров и пресс-конференций; таким образом она приходит к журналисту через вторые руки);

3) контроль за передачей информации (цензура фото- и видеосъемок, ограничение доступа журналистов к эфиру).

Как следует из сказанного выше, коммуникаторы в процессе создания и преобразования социальной информации представляют собой единую институционально оформленную организацию.

Так, основным признаком профессионального коммуникатора в МК является возможность воздействия на широкие аудитории с какой-либо заранее запланированной целью (формирование опре­деленных взглядов, мобилизация на конкретные действия, социа­лизации молодежи и др.). В эпоху информатизации профессио­нальные коммуникаторы (журналисты, редакторы, пиармены, медиа-магнаты) и авторитетные эксперты (ученые, артисты, поли­тики, общественные деятели и др.) постепенно уступают свои пози­ции массам. Поэтому в наши дни широкие массы не только прини­мают массовую информацию в большом объеме, но и сами ее созда­ют и преобразовывают.

Массовая информация.

На втором месте в модели Лассуэлла (что сообщается) располагается информация, распространяемая при помощи СМК.

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой ин­формации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику:

— содержание (как данная информация отображает общественные процессы);

— субъект использования и созидания (как данная массовая информация используется людьми в каких-либо интересах);

— специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Функциональность процессов циркуляции массовой информации в обществе ставит вопрос о ее цели, ценности, количественной и качественной характеристиках.

Цели массовой информации определяются:

— через субъекта, использующего данную информацию (социальное положение вида или социальной группы, их личностные особенности влияние на целевое использование доступной для них информации);

— через призму самой массовой информации;

— через задачи, которые полагается решить с ее помощью.

В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет при или косвенную цель — управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Количественная характеристика массовой информации — мера ее потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты, также от индивидуальных особенностей реальных потребителей. В определенных случаях количественная характеристика массовой информации может отражать существующий в обществе «дефицит информации», обусловленный такими причинами, как наличие цензуры, отсутствие или слабое развитие СМК, их неэффективной работы. В современном мире «дефицит информации» представляет угрозу для экономического, культурного и политического развития общества.

Составляющими качественной характеристики мас­совой информации являются: востребованность, польза, интересность (общая и практическая по всем рассматриваемым вопросам), эмоциональная окрашенность. Как правило, качество массовой ин­формации определяется ее адресатом. Количествен­ная и качественная характеристики массовой информации опреде­ляют ее ценность.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

— диалектическое единство ее количественных и качественных ха­рактеристик;

— органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов мас­совой информации, циркулирующих в обществе;

— постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

— наличие объективной стороны при оценке массовой информа­ции (когда ценность рассматривается как свойство самой ин­формации);

— наличие субъективной стороны при ее оценке, поскольку цен­ности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

В эпоху научно-технического прогресса науку, духовную культуру и образование можно рассматривать как процесс, направленный на удовлетворение потребности в социальной информации. Таким об­разом, удовлетворение всех возможных потребностей современно­го человека лежит в сфере удовлетворения потребностей в соци­альной информации, поэтому в нынешних условиях создание и пре­образование социальной информации становится основополагаю­щими факторами существования и развития социальных систем.

Средства передачи массовой информации. На третье место в структуре массовой информации (по какому каналу сообщается) Лассуэлл ставит средства передачи массовой информации — СМК.

Современная система СМК подразделяются на три вида: средст­ва массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информа­тику.

СМИ — это организационно-технические комплексы, позволяющие осу­ществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим об­разом:

— пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.);

— аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные филь­мы, телетексты и др.);

— информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, РК-агентства, профессиональные жур­налистские клубы и ассоциации).

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информа­ции возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в сис­теме периодических изданий занимают газеты.

В мире издаются сотни тысяч ежедневных газет. Они выполня­ют важнейшую функцию социальной идентификации, помогая ин­дивидам ощутить себя гражданами страны, членами социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной или иной группы. Создание и поддержание позитивной известности (пабли­сити) через ежедневную газету является одной из профессиональ­ных забот политиков, менеджеров, пиарменов крупных и средних компаний, деятелей культуры. Хотя пресса уступает радио и теле­видению по оперативности, только «печатная информация», ма­териализованная в газетной полосе, несет фиксированное слово (текст), логически оформленное и поддающееся анализу. При чтении газеты потеря и искажение информации сводится до минимума. Поэтому пресса в эпоху медиатизации и компьютерных сетей не утрачивает свое значение.

Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио — одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного, благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей).

Телевидение — это аудиовизуальное СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные возможности.

Телевидение способно создать «эффект присутствия», который не могут создать ни радио, ни газеты. «Эффект личной причастности» как результат использования телеведущими приемов диалогичности, доверительности сближает телевизионную коммуникацию формами межличностного общения. Телевидению свойственна программность, т.е. передача аудитории сообщений, организованных определенным образом.

Телевидение можно классифицировать:

— по способу трансляции — эфирное (традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя), спутниковое, кабельное;

— по типу деятельности — вещательные организации, являющие телетрансляцию программ; программопроизводителей или продюсерские, фирмы; дистрибьюторы как своеобразной инфраструктура телевещания;

— по охвату аудитории — общенациональное, межгосударственное, региональное, местное;

— по специализации программ — общее и специализированное

— по финансированию — бюджетное, самофинансируемое (за счет доходов от рекламы); абонентной платы и рекламы; диверсификации бизнеса, т.е. создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспределением капитала; за счет спонсоров, за счет промышленно-финансовых групп и др.;

— по степени плюрализма программ;

— по жесткости контроля за телевещанием со стороны государства и общества (жесткий контроль, слабый контроль, практически полное отсутствие контроля);

— по коммуникативной модели телевещания — монологической (мнение редакции навязывается аудитории), диалогической (развита обратная связь с аудиторией, телевещательная полити­ка во многом определяется пожеланиями зрителей), интеракционное (предоставляет особые услуги своей аудитории — торгов­ля через магазины, заказ просмотра фильма, охрана помещения при помощи телесистемы и др.)

Информационные службы — это организации, соби­рающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают све­дения, которые затем перепродаются подписчикам — газетам, жур­налам, государственным органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам. В наши дни ни одна газета крупного масштаба или крупная телерадиокомпания не может обойтись при сборе ин­формации лишь своим штатом корреспондентов. Поэтому миро­вые информационные службы часто занимают ведущее место при подготовке новостей национальными СМИ.

Паблик рилейшнз это специальная система управления инфор­мацией (в том числе и социальной), где под управлением понимает­ся процесс создания информационных поводов и информации за­интересованной в ней стороной; распространение готовой инфор­мационной продукции средствами коммуникации для целенаправ­ленного формирования желаемого общественного мнения.

Паблик рилейшнз включает в себя следующие виды деятельности:­

— пресс-посредничество — написание материалов или организа­ция специальных мероприятий с целью привлечения внимания СМИ и обеспечения общественной популярности;

— промоушн (от англ, рromotion — продвижение) — особая задача паблик рилейшнз, предусматривающая конкретные усилия (ак­тивность или организованные события), рассчитанные на фор­мирование и стимулирование интереса к личности, товару, орга­низации или направлению деятельности;

— «общественные дела» — особый вид паблик ри­лейшнз, связанный с налаживанием и поддержанием доброжела­тельных отношений между правительственными учреждениями, органами самоуправления и широкой общественностью в целом;

— паблисити (от англ. рablicity — публичность, гласность) — ин­формация из независимого источника, используемая СМИ, вследствие того, что она имеет ценность новости. Также паблисити можно определить как неконтролируемый метод размещения сообщений в СМИ, поскольку источник сообщения ничего не платит прессе за размещение;

— реклама (advertisment) — это механизм продвижения и презентации товаров, услуг, организаций и личностей (в том числе деятелей политики, культуры и т.д.) и формирования спроса на них. При этом реклама также является формой массовой коммуникации.

В целом паблик рилейшнз выполняет три основные функции:

— контроль мнения и поведения общественности (цель — удовле­творение потребностей и интересов прежде всего организации, от имени которой проводятся ПР-акции);

— реагирование на общественность, в определенный момент организация стремится «прислуживать» общественности, рассматривая тех, от кого зависит ее судьба, как своих хозяев;

достижение взаимовыгодных отношений между всеми группами общественности, путем содействия плодотворному взаимодействию с ними.

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций — Интернете.

Массовые аудитории.

На четвертом месте в структуре Лассуэлла (кому сообщается), находятся индивиды, потребляющие информационные потоки и превращающиеся в массовые аудитории.

Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия иусвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.

Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.

В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации.

На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий:

— условные и нецелевые (на кого непосредственно не ориентируются СМК) регулярные и нерегулярные;

— реальные и потенциальные (кто действительно является аудиторией данного СМИ и кто имеет к СМИ доступ).

Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям:

— по форме потребления информации разными социальными общностями;

— по способам оперирования полученной информацией.

В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: кон­такт с источником (каналом) информации, контакт с самой инфор­мацией, прием информации, освоение информации, формирова­ние отношения к информации.

По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и неаудиторию. Причем неаудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.) В настоящее время большинство людей в развитых странах относятся к реаль­ной или потенциальной аудитории СМК.

Современные СМИ стремятся качественно улучшить процесс информационно-потребительской деятельности. С этой целью ус­танавливается обратная связь коммуникаторов с аудиториями — эпистолярная (по почте), мгновенная («горячая линия», «горячий телефон», интерактивный опрос по телефонной или компьютер­ной сети), анкетирование аудитории, проводятся конференции (обсуждение продукции СМИ), консультации и совместные подго­товки материалов для выпусков авторского актива «редакции» и представителей аудитории СМК, осуществляется оценка деятель­ности данного СМИ (изучение рецензий, отзывов и обзоров источ­ника массовой информации), рейтинговые исследования («замеры» при помощи социологических исследований ежедневной динамики реальной аудитории изданий и программ).

Реакция аудитории.

На пятом месте в структуре массовой ком­муникации (с каким эффектом сообщается), Лассуэлл рассматрива­ет реакции аудитории на потребление определенной массовой ин­формации.

Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выде­лить пять основных типов реакций на массовую информацию:

реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях:

— когнитивные (изменение информиро­ванности, стимуляция интеллектуальной деятельности, активи­зация познавательной деятельности, повышение интереса к ин­формации и создание новой информации с элементами получен­ной);

— ценностные (создание новых идей и установок, а также новых ценностных систем, изменение или закрепление уже сло­жившихся ценностей, побуждение к выражению личных взгля­дов и к дискуссиям);

— организационные (утилитарные) (практи­ческие действия в соответствии с полученной информацией в общественно-политической, экономической и других сферах жизнедеятельности);

— тонизирующие (изменение психофизиологического состояния индивидов и масс);

— коммуникативные (распространение и обсуждение полученной информации, установление обратной связи с источниками информации);

— явные (доступные непосредственному наблюдению) и скрытые (ограниченные областью сознания индивидов и внешне не являющиеся);

— желательные и нежелательные; основные и побочные; предусмотренные и неожиданные;

— характеризующие изменения в сознании и деятельности видов;

— связанные с временными параметрами происходящих изменений в поведении и сознании аудитории: ближние, дальние, временные, несрочные и продолжительные.

Впоследствии модель Лассуэлла была усовершенствована за счет введения «обратной связи» как обязательного вида отношений между компонентами. В результате изменилось и понимание данного процесса коммуникации. Он стал представляться в виде замкнутой цепи, в которой все компоненты взаимосвязаны. Дальнейшему совершенствованию и одновременно усложнению моделей способ­ствовало введение дополнительных компонентов — источников ин­формации, условий протекания коммуникации, социального соста­ва аудитории и, наконец, языка как средства коммуникации.

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

  • Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
  • Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
  • Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
  • Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

  • Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
  • Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
  • Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
  • Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)
  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

  • Целесообразность ( нужность, необходимость)
  • Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
  • Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
  • Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
  • Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
  • Нацеленность на результат и получение его.
  • Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
  1. Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация
  • Наличие определённых правил для той или иной игры
  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
  1. Учение (учёба)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

  • Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
  • Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
  • Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).

Характерные черты учения как вида деятельности

  • Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
  • В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
  • Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
  • Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Человеческая деятельность имеет особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

  • Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
  • Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
  • Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
  • Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека Черты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

  • Социализирующая — формирование личностных качеств.
  • Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
  • Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
  • Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
  • Интегративная, то есть общение объединяет людей.

Виды общения

  • Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
  • Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
  • Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
  • Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: » Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Мельникова Вера Александровна

Post navigation

Previous Post:

Как вернуть 13 от покупки?

Next Post:

Что можно в инфекционное отделение?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes