Skip to content

Жизнь в стиле V.I.P.

  • Карта сайта

Медицинские услуги

14.09.2020 by admin

.. 1 2 3 ..

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШЕЙ

МЕДИЦИНСКОЙ

СЕСТРЫ ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»

Представлены все действующие документы, регламентирующие санитарно-противоэпидемический режим медицинских организаций, составлена таблица дезинфекции инструмен­тария, предметов медицинского назначения и т.п.

В пособии помещен глоссарий терминов, где читатель может получить разъ­яснение непонятного медицинского термина в тексте, что особенно полезно перво­курсникам.

Первое издание сборника «Сборник протоколов и инструкций к стандартам практической деятельности постовой медсестры стационара» состоялось в 1994 году. Оно было одобрено Ассоциацией средних медицинских работников Читинской области в 1997 году и получило много хороших отзывов от студентов. С того времени пособие было переиздано несколько раз с изменениями и дополнениями. Включались дополнительно материалы по биомеханике тела медицинской сестры и пациента, по профилактике пролежней и личной гигиене пациента.

Надеемся, что пособие окажется полезным не только студентам медицинских колледжей и училищ, но и студентам факультета высшего сестринского образования меди­цинской академии, слушателям отделения дополнительного профессионального образования, практикующим медицинским сестрам, преподавателям сестринского дела и технологии оказания медицинских услуг.

Желаем успеха в освоении фундаментального профессионального модуля сестринского дела – выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры.

СОКРАЩЕНИЯ

ИСМП — инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи

ЛПО — лечебно — профилактическая организация

CMC — синтетическое моющее средство

ЛС — лекарственные средства

ПСО — предстерилизационная очистка

ИМН – изделия медицинского назначения

ПМУ –простая медицинская услуга

ТПМУ – технология простой медицинской услуги

ОГЛАВЛЕНИЕ

МДК: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ БОЛЬНИЧНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ИСМП)

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСМП …………………………………………………………………….11

2. ОБРАБОТКА РУК……………………………………………………………………………..21

3. НАДЕВАНИЕ И СНЯТИЕ СТЕРИЛЬНЫХ ПЕРЧАТОК…………………………………..26

4. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СПЕЦОДЕЖДОЙ…………………………………………. 29

5. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ СТЕРИЛЬНЫМ БИКСОМ…………………………………. 29

6. УБОРКА ПАЛАТ……………………………………………………………………………….31

7. КОНТРОЛЬ ЗА САНИТАРНЫМ СОСТОЯНИЕМ ТУМБОЧЕК,

ХОЛОДИЛЬНИКОВ…………………………………………………………………………..32

8. УБОРКА ПРОЦЕДУРНОГО КАБИНЕТА………………………………………………….33

9. ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ПОСЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В ЛПО………………..34

10. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА САНИТАРНЫМ РЕЖИМОМ………………………………………..35

11. САНИТАРНО-ЭПИДИМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБРАЩЕНИЮ С МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ………………………………………………………………….36

12. ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ЗАРАЖЕНИЯ МЕДРАБОТНИКОВ ВГВ, ВГС, ВИЧ ……………………………………..46

13. ДЕЗИНФЕКЦИЯ……………………………………………………………………………….54

14. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ХЛОРАМИНА (активность хлора 26%)……………56

15. ДОЗИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ДЕЗРАСТВОРОВ ИЗ ЖИДКИХ КОНЦЕНТРАТОВ……………………………………………………………………………57

16. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ДЕЗИНФЕКТАНТОВ ЭКСПРЕСС-МЕТОДОМ………………58

17. КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ ДЕЗ.СРЕДСТВ……………………………………58

18. МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕЗИНФИЦИРУЮЩИМИ И МОЮЩИМИ СРЕДСТВАМИ……………………………………………………………………….60

19. СПОСОБЫ ДЕЗИНФЕКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ………………………………..60

20. ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ВОЗДУХА………………………………………………………….61

21. ОБРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ ОДНОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ…………………….63

22. ОБРАБОТКА ИНСТРУМЕНТОВ МНОГОКРАТНОГО ПРИМЕНЕНИЯ………………..65

ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ. ПОНЯТИЕ ОБ ЭРГОНОМИКЕ И БИОМЕХАНИКЕ. ПРАВИЛА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТА.

23. ПОНЯТИЕ О ЛЕЧЕБНО-ОХРАНИТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ…………………………………87

24. ВИДЫ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ…………………………………..87

25. ПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КРОВАТЬЮ……………………………………89

26. МЕДИЦИНСКАЯ ЭРГОНОМИКА. БИОМЕХАНИКА……………………………………89

27. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ ……………………………………………………………………………………………………………94

28. РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ ФАУЛЕРА………………………………………………………………………………………………….101

29. РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ГЕМИПЛЕГИЕЙ В ПОЛОЖЕНИИ ФАУЛЕРА………..103

30. РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА ЛЕЖА НА СПИНЕ………………………………………….106

31. РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ГЕМИПЛЕГИЕЙ ЛЕЖА НА СПИНЕ…………………….108

32. РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ…………………….110

33. РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ГЕМИПЛЕГИЕЙ НА ЖИВОТЕ………………………….113

34. УКЛАДЫВАНИЕ ПАЦИЕНТА НА БОК…………………………………………………….115

35. РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА В ПОЛОЖЕНИИ СИМСА………………………………….117

36. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА НА БОКУ В ПОЛОЖЕНИЕ СИДЯ НА КРОВАТИ С ОПУЩЕНЫМИ ВНИЗ НОГАМИ………………………………..120

37. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ НА КРОВАТИ С ОПУЩЕНЫМИ ВНИЗ НОГАМИ НА СТУЛ (КРЕСЛО_КАТАЛКУ)……………………………………121

38. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ НА СТУЛЕ В ПОЛОЖЕНИЕ ЛЕЖА НА КРОВАТИ……………………………………………………………………… 124

39. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА К ИЗГОЛОВЬЮ КРОВАТИ ЕСЛИ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ МЕДСЕСТРЕ………………………………………………………………………………….126

40. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ БЕСПОМОЩЬНОГО ПАЦИЕНТА К ИЗГОЛОВЬЮ КРОВАТИ……128

41. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА К ИЗГОЛОВЬЮ КРОВАТИ С ПОМОЩЬЮ ПОДКЛАДНОЙ КЛЕЕНКИ……………………………………………………………………………… 131

42. ПОМОЩЬ ПАЦИЕНТУ В ПЕРЕМЕЩЕНИЕ К ИЗГОЛОВЬЮ КРОВАТИ………………132

43. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТА К КРАЮ КРОАВАТИ…………………………………….135

44. ПОВОРОТ ПАЦИЕНТА В ПОСТЕЛИ С ПОМОЩЬЮ ПЕЛЕНКИ……………………….137

45. ПОДНИМАНИЕ ГОЛОВЫ И ПЛЕЧ ПАЦИЕНТА…………………………………………139

46. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА С ОГРАНИЧЕНИЕМ ДВИЖЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПЕРЕМЕЩЕНИЮ…………………………………………………………………………….141

47. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТА………………………………………….142

48. ОЦЕНКА РИСКА ПАДЕНИЯ ПАЦИЕНТА…………………………………………………142

49. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПАДЕНИЯ ПАЦИЕНТА…………………………………………….144

50. ТРАНСПОРТИРОВКА ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ВНУТРИ ОТДЕЛЕНИЯ НА КАТАЛКЕ…….……………………………………………………………………………………………………145

51. ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА НА КРЕСЛЕ-КАТАЛКЕ……………………….……147

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ……………………………………………………………………….. . 158

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ………………………………………………………………………..162

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ…………………………………………………………………………………162

ПЕРЕЧЕНЬ РИСУНКОВ…………………………………………………………………………..162

ПЕРЕЧЕНЬ СХЕМ………………………………………………………………………………….163

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………………….164

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных задач здравоохранения, сформулированной в Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ и Программе государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью, является оказание качественной и доступной медицинской помощи населению с учетом недостаточного финансирования отрасли и территориальных организационно-экономических особенностей.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе и применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» устанавливает контроль объемов, сроков, качества и условийпредоставления медицинской помощи по ОМС в числе которого экспертиза качества медицинской помощи. Она обеспечивает выявление нарушений в оказании медицинской помощи, в том числе оценку правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов в оказании медицинской помощи.

Организация деятельности медицинского персонала в соответствии с профессиональными стандартами выполнения конкретных медицинских услуг способствует повышению качества оказываемой медицинской помощи, служит основой для оценки полноты и качества выполняемых услуг, их стоимости, защиты прав пациента.

Согласно Приказу МЗ РФ «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» № 12 от 22.01.01 г., качество медицинской помощи – это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи, как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному пациенту.

Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения при определении задач и содержания деятельности по обеспечению качества медицинской помощи рекомендуют ориентироваться на следующие компоненты:

· качество выполнения профессиональных функций медицинскими работниками;

· полнота и эффективность использования ресурсов;

· сведение до минимума риска для пациента при осуществлении медицинского вмешательства;

· наличие удовлетворенности пациента медицинским вмешательством.

Следует вывод, что оценка качества медицинской помощи предполагает определение соответствия полученных результатов профилактики, диагностики, лечения или реабилитации с ожидаемыми результатами, и производится с использованием стандартов медицинских технологий. То есть, стандарты устанавливают гарантированный объем медицинской помощи и являются основой для оценки качества медицинской помощи, оказанной каждому конкретному пациенту.

В приказе Минздравсоцразвития от 27 декабря 2011 г. N 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» даны определения медицинской услуги и в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) была утверждена номенклатура медицинских услуг.

Простая медицинская услуга (ПМУ) включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил, характеристик в целях обеспечения качественной медицинской помощи.

Функциональное назначение простой медицинской услуги – лечебно- диагностическое, профилактическое, восстановительно-реабилитационное и транспортное.

Условия выполнения услуги: амбулаторно-поликлинические, стационарные, в процессе транспортировки, санаторно-курортные, реабилитационно-восстановительные.

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирования) от 5.12.2006 г. № 288-ст и от 27.12.2006 № 341-ст утверждены два основополагающих национальных стандарта: ГОСТ Р 52600 – 2006 «Протоколы ведения больных. Общие положения» и ГОСТ Р 52623 – 2006 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Общие требования».

С 1 марта 2016 года в России действует четыре ГОСТа серии 53623, регламентирующие технологии выполнения медицинских услуг:

· ГОСТ Р 52623.1 – 2008 «Технологии выполнения простых медицинских услуг функционального обследования», который содержит стандарты взвешивания, термометрии, измерения АД и др.;

· ГОСТ Р 52623.3 – 2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода», который содержит стандарты технологий общего и медицинского ухода за больным»

· ГОСТ Р 52623.4 – 2015 «Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств» устанавливает требования к выполнению технологий простых медицинских услуг инвазивных вмешательств, содержит стандарты выполнения инъекций.

Порядок применения этих стандартов установлен в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информацию о стандартах размещают в информационной системе общего пользования – в сети Интернет на официальных сайтах:

— национального органа Российской Федерации по стандартизации;

— Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

— международных организаций по стандартизации;

— региональных организаций по стандартизации (в том числе Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации, если применяемый в организации межгосударственный стандарт не введен в действии в Российской Федерации)

Действие применяемого стандарта можно проверить по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты».

Забайкальские медицинские специалисты принимали участие в Российско-канадском проекте РОКСИ. Забайкальский край вошёл в число 17 регионов России, в которых по заданию Министерства здравоохранения и социального развития апробировалась технология простой медицинской услуги, влияющей на эффективность и качество медицинского обслуживания населения. Медицинские специалисты нашего края разработали свои ТПМУ по всей номенклатуре специальностей, которые были утверждены в Краевом экспертном совете МЗ Забайкальского края (440 ТПМУ).

Стандарты технологий медицинских услуг отвечают на вопросы:

· что должна делать медсестра?

· сколько времени она затратит?

· чем оснащено рабочее место?

· как обеспечить безопасность?

Матрица технологий выполнения простой медицинской услуги состоит из 13 разделов.

1. Требования к специалистам и вспомогательному персоналу

2. Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала

3. Условия выполнения услуги

4. Функциональное назначение услуги

5. Описание материальных ресурсов

6. Характеристика методики выполнения ТПМУ

7. Дополнительные сведения об особенностях выполнения ТПМУ

8. Достигаемые результаты и их оценка

9. Форма информированного согласия пациента при выполнении ТПМУ

10. Параметры оценки и контроля качества данной ТПМУ

11. Стоимостные характеристики оказания услуги

12. Графическое представление ТПМУ

13. Формулы, расчеты и другая документация.

Все практические манипуляции следует запоминать и выполнять в определённой последовательности, что описана в характеристике методики выполнения ТПМУ. Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги включает пункты:

6.1 — подготовка к процедуре,

6.2 – выполнение процедуры,

6.3 — окончание процедуры.

Каждый медицинский работник, прежде чем выполнять действие, должен знать цель проводимой манипуляции, показания, противопоказания, возможные осложнения, чтобы исполнить основную заповедь Гиппократа «не навреди». Изложение ТПМУ в Учебном пособии начинается с понятий: МУ, цель, показания, противопоказания и только после этого излагается содержание ТПМУ по матрице. Многолетний опыт обучения студентов технологиям оказания медицинских услуг в ЧМК подсказывает, что начинать обучение манипуляциям на 1 курсе целесообразно с использованием данного алгоритма. Освоив данный алгоритм в начале обучения, студенты легко переходят к выполнению манипуляций по стандартам ТПМУ на клинических дисциплинах.

Выполнение ТПМУ на практических занятиях, УП, ПП оценивается по следующим критериям.

Критерии оценки выполнения практических манипуляций

5 (отлично) – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения медицинской услуги; практические действия выполняются последовательно, в соответствии со стандартом выполнения ТПМУ; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени в соответствии с коэффициентом УЕТ медицинской сестры; рабочее место содержится в соответствии с требованиями санэпидрежима; и в целом соответствует параметрам оценки и контроля качества методики (раздел 10).

4 (хорошо) – рабочее место оснащается не полностью для выполнения медицинской услуги; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, установленный в соответствии с коэффициентом УЕТ медицинской сестры; рабочее содержится в соответствии с требованиями санэпидрежима; ошибки в действиях не угрожающие жизни и здоровью пациента исправляются самостоятельно или с уточняющими вопросами педагога, и в целом соответствует параметрам оценки и контроля качества методики (раздел 10).

3 (удовлетворительно) – рабочее место оснащается не полностью для выполнения медицинской услуги; нарушена последовательность выполнения ТПМУ. Ошибки в действиях, не угрожающие жизни и здоровью пациента, исправляются уточняющими вопросами педагога. Действия неуверенные. Соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место содержится в соответствии с требованиями санэпидрежима или имеются незначительные нарушения. Соответствие параметрам оценки и контроля качества методики (раздел 10) неполное.

2 (неудовлетворительно) – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить методику простой медицинской услуги. Совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами. Нет соответствия параметрам оценки и контроля качества методики (раздел 10).

Качество медицинской помощи напрямую зависит от организации безопасной больничной среды для пациентов и персонала, которое включает инфекционную безопасность и применение правил эргономики и биомеханики в деятельности сестринского персонала.

Медицинская услуга может быть детальной и простой.

Под детальной медицинской услугой понимается элементарная, неделимая услуга. Например, для стационара детальными услугами могут считаться заведение истории болезни, проведение конкретного вида бактериологического исследования операционного блока и другие. Если некоторые детальные услуги, оказываемые отдельными подразделениями учреждения (например, приемного отделения, бактериологической лаборатории и других), будут отдельно рассчитываться, то стоимость содержания этих подразделений (заработная плата их работников, потребляемые ими материальные ресурсы) должна быть учтена в накладных расходах учреждения.

Простая услуга может быть представлена как совокупность детальных услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи по данной нозологии.

Под простой услугой понимается законченный случай по определенной нозологии: для стационаров — пролеченный больной, для амбулаторно-поликлинических учреждений — законченный случай лечения, за исключением стоматологических поликлиник, где под простой услугой понимается санированный больной, для служб скорой помощи — выезд и проведенное лечение. Перечень простых медицинских услуг может быть определен либо самим учреждением, либо используется перечень, утвержденный администрацией (или органом управления здравоохранения в случае делегирования ему этих прав) данной территории в соответствии с действующими на ней медико-экономическими стандартами. При разработке перечня медицинских услуг может быть учтен возрастной фактор, а также фактор сложности оказания данного вида услуги, обусловленный наличием сопутствующих заболеваний, осложнений и т.п.

Для определения сложившегося стандарта оказания каждого вида простой медицинской услуги из перечня, отражающего его технологический процесс, либо обрабатывается большой массив информации историй болезни или амбулаторно-поликлинических карт, либо при отсутствии этих возможностей используется метод экспертных оценок.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ

ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ, ОРГАНИЗАЦИЙ,

УЧРЕЖДЕНИЙ И ЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ГРАЖДАН <*>

I. Профилактическая медицинская помощь

1. Профилактические осмотры (за исключением осмотров, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень видов амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи и услуг, оказываемых населению Ленинградской области бесплатно).

2. Медицинские осмотры, проводимые для получения водительских прав, выездной визы, осмотры на право владения оружием, при поступлении на работу (предварительные) и периодические осмотры (за исключением контингентов, которым эти осмотры проводятся бесплатно), осмотры по направлению спортивных обществ.

3. Медицинское обеспечение пионерских, оздоровительных, спортивных, трудовых лагерей, лагерей труда и отдыха, спортивных состязаний, массовых культурных и общественных мероприятий (кроме случаев экстренной и неотложной медицинской помощи).

4. Консультации по вопросам здорового образа жизни.

5. Оздоровительные услуги в тренажерных залах, залах лечебной физкультуры, водолечебницах без назначения лечащего врача с целью укрепления здоровья.

II. Лечебно-диагностическая медицинская помощь

1. Все виды медицинского обследования, освидетельствования, консультаций, экспертиз и лечения, проводимые по инициативе граждан (без медицинских показаний) и по направлению медицинских организаций, не входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения, а также лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

2. Анонимная диагностика и обследование (за исключением обследования на СПИД).

Диагностические исследования, процедуры, манипуляции, консультации, курсы лечения и уход, проводимые на дому по инициативе больных (кроме лиц, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить медицинское учреждение).

4. Наблюдение врачами стационара за больными на дому после выписки их из стационара.

5. Диагностические и лечебные услуги (за исключением услуг, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень видов амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, и услуг, оказываемых населению Ленинградской области бесплатно).

6. Кератотомия без медицинских показаний.

7. Коррекция зрения с помощью контактных линз.

8. Лечебно-консультативная помощь при сексуальных расстройствах.

9. Искусственная инсеминация и экстракорпоральное оплодотворение.

10. Лечение логоневрозов у лиц старше 18 лет.

11. Косметологические услуги (за исключением пластических и реконструктивных операций, осуществляемых по медицинским показаниям).

12. Профессиональный массаж, кроме массажа, назначенного врачом по медицинским показаниям.

13. Гипербарическая оксигенация (за исключением ее применения при лечении анаэробной инфекции, столбняка, поражения артерий нижних конечностей, отравления угарным газом).

14. Нетрадиционные методы диагностики и лечения:

16. Судебно-медицинская экспертиза в порядке личной инициативы граждан, а также судебно-химические и другие исследования по направлению предприятий, учреждений и организаций (кроме правоохранительных и медицинских).

17. Химическая защита (плацеботерапия) при хроническом алкоголизме.

18. Оказание наркологической медицинской помощи при хроническом алкоголизме, наркомании, токсикомании в лечебно-профилактических учреждениях Ленинградской области жителям других субъектов Российской Федерации, за исключением случаев экстренной и неотложной помощи по жизненным показаниям.

19. Повторная (в течение трех месяцев) госпитализация пациентов для планового лечения по поводу хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании в случае прерванного по вине пациента предшествующего курса лечения в наркологических стационарах (наркологических кабинетах) в связи с грубым нарушением им предписанного режима.

20. Все виды плановой амбулаторной и стационарной медицинской помощи гражданам других стран, не имеющих договоров с Российской Федерацией о взаиморасчетах.

III. Реабилитационные медицинские мероприятия

Курсы оздоровительного лечения в отделениях реабилитации и восстановительного лечения (за исключением курсов оздоровительного лечения, включенных в утвержденный в установленном порядке перечень видов амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи и услуг, оказываемых населению Ленинградской области бесплатно).

IV. Стоматологическая медицинская помощь

1. Зубное протезирование (за исключением лиц, имеющих льготы по действующему законодательству).

2. Стоимость дорогостоящих материалов и технологий при лечении зубов.

3. Ортодонтическое лечение лиц старше 15 лет.

Виды медицинских услуг

Медицинские услуги, по отраслевому классификатору, могут быть простыми, сложными и комплексными. Под простой медицинской услугой понимается элементарная, неделимая услуга, выполняемая по формуле «пациент» + «специалист» = «1 элемент профилактики, диагностики или лечения». Например, заведение истории болезни, проведение конкретного вида исследования (клинического, бактериологического, рентгенологического), лечебной или диагностической процедуры и т. д. При расчете себестоимости простой медицинской услуги необходимо использовать сложившийся в данном ЛПУ ее технологический стандарт, т. е. время, затрачиваемое на данную услугу, количественный и качественный состав ее исполнителей, виды и количество потребляемых реактивов, медикаментов, препаратов и т. д. Если же некоторые простые услуги, оказываемые в подразделениях ЛПУ, не будут отдельно рассчитываться, то стоимость содержания этих подразделений (заработная плата отдельных сотрудников, потребляемые материальные ресурсы) должна быть учтена в накладных расходах учреждения.

Сложная медицинская услуга – это набор простых медицинских услуг, которые требуют для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т. д., отвечающий формуле «пациент» + «комплекс простых услуг» = «этап профилактики, диагностики или лечения». В стационаре – это законченный случай лечения, т. е. пролеченный больной, для амбулаторно-поликлинических учреждений – это законченный случай лечения, за исключением стоматологических поликлиник, где под сложной медицинской услугой понимается санированный больной; для службы скорой помощи – это выезд, проведенное лечение.

Комплексная медицинская услуга – это набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения по формуле «пациент» + «простые + сложные услуги» = «проведение профилактики, установление диагноза или окончания проведения определенного этапа лечения».

Для более точного понимания понятия «медицинская услуга» необходимо разобрать следующие определения.

Медицинская помощь – это комплекс мероприятий, (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, противоэпидемические мероприятия, лекарственное обеспечение и т. д.) направленных на удовлетворение потребности населения в поддержании его становления и здоровья.

Прием (осмотр, консультация) – это производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности медицинской помощи, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, дающие, возможность составить представление о состоянии организма пациента, результатом которых является профилактика, диагностика или лечение определенного заболевания синдрома.

Диспансерный прием (осмотр, консультация) – производимые по определенному плану действия врача в порядке проведения профилактики, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, выполняемую у больного, находящиеся под диспансерным наблюдением врача по поводу какого-либо хронического заболевания.

Профилактический прием (осмотр, консультация) – производимые по определенному плану действия врача в рамках проведения превентивных или иных профилактических мероприятий, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, выполняемых у пациента.

Процедуры сестринского ухода — производимые по определенному плану действия медицинского персонала, имеющего диплом о среднем образовании, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, направленные па профилактику, диагностику пни лечение определенного заболевания, синдрома.

Комплекс исследований — производимая по определенному плану совокупность действий медицинского персонала (работников лаборатории, рентгенологических, радиологических подразделений, подразделений функциональной диагностики и др.), представляющая собой сложную или комплексную медицинскую услугу, выполняемая или для установления диагноза, или для окончания проведения определенного этапа лечения, или для проведения профилактики.

Введение и становление и платных услуг как экономической основы реформирования здравоохранения в России с начала 90-х годов пришлось на сложный период экономических реформ, финансовой дестабилизации, на системный социальный кризис, усугубленный резким ухудшением медико-демографической ситуации, снижением уровня жизни населения.

В кризисных условиях перехода к рынку госбюджетная и страховая модель организации и финансирования здравоохранения соответствуют одновременному существованию принципов бюджетной и рыночной экономики и представляют разные концептуальные походы к формированию государственной политики в области здравоохранения.

В нынешних, чрезвычайно сложных условиях рыночные формы организации медицинской помощи (добровольное медицинское страхование (ДМС) и сектор платных услуг) занимают подчиненный характер по отношению к системам обязательного медицинского страхования (ОМС) и бюджетного финансирования.

Если ОМС — форма социальной защиты интересов населения в сфере охраны здоровья, то платная медицинская помощь соответствует принципам рыночной экономики, является важнейшим механизмом привлечения средств работодателей и платежеспособной части населения на финансирование дополнительных программ медицинской помощи повышенной комфортности и сервисности сверх базовой программы ОМС.

Подводя итоги формирования рынка медицинских услуг со дня вступления в силу закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и законов о предпринимательской деятельности, необходимо отметить, что первый этап стихийного становления рыночных отношений с частным источником финансирования завершен. Следующим шагом по пути обеспечения роста эффективности предоставления платных медицинских услуг является развитие нормативно-методических подходов к организации платной медицинской помощи.

Основными элементами дальнейшего развития реформ в здравоохранении, с нашей точки зрения, является совершенствование процесса государственного регулирования рынка, в части:

1) регулирования деятельности медицинских учреждений, занятых в реализации услуг в различных секторах рынка, определения приоритетности их развития;

2) упорядочивания сочетания принципов государственного и частного финансирования здравоохранения;

3) совершенствования нормативно-правого регулирования взаимоотношений всех участников рынка.

Первым условием становления цивилизованного рынка платных медицинских услуг является разделение участников рынка медицинских услуг на самостоятельные хозяйствующие субъекты для обеспечения регулируемой добросовестной конкуренции среди производителей услуг. В зависимости от видов и уровня оказываемой медицинской помощи самостоятельные субъекты рынка организуются на различных принципах и формах хозяйствования. Специфика организации медицинской помощи в переходный период заключается в сочетании государственной собственности на основные производственные фонды (средства труда) и частной собственностью на труд производителя услуги.

Учитывая высокую ресурсоемкость медицинской услуги, взаимоотношения между фондодержателем (государственные ЛПУ) и непосредственным производителем медицинских услуг (персонал) чаще выстраиваются на хозрасчетной основе. Рыночные отношения требуют развития между субъектами рынка договорных (арендных) отношений, правовая основа которых не разработана до настоящего времени и требует скорейшего разрешения.

Второе условие развития рыночных отношений в системе медицинского страхования (ДМС) — разработка дифференцированных программ медицинского страхования с учетом превентивной (профилактической) и рисковых функций. Рисковая форма медицинского cтpaхования — более прогрессивная форма страхования на долгосрочной основе, строящаяся на принципах углубленной оценки и прогноза здоровья, экспертизы уровня и объема страховых рисков, динамического наблюдения. Медицинское страхование по факту обращения не является и не может являться рисковым видом страхования, поскольку не отвечает его сути — оценки рисков и степени их снижения.

Третьим условием совершенствования рыночных отношений в сфере платных услуг является формирование единых медицинских стандартов, а также единой политики в ценообразовании.

В отсутствие этих очевидно необходимых элементов ставится под сомнение повышение качества и эффективности медицинской помощи, контроль за деятельностью субъектов рынка и риском необоснованного завышения цен на медицинские услуги.

Создание функциональной системы стандартов медицинского обслуживания должно базироваться в первую очередь на использовании профессиональных стандартов, моделировании конкретных результатов оказания медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на ее предоставление. Именно профессиональные и экономические стандарты определяют гарантированный объем и качество медицинской помощи в пределах конкретного вида медицинской помощи (доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная) при соответствующих заболеваниях и объемах финансовых затрат, с учетом реальных возможностей конкретного медицинского учреждения.

Непреложным требованием развития рынка медицинского страхования является определение системы налоговых льгот для его участников, работающих в системе с частным источником финансирования. Принятие этих льгот позволило бы легализовать существующие «теневые» рынки медицинских услуг.

Работа по указанным направлениям жестко обусловлена реалиями рынка и финансовыми возможностями бюджета и системы ОМС.

Характеристика и специфика медицинской услуги

Следует отметить, что рынок медицинских услуг существенным образом

отличается от обычного рынка.

Рынок медицинских услуг «открыт» для медицинского учреждения и «закрыт» для их потребителя.

Потребитель — покупатель медицинских услуг, как правило, не может адекватно оценить состояние своего здоровья и определить необходимые мероприятия по оздоровлению. Именно в медицинском учреждении при первом контакте с медицинским работником определяется объем и характер необходимых обследований, особенности лечебного процесса.

Выделяют платные медицинские услуги, предполагая порядок их непосредственной оплаты. В остальных случаях медицинские услуги являются «бесплатными» для населения в том смысле, что средств, на здравоохранение приходят, минуя «руки» налогоплательщика. В то же время они (услуги) являются возмездными для медицинских учреждений, их оказывающих.

Отмечено, что медицинским услугам присущи покупательские риски, и их производство не сопровождается предоставлением гарантий, что создает проблему авансированного доверия к производителю таких услуг.

Медицинским услугам вообще присуща высокая степень неопределенности. Услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку услуги до ее получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные. При этом требования покупателя медицинских услуг могут быть завышенными.

Получая услугу, потребитель рассчитывает на такой результат, который может быть недостижим или достижим частично. Такие не подтвердившиеся ожидания часто оборачиваются стремлением вернуть внесенную плату за оказанную услугу, порождают необоснованные претензии. С нашей точки зрения, это совершенно правильно и должно учитываться на любом рынке медицинских услуг.

Услуга, по определению Международного стандарта ИСО 90004-2: 1991 г. является «итогом непосредственного взаимодействия поставщика (исполнителя) и потребителя и внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя».

Медицинские услуги всегда предназначаются для потребительского использования. В услугах никогда не содержится элемент воспроизводства.

Таким образом, медицинская услуга представляет собой совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг). Эти услуги направлены на удовлетворение объективных потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг). При этом объективная необходимость должна соизмеряться с субъективными устремлениями и дозволением пациента подвергнуться конкретному медицинскому вмешательству.

Все эти особенности медицинской услуги должны быть учтены при организации процесса ее предоставления и продажи на рынке и соответствующим образом оформлены условиями договора.

Для эффективного управления деятельностью медицинского учреждения — поставщика платных медицинских услуг требуются новые подходы к определению перечня и характера медицинской услуги в процессе ее предоставления.

Отличительной особенностью медицинской услуги по сравнению с другим товаром на рынке является то, что, как правило, потребитель не располагает сведениями о том, какой набор услуг ему необходим по состоянию здоровья. Поэтому необходимо компетентное формирование потребности в медицинских услугах с помощью квалифицированных специалистов в результате опроса и освидетельствования потребителя о состоянии его здоровья и качества жизни.

В результате этого процесса определяется формирование объема и характера обследований (медицинских услуг) для уточнения ·или установления диагноза.

Это требует разъяснения потребителю необходимости и полезности данных обследований, указания стоимости комплекса необходимых медицинских услуг, а также объяснения взаимосвязей между услугой, ее предоставлением и стоимостью.

К основным характеристикам специфичности медицинской услуги, следует отнести следующие:

— предотвращение риска ущерба для здоровья («вероятность не навредить»: безопасность услуги — максимально возможное не нанесение ущерба при гарантированной и адекватной компенсации в случае ущерба);

— доверительность и информированное согласие потребителя медицинской услуги на медицинское вмешательство, сочетающееся с проблемами этики и деонтологии персонала (конфиденциальность и приватность информации);

— индивидуальность взаимодействия потребителя и производителя услуги: восприятие и врача и пациента как «заслуженных собеседников» (объективность подхода к проблемам пациента, психологическая совместимость);

— возмездность медицинской услуги (цена медицинской услуги, расчет трудозатрат, оплата труда исполнителей, амортизация оборудования и рентабельность).

Эти подходы к определению характеристики и специфики медицинской услуги важны для эффективного управления маркетинговой деятельностью поставщика медицинских услуг.

!!!!! Итак, под медицинским товаром, или товаром медицинского назначения, понимается комплекс медицинских услуг, а так же медицинская аппаратура, лекарства, медицинские и профилактические процедуры, способные удовлетворить потребность человека в поддержании и укреплении его здоровья.

Особенности ценообразования и установления цен на платные медицинские услуги

Как уже отмечалось, в настоящее время в здравоохранении параллельно существуют два сектора — рыночный (коммерческое здравоохранение, предпринимательская деятельность бюджетных медицинских учреждений) и нерыночный или частично рыночный (муниципальные и государственные ЛПУ, финансируемые из бюджета или работающие в системе обязательного медицинского страхования). Соответственно действуют два принципа ценообразования. Рыночный, основанный на спросе и предложении, расчетный, основанный на себестоимости оказания услуг (уровне затрат).

По мнению ряда авторов, одной из особенностей ценообразования на платные медицинские услуги является наличие ситуации, когда государственные или муниципальные медицинские учреждения имеют возможность при оказании платных услуг использовать часть бюджетных ресурсов или средств обязательного медицинского страхования и устанавливать цены на уровне ниже рыночных или ниже реального уровня затрат.

Рис. 1. Соотношение государственных, муниципальных учреждений и частных организаций в целом по Российской федерации

Следует различать формы оплаты за услуги в здравоохранении: оказание на платной основе услуг, не финансируемых из бюджета и средств обязательного медицинского страхования; доплата за дополнительно предоставляемые услуги (повышенная комфортность или сервисность, дополнительное питание); доплата как форма возмещения затрат на услуги, имеющие лишь частичное финансирование за счет других источников. Речь идет о ценах, фактически выполняющих роль доплат, когда платные услуги призваны компенсировать недостаток или отсутствие финансирования по тем или иным статьям в ситуации, когда в пределах бюджетных средств или средств ОМС невозможно оказать требуемые услуги, и частичное возмещение расходов за счет потребителей услуг является единственно возможной формой решения проблемы.

Говоря о специфике установления цен на платные услуги с точки зрения конкретных методик ценообразования, следует отметить, что особенности заключаются и в том, что ценообразование при оказании платных услуг предполагает реальную возможность отхода от затратного метода формирования тарифов (по фактическим расходам) и переход на формирование тарифов по нормативам и стандартам. Другими словами, при формировании цен на платные услуги появляется возможность закладывать в тарифы не те затраты, которые отражали бы скудное бюджетное финансирование лечебного учреждения, а научно обоснованный размер финансирования здравоохранения по конкретным статьям. В, частности, это касается увеличения затрат по приобретению оборудования — статьи, жизненно необходимой для современного здравоохранения, но страдавшей в условиях бюджетного дефицита в первую очередь.

В состав затрат при расчете цен на платные услуги включаются не расходы на приобретение оборудования, а амортизация. В целях окупаемости затрат при расчете цен стоимость оборудования, на которое начисляется амортизация, целесообразно брать не по балансовой стоимости, а по рыночным ценам.

В отличие от цен при бюджетном финансировании и в системе обязательного медицинского страхования в цены на платные услуги включаются прибыль. Причем законодательно установленные ограничения на уровень рентабельности отсутствуют.

В затраты на оказание платных медицинских услуг могут закладываться проценты за пользование кредитом.

Следует отметить, что рыночный характер установления цен на платные услуги учреждений здравоохранения не отрицает необходимости рассмотрения принципов ценообразования, особенностей учета конкретных статей, способов включения различных составляющих в тарифы применительно к конкретным условиям и поставленным задачам.

Платные услуги могут оплачиваться непосредственно исполнителю, выступающему в качестве индивидуального частного предпринимателя или лечебного учреждения (в кассу), либо посреднику — через договор лечебных учреждений со страховыми организациями, а так же так называемые прямые договора с физическими и юридическими лицами. И в первом и во втором случаях эти договоры могут быть как индивидуальными, так и корпоративными. При этом, бесспорно, что предпочтительными для лечебно — профилактических учреждений являются коллективные договора, приносящие значительно большой доход, чем индивидуальные. Оплата по программе добровольного медицинского страхования происходит путем выставления счетов страховым организациям с прилагаемыми реестрами пролеченных больных. Цены по добровольному медицинскому страхованию устанавливаются в таком же порядке как, цены на платные медицинские услуги, оплачиваемые через кассу. Медицинское учреждение каждой страховой компании предоставляет перечень предоставляемых услуг с соответствующими ценами в соответствии, с которым и происходит оплата за оказанные услуги.

Многие считают, что «государство во имя интересов здоровья нации должно установить жесткое централизованное ценообразование на платные медицинские услуги общественного и частного здравоохранения и провести их дифференцированную зависимость от вида и социальной значимости оказываемой медицинской помощи. В ценах должна быть заложена прибыль, не превышающая по своей величине уровень средней прибыли промышленного производства. Это способно ограничить все возрастающий беспредел роста цен на медицинские услуги и предметы медицинского ухода».

Уровень цен на платные услуги часто пытаются контролировать, ссылаясь на защиту интересов населения. Игнорирование рыночных законов ведет к обратной ситуации. Так, требования закладывать в цены на платные услуги заработную плату строго по тарификации ведут к занижению цен ниже рыночного уровня. Результат подобного регулирования: ограниченность предложения платных услуг относительно возможного уровня; стремление найти пути возмещения части затрат на оказание платных услуг за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования; дифференциация цен и условий оказания платных услуг для различных контингентов; высокие цены в случаях, когда цены не контролируются (особенно оказываемые коммерческими учреждениями).

В конечном счете, от всего этого страдает население, а выгоду получают не государственные или муниципальные, а коммерческие медицинские учреждения. Тем не менее, справедливости ради необходимо отметить, что либерализация тарифов на услуги медицинских учреждений оправдана лишь в нынешних условиях, когда платные услуги населению играют вспомогательную роль. В случае же массового разгосударствления (приватизации) и формирования широкого сектора негосударственного здравоохранения переводом многих видов услуг на исключительно платную основу это может вылиться в крайне неблагоприятную ситуацию, вызванную неравномерным размещением медицинских учреждений и складывающимся монополизмом многих из них. Тогда вопрос о регулировании тарифов на платные услуги действительно станет актуальным.

А каков же на самом деле должен быть порядок утверждения цен на платные услуги? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим правовые основы ценообразования.

Оказывая платные медицинские услуги, учреждения здравоохранения тем самым вступают в договорные отношения либо с самими пациентами, либо с организациями или лицами, их представляющими (причем не имеет значения, заключен ли договор в традиционной письменной форме или нет).

В соответствии с действующим гражданским законодательством исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (статья. 424 ГК РФ). Однако имеется достаточно много ограничений, не позволяющих медицинским учреждениям полностью реализовывать это право. Так, в соответствии со статьями 424 и 735 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Поэтому, если в рамках предоставленных им полномочий государственными органами установлен определенный уровень цен, то в договоре должны быть указаны именно эти цены.

В первую очередь укажем на Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. В соответствии с этим постановлением, предписывается не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме предусмотренных в этом постановлении. Среди видов продукции и услуг, имеющих отношение к здравоохранению, в этом постановлении указаны лишь протезно-ортопедические изделия, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Поскольку платные медицинские услуги не включены в перечни, приведенные в указанном постановлении, то государственное регулирование их уровня не допускается.

Фактически это означает, что медицинские учреждения вправе самостоятельно решать вопрос об утверждении цен (тарифов) на оказываемые платные медицинские услуги. И это действительно так, если только не забывать, что деятельность медицинского учреждения определяется не только действиями его руководителя, но и учредителя. Как известно, учредителями государственных и муниципальных учреждений здравоохранения являются органы власти соответствующего уровня. И на правах учредителя органы власти могут прибегать к регулированию цен (тарифов). Так, если в Уставе медицинского учреждения, учредителем которого является соответствующий орган власти, закреплено право учреждения самостоятельно решать вопросы ценообразования на платные медицинские услуги, то это означает, что орган власти как учредитель делегировал медицинскому учреждению свои права в этой области. Естественно, что при разработке Устава медицинского учреждения необходимо учитывать этот момент. Что же касается претензий на регулирование тарифов на платные услуги со стороны органов управления здравоохранением, то необходимо отметить, что их статус как органа управления не означает автоматического предоставления им права регулировать цены на платные услуги — это право должно быть закреплено в Положении органа управления о Комитете по здравоохранению или аналогичном документе. Поэтому порой достаточно заглянуть в Положение об областном комитете здравоохранения, чтобы убедиться в неправомерности их притязаний на регулирование тарифов на платные услуги.

Методика формирования тарифов (цен) на платные услуги в здравоохранении

Формирование тарифов на платные медицинские услуги осуществляется в соответствие с Методическими рекомендациями по расчету тарифов на платные медицинские услуги, оказываемыми населению на территории Удмуртской Республики, утвержденными приказом Минздрава УР. Указанные методические рекомендации по расчету тарифов определяют единый подход к формированию тарифов на платные медицинские услуги и распространяются на лечебно-профилактические учреждения системы Министерства здравоохранения УР, финансируемые из республиканского и местного бюджетов.

Методическая рекомендация применяется при экономическом обосновании потребности лечебно-профилактических учреждений в финансовых средствах при установлении величины тарифа на медицинские услуги, оказываемые населению.

Потребность в финансовых средствах для оказания платных медицинских услуг определяется с учетом средств, относимых на себестоимость услуги.

Состав затрат, включаемых в себестоимость

медицинских услуг

Себестоимость медицинских услуг это стоимостная оценка используемых в процессе оказания (производства) услуг материалов, основных фондов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также других затрат на их производство.

При определении себестоимости любого вида медицинских услуг используется следующая группировка затрат по экономическим элементам.

Расходы на оплату труда.

Это затраты на оплату труда медицинских работников, выполняющих услуги, пропорциональные затрачиваемому времени на производство услуги и сложности услуги. Для определения расходов на оплату труда раздельно рассчитывается заработная плата основного и общеучрежденческого персонала. К основному персоналу лечебного учреждения относится врачебный, средний и младший медицинский персонал, оказывающий медицинские услуги. К общеучрежденческому персоналу относятся сотрудники вспомогательных подразделений, заведующие отделениями, старшие медицинские сестры, медицинские регистраторы и так далее.

Начисления на заработную плату.

Они предусматривают расходы на уплату страховых взносов на государственное социальное страхование.

Прямые материальные затраты.

Это стоимость потребляемых в процессе оказания медицинской услуги полностью (медикаменты, перевязочные средства, одноразовые принадлежности, питание и так далее) или частично (износ медицинского оборудования, используемого при оказании данной медицинской услуги) материальных ресурсов.

Общехозяйственные расходы (косвенные или накладные расходы).

Это все расходы, которые необходимы для обеспечения деятельности учреждения, но непосредственно не относящиеся к оказанию медицинских услуг (канцелярские и хозяйственные расходы, амортизация немедицинского оборудования, оплата труда административно-управленческого персонала, расходы на командировки и другие).

Post navigation

Previous Post:

Питерс Ольга

Next Post:

Страховая часть пенсии – что это?

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие записи

  • Валюта словении
  • 258 УК
  • Страховой премии
  • Среднесрочные цели
  • Лотерея как организовать
  • Лизинг минусы
  • Судебная система в РФ схема
  • Что такое перестрахование (простым языком)?
  • Техника безопасности при стрельбе из автомата
  • Продажа акций НДФЛ
  • Законы полиции
  • Кто такой грузчик?
  • Эвакуационные выходы
  • Что такое токинг?
  • Как стать работником?
  • Структуры права
  • Ссудный капитал и ссудный процент
  • Оборотные средства
  • Химчистка испортила вещь
  • Социально гигиенический мониторинг

Рубрики

  • Бизнес

Страницы

  • Карта сайта
© 2020 Жизнь в стиле V.I.P. | WordPress Theme by Superb Themes