Межведомственная комиссия по защите государственной
Положение
о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны
(утв. Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286)
I. Общие положения (п.п. 1 — 3)
II. Полномочия (п. 4)
III. Обеспечение деятельности (п.п. 5 — 11)
I. Общие положения
1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее — Межведомственная комиссия) является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.
2. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации.
3. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации «О государственной тайне», иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
II. Полномочия
4. Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия:
— координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны;
— рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;
— формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
— формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
— формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство Российской Федерации;
— определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;
— осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника;
— рассматривает в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной тайне», запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;
— рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие экспертные заключения;
— принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации;
— организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
— организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;
— рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
— рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам;
— дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения;
— координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации;
— координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
— решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну;
— дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности;
— координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны;
— осуществляет разработку методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение указанных руководителей от государственной аттестации;
— осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
III. Обеспечение деятельности
5. Межведомственная комиссия формируется в составе председателя Межведомственной комиссии, его заместителей и членов Межведомственной комиссии.
Председатель Межведомственной комиссии назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Председатель Межведомственной комиссии по вопросам ее деятельности подотчетен Президенту Российской Федерации.
Председатель Межведомственной комиссии:
организует деятельность Межведомственной комиссии и обеспечивает контроль исполнения ее решений;
организует перспективное и текущее планирование деятельности Межведомственной комиссии;
организует выполнение Межведомственной комиссией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
докладывает Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии;
представляет Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеет право переписки с указанными органами и организациями;
вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других актов, заключений, поправок и официальных отзывов на проекты федеральных законов, а также другие документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии;
запрашивает и получает в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан необходимые для осуществления деятельности Межведомственной комиссии информацию, документы и материалы;
создает межведомственные рабочие и экспертные группы для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии;
утверждает Регламент Межведомственной комиссии;
определяет порядок рассмотрения Межведомственной комиссией отдельных вопросов, входящих в ее компетенцию;
пользуется в установленном порядке базами данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
6. В состав Межведомственной комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и (или) их заместители.
При необходимости в состав Межведомственной комиссии могут быть включены другие должностные лица.
Состав Межведомственной комиссии по должностям утверждается Президентом Российской Федерации, а персональный состав — Правительством Российской Федерации.
7. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет центральный аппарат Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
8. Заседания Межведомственной комиссии проводятся на плановой основе в соответствии с Регламентом, утверждаемым председателем Межведомственной комиссии. В случае необходимости по решению председателя Межведомственной комиссии могут проводиться внеочередные заседания.
Присутствие на заседании Межведомственной комиссии ее членов обязательно. Они не вправе делегировать свои полномочия другим должностным лицам. В случае невозможности присутствия члена Межведомственной комиссии на заседании его мнение по рассматриваемым вопросам представляется в письменном виде.
9. Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
10. Члены Межведомственной комиссии обладают равными правами при принятии решения.
В случае несогласия с принятым решением каждый член Межведомственной комиссии имеет право изложить в письменном виде свое особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания.
Решение не может быть принято в случае несогласия с ним члена Межведомственной комиссии, представляющего федеральный орган государственной власти, Администрацию Президента Российской Федерации, иной государственный орган, к чьей компетенции в соответствии с федеральным законодательством отнесен рассматриваемый вопрос.
11. Решения Межведомственной комиссии при необходимости представляются Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также направляются (в части, их касающейся) в органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.
При необходимости по решениям Межведомственной комиссии, принятым в соответствии с настоящим Положением, могут разрабатываться проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение в установленном порядке.
Приложение N 1
к Указу Президента РФ
от 6 октября 2004 г. N 1286
Структура
Межведомственной комиссии по защите государственной тайны
Председатель Межведомственной комиссии
Заместители председателя Межведомственной комиссии
Члены Межведомственной комиссии
Ответственный секретарь Межведомственной комиссии
Структурное подразделение центрального аппарата ФСТЭК России (организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии)
Межведомственные рабочие и экспертные группы по направлениям деятельности
Приложение N 2
к Указу Президента РФ
от 6 октября 2004 г. N 1286
Состав
Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям
Директор ФСТЭК России (председатель Межведомственной комиссии)
Первый заместитель директора (заместитель директора, руководитель службы) ФСБ России (заместитель председателя Межведомственной комиссии)
Первый заместитель (заместитель) Министра обороны Российской Федерации (заместитель председателя Межведомственной комиссии)
Первый заместитель (заместитель) Министра внутренних дел Российской Федерации
Первый заместитель (заместитель) Министра иностранных дел Российской Федерации
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации
Заместитель Министра промышленности и энергетики Российской Федерации
Заместитель Министра финансов Российской Федерации
Заместитель Министра экономического развития и торговли Российской Федерации
Заместитель Министра юстиции Российской Федерации Директор (заместитель директора) ФСО России
Начальник (заместитель начальника) ГУСПа
Первый заместитель директора — начальник службы (заместитель директора — начальник службы) СВР России
Заместитель директора ФСТЭК России
Руководитель (первый заместитель руководителя) Росатома
Представитель Администрации Президента Российской Федерации
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации
Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации
Содержание
- Общее понятие и правовое положение органа
- Структура органа
- Чем в своей деятельности руководствуется Комиссия
- О направлениях деятельности
- Полномочия
- Функции председателя
- Функции заместителя
- Функции ответственного секретаря
- Обеспечение деятельности Межведомственной комиссии
- О совершенствовании работы Межведомственной комиссии
- Как обратиться в Комиссию
- ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
Информация об изменениях:
Указом Президенте РФ от 11 августа 2014 г. N 563 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия:
координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны;
рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;
формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство Российской Федерации;
определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;
осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника;
ГАРАНТ:
См. Положение о порядке рассекречивания документов, созданных КПСС, утвержденное решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 14 июля 2001 г. N 75
рассматривает в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной тайне», запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;
рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие экспертные заключения;
принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации;
организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;
рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам;
дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения;
координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации;
координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну;
дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности;
координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны;
разрабатывает методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании которых выдается документ об образовании и (или) о квалификации, дающий право указанным руководителям считаться прошедшими государственную аттестацию;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.
Одним из органов исполнительной власти РФ, в соответствии с Законом «О государственной тайне», действующим на федеральном уровне, является Комиссия по защите государственной тайны, которая относится к группе межведомственных органов. В чем заключаются особенности ее работы? Каковы основные направления деятельности и какой состав она имеет? Рассмотрим все это более детально далее.
Общее понятие и правовое положение органа
Межведомственная комиссия, рассматриваемая в данной статье, является органом, отнесенным к структуре исполнительной власти, функционирующей на федеральном уровне. Стоит отметить, что все акты нормативного характера, принятые данной государственной структурой, являются обязательными для исполнения всеми властями отдельных субъектов государства, предприятиями, организациями, а также частными лицами.
Правовой статус данной Комиссии определяется положениями, закрепленными в Указе Президента РФ №1286 от 6 октября 2004 года. В нем сказано, что данная Межведомственная комиссия является главным органом, обеспечивающим решение проблем, возникающих на почве несовершенства принятых мер по защите информации по всей территории РФ.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны подчиняется Президенту государства, который занимается назначением ее руководителя (либо является таковым сам).
Структура органа
Говоря об особенностях структуры рассматриваемой Комиссии, следует отметить то, что данный орган относится к группе коллегиальных. Председателем Межведомственной комиссии является действующий Президент государства или лицо, назначаемое им лично. Так, в настоящее время данный пост занимает советник Президента.
Кроме председателя, в состав рассматриваемого органа входят заместители руководящего лица, а также назначенные ответственные секретари, статс-секретарь и несколько помощников.
Рассматривая состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, стоит обратить свое внимание на то, что в нее входят лица, занимающие руководящие посты в сфере безопасности на общегосударственном уровне:
- министр внутренних дел;
- начальник ГУСПа;
- министр промышленности;
- министр финансов;
- руководитель правительственного аппарата;
- начальник Государственно-правового управления Президента;
- председатель СБРФ и его заместитель;
- Генеральный прокурор и его помощники;
- министр юстиции;
- директор ФСТЭК;
- начальник управление СВР и его заместитель;
- директор ФСО и его заместитель.
Состав органа утверждается исключительно Президентом страны, путем подписания им отдельного указа.
Чем в своей деятельности руководствуется Комиссия
Что касается особенностей регулирования деятельности рассматриваемой Межведомственной комиссии, то оно осуществляется исходя из положений, представленных в некоторых актах, включенных в современную систему законодательства. К их числу относятся:
- Конституция РФ;
- закон «О государственной тайне»;
- акты Президента;
- акты Правительства;
- международные договоры, ратифицированные РФ;
- проект «Концепции совершенствования правового обеспечения безопасности в информационной среде РФ».
Стоит отметить, что все виды своей деятельности данная Комиссия должна производить только на основании перечисленных актов. Что касается направлений деятельности этой государственной структуры, а также ее обязанностей и прав, то наиболее детально они прописаны в содержании упомянутого выше Указа № 1286.
О направлениях деятельности
Отдельное внимание стоит обратить на те направления, в которых рассматриваемая Комиссия осуществляет свою деятельность. Из них основным является то, которое определяет обеспечение безопасности в области сохранности гос. тайны. Что касается процесса осуществления защиты засекреченных данных, то она производится путем применения некриптографических методов. В качестве защищаемого объекта может выступать любая информация, которая содержит в себе данные служебной или государственной тайны. Говоря о направлениях защиты, то данный вид деятельности Комиссии подразумевает предотвращение утечки секретной информации по каналам технического типа, несанкционированного доступа к ней, а также от специфических мер воздействия на нее, целью которых может быть уничтожение сведений, их блокирование, искажение и т. п. К ряду вопросов Межведомственной комиссии по защите государственной тайны также относится разработка и реализация методик противодействия техническим средствам разведки на территории РФ или, если сказать более простым языком, обеспечение технической защиты информации.
Кроме этого, данный орган, в силу вверенных ему полномочий, активно ведет контролирующую и координирующую деятельность в отношении всех органов, отнесенных к разряду государственной власти, а также самоуправления на местах.
И, наконец, еще одним немаловажным направлением деятельности рассматриваемой структуры является то, что ее члены имеют возможность принимать активное участие в в разработке новых законопроектов в сфере обеспечения безопасности государственной тайны и ее сохранности. Кроме того, данная структура имеет право принимать участие в совершенствовании законодательства, действующего в данной сфере в настоящее время.
Следует отметить, что документы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, опубликованные для всеобщего доступа, являются обязательными для исполнения всеми органами власти, а также рядовыми гражданами.
Полномочия
Стоит отметить, что рассматриваемая Комиссия имеет определенный перечень полномочий, закрепленных в законном порядке, в содержании Указа № 1286. Во втором его разделе представлен полный их перечень.
К ряду полномочий Межведомственной комиссии по защите государственной тайны современное законодательство относит:
- координацию деятельности органов власти во всей стране, на различных уровнях;
- разработку предложений по усовершенствованию системы охраны государственной тайны, а также последующее представление их на рассмотрение Президенту и Правительству;
- формирование полного перечня тех сведений, которые должны быть отнесены к категории государственной тайны;
- формирование списка должностей, имеющих доступ к информации, представляющей собой тайну общегосударственного масштаба;
- формирование перечня особорежимных объектов РФ, а также его последующее представление Правительству;
- определение строгого порядка рассекречивания сведений, отнесенных к разряду государственной тайны;
- проведение процесса рассекречивания данных КПСС, Правительства СССР, а также всех остальных документов, находящихся в архивах и имеющих соответствующий гриф секретности;
- рассмотрение запросов, поданных различными органами на предмет рассекречивания фактов, находящимися под грифом секретности;
- координацию работы, ведущейся в сфере подготовки или последующей переподготовки всех кадров, имеющих допуск к засекреченной информации.
Рассмотрим далее особенный перечень функций, возлагаемых на лиц, занимающих ключевые посты в данной государственной структуре.
Функции председателя
Говоря об основных задачах деятельности председателя рассматриваемой Комиссии, стоит отметить то, что они заключаются в обеспечении нормального функционирования структуры. К числу основных функций лица, занимающего пост председателя Межведомственной комиссии, относятся:
- организация деятельности структуры;
- внесение докладов Президенту относительно работы Комиссии;
- подписание всех документов, отнесенных к ведению Комиссии;
- учреждение Регламента Межведомственной комиссии.
Стоит также отметить то, что именно председатель рассматриваемой организации осуществляет процесс внесения на рассмотрение Президенту страны и Правительству проектов законов, а также других актов нормативного характера, разработанных органом в целях усовершенствования работы Межведомственной комиссии.
Функции заместителя
Говоря о функциях, возложенных на заместителя председателя Межведомственной комиссии, в первую очередь стоит отметить то, что в случае отсутствия во время заседаний руководящего лица именно на него возлагается роль обеспечения всех его функций. Что касается перечня основных функций этого должностного лица, то к ним относятся:
- представление Межведомственной комиссии во всех взаимоотношениях, которые в ходе работы возникают с другими органами власти в государстве;
- использование баз данных Администрации Президента;
- организация детального планирования деятельности Комиссии;
- совершение председателю докладов относительно ведения работы Межведомственной комиссии;
- организация подготовки заседаний органа;
- обеспечения полноценного контроля за надлежащим исполнением решений, принятых Комиссией на ее заседаниях;
- определение точного порядка рассмотрения Межведомственной комиссией определенных вопросов, отнесенных к области ее компетенции;
- организация надлежащего взаимодействия с другим органами власти по определенным вопросам взаимодействия по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии.
Стоит отметить, что по отдельному поручению, изданному председателем рассматриваемого органа, заместитель может получить право подписи всех документов, заверение которых относится к компетенции рассматриваемой государственной структуры.
Функции ответственного секретаря
В рассматриваемой Комиссии лицом, обеспечивающим слаженность работы Комиссии, является секретарь, обязанности которого также стоит рассмотреть детально.
К перечню функций ответственного секретаря относятся:
- организация ведения работы, связанной с подготовкой докладов Президенту относительно работы Межведомственной комиссии;
- обеспечение нормальной организации работы, связанной с подготовкой проектов законов, содержание которых имеет непосредственное отношение к обеспечению гос. тайны;
- ведение подготовки заседаний Комиссии;
- обеспечение качественной и своевременной подготовки проектов планов дальнейших действий Комиссии;
- организация нормальной работы по обобщению данных, документов и материалов, нужных для нормальной работа Комиссии;
- решение организационных вопросов в отношении работы экспертных групп, а также для обеспечения работы Межведомственной комиссии.
Кто может занимать пост ответственного секретаря? Как правило, на данную должность назначается заместитель директора ФС, осуществляющей экспортный и технический контроль.
Обеспечение деятельности Межведомственной комиссии
Говоря об особенностях технического обеспечения деятельности рассматриваемой Комиссии, стоит отметить, что данная обязанность возлагается на центральный аппарат ФС по экспортному и техническому контролю.
Что касается особенностей проведения заседаний рассматриваемой комиссии, то они осуществляются в строгом соответствии с обозначенным Регламентом, утвержденным председателем структуры. Все члены Комиссии обязаны присутствовать на ее заседаниях. В тех случаях, когда конкретное лицо не имеет физической возможности присутствовать самостоятельно, он имеет возможность делегировать свою обязанность другому должностному лицу. Кроме этого, допускается рассмотрение мнения отдельного члена Комиссии, изложенного на бумаге в письменном виде. В процессе принятия решений все члены структуры имеют равные права между собой. В том случае, если один из ее участников имеет протест относительно принятого решения, то он имеет право изложить его в письменном виде, а также параллельно предложить его пересмотр с учетом определенных особенностей. Данный документ должен быть приобщен к протоколу, составленному в процессе проведенного заседания. Стоит отметить, что если против общепринято решения свой протест выдвигает член структуры, представляющий федеральный орган власти, то оно не может быть принято.
Решения, принятые на заседаниях Межведомственной комиссии, являются обязательными к исполнению всеми органами власти, а также государственными структурами и органами самоуправления на местах. в случае необходимости принятые решения могут быть направлены лично Президенту страны, а также в отдельные органы власти и самоуправления на местах. В некоторых случаях по таким решениям производится разработка проектов указов и распоряжений правительственными органами.
О совершенствовании работы Межведомственной комиссии
В последнее время на федеральном уровне ведется активная работа, направленная на совершенствование законодательства. Стоит отметить, что, по мнению большинства экспертов в области юриспруденции и государственной безопасности, наряду со всем необходимо также и проведение совершенствовании законодательства в области работы Межведомственной комиссии. Что касается направлений, в которых должны быть рассмотрены возможности введения улучшений, то они, в первую очередь, должны касаться формирования единой общегосударственной системы обеспечения информационной безопасности субъектов страны.
Также многие специалисты в указанных областях настоятельно рекомендуют провести более детальный анализ актов нормативного характера относительно обеспечения безопасности в информационной сфере, действующих в других странах мира.
Как обратиться в Комиссию
Стоит отметить, что рассматриваемая государственная структура ведет активную деятельность, связанную с обработкой обращений граждан, имеющих определенную информацию относительно нарушения законодательства в сфере обеспечения государственной тайны, а также въезда-выезда определенных лиц за пределы РФ.
Для совершения обращения лицу необходимо отправить электронное письмо на официальную почту или по адресу ее расположения. Кроме этого, обращение можно совершить лично, предварительно оформив запись на конкретное время по номеру телефона, указанному на сайте.
Адрес Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Москва Г-200, Смоленская-Сенная площадь, 32/34.
Задачи:
— обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты государственной тайны, осуществление организационных и практических мероприятий по укреплению режима секретности и постоянному контролю за его соблюдением в Аппарате;
— методическое руководство этой работой в исполнительных органах государственной власти Республики Крым;
— обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в сфере защиты государственной тайны;
— разработка предложений по совершенствованию системы защиты государственной тайны, обеспечению информационной безопасности и мобилизационной работы в Аппарате, противодействие иностранным техническим разведкам;
— осуществление работы по комплектованию архивного фонда секретными документами, учет и обеспечение их сохранности, а также сохранение в тайне сведений, содержащихся в этих документах.
Функции:
1. Участвует в подготовке предложений в проекты законов Республики Крым, нормативных правовых актов Главы Республики Крым, Председателя Совета министров Республики Крым, Совета министров Республики Крым и другие документы, по которым требуется решение Совета министров Республики Крым по вопросам, относящихся к установленной сфере ведения Управления.
2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других нормативных актов по вопросам защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности, разрабатывает:
— мероприятия, направленные на совершенствование механизма обеспечения режима секретности, выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну;
— номенклатуру должностей членов Совета министров Республики Крым и работников Аппарата, подлежащих оформлению на допуск к совершенно секретным и секретным сведениям.
3. Участвует в подготовке и разработке руководящих и методических документов Аппарата по вопросам защиты государственной тайны, технической защиты информации и мобилизационной подготовки в рамках своей компетенции.
4. Разрабатывает меры по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, переданных Аппарату другими федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Крым, организациями, учреждениями и иностранными государствами, а также сведений, которыми располагает Аппарат в случаях его ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
5. Формирует номенклатуру дел секретного делопроизводства и доводит ее заинтересованным структурным подразделениям Аппарата.
6. Осуществляет ведение секретного делопроизводства в Аппарате, а также секретного архива.
7. Контролирует соблюдение установленного порядка работы с секретными документами, ведет учет и дает заключения об осведомленности работников в сведениях, составляющих государственную тайну.
8. Обеспечивает работу с шифротелеграммами, их незамедлительное прохождение от руководства Совета министров Республики Крым к исполнителям, осуществляет учет и хранение указанных документов.
9. Оказывает методическую помощь структурным подразделениям по защите государственной тайны (работникам, на которых возложены обязанности по защите государственной тайны) исполнительных органов государственной власти Республики Крым по вопросам защиты информации, содержащей государственную тайну, от ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования в процессе ее обработки, передачи и хранения, нарушения работоспособности технических средств и по противодействию техническим средствам разведки.
10. Осуществляет проверки выполнения требований нормативных правовых актов по вопросам технической защиты информации в подразделениях Аппарата, разрабатывает организационные и практические меры по ее совершенствованию.
11. Ведет учет нарушений режима секретности, обобщает и анализирует причины этих нарушений, принимает меры к их устранению и дальнейшему предотвращению.
12. Организует проведение служебных расследований по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну, а также по фактам иных нарушений требований по защите государственной тайны в Аппарате.
13. Совместно со структурными подразделениями Аппарата обеспечивает меры по защите государственной тайны в случаях пожара, аварий и стихийных бедствий, а также в условиях военного времени.
14. Организует работу по повышению мобилизационной готовности Аппарата.
15. Организует заблаговременную подготовку к переводу структурных подразделений Аппарата на работу в период мобилизации и условиях военного времени.
16. Организует взаимодействие Аппарата с правоохранительными органами, Военным комиссариатом Республики Крым, Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками и воинскими формированиями по вопросам организации мобилизационной работы.
17. Организует работу Аппарата на запасных пунктах управления Совета министров Республики Крым в военное время.
18. Организует воинский учет и бронирование работников Аппарата на период мобилизации и в военное время.
19. Участвует в проведении военно-экономических мобилизационных учений и тренировок по переводу Аппарата на режим работы в условиях военного времени.
20. Участвует в доведении сигналов оповещения на проведение мобилизации и перевод Аппарата на работу в условиях военного времени.
21. Контролирует обеспечение режима секретности при работе с документами в местах эвакуации и на неэвакуируемых объектах Совета министров Республики Крым в «Особый период».
22. Организует совместно с другими структурными подразделениями Аппарата работу по допуску работников Аппарата к сведениям, составляющим государственную тайну.
23. Проводит инструктаж работников, допущенных к государственной тайне, проверяет знание ими требований нормативных документов по режиму секретности.
24. Осуществляет постоянный контроль правильности хранения и использования печатей, штампов, ключей, в установленном порядке ведет их учет.
25. Организационно обеспечивает деятельность и принимает участие в подготовке и работе Экспертной комиссии Аппарата по режиму секретности.
26. Вносит предложения о заслушивании на заседании Экспертной комиссии Аппарата по режиму секретности руководителей подразделений Аппарата о выполнении ими требований законодательства Российской Федерации, регламентирующих вопросы защиты государственной тайны.
27. Разрабатывает перечни, выделенных и режимных помещений в административном здании Совета министров Республики Крым и вносит в них изменения.
28. Разрабатывает совместно со структурными подразделениями Аппарата меры по обеспечению режима секретности при осуществлении международных научно-технических и иных связей с иностранными государствами, организациями и их представителями.
29. Контролирует функционирование закрытых видов связи в Аппарате.
30. В целях защиты государственной тайны в административном здании Аппарата контролирует пропускной и внутриобъектовый режим, вносит предложения по их совершенствованию.
31. Готовит предложения по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников Аппарата в области защиты государственной тайны.
32. Осуществляет координацию и взаимодействие Аппарата с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
33. Осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОПРОСЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ЗАЩИТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
(в ред. Указов Президента РФ от 21.04.96 N 573, от 06.06.96 N 815, от 14.06.97 N 594)
В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. N 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, ее структуру и состав по должностям (не приводится).
Правительству Российской Федерации по представлению председателя Межведомственной комиссии по защите государственной тайны утвердить персональный состав Комиссии.
2. Установить, что решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
3. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Министерству обороны Российской Федерации в месячный срок выделить служебные помещения для размещения указанной дополнительной численности работников центрального аппарата Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации.
Министерству обороны Российской Федерации решить вопросы материально — технического обеспечения этих работников центрального аппарата Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации в пределах средств, выделяемых на эти цели.
(в ред. Указа Президента РФ от 06.06.96 N 815)
4. Председателю Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации в связи с изданием настоящего Указа в 2-месячный срок подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, и представить их Президенту Российской Федерации в установленном порядке.