Механик обязанности
Механик по выпуску автотранспорта – специалист, который следит за исправностью автотранспорта перед выпуском на линию. На должность механика по выпуску автотранспорта назначается лицо, которое имеет техническое высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в организациях автомобильного транспорта.
Проверка технического транспорта начинается с документации на товар, путевой документации, которая состоит из: путевого листа, распорядка на день, приложения к путевому листу и снятие показателей спидометра.
Во время отсутствия механика на предприятии следить за выполнением работы поручают лицу, назначенному руководством. Это лицо приобретает права и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
Обязанности механика по выпуску заключается в проверке работоспособности транспортного средства:
- Наличий трещин на ветровых стеклах;
- Габаритные, контактны огни должны быть постоянно включены;
- Работоспособность указателей поворотов;
- Исправность механизмов устройств капота;
- Не допускается деформация номерного знака;
- Состояние передних шин и высота протектора.
Также в обязанности механика по выпуску автотранспорта входит:
- Проверка состояния кузова кабины, ходовой части, электрооборудования и рулевого управления.
- В кабине не допускается наличие лишних вещей ограничивающих обзор водителя кроме зеркал заднего вида, стеклоочистителей. Также не допускается в кабине транспорта не прикрепленные предметы, которые могут нанести урон, а также предметы, которые перекрывают доступ к входной или аварийной двери.
- Стеклоподъемники должны быть в рабочем состоянии
- Приборы, сигнализирующие о включении света, которые находятся в кабине, должны быть в рабочем состоянии.
- Исправное рулевое управление. Устройство фиксации рулевой колонки должно быть работоспособным.
- Подтекание жидкости в гидросистеме руля не допускается.
- Он должен следить за наличием и надежностью крепления брызговиков и состоянием тормозных шлангов. Они должны быть соединены друг с другом без посторонних предметов и дополнительных элементов. Деформация шлангов, наличие на них выпуклостей, трещин свидетельствует об изношенности, и подлежит замене.
- Привлечение специалистов всех подразделений структуры к выполнению задач, если предусмотрено положением, если нет, тогда спросить разрешения у руководства предприятия.
- Попросить у руководства предприятия о помощи в выполнении задач, возложенных на механика.
Механик по автотранспорту обязан не допускать внесение различных изменений в конструкции средств транспортного передвижения без согласования с органами государственной безопасности дорожного движения.
Перед выпуском транспорта в эксплуатацию механик по автотранспорту обязан проверить состояние сцепных устройств, таких как прицепы и полуприцепы. Прицепы должны быть оснащены специальными цепями предохранения, которые в свою очередь должны не допускать контакта между сцепной петлей и поверхностью дороги.
В обязанности механика по транспорту входит проверка надежности крепления колес, наличие гаек и шпилек, состояние подножек, лестниц и сидений.
Механик перед выходом транспорта на линию должен провести капитальный осмотр всех частей, а именно:
- Проверить состояние работоспособности бортов кузова.
- Проверить на наличие трещин, состояние балансирной тележки.
- Состояние тормозных шлангов. Они должны быть скреплены друг с другом без каких-либо дополнительных приборов.
- Состояние задних номерных знаков, на которых не допускается наличие потертостей или дефектов.
- Состояние тормозной системы в движении.
После капитальной проверки автотранспорта, при не выявлении нарушений специалист отправляет машину на линию для дальнейшей эксплуатации. При выявлении различного рода нарушений, которые могут повлечь за собой аварийную ситуацию и остановку работы на предприятии, надо сообщить своему начальнику.
Ответственность механика по выпуску автотранспорта
Механик по выпуску автотранспорта несет ответственность за:
- Соблюдение со стороны водителей правил дорожного движения и износа автомобиля, соответствие стандартам техники безопасности.
- Проведение первичного инструктажа водителям перед выездом на точку.
- Соблюдение дисциплины и своевременное выполнение поставленных целей и задач.
- За некачественное выполнение или невыполнение своих непосредственных обязанностей, прописанных в действующей трудовой инструкции.
- Механик по выпуску автотранспорта несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе работы на предприятии.
- За причинение морального или материального ущерба.
649 161999
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции механика, образец 2020 года. Должностная инструкция механика должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности механика, права механика, ответственность механика.
В должностной инструкции механика должны быть отражены следующие пункты:
Содержание
- Должностные обязанности механика
- Механик должен знать
- Общие положения
- Права механика
- Ответственность механика
- Общие положения инструкции
- Структура должностной инструкции
- Правила составления должностной инструкции
- Необходимые положения должностной инструкции механика по автотранспорту
- Должностные обязанности автомеханика и механика по транспорту
- Особенности вида деятельности
- 1. Общие положения должностной иструкции механика
- 2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности механика
- 4. Ответственность механика
Должностные обязанности механика
1) Должностные обязанности. Обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования. Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха. Организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации. Участвует в приемке и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых ручных и трудоемких работ. Организует учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание.
Механик должен знать
2) Механик при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений; организацию ремонтной службы на предприятии; Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования; перспективы технического развития предприятия; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования предприятия; организацию и технологию ремонтных работ; методы монтажа, регулировки и наладки оборудования; основы технологии производства продукции предприятия; порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации.
3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
Общие положения
1. Механик относится к категории специалистов.
2. На должность механика принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.
3. Механик принимается на должность и освобождается от должности директором организации.
4. Механик должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений;
- организацию ремонтной службы на предприятии;
- Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования;
- перспективы технического развития предприятия;
- технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования предприятия;
- организацию и технологию ремонтных работ;
- методы монтажа, регулировки и наладки оборудования;
- основы технологии производства продукции предприятия;
- порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации;
- правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта;
- организацию смазочно-эмульсионного хозяйства;
- требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования;
- передовой отечественный и зарубежный опыт ремонтного обслуживания на предприятии;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы трудового законодательства;
- основы экологического законодательства;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. В своей деятельности механик руководствуется:
- законодательством РФ,
- Уставом организации,
- приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
- настоящей должностной инструкцией,
- Правилами внутреннего трудового распорядка организации,
6. Механик подчиняется непосредственно главному механику.
7. На время отсутствия механика (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
Механик:
1. Обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования.
2. Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха.
3. Организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации.
4. Участвует в приемке и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых ручных и трудоемких работ.
5. Организует учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание.
6. Изучает условия работы оборудования, отдельных деталей и узлов с целью выявления причин их преждевременного износа, осуществляет анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием оборудования.
7. Разрабатывает и внедряет прогрессивные методы ремонта и восстановления узлов и деталей механизмов, а также мероприятия по увеличению сроков службы оборудования, сокращению его простоев и повышению сменности, предупреждению аварий и производственного травматизма, снижению трудоемкости и себестоимости ремонта, улучшению его качества.
8. Подготавливает для предъявления органам государственного надзора подъемные механизмы и другие объекты государственного надзора.
9. Осуществляет техническое руководство смазочно-эмульсионным хозяйством, внедряет прогрессивные нормы расхода смазочных и обтирочных материалов, организует регенерацию отработанных масел.
10. Участвует в проверке оборудования цеха на техническую точность, в установлении оптимальных режимов работы оборудования, способствующих его эффективному использованию, в разработке инструкций по технической эксплуатации, смазке оборудования и уходу за ним, по безопасному ведению ремонтных работ.
11. Рассматривает рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся ремонта и модернизации оборудования, дает заключения по ним, обеспечивает внедрение принятых предложений.
12. Организует учет выполнения работ по ремонту и модернизации оборудования, контролирует их качество, а также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти цели.
13. Обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности при производстве ремонтных работ.
14. Руководит работниками подразделений предприятия, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.
15. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.
16. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
17. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте.
18. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.
Права механика
Механик имеет право:
1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:
- по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
- о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
- о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.
2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.
Ответственность механика
Механик несет ответственность в следующих случаях:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации – в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция механика — образец 2020 года. Должностные обязанности механика, права механика, ответственность механика.
Механик – это специалист широкого профиля, отвечающий за техническое состояние и ремонт оборудования на производственном предприятии. Какие именно должен выполнять функции сотрудник, претендующий на данную должность, решает руководство компании совместно со специалистом из отдела кадров. Основные положения документа не должны противоречить правовым нормам Трудового кодекса.
Общие положения инструкции
В разделе общих положений должностной инструкции для механика по автотранспорту должны содержаться следующие сведения:
- Информация о категории сотрудников, к которой, в соответствии с общими правилами, относится механик. Данная категория называется «специалисты».
- Сведения относительно порядка трудоустройства на соответствующую должность, а также снятия с нее. Все эти действия могут быть осуществлены на основании главного документа, а именно – соответствующего распоряжения руководителя организации либо иного уполномоченного лица.
- Информация относительно установленного порядка подчиненности автотранспортного механика. В большинстве случаев он подчиняется директору организации, а также непосредственному руководителю. Им может являться, например, старший механик по автотранспорту.
- Сведения о том, кому могут быть переданы обязанности и полномочия механика по автотранспорту в случае его временного отсутствия на рабочем месте. Как правило, таким сотрудником является заместитель механика по автотранспорту либо иной служащий организации. Временная передача обязательств должна осуществляться в официальном порядке, путем издания соответствующего приказа руководством компании.
- Перечень стандартных квалификационных требований, которые применяются к соискателям на должность механика по автотранспорту. К наиболее распространенным из них можно отнести следующие:
- обязательное наличие высшего образования по соответствующему техническому профилю. В этом случае необходимый стаж работы на инженерно-технических должностях будет составлять один год;
- наличие среднего образования по соответствующему техническому профилю. При наличии такой формы образования минимальная продолжительность стажа работы на инженерно-технической должности будет составлять не менее трех лет.
- Информация о том, какие знания должны иметься у механика по автотранспорту для максимально качественного выполнения возложенных на него должностных обязательств:
- основные положения различных законов и действующих нормативно-правовых актов, при условии, что они имеют прямое отношение к профессиональной деятельности механика по автотранспорту;
- содержание постановлений, различных распоряжений, приказов и иных актов вышестоящих инстанций, при условии, что все эти акты имеют прямое отношение к профессиональной деятельности автотранспортного механика;
- действующие технические характеристики, конструктивные особенности, а также основные правила по эксплуатации имеющегося в организации оборудования;
- технические регламенты и общепринятые национальные стандарты, действующие технические условия и иные положения, которые устанавливают требования к качеству автотранспортных средств, используемых для них деталей, а также различных расходных материалов;
- важные конструктивные особенности некоторых автотранспортных средств;
- особенности применяемых методов диагностики текущего состояния автомобилей;
- основные правила грамотной эксплуатации различных средств коммуникации, а также некоторой вычислительной техники;
- основы современных трудовых норм, а также действующего законодательства об охране труда;
- основные положения внутреннего трудового распорядка, который был утвержден в конкретной организации;
- действующие положения санитарной и пожарной безопасности.
Структура должностной инструкции
Отсутствие единого образца привело к выработке неформальных правил составления инструкций. Они подразумевают деление документа на пять разделов:
- Общие положения;
- Должностные обязанности;
- Права;
- Ответственность;
- Условия работы.
Составители инструкции имеют право менять пункты и придавать документу иную структуру. Но на указанный выше план ориентируются большинство сотрудников за счет его краткости и простоты.
Информация о начальстве
В правом верхнем углу должностной инструкции помещаются сведения о директоре предприятия. Составитель указывает следующую информацию:
- ФИО начальника;
- занимаемая должность;
- наименование предприятия;
- подпись с расшифровкой.
Общие положения расписывают формальные аспекты должности механика по автотранспорту:
- обозначение категории, к которой относится должность;
- указание приказа, на основании которого сотрудник был принят в штат;
- субординационные вопросы: кому подчиняется автомеханик и кого имеет в подчинении;
- требования к квалификации сотрудника (образование, дополнительные курсы, стаж работы и т.д.);
- нормативные и правовые акты, в который механик по автотранспорту должен быть осведомлен;
- объем знаний, который должен быть усвоен сотрудником на момент вступления в должность.
Справка! Независимо от должности, в списке документов указываются правила противопожарной безопасности и охраны труда.
Должностные обязанности
Раздел, посвященный должностным обязанностям, является центральным. От качества его разработки зависит слаженность работы сотрудников на производстве. Целью этой главы является предоставление сотруднику исчерпывающих сведений о предстоящих задачах. Функции автомеханика состоят из таких общих пунктов:
- умение пользоваться оборудованием и проверять его исправность;
- поддержание рабочих инструментов в приемлемом состоянии;
- организация проведения ремонтных работ;
- предотвращение неисправностей приборов;
- внедрение в производство новых технологий;
- выполнение ремонтных работ в установленные сроки.
Важно! Если автомеханики на предприятии отвечают за разные сферы ремонта, этот пункт обязательно заносится в должностную инструкцию.
Права
К правам относится список действий, которые механик по автотранспорту принимает для улучшений условий работы. Этот раздел включает в себя следующие варианты:
- проявление инициативы по оптимизации производственного процесса;
- требование от руководства предоставления необходимого оборудования;
- вовлечение в работу прочих отделов организации в пределах компетенции;
- получение от руководства документов и прочей информации, необходимой для выполнения профессиональных обязанностей.
Правила прописываются с целью очерчивания круга возможностей, которые сотрудник имеет права себе позволить. При злоупотреблении полномочиями его ждет дисциплинарная ответственность.
Ответственность
Под ответственностью понимаются последствия, которые настигнут автомеханика за определенные поступки. Эти поступки наносят ущерб организации, штату сотрудников или самому механику. В категорию проступков входят следующие действия:
- неподчинение начальству;
- злостное нарушение условий, прописанных в трудовом договоре;
- допущение неисправности оборудования, за которое сотрудник ответствен;
- халатное отношение к выполнению обязанностей и игнорирование обозначенных сроков;
- некорректное исполнение должностных обязанностей;
- нанесение материального ущерба организации.
Все эти проступки ведут за собой наказание. Форма наказания бывает разной – от выговора до увольнения с работы и судебного разбирательства.
Справка! В разделе «Ответственность» должен быть пункт, указывающий на то, что вне наказания осуществляются с учетом российского трудового законодательства.
Правила составления должностной инструкции
Должностная инструкция не подразумевает строгих правил оформления. Ее составители руководствуются спецификой конкретного предприятия и разрабатывают пункты самостоятельно. Поэтому инструкции сотрудников, которые занимают одну и ту же должность в разных компаниях, могут различаться. Причина заключается в том, что организация предъявляют различные требования к соискателям, исходя из своего профиля.
Созданием должностной инструкции занимаются следующие должностные лица:
- специалист отдела по работе с персоналом;
- HR-специалист;
- сотрудник отдела кадров.
Должностная инструкция распечатывается в одном экземпляре и предоставляется сотруднику. Если на производстве несколько автомехаников, то каждому из них выдается данный документ. Инструкция обретает юридическую силу, когда на нее помещаются три подписи:
- от сотрудника, для которого документ составлен;
- от сотрудника, ответственного за ознакомление коллеги с инструкцией;
- от генерального директора предприятия.
Необходимые положения должностной инструкции механика по автотранспорту
Время чтения: 5 минут(ы)
Должностная инструкция – важнейший локальный документ, содержащий в себе сведения о служебных обязанностях того или иного работника. Перед тем, как принять нового человека на работу, работодатель обязан ознакомить его с данной бумагой – в противном случае привлечь сотрудника с дисциплинарной ответственности за невыполнение трудовые функций уже не получится.
В этой статье мы расскажем, что собой представляет должностная инструкция механика по автотранспорту (выпускающего механика), ведь от этого работника зависит исправность автопарка предприятия, и если он не будет выполнять своих прямых обязанностей, то автотранспорт просто не сможет вовремя выйти на линию.
Как составить: общие положения
В первой главе любой должностной инструкции прописывается:
- категория работника;
- порядок назначения на должность и снятия с нее;
- непосредственное руководство сотрудника;
- квалификационные требования;
- порядок замещения.
Механик автотранспорта относится к категории специалистов, а назначается и освобождается он от должности в установленном трудовым законодательством порядке приказом руководителя предприятия.
Подчиняется автомеханик непосредственно главе предприятия, а в его отсутствие – заместителю.
Стандартные квалификационные требования, предъявляемые к претендентам на данную должность, как правило, выглядят так:
- высшее образование по техническому профилю и стаж работы на инженерно-технических должностях от 1 года;
- среднее образование по техническому профилю и стаж работы на инженерно-технических должностях от 3 лет.
Для грамотной работы механику автотранспорта необходимо знание:
- законов и нормативных актов, касающихся его профессиональной деятельности;
- постановлений, распоряжений, приказов и нормативных документов вышестоящих организаций, касающихся производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации;
- технических характеристик, конструктивных особенностей, назначения и правил эксплуатации используемого оборудования, организации производственного планирования и диспетчеризации;
- технических регламентов, национальных стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, устанавливающей требования к автотранспортных средствам, запчастям, используемым материалам и процессам эксплуатации;
- конструктивных особенностей автомобилей и требований, предъявляемых к исправному подвижному составу;
- порядка и методов производственного и технико-экономического планирования;
- технологии производства ремонтных работ;
- методов диагностики технического состояния транспорта;
- организации и технологии техобслуживания и ремонта транспортных средств;
- технологии производства ремонтных работ;
- методов диагностики техсостояния автомобилей;
- организации и технологии обслуживания и ремонта автотранспортных средств;
- установленных форм учета и отчетности;
- правил эксплуатации средств коммуникации, связи и вычислительной техники;
- основ экономики, организации труда, производства и управления;
- основ трудового законодательства;
- правил внутреннего трудового распорядка;
- норм и правил охраны труда, производственной санитарии, правил пожарной безопасности и техники безопасности.
Руководствоваться в своей деятельности механик автотранспорта должен:
- действующим законодательством;
- внутренней документацией предприятия;
- собственной должностной инструкцией.
Во время отсутствия механика на рабочем месте его обязанности и права переходят другому сотруднику, назначенному руководству предприятия в установленном порядке.
Должностные обязанности: на что имеет право механик по автотранспорту и его ответственность
Основные трудовые функции автомеханика по ремонту и выпуску автотранспорта заключаются в осуществлении технического надзора за состоянием автопарка и обеспечением исправного состояния подвижного состава.
В связи с этим должностные обязанности данного сотрудника выглядят так:
- обеспечение исправного состояния подвижного состава и выпуска на линию в соответствии с графиком, а также выявление неисправностей при приеме с линии по окончании работы;
- выявление причин неисправностей, ставших причиной простоя автомобилей и принятие мер по их устранению;
- разработка графиков обслуживания и ремонта автотранспорта и осуществления контроля за своевременностью и качеством выполнения работ;
- осуществление технического надзора за состоянием транспортных средств на линии и в отстое;
- участие в оказании техпомощи автотранспорту на линии;
- осуществление контроля з соблюдением водителями правил эксплуатации автотранспорта и выполнением правил техники и безопасности и охраны труда;
- проведение инструктажа водителей перед выходом на линию;
- участие в приеме новых транспортных средств, а также в списании автотранспорта и сдаче шин, агрегатов и автомобилей в ремонт, оформление документации на ремонт транспорта с повреждениями аварийного типа;
- изучение условий работы автотранспорта, узлов и отдельных деталей с целью выявления причин их преждевременного износа, осуществление анализа продолжительности и причин простоев, связанных с техсостоянием подвижного состава, разработка и внедрение мероприятий по увеличению сроков службы и по сокращению простоев из-за неисправностей технического характера;
- обеспечение соблюдения норм расхода эксплуатационных материалов;
- участие в рассмотрении рационализаторских предложений в части вопросов поддержания транспорта в технически исправном состоянии и обеспечение внедрения принятых предложений;
- обеспечение внедрения мероприятий по научной организации труда, соблюдению рабочими производственной и трудовой дисциплины, а также высокого качества выполняемых ими работ.
Права автомеханика являются, зачастую, стандартными, и включают в себя возможность:
- принимать участие в обсуждении проектов решений руководства и вопросов, касающихся его профессиональной деятельности;
- получать от других работников необходимые сведения и документы;
- подписывать и визировать документы в рамках собственных полномочий;
- давать подчиненным сотрудникам указания;
- проводить проверки своевременности и качества исполнения указаний.
Отдельным пунктом следует прописать зону ответственности сотрудника, указав:
- ненадлежащее исполнение трудовых функций;
- правонарушения и преступления, совершенные во время рабочего процесса;
- причинение материального вреда организации.
Следует отметить, что руководитель предприятия вправе вносить в должностную инструкцию механика любые необходимые корректировки, однако при этом сотрудник должен быть ознакомлен со всеми внесенными в документ изменениями.
Образцы должностной инструкции
По ремонту автотранспорта
Образец типовой должностной инструкции механика по ремонту автотранспорта выглядит так: https://yadi.sk/i/g22clY583XwXme
По выпуску транспорта на линию
Должностная инструкция механика по выпуску транспорта на линию выглядит так: https://yadi.sk/i/pad_a2M83XwY5B
Главного
инструкции главного (старшего) механика вы можете здесь: https://yadi.sk/i/MkoD0AwJ3XwYQC
Школьного автобуса
В школе рекомендуется использовать инструкции следующего типа: https://yadi.sk/i/JWMznV663XwYYf
Гаража
Бланк инструкции для работника гаража выглядит так: https://yadi.sk/i/2ESPVLu33XwYkY
Автоколонны
Шаблон инструкции для работника автоколонны мы поместили сюда: https://yadi.sk/d/joyW1F-X3XwYom
Такси
Образец документа для служб такси: https://yadi.sk/i/FNTlr8SQ3XwYyd
Диспетчера-механика
Трудовые функции данного сотрудника выглядят так: https://yadi.sk/i/dNr1oXLS3XwZ4k
Таким образом, должностная инструкция для механика автомобильного транспорта должна быть составлена с особой долей ответственности, в противном случае результатом недоработки документа может стать простой как отдельных транспортных средств, так и всего предприятия.
Вам помогла эта статья? Будем благодарны за оценку:
1 0
Должностные обязанности автомеханика и механика по транспорту
Автомеханик и механик по транспорту выполняют идентичные обязанности, основное предназначение которых — обеспечение надлежащей работы автомобилей, принадлежащих компании.
Если механик гаража отвечает за общее состояние и работу транспорта, то автомеханик несет ответственность за техническую составляющую работы автомобилей.
Главной обязанностью автомеханика по транспорту является ремонт и замена комплектующих частей и механизмов автомобилей. Для этого они могут использовать средства, выделенные предприятием. Речь идет вот о чем: в некоторых организациях не предусмотрено наличие собственных автомастерских, и поэтому при поломках транспорт отправляют в сервис. В этом случае обязанности автомеханика заключаются в том, чтобы заключить договор с подрядной организацией и осуществлять контроль за проводимым ремонтом.
Должностная инструкция механика по автотранспорту разрабатывается сотрудником отдела кадров или лицом, ответственным за охрану труда на предприятии, и утверждается непосредственным руководителем служащего и директором организации. Сотрудник должен быть ознакомлен с должностной инструкцией непосредственно при подписании трудового договора. Обо всех изменения, вносимых в документ, работник должен знать заранее.
Работодатель оставляет за собой права изменять разработанную им инструкцию с функциональными обязанностями механика. Это обусловлено тем, что российское законодательство постоянно принимает акты и нормативы по технике безопасности на предприятии и дороге. Представитель данной профессии обязан ознакомить своих сотрудников каждого индивидуально и строго под личную подпись.
Такая профессия, как механик, довольно востребована в настоящее время. Однако эта должность подразумевает под собой ещё и большую ответственность в сфере производства и транспортной логистики, наличие образования и опыта работы не менее 3 лет.
Особенности вида деятельности
Профессия инженер-механик относится к числу востребованных на производственных и сельскохозяйственных предприятиях, в проектных и конструкторских организациях. Инженеры обычно специализируются в какой-либо определённой сфере производства, например, машиностроении, станкостроении, авиационной промышленности, сельском хозяйстве. Перечень должностных обязанностей специалиста зависит от выбранного направления деятельности:
- Конструктор проектирует механизмы и машины, разрабатывает системы комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.
- Технолог занимается монтажом и наладкой оборудования и разрабатывает технологические процессы.
- Испытатель проводит испытания машин и механизмов и определяет оптимальные режимы их работы.
Минусом этой профессии можно назвать ограничения по здоровью для допуска к выполнению некоторых видов работ. Работникам, имеющим заболевания опорно-двигательной, сердечно-сосудистой системы и при сниженной остроте зрения, нельзя принимать участие в ремонте и эксплуатации оборудования в связи с травмоопасностью этого вида деятельности.
В обязанности инженера-механика, который работает в механическом цехе, входит:
- изучение технической документации;
- выполнение расчётов допустимых нагрузок на оборудование;
- разработка схемы размещения средств производства;
- обнаружение бракованных элементов;
- проведение диагностики вышедших из строя устройств;
- проверка наличия материалов и запасных частей механизмов;
- выпуск технического задания на проведение ремонтных работ.
Механик должен хорошо разбирается в технике, уметь чертить и пользоваться системами автоматизированного проектирования — AutoCAD, CorelDraw, КОМПАС-3D. Ему необходимо иметь знания по теоретической механике, сопротивлению материалов, теориям прочности, устойчивости, надёжности. Важными профессиональными качествами считаются: интерес к технике, внимательность, конструктивное мышление, творческое отношение к работе, умение анализировать.
Должностная инструкция инженера-механика составляется на каждом предприятии и содержит характеристику и перечень работ, которые входят в круг обязанностей сотрудника. Для подбора персонала составляется профессиограмма — это описание норм и требований, которые предъявляются к исполнителю, занятому в этой сфере.
В ней содержится название профессии и её значимость, режим работы, описание продукта труда, требуемые личные качества работника, перечень профессиональных заболеваний, медицинские требования. Профессиограмма составляется посредством анализа трудовой деятельности и после проведения опроса экспертов.
Предисловие
0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.
0.2. Разработчик документа: менеджер по персоналу.
0.3. Документ согласован: Начальник отдела по охране труда.
0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.
1. Общие положения должностной иструкции механика
1.1. Должность «Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка» относится к категории «Профессионалы».
1.2. Квалификационные требования — полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) и повышения квалификации. Стаж работы по профессии инженера по диагностированию технического состояния машинно-тракторного парка I категории — не менее 2 лет.
1.3. Знает и применяет в деятельности:
— законы РФ, нормативно-правовые акты по вопросам сельскохозяйственного производства;
— приказы, инструкции, распоряжения и другие руководящие материалы по вопросам диагностирования технического состояния машинно-тракторного парка, а также достижения науки и передовой опыт;
— технологический процесс диагностирования, технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка;
— технологическое оборудование для диагностирования, технического обслуживания и ремонта машин;
— технические условия на диагностирование, ремонт и техническое обслуживание машин;
— нормативы расхода материалов, запасных частей, топлива, энергии;
— правила оформления технической документации на диагностирования;
— основы экономического управления в условиях рыночной экономики и новых форм собственности;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты;
— основы законодательства о труде.
1.4. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).
1.5. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка подчиняется непосредственно управляющему фермой .
1.6. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка руководит работой подсобного рабочего.
1.7. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.
2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности механика
2.1. Обеспечивает качественное выполнение плановых заданий по диагностированию машинно-тракторного парка, эффективное использование стационарных и передвижных контрольно-диагностических средств, предназначенных для оценки технического состояния машин, агрегатов, узлов.
2.2. Контролирует соблюдение технологических процессов диагностики, технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка на участках (пунктах) технического обслуживания и диагностики.
2.3. Обеспечивает внедрение научной организации труда, прогрессивных технологических процессов диагностирования, наиболее целесообразно использование контрольно-диагностического оборудования.
2.4. Участвует в налаживании работы пунктов технического обслуживания машинно-тракторного парка всех видов хозяйств, выполнении сложных технологических операций по диагностированию и устранению выявленных при этом неисправностей машин и оборудования, внедрении мероприятий по научной организации труда, хозрасчета, аттестации и рационализации рабочих мест, повышении конкурентоспособности.
2.5. Организует обучение по повышению квалификации персонала, который обслуживает контрольно-диагностические средства.
2.6. Обеспечивает правильное и своевременное оформление документов по учету рабочего времени и выработки, заработной платы, расходы запасных частей, материалов и инструмента.
2.7. Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, правил и норм по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.
2.8. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.9. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
3. Права
3.1. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.
3.2. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
3.3. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.
3.4. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.
3.5. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.
3.6. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.
3.7. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.
3.9. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность механика
4.1. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.
4.2. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
4.3. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.
4.4. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.
4.5. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.6. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.
4.7. Механик по диагностике технического состояния машинно-тракторного парка несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
2.6 Знать методы проверки токсичности автомобилей.
. 3 Должностные обязанности Механик КПП ОТК обязан:
3.1 Принимать подвижной состав, возвращающийся с линии, производить осмотр и проверку его
технического состояния.
3.2 Правильно оформлять путевой лист при приемке с линии подвижного состава, а именно:
3.3 Снимать показания спидометра и лично заносить их в путевой лист,
3.4 Проставлять в путевой лист время прибытия (часы и минуты) автомобиля с линии и
расписываться в путевом листе о прибытии автомобиля,
вести порученную документацию; журнал регистрации листов учета ТО и РТ, акт аварии, акт на неопломбированный спидометр, журнал выхода и возврата автомобиля, журнал внутреннего давления шин, проверки опломбировки спидометра.
3.5 Производить замер остатка топлива в баках.
3.6 В случае возвращения в гараж технически неисправного подвижного состава с линии,
оформляет направление его на ремонт.
3.7 При постановке подвижного состава на техническое обслуживание, производит углубленную
проверку автомобилей идущих в ТО -1 на следующий день, и в ТО — 2 — через день, для
выявления дополнительного объема работ.
3.8 Выпускать на линию подвижной состав в технически исправном состоянии в соответствии с
требованиями Правил дорожного движения. Особое внимание обращать на тормозную систему,
рулевое управление, световые приборы, стеклоочистители, состояние шин, работу спидометра,
герметичность кабины, зеркало заднего вида, буксирное устройство, представлять
начальнику производства материалы о случаях предъявления к выпуску технически
неисправного подвижного состава.
3.9 Правильно оформлять путевой лист при выпуске подвижного состава на линию, а именно,
списать показания спидометра и лично заносить их в путевой лист, проставлять фактическое
время выезда автомобиля на линию в путевом листе (рядом с надписью «выезд разрешаю»).
3.10 Заполнять и визировать графы «замер горючего остатка при выезде», «замер остатка при
мплектности подвижного состава делать отметку «разрешаю выезд на линию».
3.11. При возвращении с линии автомобиля должна быть полная заправка бензобака.
3.12. Своевременно включать соответствующие предупредительные надписи (туман, гололед,
дождь, снег).
3.13. Следить за фактическим состоянием водителей при выезде и при возврате. Не допускать
к управлению автомобиля водителей в нетрезвом состоянии.
3.14. При отсутствии отметки врача в путевом листе о том, что водитель проверен на степень
опьянения, присутствия алкоголя в организме, водителя в линию не выпускать.
3.15 . производить расстановку автомобилей в зонах стоянок согласно правил пожарной безопасности, проезды оставлять свободными, а так же следить за противопожарным состоянием зданий и сооружений предприятия.
При следующих неисправностях запрещается эксплуатация автотранспортных средств:
Тормоза.
З. Пнарушена герметичность гидравлического тормозного привода;
3.18нарушение герметичности пневматического и пневмогидравлического тормозных приводов вызывает падение давления воздуха при неработающем двигателе на 0,05 Мпа и более за 15минут после полного приведения их в действие. Утечка сжатого воздуха из колесных тормозных камер.
3.19не действует манометр пневматического или пневмогидравлического тормозных приводов;
3.20стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние: транспортных средств с
полной нагрузкой — на уклоне до 16% включительно; легковых а\м и автобусов в снаряженном
состоянии — на уклоне до 23% включительно; грузовых а\м и автоприцепов в снаряженном
состоянии — на уклоне до 31% включительно.
Рулевое управление.
3.21 суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения: легковые автомобили и
созданные на их базе грузовые а\м и автобусы — Юградусов; автобусы — 20 градусов; грузовые а\м —
25 градусов;
3.22 имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения
не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство
фиксации положения рулевой колонки.
3.23 неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления.
Внешние световые приборы.
3.24 количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не
соответствуют требованиям конструкции транспортного средства;
3.25регулировка фар не соответствует ГОСТу Р 517;
3.26не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели;
3.27 на световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не
соответствующие типу данного светового прибора; 3.28установка проблесковых маячков, способы их крепления и видимость светового сигнала не
соответствуют установленным требованиям; 3.29спереди транспортного средства установлены световые приборы с огнями красного цвета или
световозвращатели красного цвета, а сзади — белого цвета, кроме фонарей заднего хода и освещения
регистрационного знака, световозвращающих регистрационного, отличительного и
опознавательного знаков.
Стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла.
3.30. не работают в установленном режиме стеклоочистители;
3.31. не работают предусмотренные конструкцией транспортного средства стеклоомыватели.
Колеса и шины.
3.32шины легкового автомобиля имеют остаточную высоту рисунка протектора менее-1,6мм, грузовых
а\м — 1мм, автобусов -2мм, для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка
протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей;
3.33 шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также
расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
3.34отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые
нарушения формы и размеров крепежных отверстий;
3.35 шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;
3.36на одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций
(радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора,
ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.
Двигатель.
3.38нарушена герметичность системы питания;
3.39 неисправна система выпуска отработанных газов;
3.40 нарушена герметичность системы вентиляции картера.
Прочие элементы конструкции.
3.41 Количество, расположение и класс зеркал заднего вида не соответствуют ГОСТу Р,
отсутствуют стекла, предусмотренные конструкцией транспортного средства;
не работает звуковой сигнал;
3.42 установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с
места водителя;
3.43 не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова или кабины, запоры бортов
грузовой платформы, запоры горловин цистерн и пробки топливных баков, механизм регулировки
положения сиденья водителя, аварийный выключатель дверей и сигнал требования остановки на
автобусе, приборы внутреннего освещения салона автобуса, аварийные выходы и устройства
приведения их в действие, привод управления дверьми, спидометр, тахограф, противоугонные
устройства, устройства обогрева и обдува стекол;
3.44 отсутствуют предусмотренные конструкцией заднее защитное устройство, грязезащитные фартуки
и брызговики;
\
3.45 неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также
отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи).
3.46Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом а\м медицинская аптечка, огнетушитель, знак
аварийной остановки по ГОСТу ; на грузовом а\м с разрешенной максимальной массой
свыше 3,5тонн и автобусах с разрешенной максимальной массой свыше 5тонн- противооткатные
упоры (должно быть не менее двух);
3.47Неправомерное оборудование транспортных средств проблесковыми маячками и специальными
звуковыми сигналами, либо наличие на наружных поверхностях транспортных средств специальных
цветографических схем, надписей и обозначений, не соответствующих государственным стандартам
РФ;
3.48Отсутствуют ремни безопасности и подголовники сидений, если их установка предусмотрена
конструкцией транспортного средства;
3.49Ремни безопасности неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке;
3.50Не работает держатель запасного колеса, лебедка и механизм подъема-опускания запасного колеса.
Храповое устройство лебедки не фиксирует барабан с крепежным канатом;
3.51 Нарушена герметичность уплотнителей и соединений двигателя, коробки передач, бортовых
редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи, систем охлаждения и
дополнительно устанавливаемых на транспортное средство гидравлических устройств;
3.52государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не
отвечает ГОСТу Р;
3.53 в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения ГИБДД или иных
органов, определяемых Правительством РФ;
3.54 при выпуске и возврате автомобилей собственноручно проставлять показания спидометра;
В случае ДТП обязан: сообщить о происшедшем ДТП руководителю предприятия, главному инженеру
ГИБДД;
-принять меры для доставки, а\м на территорию предприятия;
-вызвать дежурного водителя тягача и ответственное лицо;
-опросить водителя о случившемся происшествии, ДТП;
Для соблюдения пожарной безопасности на предприятии обязан производить проверку соблюдения
требований к подвижному составу (ВППБ ):
-каждый а\м должен иметь исправный огнетушитель (углекислотный, порошковый);
-автобус должен быть укомплектован двумя огнетушителями: один в кабине у водителя, второй в
пассажирском салоне автобуса;
-автобус должен быть оборудован работоспособными аварийными выходами, снабженными
соответствующими табличками;
-автомобили с пневматическими тормозными системами должны ставиться в помещение на хранение
только с исправной пневматической тормозной системой, обеспечивающей возможность быстрой
эвакуации, а\м в случае пожара.
В целях предотвращения возникновения пожара запрещается: — Допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
-оставлять в кабине и на двигателе использованные обтирочные материалы (ветошь и др.);
-эксплуатировать а\м с неисправными приборами системы питания;
-подавать при неисправной топливной системе бензин в карбюратор непосредственно из емкости через
шланг или иными способами;
-курить в непосредственной близости от приборов системы питания (топливных баков);
-ставить а\м на хранение с неисправной электропроводкой, системой питания и включенным
отключателем массы (где он имеется);
4права дежурного механика: