Методы кредитно денежной политики
45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики
Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.
Инструменты:1) Операции на открытом рынке. Они представляют собой покупку и продажу центральным банком ценных бумаг. Продажа поведет за собой сокращение денежной массы. Считается самым эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Используют 2 вида операций: прямые сделки (т.е. с немедленной поставкой) и сделки репо (означают покупку ценных бумаг с обязательством выкупить их обратно через определенный срок). По типам операции открытого рынка делятся на динамические (направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы) и защитные (направлены на поддержание стабильности финансовой системы в случае неожиданного отклонения).
2) Рефинансирование банков. Прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег. ЦБ может влиять на объем рефинансирования двумя способами: – воздействуя на величину процентной ставки по кредитам (растет ставка – растет стоимость кредитов ЦБ – сокращается объем заимствований);
– воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования. Политика рефинансирования воздействует на объемы кредитования путем выдачи ссуд и предполагает определение центральным банком целей. Условий и сроков кредитования.
Рефинансирование используется как инструмент стабилизации банковской системы (предоставление дополнительных резервов в кризисный период). Политика рефинансирования обладает меньшим прямым воздействием на денежную сферу
3) Резервные требования. ЦБ имеет право требовать от банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственной денежную массу (и наоборот). Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов.
4) Депозитные операции– привлечение свободных денежных средств банков в срочные депозиты банка России. Предназначены для стерилизации свободной банковской ликвидности. Они проводятся 2 способами: на фиксированных условиях или на условиях аукциона. Такие операции «связывают» избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы.
5) Прямые количественные ограничения– установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.
Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.
Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.
Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.
Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
-
Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
-
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
-
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
-
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Операции на открытых рынках.
Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.
Изменение минимальной резервной нормы.
Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.
Изменение учетной ставки.
Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.
Политика дешёвых денег
Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Политика дорогих денег
Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это — кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.
Он может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
«Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования*(247) обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров. (Статьи 36-37 Федерального закона).
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.
Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.
При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.
На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.*(248)
После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России». (Статья 38 Федерального закона).
В ст. 39 Федерального закона говорится, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.
В ст. 40 сказано, что «под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.
Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России».
В ст. 41 приводится понятие валютной интервенции Банка России. Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
В ст. 42 сказано, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики».
Банк России вправе устанавливать прямые количественные ограничения. Это означает установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
При этом он вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени, касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации. (Статья 43 Федерального закона).
Статья 44 Федерального закона предоставляет право Банку России выпускать свои облигации. В ней говорится, что «Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.
Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов».
Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, необходимо в процессе ее разработки и реализации учесть множество разнообразных социально-экономических, политических, государственно-правовых, международных, психологических и других общественных факторов, которые детерминируют процессы развития или, наоборот, спада в функционировании денежной и кредитной систем.
Методы осуществления денежно-кредитной политики государства
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей. Различают прямые и косвенные методы.
Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
ѕ Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
ѕ Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
Общими являются следующие методы денежно-кредитной политики.
1) Учетная (дисконтная) политика — один из наиболее старых и испытанных методов кредитного регулирования. Это условия, на которых центральный банк покупает векселя у коммерческих банков. Она относится к прямым методам регулирования и представляет собой вариант регулирования стоимости банковских кредитов. В случае когда предприниматель расплачивается с поставщиком не сразу, а через определенный срок, например квартал, для подтверждения отсрочки платежа он обычно выписывает вексель. Поставщик товара может либо ожидать наступления срока его оплаты, либо оплатить им свои денежные обязательства, либо реализовать его коммерческому банку. Покупая вексель, коммерческий банк тем самым осуществляет его учет, но выплачивает продавцу не всю сумму, а лишь часть, удерживая определенный процент (комиссию). Коммерческий банк в случае необходимости может переучесть полученный вексель в центральном банке, при этом последний удерживает в свою пользу также определенный процент, или учетную ставку. Устанавливая единую учетную ставку, центральный банк тем самым определяет ее самую низкую границу для коммерческих банков.
Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Уменьшение учетной ставки действует в обратном направлении: вызывает рост предоставления ссуд коммерческими банками и оживление инвестиционной активности. В России функцию учетной ставки выполняет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой осуществляется предоставление прямых кредитов, переучет векселей, ссуды под залог ценных бумаг, организация кредитных аукционов. При установлении учетной ставки учитывается влияние процентной политики на формирование производственных затрат и на уровень доходности вкладов физических лиц в коммерческих банках. Объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Банка России, составляет лишь незначительную часть привлекаемых ими средств. Поэтому изменение учетной ставки центрального банка стоит рассматривать скорее как индикатор общеэкономической ситуации в стране, информирующий экономических агентов о направлении изменения инфляционной ситуации.
2) Операции на открытом рынке — продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков ценных бумаг (государственных казначейских обязательств, а также облигаций промышленных компаний и банков и учитываемых центральным банком коммерческих векселей). Этот метод стал активно использоваться после Второй мировой войны, когда центральные банки стран в значительной мере переориентировались на косвенные методы регулирования экономики. При покупке ценных бумаг увеличивается, а при их продаже уменьшается объем собственных резервов коммерческих банков в отдельности и банковской системы в целом, что обусловливает изменение стоимости кредита, а значит, и спроса на деньги.
Операции на открытом рынке различаются по следующим критериям:
ѕ условия сделки — купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей (операции РЕПО);
ѕ объекты сделок — операции с государственными или частными бумагами;
ѕ срочность сделки — краткосрочные операции с ценными бумагами (до трех месяцев) и долгосрочные (от года и более);
ѕ сфера проведения операций охватывает только банковский сектор или включает в себя и небанковский сектор рынка ценных бумаг;
ѕ способы установления ставок определяются центральным банком или рынком.
3) Изменение минимальной резервной нормы. В настоящее время минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций».
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Понижение нормы денежных резервов приведет к увеличению денежного мультипликатора, а следовательно, увеличит объем той денежной массы, которую может поддерживать некоторое количество резервов. Если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к мультипликационному уменьшению денежного предложения. Этот процесс происходит очень быстро. Ибо, как только подписывается решение об увеличении резервных норм, каждый банк сразу же обнаруживает недостаточность своих резервов. Он срочно продаст часть своих ценных бумаг и потребует возвращения ссуд.
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке.
Селективные методы денежно-кредитной политики, включают:
1) контроль по отдельным видам кредитов (кредитов под залог биржевых ценных бумаг, потребительских кредитов, ипотечного кредитования), осуществляемый, как правило, в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство ставит своей задачей перераспределение их в пользу определенных отраслей или ограничение общего объема потребительского спроса;
2) регулирование риска и ликвидности банковских операций в основном путем установления соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка.
Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Методы контроля и регулирования денежной массы включают:
— установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
— определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
— операции на открытом рынке;
— рефинансирование банков и кредиты правительству;
— валютные интервенции;
— операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
— установление целевых ориентиров роста денежной массы;
— количественные кредитные ограничения;
— эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).
Официальная процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:
1) ставка учетного процента – условия, на которых ЦБ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, т.к. векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы – эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету – редисконтированием;
2) процентная ставка по ломбардным операциям – кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае – не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).
Значение этого инструмента состоит в следующем:
– регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
– официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночных в ту или иную сторону.
В отечественной практике официальная ставка ЦБ как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременно с началом децентрализации банковской системы. Но поскольку отсутствовал механизм коммерческого кредитования и, следовательно, обращение коммерческих векселей, не был развит рынок ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.
Ставка рефинансирования – это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок. Развитие рынка ценных бумаг и вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей. К инструментам денежно-кредитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.
Центральным банком разработан порядок представления переучетных и ломбардных кредитов. Переучетный кредит – это предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита. Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком. Требования к векселям, предъявленным к переучету, состоят в следующем:
– это должны быть простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме;
– вексельная сумма (номинал векселя) должен быть не менее 100 млн. рублей;
– векселями должны быть платежеспособные предприятия имеющие расчетный счет в данном коммерческом банке;
– вексель должен быть выписан под реально произведенную отгрузку товаров или оказание услуг, то есть должен быть товарным. По требованию Банка России коммерческий банк должен представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, оказания услуг, отгрузочные документы. Цель данного условия состоит в ограничении возможности эмиссии денег под финансовые долговые обязательства, во взаимосвязи эмиссии кредитных денег и потребностей товарооборота.
Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее, чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.
С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты с целью регулирования их ликвидности. Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:
– путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;
– через проведение аукциона заявок банков по сложившейся на аукционе ставке отсечения.
Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий – это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:
– это должны быть государственные ценные бумаги, включенные в Ломбардный список Банка России;
– должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;
– должны иметь срок погашения не ранее, чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.
Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита. Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.
Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в экономике является использование косвенных методов воздействия. Влияние Банка России на уровень ставок процента осуществляется путем регулирования денежного предложения. Ставка рефинансирования (в любом из ее вариантов) является лишь ориентиром для определения ставок по операциям коммерческих банков.
Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержание на определенном уровне денежной массы в обращении.
Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы, как обязательные вклады банков, были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других шестнадцати крупных го родов США действовали такие же резервные требования. Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в нью-йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%. Требования резервирования были распространения на все банки США в 1913 г. с созданием Федеральной резервной системы. До первой мировой войны функции обязательных резервов состояли из обеспечения ликвидности банков и сохранности депозитов. Впоследствии определяющим стало значение обязательных резервов как инструмента денежно-кредитного регулирования.
Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие:
– денежный буфер –в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах;
– управление ликвидностью –резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;
– регулирование денежного предложения –обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны.
– налогообложение –резервные требования представляет собой некоторый аналог налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража государства;
– второстепенные регулирующие функции–в ряде случаев резервные требования выполняют функции, нехарактерные для большинства центральных банков. Например, они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.
В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.
Применение этого инструмента денежно-кредитного регулирования основано на нескольких правилах:
– норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;
– резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;
– обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;
– государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.
Центральные банки многих стран в течение 1990-х гг. снижали или полностью отказывались от резервных требований. Тем не менее, многие центральные банки сохраняют резервные требования, поскольку резервирование обеспечивает прямой и качественный контроль над предложением денег.
В России впервые резервные требования используются в качестве инструмента регулирования с появлением в кредитной системе коммерческих структур. В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачислению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ, устанавливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.
В законе о ЦБ РФ определен верхний предел резервных требований (20%), предусмотрена возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.
Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливается Советом директоров Банка России. С 1 марта 2013 г. норма обязательных резервов установлена на уровне 4,25%.
Изменение уровня обязательных резервов – наиболее действенный инструмент денежно-кредитного регулирования, поскольку непосредственно воздействуют на депозитную базу банков.
Операции на открытом рынке ценных бумаг – это метод заключается в покупке или продаже ЦБ ценных бумаг, используемый для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков. По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 11.1).
В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Цель – привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ. ЦБ покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.
Рис. 11.1. Типология операций на открытом рынке ценных бумаг
Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:
– низкий кредитный риск;
– высокая ликвидность;
– обращение на организованном рынке.
Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно ГКО–ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок. В ихсоставе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP – repurchase agreement) – это соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:
– цена покупки;
– цена обратной продажи;
– временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.
С целью сделать операцию привлекательной для коммерческих банков, ЦБ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.
Рефинансирование коммерческих банков – это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты. Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 11.1.
Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Не смотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной. Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, – около 400%, в Германии – 317%.
Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.
Составная часть проводимой Банком России политики регулирования ликвидности кредитных организаций – депозитные операции с кредитными организациями. Цель таких операций – изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций.
Для проведения этих операций используются следующие механизмы:
– проведение депозитных аукционов;
– проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента;
– прием на депозит средств банков, заключивших с ЦБ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» (осуществляется на стандартных условиях, предлагаемых ЦБ);
– прием на депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.
Таблица 11.1
Виды кредитов для рефинансирования коммерческих банков
Виды кредитов | Срок | Ставка (в % годовых) | Вид обеспечения | |
Внутридневные | — | Блокировка ценных бумаг из ломбардного списка банка России | ||
Векселя, права требования по кредитным договорам | ||||
Слитки золота, находящиеся в хранилище Банка России | ||||
Овернайт | 1 рабочий день | 8,25% | Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России | |
Залог векселей, прав требования по кредитным договорам | ||||
Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России | ||||
Ломбардные кредиты | 1 календ. день | 6,5% | Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России | |
7 календ. дней | определяется на аукционе | Залог ценных бумаг из ломбардного списка банка России | ||
3 месяца | ||||
12 месяцев | ||||
Кредиты, обеспеченные нерыночными активами | до 90 календ. дней | 7% | Залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций | |
от 91 до 180 календ. дней | 7,5% | |||
от 181 до 365 календ. дней | 8% | |||
Кредиты, обеспеченные залогом золота | до 90 календ. дней | 6,75% | Залог слитков золота, находящихся в хранилище Банка России |
Внутридневные кредиты – кредиты Банка России, предоставляемые кредитной организации путем осуществления платежа с ее банковского счета (основного счета) сверх остатка денежных средств на данном счете в пределах установленного лимита кредитования.
Кредиты овернайт – кредиты Банка России, предоставляемые кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита путем зачисления суммы кредита на соответствующий основной счет – корреспондентский счет (субсчет) кредитной организации.
Ломбардные кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России, предоставляемые кредитной организации на основании заявки/заявления путем зачисления денежных средств на корреспондентский счет/корреспондентский субсчет кредитной организации, открытый в Банке России.
Кредиты Банка России, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, предоставляемые кредитной организации на основе заявления путем зачисления денежных средств на корреспондентский счет/корреспондентский субсчет кредитной организации, открытый в Банке России.
Кредиты Банка России, обеспеченные залогом золота и предоставляемые на корреспондентские счета, открытые в уполномоченных территориальных учреждениях Банка России.
Валютные интервенции – это операции Банка России по покупке или продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег, снижения волатильности валютного рынка.
Таргетирование в широком смысле –это применение доступного спектра экономической политики для ответственного достижения количественных ориентиров целевой переменной. Предметом таргетирования могут выступать валютные курсы, темпы инфляции, денежные агрегаты. Таргетирование денежной массы в настоящее время основано на определении целевых параметров агрегата М2. Это показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию.
Прямые количественные ограничения могут применяться ЦБ в исключительных случаях. К ним относятся такие административные методы, как:
– установление лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств;
– определение видов обеспечения активных операций;
– введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам;
– прямое ограничение кредитной маржи.
В настоящее время прямые количественные ограничения ЦБ не применяются.
Контрольные вопросы
1. Назовите объект, предмет и цели денежно-кредитной политики эмиссионного банка.
2. Охарактеризуйте типы и методы денежно-кредитного регулирования.
3. Каков порядок разработки денежно-кредитной политики Банка России?
4. Проведите анализ системы инструментов денежно-кредитной политики.
5. Как влияет на денежное предложение использования отдельных инструментов ДКП?
6. Охарактеризуйте систему рефинансирования коммерческих банков.
7. В чем состоят особенности применения резервных требований как инструмента денежно-кредитного регулирования?
8. Проанализируйте основы проведения операций на открытом рынке и их влияние на кредитный потенциал коммерческих банков.
9. Какова роль депозитных операций Банка России в регулировании ликвидности коммерческих банков?