Метод цицерона
Цитата сообщения Ирцейс Развитие памяти: метод Цицерона
Как Вы думаете, сколько слов вы можете запомнить услышав или прочитав их один раз?
Проверим?
Перед вами список слов. Ваша задача – прочитать их в течение одной минуты, а затем записать все слова, которые удалось запомнить.
Кошка
Солнце
Пакет
Клякса
Пылесос
Письмо
Монитор
Печь
Цирк
Белка
Крыша
Пирамида
Молоток
Мимоза
Теннис
Реклама
Тайна
Стебель
Нож
Торт
Итак, сколько слов удалось запомнить? Обычный человек запоминает 7-9 слов. Ну или 10, не больше. А хотите легко запомнить все 20? То есть увеличить объем запоминаем информации более чем в 2 раза! Спросите а зачем Вам это? Ну, например, чтобы удивить друзей на вечеринке Хотя, разумеется, есть и более практичное применение – собственно из необходимости запомнить ключевые моменты своего выступления и родился метод с которым мы хотим Вас познакомить. Называется он метод Цицерона, или метод Римской комнаты.
Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.
Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.
Метод Цицерона
Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.
Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая Должна быть очень хорошо знакомой.
Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить.
Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру, и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.
Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. Упражнения №1—3). Метод Цицерона очень похож на метод связанных ассоциаций, когда с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается почти то же самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.
Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать.
Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Оставшееся слово «лес» надо связать с книжными полками. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.
Главное — перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться).
Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и то же помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.
Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами. А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали.
Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две цифры, расставляя предметы, обозначающие их, по два в одном месте, например, слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. В дальнейшем, когда вы узнаете про цифро-буквенный код вы сможете связывать с одним местом сразу 4 цифры. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры, но об этом тоже чуть позже.
Для овладения методом Цицерона достаточно 2—3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими Другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место: аудитория, музей, кабинет начальника — могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций.
Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.
Наоборот, если ваша цель — детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае, когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности: ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете.
*** Упражнение 1.
Запомните следующие слова, используя метод Цицерона и связывая их с деталями той комнаты, в которой вы сейчас находитесь: ТРАВА, БИГУДИ, ПОПЛАВОК, ШИПОВНИК, КАЛЕНДАРЬ, АЛЬБОМ, ЛУКОВИЦА, РЕЦЕПТ, РАСЧЕСКА, ПОДУШКА, ЭСКАЛАТОР, ФОНАРЬ. Обводя взглядом комнату, попробуйте воспроизведите слова, которые запоминали.
*** Упражнение 2.
Следующий ряд слов попытайтесь запомнить, также применяя метод Цицерона, однако сейчас используйте для запоминания слов не ту комнату, в которой находитесь, а любую другую, обстановку которой знаете хорошо. (Не забудьте, что с деталями комнаты, которые вы будете использовать для запоминания слов, надо определиться заранее). НОЖНИЦЫ, МОЛОКО, СЦЕНА, БАБОЧКА, КОЛЕСО, ГАЛСТУК, ПРУЖИНА, ЕЖ, КЛЕЙ, КАПЮШОН, КАРАМЕЛЬКА, ШИЛО.
*** Упражнение 3.
В этом упражнении потренируйтесь в запоминании последовательности цифр методом Цицерона. 4 7 2 1 1 8 9 3 5 5 0 6 3 7 6 4 7 9 0 8
*** Упражнение 4.
Попробуйте выполнить обратную задачу — запомнить схему (обстановку) комнаты, изображенной на картинке, используя для ее запоминания любой хорошо известный вам ряд слов. (Напомню, что в качестве такого ряда может выступить список ключевых слов хорошо известной вам песни, басни, стихотворения). В обстановке комнаты попытайтесь запомнить не только входящие в нее элементы, но и что где расположено. Для этого «обходите» комнату последовательно.
Источник
Давайте ещё раз пройдемся по основным моментам техники развития памяти — метод Цицерона
Выделение опорных образов методом Цицерона
![]() |
Определите для себя последовательность помещений в вашей квартире, квартире ваших знакомых или в офисе. Например, всегда вспоминайте помещения в следующем порядке: коридор, ванная, кухня, маленькая комната, большая комната. |
Сосредоточьте внимание на каком-либо одном помещении. Например, вспомните коридор в своей квартире. Мысленно обойдите коридор по периметру (всегда в одном направлении — по часовой стрелке) и вспомните 10 разных объектов. Проделайте то же самое в других помещениях вашей квартиры. Выделите по 10 образов в ванной комнате, на кухне, в маленькой комнате, в большой комнате. В результате вы сможете последовательно вспоминать 50 образов. Вспоминаете 10 образов в коридоре, затем переходите к припоминанию 10-ти образов в ванной, затем вспоминаете 10 образов на кухне и так далее. |
Закрепите в памяти выделенные вами образы и их последовательность путем многократного ПРИПОМИНАНИЯ. Если вы заранее подготовили «матрицу образов», то можете начинать упражнение.
Как запоминить?
Запоминание списка слов с помощью метода Цицерона заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.
Как вспомнить?
Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении «Пары слов»: вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.
Тройки слов
Зачем это нужно?
В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов. Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е. является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.
Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления. При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики. Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.
Запоминание троек
Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы . Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.
Пример создания образов из трех различных объектов
Первое слово | Второе слово | Третье слово |
абажур | кулак | бабочка |
кино | кроссворд | писарь |
гипс | ворона | воля |
Абажур — Кулак — Бабочка- на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.
Кино — Кроссворд — Писарь- на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.
Гипс — Ворона — Воля- дальше в вашей матрице на обломках гипсовой клетки. довольная ворона, каркая, наслаждается волей.
Тексты
Запоминание текстов метода Цицерона можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т.д. Ниже описан процесс запоминания.
Запоминание текста осуществляется в три шага
1. Разбейте текст на отдельные смысловые участки.
2. На каждом участке выберите несколько ключевых слов.
3. Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице
Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:
1. Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ
2. На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ
3. По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом
Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.
Важно!
а) образы «ставятся» на хорошо освещенные места;
б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.:
г) выделяемые вами зрительные образы НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ. Повторяться могут названия предметов.
Теория онлайн-курса «Мнемотехника для начинающих»
Метод Цепочка | Метод Цицерона
Содержание
- Метод Цепочка
- Метод Цицерона
- Вот несколько важных правил метода Цицерона:
- Как пользоваться методом Цицерона
- Прогулка по Римской комнате, или методика Цицерона
- Советы для запоминания информации
- Обход помещений
- Эффективность приемов быстрого запоминания
- Пример использования
- Основные преимущества метода Цицерона
- Как проложить дорогу Цицерона и построить римскую комнату
- Правила проведения игры Алгоритм Цицерона
- Практическое задание
- Использование метода Цицерона и римской комнаты
Метод Цепочка
Образы связываются в ассоциации попарно. Размеры образов примерно одинаковые в каждой паре. Когда вы образовали связь между первым и вторым образом, первый образ убирается из сознания переносом внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д.
Метод Цепочка — это один из самых простых мнемотехнических приемов. Суть его заключается в попарном соединении образов. При этом относительные размеры образов в каждой паре одинаковые – большие, а сами образы – яркие и запоминающиеся. Вы образовывайте связь между первым и вторым образом, а затем убираете из сознания первый образ путем переноса внимания на второй. После этого образуется взаимосвязь между вторым и третьим образом и т.д. В каждой паре образов необходимо четко различать первый и второй образ пары.
Второй образ пары проникает в первый.
Второй образ пары находится сверху.
Второй образ пары находится справа.
Всегда образуйте связи четко по определенной системе. Если ассоциация горизонтальная — первый образ размещайте слева.
Если ассоциация вертикальная — первый образ размещайте внизу.
Если образы при соединении проникают друг в друга — помещайте второй образ в первый. При припоминании считывайте образы в том же порядке.
Например, нам нужно запомнить список покупок: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Крупно, ярко представьте себе свежий, хрустящий батон — а на нем сверху лежит пакет молока. Секунду-другую рассматривайте эту связь, а затем связывайте пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируете связь и переходите к соли. Когда вы вспоминаете первый образ — батон, в памяти неизбежно всплывет ‘молоко’, молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.
Метод цепочки не требует предварительного запоминания системы опорных образов, его можно использовать без подготовки. Однако этим приемом сложно запоминать последовательности с повторяющимся элементом. Кроме того, если вы забудете одно звено, то произойдет обрыв цепочки и вам не удастся вспомнить остальные элементы.Поэтому роль цепочки в современной мнемотехнике — скорее вспомогательная и тренировочная. Но в повседневной жизни (запомнить список дел, список покупок, порядок действий по инструкции) цепочка может употребляться весьма часто.
При выполнении тренировочных упражнений вы можете запоминать длинные последовательности образов, когда длительная сохранность связей не важна. В этом случае количество связываемых образов практически не ограничено — можно связать десятки и даже сотни образов.
Метод Цицерона
Мы с вами регулярно видим одни и те же зрительные образы – предметы в квартире, объекты на улице, по которой мы постоянно возвращаемся домой и т.д. Это и есть опорные образы из которых формируются естественные ассоциации. Так как связи между объектами, которые мы регулярно видим, уже существуют в нашем мозге, их запоминать не требуется. Мы их и так помним. Нужно лишь хорошо закрепить в памяти последовательность знакомых нам образов, то есть много кратно их повторить. То есть запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. А затем достаточно вспомнить эту комнату и воспроизвести необходимую информацию. В этом и заключается суть метода Цицерона или метода Римской комнаты.
Этот метод назван в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории. Марк Тулий Цицерон (106-43гг. до н.э.)- государственный деятель Римской империи, прославился тем, что никогда не использовал в своих публичных выступлениях записи или подсказки. Цицерон воспроизводил по памяти множество фактов, дат, исторических событий и имен. Для того, чтобы запомнить в строго выверенной последовательности подготовленное выступление, Цицерон разбивал свою речь на части и каждую часть готовил в одном из своих многочисленных покоев. Непосредственно на выступлении с речью Цицерон мысленно прохаживался по своим многочисленным покоям по определенному маршруту, и это помогало ему чётко вспомнить ту часть речи, которую он там готовил.
Согласно другим источникам, корни этого метода уходят еще в Древнюю Грецию (поэт Симонид с успехом применял эту технику). Якобы Симонид случайно выбрался живой из под обломков кровли, которая обвалилась на большую пирующую компанию. Родственники погибших просили Симонида указать, в какой части разрушившегося здания искать тела близких. Поэт, вспоминая, обнаружил, что ему удалось назвать почти всех благодаря знакомым деталям обстановки в помещении. Он счёл это наблюдение ценным и впоследствии развил мысль.Таким образом, метод Цицерона является самым древним из всех известных на сегодняшний момент техник запоминания.
Научимся выделять опорные образы методом Цицерона на следующем примере.Рассмотрим вашу квартиру (дом). Определите для себя последовательность помещений. Например, запоминайте помещения в следующем порядке – коридор, ванная комната, кухня, большая комната, спальня, балкон.
Затем, вам необходимо сфокусировать свое внимание на каком-то одном помещении и мысленно обойти его по периметру ( причем всегда в одном направлении- почасовой стрелке). Вспомните 10 объектов в этом помещении.
Теперь проделайте тоже самое в других помещениях и в каждом выделяйте по 10 образов (например, предметов мебели).
В результате вы запомните последовательность из 50 объектов. То есть вы закрепите в памяти выделенные образы путем многократного припоминания.
Вот несколько важных правил метода Цицерона:
Зрительные образы, которые вы выделяете, не должны повторяться. Повторяться могут только названия предметов, а образы должны быть разными.
Вам необходимо вытянуть из вашего мозга уже имеющиеся в нем связи. Поэтому выделяйте образы, вспоминая их. Пытайтесь подобрать такие образы, чтобы из них можно было выделить по пять подобразов.
Испытайте метод Цицерона при подготовке своего выступления или при запоминании какого-либо текста.
Последовательность работы с текстом следующая:
Прочтите текст и ответьте на вопрос, о чём он.
Разбейте текст на несколько смысловых частей.
Запомните каждую часть текста в разных комнатах своей квартиры или дома, определив чётко порядок следования по ним (прихожая — ванна — туалет — кухня — гостиная — детская — спальня)
Вслух воспроизведите весь текст с учётом последовательного изложения частей.
Демонстрация метода на примере сказки Колобок
1) разобьем сюжет сказки на 6 смысловых частей и каждую представим образом:
мука — колобок на дороге — заяц — волк — медведь — лиса ест колобка
Эти образы в мнемотехнике называются вспомогательными. Они кодируют информацию, которую мы хотим запомнить.
Образ места, который уже существует в нашей памяти и мы его очень хорошо знаем, в мнемотехнике называется опорным образом.
3) повторяем сказку, используя вспомогательные образы, чтобы вспомнить сюжет, и опорные образы, чтобы вспомнить последовательность событий.
Запоминая, важно представлять каждый образ чётко, крупно. Не думайте, что на эту операцию придётся затратить много времени. Для того, чтобы отложить в памяти одну пару образов, вполне хватит нескольких секунд. Прием Цицерона так прост, что некоторые специалисты даже рекомендуют обучать ему дошкольников.
Преимущество метода Цицерона перед, например «Цепочкой», кроме того, заключается в следующем:
— в методе Цицерона используются очень хорошо знакомые нам образы
— в приеме ‘Цепочка», чтобы добраться до какого-то элемента последовательности, необходимо перебрать всю последовательность, в методе Цицерона можно перемещаться по запоминаемому материалу гораздо свободнее.
Данный метод также удобно использовать при запоминании длинных стихов или поэм. Попробуйте применить его на практике и Вы убедитесь, что это действительно работает!
*При подготовке статьи использовались материалы https://mnemonikon.ru В. Козаренко
Как пользоваться методом Цицерона
Данный прием включает в себя три этапа:
-
Создание матрицы
-
Закрепление матрицы
-
Привязка
На первом этапе необходимо создать опорные образы – хорошо знакомые предметы, к которым будут привязаны сведения для запоминания. Можно выбрать только одну комнату, а можно целую квартиру или офис, а также дорогу в магазин или путь на работу. Еще один вариант – создать воображаемое помещение и выбрать обстановку в соответствии с собственным вкусом и пожеланиями. Поскольку оно существует лишь в мыслях и воображении, не стоит себя ограничивать.
Рекомендуется запомнить и впоследствии соблюдать очередность образов, например, продвигаться только в направлении часовой стрелки или проложить маршрут по левой стороне улицы
Это требуется для того, чтобы не запутаться в том, что уже есть в системе образов, а чего еще нет, а также, чтобы не пропустить что-нибудь важное в комнате.. Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти
Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.
Этап закрепления предполагает укоренение опорных образов в памяти. Рекомендуется пройтись по комнате или выбранному пути несколько раз и зафиксировать очередность образов. Можно делать это только в мыслях. Эти действия закрепляют воображаемую основу, на которую будет нанизываться новая информация.
На этапе привязки требуется соотнести необходимые для запоминания слова с предметами в помещении. К примеру, нужно закрепить в памяти следующие слова: кошка, солнце, сердце, огурец, свеча. При использовании обстановки комнаты все будет выглядеть примерно так: Я иду к окну и вижу на подоконнике пушистую кошку, в окно ярко светит солнце, смотрю на стену и вижу большое красное сердце, на полке шкафа лежит свежий зеленый огурец, а возле зеркала горит огонек свечи.
Такая привязка поможет без проблем запоминать даже объемные пласты текста. Нужно тренироваться использовать систему образов: мысленно переставлять их в комнате от первого к последнему, потом наоборот – от последнего к первому. Подобный прием способствует ускорению возникновения мысленных образов, составляющих всю систему.
Преимущества метода
Примеры, описанные выше, помогают понять, как работает метод, но использовать его можно и даже нужно для более сложных задач. Например, для запоминания текста для выступлений, учебных материалов, плана на день, очередности звонков по телефону, которые нужно совершить, и так далее.
Плюс метода Цицерона в том, что в случае, когда материал для запоминания представляет собой связанный логически текст, а не обычный набор случайных слов, есть возможность многократно использовать одну и ту же комнату. При этом ряды основных моментов не смешаются между собой, и восстанавливать в памяти сведения по определенной теме будет довольно легко.
Еще одно достоинства метода, основанного Цицероном, заключается в том, что для его освоения достаточно всего нескольких тренировок, причем пользоваться им вполне возможно в любом месте. Отпадает необходимость в придумывании ассоциаций и долгом восстановлении цепочки, нужно только вспомнить знакомую комнату или взять на вооружение то помещение, в котором вы находитесь в данный момент.
Для запоминания информации следует разглядывать комнату и размещать главные слова и моменты по очереди. При необходимости воспроизведения материала достаточно воскресить в памяти обстановку помещения, и требуемые сведения мысленно всплывут как будто сами собой. Это намного легче, чем вспоминать содержание лекции и доклада по памяти.
Прогулка по Римской комнате, или методика Цицерона
Известность Цицерона распространялось по древнему Риму и миру со скоростью света. Его талант ораторского искусство до сих пор ставят в пример современникам. Он обладал уникальным талантом – выступал перед огромнейшей аудиторией, не используя полсказки, записи и иные материалы. Однако был ли это дар или же кропотливый труд над развитием навыков запоминания?
Именно его методику мы рассмотрим в следующих разделах, т.к. он является самым древним методом запомнить любую информацию. Если вы овладеете им, то сможете легко удерживать даты, цифры, слова, фразы и иную информацию. Однако стоит помнить, что главным условием достижения результата – систематический труд, т.е. заниматься нужно каждый день.
Смысл методики
Методы запоминания от Цицерона обладают конкретным смыслом, заключающийся в создании матрицы образов, которые помогают запомнить большие объемы данных, а не только один фрагмент. Первое, что нужно сделать, это сформировать систему, в которой будут строиться образы.
Презентация на тему: «Основы метода ассоциаций»
Этой системой может быть что угодно:
- помещение;
- участок;
- тропинка;
- знакомая обстановка и т.п.
Если работа происходит с комнатой, то следует мысленно вспомнить все предметы, которые находятся в ней. Желательно в упорядоченном характере. К примеру, по движению часовой стрелки или от одной стены до другой. Не стоит усложнять задание при создании системы для ассоциаций, выбирайте то помещение, что вами хорошо изучено, тогда следующие уровни не вызовут затруднений.
Некоторые авторы предлагают создание кардинально нового помещения, т.е. человек мысленно создает новое жилище, делает планировку и расставляет мебель. Это будет являться плодом вашей фантазии, а значит справится с задачей вам будет легче.
Работая с системой образов «тропинка» можно формировать множество образов, т.к. у такого пути нет конца. В этом случае, Вам нужно по мере движения по системе, перебирать предметы, которые будут встречаться: хижины, камни, люди, цветы, лавки, животные и др.
6 занимательных тестов, которые помогут убить время в очередиОбразование за границей: чему учат и как воспитывают детей — подборка интересных статейМинтруд будет контролировать, куда устроились выпускники вузов
В качестве системы можно выбрать абсолютное любое удобное место, важное условие – корректно выполнить разбивку на отдельные образы. Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему
Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось»
Перед началом практики, необходимо четко определиться со схемой, по которой вы будет обходить выбранную систему. Движения не должны быть хаотичными – вы должны упорядочить обход комнат, чтобы не испортить все, что так долго «собиралось».
Важный момент: выберите определённую последовательность движения и задайте тем предметам, что есть в системе ключевые фрагменты речи выступления или презентации.
После того, как Вы создали систему, наполнили ее предметами и задали ключи, следует несколько раз обойти систему (комнату, дорогу…) и воспроизвести заданные критерии. Это же необходимо сделать непосредственно перед презентацией. Цицерон перед каждым выступлением также обходил комнаты и воспроизводил образы.
По истечению определенного времени, каждый кто использовал данную технику, сможет активизировать свою память в нужный момент, прибегая к удобной матрице образов.
Советы для запоминания информации
Невзирая на технику, которую вы выберете, важно вникнуть в суть метода и применять его так часто, как можно. Профессионала сферы мнемоники поделились секретами работы по методу Цицерона:
- Нужно применять только интересные связи, насыщенные эмоциями. Помните, что обыденное и неинтересное быстро забывается. Используйте парадоксы, сатиру и юмор при создании собственной матрицы.
- Применяйте эротические образы. Не секрет, что именно такие образы особенно ярко поступают в наш мозг в виде сигналов. Кстати, маркетологи уверяют, что рекламные плакаты с красивой сексуальной девушкой воспринимаются и запоминаются лучше.
- Изменяйте характеристики объектов на тропе/помещении/местности. К примеру, окно пусть будет воздушным, а стул – колючим.
- Парадоксируйте характеристики объектов. Не кладите пижаму в шкаф, а засовывайте шкаф в пижаму.
- Все ориентиры на себя: тетрадь несите в кармане, привяжите телевизор к руке.
- Изменяйте форму и размер предметов. Как в примере со шкафом и пижамой.
В результате у вас должен получится следующий мысленный путь (повесть), как пример:
Открыв окно, я обратила внимание на ШТОРУ, застрявшую в створке окна. Далее, я заметила раскиданные ОТКРЫТКИ на диване, они были влажные
На шкафу стояла абрикосовая СМЕТАНА, в ней сидела ПТИЦА. На телевизоре лежала УПАКОВКА, а в ней сидел щенок, который разевал РОТ. К лапе его был привязан ФЕН, стоящий на БУБНЕ. На пуфе стояла маленькая КНИГА с изображением полуобнаженной эротической брюнеткой, в ногах которой стоял ДИНАМИК.
Для успешного воспроизведения по методу Цицерона, следует еще раз сделать обход выбранной системы и убрать вышеупомянутые объекты. Просто? Конечно. Однако здесь требуется вдумчивое изучение тех слов, что вы уже запомнили. Затем, проделайте самостоятельно, не используя подсказки. Мы верим, что у Вас всё получится!
Обход помещений
Далее по методу Цицерона необходимо запомнить каждый из выделенных разделов информации. Причем сделать это необходимо в различных комнатах своего дома или квартиры. Порядок следования по ним должен быть строго определен. Например, из прихожей нужно переходить в ванную, из нее — направляться в туалет, далее следовать на кухню, пройти через гостиную, посетить детскую и завершить свой маршрут в спальне. Текст в таком случае должен быть воспроизведен с учетом последовательной подачи всех его частей. А для лучшего запоминания конкретной информации потребуется мысленно обходить каждую из комнат. При этом в ее определенных местах должны быть размещены конкретные данные, которые впоследствии можно будет с легкостью воспроизвести. Для начала так же, как это делал и сам автор методики, рекомендуется походить по комнате и мысленно расставить в ней все необходимые элементы. Таких тренировок понадобится лишь несколько. После этого образ комнаты человек легко начинает воспроизводить в своей памяти, мысленно вспоминая все те предметы, которые находятся в ней.
Метод Цицерона основан на принципе пространственного воображения, и для его максимально эффективного применения важно сохранять последовательность движений по помещению. Маршрут, например, может быть проложен по часовой стрелке или же в направлении от одной стены к другой
Усложнять себе задание при использовании метода Цицерона не стоит. Для запоминания информации необходимо выбрать для себя то помещение, которое уже достаточно хорошо изучено.
Вместо дома или квартиры может быть выбран, например, офис. Использовать можно и дорогу в ближайший магазин или на работу. Систему образов можно создавать и на воображаемой тропинке. Это позволит запоминать любое количество информации, так как у такого пути конца просто нет. Еще одним вариантом является создание воображаемого помещения. Его интерьер может быть выбран в соответствии с собственными пожеланиями и вкусом. Ограничивать фантазию при этом не стоит. Ведь помещение существует только в воображении и в мыслях.
Эффективность приемов быстрого запоминания
Когда информация трудна для восприятия, а время ограничено, на помощь приходят рациональные приемы запоминания. Освоив их, человек может работать с любым материалом за короткий срок.
Как наиболее эффективные, можно предложить приемы, отлично зарекомендовавшие себя в мнемотехнике.
Например, такой прием, как рифмование текста широко используется при создании рекламы. Всем известно, что зарифмованные фразы рекламы, независимо от желания человека, врезаются в память и остаются там надолго. То же самое можно произвести с любым материалом
Поэтому, когда человек сталкивается с важной, но нелогичной, трудно запоминаемой информацией, можно ее зарифмовать
Классический пример — рифма при заучивании одиннадцати глаголов исключения (гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, а ещё вертеть, смотреть, и зависеть, и терпеть).
Подобно этому используется придуманная рифмованная фраза, помогающая при изучении падежей: «Иван Рубил Дрова, Варвара топила печь». Аналогично можно зарифмовать правила русского языка: «уж замуж невтерпеж».
Такими же актуальными являются другие методы запоминания. Например, часто используется прием аббревиатуры, служащий для лучшего запоминания различных объектов, не связанных между собой. Всем известна популярная фраза при изучении цветов радуги.
Техника запоминания при помощи аббревиатуры полезна тем, что позволяет не только сокращать длинные фразы, но и фиксировать их надолго в сознании, например, при названии государственных, учебных учреждений или научных понятий: вуз, сопромат, ГИБДД, ГЭС, ЕГЭ.
Чтобы создать свою аббревиатуру, можно придумать незамысловатое осмысленное предложение, все слова которого будут начинаться с первых букв запоминаемых слов.
В психологии считается, что оптимальными являются классические техники запоминания информации — пиктограммы, ассоциации, активное повторение.
Технология метода пиктограмм построена по принципу выделения ключевых слов, на которые потом придумывается образ. При его зарисовке возникает зрительная ассоциация. Художественных навыков здесь не требуется, просто пиктограмма должна напомнить ключевое выражение или слово.
Ассоциации – проверенная временем технология запоминания, когда устанавливается связь между объектами. Она активно используется для людей любого возраста. Сущность этого метода запоминания в том, что при появлении в сознании одного объекта, вспоминается другой.
Ассоциации могут быть разных видов, например, цепочки, ассоциативные связи, «матрешка». Подбор их зависит от содержания запоминаемого материала.
Данная техника запоминания может служить при работе над последовательностью слов, при фиксировании чисел, телефонов, дат.
Иногда бывают затруднения при составлении связей между объектами. Тогда специалисты рекомендуют создавать самые необычные, даже абсурдные связи, которые даже лучше запоминаются.
Прием активного повторения предполагает многократное воспроизведение уже запомненного материала. Полученные знания воспроизводятся мысленно или устно только из памяти для того, чтобы их сохранить надолго, возможно, навсегда. Примером могут служить стихотворные строки, правила, теоремы, анекдоты, извлекаемые из памяти при каждом удобном случае. Точно также можно использовать активное повторение для любого материала.
От природы человеку дана память, которую нельзя считать совершенной. Но, чтобы активно пользоваться приобретенными знаниями, сохранять их в памяти, добиваться, чтобы они становились систематическими, более глубокими, необходима специальная работа для формирования навыков запоминания. Приобретя знания, призвав на службу воображение, мышление, каждый может сам придумать приемы, облегчающие запоминание информации.
Пример использования
Давайте рассмотрим на наглядном примере, как использовать методику Цицерона по запоминанию информации.
Возьмем десять слов, необходимые для запоминания (цифры, события, тезисы выступления, иностранные слова). К примеру, это будут следующие слова: штора, открытка, птица, сметана, упаковка, рот, фен, бубен, книга, динамик. Нужно задать их на конкретные предметы выбранной системы (например, комната). Далее, приступаем к следующему уровню задания.
Возьмите лист, карандаш и запишите все объекты, находящиеся в комнате
Не важно сколько их будет. Главное, что они создают «ниши» для нашей матрицы
Помимо этого, следует запомнить их местонахождение и в каком порядке они находятся. Приблизительный список предметов в комнате: окно, диван, шкаф, телевизор, пуф, торшер, кресло, этажерка, полка, рояль, печь, палас и другое.
Третьем этом является соединение слов из п.2 с местами со списком тезисов для запоминания.
Основные преимущества метода Цицерона
Одним из главных преимуществ метода является быстрота и легкость освоения. Обычно, чтобы обучиться ему и запомнить нужную лекцию, доклад или речь, необходимо просто несколько раз потренироваться. Этот метод универсален, его можно применить в любом месте, будь это зал для проведения конференций или аудитория для чтения лекции. Не нужно заучивать целый текст или его отдельный блок. Достаточно мысленно представить себе свою комнату, рабочий кабинет или привычный маршрут.
Благодаря тому, что запоминаемая информация представлена в виде логически и последовательно связанных данных, одну и ту же комнату можно использовать неоднократно. Причем ассоциативные ряды не перемешаются, что позволит легко воспроизвести в памяти нужную информацию.
По сравнению с методом ассоциаций данный способ запоминания более эффективен при необходимости запомнить сложный и большой объем информации.
Когда необходимо подготовиться к важному докладу или презентации, метод Цицерона станет отличным инструментом для достижения поставленной цели. Причем не нужно обладать феноменальными способностями или отличной памятью
Требуется только упорство, фантазия и несколько тренировок.
Как проложить дорогу Цицерона и построить римскую комнату
Шаг первый – выберите помещение/путь
хорошо знакомый вам путь
В отличие от метода Цицерона, римская комната — это хорошо знакомое вам помещение (опять же, реальное или придуманное), как и во дворце памяти. Главное отличие римской комнаты от дворца памяти — здесь вы должны не просто находиться в каком-то помещении/здании, а ходить по нему по четко проложенному маршруту. Например, представьте собственную комнату и передвигайтесь по ней по часовой стрелке (или против часовой стрелки), возьмите «маршрут», который вы проходите, когда возвращаетесь домой с работы: кладете ключи на полку, вешаете куртку, снимаете сапоги…
Шаг второй – привяжите образы к опорным пунктам
Также как и во дворце памяти, обозначьте на вашем пути некие ключевые точки, так называемые опорные образы. Для метода Цицерона это могут быть автобусная остановка, палатка, интересное здание или другой примечательный объект, для римской комнаты — мебель и предметы интерьера помещения. Следующий шаг — через яркие визуальные образы привязать к опорным пунктам непосредственно запоминаемую последовательность (факты или мысли). Но прежде чем начать привязку, пройдитесь по маршруту несколько раз, отмечая по пути все выбранные точки. Начинайте размещать объекты только тогда, когда вы четко ориентируетесь по маршруту и можете с легкостью назвать все опорные пункты.
ассоциации по дороге Цицерона и римской комнате должны быть такие, которые ближе именно вамЕсли вы не уверены, что у вас получится освоить данную мнемотехнику или что результаты могут оказаться не такими высокими, ознакомьтесь с выступлением Джошуа Фора «Трюки памяти, на которые способен каждый» (Joshua Foer «Feats of memory anyone can do»).
Правила проведения игры Алгоритм Цицерона
Проводи время в интернете с пользой:
Платные опросы позволяют зарабатывать без вложений 50 рублей за 10 минут!
Полный и подобный обзор всей интернет работы без вложений и с вложениями – заработок в интернете
Игра «Алгоритм Цицерона» одна из самых древних методов развить память. Она отлично себя зарекомендовала, как интеллектуальная и творческая игра.
Название игры к нам пришло от известного древнеримского оратора Марка Цицерона, который имел отличную память, никогда и ничего не записывал, полностью полагаясь на свою память.
Еще больше игр для любителей тренировать интеллект можно найти на странице сайта «Интеллектуальные игры для взрослых».
Играть в эту игру могут дети от 12 лет и взрослые. Игра «Алгоритм Цицерона» развивает человека в различных направлениях:
- Можно узнать много интересных фактов и событий из истории.
- Научится запоминать большой объем информации.
- Включать свое воображение.
- Развить ассоциативное и творческое мышление.
Метод Цицерона учит анализу обстановки, развивает мышление, позволяет тем самым глубже оценить любую ситуацию и задание
Это разговорная игра – самая простая в плане подбора инвентаря и количества участников. Отлично подойдет для «разогрева” перед более сложной интеллектуальной игрой. В нее можно играть на улице, дома, в офисе. В общем, там, где можно на что-то сесть и не мешать окружающим. Все что нужно, пару человек и желание поиграть в эту игру.
Для любителей разговорных игр также станет интересным описание игры «Слова – перевертыши» или «Определения».
Правила игры
Правила игры в «Алгоритм Цицерона» достаточно просты. Все участники оговаривают, о чем будут рассказывать. Но они должны придерживаться некоторого алгоритма: факт – причина – повод – событие – аналогии – выводы. Независимо от выбранной темы рассказа, он должен строиться на определенном алгоритме.
Обязательное условие – сделать так называемый «замкнутый круг”, сесть в круг, который уравнивает всех участников и делает игру психологически комфортной.
В первую очередь, надо создать некую матрицу образов. Отобрать образы из знакомой вам области, что бы облегчить запоминание последующего текста.
Самое простое – это использовать обстановку комнаты или места, где вы играете, выбрать последовательность запоминания. Таким образом, делается привязка предметов и вещей, которые потом легче воспроизвести в памяти.
Если нужно воспроизвести историю, то нужно просто фокусироваться на основных, памятных событиях в этом рассказе.
Любые вещи, можно превратить для себя в какой-то несуразный рассказ, который хорошо запоминается. Игра «Алгоритм Цицерона» позволит быстро и без особых усилий развить интеллект.
Метод Цицерона очень прост и универсален. Хватит всего лишь пару тренировок, что бы легко обучится этой прекрасной игре. Играйте, развивайтесь и получайте удовольствие от игры!
Разнообразить семейный досуг или вечеринки с друзьями поможет перечень развлечений представленных на станице «Игры для взрослых». Также познакомиться с развлечениями для людей разных возрастов можно здесь «Живые игры».
Практическое задание
Рассмотрим на примере, как с помощью системы римской комнаты можно запомнить список слов: пластилин, велосипед, рюкзак и бутылка. Перечисленные вещи расставляем по дому таким образом, чтобы они бросались в глаза, выделялись, находились в неправильном положении или месте. Велосипед переворачиваем и ставим под вешалкой, рюкзак вешаем на дверь, бутылку ставим на тумбочку и кладем в нее цветы, а пластилином заклеиваем зеркало в прихожей.
Такое расположение создает в нашей голове нестандартные ассоциации и надолго отложится в памяти.
На практике метод Цицерона применяется для более сложных и серьезных задач. С помощью него также можно запомнить телефонные номера, идущие строго по списку, цифры с множеством знаков, список покупок, отложить в памяти игральные карты, которые выходят из игры.
Интегрированное внеклассное мероприятие
(биология и информатика)
«Алгоритм Цицерона»
Цели и задачи:
- Подготовиться к изучению новой темы.
- Совершенствовать эффективность поиска информации в глобальной сети Интернет и навыки работы в текстовом редакторе Word.
- Развивать интерес к предмету, логическое мышление, связанную речь.
- Воспитывать культуру здорового образа жизни.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Постановка целей и задач, объяснение учителя
Здравствуйте!
Сегодня у нас с вами интегрированное занятие по биологии и информатике. Оно послужит первым шагом к изучению темы «Дыхание и здоровье человека» и поможет вам закрепить навыки поиска информации.
Скажите, знаете ли вы, что означает слово «интеграция»? Можете ли вы дать определение ему?
(наиболее вероятный ответ: нет)
В таком случае скажите, а где бы мы могли найти определение этому понятию, где бы вы стали искать?
(предполагаемый ответ: в интернете)
Да, как вариант; интернет содержит много полезной информации, но следует помнить, что там же встречается и недостоверная информация.
А я использовал альтернативный подход и нашел определение этому понятию в Толковом словаре русского языка Ушакова:
«Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития (научного)».
(В качестве примера альтернативного подхода к созданию определений можно ознакомиться с цитатой из «Звездных дневников Ийона Тихого» С. Лема – приложение №1)
Так вот, вашей задачей сейчас и будет объединить в целое информацию из различных источников. Для этого мы воспользуемся «алгоритмом Цицерона»
Древнеримский оратор Цицерон считал, что правильно построенная речь содержит ответы на семь вопросов:
Что? Как? Когда? Где? Чем? Зачем? Почему?
Эти вопросы и называют — «алгоритм Цицерона».
Работу по поиску информации на заданную тему построим на этом принципе. Конечно, не всегда можно подобрать ответы на все вопросы алгоритма, но
— надо постараться ответить на большую часть вопросов;
— при этом постараться, чтобы получился относительно связный текст.
Обратите внимание на:
— первый вопрос — «Что?», чёткий ответ именно на этот вопрос — почти половина определения;
— вопросы могут касаться не напрямую темы поиска, а лишь косвенно, вместе с тем, помогая в раскрытии основного вопроса;
— встречающиеся в тексте незнакомые вам слова обязательно (!) требуют пояснения, расшифрования с тем, чтобы вы четко понимали, о чем идет речь при ответе;
— попытайтесь найти определения этим словам, скопируйте их или запишите;
— если возможно, замените, подберите синонимы к трудно произносимым словам;
— для ответов используйте более чем 1 источник информации.
Итак, у вас на рабочем столе компьютера создана папка с условным названием Н1N1.
Внутри находится текстовый файл с точно такой же таблицей, как на экране.
Что? |
Где? |
Как? |
Когда? |
Чем? |
Почему? |
Зачем? |
В нее вы будете вносить (копировать) найденную информацию (т.к. впоследствии вам нужно будет создать презентацию, постарайтесь также найти подходящие иллюстрации. Сохраните их в папку Н1N1). Теперь переходим к поиску пояснений терминов в Интернет. Что же мы ищем? Информацию о гриппе А/Н1N1, т.н. свином. Искать нужные сайты можно как обычным путем — заходя на известные поисковые страницы (Яндекс, Рамблер, Google), так и с помощью знакомых энциклопедий, которым доверяете). Перед началом поиска подумайте, какие слова удобнее использовать в качестве ключевых и как правильно построить фразу запроса, чтобы найти именно те сайты, которые вас интересуют. Чтобы не рыться бесконечно долго, надо учитывать синтаксис поисковых запросов…
Не забудьте сохранить ссылки на те сайты, откуда вы почерпнули информацию.
На каждом столе находится технологическая карта, которая поможет вам в работе.
Приложение №2
Приступайте.
- Самостоятельная работа учащихся
(на поиск информации отводится 15-20 минут (работа, как правило, проводится парами), при этом учитель контролирует и корректирует учащихся, помогает, в случае необходимости)
- Обсуждение результатов
По окончании поиска, учитель просит какую-нибудь группу учащихся предоставить на «суд общественности», что у них получилось. Таблица с данными выводится на печать.
(Учитель указывает на технические ошибки, задает вопросы, корректирует выступление, помогает выстроить грамотную речь)
- Закрепление
В конце мероприятия проводится мини- викторина («верно-неверно») на тему:
Приложение №1
Станислав Лем. Звездные дневники Ийона Тихого. Путешествие четырнадцатое
…Взял у Тарантоги том «Космической энциклопедии» на «Э» и выписал статью об Энтеропии. Вот она:
«ЭНТЕРОПИЯ, 6-я планета двойного (красного и голубого) солнца в созвездии Тельца. 8 континентов, 2 океана, 167 действующих вулканов, 1 оргаст (см. ОРГАСТ). Сутки 20-часовые, климат теплый, условия для жизни хорошие, кроме периода смега (см. СМЕГ). Обитатели: а) Господствующая раса — ардриты, существа разумные многопрозрачногранные симметричные непарноотростковые (3), вид Siliconoidea, отряд Polytheria, класс Luminifera. Как и все политерии (см.), ардриты подвержены произвольному периодическому расщеплению. Создают семьи шаровидного типа. Система правления: градархия II-В, с введенным 340 лет назад Пенитенциарным Трансмом (см. ТРАНСМ). Высокоразвитая промышленность, главным образом пищевая. Основные статьи экспорта: фосфоризованные манубрий, сердцеклеты и лаудамы нескольких десятков сортов, рифленые и слегка опаленные. Столица: Этотам, 1400 000 жителей. Осн. промышленные центры: Гаупр, Друр, Арбагеллар. Культура люминарная с признаками старогрибизма вследствие впитывания реликтов цивилизации фитогозиан (грибковцев, см.), истребленных ардритами. В последние годы все большую роль в общественной и культурной жизни играют сепульки (см.). Верования: господствующая религия — монодрумизм. Согласно М., мир сотворен Множественным Друмой, принявшим облик Прадавней Плюквы, из к-й народились солнца и планеты во главе с Энтеропией. Ардриты возводят плюкированные храмы, постоянные и складные. Кроме монодрумизма имеется несколько сект, важнейшая из них — плакотралы. Плакотралы (см.) не верят ни во что, кроме Экзальтиды (см. ЭКЗАЛЬТИДА), да и то не все. Искусство: танцы (катальные), радиоакты, сепуление, околесная драма. Архитектура: в связи со смегом — пневматическо-дмесевая. Пневмоскребы достигают 130 этажей. На иск. лунах постройки, как правило, овицеллярные (яйцевидные). б) Животный мир. Фауна силиконоидального типа, осн. представители: мразивцы, дендроги дребенчатые, асманиты, курдли и скулежные осьмиолы. В сезон смега охота на курдлей и осьмиолов запрещена. Для человека эти животные несъедобны, за исключением курдлей (а у них — только участок зарда, см. ЗАРД). Водная фауна служит сырьем для пищевой промышленности, Осн. представители: инферналии (адюки), глопы, вшавки и сляксы. Достопримечательностью Энтеропии считается оргаст с его сумбуральной флорой и фауной, Единственный его аналог в нашей Галактике — алы в бедревных джунглях Юпитера. Как показали исследование школы проф. Тарантоги, жизнь на Энтеропии зародилась в пределах оргаста, из бальбазиловых залежей. В связи с массовой застройкой суши и вод следует считаться с возможностью скорого исчезновения остатков оргаста. Подпадая под парагр. 6 конвенции об охр. планетных древностей (Codex Galacticus, т. MCCCVII, ч. XXXII, стр. 4670), оргаст подлежит охране;…».
Здесь мне понятно все, кроме упоминаний о сепульках, трансме и смеге. К сожалению, последний том «Энциклопедии», вышедший из печати, кончается статьей «СИРОП ГРУШЕВЫЙ», так что ни о трансме, ни о смеге там ничего нет.
Все-таки я пошел к Тарантоге, чтобы прочесть о сепульках. Нашел следующие краткие сведения:
«СЕПУЛЬКИ — важный элемент цивилизации ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКАРИИ».
Я последовал этому совету и прочел:
«СЕПУЛЬКАРИИ — устройства для сепуления (см.)».
Я поискал «Сепуление»; там значилось:
«СЕПУЛЕНИЕ — занятие ардритов (см.) с планеты Энтеропия (см.). См. СЕПУЛЬКИ».
Круг замкнулся, больше искать было негде. Ни за что на свете я не признался бы Тарантоге в подобном невежестве, а никого другого спросить не могу. Жребий брошен — еду на Энтеропию. Отправляюсь через три дня.
Подумайте, в чём, по-вашему, альтернативность приведенного примера (-ов) из цитаты определению мутаций?
Приложение №2
№ |
Задание |
Действие |
Открыть папку «Н1N1». Переименовать файл Word в «Ф.1, Ф.2», указав фамилии сидящих за ПК |
Найдите на рабочем столе ярлык папки «Н1N1», открыть папку, переименовать файл Word, открыть файл, свернуть в трей. |
|
Работа с сайтами Интернета |
Открыть браузер, зайти в поисковую систему (предпочтительней Яндекс или Рамблер), продумать и ввести запрос в строке поиска. Прочитать краткую информацию под результатами запроса, зайти на подходящие сайты (открывать их лучше в фоновой вкладке). Из предложенного текста выберите информацию, соответствующую вашему вопросу. Скопируйте ее. Добавьте страницу в избранное. Работая по поиску иллюстраций, не забывайте про их размер, открывайте каждую, прежде чем сохранить) |
|
Работа с таблицей |
В соответствующие графы таблицы внесите скопированные данные. Обработайте их. Добиваясь связанного текста. Проверьте орфографию. Несколько раз прочитайте, что у вас получилось. Замените трудно произносимые слова синонимами. |
|
Завершение работы |
Закройте окна программ. ПК не выключайте. Сообщите учителю об окончании. |
Приложение№3
«ВЕРНО» — зеленая карточка
«НЕ ВЕРНО» — красная карточка
Утверждения (Согласны ли вы с утверждениями? Почему?):
- Лучше поскорей в этом сезоне переболеть, чтобы потом, в период эпидемии, не заразиться.
(Не верно, т.к. вирус постоянно мутирует, изменения происходят очень быстро, и человек может заболеть еще раз.)
- Стоит замерзнуть, промочить ноги, как обязательно заболеешь.
(Не верно, это ведет лишь к ослаблению иммунитета, само заболевание вызывает вирус, а не сырые ноги.)
- При малейших признаках недомогания нужно принять антибиотики.
(Не верно, антибиотики назначает врач и то крайних случаях. Нужно позволить организму самому побороть болезнь и лишь помочь ему, а не решить эту задачу
(с помощью антибиотиков) за него; и вообще не следует увлекаться самолечением.)
- Грипп не грозит, если держаться подальше от тех, кто чихает и кашляет.
(Верно. Основной путь передачи вируса – воздушно-капельный, но не забывайте и о том, что вирус может распространяться и контактным способом (через рукопожатии и предметы).)
- Принимай витамины, и грипп не страшен.
(Не верно. Витамины лишь средство укрепления иммунитета, но на возможное заражение повлиять они не могут.)
- В качестве профилактики надо чаще мыть руки с мылом.
(Верно. Один из путей передачи вируса – бытовой или контактный)
- Вирусы гриппа живут и размножаются в окружающей среде.
(Не верно. Вирусы – внутриклеточные паразиты и не размножаются вне клетки хозяина, хотя в окружающей среде могут существовать значительное время, образуя защитную оболочку.)
- Грипп тоже самое, что ОРВИ.
(Верно. Грипп одна из разновидностей острой респираторной вирусной инфекции)
- «И температуры не было, и на работу ходил, так, насморк, да, несколько дней кашлял и все.»
(Не верно. Симптомы в случае наличия иммунной защиты должного уровня могут быть не выражены, но сам при этом становишься источником заражения для окружающих.)
- Вирусная активность на данный момент спала, эпидемии нет, а значит, и заболеть гриппом уже нельзя. А уж если уже переболел, то вовсе не стоит беспокоиться, т.к. выработался иммунитет.
(Не верно. Даже если эпидемия обошла вас стороной и наблюдается спад вирусной активности, расслабляться не стоит, возможна и вторая волна эпидемии. Даже если уже переболел, то все равно можешь заболеть повторно, т.к. вирус быстро мутирует, он может «добраться» до вас из другой местности, например.)
- Грипп это ерунда. Не СПИД же, от этого не умирают.
(Не верно. По данным ВОЗ вирус гриппа гораздо большая угроза, чем ВИЧ. Ежегодно, в результате осложнений в мире умирают сотни человек, в прошедшем 2009 году вирус А/Н1N1 (свиной грипп) унес несколько тысяч человеческих жизней.)
И напоследок… Видео-вопрос… (демонстрируется видеоролик, но можно ограничиться и просто вопросом)
Реклама многих противогриппозных средств обещает быстрое снижение температуры, снятие боли в горле и прекращение насморка. Могут ли эти качества рекламируемых продуктов привести к более быстрому выздоровлению, и почему?
Ответ: К сожалению, не существует панацей (абсолютно эффективных средств) от гриппа. Самым главным способом не навредить организму является устранение возможности осложнений. Они могут возникнуть, прежде всего, из-за того, что ослабляется иммунная система. А она работает у большинства людей очень эффективно. Как? Повышается температура выше 38°С, что является губительным для большинства вирусов. Кровь приливает к местам проникновения инфекции, что выражается в реакции воспаления. Белые кровяные клетки (лейкоциты) начинают вырабатывать антитела, причем, этот процесс тоже идет более эффективно при повышенной температуре. Выделение слизи из носа способствует вымыванию большинства тех микроорганизмов, которые могут вызвать осложнения. Даже боль имеет очень большое значение – она обращает наше внимание конкретно на место поражения). Наше поведение направляется на устранение причины боли и способствует быстрейшему выздоровлению. Например, если болят суставы, большинство людей с удовольствием переходят на постельный режим. Следовательно, применение «Колдрекса” и тому подобных препаратов, снимающих симптомы, но не убивающих вирусы, в самом идеальном случае, имеет только психотерапевтический эффект. Просто больному становится субъективно «лучше”. К сожалению, эти препараты могут принести много вреда в наше рыночное время. Снижая температуру, они способствуют сохранению вируса в организме в скрытом виде, неактивной, «дремлющей” форме. Человек, который после их применения не ощущает себя больным, часто даже не сидит дома, а идет на работу или учебу, где подвергается громадному количеству факторов, вызывающих осложнения. Правда, они могут проявиться через несколько недель, и даже лет. Кроме того, этот человек является источником заражения, потому что на вирус гриппа эти препараты не влияют.
В предыдущей статье мы говорили, что один из наиболее популярных способов запоминания последовательностей – составление мнемонических фраз. Теперь же обратимся к другому не менее интересному методу мнемотехники — дороге Цицерона и римской комнате. Эти приемы весьма схожи между собой и являются одной из вариаций дворца памяти. Некоторые считают, что все эти понятия в принципе синонимичны, мы же выделили бы важное отличие, касающееся именно запоминания правильного порядка слов или мыслей. В общем виде информация во дворце памяти размещается произвольно — привязывается к неким объектам по наиболее подходящему для вас принципу. Если же вам нужно запомнить последовательность, то традиционный дворец памяти стоит заменить дорогой Цицерона или римской комнатой.
Использование метода Цицерона и римской комнаты
Для запоминания какой информации можно прокладывать дороги Цицерона и возводить римские комнаты?
- Если вам нужно выучить абстрактный список слов, привяжите их к опорным точкам: что-то вроде «кошка, спящая на лавочке на остановке», «стиральная машина, которую оставили у входа в магазин», «доброта, с которой были высажены цветы в клумбе». Также данный метод позволяет запоминать, например, опорные мысли для речи и тому подобные достаточно развернутые фразы (не только отдельные слова). Например, выделите в речи ключевые мысли и привяжите их к опорным пунктам.
- Для запоминания короткого плана используйте метод Цицерона таким образом: на остановке стоит мужчина, читающий газету, в которой говорится о новом успешном проекте вашей компании (рассказать о проекте в общем). Около магазина привязана очень большая собака, которая растет буквально на глазах (показывает, как увеличатся продажи). Далее по пути клумба — работник высаживает совочком цветы (описать инструменты).
- Если вы бы хотели запомнить некие тезисы, возьмите, скажем, такие образы: мужчина читает газету с конкретными сведениями о проекте, которые вы бы хотели озвучить; по мере роста собаки, на ее комбинезоне меняются цифры — с 0,05 до 21,7; работник высаживает цветы с помощью таких инструментов, как BTL или рекламная кампания. Здесь важно ярко представить себе данные процессы и закрепить эти образы (картинки) в памяти, несколько раз пройтись по римской комнате или дороге Цицерона и убедиться, что все на своих местах.
- Если вам надо запомнить последовательность, которую вам только сейчас назовут (например, на спор запомнить 10, 20, 50 случайных слов), ваши действия будут точно такими же, как и в случае обычного использования метода Цицерона или строительства римской комнаты. Главное отличие — вам нужно будет очень быстро привязывать случайные слова к опорным точкам, при этом у вас в голове уже должен быть готовый маршрут. Как научиться быстро запоминать такие последовательности с первого раза? Упорно тренироваться.
Подарки нашим читателям
В благодарность тем, кто дочитал статью до конца, мы дарим подарки от наших партнеров: скидки на книги, фильмы, онлайн- и офлайн-курсы, подарки и многое другое! А для любителей вкусненького – скидки на чай/кофе, сладости и пиццу ;))
Получить подарок